Планирование Мотивация Управление

Compliance questionnaire Анкета оценки качества проводимых мер по линии Комплаенс. Комплаенс: что это — новый шаг в управлении бизнесом или бюрократические процедуры Элементы комплаенс на примере политики Simens

Почему ребенок дерется в школе?

Ребенок школьного возраста уже не малыш и может, как сам издеваться и обижать своих одноклассников, так и стать объектом нападок. Школьник будет не только драться, но может применить и психологическое насилие. Издеваться над одноклассниками можно рассылая смс с угрозами, письма на электронную почту или в социальные сети. Обидные прозвища, нецензурные слова – все это входит в раздел психологического насилия. Почему ребенок обижает одноклассников и что делать в этом случае? Скорее всего, в классе существует группа с неформальным лидером и ваш школьник входит в нее, а издевается он над другими, чтобы самому не стать объектом издевательств других детей. Кстати, такое поведение присуще не только мальчикам, родителям девочек необходимо также наблюдать за своими чадами.

Существует несколько признаков, по которым вы сможете понять, оскорбляет ли ваш отпрыск других детей или нет. Обратите внимания на то, что говорит школьник о своих одноклассниках. Если он отзывается о них плохо, используя обидные прозвища или клички, или по отношению к ним в его речи проявляется агрессия, то необходимо поговорить с учителями, возможно агрессия проявляется не только на словах. У вашего отпрыска могут появляться время от времени дорогие телефоны, игрушки, которые вы ему не покупали, а откуда они у него, школьник объяснить не может. Возможно, это результат агрессивного поведения, когда дорогие вещи отбираются у тех, кто не может за себя постоять.

Каждый родитель агрессивного ребенка рано или поздно задает себе вопрос: что делать, если ребенок унижает и обижает своих сверстников? Ответ на этот вопрос дают психологи, которые долгое время работают с детьми и знают, как скорректировать нежелательное поведение.

В первую очередь, необходимо не допускать конфликтов в семье. Будьте для ребенка примером, и тогда он поймет, что можно добиться результата не применяя агрессию. Если ребенок не знает, как выразить свой гнев и не навредить себе и другим, то вам нужно помочь ему в этом. Например, вы отведете своему подростку место в комнате, где он сможет рвать бумагу, плакать, кричать и топать ногами. Тогда он поймет, что не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям в школе, а можно свои чувства контролировать. Что делать, если ваш ребенок чересчур активен? Возможно, ему некуда девать свою энергию. Тогда можно придумать для него игры на свежем воздухе, головоломки дома, чтобы ему было просто некогда оскорблять других детей. Если вы стали свидетелем того, что ваш ребенок нанес вред чужому чаду, то нужно дать понять школьнику, что он неправ. Вы должны потребовать, чтобы он извинился перед своей жертвой, а дома серьезно поговорить с ним на этот счет и научить его правильному поведению. В вашей семье принято наказывать детей? Не стоит делать этого. Малыш может затаить злость и обиду, а если вы не объясните, за что его наказали, то он больше не станет доверять вам. Он может замкнуться в себе и продолжать агрессивное поведение в школе, но не у вас на глазах. Поэтому психологами рекомендуется использовать в качестве наказания временный запрет на игры с другими детьми. Если ваш ребенок учится в школе, то необходимо поговорить о таком его поведении с учителем. Выяснить, какие меры вы можете предпринять совместно с педагогом для коррекции поведения учащегося. Иногда маленький человечек, который ранее подвергался издевательствам сверстников, сам начинает обижать других детей. Чтобы не допустить такого, вам нужно наладить контакт со школьником и малыш будет рассказывать вам обо всем, что происходит в школе. Это позволит вовремя заметить странности в поведении вашего отпрыска. Нельзя говорить ребенку, что он обязан сам защищать себя, иначе такое поведение может перейти в агрессию по отношению к другим детям.

Как не допустить агрессивного поведения ребенка.

Существуют меры, так называемой, профилактики агрессивного поведения детей. Если ваш ребенок ещё никого не обидел в школе, то вы должны знать, что делать, чтобы такого не случилось никогда.

Ваш отпрыск должен и может участвовать в различных музыкальных и творческих конкурсах – это помогает ему развивать адекватную самооценку и не обращают внимания на издевательства других.

Больше внимания уделяйте своему чаду. Иногда агрессивное поведение является следствием того, что ребенок считает себя ненужным родителям, лишней обузой и эти чувства проявляются в его отношении к одноклассникам.

Но самым важным будут ваши внутри семьи. Если маленький человечек видит в отношении себя физическое насилие (даже проявляемое в виде наказания), то он автоматически переносит эту линию поведения на окружающих.

Проанализируйте данные факторы, и вы сможете ответить на вопрос, почему ваш ребенок может обидеть других детей. Если не можете сделать этого самостоятельно – обратитесь за советом к психологу и покажите ему своего киндера.

Презентация курса (PDF, 625 Кб)

Выдаваемый документ: диплом о профессиональной переподготовке по программе « Master in Compliance Руководитель службы внутреннего контроля (Chief Сompliance Officer)» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

  • Режим занятий 2 дня в неделю с 18.50 по 22.00
  • Дата начала 21 октября 2019
  • Выдаваемый документ Диплом о профессиональной переподготовке
  • Реализующее подразделение Высшая школа юриспруденции
  • Направление подготовки ,
  • Место проведения занятий 109028, Москва, Большой Трехсвятительский переулок, д. 3

Поступление

Целевая группа

Лица, имеющие высшее образование

Документы для приема

Оригинал и копия паспорта или документа, заменяющего его

Оригинал и копия документа об образовании и квалификации или справка об обучении для лиц, получающих высшее образование

Оригинал и копия документа об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

Трудовая книжка - копия, заверенная отделом кадров организации

Фотографии 3х4 - 3 штуки

Условия поступления

Собеседование

I. Базовая часть. Комплаенс-функция в бизнесе
1.1 Комплаенс как вид профессиональной деятельности

1.1.1 Соотношение систем "внутренний контроль", "внутренний аудит" и "комплаенс" в современном менеджменте
1.1.2 Комплаенс в структуре управления организации
1.1.3 Комплаенс - контроль: виды и классификации
1.2 Правовое регулирование и методология современного комплаенс-контроля
1.2.1 Международные и российские стандарты в области внутреннего контроля и аудита
1.2.2 Международные нормы в системе правового регулирования комплаенс
1.2.3 Правовое регулирование комплаенс в Российской Федерации
II. Профильная часть. Комплексный подход к построению комплаенс-системы организации
2.1 Риск-менеджмент и комплаенс

