Планирование Мотивация Управление

Сатира в творчестве маяковского сообщение. Сатира маяковского - особенности, описание и интересные факты. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после ре­волюции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру «оружия любимейшего род». Еще до революции Маяковский написал не­сколько сатирических «гимнов» («Гимн ученому», «Гимн су­дье», «Гимн обеду» и др.), в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные порядки старо­го общества, его науку, литературную критику, а главное – «сытых», довольных жизнью людей. «Я жирных с детства при­вык ненавидеть, / Всегда себя за обед продавая», – напишет о себе Маяковский. Эти же самые «сытые», довольные мещане стали основным объектом сатиры и в послеоктябрьский период творчества Маяковского. Вообще-то Маяковский писал сатиры на все те явления, которые противоречили его романтическому идеалу революции – белогвардейцы («Окна РОСТа»), дезерти­ры («Сказка о дезертире…»), вообще «буржуи» («Сказка о Пете и Симе»), бюрократизм («Прозаседавшиеся»), различного рода социально-нравственные уродства («Трус», «Подлиза» и др.). Но главным и наиболее ненавидимым объектом сатиры Мая­ковского был все-таки мещанин-обыватель, который умеет пре­красно приспособиться к любой власти, которому в коммуниз­ме важна не идея, а возможность устроить свое личное благополучие. Для Маяковского эта советская обывательщина страшна прежде всего тем, что она расплодилась повсюду, что она – не буржуи или белогвардейцы, которых можно убить или прогнать, а нечто, укорененное в самой советской системе. Об этой силе приспособления к любому режиму Маяковский с горькой иронией скажет: «Раньше жили своими домками – Теперь зажили своим домкомом». Мещанство для Маяковско­го – это своего рода психологическая контрреволюция, а в ес­тественном, в общем-то, желании людей обрести покой, уют, надежное, стабильное существование Маяковский видел при­знаки застоя, отступление от революционного духа, идеи, кото­рая требовала забвения личного ради неуклонного продвиже­ния общества в будущее. Поэтому наиболее сильное и глубокое сатирическое стихотворение Маяковского – «О дряни». Имен­но в нем дан уничтожающий и в то же время страшный образ пошлости, которая может подчинить себе даже коммунистиче­скую идею. Эмблема советского государства – серп и мо­лот – олицетворяющая для Маяковского высокую социаль­ную идею, становится… женской модой: «И мне с эмблемами платье: Без серпа и. молота не покажешься в свете!» Таким же символом пошлости, подчинившей себе все, выступает и коте­нок, который греется, лёжа на «Известиях». Да и вообще в жи­лье мещанина все по-правильному, не придерешься, есть даже портрет Маркса в алой рамочке, но надо всем торжествует сим­вол пошлости и мещанства: «оголтелая канареица». Вывод из стихотворения выглядит глубоко эмоционально мотивирован­ным: «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!»

Маяковский создавал сатирические образы не только в стихах. Его пьесы, в особенности «Клоп» и «Баня», – это об­разцы революционных сатирических комедий, где основной объект сатиры все тот же – мещанин, пытающийся приспо­собиться к коммунизму. Пафос сатиры естественно сочетался у Маяковского с пафосом романтики, стремлением к возвы­шенному коммунистическому идеалу.

Здесь искали:

  • сатира маяковского
  • сатира маяковского сочинение
  • сочинение на тему Сатира Маяковского

(по стихотворению «Прозаседавшиеся»)

Говоря о чертах, определяющих характер сатиры, М. Е. Салтыков - Щедрин писал: «Для того чтоб сатира была действительно сатирой и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало». Сатира Маяковского полностью удовлетворяет этим требованиям: в ней всегда ощущается тот общественный идеал, за который борется поэт, и четко определено то зло, против которого направлено ее острие.

