Планирование Мотивация Управление

Инновационное развитие России: проблемы становления и перспективы развития. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности предприятия Национальный горный университет

Аннотация. В статье рассматривается проблематика инновационной деятельности и ее развития в Ставропольском крае. Обращается внимание на значимость инновационной деятельности для развития современной экономики, обозначены условия развития инновационной деятельности на региональном уровне. Проведен статистический анализ детерминант инновационной деятельности в Ставропольском крае, представлены основные направления реализации инновационного потенциала региона.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, инвестиции, инновационное развитие, технологическая оснащенность, инфраструктура.

Под инновационной деятельностью понимается - процесс разработки и внедрения инноваций, который представляет собой циклический, дискретный алгоритм и определяется как совокупность структурно взаимосвязанных действий .

Инновационная деятельность является одной из базовых основ развития современной экономики в силу того, что позволяет оптимизировать ее, как в контексте максимизации результатов деятельности, так и контексте сокращения издержек. Наглядным примером значимости инновационной деятельности является энергосбережение и инфраструктурные проекты в области рационального освещения, позволяющие максимизировать результативность деятельности сразу нескольких секторов экономики. Можно констатировать то, что развитие инновационной деятельности, на различных уровнях от региона, до отдельного предприятия является фундаментом для повышения конкурентоспособности, а значит и экономической эффективности.

Мировой опыт позволяет сделать вывод о том, что наиболее важным является развитие инновационной деятельности на региональном уровне, поскольку это позволяет актуализировать экономический рост и в перспективе создать целый кластер хозяйствующих субъектов, с высокой конкурентоспособностью . В качестве примера подобных кластеров можно привести зоны опережающего развития, такие как Калифорния. Однако, для того чтобы развитие инновационной деятельности было эффективным, необходимо соблюдение ряда условий, прежде всего относящихся к сфере управления, инвестиций, поддержки инновационного развития государством и заинтересованными коммерческими и некоммерческими структурами.

Важнейшими условиями, на которых базируется эффективное развитие инновационной деятельности на региональном уровне, являются:

Реализация политики социального партнерства;

Отсутствие недостатка трудовых ресурсов;

Достаточность инвестиций;

Удовлетворительное состояние инфраструктуры;

Эффективность управления .

Соблюдение данных условий, в ходе развития инновационной деятельности позволяет нивелировать региональное экономическое отставание, диспропорции экономических секторов, решить проблемы недостатка производственных мощностей, неэффективности и устаревания перерабатывающих производств и другие значимые проблемы для российской экономики. Прежде всего, это достигается путем создания и расширения рынков (например, внедрения инноваций, связанных с дополненной реальностью), а так же создания принципиально новых продуктов и технологических принципов (в качестве примера можно привести появление умных материалов и т.п.)

Рассмотрим проблему развития инновационной деятельности и инновационного потенциала в рамках Ставропольского края. Ставропольский край представляет собой регион с развитыми промышленными и аграрными комплексами, транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой. В крае отмечаются значительная концентрация вузов, благоприятная геополитическая ситуация, что создает предпосылки для ускорения формирования экономики инновационного типа и реальной возможности стать центром инновационной деятельности всего СКФО . Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что СК d в целом соответствует описанным ранее условиям для эффективного развития инновационной деятельности.

Однако потребности в инновационном развитии многократно превышают те ресурсы, которыми располагает бюджет СК, а так же внебюджетные средства, которые могут быть выделены в контексте инновационного развития региона. Данный тезис подтверждается данными Росстата, исходя из которых общая изношенность инфраструктуры в период с 2014 по 2017 годы возросла более чем на 20 %, в то время как рост основных фондов и амортизации производств в регионе демонстрирует динамику, близкую к нулевой .

Для того чтобы определить наиболее оптимальные способы решения проблемы, проведем статистический анализ параметров, связанных с инновационной деятельностью, в частности деловую активность, экономический рост, уровень технологической оснащенности хозяйствующих субъектов и инфраструктуры, особенности инвестиций в СК. Для целей статистического анализа нами был использован критерий ранговой корреляции Спирмена, а так же факторный анализ заявленного массива данных. Результаты факторного анализа, представлены в таблицах 1-2. Стоит сразу отметить, что рассмотренные факторы объясняют ≈ 92 % дисперсии рассматриваемого массива.