2.1.1 Место и роль риск-менеджмента и комплаенс в системе корпоративного управления
2.1.2 Комплаенс-контроль и риск-менеджмент: функции и процедуры
2.1.3 Организационная структура комплаенс-контроля и риск-менеджмента
2.1.4 Концепция корпоративного комплаенс-контроля и риск-менеджмента
2.1.5 Практические аспекты построения бизнес-процессов и карты рисков компании (workshop)
2.2 Локальное нормативное регулирование системы комплаенс в организации
2.2.1 Особенности локального нормативного регулирования системы комплаенс организации (compliance map)
2.2.2 Особенности создания и внедрения этического регулирования в организации. Комплаенс в корпоративной культуре. Кодекс корпоративной этики (Code of Ethics). Политика сообщения о нарушениях (Whistleblowing Policy)
2.2.3 Профилактика конфликта интересов. Политика принятия и дарения подарков (Gift Policy)
2.2.4 Контроль за соблюдением законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Политика по ПОД/ФТ (Financial Crime/Fraud Prevention)
III. Вариативная часть. Корпоративные комплаенс-практики
3.1 Функциональные направления комплаенс-контроля. Комплаенс риски организации

3.1.1 Налоговый комплаенс (Tax compliance policy)
3.1.2 Санкционный комплаенс (Sanction policy).
Управление рисками несоблюдения режима международных экономических санкций в кредитной организации
3.1.3 Антимонопольный комплаенс: практика ФАС (Competition policy)
3.1.4 Антикоррупционный комплаенс
3.1.5 Комплаенс в области защиты конфиденциальной информации и персональных данных (Data protection policy)
3.1.6 Комплаенс в области регулирования рынка ценных бумаг
3.1.7 Комплаенс в области проведения торгов и закупочной деятельности
3.1.8 Комплаенс в сфере трудовых отношений
3.1.9 Комплаенс-система кредитной организации. Специальные комплаенс-методики в кредитной сфере
3.2 Бизнес-компетенции комплаенс-менеджера
3.2.1 Руководитель службы комплаенс. Структура комплаенс-службы. Практики построения корпоративных комплаенс систем
3.2.2 Правила проведения внутреннего корпоративного расследования
3.2.3 Деловые коммуникации. Эффективные переговоры и работа с возражениями.
Этикет и протокол
3.2.4 Управление конфликтами и стрессами. Противодействие манипуляциям в профессиональной деятельности
Итоговая аттестация: подготовка и защита проекта

Беляева Ольга Александровна

ведущий научный сотрудник, заведующий кафедрой частноправовых дисциплин Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Д.ю.н., член Экспертного совета Российской академии наук

Грекова Ирина Юрьевна

Партнер, руководитель департамента комплаенс-контроля в группе компаний «Атон»

В финансовой индустрии с 2007 года. Окончила Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), проходила обучение в Jean Moulin University в Лионе и Pantheon-Assas Paris II University в Париже. Имеет диплом MICA (International Compliance Association).

Денякина Галина Николаевна

Профессиональный коуч. Партнер компании Лидерс Лабс

Более 20 лет работы на руководящих должностях в области управления персоналом в банках Credit Suisse, CS First Boston, HSBC, включая 5 лет работы коучем с руководителями высшего и среднего звена. Обучалась в Лондонской бизнес школе по программе обучения руководящих работников. Сертифицированный коуч - практик в области постановки и достижения целей (Goal Mapping). Продолжает обучение в Лондонской Академии Коучинга (Corporate and Executive Coaching, Personal Performance Coaching, Small Business Coaching, Youth Coaching).

Катышева Ирина Юрьевна

Советник директора Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России

Член Института внутренних аудиторов с 17 января 2006 года. Член экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска при ЭКС Комитета Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам и при ЭС Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по финансовому рынку. Опыт работы за последние 15 лет: Senior Manager КПМГ – риск-консалтинг; Руководитель Службы внутреннего контроля (комплаенс) ПАО «Промсвязьбанк»; Руководитель Службы комплаенс ПАО Банк «Уралсиб»; Начальник Управления ценных бумаг Министерства финансов Московской области. С 1994 года в банковском бизнесе (опыт работы трейдером по ценным бумагам в течение 6 лет на разных биржах ММВБ, МЦФБ, МФБ, бэк-офицера и бухгалтера, организатора выпуска облигационных займов)

Кирдань Ринат

CFA, партнер компании «АТОН», директор Департамента по управлению рисками

До перехода на должность руководителя риск-менеджмента возглавлял направление исследований долгового рынка и макроэкономического анализа России и стран СНГ, а также был соруководителем аналитического департамента. До прихода в «АТОН» занимал позицию директора, старшего аналитика в BCP Securities, где освещал ситуацию на долговых рынках стран СНГ и Восточной Европы. С 2007 по 2009 год работал старшим аналитиком в «Ренессанс Капитале» и специализировался на компаниях малой капитализации стран СНГ и Африки. С отличием окончил МИЭФ НИУ ВШЭ и одновременно получил степень бакалавра экономики и менеджмента (BSc Econ & Mngt, 1st Hon) в University of London. В 2005 году с отличием окончил London School of Economics and Political Science со степенью магистра экономики (MSc Econ, Dist).

Королевич Ольга Петровна

Психолог в модальности «Транзактный анализ» (частная практика), коуч-тренер по эмоциональному развитию

К.э.н. Имеет опыт работы в крупнейших финансовых компаниях («Тройка Диалог», Сбербанк КИБ и др.) с 2007 года.
Член Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (ЕАТА), Санкт-Петербургской Организации Транзактного Анализа (СОТА)
2014-2016 доцент кафедры «Финансового мониторинга и финансовых рынков» РГЭУ (РИНХ), автор научных публикаций.

Корякина Юлия Сергеевна

начальник Управления кадровой политики Пенсионного фонда Российской Федерации

Эксперт Комиссии по профессиональным квалификациям видов социального страхования - руководитель рабочей группы по разработке комплекса оценочных средств для оценки квалификаций в рамках профессиональных стандартов; эксперт по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области экономики, управления и финансов Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка РСПП, лауреат конкурса Правительства Москвы в области образования.

Доктор делового администрирования (DBA), ординарный профессор, директор Высшей школы юриспруденции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», лучший преподаватель НИУ ВШЭ – 2013-2017, заместитель председателя Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, лауреат конкурса Правительства Москвы в области науки и образовательных технологий.

Лебедев Игорь

партнер KPMG, Форензик, Консультирование по управлению рисками

К.э.н. Более 15 лет опыта работы в сфере внутреннего контроля и аудита, экономической безопасности, расследования корпоративных мошенничеств и иных злоупотреблений, в том числе в других фирмах «Большой четверки».
Заведующий кафедрой Анализ рисков и экономическая безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Автор монографий и публикаций в периодической печати на тему обеспечения экономической безопасности, противодействия коррупции и мошенничеству, анализу рисков и пр.
Член Международной Комплаенс Ассоциации (ICA).

К.э.н., заведующий сектором ИМЭМО РАН им. Е. М. Примакова, член Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете Государственной Думы по образованию и науке.

Пак Лариса Владимировна

Заместитель директора Учебно-методического центра ФАС России (филиал, г. Москва)

ICA and Manchester Business School (MICA, 2010 г.)
Опыт работы в финансовой индустрии с 1998 года. Более 12 лет осуществляла руководство юридическими / комплаенс подразделениями иностранных банков в России. Включена в юридический рейтинг GC Powerlist (The Legal 500, 2015 г.).
С 2018 года руководит научно-экспертной работой по вопросам антимонопольного регулирования и конкурентного права Учебно-методического центра ФАС России (Москва). Занимается преподавательской деятельностью по вопросам антимонопольного комплаенса образовательных программ Учебно-методического центра ФАС России, а также комплаенс-менеджмента в ведущих ВУЗах России.

