Планирование Мотивация Управление

Скачать презентацию деревянное зодчество. Презентация - деревянное зодчество. Воскрешения Лазаря. Карелия

«Деревянное зодчество Руси» – презентация, которая познакомит с историей и многообразными типами древнерусских деревянных построек. Эта работа является логическим завершением серии презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству .

Деревянное зодчество Руси

«Деревянная Русь:
колокольни шатровые,
Колыханье лесов,

деревеньки в снегу,
Вой метельных ветров

да закаты багровые,
И дрожанье ракит

на речном берегу».

Любовь Полякова

Корни древнерусского зодчества уходят в глубину времён. На Руси самым распространённым строительным материалом было дерево. Именно от него получили своё название русские деревни. Из дерева рождались и неповторимые по красоте, лёгкие, гармоничные, радостные, соразмерные человеку храмы.

Русская деревня

Не счесть сёл и деревень на бескрайних просторах Руси.Но все они такие разные. В одной – избы взбираются по косогору и рассыпаются вдоль ручья, перекатившись через него. В другой – дома смотрятся с обрыва в реку, утопая в пахучей черёмухе. В третьей – отражаются в блестящей глади пруда.

Но все деревни так умело и органично вписываются в окружающую природу, что кажутся её продолжением. Русские мастера умели использовать особенности ландшафта: высокий берег реки, вершину косогора, перекрёсток дорог, чтобы строение могло показаться с лучшей свой стороны. Здание и окружающая природа существовали в полной гармонии. К возведению здания относились как к писанию икон.Конечно, квадратную клеть в одно окно, с плоской односкатной крышей любой мужик поставить умел. Но вот справный дом, чтобы подвал был, и крыльцо с балясинами, и резные украшения – полотенца и причелины – по фасаду, и верхняя горница, − по плечу лишь настоящему мастеру. Послушное умелой руке дерево любую форму принимало, позволяло при отделке и причудливое кружево выплетать, и затейливый узор во всю стену пустить.

Русская деревня. Художник Ярцев

Восьмое чудо света

К 17 столетию русские зодчие достигли таких высот в своём мастерстве, что любую постройку: и боярские хоромы, и церковь и башню сторожевую возводили не только прочной, но и украшенной с фантазией и выдумкой людям на радость. Похожим на сказочный, вдруг предстал перед восхищёнными взорами людей огромный деревянный дворец, выстроенный в 1666-1671 годах для царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Всё, чего достигли мастера-древоделы, вобрало в себя это произведение искусства.

Башенки, переходы, гульбища, крылечки – весь дворец, в уборе богатой резьбы, украшенный шатрами, скирдами, бочками, маковками, разноцветной кровлей и куполами, сияющий позолотой, казался настоящим чудом света.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

К концу 18 века по приказу императрицы Екатерины дворец был разобран до последнего бревна. В 2010 году, благодаря сохранившемуся макету, это чудо удалось реконструировать, правда, уже на новом месте.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Реконструкция

Деревянная сказка

Дерево долго не живёт, и большая часть богато и причудливо украшенных деревянных построек до наших дней не сохранилось. Но есть на Онежском озере остров Кижи, здесь существует один из немногих музеев деревянного зодчества. Жемчужинами этого музея являются две церкви. Обе они сказочно хороши, но особенно прекрасен 22-двуглавый Преображенский храм, созданный словно мановением волшебной палочки.

«Купола, купола, купола … Двадцать два. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» – словно кокошники русских красавиц. А на гребнях – стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуёй серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском; на закате полыхают торжественным багрянцем … Один ярус, другой, третий, четвёртый … Всё выше, выше, и в самое небо врезалась верхняя глава, венчающая всю эту грандиозную тридцатисемиметровую пирамиду». Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная

Слайд 2

На большей территории Древней Руси именно из дерева, как из наиболее доступного строительного материала, были выработаны многие архитектурные формы еще до появления каменных построек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения Руси.

Слайд 3

Памятники деревянного зодчества - весьма хрупкая часть историко-культурного наследия. Расцвет их приходится на XVII-XVIII вв. и их можно, вероятно, отнести к своеобразному «русскому барокко». Десятки музеев деревянного зодчества возникли на территории Российской Федерации. Эволюция деревянных построек великолепно прослеживается в крупных музеях деревянного зодчества под открытым небом, прежде всего в Кижах и Малых Корелах, где представлены десятки разнообразных сооружений.