Таблица 1

Структура факторов, оказывающих значимое влияние на развитие инновационной деятельности в СК

Факторы

Структура фактора

Доля дисперсии

1.Обьем инвестиций и средств;

2.Характер инвестиций (исходя из источника);

3.Деловая активность.

1. Доступность рынков;

2.Совокупный спрос на доступных рынках;

3.Эффективность продвижения.

1.Технологическая оснащенность;

2. Изношенность инфраструктуры

3.Средства, выделяемые на амортизацию.

Исходя из данных, представленных в таблице 2, можно сделать вывод о том, что наиболее значимым фактором, оказывающим влияние на инновационную деятельность в СК, является доступность инвестиций и средств, прежде всего – инвестиций на местном и федеральном уровне. Именно инвестиции обуславливают деловую активность, крайне важную для инновационного развития . Так же данный тезис объясняется тем, что с 2014 года отмечается существенное падение иностранных инвестиций, в связи со сложной политической конъюнктурой, что диктует необходимость разработки новых подходов в государственной политике к инвестиционной деятельности .

Вторым по значимости фактором является уровень доступа хозяйствующих субъектов на рынки с высоким совокупным спросом, а так же эффективность продвижения своих товаров и услуг. Данный параметр в СК достаточно благоприятен, несмотря на некоторые трудности с выходом на европейский и иные зарубежные рынки. В качестве примера можно привести Концерн «Энергомера», чья деятельность почти не пострадала в период с 2014 по 2018 годы.

Третьим по значимости фактором является технологическая оснащенность и ее динамика, состояние инфраструктуры. Данный фактор имеет самый низкий ранг, исходя из влияния на инновационную деятельность, требует внимания в силу ранее отмеченных проблем в данном русле, которые фиксируются в СК.

Вышесказанное подтверждается в ходе корреляционного анализа рассмотренных факторов, с эффективностью инновационной деятельности, данные представлены в таблице 2. В таблице представлены результаты корреляционного анализа, которые позволяют сделать вывод о том, что для оптимизации инновационной деятельности необходимо акцентировать внимание на инвестициях и проблематики инфраструктуры СК, развитии деловой активности, актуализации социального партнерства, как приоритета государственной политики.

Таблица 2

Корреляционный анализ взаимосвязи инновационной деятельности в СК с заявленными факторами

p≤0.05 - *, p≤0.01 - **.

Важно отметить, что практически невозможно реализовать инновационное обновление на старой технологической базе. Именно поэтому Выход состоит в том, чтобы провести инновационное обновление на принципиально новой основе для тех отраслей и отраслей, где можно освоить производство принципиально новых продуктов, конкурентоспособность и расширение продаж на рынке, чтобы использовать дополнительные доходы для расширения фронта технологического прорыва и отраслей . Это требует определения инновационных приоритетов, рассчитанных на 10-15 лет, выстроенные на основе гибкого планирования. Подобный опыт хорошо зарекомендовал себя в ходе экономического рывка Рурской области и создания Фукусимы, как высокотехнологического кластера.

Исходя из проведенного анализа, можно выделить следующие направления развития инновационной деятельности в СК.

Развитие общей инфраструктуры, а так же субсидирование и государственная поддержка развития биотехнологий, фармацевтической, химической промышленности, агропромышленного комплекса, нанотехнологий, микроэлектроники и материалов электронной промышленности, альтернативной энергетики, отраслей цифровой экономики, как секторов, имеющих наибольший потенциал роста в СК.

Проведение целенаправленной политики в области формирования кадрового ресурса, профильных специалистов в заявленных ваше отраслях, а так же специалистов в области инновационного управления.

На наш взгляд, представленная траектория развития наилучшим образом позволит реализовать инновационный потенциал СК.