Савушкин Антон Вячеславович

Руководитель Службы внутреннего контроля – Заместитель Председателя Правления ПАО Московская Биржа

С 2001 по 2005 год занимал позицию комплаенс контролера в дочернем банке Райффайзен Банк Интернациональ АГ (АО «Райффайзенбанк»). С 2005 по 2008 занимался вопросами соблюдения требований Группы ING в области комплаенс контроля в ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, входящего в международную финансовую корпорацию, представляющую банковские и инвестиционные продукты. С 2008 по 2011 год являлся руководителем Департамента комплаенс контроля ПАО «МДМ Банк» с осуществлением функции управления комплаенс рисками как в МДМ Банке, так и в его дочерних структурах. Окончил Московский государственный технический университет им Н.Э. Баумана. МВА МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2016 году присуждена премия «Комплаенс 2015» за вклад в развитие комплаенс в России.

Сорокин Олег Владимирович

Руководитель экспертной группы Департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России

На российском финансовом рынке с 2007 года. Возглавлял юридические службы и подразделения анализа и управления рисками крупных государственных промышленных холдингов и частных инвестиционных компаний, профессионального участника рынка ценных бумаг, управляющей компании. Руководил Правовым управлением Росреестра. Являлся научным сотрудником Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Входил в состав советов директоров различных государственных предприятий и частных компаний. С отличием окончил Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации.

Фролова Мария Владимировна

Партнер практики услуг в области налогообложения, офис «Эрнст энд Янг» в Москве

Работает в компании «Эрнст энд Янг» с 2002 года. Окончила РЭА им. В.Г. Плеханова по специальности «Финансы и кредит» и по специальности «Налоги и налогообложение». Специализируется на оказании профессиональных услуг в области налогообложения финансовым компаниям, а также нефинансовым компаниям по финансовым операциям; на предоставлении консультационных услуг по вопросам деоффшоризации, в области трансфертного ценообразования по различным видам финансовых сделок, включая финансирование операций и внутригрупповое финансирование. Возглавляла различные проекты, связанные с консультированием по вопросам реализации требований FATCA/CRS для нефинансовых организаций, банков и инвестиционных групп, расположенных в России и странах СНГ

Хейло Дмитрий Леонидович

управляющий директор управления комплаенс ПАО Сбербанк

К.ю.н., Окончил программу Management with Compliance (University of Manchester, Bsc (Hons), management studies), МГЮА (специализация «Финансовое право и бухгалтерский учет»), ВШЭ (Специализация «Финансовый менеджмент»). Имеет дипломы в области комплаенс: ICA International Diploma in Compliance (with distinction), ICA Professional Postgraduate Diploma in Governance, Risk and Compliance. Профессиональное членство в ICA (FICA). Осуществляет юридическое/ комплаенс сопровождения финансовых институтов с 1997 года. Имеет опыт подготовки проектов федеральных законов и иных нормативных актов в области финансовых рынков и налогообложения. Работал в российском регуляторе (ФСФР России). Лучший преподаватель Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ – 2017.

Шуманов Илья Вячеславович

Заместитель генерального директора "Трансперенси Интернешнл - Россия"

29 марта слушатели программы Chief Сompliance Officer НИУ ВШЭ познакомились с Legaltech продуктами комплаенс менеджера «Антирутина» и Check4Trick.

Изучение опыта организации комплаенс в SBERBANK CIB.

15 февраля слушатели программы Chief Сompliance Officer НИУ ВШЭ познакомились с организацией комплаенс в SBERBANK CIB.

В НИУ ВШЭ впервые в России завершилась программа бизнес-образования в области комплаенс-менеджмента

В Высшей школе юриспруденции НИУ ВШЭ прошло вручение дипломов о профессиональной переподготовке первым российским комплаенс-менеджерам.

Профессор Томас Крюссманн возглавит Международный наблюдательный совет Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ

Один из ведущих в мире специалистов в области восточно-европейского права, профессор Томас Крюссманн - доктор юриспруденции (Dr. Iur., Университет Гамбурга, Германия), доктор хабилитат по Восточно-европейскому праву (Университет Пассау, Германия), LL.M по коммерческому и корпоративному праву (Кингс-Колледж, Лондон, Великобритания) возглавит Международный наблюдательный совет Высшей школы юриспруденции НИУ ВШЭ.

В Высшей школе юриспруденции НИУ ВШЭ завершилась I Международная конференция «Комплаенс-менеджмент: тенденции, вызовы, решения»

В конференции приняли участие слушатели программ профессиональной переподготовки «Комплаенс-менеджмент», «Директор юридической службы», члены клуба выпускников Высшей школы юриспруденции

Цифровая экономика требует новой правовой реальности

Директор Высшей школы юриспруденции, ординарный профессор НИУ ВШЭ Д.Л. Кузнецов принял участие в сессии "Трудовые отношения в цифровой экономике" Российского инвестиционного форума "Сочи 17".

Представители Высшей школы юриспруденции вошли в состав Экспертного совета Комитета Государственной Думы по образованию и науке

По решению Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 29 ноября 2016 года заместителем председателя Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете Государственной Думы по образованию и науке стал директор Высшей школы юриспруденции, доктор делового администрирования, ординарный профессор НИУ ВШЭ

Сбербанк прошел процедуру регистрации в Налоговой службе США (IRS) в статусе финансового института, соблюдающего требования FATCA (Participating financial institution not covered by an IGA).

Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер (GIIN): JPCJ0H.00028.ME.643.

Форма подтверждения статуса Сбербанка как бенефициарного собственника получаемых доходов и указанием FATCA-статуса: W-8BEN-E

Форма подтверждения статуса Сбербанка как посредника при передаче получаемого дохода в пользу третьего лица с указанием FATCA-статуса: W-8IMY

Настоящим информируем клиентов - физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (адвокаты, нотариусы и т.д.), заинтересованных в заключении договоров с ПАО Сбербанк (далее - Банк), о возможности раскрытия информации о своем статусе налогоплательщика США в целях FATCA.

При заключении договора по любой услуге Вы можете заполнить анкету Банка, содержащую дополнительные сведения FATCA (далее - Анкета). Форма Анкеты и порядок ее заполнения представлены в соответствующих разделах продуктов и услуг на сайте Банка, а также в информационных папках в офисах обслуживания.

В рамках заполнения Анкеты от Вас потребуется предоставление следующих дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

  • В случае если Вы являетесь гражданином США или налоговым резидентом США, необходимо предоставить заполненную форму W-9 (форма W-9 размещена на сайте Налоговой службы США: http://www.irs.gov/pub/irs-pdf/fw9.pdf). Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения формы.
  • Если Вы родились в США, но не являетесь гражданином США, Вам необходимо предоставить (1) свидетельство об утрате гражданства США по форме DS 4083 Бюро консульских дел Государственного департамента США или (2) письменные объяснения в отношении отсутствия гражданства в США (например, указание причины, по которой не было получено гражданство США по рождению).