Слайд 4

Слайд 5

  • В лесной зоне Европейской территории России осталось множество заброшенных храмов, часовен, колоколен, да и за Уралом, в Сибири, сохранились уникальные объекты деревянного зодчества. Долгое время трудности пути закрывали к ним доступ, позволяя им медленно стареть и дряхлеть.
  • Но не только время разрушало памятники деревянного зодчества, но и удары молний поджигали горделиво возвышающиеся над окружающим ландшафтом колокольни, огромные избы со взвозами. Беззащитны были они и от бродяг, находивших временный приют под их крышами, а позже, и от туристов, забывших погасить костер.
  • Слайд 6

    Вознесенская церковь. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г.

    Слайд 7

    ТИПЫ ХРАМОВ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА 17 века

    • Типы храмов
    • КЛЕТСКИЕ храмы, представляющие собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двусторонней кровлей, увенчанной маковкой с крестом
    • ШАТРОВЫЕ храмы, основу конструкций которых составляли восьмерик на крестообразном основании или четверик, покрытый шатром
    • ЯРУСНЫЕ храмы – особый тип высотной композиции, представляющий собой нарастание уменьшающихся четвериков и восьмериков
    • МНОГОГЛАВЫЕ храмы, состоящие из двух и более глав
  • Слайд 8

    Клетские церкви и часовни

    Лазаревская церковь Муромского монастыря-самый древний из всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества. Построена она шестьсот лет назад, в конце XIV века, и относится к простейшему типу клетских церквей, существовавших на Руси с незапамятных времен вплоть до начала XIX века. Размеры 9х3,5 м.

    Слайд 9

    Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи

    Двухскатная с высоким, крутым подъемом – «клинчатая» крыша

    Слайд 10

    Шатровые храмы

    В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой, хотя далеко не единственной, формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола - необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

  • Слайд 11

    • Воскресенская церковь
    • село Потакино
    • (Музей деревянного зодчества в Суздале).
    • 1776 год.
  • Слайд 12

    Ярусные церкви

    • Ярусные деревянные церкви появились в конце XVII в.
    • Их основа – 4-угольный сруб, на котором крепится сложная конструкция, увенчанная одной или несколькими главами. Таких церквей сохранилось немного.
    • Церковь Иоанна Богослова в селе Богослов Ярославской области
  • Слайд 13

    • Деревянная церковь Иоанна Предтечи Богослова
    • в Широкове. 1697 г.
  • Слайд 14

    Кубоватые церкви

    • Такие храмы строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.
    • Вознесенская церковь.
    • Село Кушерка.
    • Архангельская область. 1669 г.
  • Слайд 15

    Многоглавые храмы

    • Многоглавые храмы являются лебединой песней древнерусского деревянного зодчества.
    • Многоглавие использовалось еще в XVII в., как прием организации верха и приобрело каноническое воплощение в виде девятиглавия, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников.
    • Девятиглавие реализовывалось следующим образом: четыре главы ставились по углам четверика, пятиглавие на крещатой бочке или кубе, завершавшем храм.
    • Преображенская церковь.
    • Погост Кижи. Карелия. 1714 г.
  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Русское деревянное зодчество Презентация учителя МОУ Милютинской СОШ Хижняк Анны Викторовны 2010год

    Цель урока: - изучить особенности русского деревянного зодчества; - понять роль, значение храмов в жизни русского народа.

    На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие позднее немалое влияние на формирование каменного зодчества.

    Сокровищницей русского деревянного зодчества по праву называют русский Север. Незатронутость монголо-татарским нашествием, отсутствие крепостничества, удаленность от промышленно развитых районов способствовали развитию и сохранению этого уникального вида народного творчества.

    В соответствии с канонической схемой в основе церкви простейшего типа лежит сочетание трех срубов (клетей): большего, центрального – для самой церкви и двух меньших для притвора – сеней на запад и алтаря (апсиды) – на восток. Каждый сруб перекрывался двускатной клинчатой кровлей с главой и крестом. Такой тип храма носил название клетского.