Список литературы:

  1. Айдинова А. Т. Малый бизнес в АПК: Методологический аспект исследования // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 12 С. 44–48
  2. Косинова Е. А., Белкина Е. Н., Казарова А. Я. Ценообразование: теория и практика Ставрополь, 2012 – 166 с.
  3. Малое инновационное предпринимательство: учебное пособие / С. В. Валдайцев, Н. Н. Молчанов, К. Пецольдт. - Москва: Проспект, 2011. - 536 с.
  4. Управление инновационными проектами: учебное пособие / [В. Л. Попов и др.]. - Москва: Инфра-М, 2011. - 334 с.
  5. УФСГС СКФО http://stavstat.gks.ru/

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

И. С. КОНДРАШОВА, Е. В. КИРЕЕВА

В статье рассмотрена среда функционирования отечественных предприятий, определен круг основных проблем и пути их решения, а также перспективы развития инновационной деятельности предприятия.

Ключевые слова: проблемы, перспективы, предприятие, инновации, инновационное развитие.

Для интенсификации экономического развития и повышения конкурентоспособности российской экономики важно сейчас обеспечить не столько количественный рост макроэкономических показателей, сколько создание благоприятных возможностей для использования научнотехнического, производственного, ресурсного и интеллектуального потенциала. Это связано с развитием инновационной сферы. И потому одной из наиболее актуальных макроэкономических задач становится изучение проблем инновационной деятельности предприятия и разработка инструментов стимулирования инновационной активности как промышленных предприятий, так и организаций научно-технического и научно-образовательного профиля, создание развитой инновационной инфраструктуры, способствующей качественному улучшению инновационных процессов.

В последнее десятилетие инновационный бизнес демонстрирует значительный потенциал. Темпы роста крупных и малых инновационных предприятий достаточно высоки, однако недостаточная конкурентоспособность их продукции в сравнении с западными стандартами часто препятствует проникновению отечественных товаров на международный рынок .

Проблемы инновационной деятельности становятся все более актуальными. Это является отражением возрастающего понимания обществом того, что обновление России, всех сфер ее жизни невозможно без нововведений в производство, управление, финансы. Именно инновации ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, сбыта продукции, повышению эффективности управления.

Основными субъектами инновационного процесса выступают первичные звенья экономической системы - предприятия, которые всей логикой функционирования рыночного механизма выдвигаются в центр тех необходимых перемен, которые связаны с заинтересованностью общества в высокоэффективных нововведениях .

В этой связи теоретические исследования в области инновационной деятельности предприятий в последние годы активизировались, тем не менее еще многие вопросы ждут своего решения. Поэтому исследование механизмов эффективного управления инновационной деятельностью предприятия в современных рыночных условиях является актуальным.

Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная с использованием высоких технологий. Все чаще руководители предприятий говорят о том, что на данном предприятии осуществляется поддержка инновационной деятельности.

Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно, специально создавая для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции. Нанимаются специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций.

Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т. е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение

приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления. Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных менеджеров со стороны и постоянного обучения персонала. Однако здесь возникают проблемы иного плана -все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень часто оказывается недостаточно эффективным.

Причина заключается в том, что подготовка управленческих кадров ведется по принципу обучения отдельным компонентам менеджмента и крайне редко - самой процедуре управления. Это связано и с отсутствием реального управленческого опыта у большинства вузовских преподавателей. Конечно, для успешной реализации целей того или иного проекта необходимы знания в конкретной предметной области, но необходимы и знания основ менеджмента, теории организаций, маркетинга, управления персоналом. Означает ли, что знание этих составляющих менеджмента обеспечивает качественное управление инновационной деятельностью? Естественно нет, ведь почти никто и нигде не учит менеджера умению выстраивать свои управленческие действия во времени, исходя из складывающейся ситуации.

Сегодня из многих социально-экономических проблем проблема активизации инновационной деятельности по своей остроте выходит на одно из первых мест. Многие проблемы формирования инновационного рынка приняли глубинный характер. Попытка внедрения либеральной модели в условиях качественно иной, по сравнению с Западом структуры издержек и цен, привела к тому, что структурная перестройка экономики приняла регрессивный характер. Это объективно ведет к свертыванию наукоемких производств, ликвидации стимулов к высокопроизводительному труду, почти повсеместно снижается инновационная активность российских предприятий.