Заполненную Анкету и перечисленные выше документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания. Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

  • Вопросы для подтверждения налогового резидентства для физических лиц
  • Анкета Инвестора - физического лица (с правилами заполнения)
  • Вопросы для подтверждения налогового резидентства для физических лиц / ИП (для счетов депо)

Настоящим информируем клиентов - юридических лиц, включая кредитные организации, заинтересованных в заключении договоров с Банком, о возможности раскрытия информации о себе для целей FATCA.

Вы можете заполнить специальные разделы анкеты Банка, содержащие дополнительные сведения FATCA (далее - Анкета), в рамках стандартной процедуры идентификации при приеме на обслуживание в Банк. Форма Анкеты представлена на сайте Банка в соответствующих разделах продуктов и услуг.

В рамках заполнения Анкеты от Вас может потребоваться предоставление дополнительных документов в зависимости от Ваших ответов на вопросы Анкеты:

  • Формы Налоговой службы США W-9/ W-8 и иные документы.
  • Шаблоны форм W-9 и W-8 размещены на портале Налоговой службы США: http://www.irs.gov . Банк не оказывает консультаций о порядке заполнения Анкеты FATCA и иных дополнительных документов с целью установления конкретного статуса налогоплательщика в целях FATCA. Проконсультируйтесь с Вашим налоговым консультантом о правилах заполнения форм.

Заполненную Анкету и дополнительные документы (при наличии) Вы можете передать сотруднику Банка по месту Вашего обслуживания.

Сведения о налогоплательщиках США, включая данные о номере/номерах счета/счетов Клиента в Банке, остатке/остатках по счету/счетам, об операциях по счету/счетам, могут передаваться Банком в Налоговую службу США (IRS) или лицу, исполняющему обязанности такого органа, в объеме и порядке, установленном законодательством РФ.

  • Вопросы для подтверждения налогового резидентства для юридических лиц/ИП
  • Информационные сведения для юридических лиц, не являющихся кредитными организациями (для счетов депо)

Федеральный закон от 27.11.2017 № 340-ФЗ), согласно которым российские организации финансового рынка обязаны идентифицировать клиентов, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), и представлять данные о таких клиентах и их счетах в ФНС России, а клиенты, в свою очередь, обязаны предоставлять данную информацию по запросу финансовой организации.

ПАО Сбербанк не оказывает своим клиентам консультационные услуги по вопросам определения налогового резидентства согласно требованиям FATCA и CRS. По данному вопросу можно обратиться к налоговому консультанту или ознакомиться с информацией по налоговому резидентству для разных стран на портале Организации экономического сотрудничества и развития по адресу http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/crs-implementation-and-assistance/tax-residency/#d.en.347760

В целях подтверждения Вашего налогового резидентства сотрудник ПАО Сбербанк может задать уточняющие вопросы, а также попросить заполнить форму самосертификации.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Комплаенс – модное слово, появившееся в последние годы в российской деловой среде. Как и многие другие бизнес-термины, понятие пришло с Запада. Поговорим подробно, что оно обозначает, и нужна ли система комплаенс российским предпринимателям.

Что такое комплаенс простыми словами?

Compliance в переводе с английского обозначает соблюдение, согласие, покладистость. Применительно к бизнесу термин комплаенс – это способность действовать в соответствии с порядком , набором правил или запросов.

Любая коммерческая деятельность – это зарабатывание денег. В погоне за прибылью предприниматели порой обходят законы, плюют на этические нормы, общественные правила. Однако такое поведение вызывает отрицательный эффект.

Вместо высоких заработков, предприниматели получают крупные штрафы, запрет на ведение деятельности, уголовное преследование. Результат – потеря репутации, снижение выручки и даже банкротство.

это система контроля и управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:
  1. законодательства;
  2. предписаний регуляторов, контролирующих организаций;
  3. правил саморегулируемых организаций и других форм объединения предприятий;
  4. внутренних документов.

Простыми словами, это комплекс мер по формированию ответственного поведения фирмы и ее сотрудников на рынке. Задача мероприятий – защита интересов кампании, инвесторов, клиентов, сотрудников.

Развитие комплаенс напрямую связано с усилением контроля государства за коммерческими предприятиями. Высокие штрафные санкции регулирующих органов вынуждают руководство корпораций уделять большее внимание соблюдению законодательства, а также разработке направлений политики фирмы. Постоянный внутренний аудит предотвращает выявление нарушений надзорными организациями.

История развития

Рождение комплаенс-контроля связывают с появлением в 1906 году Министерства здравоохранения и социальных служб США (Food and Drug Administration). Государственный департамент регулировал порядок работы в фармацевтической и пищевой областях, которым должны были следовать кампании.

Однако импульсом к развитию сompliance послужили многочисленные коррупционные скандалы 60-70-х годов XX века. В частности, Уотергейтский скандал 1972 года выявил факты подкупа иностранных должностных лиц крупными американскими корпорациями. В числе выгодоприобретателей засветились такие монстры, как Mobil, EXXON, Phillips Petroleum.

Так как законы США не препятствовали взяткам за пределами страны, после проведения расследований был принят Закон « за рубежом» (в 1977 году) — Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Нормативный акт установил правила поведения с государственными чиновниками на международном уровне.

Под его действие подпадают случаи предложения или предоставления благ иностранным должностным лицам, среди которых числятся не только госслужащие, но и представители партий, сотрудники государственных предприятий и организаций.

Кроме принятия FCPA, в конце 70-х годов в США создаются Министерства, регулирующие предпринимательской деятельности. В 1980-е годы система комплаенс была расширена за счет включения в нее этических правил ведения бизнеса .

Конец 2001 года привел к разорению крупнейшей энергетической кампании США. Корпорация Enron обанкротилась из-за сокрытия долгов и мошеннических действий. Крупный скандал привел к усилению внимания регуляторов и обернулся принятием Закона Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act) в 2002 году. Нормативный акт ужесточил требования к бухгалтерскому учету и отчетности предприятий. Также он обязал бизнес-структуры принять Кодекс этического поведения. С этого времени комплаенс становится неотъемлемой частью управления американскими кампаниями.

В 2006 году прогремело новое дело о коррупции. Расследование выявило дачу огромных взяток из «черной» кассы компанией Simens. Подкуп должностных лиц осуществлялся по указанию топ-менеджеров корпорации в разных странах – Египте, России, Китае, Греции. Теперь комплаенс-службы стали обязательными для компаний, имеющих зарубежные активы.

2010 год ознаменовался принятием закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством ». Все фирмы, подпадающие под его действие, должны ввести комплаенс-контроль. Закон распространяется на британские и зарубежные предприятия.

А как в России?

Законодательство по комплаенс в России находится в зачаточном состоянии. Официальные акты не содержат определения данной функции. Единственный документ, где встречалось упоминание термина, – Указание Банка России № 603-У от 07.07.1999 г. (утратил силу в 2004 году).

Распоряжение Центробанка рассматривало комплаенс-контроль, как часть внутреннего мониторинга кредитных организаций. Он проводился с целью проверки соответствия деятельности банка законодательству о финансовых рынках. После отмены официального документа многие кредитные учреждения продолжают пользоваться идеями комплаенс для эффективной деятельности.

