Планирование Мотивация Управление

Организаторские способности: каковы основные составляющие. Основные управленческие навыки руководителя. Правила постановки целей. Проведение совещаний. Модерация Что такое организаторские способности руководителя

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа.

Организаторские способности современного руководителя

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

чувством понимания ситуации;

творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

способностью работать в коллективе и с коллективом;

умением предвидеть результат;

внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

способностью и умением рисковать;

способностью действовать самостоятельно;

ответственностью за деятельность и за принятые решения;

способностью увидеть, выделить существенное;

искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

способность устанавливать и контролировать дисциплину;

стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

системный подход к анализу работы;

квалифицированное делегирование полномочий;

избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

создание эффективной обратной связи;

защита персонала организации от внешних угроз;

поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/

Организаторские способности имеют особое значение в сфере управления. Не каждый организатор может быть руководителем (), но каждый руководитель обязан быть организатором. Кто же это такой? Давайте разберемся.

Организовывать работу подчиненных – одна из основных функций руководителя, притом независимо от того, какого он придерживается. Под организацией понимается распределение обязанностей и задач между участниками коллектива. От того, насколько точно руководитель распределит рабочие задачи, зависит успех всей деятельности, продуктивность работы.

Распределение власти и ответственности, то есть, например, выделение лидера, разделение коллектива на малые группы, тоже входит в организационную функцию руководителя. Но как бы он ни распределил власть и ответственность, за результат отвечать все равно только ему.

Иногда руководитель выступает сам как лидер, а коллектив живет самоуправлением, тогда организационная функция не так очевидна. Руководитель отдает свою работу, власть, ответственность кому-то из работников в двух случаях:

  • признает, что кто-то из лучше его справится с этой задачей;
  • занят более важными проблемами или не может заняться в силу общей занятости.

Что важно при организации

Организаторские способности – набор качеств, помогающих руководителю управлять в группе. Они включают в себя:

  • Умение объяснять информацию. Задача организатора не только объяснить информацию на понятном языке, но и убедиться в том, что человек верно ее понял и усвоил. Но важно использовать вопрос не «Все ли вы поняли?», а «Я достаточно ясно вам смог объяснить?» В первом случае человек начнет оценивать себя и вряд ли сможет выставить свои интеллектуальные способности негативно в глазах руководителя. Потому он, конечно, ответит «Да», даже если это не так.
  • Обратная связь. Организатор должен лично посмотреть на результат и процесс работы сотрудника, которому он доверил что-то.
  • Уместная конструктивная критика и вместе с ней альтернативные предложения. Как говорится, критикуешь – предлагай.
  • Высокоразвитое самообладание и способность к Даже если организатору приходится ругать коллектив, то делать это нужно спокойно и достойно.
  • Организатор должен четко знать и представлять, чего он ждет и требует от подчиненных (форма, сроки, результаты, способы). Быть в состоянии самостоятельно выполнить эти требования.
  • Умение контролировать и рефлексировать.
  • Умение предотвращать и разрешать , общаться с людьми.

Кроме этого, организатор должен обладать авторитетом, быть строгим, но справедливым, корректным в оценках, хорошо разбираться в том, чем руководит, быть высококвалифицированным специалистом. В отличие от лидерства, способность к которому во многом определена врожденными особенностями, организатором может стать практически каждый человек. Однако такие индивидуальные особенности, как скорость психических реакций и другие свойства , вносят свою лепту.

Как развить организаторские способности

Раз организатором может стать каждый человек, то актуален вопрос о том, как это сделать. Предлагаю несколько простых правил:

  • Организация начинается с самого себя (самоорганизация). Научитесь организовывать собственную деятельность, быт и всю жизнь. Возьмите за правило составлять план дня, вести ежедневник, распределять время, ставить цели, задачи и всегда их выполнять. Прямо сейчас сделайте что-то, до чего руки не доходили.
  • Развивайте , умение понять другого человека, уважение к интересам других людей, здоровый .
  • Осваивайте и практикуйте .
  • Регулярно самосовершенствуйтесь. Скорректируйте , страха общения и других проблем, которые у вас есть. Все внутренние барьеры должны быть уничтожены.
  • Развивайте творческий потенциал.
  • Расширяйте кругозор.
  • Тренируйте практическое мышление, то есть реально смотрите на мир. Ставьте реальные цели, не увлекайтесь мечтами.
  • Будьте амбициозны.