К настоящему времени стала очевидной необходимость разработки механизмов активизации и развития отраслей промышленного комплекса на основе эффективного использования их инновационного потенциала.

Перед предприятиями стоит вопрос не только остаться ведущим звеном в промышленности, но и быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ведущая роль отводится

инновациям, которые смогут сыграть ключевую роль в активизации структурных преобразований в экономическом подъеме, стабильном функционировании предприятий промышленности.

Инновации оказывают воздействие на национальную экономику прежде всего через научнотехническую политику. Это способствует расширению производства, повышению его технического уровня, недопущению чрезмерного морального и физического износа основных фондов, обеспечению выпуска конкурентоспособной продукции.

Анализ состояния инновационной активности предприятий свидетельствует о том, что ее низкий уровень вызван структурнорегрессивным спадом производства в условиях разрушения прежних механизмов функционирования экономики при медленном формировании новых рыночных механизмов регулирования и саморегулирования экономики.

Решение проблем повышения инновационной активности отечественных предприятий требует комплексного подхода, сочетания мер макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий с инициативами самих предприятий. Важно сочетание мер экономического, организационного и административно-законодательного характера.

Для России функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту. С целью решения этих проблем органы государственной власти реализуют регулирующие воздействия на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников.

Важно отметить, что многие регионы России, в целом, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее, имеют недостаточный уровень развития региональной инновационной системы, что является следствием:

1) недостаточной инновационной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;

2) несовершенной системой профессиональной подготовки кадров для инновационной сферы;

3) технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции некоторых отраслей машиностроения;

4) неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;

5) отсутствия механизма реализации результатов интеллектуальной деятельности в реальный сектор высокотехнологичного производства;

6) недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной систе-

В число основных направлений по решению обозначенных проблем следует отнести повышение эффективности управления развитием предприятий, и прежде всего, обеспечение сбалансированности текущей и стратегической инновационной деятельности, повышение обоснованности выбора ее перспективных направлений, снижение рискованности, адаптацию управления развитием предприятий к условиям изменения среды .

Малые инновационные предприятия, как наиболее гибкая, адаптивная и креативная организационная форма, должны являться структурами-индикаторами, определяющими направления инновационного развития, генерирующие инновационные идеи. Исходя из зарубежного опыта такие предприятия, вызывают огромный интерес крупных компаний, которые покупают их вместе с инновационными идеями. К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать низкий уровень инновационной активности малых предприятий, а, следовательно, пока невозможно использовать данный компонент в полном объеме его потенциальных возможностей в качестве фактора развития региональной инновационной системы.

мы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;

7) отсутствие системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;

8) отсутствие венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами.

Анализируя среду функционирования отечественных предприятий, мы видим определенный круг основных проблем и направлений их решения (табл. 1).

Создание и развитие инновационной среды -масштабная и сложнейшая задача, решить которую невозможно без хорошо продуманных и согласованных эффективных действий со стороны органов власти, экономического и научного сообществ.

Поэтому при организации инновационной деятельности правильным будет исходить из того, что хотя рыночная экономика более восприимчива к инновациям, чем директивная, это не происходит автоматически. Требуются хорошо развитые прямые и обратные связи между всеми участниками инновационного процесса .

Согласованность действий имеет ключевое значение для успеха в силу ограниченности финансовых и кадровых ресурсов и ограниченного временного фактора. Только при наличии скоординированного плана можно избежать распыления усилий, дублирования функций различными участниками и простоя проектов. Экономическое сообщество в лице промышленных предприятий должно ответственно и профессионально высказать свое желание для развития действенного диалога с органами власти по определению выгодных направле-

Таблица 1

Система основных проблем функционирования отечественных предприятий и пути их решения

