Планирование Мотивация Управление

Предназначение, задачи и объекты действий подразделений бомбардировочной авиации (БА) и штурмовой авиации (ША). Бомбардировочная авиация Дайте определение самолету бомбардировщику

Прототип бомбардировщика B-17

Прогресс в авиастроении позволил строить тяжёлые четырёхмоторные самолёты, не уступающие по скорости «скоростным» двухмоторным бомбардировщикам. Это достигалось за счёт установки мощных и лёгких двигателей с наддувом; внедрения винтов изменяемого шага; увеличения нагрузки на крыло благодаря использованию посадочной механизации крыла; уменьшения коэффициента лобового сопротивления и улучшения аэродинамического качества самолёта благодаря использованию гладкой обшивки, плавных обводов фюзеляжа и «тонкому» крылу. Первым тяжёлым бомбардировщиком нового поколения стал четырёхмоторный Боинг B-17 . Опытный самолёт поднялся в воздух 28 июля 1935 года .

Одновременно с совершенствованием «классического» бомбардировщика в 1930-е годы появился новый тип самолёта - «пикирующий бомбардировщик ». Наиболее известными пикирующими бомбардировщиками являются немецкий Ju-87 и советский Пе-2 .

В боевых действиях для поддержки сухопутных войск использовали и одномоторные бомбардировщики: «Баттл» , Су-2 , Ju-87 и т. д. Как показала практика , они эффективно действовали лишь в условиях господства в воздухе своей авиации, а также при ударах по слабозащищенным зенитной артиллерией объектам . В результате к концу войны производство легких одномоторных бомбардировщиков было в целом прекращено.

В отличие от Германии и СССР, где в первую очередь развивалась фронтовая авиация, в США и Великобритании большое внимание уделялось развитию тяжелых четырёхмоторных бомбардировщиков, способных массированными ударами разрушить экономические центры противника и дезорганизовать его промышленность . С началом войны в Великобритании принимается на вооружение Авро «Ланкастер» , ставший основным тяжелым самолетом Бомбардировочного командования

B-29 «Суперфортресс»

Основу американской тяжелой бомбардировочной авиации составляли B-17 - самый скоростной и высотный бомбардировщик в мире на начало войны и B-24 . Несмотря на то, что он уступал B-17 в скорости и потолке, технологичность его конструкции позволяла наладить производство отдельных узлов самолета на заводах неавиационного профиля. Так, на автомобильных заводах корпорации «Форд» выпускали фюзеляжи этого бомбардировщика.

Вершиной в развитии тяжелых поршневых бомбардировщиков стал Боинг B-29 , созданный в 1942 году под руководством конструктора А. Джорданова. Мощные двигатели и совершенная аэродинамика обеспечивали самолёту скорость до 575 км/ч, потолок 9700 м и дальность 5000 км с 4000 кг бомб. Он стал первым носителем ядерного оружия: 6 августа 1945 года бомбардировщик с собственным именем «Энола Гей» сбросил атомную бомбу на японский город Хиросима , 9 августа ядерной бомбардировке подвергся город Нагасаки , Япония .

Первый реактивный бомбардировщик Ar-234B

С 1944 года в боевых действиях участвовала реактивная бомбардировочная авиация. Первым реактивным истребителем-бомбардировщиком стал Me-262A2 - бомбардировочная модификация первого реактивного истребителя, созданного в 1942 году в Германии. Me-262A2 нес две 500 кг бомбы на наружной подвеске. Первый реактивный бомбардировщик Ar-234 также был построен в Германии. Его скорость составляла 742 км/ч, радиус действия 800 км, потолок 10000 м Ar-234 мог использовать бомбы массой до 1400 кг. Первыми носителями управляемого оружия стали немецкие бомбардировщики Do-217 K, уничтожившие в 1943 году управляемыми планирующими бомбами итальянский линкор «Рома». Устаревший к концу войны бомбардировщик He-111 стал первым стратегическим ракетоносцем : с него осуществлялись запуски крылатых ракет «Фау-1 » по целям на Британских островах .