Таким образом, российские нормативные акты не предусматривают обязательный ввод комплаенс-служб. Система управления рисками применяется на добровольной основе.

Впрочем, здесь нужно сделать оговорку. Транснациональные корпорации, чьи интересы распространяются за пределы страны, должны подчиняться правилам, действующим в других государствах.

  1. Если ценные бумаги кампании торгуются на Нью-Йоркской бирже, фирма попадает под юрисдикцию американских законов. Это значит, что на предприятии обязательно должна действовать комплаенс-программа, разработанная согласно рекомендациям регуляторов США.
  2. При открытии счета в иностранном банке, российская организация или гражданин проходит комплаенс-контроль. Для успешного завершения проверки нужно иметь репутацию, соответствующую западным стандартам.

Появлению комплаенс-служб в российских организациях способствовало принятие поправок в Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции». Документ обязал предпринимателей принимать меры по предотвращению коррупционных схем. В зарубежной практике – это один из главных элементов системы регулирования и контроля комплаенс-рисков.

Для чего нужен комплаенс?

“Заработайте репутацию, и она будет работать на вас.”
Дж. Рокфеллер

Хотя комплаенс-программы изначально вводились для защиты предпринимателей от действий надзорных органов, а затем – по указаниям регулятора, сегодня их значение значительно выросло.

В настоящее время наличие комплаенс – это :

  1. Гарантия чистоты бизнеса.
  2. Свидетельство законопослушности фирмы, прозрачности ее бухгалтерии и отчетности.
  3. Доказательство ответственности исполнительных органов.
  4. Отношения, основанные на принципах равноправия и справедливости.
  5. Показатель высокого уровня корпоративной культуры и профессионализма.

Таким образом, внедрение комплаенса улучшает репутацию фирмы , поднимает ее ценность в глазах партнеров и инвесторов, повышает доверие клиентов, сотрудников. Кампания может привлечь больше ресурсов, повысить долю на рынке, .

Также следует отметить рост доверия со стороны надзорных учреждений. Выявляемые нарушения рассматриваются как частные, допущенные одним человеком, а не системные. Для кампаний, внедривших систему контроля, предусматриваются послабления при наложении санкций.

Элементы комплаенс на примере политики Simens

Человеку, незнакомому с функционированием бизнеса, может показаться, что соблюдать правила – это легко. Прочитай пару документов и следуй им. На самом деле все гораздо сложнее.

Действует очень много нормативных актов, определяющих разные стороны хозяйственной деятельности – трудовые отношения, поведение на рыке, права потребителей, налоговые взаимоотношения, технические стандарты и т. п. Они постоянно меняются и порой противоречат друг другу.

Важно не только следить за всеми новациями, но и разработать стандарты проведения типовых операций и поведения персонала в разных ситуациях, обучить сотрудников, поддерживать знания в актуальном состоянии. Также необходимо отслеживать нарушения и реагировать на них.

Полноценная комплаенс-политика требует значительных денежных, временных затрат, и под силу только крупным кампаниям. Рассмотрим на примере корпорации Simens, что включает система управления рисками.

После разразившегося коррупционного скандала кампания разработала правила, которые должны свести к минимуму вероятность повторения ситуации. Принципом работы фирмы стало к коррупции и нарушениям правил конкуренции. Девиз: «Только чистый бизнес – это бизнес Simens».

Система комплаенс разделена на три уровня:

  1. Предотвращение;
  2. Выявление;
  3. Реакция.

Что входит в каждый из них можно посмотреть в таблице.

С целью проведения политики международная корпорация разработала внутренние документы, действительные для всех подразделений:

  1. Руководство по деловому поведению Simens;
  2. Кодекс поведения (для поставщиков).

Кампания размещает отчетность за год на официальном сайте. Здесь же можно сообщить о фактах нарушений.

Комплаенс-контроль в банках

Доверяя свои деньги банку, клиентам нужна уверенность, что их капиталы находятся в безопасности. Банку, в свою очередь, нужны гарантии «чистоты» получаемых средств.

Любая кредитная организация, получая от государства лицензию на проведение операций, должна подчиняться правилам по противодействию отмывания доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В России с этой целью принят закон № 115-ФЗ от 07.08.01 г. Банки вынуждены балансировать между двумя угрозами – потерять перспективных клиентов либо получить санкции из-за недостаточного контроля за клиентами из группы риска.

При этом к легализации доходов относятся деньги, полученные не только в результате преступлений, но и любые средства, вырученные из незаконных источников – нелегальная прибыль, взятки, «подарки» и т. п. Под особым наблюдением находятся должностные лица и их родственники.

Проверкой клиентов в банке занимается специальный отдел. Если у сотрудников кредитной организации возникнут подозрения, что имущество получено незаконным путем, они могут:

  1. отказать клиенту в открытии счета;
  2. расторгнуть действующий договор;
  3. заморозить средства.

Фининстит обязан сообщать регулятору обо всех подозрительных операциях. Незаконные действия можно оспорить в суде.

Первоначальную информацию специалисты комплаенс отдела получают из анкеты клиента, заполняемой при открытии счета. Затем они собирают информацию из различных источников – государственных реестров, интернета, соцсетей.

Наличие персонального, корпоративного сайта, респектабельный личный профиль помогут успешно пройти проверку в отечественном или зарубежном банке. Для подтверждения источников средств финансовая организация может запросить налоговые и бухгалтерские отчеты, договоры, первичные документы и др.

Чтобы избежать проблем следует открыто и прозрачно вести бизнес, а также немедленно предоставлять объяснения и доказательства при поступлении запроса банка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое менеджмент - его функции и виды Финансы - что это, каковы их функции, как устроена система управления и контроля финансов Что такое офшор простыми словами Консалтинг - это помощь в решении проблем и достижении целей Цейтнот - что это значит Кто такой менеджер Что такое импорт - соотношение с экспортом, политика государства в отношении импорта и импортозамещение Что такое франшиза простыми словами Налоги - что это (определение), их назначение, виды, функции и контроль уплаты налогов Что такое преференции

Лидирующее место нашей Компании на рынке во многом определяется масштабами и оборотами ее деятельности, динамичным развитием и постоянной дифференциацией продуктов и услуг для абонентов. Однако, чтобы быть успешной компанией сегодня, недостаточно стремиться только к улучшению инвестиционной и операционной эффективности. Известность нашей Компании обязывает нас наилучшим образом обеспечивать ее деловую репутацию как социально ответственной организации перед государством, нашими абонентами, акционерами, партнерами, всеми заинтересованными лицами и обществом. МТС на протяжении нескольких лет активно развивает корпоративную систему обеспечения соответствия требованиям применимого законодательства и этичного ведения бизнеса - комплаенс.

23 октября 2015 г. прошел первый в истории Компании корпоративный День этики и комплаенс. Сотрудники из всех регионов России приняли участие в очных и дистанционных тренингах, организованных специалистами Департамента комплаенс и Макрорегионов, получили ответы на интересующие вопросы по тематике этики и комплаенс.

Компания придерживается принципов соблюдения требований применимого антикоррупционного законодательства 1 и этического делового поведения во всех видах деловых отношений и независимо от страны мира, в которой Компания осуществляет свою хозяйственную деятельность. В Компании закреплен принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях как в повседневной деятельности, так и при реализации стратегических проектов.

