Планирование Мотивация Управление

Антикоррупционная оговорка. Антикоррупционная оговорка к договорам

Утверждаю

Генеральный директор

_____п/п_______В.В. Коновалов

Приказ № __525__от _21___11___2014

Соглашение

о соблюдения требований Политики противодействия коррупции открытого акционерного общества «Алтайский приборостроительный завод «Ротор»

г. Барнаул «___» _________2014 год

Открытое акционерное общество «Алтайский приборостроительный завод «Ротор», именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице ________________________, действующего на основании _________________________________________ с одной стороны, и________________________, именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

1. Работник ознакомлен с Политикой противодействия коррупции ОАО АПЗ «Ротор» утвержденной приказом от __ __________2014 года № ___ (далее - Антикоррупционная политика), и обязуется соблюдать установленные Антикоррупционной политикой требования.

2. Работник при исполнении своих трудовых обязанностей по Трудовому договору в соответствии с Антикоррупционной политикой обязуется не совершать коррупционных правонарушений, т.е. – не давать взяток (не оказывать посредничество во взяточничестве), не злоупотреблять полномочиями, не учавствовать в коммерческом подкупе либо ином противоправном использовании своего должностного положения вопреки законным интересам ОАО АПЗ «Ротор» в целях безвозмездного или с использованием преимущества получения выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, работ или услуг имущественного характера, в свою пользу или в пользу других лиц либо для полечения преимуществ, достижения иных противоправных целей.

3. Работник обязан уведомлять Работодателя в случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, а также в случаях, если Работнику станет известно, что от имени ОАО АПЗ «Ротор» осуществляется организация (подготовка) и/или совершение коррупционных правонарушений.

4. Работник обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в понимании Антикоррупционной политикой и законодательства Российской Федерации и незамедлительно уведомить Работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

5. Работнику известно о том, что Работодатель не подвергает его взысканиям (в т.ч. – применению дисциплинарных взысканий), а также не производит неначисление премии (иных выплат) или начисление премии (иных выплат) в меньшем по отношению к максимально возможному размере, если Работник сообщил Работодателю о предполагаемом факте коррупционного правонарушения.

6. Работнику известно о том, что Работодатель стимулирует работников за предоставление подтвержденной информации о коррупционных правонарушениях в ОАО АПЗ «Ротор».

Соблюдение Работником принципов и требований Антикоррупционной политикой учитывается при выдвижении Работника на замещение вышестоящих должностей.

7. Работник предупрежден о возможности привлечения в установленном законодательством Российской Федерации порядке к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и/или уголовной ответственности за нарушение антикоррупционных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также Антикоррупционной политикой.

8. Настоящее соглашение о соблюдении требований Антикоррупционной политикой вступает в силу с «___»_________2014 года, и действует до прекращения (расторжения) трудового договора № ____ от «___»_______________2014 года.

9. Настоящее соглашение о соблюдении требований Антикоррупционной политикой является неотъемлемой частью Трудового договора, составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр настоящего соглашения хранится у Работодателя в личном деле работника, второй экземпляр - у Работника.

10. Реквизиты и подписи сторон.

В последнее время все чаще в своей работе сталкиваюсь с тем, что в договоры стали включать антикоррупционную оговорку. Обычно она включается в текст договора по инициативе одной из сторон договора. Мне так же при проверке договоров от контрагентов поступают предложения и даже требования о включении в договор такой оговорки. В большинстве случаев ее включение является принципиальным и без нее контрагент отказывается заключить договор.

Ранее 2014 года я сталкивался с такой ситуацией только при согласовании (разработке) договоров, когда одной из сторон являлась компания с иностранным происхождением (инвестором), имеющая отношение к западной части света. Для них наличие антикоррупционной оговорки являлось принципиальным и безусловным.

Оговорка в своем содержании имела ссылку на антикоррупционное законодательство иностранного государства. Несмотря на возражения относительно наличия этой оговорки она все равно включалась так, как заключение договора с таким контрагентом было выгодным и/или необходимым. Как это обычно бывает коммерция побеждает здравый смыл: деньги получаем сейчас, а проблемы неизвестно будут или нет, а если и будут, то неизвестно, когда. Ну, что тут скажешь, чьи риски тот и принимает решение.

В 2014 году аналогичные предложения/требования стали поступать от российских компаний. Российские компании необходимость наличия антикоррупционной оговорки либо никак не мотивировали, либо ссылались на внутреннюю политику компании, либо объясняли тем, что Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, дополнен статьей 13.3 которой на организации возложена обязанность разрабатывать и применять меры по предупреждению коррупции, а именно разрабатывать и внедрять в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации. Также в обоснование необходимости контрагенты ссылаются на «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Разбираемся, обязательна антикоррупционная оговорка в договоре или нет:

1. Федеральный закон №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г.

Статья 13.3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008, содержит обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции и в ней указан, примерный перечень мер по предупреждению коррупции, одной из которых является разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации. Данная норма действует с 2013 года.

При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции, но не обязана это делать только путем разработки и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации или предпринимать эту меру одновременно в совокупности с другими мерами противодействия. Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями и это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя в организации, а также ее сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения и заключая договор, прописывают в нем антикоррупционную оговорку.