    Время сохранило лишь несколько древнейших клетских церквей. Одна из них – церковь Лазаря из Муромского монастыря на восточном берегу Онежского озера (ныне – в музее «Кижи»), срубленная в XVI веке. Небольшая по размеру (длина 9 метров, ширина 4 метра, высота 5,5 м), она состоит из двух рубленых клетей (церкви и алтаря) и тесовых сеней. Точность пропорций и пластичность ставят эту небольшую церковь в ряд шедевров деревянного зодчества. Церковь Лазаря из Муромского монастыря.

    Церковь Ризположения из села Бородава Вологодской области

    К клетскому типу церквей относится также церковь на сваях-столбах из села Спас – Вёжи Костромской области, срубленная в 1628 году (ныне в музее деревянного зодчества на территории Ипатьевского монастыря под Костромой). Церковь из села Спас – Вёжи Костромской области.

    Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению новых плановых приемов, позволяющих расширить площадь при сохранении длины бревен. Так появились церкви, рубленые восьмериком. Эта форма, значительно увеличивая площадь, позволяла с двух противоположных сторон прирубать четверики притвора и алтаря (апсиды), а с двух других – прирубы (приделы). В результате родилась восьмериковая церковь с четырьмя прирубами, или, как называли ее в старину, – «круглая о двадцати стенах». Прототипом таких церквей были многогранные дозорные башни – вежи. Логика перекрытия восьмистенных срубов привела к появлению шатра. Шатровых храмов-башен сохранилось не много. Наиболее древняя из них – Никольская церковь в селе Лявля Архангельской области, срубленная в 1587 году.

    С конца XI века появились крещатые в плане церкви, перекрытые шатром. Для этого на среднюю квадратную часть церкви становился восьмерик. Такое решение имеет Успенская церковь в селе Варзуга (1674 г.) на Кольском полуострове (Терский берег Белого моря). Здесь на центральный квадрат крещатого сруба поставлен четверик, на котором возвышается невысокий восьмерик, крытый шатром. Ветви «креста» перекрыты насаженными одна на другую бочками. Верхние из них примыкают к стенам восьмерика и повторяют кокошники. Внизу с трех сторон к церкви примыкает галерея с тремя крыльцами. От нее взгляд бежит по ступеням – ярусам бочек-кокошников, подхватывается вертикалью шатра и устремляется вверх, к Богу. Успенская церковь в селе Варзуга.

    Выдающимся архитектурным произведением прионежской школы является Успенская церковь в селе Кондопога Карелии (1774 г.). Этот храм был памятником погибшим во время Кижского восстания (1769-1771 гг.). Высокий четверик на подклети завершается повалом, на котором стоит восьмерик, имеющий два повала, и перекрыт шатром. Успенская церковь в селе Кондопога Карелии.

    С конца XVII века начали строиться многошатровые храмы. Это придало им еще большую живописность и выразительность. Успенский собор, поставленный в честь победы над шведами в 1714-1717 гг., состоит из трех отдельных шатровых церквей, с трех сторон примыкающих к обширной трапезной, крытой в два ската. Вынесенные вперед шатровые приделы подхватывают стремление вверх, служат как бы ступенькой на пути к небу, к Богу. Успенский собор (г.Кемь).

    В XVII веке появилась еще одна форма завершения храмов – кубоватая, очень устойчивая при ветровых нагрузках. Куб обычно венчал квадратный в плане сруб и завершался одной либо (после запрета одноглавия) пятью главами. Вознесенская церковь из села Кушерека

    Троицкая церковь в селе Ненокса

    В XVII-XVIII веках распространились ярусные храмы, завершавшиеся несколькими уменьшенными срубами, поставленными друга на друга. Богородицкая церковь из села Холм (Галицкий район Костромской области).

    Последним этапом развития храмового зодчества стали многоглавые храмы, в основе объемного построения которых лежит ярусный принцип. Характерный вариант многоглавого венчания восьмерика, стоящего на четверике, представляет Покровская церковь (1764 г.) б. Кижского погоста (Медвежьегорского района Карелии) – одного из древнейших поселений Заонежья. На кровле восьмерика расположены девять небольших восьмериков, несущих главы. Покровская церковь б. Кижского погоста

    Преображенская церковь в Кижах – самая сложная, самая нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Это одно из самых величайших достижений русской и мировой архитектуры.