Сатира Маяковского многообразна в жанровом отношении. От весьма своеобразного сатирического «гимна» в дореволюционной поэзии он пришел к веселой остроумной карикатуре с присущей ей тенденцией к сатирическому образу-маске, широкому использованию гиперболы в поэзии послереволюционной. В 20-е годы в стихах о загранице Маяковский обращается к жанру лиро-эпического, сюжетного стихотворения, в котором часто присутствует сатира. Много и настойчиво работает поэт и в жанре стихотворного сатирического фельетона. Этот жанр, наметившийся в поэзии Маяков ского уже в начале 20-х годов, наибольшего развития достигает в последний период его творческого пути. К этому жанру можно отнести его сатирические стихотворения «О дряни» и «Прозаседавшиеся». Центральные темы сатирического творчества поэта - мещанство и бюрократизм. Если в стихотворении «О дряни» обличается мещанство, то в стихотворении «Прозаседавшиеся», написанном год спустя, впервые сатира направлена против бюрократизма. И хотя проблема «бюрократизма» впоследствии нашла отражение во многих произведениях Маяковского, стихотворение «Прозаседавшиеся » осталось одним из лучших образцов сатиры Маяковского на эту тему.

Особенность стихотворения «Прозаседавшиеся» в том, что в нем не выведен конкретный образ бюрократа, но зато есть обобщенная картина заседающих бюрократов. Сатирический эффект в стихотворении создается постепенно. В начале стихотворения мало что предвещает его сатирическое звучание:

Чуть ночь превратится в рассвет,

Вижу каждый день я:

Кто в глав,

Кто в ком,

Кто в полит,

Кто в просвет

Расходится народ в учрежденья.

А вот сатирическое звучание второй строфы уже не вызывает сомнения:

Обдают дождем дела бумажные,

Чуть войдешь в здание:

Отобрав с полсотни -

Самые важные! -

Служащие расходятся на заседание.

Для Маяковского бюрократизм всегда будет означать слепую власть бумажки, циркуляра, инструкции, которая употребляется в ущерб живому делу. Не случайно «В стихах о советском паспорте » поэт столь резко выразится о бюрократической бумажке («к любым чертям с матерями катись любая бумажка…»). Образ «бумажного дождя», намеченный в «Прозаседавшихся», в этом отношении весьма примечателен и будет продолжен в целом ряде последующих произведений поэта. Однако в этом стихотворении этот образ не получает развития, ибо Маяковского здесь интересует другое - заседательский раж бюрократов. Неверно было бы полагать, что Маяковский берет под сатирический обстрел заседания вообще. Речь идет о бюрократических заседаниях, которые в полном соответствии с сущностью бюрократизма живое дело подменяют разговорами, решениями, резолюциями, да и сама тематика этих заседаний, собраний, совещаний надуманная. На протяжении всего стихотворения поэт подчеркивает явно бюрократический, архиформальный характер проводимых заседаний:

Товарищ Иван Ваныч ушли заседать -

Объединение Тео и Гукона…

…Заседают:

Покупка склянки чернил

Губкооперативом…

Проситель, обивающий пороги этого учреждения «со времени она», чтобы взять аудиенцию у одного из его работников (некоего Иван Ваныча), никак не может его застать на месте, ибо неуловимый Иван Ваныч постоянно на каких-то заседаниях. Маяковскому самому пришлось столкнуться с бюрократической волокитой, когда он попытался (за год до создания «Прозаседавшихся ») опубликовать в Госиздате пьесу «Мистерия-буфф». В своих заявлениях в комиссии, в отделы, в некоторых письмах того времени Маяковский рассказывает, как ему пришлось столкнуться с «бюрократизмом в чистом виде», с «бюрократизмом, смешанным с издевательством», он пишет о том, что «обивал пороги головы». Конечно, в «Прозаседавшихся» эти биографические факты предельно обобщены, но их нельзя не учитывать.

Четыре раза за день взбирается несчастный проситель на «верхний этаж семиэтажного дома», но так и не может застать Ивана Ваныча. Каждый раз он слышит один и то же ответ: «Заседают». Но главное не в том, что Иван Ваныч заседает, а в том, на каких заседаниях он проводит свое служебное время, так как именно в этом выявляется бюрократическая сущность «прозаседавшихся». Уже после первой попытки встретиться с Иваном Ванычем проситель слышит, что Иван Ваныч «ушли заседать» на «объединение Тео и Гукона». Только в мозгу отъявленного бюрократа могла родиться мысль объединить столь различные по своему характеру учреждения, какими является Театральный отдел Главполитпросвета (ТЕО) и Главное управление коннозаводства при Наркомземе (ГУКОН). И Маяковский, опираясь на реальный факт (в 1921 году бывший заведующий ТЕО режиссер С. Н. Кель был назначен на работу в… Гукон начальником отдела коннозаводства), идет дальше, заставляя бюрократов вообще ставить вопрос об объединении этих несовместимых учреждений и тем самым добиваясь остросатирического эффекта.

