Планирование Мотивация Управление

Мир Русской деревни. В крестьянской избе. Предметы старинной домашней утвари В крестьянской избе

Жанр:

В книге в увлекательной форме рассказывается о жилище, одежде, быте и нравах различных слоев русского общества, начиная с допетровского времени до конца XIX в. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Путешествие в историю русского быта читать онлайн, скачать

В крестьянской избе

В книге в увлекательной форме рассказывается о жилище, одежде, быте и нравах различных слоев русского общества, начиная с допетровского времени до

Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений - клети и сеней и теплого - избы с печью. Сени соединяли холодную клеть и теплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили свое добро, а в теплое время года спали. В доме обязательно был подклет, или подпол (т. е. то, что было под полом, под клетью). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.

Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен - венцов, которые складывали друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них-то и клали следующее бревно. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.


Рубка углов избы: 1 - «в обло»; 2 - «в лапу»

Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.

Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.

Изба на подклете 12-13 вв. Реконструкция

все фото из инета

Устный журнал «Быт и нравы Древней Руси».

Методы: используются игровые и информационные технологии. Игра направлена на знания об основных сферах жизни древнерусского общества. Используется воображаемое путешествие (по страницам устного журнала) по древнему городу, деревне.

Оборудование урока:

Компьютер

Проектор

Мультимедийная презентация

Карточки с заданиями

Предметы крестьянского быта из музея школы (ложки, самовар, прялка, веретено, лучина, чугунок, крынка, миска, рушник, лавка)

Цели урока

Образовательная - сформировать у учащихся представление о быте и нравах древних славян; познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, утварью.

Развивающая - развивать устную речь, мышление, расширять кругозор знаний по истории отечества

Воспитательная: Воспитание у учащихся интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа. Воспитывать умение слушать товарищей.

Развитие эмоциональной сферы учащихся за счет использования средств наглядности

Форма урока : устный журнал

Тип урока : комбинированный с использованием презентаций

Форма организации деятельности учащихся : работа в группах

Опережающие задания: подготовка информационных материалов к уроку.

План урока

1. Вступительное слово учителя

2. Организационный момент – формулирование темы, постановка целей, задач урока

3. Работа над новой темой урока - выступления учеников по группам

4. Работа с раздаточным материалом

5. Подведение итогов

Ход урока

Урок сопровождается презентацией.

Вступительное слово учителя: «Здравствуйте ребята!»

Сегодня мы с вами совершим путешествие в историю древнерусского быта – узнаем, как жили наши предки, во что одевались и как проводили праздники.

Я приглашаю вас в путешествие по страницам устного журнала «Быт и нравы Древней Руси». Устный журнал состоит из 3-х разделов: быт крестьян, быт горожан и быт бояр. После каждого раздела команды класса получат задания. Та, команда, которая быстро и верно справится с заданиями, окажется победительницей, а самые внимательные и активные участники получат высокие оценки за урок. Класс делится на три группы.

1 раздел устного журнала «Жизнь и быт крестьян».

Слово учителя – Давайте вспомним понятие быт и нравы

Быт - повседневная жизнь людей.

Нравы - повседневные отношения между людьми

Большая часть населения проживала в сельской местности. Люди распахивали поля, разводили скот, бортничали, охотились. Жили большими семьями. А сейчас давайте послушаем самих жителей деревень, и что они расскажут нам о своей жизни.

Выходят по очереди три ученика и рассказывают

а) о крестьянском хозяйстве

б) о крестьянской избе и ремеслах

в) о крестьянской одежде

А) В древние времена Русь покрывали густые леса. Освобождая землю от леса, крестьяне превращали ее в свою кормилицу. Из поколения в поколение передавали земледельцы секреты своего труда.

Начинался год в те времена весной, ведь именно весной крестьяне выходили на пахоту – когда земля была готова. Готовность земли определяли так: горсть земли сначала крепко сжимали в кулаке, а затем кулак разжимали. Если земля рассыпалась при падении, значит, готова для пахоты. Если падала комком – значит еще не готова. Сначала землю пахали сохой. После вспашки почву боронили, будто гребнем причесывая землю. Все культуры нужно было сеять в свое время. День сева был самым ответственным днем для крестьянина. Он в белой рубашке с лукошком, привязанном на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым бросая в землю зерно. Сеяли пшено, рожь, овес. Рожь считалась самой надежной культурой, которая непременно даст урожай.

Наступало лето. Кто не любит лета! Но для крестьянина это было самой тяжелой порой. Главным событием летом в деревне считался сенокос. Начинали косить сено в день, когда отмечали праздник Ивана Купалы (конец июня), к тому времени трава уже вырастала высокой. Рано утром, пока еще не спала роса шли на покос:

Коси коса

Пока роса.