В связи с увеличением дальности полёта немного изменилась классификация бомбардировщиков: стратегическими стали называть машины обладавшие межконтинентальной дальностью порядка 10-15 тыс. км, бомбардировщики с дальностью до 10000 км стали дальними, иногда их называют средними, а машины которые действуют в тактическом тылу противника и в прифронтовой полосе стали называться фронтовыми. Впрочем страны так и не ставшие обладателями бомбардировщиков с межконтинентальной дальностью продолжали называть свои дальние бомбардировщики стратегическими, например, китайский бомбардировщик H-6; также на классификацию бомбардировщиков серьёзное влияние оказывали взгляды руководства на их использование и строительство, например, фронтовой бомбардировщик F-111 получил «истребительное» наименование.

Первым бомбардировщиком с межконтинентальной дальностью стал построенный в 1946 году в США Конвер B-36 , одновременно ставший и последним стратегическим бомбардировщиком с поршневыми двигателями. Он имел необычный внешний вид из-за комбинированной силовой установки: 6 поршневых двигателей с толкающими винтами и 4 реактивных двигателя, установленных попарно под крылом. Но даже с реактивными двигателями поршневая машина не могла развить скорость более 680 км/ч, что делало её очень уязвимой в связи с принятием на вооружение скоростных реактивных истребителей. Несмотря на то, что по меркам современной авиации, B-36 прослужил недолго (последний бомбардировщик снят с вооружения в 1959 году) машины этого типа широко использовались в качестве летающих лабораторий.

В отличие от США советское руководство не стало понижать высотность стоящих на вооружении бомбардировщиков, а сосредоточило усилия на разработке новых многорежимных самолётов. 30 августа 1969 года совершил первый полёт советский многорежимный дальний бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М . Первоначально этот самолёт разрабатывался ОКБ Туполева в инициативном порядке как глубокая модернизация в целом неудачного самолёта Ту-22, но в результате новый самолёт практически не имел ничего с ним общего. Ту-22М обладает большой бомбовой нагрузкой в 24000 кг, сравнимой лишь с бомбовой нагрузкой B-52.

B-1B над Тихим океаном.

Американское руководство инициировало разработку нового многорежимного бомбардировщика для замены B-52 только в 1969 году. Бомбардировщик B-1A совершил первый полёт 23 декабря 1974 года в Палмдейл (США). Самолёт представлял собой низкоплан с крылом изменяемой геометрии и плавным сочленением крыла и фюзеляжа. Но в 1977 году после цикла лётных испытаний программа была остановлена: успехи в создании крылатых ракет, а также успешные исследовательские работы в области малозаметности (технологии Стелс) , в очередной раз поставили под сомнение необходимость маловысотных самолётов прорыва ПВО. Разработка многорежимного бомбардировщика была возобновлена только 1981 году , но уже в качестве промежуточного самолёта, до поступления на вооружение малозаметного стратегического бомбардировщика. Первый полёт обновлённый B-1B совершил 18 октября 1984 года, а серийные машины поступили на вооружение только в 1986; таким образом B-1 стал самым «исследованным» самолётом, установив своеобразный рекорд: с момента начала проектирования в 1970 и до поступления на вооружение прошло 16 лет.

В конце 2007 года ВВС России сформулировали требования к новому бомбардировщику дальней авиации (проект ПАК ДА). Самолёт будет создаваться на базе Ту-160 с использованием технологии «стелс» . Первый полёт нового самолёта запланирован на 2015 год .

В 1990 году Министерство обороны США разработало новую программу создания новейший образцов военной техники, которая предусматривала строительство ограниченного числа экземпляров техники (например, для формирования одной эскадрильи). В результате производство B-2 после постройки 21 самолёта было прекращено. На март 2008 года в ВВС США находились: 20 малозаметных бомбардировщиков B-2A, 67 сверхзвуковых бомбардировщиков B-1B и 90 дозвуковых B-52H .

Стратегической авиацией обладают также Китай, на вооружении которого находятся 120 дальних бомбардировщиков H-6 (Ту-16), и Франция, в которой стратегические задачи решают 64 истребителя-бомбардировщика Мираж 2000N .