В четвертый раз, уже «на ночь глядя», приходит проситель в учреждение и узнает, что таинственный Иван Ваныч на этот раз «на заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». В этой абракадабре - высмеивание любви к сложным аббревиатурам, характерной для двадцатых годов.

В конце концов «взъяренный» посетитель, «дикие проклятья дорогой изрыгая», врывается, доведенный до белого каления, на заседание и видит «страшную картину» - сидящие половинки людей, ибо «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там». Фантастическая картина заседания бюрократов, где сидят «людей половины», - это, конечно, тот же гротеск, построенный на буквальном понимании выражения «разделиться пополам», «раздвоиться». Как ни фантастична нарисованная поэтом картина, она лишь подчеркивает реальность - заседательскую суетню бюрократов. Сатирический эффект усиливается еще и тем, что «взъяренному », метущемуся от «страшной картины» герою противостоит «спокойнейший голосок» секретаря:

Они на двух заседаниях сразу.

Заседаний на двадцать

Надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться…

В заключительной строфе подводится итог всего стихотворения. «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний» - эти строки приобрели поистине всенародную известность, они применимы ко всякого рода бюрократическим заседаниям. Прочно вошел в русскую разговорную речь и неологизм Маяковского «прозаседавшиеся».

1. Дореволюционное творчество.

Стихотворение «Вам!» поднимает тему войны и мира ,

в нем поэт обличает ложный патриотизм. В стихотворении «Гимн судье» используется гротеск («павлиний хвост», «долина для некурящих»):

…злобно забившись под своды законов, живут унылые судьи…

Судьи мешают и птице, и танцу, и мне, и вам, и Перу.

Поэт использует гротеск и в стихотворении «Гимн ученому»: у героя нет ни одного человеческого качества, это «не человек, а двуногое бессилие» с головой, «откусанной начисто трактатом».

2. Окна РОСТА.

Кто виноват, что снова встретил Врангеля я?

Англия!

Эй, товарищ, что делать, если новый лезет государь?

Ударь!

Если Врангеля и пана добьем,

Мир будет тогда?

Часто поэт использует инверсию (нарушение обычного порядка слов в предложении), что подтверждают приведенные выше примеры.

3. Стихотворение «О дряни» (1921)

В произведении обличается мещанство и пошлость: «Страшнее Врангеля обывательский быт». При описании речи, внешности обывателей поэт использует прием гротеска: «И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу* в Реввоенсовете?!» Описание обывательского быта наполнено иронией и сарказмом: «На «Известиях» лежа, котенок греется». Заканчивается стихотворение призывом: «Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит!»

4. Стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922)

В. И. Ленин: «Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики, ручаюсь, что это совершенно правильно». В гротесковой форме поэт описывает бюрократизм, волокиту, подмену живого дела бесконечными заседаниями, хождение просителя по инстанциям. В произведении нет строгого размера стиха, слышны живые интонации разговорной речи. Комизм ситуации нарастает, когда люди раздваиваются, что разоблачает нелепость и неразумность чиновническо-бюрократического порядка. Используя гиперболу, поэт высмеивает «разнообразие заседаний» («Через час велели прийти вам. Заседают: покупка склянки чернил Губкооперативом», «Все до 22-х лет на заседании комсомола», «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома»). Стихотворение заканчивается призывом, ставшим пословицей: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!».

Современность сатиры В.В. Маяковского

Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, всё делится на чёрное и белое, полутона почти отсутствуют. «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» – вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к «мертвечине» ярче всего проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно чёток в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть, способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.

Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических произведений, является безусловная вера Маяковского в силу слова («Я знаю силу слов, я знаю слов набат…»). Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием этого являются прямые постоянные обращения к читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры (известно, что его стихи печатались даже на конфетных обёртках), лёгкость тиха, ритма и рифмы.