Роса долой,

Косец домой.

Сенокос продолжался дней двадцать или месяц. Затем траву сушили и делали большой стог, который крестьянин перевозил домой. Сенокос был тяжелым трудом, но молодежь сенокос любила, пели песни, шутили. На покос надевали лучшие рубахи и сарафаны.

К концу лета наступало время жатвы – убирали хлеб серпами и косами, это было очень тяжелым трудом. Недаром от страданий крестьянина, от его тяжелого труда появилось слово «страда».

Лучшее зерно, обработанное после жатвы оставалось на семена, среднее на прокорм семьи. Нецелое и раздавленное зерно на корм скоту.

Задание классу:

- Как вы думаете, что значит пословица - «И год хорош, если уродилась рожь».

От труда крестьянина зависела жизнь всей Руси, которую он обеспечивал хлебом. Именно поэтому труд хлебороба был делом почетным.

- Что значит выражение «Бить баклуши?»

Баклуши - деревянная чурка, из которой крестьяне делали разные мелкие изделия – ложки, чашки.и пр. Заготовить баклуши было самым простым делом, не требующей особой сноровки, и ее мог выполнить любой человек. Эта работа казалась такой простой, что со временем ее стали употреблять в значении - праздно проводить время.

Б) Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодного помещения – сеней и теплого – избы. В сенях крестьянин хранил все свое добро. Избы была деревянная из ели или сосны. Весь фасад дома покрывала резьба, которая считалась, охраняет от нечистой силы. Окна делали маленькими, чтобы света хватало только для работы. Эти окна закрывались дощечками или затягивались бычьими пузырями. Топили избу где не было печи – «по-черному». Печь любили все - она грела дом, кормила. Главным углом крестьянского дома был красный угол – где висела особая полочка с иконами. Мебель в избе была нехитрая – стол, лавки, сундуки в которых хранили добро.

Хозяйство русского крестьянина невозможно представить без скота. Даже у бедняков была лошадь, две-три коровы, овцы и свиньи. Скотина давала много полезных продуктов. Мясо, масло, молоко, творог, - который в то время называли сыром. Овца давала шерсть – из нее делали носки, варежки. Крестьянин заботливо ухаживал за скотиной. Самым главным работником крестьянского хозяйства была лошадь. Она работала и летом и зимой.

На крестьянском дворе занимались и ремеслами. Крестьянин считался мастером на все руки: плел лукошки, короба и лапти , выстругивал посуду и домашнюю утварь. Лапти представляли из себя башмаки, которые плели из узких полос коры и повязывали веревками. Всю одежду крестьяне изготовляли дома. Она так и называлась – домотканая. Изготовляли ее из льняных нитей, которые хозяйка пряла вручную с помощью веретена .

В хозяйстве крестьянина все обязанности были распределены. Мужчины занимались работой в поле, ремеслами, охотой. Женщины вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом. Огородом, занимались рукоделием.

Русские крестьяне были чуткими к чужой беде. Живя общиной, они очень хорошо знали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Крестьяне были милосердны – старались помочь слабому, нищему.

Задание классу:

Что значит пословица – «Лаптем щи хлебать»?

Лапти, единственно доступная обувь для крестьян, а щи – самая простая еда. Про человека, который не мог заработать себе на сапоги и более изысканную еду, говорили, что он «лаптем щи хлебает», то есть живет в страшной нищете.

В) Одежда крестьян была удобна и нарядная. Ее изготовляли из ткани, которую хозяйка дома сама изготовила. Если хотели получить цветную ткань. то пользовались растительными красителями – корой, листьями, цветами. Русские рубахи были широкими и длинными, почти до колен. Под мышками выкраивались ластовицы. По вороту и краям рубахи вышивали узоры, которые оберегали человека от сглаза и нечистой силы.

Рубахи обычно подпоясывались тоненькими поясками и носили поверх портов. Основным видом древней одежды был кафтан длинной до колен. Разновидностью кафтана был армяк – дорожная одежда. Кроме кафтанов носили поддевку – одежду с запахом. Еще один вид верхней одежды – зипун, их надевали в ненастье или в дорогу.

Крестьянки были одеты в рубахи, сарафаны, поневы (одежда типа юбки завязывавшейся у пояса. На голове девушка носила повязку в виде ленты. Замужние женщины тщательно убирали волос под кокошники. На плечи накидывали душегреи – широкие и короткие кофты без рукавов.

Задание классу:

- Подпишите названия одежды, представленной на рисунках. (см.презентацию)

- У доски вы видите предметы крестьянского быта из школьного музея. Ваша задача показать и правильно назвать предмет. (поочереди выходят ученики из каждой команды показывают и называют предмет крестьянского быта)

- Подпишите под каждым рисунком название крестьянской утвари. (см.презентацию)

2 раздел устного журнала «Жизнь и быт бояр, знатных горожан».

