Планирование Мотивация Управление

Чертежи китайской джонки на русском языке. Чертеж пиратской джонки. Особенности китайской джонки

Первые цельнодеревянные китайские корабли называются словом, вошедшим почти во все языки мира. Это слово сампан. Оно состоит из двух корней: «сан» - три и «пан» - доска. По-видимому, сампаны происходили от плотов с тремя продольными досками рамы. Для улучшения мореходных качеств плота со временем к нему добавилась нос и корма. Первое изображение китайского сампана относится к 147 г. н. э. Сампан показан ведущим морской бой. Лодки на рисунке имеют характерную форму. Солдаты на лодках вооружены мечами и щитами, у одного из них имеется лук со стрелами. На корме лодки сидит гребец, который приводит сампан в движение.

Вечная китайская джонка

Наиболее распространенный тип китайского корабля - джонка. В европейском письменном источнике первое упоминание о джонке датируется 1555 годом. По-видимому, слово «джонка» происходит от китайского чуань, означающего «лодка». Хотя в современных европейских языках слово «джонка» приобрело пренебрежительные коннотации, в свое время китайские джонки далеко превосходили европейские корабли. Для сравнения можно назвать такие конструктивные особенности китайских джонок как водонепроницаемый корпус, сбалансированное перо руля и лисели появились на джонках задолго до того, как их изобрели в Европе.

Боевой корабль лоу-чуань из «УДзин Дзон Я о» редакции 1520 г. Оригинал датируется 1044 г. Корабль имеет характерную открытую конструкцию, гребцы защищены только планширом. Корабль вооружен требюше с противовесом.

Китайский колесный боевой корабль династии Сун. Рисунок из книги 1842 г., посвященной вопросам береговой обороны.

Конструкция китайской джонки

Если уважаемый читатель соберется строить джонку, никаких технических проблем у него не возникнет. Дело в том, что за столетия конструкция джонки отточена до совершенства и возведена в канон. От канона допустимы минимальные отклонения, но они не должны противоречить основным принципам конструкции. Методы строительства варьировались в зависимости от места строительства, типа и размера джонки, но в целом процесс строительства проходил стереотипно.

На первом этапе строительства поверх киля укладывались доски днища. Доски соединялись с помощью кованных железных скоб, образуя неразъемный щит. Затем по всей длине днища с необходимыми интервалами устанавливались поперечные ребра, закреплявшиеся на днище. Плотники работали без линеек. Доски днища обрезали по натянутой веревке. Затем укладывались доски обшивки борта, притягивались веревками и прибивались гвоздями. Палубные бимсы, обычно из твердой древесины, врезались в верхнюю доску борта. Далее устанавливались шпангоуты, состоявшие из двух-трех деталей, соединенных в замок и закрепленных толстыми гвоздями. Нос и корма сооружались подобным образом, их конструкция несколько различалась в разных районах страны. После того, как корпус был готов, настилали палубу. Зазоры между досками обшивки конопатили. Для этой цели использовали смесь извести и древесного масла. Полученная смесь затвердевала в течение 48 часов, образуя водонепроницаемый слой.

Четырехколесный боевой корабль, по бортам изображены тигриные морды. Борта откидываются перед началом абордажного боя.

Рисунок пятимачтового транспорта дает хорошее представление о том, как выглядели корабли династии Мин, перевозившие сокровища. Подобного типа корабли участвовали в походе Чжен Xэ в Африку в начале XV века.

Кхмеры (камбоджийцы) и тямы (вьетнамцы) ведут бой на реке, период восстания под предводительством Джаявармана VII, 11 81 г.