    Русская деревянная архитектура создавалась талантом и трудом многих поколений зодчих-плотников. Отбирая и совершенствуя все лучшее, они выработали в дереве конструктивные приемы, соответствовавшие свойствам этого материала, разработали самобытную систему архитектурных форм, ставшую основой национальной русской архитектуры. Более стойкая к испытанию временем каменная архитектура сохранила множество приемов, зародившихся еще в народном деревянном зодчестве.


    2 слайд Прекрасный строительный материал

      Благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является прекрасным строительным материалом. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянное зодчество - один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека. Особенно расцветало деревянное зодчество в северных районах нашей страны.

      Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири - урманом. Опушка леса - это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда. Это самое лучшее дерева для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное. Вот только вызревают кондовые сосны долго - 350 лет и более. С реками и болотами тоже не все просто. Пойменные леса на берегах рек - уремы. Там, где болото выходит на твердую почву расположились березовни. А хвойные сухие чащобы среди болот, полные всякого зверья - колки. Лес на невысокой длинной возвышенности - грива. Глухие, всегда темные, неприступные лиственные леса - дебри. А самое их ядро, где даже зверь не водится - калтусы. И это все разнообразие и богатство мы, многое забывшие сегодня, называем одним словом лес.

    3 слайд Деревянная красота

    Связь архитектуры с природой – одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества. Собственно, талант строителей, их безупречный вкус и тонкое художественное чутьё проявляются ещё до того, как срублено первое дерево и заложен первый камень в фундамент.

    Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длинною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли "Северным краем". Да и леса здесь, где искони жили "поганые народы", были густые. Кстати, слово "поганые" вовсе не ругательство. Просто по латыни paganus - идолопоклонничество. И значит, "погаными народами" называли язычников.

    В Северном краю издавна укравались несогласные с мнением властей - сначала княжеской, потом царской. Здесь крепко хранилось свое, древнее, неофициальное. Потому и сохранились здесь до сих пор уникальные образцы искусства древнерусских зодчих.

    На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

    Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость

    Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

    4 слайд Изба в Париже

    Для всемирной выставки в Париже в конце 19 века срубили русские плотники бревенчатую избу. И поставили ее без единого гвоздя. На удивленные вопросы – как это возможно? – отвечали «Хорошая вязка скрепчивее всех гвоздей».

    5 слайд Бревенчатый сруб

    Основу деревянной постройки на Руси составлял"сруб". Это скрепленные ("связанные") между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли "венцом". Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание - "ряж", который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

    Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен "в обло", при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин "обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

    Сами ряды бревен /венцы/ связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

    В плане срубы делали в виде четырехугольника /"четверик"/, либо в виде восьмиугольника /"восьмерик"/. Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

    6 слайд Конструкция рубленной избы

    И дом, и храм строили одинаково - и то, и другое - дом (человека и бога). Поэтому самой простой и древней формой деревянного храма, как и дома, была "клетская". Так строились церкви и часовни. Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба (трапезная, храм и алтарный прируб), в часовне - два (трапезная и храм). Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.

    Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - "самцовую".

    Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

    Самым же дорогим покрытием считался "тес" (доски). Само слово "тес" хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

    7 слайд Бочка, образующая кубоватое покрытие

    Кровля - самая важная часть деревянной постройки. "Была бы крыша над головой", - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его "верх".

    Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху.

    Бочка в архитектуре крыша, имеющая форму полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон. Бочка встречаеся в церковном и гражданском зодчестве 17-18 вв., чаще в деревянном. Пересечение двух бочек образует кубоватое покрытие.

    С применением показанных выше приемов строительства возведены шедевры деревянного зодчества деревянного зодчества

    8 слайд . Дворец в с. Коломенском под Москвой. 1667-68, 1681 .