Слово учителя – города появились много веков тому назад. В те времена поселки строили на берегу рек. Вот с таких маленьких поселков и начиналась история городов.

Выступления 2х учеников.

А) дома бояр и знатных горожан

Б) одежда бояр и знатных горожан

А) Вокруг поселения строили ограду. За ней урывались жители во время нападения. В нашем городе есть правитель – князь или его наместник – посадник. В центре города находилась церковь. Здесь и решались все главные дела. Позже в городе появился кремль, – за стеной которого жили князь, знатные люди, там хранили оружие и судили горожан. Каждый день горожан будил колокольный звон, который доносился из кремля – центра города. В центре города располагалась соборная площадь. В кремле стояла и деревянная изба, где размещалась тюрьма.

Знатные горожане возводили дома в несколько этажей, чаще всего трехэтажные. Хоромы – так назывались богатые дома – имели сказочный вид. Украшались резьбой и фигурками. Двор занимал большую площадь. Здесь размещался сад, огород, хозяйственные постройки, мастерские и дом хозяина. Дом состоял из подклети , где размещались кладовые, на втором этаже покои хозяина, столовая и др. помещения. Хозяйка с детьми жила на верхнем этаже – в тереме . В доме всегда была печь с трубой, а печь украшали плитками из глины – изразцами .

День в старину начинался рано, еще до зари. Первой вставала хозяйка и отдавала распоряжения по хозяйству. Завтракать было не принято, семья собиралась в столовой часам к 12ти. В это время хозяин заканчивал свои дела, хозяйка успевала сделать свои дела по хозяйству. Перед обедом обязательно молились. После обеда в старину весь народ засыпал. После сна семья принималась за свои дела и так до 6 вечера. Наступление сумерек означало, что пора ложиться спать.

Б) Бояре богатые купцы носили широкие свободные одежды ярких цветов, шитые золотом и серебром. Воротники украшали драгоценными камнями. Широкие и длинные одежды назывались опашнями. Они были с очень длинными рукавами, которые завязывались на спине.

Богатые горожане очень любили шубы. Их надевали даже не холодное время года, чтобы показать свое богатство. А в жару к одежде прикреплялся соболий воротник. Шубы шили мехом внутрь, а сверху покрывали шелком. Меха и пуговицы стоили намного дороже самой одежды..

Непременной деталью был пояс - кушак. Им специально подпоясывались высоко под грудью, чтобы выпирал живот.

Горожанки носили еще более шикарные и нарядные одежды. Девушки носили венцы и ленты. Женщины убирали волосы под кику. Жены ремесленников, как и крестьянки, любили носить сарафаны, поверх одевали телогреи, а на голову кичку. Носили и платки – ширинки. Горожанки любили стеклянные и медные браслеты, перстни из дерева и кости.

На ногах богатые горожане и горожанки носили мягкие сапожки, а бедные – обувь из лыка.

Задание классу:

- Что означают эти слова? (изразцы, подклеть, терем, хоромы, кичка, кушак, опашни)

- Кто быстрей соберет пазл и назовет, к какому сословию принадлежит человек на пазле.

3 раздел устного журнала «Жизнь и быт ремесленников и купцов».

Рассказывают 2 ученика:

А) дома ремесленников

Б) основные занятия ремесленников и купцов

А) Дома ремесленников были одноэтажными и находились в городе на посаде – неукрепленная часть города, там проживали не только ремесленники, но и купцы, составлявшие большинство городского населения. Посад делился на слободы жителями, которых были представителями одной профессии. Улицы посада назывались по занятиям жителей – ремесленников – Калачная, Кузнецкая, Гончарная. Уж очень посад напоминал деревню. Каждый строил в старину как ему хотелось, поэтому дома нередко перегораживали улицу. Сами улицы были кривыми и грязными.

Ремесленники кормили и одевали горожан. Это были булочники, мясники, кожевники и прочие. Ремесленники очень гордились своими умениями – «Ремесленников много, а мастеров мало».

Б) Но город не был бы городом, если бы в нем не было – торга главной торговой площади. Многие города в старину начинались с гостиных дворов – там останавливались гости, располагались торговые ряды, дворы купцов со складами товаров. Горожане очень любили торг. Он располагался обычно неподалеку от стен кремля. В каждом ряду продавали определенные товары. Были лавки, где торговали иконами, книжные ряды. Дальше располагались ювелиры, в следующем ряду торговали рыбой. А во вшивом ряду продавали ношеную одежду, обувь и всякое старье. Не каждый человек покупал что – нибудь, но каждый спешил на торг, потому что именно здесь узнавали последние новости. Вот и выкликивались на торгу сообщения. Направляясь от торга по улицам в любую сторону, путешественники оказывались на посаде. Если жизнь городского ремесленника проходила в мастерской, то купец все время проводил на торгу. Особым спросом пользовались – перец, изюм, орехи, стеклянная посуда. Помимо товаров купцы привозили новости из разных городов.