Проблемы Направления решений

1) Недостаток финансовых средств, обусловливающий поиск источников финансирования и рационального использования имеющихся за счет обоснованности выбора перспективных направлений инновационной деятельности; 2) Отсутствие сбалансированности распределения ресурсов предприятия между текущей и стратегической инновационной деятельностью; 3) Повышенная рискованность, обусловленная как малыми масштабами предприятия, так и неопределенностью результата; 4) Необходимость систематического и технологического переоснащения производства современным оборудованием; 5) Ограниченные возможности ведения маркетинговой деятельности; 6) Несовершенство мотивации персонала, учитывая повышенную значимость отдельных специалистов 1) Обеспечение сбалансированности текущей и стратегической инновационной деятельности; 2) Повышение обоснованности выбора перспективных направлений инновационной деятельности; 3) Обеспечение условий дл снижения риска инновационной деятельности МНП; 4) Определение рациональных финансовых и временных условий активизации инновационной деятельности; 5) Оценка состояния и планирования инновационной активности МНП; 6) Функционально-структурное описание и закрепление ответственности по реализации процесса управления МНП

ний развития инновационного механизма в области и ресурсному обеспечению экономического роста.

В заключении хотелось бы отметить, что государство и экономическое сообщество выступают партнерами в совместных действиях, которые регулируют рост активности в инновационной деятельности предприятия. Координации совместных усилий государства и экономического сообщества - вот одна из важнейших организационных задач, которая позволит решить существующие в инновационной деятельности предприятий проблемы и тем самым обеспечить устойчивое инновационное развития экономики России .

Литература

1. Галстян М. В. Развитие инновационной деятельности предприятий в условиях рыночных отношений: на примере машиностроительного комплекса Амурской области: дис. ... канд. эконом.наук. М., 2005.

2. Коваленко А. А., Цуриков С. В. Система факторов инновационного развития предприятия // Сибирская финансовая школа. 2008. № 2.

3. Мамонтов В. Д., Осадчая Т. Г. Российское предпринимательство: тенденции движения к новой экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. 2011. № 9.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

I. S. Kondrashova, Ye. V. Kireyeva

In article the environment of functioning of the domestic enterprises is considered, the circle of the main problems and a way of their decision, and also prospect of development of innovative activity of the enterprise is defined.

Key words: problems, prospects, enterprise, innovations, innovative development.

Последние два десятилетия для России характеризуются попытками перейти в постиндустриальное общество. Это выражается в росте влияния науки на социально-экономическое развитие, интенсификации процессов создания и распространения знаний, а также активизации инновационной деятельности. Во всем этом первостепенную роль играют научно-исследовательские организации - основные генераторы нового знания.

Поиск нового знания является ключевым этапом научно-технического прогресса, причем при достаточном многообразии современных институциональных форм производства и реализации знаний, их основными источниками и носителями по-прежнему служит наука. Ее ядром являются юридически самостоятельные специализированные исследовательские организации, а именно - ученые, занимающиеся в них научно-исследовательской деятельностью.

По официальной статистике, с 1990 по 2005 год численность ученых в России сократилась с 1,119 млн. до 381 тыс. человек, то есть почти в три раза. К этому числу обязательно нужно приплюсовать аспирантов. Сейчас по стране 72 тысячи бюджетных мест для аспирантов при наборе 26 тысяч в год . Всего примерно 450 тысяч исследователей. Однако даже те исследователи, что состоят в штате многочисленных НИИ, не готовы в полной мере заниматься исследовательской деятельностью. Таким образом, из 450 тыс. специалистов всего 100 тыс. тратят более половины своего рабочего времени на научную работу, а остальные зарабатывают деньги в коммерческих организациях.

Если обратить внимание на миграцию научных кадров, то во внутренней миграции основной поток научных кадров направлен в бизнес, частное предпринимательство и государственные структуры, где особенно нужны люди с хорошим образованием. Так происходит потому, что научная деятельность в России не очень прибыльна, ведь наука -- это то, что из денег делает знания, а инновация -- то, что из знаний делает деньги.

В результате внешней миграции основными потребителями российских ученых на протяжении почти 20 лет являются США. На их долю приходится около 30% эмигрировавших специалистов. Германия принимает 20% российских ученых, в Израиле они составляют около 40% от общего числа ученых. Однако в последние годы география распределения научного потенциала России начала меняться. Большую заинтересованность в наших исследователях в связи с разработкой ядерных программ демонстрируют страны Востока. Немало российских атомщиков работает в Иране, Китае и Южной Корее, КНДР.