В 1177 г. чампский царь Джая Индраварман вторгся в Камбоджу. Вьетнамский флот двигался вдоль морского побережья, а затем поднялся вверх по реке до камбоджийской столицы Ангкор. Город был разграблен, и тямы оккупировали Камбоджу. Через четыре года будущий камбоджийский царь Джаяварман VII поднял восстание против захватчиков. Он разбил тямов в решающем сражении, произошедшем в 1181 г. Это эпическая речная битва запечатлена на барельефах, вырезанных на стенах Бартеай-Чмара и Байона в Камбоджии. Здесь изображен момент, когда тямский и кхмерский боевые баркасы сошлись в абордажном бое посреди реки. Носы лодок украшены гротескными мордами чудовищ. На борту лодок лучники и копейщики. Солдат противоборствующих сторон можно различить, так как кхмеры ходят с непокрытыми головами, а тямы носят характерные головные уборы. Все гребцы сидят лицом к корме, лишь на баркасе кхмерского царя гребцы повернуты лицом к носу и гребут веслами-юло. Никакой защиты у царских гребцов нет, таким образом они демонстрируют личную храбрость. На рядовых баркасах гребцы прикрыты длинными щитами, через которые продеты весла. Баркасы, сближаясь, осыпали друг друга стрелами, а затем забрасывали абордажные крючья, привязанные к канатам из ротанга. В центре кхмерского баркаса под зонтиком стоит офицер, который руководит действиями экипажа. Солдаты с обеих сторон вооружены длинными копьями и щитами. Солдат, упавший в воду, тут же становится добычей крокодилов.

Обычная транспортная джонка, использовавшаяся для плавания по рекам и прибрежным районам моря. Видны детали парусного вооружения и такелажа. Как обычно, корма выше носа, где находятся кабестан и якорь. Корабль напоминает джонки Хубилая, изображенные на японском Свитке монгольского вторжения.

Морская боевая джонка династии Юань атакована вьетнамскими боевыми баркасами в устье Красной реки, 1288 г.

Кхмеры (камбоджийцы) и тямы (вьетнамцы) ведут бой на реке, период восстания под предводительством Джаявармана VII, 1181 г.

23-колесный корабль династии Сун обстреливает известковыми бомбами корабль династии Цзинь, сражение при Кайши, 1161 г.

Речной флот династии Западный Хань атакован брандерами повстанцев, 200 г. до н. э.

Морские торговые джонки строились в большом количестве на протяжении периодов правления династий Сун и Юань. Китайская джонка изображена на барельефе в Ангкор-Томе в Камбодже, датированном 1185 г. Похожие по конструкции корабли монголы использовали в качестве боевых кораблей в ходе своих заморских кампаний. Изображение монгольских джонок мы находим на Свитке Монгольского вторжения, посвященному походам монголов в Японию в 1274 и 1281 гг. Дополнительную информацию о джонках нам сообщает Марко Поло, находившийся в Китае в период между 1275 и 1292 гг. Среди прочего Марко Поло отмечает, что джонки имеют одну палубу с небольшими надстройками, большое перо руля и четыре мачты. Марко Поло также отмечает, что на китайских джонках имелись водонепроницаемые переборки - вещь совершенно неизвестная в Европе. «Поэтому, если случайно борт буде пробит в одном месте, например, если корабль наткнется на скалу или его ударит кит… вода не проникнет из одного трюма в другой».

Самые первые лодки на земле были долбленками: в некоторых странах на таких суденышках успешно разъезжают и по сей день. Потом стали появляться другие - более усовершенствованные модели: драккары, гондолы, сампаны. Они раскрасились в яркие цвета, обзавелись нарисованными лицами или резными фигурами на носу или корме, некоторые даже мотором. В летний сезон, когда лодка превращается в самый приятный вид транспорта, мы пересмотрели фотографии традиционных лодок всех разновидностей и выбрали самые интересные из них.

(Всего 34 фото)

1. Венеция, Италия. В XVIII веке по каналам города плавало несколько тысяч гондол. Тогда же были законодательно закреплены форма и размеры лодок. С тех пор они не менялись.

2. Гонконг. Каждое лето в Гонконге проводят традиционный фестиваль лодок-драконов.

3. Эс-Сувейра, Марокко. Единственные, кто трудятся в городке, - рыбаки, которые на своих ярко-синих лодках (их у причала - сотни!) уходят в море уже в пять утра.