Система комплаенс в ПАО «МТС» устанавливает меры, направленные на управление регуляторными рисками, совершенствование корпоративной культуры Компании, внедрение и развитие в Компании лучших практик корпоративного управления, а также стандартов ответственного делового поведения, опираясь на нормы применимого законодательства, рекомендации регуляторных органов, отраслевую специфику и лучшие практики в этой сфере.

Функция комплаенс отвечает за разработку и реализацию антикоррупционной комплаенс-программы, управление конфликтом интересов, актуализацию положений Кодекса делового поведения и этики.

В ПАО «МТС» введена должность Директора Департамента комплаенс в прямом подчинении Президента МТС, который руководит построением и реализацией полноценной функцией комплаенс в МТС и дочерних обществах.

1 Антикоррупционное законодательство стран, на территории которых Группа осуществляет свою деятельность, Foreign Corrupt Practices Act 1977, The Bribery Act 2010

Нормативные документы

    В 2015 году был актуализирован Кодекс делового поведения и этики (далее – Кодекс). Кодекс следует рассматривать как документ, содержащий минимальный набор стандартов и требований, принятых в Компании, с целью содействия честному и этичному ведению бизнеса и предотвращению злоупотреблений. В Кодексе определены правила и стандарты, которыми сотрудникам необходимо руководствоваться в повседневной работе. В тех случаях, когда требуется применение более высоких стандартов, чем принято в коммерческой практике, или нормативного правового акта большей юридической силы согласно действующему законодательству, МТС будет использовать такие высокие стандарты.

    Кодекс ПАО «МТС» охватывает такие темы, как МТС и сотрудники, МТС и клиенты, МТС и общество, МТС и законы, Обращения и сообщения о нарушениях кодекса, которые закрепляют нашу ответственность перед сотрудниками, абонентами, акционерами, партнерами и всеми заинтересованными лицами, и общественностью. Изменения в положения Кодекса вносятся по необходимости.

    Положения Кодекса распространяются на членов Совета директоров, руководящий состав и всех сотрудников. Все сотрудники несут ответственность за соблюдение Кодекса и лично отвечают за свои действия. Стандарты делового поведения и этики, изложенные в Кодексе, также распространяются на все компании, входящие в Группу МТС.

  • Политика «Соблюдение антикоррупционного законодательства» распространяется на всех сотрудников и высшее руководство Компании и подлежит обязательному ознакомлению для всех новых сотрудников.
  • Политика «Управление конфликтом интересов» распространяется на всех сотрудников и высшее руководство Компании и подлежит обязательному ознакомлению для всех новых сотрудников. В 2015 году документ был существенно доработан, в частности, было уточнено понятие «близких родственников», принципы управления конфликтом интересов дополнены новыми, такими как коллегиальность и совещательность, а также предусмотрен порядок их реализации. Учтены рекомендации, изложенные в Письме Банка России от 10 апреля 2014 г. «О кодексе корпоративного управления». Также было подготовлено новое приложение с примерами конфликтов интересов и оптимальными вариантами их урегулирования.

Основные элементы системы комплаенс

  • руководство Компании активно демонстрирует свою приверженность принципам комплаенс, а также поддерживает усилия по внедрению и обеспечению функционирования корпоративной системы комплаенс (tone from the top);
  • Компания регулярно проводит мероприятия по выявлению и последующей актуализации коррупционных рисков, уделяя особое внимание рискам характерным для ее деятельности, регионов присутствия, а также потенциально уязвимых бизнес-процессов;
  • Компания разрабатывает и внедряет процедуры по противодействию коррупции, разумно и пропорционально отвечающие уровню и характеру выявленных рисков;
  • Компания реализует и поддерживает программу обучения своих сотрудников и членов органов управления принципам и стандартам соответствия применимому антикоррупционному законодательству посредством специально разработанной системы тренингов. Путем информирования и обучения Компания содействует повышению уровня корпоративной культуры, осведомленности в вопросах противодействия коррупции и этичного ведения бизнеса;
  • Компания осуществляет мониторинг эффективности внедренных процедур по предотвращению коррупции, контролирует соблюдение, и при необходимости совершенствует их;
  • в Компании установлены критерии определения необходимости включения антикоррупционной оговорки в текст договора, которые учитывают уровень риска как в зависимости от категории контрагента, так и от вида устанавливаемых взаимоотношений;
  • в целях минимизации риска вовлечения Компании в коррупционную деятельность, в Компании разработаны процедуры проверки (duediligence) как в отношении контрагентов - юридических лиц (включая участников совместных предприятий, обществ или объединений), так и в отношении физических лиц, с которыми Компания планирует заключить трудовой договор или договор гражданско-правового характера. Процедура проверки применяется также и в случаях приобретения Компанией доли участия в каких-либо юридических лицах;
  • в Компании установлен порядок предварительного контроля, а также система отчетности и последующий анализ наиболее рискованных с точки зрения комплаенс транзакций, в том числе, но не ограничиваясь, в области дарения, осуществления представительских расходов, организации мероприятий, корпоративной социальной ответственности, закупок, маркетинга, продаж, сделок M&A и т.д.;
  • в рамках процедур внутреннего контроля в Компании проводятся проверки дисциплины исполнения установленного порядка выполнения бизнес-процессов, включая проверки законности осуществляемых операций с активами Компании;
  • в Компании функционирует «Единая горячая линия» (линия блока внутреннего контроля и аудита [email protected]), на которую сотрудниками могут быть направлены сообщения о нарушениях требований Политик «Соблюдение антикоррупционного законодательства», «Управление конфликтом интересов в ПАО «МТС». При обращении на «Единую горячую линию» сотрудники вправе не указывать данные (электронный адрес) для обратной связи. Добросовестные заявители обеспечиваются защитой Компании от любых форм преследования или дискриминации.

Информирование и обучение

Информирование сотрудников об имеющихся политиках в МТС происходит при приеме на работу и подписании трудового договора. Сотрудник знакомится с обязательными политиками и регламентами, включая Политики «Соблюдение антикоррупционного законодательства», «Управление конфликтом интересов» и Кодекс делового поведения и этики, и подписывает лист ознакомления, таким образом, все вновь принятые сотрудники (100%) проинформированы.

Все члены руководящих органов (относятся к корпоративному центру в Москве) ознакомлены с политиками и методами противодействия коррупции, а также регулярно участвуют в обучающих сессиях. Ежегодно проводится сертификация руководства Компании на предмет соблюдения норм Кодекса делового поведения и этики и Политики «Соблюдение антикоррупционного законодательства».

Контрагенты знакомятся с Кодексом делового поведения и этики МТС, Кодексом поставщика и Политикой «Соблюдение антикоррупционного законодательства» и подписывают сертификат, в соответствии с которым обязуются соблюдать требования антикоррупционного законодательства, на этапе предоставления тендерных документов.