Кроме ремесленников и купцов в городе жили ямщики – люди, которые держали лошадей для перевозки людей. Их дома стояли возле важнейших дорог ведущих из города. Также в городе жили и служилые люди – стрельцы, пушкари. Они несли службу по охране города, а в мирное время занимались торговлей и ремеслом.

Учитель - И ремесленник, и купец, и боярин – все горожане имели свой огород, поля и хлев с коровами, свиньями. Каждый горожанин, таким образом, занимался еще и крестьянским трудом, обеспечивая свою семью всем необходимым.

Задание классу.

- Знаете ли вы, откуда происходит выражение семь пятниц на неделе»?

Оказывается, пятница была в старину свободным от работы днем. Долгое время она была и одновременно и днем исполнения различных торговых обязательств. В пятницу брали деньги и давали обещание привезти на следующей неделе заказанный товар. В пятницу же получали товар и обещали в следующую пятницу за него деньги. О нарушителях этих правил в старину говорили - «У него семь пятниц на неделе».

- Что такое слобода?

(Часть города, населённая ремесленниками сходных профессий, например, гончарная, кузнечная, кожевенная, стрелецкая)

Что такое вшивый ряд на рынке?

(торговый ряд, где продавали ношенные и старые вещи)

Кого называли ямщик?

(человек, который держал лошадей для перевозки людей)

Чем занимались стрельцы?

военное время охраняли город, в мирное занимались торговлей и ремеслом)

Закрепление изученного материала на уроке.

Ученикам для закрепления изученного материала деется задание:

1. Ответить на вопрос чем отличалась жизнь крестьянина от городского жителя. Что было схожего?

2. В чем заключались особенности древнерусской одежды?

3. Ответить на вопрос – где, в городе или деревне, хотели бы жить ребята.

В конце урока учащиеся на смайликах отмечают, понравился им урок или нет.

Подведение итогов урока.

Учитель отмечает работу учащихся, называет победителей, выставляет оценки, благодарит за работу на уроке.

Предметы старинной домашней утвари (материалы для школьного музея)

Выполнили: Акназарова Дарья и

Денисова Валентина,

МКОУ Александровская СОШ

Боготольского района

Руководитель: ,

В нашей школе есть музей, который существует несколько лет.

Впервые сюда на экскурсию мы пришли в 2006 году, в 1 классе .

Мы увидели здесь экспозиции, посвященные истории школы, истории села, Великой Отечественной войне. Но нас больше заинтересовала экспозиция, где были собраны старинные вещи, предметы домашнего обихода.

Тогда мы просто смотрели на них, а сейчас, в 6 классе, нам стало интересно: как эти предметы назывались, как использовались, кто их изготовил, из чего, чьи руки держали эти предметы! А ведь все эти вещи когда-то принадлежали жителям нашей Александровки и тех деревень, которые уже исчезли. Деревень и жителей нет, а вещи остались. Вот о них мы и решили узнать как можно больше и рассказать всем, кто посетит наш школьный музей.

Итак. Начнём наше виртуальное путешествие…

В «Толковом словаре» записано: «Утварь - это совокупность предметов, необхо­димых человеку в его обиходе».

Что же было необходимо нашим предкам в их домашнем хозяйстве?

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось "все движимое в доме, жилище", по словам . Фактически утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей. В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны. Некоторые из необходимых в хозяйстве деревянных предметов изготавливались силами мужской половины семьи. Большая же часть предметов приобреталась на ярмарках, торжках, особенно это касалось бондарной и токарной утвари, изготовление которой требовало специальных знаний и инструментов. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в духовой печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи, ее бережливости, уважения к семейным традициям. Такую утварь продавали только в самые критические моменты жизни семьи. Наполнявшая дом утварь изготавливалась, приобреталась, хранилась русскими крестьянами, естественно исходя из чисто практического ее использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина важные моменты жизни почти каждый из ее предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. По тем предметам, которые нам удалось собрать у жителей с. Александровка, утварь была из разных материалов: дерево, глина, чугун, железо. Но преобладало дерево.

РУКОМОЙНИК (УМЫВАЛЬНИК)

Три ноги, два уха, а шестое брюхо – такую загадку придумал русский народ об этом предмете.