В своей статье «Как делать стихи» Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает «творческая необходимость, социальный заказ». Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда – поразительная злободневность стихов Маяковского, материал для которых брался непосредственно из жизни. А потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.

До революции поэт считает мёртвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит её, отсюда – постоянный вызов толпе в названиях стихотворений («Нате!», «Вам!», «Эй!»).

Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приёмы и переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна («Гимн обеду»), широко использует метафору («Легко ли критикам наше бельё ежедневно прополаскивать в газетной странице?»), искажённые цитаты (Мысль одна под волосица вложена: «Причёсываться? Зачем же?! На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно…»).

После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. «Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…» - провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.

Аудитория сатиры Маяковского – 150000000. Отсюда – появление главных её качеств – простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные – частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха («Хоть пока победила крестьянская рать, хоть пока на границах мир, не время ещё в землю штык втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет сатиры («Кто из вас не крещёным огнём, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай о нём, вникли в этот сказочный случай»); фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение читателям («Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами побывать ли?»).

В период с 1919 по 1922 год идёт работа Маяковского в окнах РОСТа, которые поэт назвал «красочной историей трёх боевейших годов Союза». Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приёмы и навыки.

В 1921 году выходит стихотворение «О дряни»: Слава, славе героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Стихотворение «О дряни» становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, «и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Мещанство у поэта – это не сословие, а нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы («И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!»), на стене у него портрет Маркса, котёнок греется, «на «Известиях» лежа». Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует приём оживления вещей – портрет оказывается живее настоящих людей.

Итак, «мещане» и «обывательщина», по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции (в автобиографии «Я сам» в главе «Октябрь» он записал: «Начинают заседать»). В 1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение «Прозаседавшиеся». Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда («Поневоле приходится раздвоятся. До пояса здесь – остальное там»). В конце, как обычно, даётся вывод- -указание к действию: «О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» Тема бюрократии развивается также в стихах «Бюрократиада», «Анчар», «Фабрика бюрократов».

Кроме главных вышеуказанных пороков нового общества Маяковский критикует религию, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, сплетничество. Сатирические произведения поэта – это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.

Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе (циклы «Стихи об Америке», «Париж» и прочие.). Маяковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.

Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, всё работает на гиперболизацию. «Мистерия-буфф»,- сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан, «Баня» – пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счёт преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.

Всё сатирическое творчество Маяковского отчётливо ориентировано на будущие. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сочинение

В начале 20-х годов в поэзии Маяковского четко обозначилось сатирическое направление. Напечатав одновременно два стихотворения: "Последняя страничка гражданской войны" и "О дряни", поэт переходит от восславления мужества красноармейцев к обличению мещанства и бюрократизма в советском обществе. Пафосная строка "Последней странички..." становится своеобразными эпиграфом стихотворения "О дряни".

Слава, Слава, Слава героям!!!

Впрочем, им довольно воздано дани. Теперь поговорим о дряни.

Этими словами Маяковский начинает крупный разговор на тему о недостатках, которые, по его мнению, не совместимы с социалистической действительностью, однако прекрасно уживаются в ней. Тревогу поэта вызывает опасная тенденция внедрения мещанина в государственный аппарат:

Со всех необъятных российских нив, с первого дня советского рождения стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники, живут и поныне - тише воды. Свили уютные кабинеты и спаленки.

Сатирические мотивы отчетливо слышались и в "Мистерии-Буфф", и в поэме "150 000 000". Но если раньше сатира Маяковского была обращена против внешних врагов, то теперь поэт переносит "огонь на себя", на внутренние наши недостатки. Прекрасное знание объекта сатиры обеспечивало точность ее попадания, шла ли речь о крупных негативных явлениях советской действительности или о "мелочах". "Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе" уже в самом названии сближает, казалось бы, несоизмеримые явления. Это нужно сатирику для того, чтобы советские руководители поняли политическое значение "мелочей".

И нам, если мы на митинге ревем, рамки арифметики, разумеется, узки - все разрешаем в масштабе мировом. В крайнем случае — масштаб общерусский.