В Компании разработана система ценностей, на основе которой построена модель компетенции, в том числе с 2014 года включающая и компетенции по комплаенс. Уровень развития компетенций учитывается при оценке эффективности сотрудников компании МТС наряду с выполнением корпоративных КПЭ и индивидуальных задач. Компетенции описаны в терминах поведенческих индикаторов, которые можно наблюдать, измерять и развивать.

В Компании разработана система обучения комплаенс, которая включает обязательные электронные курсы и очные тренинги, а также дополнительные информационные сессии, выступления, участие во внутренних конференциях Компании по различным аспектам комплаенс с целью поддержания постоянной осведомленности сотрудников о требованиях законодательства, внутренних политиках и процедурах, обязательных для соблюдения каждым сотрудником МТС.

Электронное обучение представлено двумя тренингами «Кодекс делового поведения и этики» (запущен в 2013 году) и «Соблюдение антикоррупционного законодательства» (запущен в 2014 году), которые в обязательном порядке назначаются всем новым сотрудникам, а также раз в два года всем действующим сотрудникам независимо от их должности.

«Кодекс делового поведения и этики» является основополагающим тренингом по соблюдению правил и требований Компании, включая антикоррупционные требования. В 2015 году курс был обновлен в соответствии с последней версией Кодекса, новая версия курса была запущена для всех сотрудников Компании.

Электронное обучение

Департамент комплаенс совместно с Департаментом Корпоративный университет на регулярной основе отслеживает своевременное прохождение тренингов сотрудниками, информируя высшее руководство Компании. В 2015 году на обучающих семинарах было обучено всего 2 385 человек, включая топ-менеджмент.

Результаты развития системы комплаенс в 2015 году

Реализован проект по независимой оценке эффективности корпоративной системы антикоррупционного комплаенс в ПАО «МТС» с привлечением внешнего консультанта. Его целью была оценка соответствия системы антикоррупционного комплаенс МТС требованиям применимого антикоррупционного законодательства и лучшим мировым практикам в области противодействия коррупции.

В рамках проекта проведена:

  • оценка элементов системы комплаенс,
  • анализ эффективности контрольных антикоррупционных процедур и их фактического исполнения,
  • наличие системообразующих документов по противодействию коррупции, процедуры «Тон сверху».

Реализован проект самостоятельной оценки подразделениями комплаенс-рисков в присущих им бизнес процессах (оценка рисков «снизу-вверх») при методологической поддержке Департамента комплаенс. По результатам проекта была актуализирована карта комплаенс-рисков, по двум процессам запланирована актуализация контролей. Процедура самостоятельной оценки комплаенс-рисков бизнес-подразделениями станет ежегодной и будет автоматизирована.

Пересмотрен и усовершенствован ряд важных для системы комплаенс процедур, доработаны нормативные документы, в том числе, разработаны предложения по изменению процедуры проверки контрагентов с целью ее оптимизации и внедрению риск-ориентированного подхода, обновлена текущая версия Кодекса делового поведения и этики ПАО «МТС» и т.д.

Продолжена работа по развитию культуры добросовестного поведения и стимулированию обращений на «горячую линию» с сообщениями о подозрениях на нарушения. В частности, реализована инициатива по проведению первого корпоративного Дня этики и комплаенс.

Организовано регулярное измерение дисциплины исполнения комплаенс процедур и контролей посредством ежеквартальных мониторингов в областях повышенного риска. По сравнению с 2014 годом отмечен нисходящий тренд по количеству нарушений. В течение 2015 года проведена проверка и дана экспертная оценка сведений в 28 ситуациях на предмет наличия конфликтов интересов (КОИ). Урегулировано 7 фактических КОИ, 9 потенциальных КОИ.

Продолжена работа по внедрению системы комплаенс в новом ДЗО «UMS» в Узбекистане в соответствии с ранее утвержденным планом.

Продолжено активное развитие систем комплаенс в дочерних и зависимых обществах МТС. Компания уделяет особое внимание развитию комплаенс в юрисдикциях с высокими страновыми рисками. В рамках стратегии развития системы комплаенс во всей Группе компаний МТС, в программу внедрения включаются вновь вошедшие в Группу МТС общества.

Награды Комплаенс в 2015 году

Директор департамента комплаенс ПАО «МТС» стала лауреатом премии ICA «Комплаенс 2015 в номинации «За продвижение комплаенс практики». Достижения компании МТС в развитии и продвижении лучших практик комплаенс получили общественное признание экспертов Международной комплаенс ассоциации (International Compliance Association) в России.

Планы развития Комплаенс в 2016 году

  • Внедрение передовых практик комплаенс, изучение успешного опыта крупных международных компаний, анализ возможности и целесообразности их внедрения в Группе МТС;
  • cовершенствование корпоративной культуры и развитие степени сознательности, которая стала бы универсальным внутренним контролем каждого сотрудника при принятии бизнес-решений (долгосрочная цель);
  • реализация проектов по созданию и распространению лучших практик:
  • Участие в международном Проектном комитете ISO PC/278 по разработке международного стандарта ISO 37001 Anti-bribery management systems (Система антикоррупционного менеджмента);

    Участие в Национальном техническом комитете по стандартизации ТК 123 по разработке ГОСТ «Антикоррупционный менеджмент организации»;

    Участие в инициативе ОЭСР и ММВБ по созданию и работе клуба компаний по развитию корпоративного управления и бизнес-этики;

  • обеспечение соответствия ISO 19600 Compliance management systems: разработка единой комплаенс-политики, закрепляющей единый подход управления комплаенс-рисками, координация построения и реализации всех комплаенс-программ в соответствии с единым принципом построения системы комплаенс;
  • полная или частичная автоматизации некоторых комплаенс-процессов; оптимизация процесса проверки контрагентов.

Противодействие коррупции

В 2015 году Россия по уровню коррупции улучшила свое положение и набрала 29 баллов, заняв 119-е место из 168 возможных, по данным исследования Transparency International . Аналогичный уровень коррупции продемонстрировали Сьерра-Леоне, Гайана и Азербайджан. «Если сравнивать нынешний показатель России с результатом предыдущих годов, общий показатель страны изменился в лучшую сторону лишь на два балла, а значительное повышение места в рейтинге связано с динамикой ряда других государств», - говорится в исследовании.

Для снижения уровня коррупции в стране нужны консолидированные усилия власти, бизнеса и населения. Мы убеждены, что начинать всегда нужно с себя, а потому МТС делает все возможное для снижения коррупционных рисков, внедряет наиболее совершенные меры противодействия коррупции, опираясь на нормы антикоррупционного законодательства стран, на территории которых Компания осуществляет свою деятельность. Основными документами, регулирующими антикоррупционные требования внутри МТС, являются Кодекс делового поведения и этики и Политика «Соблюдение антикоррупционного законодательства». Кроме того, процедуры по обеспечению выполнения антикоррупционного законодательства закреплены в регламентах бизнес-процессов Компании.

В МТС сформирована функция антикоррупционного комплаенс, направленная на внедрение системы комплаенс, которая закрепляет стандарты по возложению личной ответственности за принятие решений, в том числе по проверке и оценке действий на предмет их коррупционной направленности, на самих инициаторов и их непосредственных руководителей.

Результаты развития антикоррупционной практики в 2015 году

19 марта 2015 года МТС присоединилась к Антикоррупционной хартии российского бизнеса и была включена в Сводный реестр участников Хартии.