Рукомойник – небольшой висячий умывальник. Рукомойник – висячий сосуд для умывания с носиком, как у чайника, нагибаемый при умывании. Сами слова, рукомойник, умывальник, уже говорят о предназначении данных предметов домашнего обихода: для умывания и мытья рук.

Рядом с печью обязательно висели полотенце (рукотёрник или рушник) и умывальник (рукомойник). Рукомойником раньше был глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам, и лишь потом появился медный рукомойник с одним носиком. Под ним стояла деревянная лохань (шайка) куда стекала грязная вода. Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки – в кадке с водой, так называемой кадце. Одна из поговорок о ней гласит: «Где девки гладки, нет воды в кадке», то есть если хозяйки были ленивы, то и кадка была пуста. А по поверью она всегда должна быть полной.

Рукомойник - это небольшой сосуд, расширяющийся или сужающийся кверху. Две клепки делают несколько длиннее, чем все остальные. На их концах вырезают ушки, в которых сверлят сквозные отверстия для подвешивания рукомойника. Две другие специальные клепки вырезают из ствола дерева с отходящим от него сучком. Клепки вытесывают и строгают, а затем отфуговывают кромки. В сучках вдоль сердцевины сверлят сквозные отверстия. Полые сучки будут служить в качестве сливных носиков рукомойника. Рукомойник, как и лохань, над которой его подвешивают, украшают резьбой или выжиганием.


РУШНИКИ (РУКОТЁРНИКИ)

На стене висит, болтается,

За него всякий хватается.

Предназначался рушник прежде всего для вытирания рук во время стряпни.

Неотъемлемой частью «бабьего кута», то есть женской части деревенской избы, был рушник или рукотёрник. Доказательство этому – любовь, искусство, с которыми вышивали рушники. А столовое полотенце, которым вытирали посуду, называлось чашечник.

РУБЕЛЬ И ВАЛЁК

Скорей всего, первым «утю­гом» был плоский, очень тяжелый камень. Одежду расстилали на ка­кой-нибудь ровной поверхности, придавливали этим камнем, ос­тавляли до тех пор, пока она не разглаживалась.

Позже утюги представляли со­бой жаровни, наполненные горя­чими углями. Их придумали в Ки­тае в VIII веке, чтобы гладить шелк.

Наши предки, несмотря на тяжёлый крестьянский труд, где пот, а порой и кровь, старались быть чистыми и опрятными. Помощниками в этом сельской жительнице были рубель и валёк. Это предки нашего утюга.

Рубель – деревянная доска с вырубленными желобками для катания белья.

Сухое белье или одежду нама­тывали на ровно обструганную палку (валёк) и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. На­зывался такой «утюг» рубель. Семь потов сойдёт с той чистюли, которая хочет выглядеть аккуратной. А ведь

ткань, в основном, была льняная, она очень легко мялась и разгладить её было трудно.

Использовали вальки и рубели и при стирке. На реке таким вальком женщины, как будто выбивали грязь из мокрого белья и одежды.

Рубель использовался часто и в домашней медицине при лечении позвоночника, поясницы, то есть в качестве массажёра.

УТЮГ

Шипит недовольно, кусается больно,
Опасно его оставлять одного.
С ним надо поладить,

И можете гладить,
Но гладить не стоит.

И только в XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чу­гунные утюги. Их желательно бы­ло иметь два: пока одним гладили, другой нагревался.

Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горя­щие угли и начинали гладить.

Слово «утюг» считается заимствованным из тюркского языка ещё в XVIII веке.

Но есть и ещё версии происхождения этого слова: от исчезнувшего сова «утолакивать».

КРИНКА (КРЫНКА)

Плотники без топоров срубили горенку без углов.

Но нашим предкам нужно было думать не только о красоте, но и о хлебе насущном, кормить и себя, и многочисленных членов семьи. Поэтому в крестьянском хозяйстве было много предметов, помогающих в приготовлении пищи, в основном они были принадлежностью «бабьего кута». Так, одной из необходимых вещей была кринка (крынка) расширяющийся

книзу удлинённый глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.

Слово «кринка» (кувшин) произошло от слова «кривой».

Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горло, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

ЧУГУН (ЧУГУНОК)

Книзу узок, верх широк, не кастрюля … Был на базаре, очутился на пожаре. Огня не боится, в нём каша томится. Много загадок придумано о такой необходимой вещи как чугун.

Чугу́н - крупный сосуд, горшок из чугуна, позднее также из алюминиевого сплава, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Это слово тоже было заимствовано в XVIII веке из тюркского языка. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части и снова сужающийся к горлу. Такая форма позволяет ставить чугун в печь и вынимать его из печи с помощью особого инструмента - ухватa, представляющего собою разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.