Как уже говорилось ранее, основной причиной миграций российских ученых является недостаточное финансирование. По итогам 2009г. Россия тратит на исследования и разработки около $2 млрд., что почти в 4 раза меньше, чем в Китае, в 7 раз меньше Японии и в 17 раз меньше США.

По заявлениям правительства, в 2010 г. на науку в России выделяется 200 млрд. руб.: 80 млрд. на фундаментальную, 120 млрд. на прикладную. Можно посчитать, много это или мало. Удобней всего считать в "аспиранто/годах". В качества ориентира зарплату аспиранта можно установить в 45 тыс. руб. ($1500, €1150) - это меньше, чем в большинстве европейских стран, но близко к Испании и Южной Корее. В год с налогами (13% НДФЛ, 26,2 -34% ЕСН) и накладными расходами (15%) это получается 1 млн. руб. То есть некоторая конкурентоспособность имеется. Для успешного развития науки зарплата сотрудников (ученых, инженеров и т.д.) должна быть выше, т.е. нужно считать не менее 1,5 млн. руб. в год на человека. Итого получим: 381 тыс. ученых*1,5 млн. руб. +72 тыс. аспирантов*1 млн. руб. = 650 млрд. руб. в год, только на зарплату и накладные (фактически содержание "офиса"). Если приплюсовать к этому еще и расходы на оборудование, поездки, организацию конференций и т.д., то общий бюджет должен составить 1 трлн. руб. в год, т.е. должен быть в 5 раз больше запланированного.

Однако в низком уровне развития российского инновационного бизнеса стоит винить не только государство, доля вины есть и в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором. В стране отсутствует спрос на инновации. Удельный вес затрат на технологические инновации нашей промышленности составляет 1,2%, в том числе добывающей промышленности - всего 0,8%. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах).

По государственным расходам на НИОКР на душу населения ($86) Россия отстает от лидеров в 2-4 раза, а по частным расходам - в 10-20 раз. Даже Китай с его огромным населением по уровню подушевых расходов частного сектора на НИОКР уже почти в полтора раза опережает Россию.

Россия - единственная страна в мире, где доля расходов на гражданскую науку (0,4% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6%). Но и это не в состоянии обеспечить поддержание военно-стратегического баланса с США, Европой, Китаем. Деградация научно-технического комплекса привела к тому, что, несмотря на рост оборонного госзаказа, производство вооружений упало до мизерного уровня. ВПК не может стать оазисом технологического прогресса на фоне растущей примитивизации российской экономики в целом. Ведь в США уже несколько десятилетий идет перелив самых современных технологий из гражданского сектора в военный, а не наоборот.

Что касается предприятий, занимающихся НИОКР, то в современной России среди них преобладают государственные унитарные предприятия (ГУП) и государственные учреждения, а их возможности в вопросах передачи результатов научно-технической деятельности (РНТД) и создания новых компаний ограничены. Это приводит к серьезным трудностям в коммерциализации полученных ими результатов исследований и разработок, усложняет учреждение новых технологических компаний и, соответственно, препятствует развитию государственно-частного партнерства.

В настоящее время в России зарегистрировано более 80 технопарков, еще больше инновационно-технологических центров, более 100 центров трансфера технологий, 10 национальных инновационно-иналитических центров, 86 центров научно-технической инновации, свыше 120 бизнес-инкубаторов, 15 центров инновационного консалтинга и другие организации инновационной инфраструктуры. Всего 688 организаций инновационной инфраструктуры.

Инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Даже в восточноевропейских странах предприятий-инноваторов больше как минимум вдвое, а в Германии, например, - в 8 раз. Доля инновационной продукции у нас - лишь 5,5%. Даже в области производства летательных и космических аппаратов инновациями занимаются всего 34,3% предприятий. Лишь 2,3% предприятий промышленности занимались в 2006 г. маркетинговыми инновациями. Отрасль, лидирующая по этому параметру среди низкотехнологичных, - производство сигарет (8,6%), что объясняется "острой конкуренцией". Наиболее высока доля инноваторов среди крупных предприятий, интегрированных в холдинги, а также среди не очень больших по размеру высотехнологических компаний. А вот в малом бизнесе инноваторов крайне мало - даже среди тех, кто занимается высокотехнологичным бизнесом. Инновации не слишком эффективны. За 1995-2006 гг. ежегодные затраты на инновации выросли вдвое, а объемы инновационной продукции - всего на 49%.

Министерство образования и науки Украины

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Региональная экономика и экология»

Проблемы и перспективы инновационного развития предприятий

Выполнила:

Ясковец А.В.,

студентка гр. ОАфе-10-1

Руководитель:

Кабаченко Д.В.

Днепропетровск

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития мировой экономики характеризуется важным ускорением темпов научно-технического прогресса, который обуславливает постоянные изменения в структуре и динамике общественных нужд и, как следствие, заостряет конкуренцию в предложении новых товаров и услуг, а также улучшении их качественных характеристик.

В этой связи стойкость экономического положения большинства субъектов хозяйствования в значительной мере определяется темпами и масштабами осуществления инновационной деятельности, которая разрешает своевременно и быстро реагировать на условия конкурентной борьбы, которые постоянно изменяются, путем использования разнообразных нововведений, обеспечивая более качественное и полное удовлетворения нужд рынка.

Поэтому развитие инновационной сферы, через которую продвигаются в производство достижения научно-технического прогресса, есть особенно актуальной областью, которая нуждается в серьезном внимании со стороны отраслевых органов управления и других субъектов хозяйствования, которые принимают участие в инновационных процессах.

1. Особенности инновационной деятельности

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Процесс внедрения инноваций охватывает практически все стороны деятельности предприятия. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

Итак, инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий.

Целесообразность выбора способа и варианта техноло­гического обновления зависит от конкретной ситуации, характера ­ нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техни­ческому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жиз­ненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.

Принципиальные отличия инновационной деятельности пред­приятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и техно­логии, строится на выявлении условий успеха на основании прош­лого опыта и сложившихся тенденций.

Инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Перестройка экономики на рыночных принципах требует обеспечения мирового класса качества производимых товаров, своевременного обновления продукции предприятиями и максимальной заинтересованности внедрения нововведений; высокой инновационной активности на базе собственного развивающегося потенциала. Вместе с тем мировая практика показывает, что государственная поддержка инновационной деятельности объективно необходима.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется прежде всего наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

Инновационная сфера представляет собой: 1) систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции, услуг и развитой инфраструктуры; 2) рынок новшеств (новаций), рынок капитала (инвестиций) и рынок чистой конкуренции нововведений. Поэтому управление инновационным процессом становится ключом современной организации инновационной деятельности на микро- и макроуровнях.

Таким образом, инновационная деятельность предприятия не сводится только к созданию и внедрению новшеств, но и включает также разработку соответствующих структур, организационных форм хозяйствования и управления на производственных предприятиях.

Как же осуществляется инновационная деятельность фирм и корпораций в развитых странах?

В большинстве развитых стран регулирование и стимулирование инновационной деятельности происходит в основном через национальные исследовательские программы и различные уровни государственного участия. Основополагающим критерием разработки программ является добровольное участие государства, корпораций и фирм, при этом каждый участник руководствуется собственными интересами. Эффективность использования этих программ для концентрации национальных ресурсов на ключевых направлениях научно-технического прогресса особенно показательна на опыте экономики Японии. Поскольку Япония располагает минимумом собственных природных ресурсов, правительство страны рассматривает научно-инновационную политику в качестве важнейшего средства стимуляции общего роста экономики и повышения международной конкурентоспособности страны. Политика Японии концентрируется на экспорте продукции с целью завоевания торгового лидерства в спектре наукоемкой продукции, позволяющей иметь большую долю добавочной стоимости. Следует отметить, что японское правительство не управляет промышленными разработками в директивном порядке, здесь скорее существует взаимное партнерство между звеньями государственного аппарата и секторами промышленности, основанное на прагматических решениях, взаимном уважении, согласованной деятельности, направленной на достижение общих целей.