Юмористически изложенное приключение бабы, пробиравшейся с тележкой к Ярославскому вокзалу и упавшей ночью в яму на Мясницкой, поднимает актуальную по сей день проблему пренебрежительного отношения местных властей к интересам рядовых граждан, которые страдают от неблагоустройства улиц и других подобных "мелочей". Вполне естественно в этом случае их отношение к руководителям. Поэтому автор полностью оправдывает пострадавшую бабу, которая, "взбираясь с этажа на этаж, сверху и меня и власти крыла". Здесь сатирик чувствует и свою ответственность за эти недостатки, не отделяя себя от властей. Таким образом, бытовое сатирическое стихотворение Маяковского фактически продолжает тему, наметившуюся в разговоре "о дряни", где речь шла о тех, кто, занимая значительный государственный пост, прикрывал советской формой чуждое или враждебное содержание. Маяковский срывает маску с опасного внутреннего врага молодого советского государства — мещанства.

"Опутали революцию обывательщины нити, Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните - чтоб коммунизм канарейками не был побит!"

Маяковский видел в современной жизни еще одно страшное зло — бюрократизм, который врастал во все сферы государственной деятельности, тормозя развитие советской страны. Так определилась для поэта одна из тем, которая прошла в дальнейшем через все его творчество. Этой теме посвящено стихотворение "Прозаседавшиеся", которое представляет собой сатирическое обобщение крупного плана. Рассказ о фантастическом происшествии в некоем советском учреждении, где "сидят людей половины", выявляет широчайший масштаб бюрократизации государственного аппарата, вызывая ужас, негодование и волнение лирического героя. Но фантастическое заключается даже не в этой дикой мистической картине, а в том, что это нисколько не удивляет секретаря.

"Зарезали! Убили!" - Мечусь, оря. От страшной картины свихнулся разум. и слышу спокойнейший голосок секретаря: "Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится разорваться! До пояса здесь, а остальное там".

Сатирик был потрясен олимпийским спокойствием секретаря, для которого, как и для "товарища Ивана Ваныча", такая жизнь привычна и приемлема. Нужно было изменить то, что стало обычным "нашим бытом". Такая цель, стоявшая перед советским сатириком, заставила его обратиться к драматургии, чтобы сделать зло более зримым и конкретным, воплощенном в комедийном сценическом действе. Две его наиболее популярные комедии — "Клоп" и "Баня" — посвящены борьбе с бюрократизмом.

Узость кругозора, убогий обывательский вкус, стремление к материальным благам характеризует героя пьесы Маяковского "Клоп". "Бывший рабочий, бывший партиец" Петр Присыпкин под влиянием нэпманской стихии перерождается в буржуазного обывателя Пьера Скрипкина. Драматург предлагает читателю и зрителю взглянуть на этот тип современного мещанина из будущего. Для людей коммунистического завтра Скрипкин — такое же вредное насекомое, как клоп, который одним своим присутствием отравляет и заряжает окружающую среду. Подобные скрипкины становятся еще опаснее, обосновавшись в государственных учреждениях, ибо используют данную им власть во зло. Если такое вредное насекомое, как клоп, можно прихлопнуть или посадить в клетку с надписью "Обывателиус вульгарис", то победоносиковы и оптимистенко из "Бани" представляют собой реальную угрозу обществу, ибо в их власти запретить важное и полезное открытие, оставить нуждающихся людей без помощи, сеять вокруг семена лести и раздора, создавать видимость бурной деятельности при полном безделье. Бюрократия опасна тем, что, ничего не делая сама, она активно мешает людям творчески работать, изобретать, стараясь улучшить жизнь.

Поэт средствами сатиры боролся против "паутины кумовства, протекций, волокит", подхалимов, льстецов, которые служат по-молчалински "не делу, а лицам". Маяковский высмеивал трусливых узколобых руководителей, не умеющих сделать шага без указания начальства. Сатира Маяковского "косила" "дрянь", помогала читателю яснее увидеть многочисленные недостатки в обществе и в себе и по мере сил бороться с ними, критически относясь к своим поступкам.

Таким образом, сатирическими произведениями поэт воспитывал читателя, уча его принципиальности и активности. Сатира Маяковского помогает нам и сегодня бороться против бюрократов и подхалимов, обывателей и перестраховщиков. Не изжив этих недостатков, мы никогда не придем к свободному демократическому обществу, к жизни, достойной человека.