4. Озеро Титикака, Боливия. Тростниковые лодки, на которых аборигены плавают по озеру, стали прототипом знаменитого тростникового плота Тура Хейердала.

5. Таиланд. Тайские длиннохвостые лодки «лонгтейл» очень маневренны.

6. Крит, Греция.

7. Мьянма. Жители деревень близ озера Инле управляют веслом ногой, а не руками.

8. Джакарта, Индонезия. Местные рыбаки весь улов сдают на рынок Сунда Келапа, расположенный в старейшем одноименном порту столицы.

9. Штат Гоа, Индия. Традиционная индийская лодка на пляже Гоа.

11. Штат Гоа, Индия. Для устойчивости узкие лодки снабжают «поплавком».

12. Мехико, Мексика. Прогулочные лодки, на которых сегодня катают туристов по древним каналам, прорытым еще ацтеками.

13. Япония. Нагаторо - небольшие речные лодки, предназначенные для перевозки грузов и людей.

14. Мальдивы. Лодки «дхони» используются для небольших прогулок. Местные уже давно усовершенствовали их, поставив дизельный двигатель.

15. Эквадор. Такие лодки-долбленки изготавливают из цельного дерева. Работа занимает примерно 3-4 недели.

16. Бали, Индонезия.

17. Бали, Индонезия. Традиционные узкие балийские лодки снабжены по бокам полыми бамбуковыми стволами для устойчивости.

18. Порту, Португалия. Эти лодки используют для транспортировки молодого вина вниз по реке Доро к Порту и району Вилла-Нова-де-гайя.

19. Остров Камигин, Филиппины. Лодка, используемая на островах, называется «дхони».

20. Китай. Китайская лодка сампан - плоскодонка, чье название в переводе означает «три доски».

21. Мальта. В любой гавани острова можно увидеть лодки, раскрашенные определенным образом.

22. Мальта. На носу лодок всегда рисуют глаза, которые призваны оградить рыбаков от различных опасностей. Считается, что это глаза Осириса.

23. Мальта.

24. Варанаси, Индия. Многие лодки выкрашены в голубой и синий цвет. В индуизме они считаются божественными.

25. Гонконг. Aqua Luna - старинная пиратская лодка с сотканными вручную парусами.

Хотя это судно и считается традиционно китайским, длительное время оно было популярно не только в Китае, а и в водах Юго-Восточной Азии, будучи широко распространённым в Японии и Вьетнаме. В знаменитой вьетнамской бухте до сих пор можно увидеть эти традиционные лодки, использующиеся сейчас исключительно в туристических целях.

Согласно китайским преданиям, первая джонка была создана полумифическим правителем Китая – Фу Хси, которого величали «Небесным императором». По легендам, он подарил своему народу тайные знания, поспособствовавшие становлению могущественной китайской цивилизации.

Поэтому не удивительно, что многие народы Юго-Восточной Азии видели в элегантной китайской джонке живое существо – устращающе-завораживающее, обладающее своим характером. Исследователи же полагают, что первые джонки появились ещё где-то за 1000 лет до н.э., поэтому вполне справедливо их можно назвать одними из наиболее древних .

Особенности китайской джонки

Дословный перевод наименования этой китайской лодки означает не что иное, как «судно». Среди других традиционных лодок джонка выделяется немного опущенным носом почти прямоугольной формы и широкой приподнятой кормой, а массивный руль заменяет на этом судне киль.

Паруса для такого судна (чаще всего или 3-х, или 5-ти-мачтового) изготавливались из циновки и закреплялись на бамбуковых реях в виде четырёхугольника. Обладающие необычной формой, напоминающей веер, аналогично ему, они при необходимости могли быть легко свёрнуты в свиток.

Тяжёлая тростниковая циновка, используемая при создании парусов джонки, сказывалась на скорости перемещения судна по водным просторам, но в то же время могла выдерживать даже самые сильные порывы ветра без повреждений. Позднее циновки были заменены тканью, что существенно повысило скорость перемещения этих китайских лодок.