Во Франции наиболее высокий уровень централизованного регулирования инновационной деятельности, где научные исследования признаются общенациональной программой и представлены в виде пятилетних стратегических научно-исследовательских планов.

В Англии – отсутствует система централизованного регулирования инновационной деятельностью, но есть хорошо разработанный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять координацию разработок инноваций на государственной уровне.

В США экономисты и социологи видят в венчурном бизнесе свидетельство вхождения американской экономики в фазу подъема нового «цикла Кондратьева.

Инновационная деятельность предприятия основывается на таких принципах, как приоритетность инновационного производства; экономичность инновационного производства; гибкость инновационного производства, означающая, что управление должно обеспечивать свободу действий субъектов инновационной деятельности, отказ от жесткой регламентации, поощрение предприимчивости.

Существенным фактором в инновационной деятельности предприятия является, то, что используемые им нововведения ограничены по времени рыночными циклами, т. е. тем пределом времени, когда это нововведение имеет рынок сбыта, после которого экономический и технологический потенциал нововведения исчерпывается и необходимо своевременное переключение ресурсов для внедрения в производство других нововведений.

В условиях развитых рыночных отношений инновационная деятельность предприятия характеризуется полной экономической самостоятельностью и юридической свободой в принятии хозяйственных решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции и ее цен. Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет материальную ответственность за все свои решения, т. е. действует и принимает хозяйственные решения в рамках своего бюджета. При этом инновационная деятельность предприятия направлена на достижение основной цели - обеспечение максимальной прибыли. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения цен или экономия затрат, но и своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке продукции, отличающейся новизной от существующего товара. В этом случае предприятия-инноваторы получают добавочную прибыль за монополию на знания (так называемую «научно-техническую ренту»).

Большую роль в усилении самофинансирования предприятий и фирм может сыграть отмена пошлин на новейшие импортируемые оборудование и технологии. Эту же задачу призвана выполнять амортизационная политика, которая должна строиться с учетом рыночных условий и необходимости ускоренного обновления производственно-технического аппарата предприятий.

Важное значение для становления самофинансирования инновационной деятельности предприятий имеет льготное налогообложение, особенно тех из них, которые инвестируют свои средства в развитие сферы инноваций. Налоговая политика должна быть такой, чтобы ее основной функцией стало стимулирование инновационной деятельности и на этой основе расширение налоговой базы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие инновационного менеджмента, его сущность и особенности, место и значение в управлении современной организацией. Уровни инновационного менеджмента, их характеристика и отличительные черты. Причины сложности развития инновационной сферы в России.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Определение и понятие инноваций как объекта инновационного менеджмента. Значение планирования и прогнозирования инновационной деятельности. Финансово-экономическая оценка и анализ эффективности нововведений. Методы управления инновационными проектами.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности. Сущность инноваций, их виды, основные стимулы и цели инновационной деятельности. Влияние инноваций на качество и конкурентоспособность продукции и на предприятие в целом.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2010

    Сущность и содержание стратегического менеджмента на предприятии. Процессы и способы разработки стратегий предприятия в рамках стратегического менеджмента и оценка результатов. Перспективы развития стратегического менеджмента в современной организации.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2012

    Сущность, функции и особенности контроллинга инновационной деятельности. Обеспечение стабильного развития бизнеса предприятия и повышение качества менеджмента. Концепция информации и управления. Характеристика оперативного и стратегического контроллинга.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2011

    Понятие и сущность инноваций. Три составляющих нововведения, их характеристика. Подходы к изучению инноваций. Объективные предпосылки и формы инновационного процесса. Особенности, принципы и виды инновационной деятельности, ее объекты и субъекты.

    презентация , добавлен 28.08.2016

    Сущность инновационного менеджмента. Основные виды инноваций и их функции. Механизмы разработки и реализации управления предприятием на основе инновационного подхода. Формы реализации инновационной политики предприятия. Механизм управления инновациями.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014