    В постройке дворца четко просматривается принцип бочки в строительстве крыш и куполов. Потолок устраивали не всегда. При топке печей "по-черному" он не нужен - дым будет только скапливаться под ним. Поэтому в жилом помещении его делали только при топке "по-белому" (через трубу в печи).

    При этом, доски потолка укладывались на толстые балки - "матицы". В церкви же вместо плоского потолка устраивали "небо" - многоугольный выпуклый потолок, часто весь заполненный неприхотливой иконописью.

    9 слайд Вознесенская кубоватая церковь

    На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность архитектурного облика северных кубоватых церквей - их красота, изящество и гармония.

    10-13 слайды От избы к храму

    Пожары и сравнительная недолговечность дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников Деревянной архитектуры. В связи с этим трудно проследить развитие деревянного зодчества, пути и сроки трансформации примитивных 4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в основном 17-19 веков)

    14 слайд Часовня Трех Святителей, XVII в

    Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали. Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси "часами". Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения

    15 слайд Музей-заповедник под открытым небом «Кижи».

    Одним из памятников искусства древних мастеров является уникальный музей-заповедник под открытым небом «Кижи». КИЖИ - остров на Онежском оз., в Карелии Он состоит из нескольких церквей и соборов, а также старинных крестьянских домов и построек. Уникальность всех этих сооружений не только в их великолепии, но и в том, что при строительстве не было использовано не единого гвоздя и шурупа. Аналогов этому музею на Земле не существует

    15 -16 слайды

    Музей-заповедник «Кижи» в 1990 году был включен в список Всемирного наследия ЮHЕСКО. Совершим небольшое путешествие по памятникам деревянного зодчества

    17 слайд. Колокольня-звонница Кулика Драковенова

    Колокольни начинают появляться на Руси предположительно в XV веке. Однако и тогда колокола были необычайно дороги и ими могли обзавестись лишь самые богатые монастыри и центральные храмы. Везде же прихожан призывали в храм ударами в "било". Самый древний тип колокольни - звонница - возник в Северо-Западной Руси, на землях Новгорода и Пскова. Сначала это невысокая стенка над крыльцом храма с одним-двумя просветами для набольших колоколов. И только позже стали строить звонницу отдельно от церкви с тремя-пятью пролетами для колоколов.

    18 слайд. Георгиевская церковь XVII в

    К концу XVII века население городов на Руси едва ли составляло 3%. Тогда четко различали три типа не городских поселений - деревню, село и погост. Отличительным признаком деревни было отсутствие в ней церкви. Впрочем, часовни в деревнях были практически повсеместно.

    Селом стали называли большое поселение, состоящее иногда из нескольких деревень, и обязательно имеющее церковь. При благоприятных условиях деревни росли, развивались, строили свои церкви и превращались в села.

    19 -20 слайд Церковь Покрова Богородицы 1694-1764 гг.

    21 слайд Колокольня Кижского погоста

    22 -23 слайды Церковь Преображения Господня

    Тысячи, а может быть и миллионы туристов со всех концов света устремляются по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света - Преображенскую церковь, построенную без единого гвоздя.

    Сложена в народе легенда о строителе этой церкви: "Закончив свой труд, он бросил топор в Онежское озеро со словами: "Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой".

    Очень трудно поверить, что топор, который бросил Нестер в воды Онеги, был единственным инструментом древних мастеров. Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Все эти луковицы, сердцеобразные бочки, восьмерики, богатая резьба, чешуйки лемеха, которым покрыты бочки и главки, ажурные причелины – всё сделано топором да долотом.

    24-25 слайды Кижский погост

    Церковь Преображения Господня, Колокольня, Церковь Покрова Богородицы образуют неповторимый по своей красоте архитектурный ансамбль музея – Кижский погост.

    Ансамбль этот создавался 160 лет. Поиски единства и красоты были мучительны. В 1714 году поставили Преображенскую церковь. Лет через пятьдесят срубили клетскую Покровскую. Однако рядом с чудом деревянной архитектуры - Преображенской церковью - небольшая клеть Покровской выглядела убого и ее вскоре заменили шатровой. Но и шатер не удовлетворил зодчих. В 1764 году они создают на Покровской церкви девятиглавие. И лишь через 110 лет ансамбль завершила новая колокольня, поставленная на месте прежней, обветшавшей.