Тактическая авиация

В современной тактической авиации разница между тактическим (фронтовым) бомбардировщиком, истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком сильно размыта. Множество боевых самолётов, предназначенных для ударов с воздуха, хотя и выглядят как истребители имеют ограниченные возможности для ведения воздушного боя. Очевидно, что характеристики позволяющие самолёту эффективно наносить удары с малых высот, мало подходят истребителю для достижения превосходства в воздухе. В то же время многие истребители несмотря на то, что создавались для ведения воздушного боя, используются в основном как бомбардировщики. Основными отличиями бомбардировщика пока остаются большая дальность действия и ограниченные возможности ведения воздушного боя.

В военно-воздушных силах развитых стран задачи тактических бомбардировщиков, как правило, выполняют многоцелевые истребители (истребители-бомбардировщики). Так, в США последний специализированный тактический бомбардировщик F-117 был снят с вооружения 22 апреля 2008 года . Бомбардировочные задачи в ВВС США выполняют истребители-бомбардировщики F-15E и F-16 , а в ВМС - палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 .

Особняком в этом ряду стоит Россия, в которой на вооружении стоят фронтовые бомбардировщики Су-24 и дальние бомбардировщики

Прототип бомбардировщика B-17

Прогресс в авиастроении позволил строить тяжёлые четырёхмоторные самолёты, не уступающие по скорости «скоростным» двухмоторным бомбардировщикам. Это достигалось за счёт установки мощных и лёгких двигателей с наддувом; внедрения винтов изменяемого шага; увеличения нагрузки на крыло благодаря использованию посадочной механизации крыла; уменьшения коэффициента лобового сопротивления и улучшения аэродинамического качества самолёта благодаря использованию гладкой обшивки, плавных обводов фюзеляжа и «тонкому» крылу. Первым тяжёлым бомбардировщиком нового поколения стал четырёхмоторный Боинг B-17 . Опытный самолёт поднялся в воздух 28 июля 1935 года .

Одновременно с совершенствованием «классического» бомбардировщика в 1930-е годы появился новый тип самолёта - «пикирующий бомбардировщик ». Наиболее известными пикирующими бомбардировщиками являются немецкий Ju-87 и советский Пе-2 .

В боевых действиях для поддержки сухопутных войск использовали и одномоторные бомбардировщики: «Баттл» , Су-2 , Ju-87 и т. д. Как показала практика , они эффективно действовали лишь в условиях господства в воздухе своей авиации, а также при ударах по слабозащищенным зенитной артиллерией объектам . В результате к концу войны производство легких одномоторных бомбардировщиков было в целом прекращено.

В отличие от Германии и СССР, где в первую очередь развивалась фронтовая авиация, в США и Великобритании большое внимание уделялось развитию тяжелых четырёхмоторных бомбардировщиков, способных массированными ударами разрушить экономические центры противника и дезорганизовать его промышленность . С началом войны в Великобритании принимается на вооружение Авро «Ланкастер» , ставший основным тяжелым самолетом Бомбардировочного командования

B-29 «Суперфортресс»

Основу американской тяжелой бомбардировочной авиации составляли B-17 - самый скоростной и высотный бомбардировщик в мире на начало войны и B-24 . Несмотря на то, что он уступал B-17 в скорости и потолке, технологичность его конструкции позволяла наладить производство отдельных узлов самолета на заводах неавиационного профиля. Так, на автомобильных заводах корпорации «Форд» выпускали фюзеляжи этого бомбардировщика.

Вершиной в развитии тяжелых поршневых бомбардировщиков стал Боинг B-29 , созданный в 1942 году под руководством конструктора А. Джорданова. Мощные двигатели и совершенная аэродинамика обеспечивали самолёту скорость до 575 км/ч, потолок 9700 м и дальность 5000 км с 4000 кг бомб. Он стал первым носителем ядерного оружия: 6 августа 1945 года бомбардировщик с собственным именем «Энола Гей» сбросил атомную бомбу на японский город Хиросима , 9 августа ядерной бомбардировке подвергся город Нагасаки , Япония .