Объем разный - от 1,5 до 9 литров. Чугун небольшой вместительности называется чугунок. Несмотря на кажущуюся древность этого вида посуды, металлические чугуны появились и получили широкое распространение лишь в самом конце XIX - начале XX веков. В это время в России распространились чугунные кухонные плиты промышленного производства, в которых над топкой печи вместо кирпичного свода имелась панель со съёмными конфорками, в отверстия которых узким дном также ставились чугуны. В первой трети XX века начали производиться чугунки с эмалевыми покрытиями. Чугуны, производимые после Октябрьской революции, как правило, имели клеймо завода-производителя с указанием объёма в литрах

ТУЕС (ТУЕСОК)

Стоит Фока, подперев бока,

Всем квас раздаёт –

Себе ни капли не берёт!

Если чугун долго сохранял приготовленную пищу горячей, то туес был предназначен для сохранения жидкости холодной. Поэтому готовили туеса настоящие мастера. Ведь этот предмет не должен был ни капли жидкости потерять, долго её хранить.

Прямой перевод этого слова» - коробка из берёсты».

Туес – цилиндрический берестяной короб, коробок с плотно прилегающей крышкой.

Туес - бурак, бурачок, берестяная кубышка с тугою крышкою и со скобкой или дужкой в ней. Самое простое определение: это сосуд, как правило, цилиндрической формы, изготовленный из коры берёзы (берёсты).

Туеса можно разделить по назначению для жидкости и для сыпучих предметов. Для жидкости туеса делают из сколотней, то есть берёста снимается с дерева целиком без разреза. Под сыпучие предметы туеса делают из пластовой берёсты.

Так же можно разделить туеса по форме изготовления. Тут уж как подскажет фантазия, можно сделать круглые, овальные, квадратные, треугольные ну и дальше можно добавить любое количество углов.

Можно разделить туеса по способу оформления: расписные, тисненные, прорезные, прорезные в половину слоя, скобленые и просто с природной текстурой.

Кроме того туеса можно и оплести. Существует огромное количество способов плетения из берёсты.

Туеса большие и поменьше, и совсем маленькие, высокие и пониже, у каждого из них было своё особое предназначение. В одних туесах хранили соль. К ней всегда относились особенно бережливо. Сырости она не любит - сразу намокает, а после, если подсохнет, - каменеет, не раздолбить. Берестяной туесок обладал удивительным свойством - предохранял ее от попадания влаги.

В туесах хранили и масло коровье, и творог, и сметану, и молоко. Масло в них не горкло, сметана долго хранилась, молоко, и творог не кисли - в берестяных туесах эти скоропортящиеся и незаменимые в каждой семье продукты были надёжно защищены от воздействия тепла.

В туеса наливали мёд, подсолнечное, конопляное, льняное масло, можно было испить из

берестяного туеса водицы. А то и квасу. В берестяном туеске и водица колодезная студёна,

и квас, будто только из погреба достали. И так научились мастера донышки туесов подгонять да прилаживать, что ни единой капельки не протекало.

С берестяными туесами ходили в лес по ягоды – за малиной, земляникой, ежевикой, брусникой , черникой. В лес по ягоды часто ходила детвора – у взрослых летом и других работ хватало. Для них и мастерили туеса – не очень большие, с удобными ручками. Всю зиму в погребе в берестяном туесе хранили без сахара ягоду – морошку.

Так было раньше, в наше время из сугубо утилитарного назначения берестяные туеса перешили в разряд сувениров, хотя и не утратили своего прежнего назначения, что можно проверить на собственном опыте.

УХВАТ

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

Из русской печи

Кашу поскорей тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …

Мишка Попов сел на коня,

Поехал в огонь,

Ржет и хохочет,

Выскочить хочет.

Самым близким помощником чугуна был ухват. Слово образовалось бессуффиксным способом от глагола «ухватить», так как прямое назначение этого предмета – ухватить, взять. Предмет назван по его функции: буквально – «то, с помощью чего ухватывают, берут».

Ухват - устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Так как готовили в русской печи, где огонь был открыт, то нужно было быть осторожным, чтобы не обжечься.

КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

Огонь помогал не только в приготовлении пищи, но и давал свет в тёмное время суток, особенно это было ценно зимой, когда светало поздно, а темнело рано. Очень рано появились свечи, но пламя свечи было открыто, что было не безопасно, да и свечу на улице мог задуть ветер. Эти проблемы решились с появлением керосина, так появились керосиновые лампы.

Керосиновое освещение стало распространяться в русской де­ревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского ке­росина. С керосиновой лампой можно было уже смело передви­гаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

Главным продуктом на столе был, конечно, хлеб. Поэтому много предметов домашнего обихода было в хозяйстве для выпечки хлеба.

Новая посудина - вся в дырках.