Важно хорошо знать не только свои особенности, но и разбираться в психологии других людей. Верно распределить обязанности, учитывать , интересы, темперамент, и другие особенности участников – основная задача организатора.

Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Основные свойства руководителя:

1. Социальная направленность деятельности

Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и других сфер жизни государства.

2. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения.

3. Организаторские способности

Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, -это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

  • способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;
  • практическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применять их в процессе решения организаторских задач;
  • психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;
  • наличие энергичности — способность заряжать своей энергией организуемых людей;
  • требовательность — способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
  • критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;
  • склонность к организаторской деятельности — потребность в ней.

4. Высокие моральные качества : справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.

5. Эмоционально-волевые черты характера : целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя — уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.

6. Интеллектуальные способности : наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания. Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности. Так, А.В. Суворов считал, что знания в памяти полководца должны быть систематизированы, как бы разложены по ящикам так, чтобы их можно было быстро отыскать и использовать в определенной ситуации. Наполеон высоко ценил ум, но считал, что люди имеющие много ума и мало характера меньше всего пригодны для военной профессии, ибо для этого нужно иметь больше решительности и меньше размышлять.

Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.

  • занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть);
  • признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности.

8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры — все это элементы его имиджа. В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики.

9. Крепкое здоровье . Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервным и физическим напряжением. Причинами профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечно-сосудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя — это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.

Организаторские способности современного руководителя

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность — умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

чувством понимания ситуации;

творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

способностью работать в коллективе и с коллективом;

умением предвидеть результат;

внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

способностью и умением рисковать;

способностью действовать самостоятельно;

ответственностью за деятельность и за принятые решения;

способностью увидеть, выделить существенное;

искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

способность устанавливать и контролировать дисциплину;

стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

системный подход к анализу работы;

квалифицированное делегирование полномочий;

избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

создание эффективной обратной связи;

защита персонала организации от внешних угроз;

поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход — решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость — это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

как искусственное образование — искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

как естественно живущее — после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей — целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60—80%). Предмет этой деятельности — социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Организаторские качества руководителя.

Каждый руководитель должен обладать организатор­скими качествами и организаторским талантом, уметь на­лаживать совместную работу с большим количеством лю­дей в рамках организации. Он должен обладать как опре­делœенными знаниями в области организации и управления организацией, так и положительными качествами личного свойства.

В корне психологической структуры личности руко­водителя лежат, безусловно, организаторские способности. В современной литературе выделяют следующие три типа организаторских способностей:

1. Организационная проницательность, включаю­щая:

¨ психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчинœен­ных, способность поставить себя на место другого:

¨ практическую направленность интеллекта͵ ᴛ.ᴇ. прагма­тическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

¨ психологический такт - способность соблюдения чув­ства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - уме­ние влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих фак­торов:

¨ энергичность, способность направлять деятельность своих подчинœенных в соответствии со своими жела­ниями, заряжать их устремленностью, верой и опти­мизмом в продвижении к цели;

¨ требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчинœенным;

¨ способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от наме­ченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, ᴛ.ᴇ. готовность к организаторской деятельности, начиная мотивационными факторами и заканчивая профессиональной подготовленностью, самочувствие в процессе организаци­онной деятельности, удовлетворенность и работоспособ­ность.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

¨ широким кругозором, жаждой знаний, профессиона­лизмом, новаторством, творческим подходом к работе;

¨ чувством понимания ситуации:

¨ творческим отношением к работе, упорством, уверен­ностью в себе и преданностью делу:

¨ нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

¨ готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим измене­ниям;

¨ стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

¨ эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

¨ ситуационным лидерством и энергией личности в кор­поративных структурах;

¨ способностью работать в коллективе и с коллективом;

¨ умением предвидеть результат;

¨ внутренней потребностью к саморазвитию и самоорга­низации;

¨ способностью и умением рисковать;

¨ способностью действовать самостоятельно;

¨ ответственностью за деятельность и за принятые реше­ния;

¨ способностью увидеть, выделить существенное;

¨ искусством выполнять планы.

Организаторские способности руководителя не долж­ны расходиться с его этическими нормами. Слово ʼʼэтикаʼʼ произошло от греческого слова ethos, что в переводе озна­чает ʼʼпривычка, обычай, правило поведенияʼʼ. Этика име­ет дело с принципами, определяющими правильное и не­правильное поведение. Этика подразделяется на теорети­ческую этику, или философскую, и на практическую этику. Последняя является одной из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой служит мораль. Практическая, или нормативная, этика обосновывает нрав­ственные принципы, идеалы и нормы.