Первый реактивный бомбардировщик Ar-234B

С 1944 года в боевых действиях участвовала реактивная бомбардировочная авиация. Первым реактивным истребителем-бомбардировщиком стал Me-262A2 - бомбардировочная модификация первого реактивного истребителя, созданного в 1942 году в Германии. Me-262A2 нес две 500 кг бомбы на наружной подвеске. Первый реактивный бомбардировщик Ar-234 также был построен в Германии. Его скорость составляла 742 км/ч, радиус действия 800 км, потолок 10000 м Ar-234 мог использовать бомбы массой до 1400 кг. Первыми носителями управляемого оружия стали немецкие бомбардировщики Do-217 K, уничтожившие в 1943 году управляемыми планирующими бомбами итальянский линкор «Рома». Устаревший к концу войны бомбардировщик He-111 стал первым стратегическим ракетоносцем : с него осуществлялись запуски крылатых ракет «Фау-1 » по целям на Британских островах .

В связи с увеличением дальности полёта немного изменилась классификация бомбардировщиков: стратегическими стали называть машины обладавшие межконтинентальной дальностью порядка 10-15 тыс. км, бомбардировщики с дальностью до 10000 км стали дальними, иногда их называют средними, а машины которые действуют в тактическом тылу противника и в прифронтовой полосе стали называться фронтовыми. Впрочем страны так и не ставшие обладателями бомбардировщиков с межконтинентальной дальностью продолжали называть свои дальние бомбардировщики стратегическими, например, китайский бомбардировщик H-6; также на классификацию бомбардировщиков серьёзное влияние оказывали взгляды руководства на их использование и строительство, например, фронтовой бомбардировщик F-111 получил «истребительное» наименование.

Первым бомбардировщиком с межконтинентальной дальностью стал построенный в 1946 году в США Конвер B-36 , одновременно ставший и последним стратегическим бомбардировщиком с поршневыми двигателями. Он имел необычный внешний вид из-за комбинированной силовой установки: 6 поршневых двигателей с толкающими винтами и 4 реактивных двигателя, установленных попарно под крылом. Но даже с реактивными двигателями поршневая машина не могла развить скорость более 680 км/ч, что делало её очень уязвимой в связи с принятием на вооружение скоростных реактивных истребителей. Несмотря на то, что по меркам современной авиации, B-36 прослужил недолго (последний бомбардировщик снят с вооружения в 1959 году) машины этого типа широко использовались в качестве летающих лабораторий.

В отличие от США советское руководство не стало понижать высотность стоящих на вооружении бомбардировщиков, а сосредоточило усилия на разработке новых многорежимных самолётов. 30 августа 1969 года совершил первый полёт советский многорежимный дальний бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М . Первоначально этот самолёт разрабатывался ОКБ Туполева в инициативном порядке как глубокая модернизация в целом неудачного самолёта Ту-22, но в результате новый самолёт практически не имел ничего с ним общего. Ту-22М обладает большой бомбовой нагрузкой в 24000 кг, сравнимой лишь с бомбовой нагрузкой B-52.

B-1B над Тихим океаном.

Американское руководство инициировало разработку нового многорежимного бомбардировщика для замены B-52 только в 1969 году. Бомбардировщик B-1A совершил первый полёт 23 декабря 1974 года в Палмдейл (США). Самолёт представлял собой низкоплан с крылом изменяемой геометрии и плавным сочленением крыла и фюзеляжа. Но в 1977 году после цикла лётных испытаний программа была остановлена: успехи в создании крылатых ракет, а также успешные исследовательские работы в области малозаметности (технологии Стелс) , в очередной раз поставили под сомнение необходимость маловысотных самолётов прорыва ПВО. Разработка многорежимного бомбардировщика была возобновлена только 1981 году , но уже в качестве промежуточного самолёта, до поступления на вооружение малозаметного стратегического бомбардировщика. Первый полёт обновлённый B-1B совершил 18 октября 1984 года, а серийные машины поступили на вооружение только в 1986; таким образом B-1 стал самым «исследованным» самолётом, установив своеобразный рекорд: с момента начала проектирования в 1970 и до поступления на вооружение прошло 16 лет.

В конце 2007 года ВВС России сформулировали требования к новому бомбардировщику дальней авиации (проект ПАК ДА). Самолёт будет создаваться на базе Ту-160 с использованием технологии «стелс» . Первый полёт нового самолёта запланирован на 2015 год .