В лесу снято, в дому гнуто, посередке заплетено.

Сито – предмет утвари – обруч с натянутой на него частой мелкой сеткой для процеживания, просеивания. Это слово образовалось от глагола «сеять».

Си́то - устройство для разделения сыпучих масс по величине их составляющих (зёрен, круп, песка и т. п.). Но, в основном, сито использовали для просеивания муки перед замесом теста. Так мука насыщалась кислородом, и тесто получалось пышное.

ЛАВКА И СКАМЬЯ

Для нас, современных людей, нет разницы между скамьёй и лавкой. Но это не одно и то же. Лавка – длинная, чаще без стоек, скамья, обычно укреплённая вдоль стены. Лавка образовалось от слова «лава» - «скамья» .

Лавка неподвижно укрепля­лась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее пе­редвигали.

Место на лавке считалось бо­лее почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали: на лавку или скамью. На лавках спа­ли, под ними хранили различные предметы - инструменты, обувь и прочее.

Безмен не попова душа, не обманет, - так в народе говорили об этом предмете.

Интересна история происхождения этого слова: безме́н – древнерусское заимствование из тюркского языка (от тюрк. batman - мера веса около 10 кг или «везне» - «весы») - простейшие рычажные весы. Тюркское слово переоформилось в «безмен» под влиянием сочетания «без мены» - «без изменения» .

БЕЗМЕ́Н – ручные весы с неравным рычагом и подвижною опорною точкой. Метки на безмене показывают сперва доли фунта (четверти, а иногда и осьмушки), потом целые фунты, до 10; затем по два фунта, до 20; по пяти фунтов, до 40; далее, где идет еще счет, десятками. Вес на безмене неточен, почему он у нас в торговле запрещен. Большой подвесной безмен, контарь. На севере у нас и в Сибири: вес в 2 1/2 фунта, при купле некоторых товаров: масла, икры, рыбы, хмелю и пр. Русский безмен - металлический стержень с постоянным грузом на одном конце и крючком или чашкой для взвешиваемого предмета на другом. Уравновешивают безмен перемещением вдоль стержня второго крючка обоймы или петли, служащих опорой стержня безмена.

ЛЮЛЬКА (ЗЫБКА, КОЛЫБЕЛЬ, БАЮКОЛКА)

Одно из почётных мест в доме занимала люлька, зыбка, колыбель, качалка, баюколка, колыска, колыбелька, зибка. Подвешивали её или к кольцу, приделанному к матице (верхнему брусу избы), или к очепу (длинной гибкой палке). Люлька – подвесная колыбель. Люлька – детская колыбель, зыбка.

Слово «люлька» произошло от слов «люли-люли», которые напевали, качая ребёнка, а зыбка от глагола «зыбать» (колебать).

А слово «колыбель» от «колыбать» - «качать». Это слово известно уже с XV века.

В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было – спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.

ПРЯЛКА (САМОПРЯХА)

На осине сижу, сквозь клёну гляжу, берёзу трясу…

Пря́лка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Прялка – приспособление для ручного прядения, которое приводили в движение ножной педалью.

Первичным значением было – «вытягивать».

На донце, сделанное из осины, пряха садилась, на кленовом гребне укрепляла кудель, а на веретено из берёзы наматывала напряденные нити. Прялка - особый предмет, в ней скрестились разные стороны народной жизни: это и орудие труда, служившее женщине с детства до старости: и украшение деревенских посиделок.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочерей учились прясть, шить, вышивать матери.

МАСЛОБОЙКА (МАСЛОБОЙНЯ)

Глядя на эти массивные деревянные предметы, которые с трудом передвигаешь, трудно представить себе, что в них сбивали воздушное душистое масло.

Маслобойка, применявшаяся в домашнем хозяйстве, была предметом особой гордости, потому что говорила о достатке в доме, о сытости. Не зря о хорошем хозяине говорили: у него борода масленая…

СТУПА И ПЕСТ

Сту́па (сту́пка) - сосуд, в котором размалывают или измельчают что-либо при помощи тяжёлого песта.

Пест – это короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-либо в ступе. Пест – закруглённая внизу палка для размельчения какого-нибудь вещества в ступе (путём толчения или растирания). Образовалось это слово от глагола «пихать».

Слово «ступа» образовано от слова «ступать». Но менее вероятна ещё одна версия – из германских языков: «то, в чём толкут».

Наши бабушки использовали ступу для измельчения мака, пшена, даже сушёную черёмуху толкли на пироги.

Надо для стирки,
Может, и купания.
Посудина старинное
Имеет название.
Не знаю, кем это
Названье открыто,
Но эта посудина

Просто …

Необходимой вещью в хозяйстве было корыто. Делал его сам хозяин из цельного куска дерева, были корыта и для стирки, и для рубки капусты.