Этика руководителя сосредоточена на широком спек­тре вариантов его поведения, включает средства, исполь­зуемые им для достижения поставленных целœей. В случае если ʼʼэтикаʼʼ - совокупность норм поведения, мораль (в данном случае руководителя), то основные этические нормы при­менительно к решению организационно-экономических задач бывают сведены к следующим:

¨ результативность деятельности организации, достиже­ние наивысшей производительности и получение максимальной прибыли не должны достигаться за счёт разрушения окружающей среды;

¨ конкуренция должна осуществляться по честным пра­вилам, ᴛ.ᴇ. должны соблюдаться "правила" рыночной игры;

¨ распределœение созданного совокупного дохода, полу­ченных трудом благ не должно приводить к резкому социальному расслоению общества;

¨ использование разнообразных форм участия работни­ков в управлении в целях реализации стратегии корпо­рации должно не только увеличивать желание работать лучше, но и развивать чувство ответственности;

¨ техника должна служить человеку, а не человек технике.

Сегодня выделяют следующие образцы на­выков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

¨ умение при управлении учитывать поведение подчи­ненных;

¨ способность устанавливать и контролировать дисцип­лину;

¨ стремление гибко использовать различные стили руко­водства, приспосабливая их к переменам;

¨ осознание выполняемой им роли и эффективное ис­пользование своего положения;

¨ развитие и поддержание хороших отношений с окру­жающими;

¨ отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

¨ регулярный анализ работы подчинœенных и учет его результатов;

¨ стимулирование деятельности подчинœенных, поощре­ние наилучших примеров в работе;

¨ системный подход к анализу работы;

¨ квалифицированное делœегирование полномочий;

¨ избежание чересчур частого применения негативного подкрепления;

¨ создание эффективной обратной связи;

¨ защита персонала организации от внешних угроз;

¨ поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

¨ установление системы оценки работы и критериев ус­пеха.

Для повышения эффективности организаторской дея­тельности руководителю необходимы:

¨ гибкая организационная структура, соответствующая особенностям предприятия и действующим внешним факторам:

¨ разумное сочетание централизации и децентрализации в системе управления;

¨ соблюдение принципа единоначалия;

¨ делœегирование полномочий;

¨ четкая регламентация прав, обязанностей, полномочий, ответственности сотрудников;

¨ разделœение и специализация труда;

¨ подготовка резерва управленческих кадров;

¨ распределœение работ с индивидуальным учетом инте­ресов, способностей, компетентности, совместимости людей;

¨ обучение, повышение квалификации кадров и их пере­подготовка;

¨ четкая информационная система и связь, оптимизация информационных потоков, компьютеризация базы управленческих данных;

¨ выработка, внедрение и использование научно обос­нованных нормативов трудоемкости выполнения ра­бот;

¨ широкое применение коллегиальной формы при при­нятии управленческих решений;

¨ поощрение инициативы работников;

¨ соблюдение строгой трудовой и производственной дисциплины на базе соглашения между организаци­ей и ее работниками;

¨ создание благоприятного психологического климата в коллективе;

¨ индивидуальный подход к подчинœенным, ситуативный стиль руководства исходя из уровня развития подчинœенных и коллектива;

¨ эффективное и гибкое стимулирование работников:

Справедливое материальное вознаграждение по ре­зультатам труда - зарплата͵ премии за высокие результаты и т.п.;

Социальные льготы - медицинское обслуживание, детсады, спорт и культурный отдых, санатории, льготные кредиты и т. п.;

Обеспечение нормальных условий и организации труда;

Моральное поощрение: признание ценности, деловой значимости сотрудника, устная похвала, публичное чест­вование:

Признание личностной значимости сотрудника - уважительное, тактичное, справедливое отношение к под­чинœенным:

Возможность личностного роста͵ продвижения в карьере:

Требовательность к дисциплинœе и качеству труда;

Обоснованность, справедливость наказания;

Конструктивность в разрешении конфликтных про­блем;

Предоставление работы сотрудникам с учетом их ин­тересов и склонностей;

Создание атмосферы конкуренции, соревнования.

Организаторские качества руководителя. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организаторские качества руководителя." 2017, 2018.