Антикоррупционная хартия российского бизнеса была подписана руководителями РСПП, ТПП РФ, «Деловой России» и «ОПОРА России» 20 сентября 2012 г. на ХI Инвестиционном форуме в Сочи при участии Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева.

Суть этого документа – внедрение компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые касаются не только ситуации внутри компаний, но также отношений с партнерами по бизнесу и с государством.

Были разработаны, утверждены и введены в действие новые версии внутренних антикоррупционных нормативных документов:

  • Политика «Противодействие фроду» 1 устанавливает основные принципы противодействия фроду, правовые и организационные основы предотвращения, выявления, минимизации и (или) ликвидации последствий фрода в ПАО «МТС»;
  • Регламент процесса «Изучение информации о контрагентах» устанавливает порядок подготовки и проведения процедуры изучения информации о контрагентах;
  • Регламент процесса «Проведение служебного расследования» определяет порядок по установлению событий, обстоятельств, лиц, виновных в нарушении требований трудового и гражданского законодательств, нормативных документов Компании; признаков нарушений действующего уголовного и административного законодательства Российской Федерации, антикоррупционного законодательства и законодательства о противодействии использованию инсайдерской информации (в части, касающейся деятельности Группы компаний ПАО «МТС» и/или ее работников), а также антимонопольного законодательства; выяснение причин и условий, способствовавших совершению нарушений, причинению материального ущерба Компании.

1 Фрод на сетях связи - умышленная деятельность лиц на сетях связи, в том числе мошенническая, по неправомерному получению услуг и использованию ресурсов клиента и/или оператора связи без надлежащей их оплаты, по неправомерному доступу к служебной информации клиента и/или оператора, в том числе с целью извлечения дохода, а также иные действия, направленные на причинение убытков или иного вреда клиенту и/или оператору. К таким действиям, например, относится клонирование SIM-карт, взлом оборудования и генерация трафика на международные PRS-направления, несанкционированный доступ к личным кабинетам абонентов с целью вывода денежных средств, несанкционированная терминация международного трафика.

В ходе реализации Политики «Соблюдение антикоррупционного законодательства» были проведены следующие мероприятия.

Организационно-правовые:

  • усовершенствованы процедуры по предотвращению коррупционных рисков характерных для деятельности общества;
  • проведены проверки направлений деятельности общества связанных с наибольшим коррупционным риском;
  • осуществлялось регулярное взаимодействие с департаментами комплаенс и контроля;
  • на регулярной основе проводилось взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами по вопросам противодействия коррупции;

В сфере кадровой политики:

  • проведены дополнительные проверки сотрудников при рассмотрении вопроса о назначении на вышестоящие руководящие должности;
  • проведены проверки на полиграфе сотрудников, занимающихся закупками, а также при замещении должностей в наибольшей степени подверженных риску коррупции;

В отчетном периоде в МТС фактов коррупции выявлено не было. Правовые действия, связанные с коррупционными практиками, против МТС или ее сотрудников отсутствуют.

В сфере закупочной деятельности и управления имуществом:

  • осуществлялось сопровождение и контроль конкурентных процедур, договорной и закупочной деятельности;
  • проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности, исполнения договоров и инвестиционных проектов;
  • проведены проверки финансового состояния контрагентов при осуществлении закупочных процедур, с целью выявления признаков конфликта интересов, минимизация количества закупок у единственного поставщика;
  • проведена проверка использования имущества, в том числе объектов недвижимости, в уставных целях.

В сфере операций на финансовых рынках:

  • осуществлялся регулярный контроль за соблюдением требований доступа к инсайдерской информации и информации, составляющей коммерческую тайну.

Недопущение коррупции в благотворительных проектах

Благотворительные программы МТС реализует в соответствии с Политикой «Деятельность МТС в области благотворительности» и регламентом процесса «Организация и проведение благотворительных проектов». В этих документах указаны основные принципы планирования и реализации активностей в области благотворительности, среди которых принципы комплаенс, а также порядок действий, необходимых для организации и проведения благотворительных проектов на федеральном и региональном уровнях. Здесь же указаны закрытый перечень обстоятельств предоставления благотворительной помощи, а также требования к необходимым документам для детального учета благотворительных расходов, в том числе требование к предоставлению подробного отчета о целевом расходовании средств МТС.

Для предотвращения коррупционных рисков в процессе реализации благотворительных проектов согласование всех таких проектов осуществляется в системе Oracle E-Business Suite, обеспечивающей участие всех обязательных лиц в цепочке согласования. В случае реализации благотворительных проектов с участием государственных должностных лиц согласование обязательно проводится также с Департаментом комплаенс.

Департамент комплаенс также осуществляет пост-контроль соблюдения процедуры и требования реализации благотворительных проектов в рамках ежеквартального мониторинга. В случае выявления нарушений Департамент комплаенс информирует руководителя исполнителя и дает рекомендации по мерам дисциплинарного воздействия в целях недопущения нарушений в будущем.

Информирование о политиках и методах противодействия коррупции

Все потенциальные контрагенты Компании перед заключением Договорных отношений проходят обязательную процедуру проверки, в том числе на предмет выявления признаков комплаенс-рисков, а также в обязательном порядке знакомятся с Кодексом делового поведения и этики МТС и Политикой «Соблюдение антикоррупционного законодательства». Для допуска к участию в закупочных процедурах Компании, предшествующих заключению Договора, юридическое лицо должно заполнить Анкету, раскрывающую аспекты и степень учета у него применимого антикоррупционного законодательства.

Антикоррупционные оговорки при заключении договоров

В зависимости от типа контрагента и заключаемого договора мы предлагаем подписывать дополнительное соглашение - антикоррупционную оговорку, - в котором прописываем обязательство контрагента не участвовать в коррупционных схемах. Правила включения антикоррупционной оговорки прописаны в регламенте «Организация договорной работы», в них содержатся критерии, позволяющие определить необходимость включать оговорки в договоры в зависимости от типа контрагента и типа расхода, а также описание самих типов расходов. Контроль по включению антикоррупционной оговорки реализован в рамках системы электронного согласования договоров Oracle E-Business Suite на стадии создания договора исполнителем. В зависимости от указанного типа расхода система автоматически определяет необходимость подобной оговорки в договоре. При этом за нашими контрагентами мы оставляем право внести изменения в антикоррупционную оговорку или предложить свою версию, которая согласовывается с Департаментом комплаенс.

В целях минимизации риска вовлечения Компании в коррупционную деятельность в МТС разработаны процедуры проверки (due diligence) в отношении контрагентов - юридических и физических лиц. Подобная процедура применяется также в случаях приобретения Компанией доли участия в каких-либо юридических лицах.

Планы по развитию антикоррупционной политики

В 2016 году работа по дальнейшему развитию антикоррупционной политики продолжится в рамках развития системы комплаенс. Продолжится совершенствование стандартов и нормативных документов в целях придания бизнес-процессам большей прозрачности, а также механизмов антикоррупционного мониторинга, направленных на улучшение эффективности мер, принимаемых по предупреждению коррупции в МТС.