Это слово образовано от той же основы, что и кора, то есть изделие из дерева.

Работая над этимологией названий предметов домашней утвари, мы пришли к следующему выводу:

Называя предметы, необходимые в быту, наши предки думали не о благозвучии и «красивости». А думали, чтобы всем было понятно предназначение данных предметов. Хорошо бы и нам, современным людям, принять к сведению эту особенность.

А завершить нашу работу мы хотим словами нашего поэта-самородка:

Но память так и сохраняет

В душе тепло тех давних дней

И забывать не позволяет

Истории страны моей...

ЛИТЕРАТУРА:

1. Даль словарь. М, -1971.

2. Краткий этимологический словарь под редакцией М., Просвещение, 1975.

3. толковый словарь русского языка. М., 2001.

4. Ушаков словарь русского языка. В 4 т. т. - М., 1938.

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ

Задание 1. Прочитайте имена, которые давали детям в Древней Руси до принятия христианства, а во многих местах и после. По каким признакам их давали?

Мальчики: Заика - заикается, Умник - умный, Любим - любимый, Миляй - милый, Сорока – говорливый, Молчан - молчаливый, Кудряш - кудрявый, Одинец – единственный ребенок в семье, Весняк – весь в веснушках.

Девочки: Забава - веселая, Красава - красивая, Снежана - белокожая, Горислава – милая, славная, Малуша - маленькая.

Задание 2. Заполните таблицу «Занятия сельских жителей Древней Руси».

Категория населения Лето Зима
Мужчины Работали в поле, ходили на охоту или рыбалку, разводили скот, занимались бортничеством и ремеслом (кузнечным, гончарным делом и т.д.). Делали или чинили домашнюю утварь, занимались ремеслом.
Женщины Вели домашнее хозяйство, занимались скотом, воспитывали детей, чинили одежду, ходили в лес по грибы и ягоды. Вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, пряли, ткали и шили одежду.
Дети Мальчики – трудились в поле или пасли скот, обучались ремеслу.

Девочки приобщаются к ведению домашнего хозяйства, следят за младшими детьми.

Обучались ремеслу или помогали по хозяйству.

Задание 3. Отгадайте русские народные загадки об одежде.

  1. Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу (шапка ).
  2. По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл (порты ).
  3. Днём обручем, ночью змеёй (пояс ).

Задание 4. Подпишите названия одежды, представленной на рисунках.

Шапка, кафтан, кушак, сапоги
Рубаха, пояс, порты, онучи, лапти

Задание 5. Подпишите под каждым рисунком название крестьянской утвари.

Кадка, ведро, лохань, чугунок, крынка, шайка, ушат, бочка

Задание 6. Представьте, что вы житель древнерусского города. Опишите свой быт, используя материалы параграфа и дополнительную литературу. С какими трудностями столкнулся бы современный человек, если бы попал в древнерусский город?

У нас в городе есть устоявшиеся бытовые традиции и обычаи. Давайте я немного расскажу о них. Вот, например, возьмем моё семейство. Я и моя жена – из свободного городского ремесленного люда. Детей у нас трое – они уже большие, поэтому помогают в ремесле. Я занимаюсь резьбой по дереву, а жена ткёт такие ковры и циновки, что не стыдно их и в княжьих палатах положить. Мы изготавливаем товары и продаем их на торгу заезжим купцам. Вырученных средств нам вполне хватает, чтобы жить.

По меркам деревенских жителей мы даже живем богато. Живем мы в деревянной избе. Подклети у нас нет, домашнего скота тоже. Мебель в избе деревянная, резная - табуреты, скамьи, столы и лавки я сам смастерил и украсил. Скатерть и рушники вышивала моя жена. Она у меня мастерица. Одежду для нас тоже она сшила. Я, конечно, не боярин и не купец, и не могу себе позволить роскошную одежду с вышивками и нашитыми драгоценными камнями, но я и не холоп. Моя одежда, хоть и проста, но красива и практична - расшитый кафтан подпоясанный кушаком, порты и сапоги.

Задание 7. Подтвердите материалами из текста учебника, что повседневная жизнь и быт верхушки общества отличались от жизни и быта основной части населения (запишите в виде тезисов).

  • Бояре не работали сами, они владели вотчинами;
  • Бояре жили в деревянных или каменных хоромах - простые люди в избах или полуземлянках;
  • Бояре носили епанчи, а простые жители - зипуны или кафтаны;
  • Одежда бояр была из тонкого полотна, шелка и парчи, а у простого люда - из простой домотканой ткани;
  • Отличались развлечения и досуг: у простого народа посиделки, хороводы, общинные пиры, а у бояр и князей - пиры, соколиная или псовая охота.