Антикоррупционная оговорка является одной из мер по противодействию коррупции, но требует волеизъявления обеих сторон и одна из сторон может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре и это ее право.

Отказ, в первую очередь, может быть вызван различной антикоррупционной политикой, применяемой в организациях, общего стандарта нет, каждый реализует требование закона по-своему. Юридическое или физическое лицо могут отказаться указывать антикоррупционную оговорку не желая смешивать антикоррупционное законодательство и сделку, потому что они хоть и тесно связаны, но все же это разные правоотношения. Для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя дополнительное обязательство друг перед другом и/или третьими лицами и нести за него ответственность. Возможно мое рассуждение и моветон, но при осуществлении предпринимательской деятельности в правовом государстве, лица ее осуществляющие обязаны исполнять закон, а не навязанную волю других лиц.

2.«Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее — Методические рекомендации).

Этот документ на момент написания настоящей статьи (2015 год) официально не опубликован и размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. Методические рекомендации не распространяются на государственные органы, а также на государственные фонды и организации.

Методические рекомендации также разработаны для организации мероприятий по профилактике и противодействию коррупции внутри организации, но с целью стандартизации антикоррупционной политики государства. Вы можете внутри своей организации руководствуясь данными рекомендациями разработать обязательные для сотрудников вашей компании локальные акты. В Методических рекомендациях в качестве меры противодействия коррупции действительно рекомендовано вводить в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартную антикоррупционную оговорку (раздел IV таблица №1), но в качестве примера. Что такое стандартная антикоррупционная оговорка неизвестно, а, рекомендовано, не значит обязательно.

Если руководство организации использует Методические рекомендации или считает их обязательными к использованию внутри своей организации, то оно вправе это сделать, но навязывать включение антикоррупционной оговорки в договор, заключаемый с контрагентом, тем более с наличием в ее тексте обязанности по соблюдению Методических рекомендаций, она не имеет право.

Поэтому компания, у которой имеются локальные акты антикоррупционного содержания или компания собирающаяся такие акты создать, должна осторожно относиться к наличию в них обязанности по включению в договоры антикоррупционной оговорки. Иначе, в случае заключения договора с «выгодным» контрагентом, договор не будет подписан, если контрагент против антикоррупционной оговорки, либо будет подписан договор без наличия в нем антикоррупционной оговорки и тогда будут нарушены локальные акты, если ими предусмотрено наличие антикоррупционной оговорки в договоре.

3. Почему включают антикоррупционную оговорку в договор:

– Как один из способов соблюдения действующего законодательства по борьбе с коррупцией.

– Проявление руководством компании высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией. Это зависит от личного мировоззрения руководителя(ей) компании, а не от наличия таковой обязанности в законодательстве.

– Как событие, наступление которого влечет юридические последствия (прекращение договора, уплата штрафов, уплата компенсации и т.д.), обычно негативные для стороны, у которой такое событие наступило.

И так, что нам известно об антикоррупционной оговорке:

  1. Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанность соблюдения хозяйствующими субъектами антикоррупционного законодательства при вступлении во взаимоотношения друг с другом путем включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор.
  2. Действующим законодательством РФ не установлена обязанность включения каких-либо антикоррупционных оговорок в договор, как основание для возникновения, изменения и прекращения обязательств.
  3. В Российской Федерации любые действия (бездействия) физическими и юридическими лицами должны совершаться (воздерживаться от их совершения) в соответствии с действующим законодательством, поэтому дополнительное указание на необходимость соблюдения очевидного факта уже установленного и закрепленного законом не требуется. Независимо от того будет включена антикоррупционная оговорка в договор или нет, хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать законодательство о противодействии коррупции. Но при отсутствии антикоррупционной оговорки в договоре, хозяйствующие субъекты руководствуются только нормами права и несут ответственность перед государством, а при ее наличии в договоре хозяйствующие субъекты дополнительно к нормам права, должны будут руководствоваться условиями антикоррупционной оговорки и нести ответственность за ее нарушение друг перед другом.
  4. Факт наличия антикоррупционной оговорки в договоре, и последствий при наступлении указанных в ней событий, требует обязательного и четкого исполнения ее условий, так как она является одним из условий или частью договора.
  5. При наличии в антикоррупционной оговорке ссылки на документ, например, на Методические рекомендации или иной документ, которым стороны обязаны руководствоваться с целью исполнения антикоррупционной оговорки, стороны будут обязаны руководствоваться этим документом в своей деятельности, так как подписав договор с наличием в нем такой антикоррупционной оговорки добровольно взяли на себя такое обязательство.

В итоге, о наличии антикоррупционной оговорки в договоре: физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя и не имеющие его, а также юридические лица должны соблюдать антикоррупционное законодательство, но прописывать антикоррупционную оговорку в договорах заключаемых друг с другом, не обязаны.

В последнее время борьба с коррупцией стала частью государственной политики. В связи с этим распространилась практика включения в договоры так называемых антикоррупционных оговорок. Возникает вопрос, обязательно ли указывать такую оговорку в договоре и, если указывать, какой она может быть.