На многих судах при наличии 4-х мачт могли существовать дополнительные, на которых всегда можно было разместить больше парусов. При этом традиционная китайская джонка оснащалась множеством специальных механизмов и лебёдок, что позволяло легко управлять всеми парусами даже при малочисленной команде судна.

Японские джонки, используемые чаще всего для перевозки грузов, хоть во многом и напоминали традиционные китайские, но в наличии мачт обладали существенным расхождением. Японцы на свои корабли обычно устанавливали одну центральную мачту, на которую крепился узкий прямоугольный парус, и одну съёмную – на носу судна.

Джонка обычно обладала плоским дном, а её борта украшались традиционными рисунками с устрашающими драконами и иными мифическими существами. Такой оригинальный делал это китайское судно совершенно непохожим на привычные европейские суда, бороздящие морские просторы, и в то же время самым узнаваемым среди иных традиционных лодок. Тем не менее, существовало до трёхсот разновидностей китайской джонки.

Покорявшие любые водные просторы

Китайские джонки отличались отличной устойчивостью и маневренностью, поэтому могли легко бороздить любые воды. Можно охарактеризовать это судно как рассчитанное на переход «река-море», с большим акцентом на речные условия. Тем не менее, даже притом, что такие суда не развивали высокой скорости, на них удавалось добираться до берегов и Индии. В средние века китайские джонки использовались для продолжительных морских переходов в военных кампаниях. Длина таких кораблей составляла не менее 40 м.

Одна из наиболее известных джонок – гонконгская «Кхэйин». В середине 19 века она стала первой китайской лодкой, обогнувшей мыс Доброй Надежды и ставшей на якорь в порту Нью-Йорка, откуда продолжила своё до Англии, где на борт этого непривычного для европейского взгляда судна ступила сама королева Виктория.

Современные джонки

Хотя джонка является одним из древнейших судов, она до сих пор остаётся актуальной во многих странах Юго-Восточной Азии, правда, чаще всего используется в туристических целях. Конструкция этих традиционных китайских лодок почти не видоизменилась, но комфортных условий стало гораздо больше, а при разработке таких судов всё чаще используются инновационные технологии.

Современные джонки в некоторых регионах Вьетнама представляют собой подобие плавучих домов местных жителей и оригинальных отелей для туристов. Чаще всего на джонках проживают рыбаки, которые могут преспокойно заниматься своим основным промыслом. Многие владельцы таких плавучих домов предпочитают селиться вблизи крупных городов. К примеру, в одном лишь Гонконге на джонках проживает порядка 12 тысяч китайцев.

Отличительные черты джонки - паруса из бамбуковых рей и циновок в форме четырёхугольника, а также приподнятые нос и корма . Паруса можно сворачивать наподобие жалюзи . Массивный руль заменяет киль . Число мачт достигает пяти .

Точное время изобретения джонки неизвестно, во время династии Хань они уже были широко распространены. В раннем средневековье джонки использовались в военных целях, уже тогда заплывая в воды Индонезии и даже Индии .

Со временем джонки вошли в употребление по всей Восточной Азии и стали использоваться для длительных морских переходов. В 1846-1848 годах 800-тонная гонконгская джонка «Кхэйин» обогнула мыс Доброй Надежды и стала первым китайским судном, бросившим якорь на рейде Нью-Йорка . В Англии эту диковинку посетила сама королева Виктория .

С переводом военного флота на паровую основу джонка сохранила значение высокоманевренного грузового судна. В некоторых районах Вьетнама джонки используются как плавучее жильё.

    Junk Halong Bay Vietnam.jpg

    Современная вьетнамская джонка.

См. также

  • Кхэйин - китайская трехмачтовая джонка, которая в 1846-1848 годах совершила путешествие из Гонконга в Нью-Йорк, Бостон и Лондон.