Предыстория

Беларусь совместно с другими странами Европы является стороной в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Данная Конвенция обязывает закрепить в национальном законодательстве, в частности, следующие нормы:

— о недействительности сделок, связанных с коррупционными преступлениями <*> ;

— о том, что сторона сделки, чье согласие было нарушено актом коррупции, вправе обратиться в суд в целях признания сделки недействительной <*> ;

— о полном возмещении стороне сделки ущерба, понесенного ею в результате коррупции <*> ;

— о праве лиц, понесших ущерб в результате акта коррупции государственными должностными лицами, требовать возмещение ущерба от государства <*> .

На заметку
Ущерб от акта коррупции подлежит возмещению, когда <*> :
1) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;
2) истец понес ущерб;
3) существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.

Эта Конвенция легла в основу политики государств Европы в сфере борьбы с коррупцией.

Коррупция «по-белорусски»

Белорусское законодательство к коррупции относит следующие действия <*> :

Какие действия Кто совершает Кто получает выгоды Какие выгоды получены
Умышленное использование служебного положения Должностное лицо <*> Должностное лицо или третьи лица
Подкуп должностного лица Физлицо в своих интересах

Физлицо в интересах или от имени юрлица (в том числе иностранного)

Физлицо Подкупаемое должностное лицо совершит в интересах этих лиц действия или воздержится от их совершения при исполнении служебных обязанностей
Должностное лицо Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества
_______________

<*> В понятие «должностное лицо» включают государственных должностных лиц, иностранных должностных лиц, а также лиц, приравненных к государственным должностным лицам. К последним относятся, в частности, лица <*> :

— занимающие в организациях должности любой формы собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

— уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

В том числе во исполнение Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию в Беларуси введены меры защиты лиц, которым причинен вред коррупционными действиями. Такой вред ему возмещает в полном объеме лицо, причинившее его <*> .

Что касается сделок, совершенных под влиянием коррупции или так называемых «откатов», анализ ГК показывает, что в белорусском законодательстве нет норм, прямо признающих их недействительность.

Такая возможность все же может просматриваться в ряде статей ГК <*> при условии расширения их толкования судебными инстанциями. Но это не всегда может быть корректным с точки зрения конструкции указанных статей. Возможно, по этой причине в настоящее время нет широкой судебной практики о признании недействительными сделок, связанных с коррупционными действиями.

Сегодня часто высказывается мнение, что следует взять за правило прописывать в договорах обязательство «не участвовать в коррупционных схемах». Это, скорее, попытка внести понимание, что взятки — это плохо, что это не приветствуется бизнес-сообществом.

Обязательность антикоррупционной оговорки

Каждая организация должна применять меры по предотвращению проявлений коррупции. В частности, законодательством определены следующие меры <*> :

— планирование и координирование деятельности по борьбе с коррупцией;

— установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении должностных лиц организации.

При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация в рамках приведенных мер самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции. Более того, нет прямого указания на то, что организации обязаны включать в договоры антикоррупционные оговорки.

Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями. И это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя, своими сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации, вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения, заключают договор.

Основополагающим принципом заключения договора является его свобода <*> . Это означает, что предприниматели свободны в решении вопросов, с кем, по поводу чего, в каком объеме и на каких условиях вступать в договорные отношения. Понуждение к заключению договора не допускается, если это не предусмотрено законодательством или добровольно принятым обязательством <*> .

Обратите внимание!
Включение антикоррупционной оговорки в договор требует волеизъявления обеих сторон. Любая из них может выразить желание не указывать эту оговорку в договоре, и это ее право <*> .

Отметим, что для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя обязательство по его исполнению. Эта обязанность установлена законом. Если будет доказано, что какие-либо лица участвовали в коррупционных схемах, то они несут ответственность в рамках действующего уголовно-правового законодательства.

Антикоррупционная оговорка в договоре

Несмотря на необязательность антикоррупционной оговорки, порой ее включение целесообразно. Причины для этого могут быть, например, следующие:

— выбор организацией включать оговорку как один из способов соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией;

— проявление руководством организации высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией;

— желание сделать нарушение законодательства по борьбе с коррупцией событием, наступление которого влечет негативные последствия для стороны, нарушившей его. Например, прекращение договора, уплата штрафов, компенсации и т.д.

Если стороны согласились с необходимостью внесения в договор антикоррупционной оговорки, то сформулировать ее можно следующим образом:

«Стороны подтверждают, что им известны требования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь о противодействии коррупции (далее — антикоррупционные требования). Стороны обязуются обеспечить соблюдение антикоррупционных требований и несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора. В рамках настоящего Договора под коррупционными понимаются действия, указанные в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией».

В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта.

В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от коррупционных действий и (или) неполучения другой Стороной в десятидневный срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет с приложением документов, подтверждающих данных факт, другая Сторона вправе отказаться от настоящего Договора в одностороннем порядке, направив соответствующее письменное уведомление первой Стороне.

Сторона, нарушившая антикоррупционные требования и (или) не обеспечившая несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора, обязана возместить другой Стороне возникшие у нее в результате этого убытки. Порядок возмещения убытков определяется действующим законодательством Республики Беларусь».