Напишите отзыв о статье "Джонка"

Примечания

Китай - страна с тысячелетней цивилиза­цией, и мы располагаем сведениями о его судах, хоть и не очень подробными, подчерпнутыми из «Milione» Марко Поло. Однако в связи с тем, что парусники - военные и торговые - на Западе были более или менее схожими, мы мо­жем допустить, что и на Дальнем Востоке ситу­ация складывалась так же. Китайская джонка, которая продолжала использоваться вплоть до конца Второй мировой войны, была примерно 164 фута (50 м) длиной, 46-49 футов (14-15 м) шириной и имела пять мачт с прямоугольными парусами из циновок. Передние мачты и вторая мачта от кормы могли убираться для уменьше­ния парусности, а у других парусов существова­ла своя система взятия рифов. Корпус по форме напоминал плашкоут (несамоходное плоскодонное судно с упрощенными обводами для перевозки грузов на верхней палубе) и имел прямоуголь­ные очертания (почти совсем не заостренные ни к носу, ни к корме, причем оба конца имели транцы (т.е. заканчивались плоской, словно об­рубленной, вертикальной стенкой). На джонке был длинный квартердек и один большой руль. Для маневрирования с парусами на задней мач­те была предусмотрена специальная площадка, выступающая за транцевый кормовой обрез. Судя по гравюрам XVI в., боевые джонки того време­ни имели только две мачты с парусами, при­крепленными на двух рангоутных брусьях (лю­герный, или рейсовый парус), высокие фальшбор­ты, крытый полуют и нечто вроде тарана на носу.

В отличие от китайской джонки корпус япон­ской был более компактным и со значительно более выраженной кривизной бортов, хоть и имел прямой, круто наклоненный форштевень и высо­ко поднятую над водой корму. Она нависала над рулем, являясь структурной частью корпуса суд­на, а не как небольшой балкончик на китайской

джонке. Судно имело лишь одну палубу без по­лубака и полуюта, подобно современным евро­пейским судам. Рангоут и такелаж были очень простыми и не унаследовали пяти мачт китайс­кой джонки. Посреди судна располагалась всего одна высокая мачта, вооруженная узким прямо­угольным парусом и укрепленная одним прочным штагом (растяжкой) спереди и двумя сзади. Да­лее на носу находилась еще одна небольшая наклоненная вперед мачта, которая, как и на га­лерах, не упиралась в гнездо на киле, а крепи­лась только на палубе; это обстоятельство поз­воляет предположить, что ее можно было опус­кать. Заметим, что бимсы (балки поперечного набора судна, связывающие бортовые ветви шпан­гоутов и формирующие основу палубного насти­ла) главной палубы выступают с обеих сторон за борта, увеличивая ширину палубы и предос­тавляя таким образом больше места для грузов. На джонке имеется только один довольно боль­шой руль, приводившийся в действие длинным румпелем (рычаг для управления рулем). Пару­са были тканые, а не плетеные циновки.

В Корее были смешанные парусно-гребные суда, описания которых, имеющиеся в нашем рас­поряжении, достаточно подробны, чтобы восста­новить их во всех деталях. Они были известны как «панцирные корабли», или «черепахи» адми­рала Ли Сун Чина, который применял их в вой­не 1592-1598 гг. против Японии.

Эти суда имели корпус в виде плота с тран­цевыми носом и кормой и с расположенной сза­ди необычной надстройкой, выступавшей с обе­их сторон за борт. Судно имело два паруса того же типа, что и на джонках. В дополнение к этому у него было от девяти до десяти весел с каждой стороны, расположенных почти вертикаль­но и не имевших уключин западного типа, так что ими управлялись совершенно иначе, чем веслами на средиземноморских галерах. Замеча­тельной особенностью этих судов, благодаря которой они и получили свое название, явля­лось наличие у них над главной палубой защит­ного черепахоподобного панциря, который тянул­ся вдоль всего корпуса, за исключением кормо­вого выступа. Этот панцирь был покрыт метал­лическими пластинами с железными шипами, поэтому взять судно на абордаж было совершенно невозможно. Вооружение состояло из четырех­дюймовых (19 см) бронзовых бортовых орудий и четырех небольших пушек, двух спереди и двух сзади над транцевым срезом. Эти суда были длиной в 116,4 фута (33,5 м) и шириной в 27,8 фута (8,5 м) по палубе.