В 1990 году Министерство обороны США разработало новую программу создания новейший образцов военной техники, которая предусматривала строительство ограниченного числа экземпляров техники (например, для формирования одной эскадрильи). В результате производство B-2 после постройки 21 самолёта было прекращено. На март 2008 года в ВВС США находились: 20 малозаметных бомбардировщиков B-2A, 67 сверхзвуковых бомбардировщиков B-1B и 90 дозвуковых B-52H .

Стратегической авиацией обладают также Китай, на вооружении которого находятся 120 дальних бомбардировщиков H-6 (Ту-16), и Франция, в которой стратегические задачи решают 64 истребителя-бомбардировщика Мираж 2000N .

Тактическая авиация

В современной тактической авиации разница между тактическим (фронтовым) бомбардировщиком, истребителем-бомбардировщиком и штурмовиком сильно размыта. Множество боевых самолётов, предназначенных для ударов с воздуха, хотя и выглядят как истребители имеют ограниченные возможности для ведения воздушного боя. Очевидно, что характеристики позволяющие самолёту эффективно наносить удары с малых высот, мало подходят истребителю для достижения превосходства в воздухе. В то же время многие истребители несмотря на то, что создавались для ведения воздушного боя, используются в основном как бомбардировщики. Основными отличиями бомбардировщика пока остаются большая дальность действия и ограниченные возможности ведения воздушного боя.

В военно-воздушных силах развитых стран задачи тактических бомбардировщиков, как правило, выполняют многоцелевые истребители (истребители-бомбардировщики). Так, в США последний специализированный тактический бомбардировщик F-117 был снят с вооружения 22 апреля 2008 года . Бомбардировочные задачи в ВВС США выполняют истребители-бомбардировщики F-15E и F-16 , а в ВМС - палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 .

Особняком в этом ряду стоит Россия, в которой на вооружении стоят фронтовые бомбардировщики Су-24 и дальние бомбардировщики

Бомбардировочная авиация - один из родов Фронтовой Авиации военно-воздушных сил вооружённых сил государства, предназначенный для поражения наземных (надводных), в том числе малоразмерных и подвижных, объектов в тактической и ближайшей оперативной глубине обороны противника с применением ядерных и обычных средств поражения

Назначение бомбардировочной авиации и ее задачи

Назначение бомбардировочной авиации - действия в интересах земных войск в тесном взаимодействии с ними и выполнение самостоятельных боевых задач.

Легкая бомбардировочная авиация нормально включается в состав авиации армейской, фронтовой и главного командования. На нее возлагаются задачи как оперативного, так и тактического значения.

Легкая бомбардировочная авиация используется во взаимодействии с другими видами авиации, самостоятельно и во взаимодействии с наземными войсками над полем боя.

Применяется она для действий по следующим целям:

  • а) скоплениям войск;
  • б) оборонительным сооружениям противника;
  • в) органам управления войсками - штабам и узлам связи;
  • г) базам снабжения;
  • д) эшелонам и железнодорожным и грунтовым путям;
  • е) авиации противника, находящейся на аэродромах.

Кроме того, на легкую бомбардировочную авиацию может быть возложена задача по оказанию противодействия вторжению воздушного противника.

Средняя бомбардировочная авиация по использованию ближе подходит к тяжелой, но иногда может быть использована и над полем боя.

Тяжелая бомбардировочная авиация является средством главного командования и командования фронтом. В основном предназначается для выполнения стратегических и оперативных задач фронтового масштаба и лишь в некоторых случаях может временно привлекаться к выполнению армейских задач.

Тяжелая бомбардировочная авиация, по взглядам буржуазных военных специалистов, может быть использована особенно полно в начальный период войны. Основными ее задачами явятся уничтожение средств противника, дающих ему возможность вести войну, и дезорганизация всей политической и экономической жизни неприятельской страны. Из этих основных задач вытекает необходимость использования тяжелой бомбардировочной авиации на весь возможный радиус ее действий, стремясь охватить весь глубокий тыл противника, с одновременным воздействием на морские и сухопутные пути сообщения, соединяющие его прочими государствами.

Отсюда вероятными объектами действия тяжелой бомбардировочной авиации будут являться:

  • а) крупные военные, административные и политические Центры;
  • б) экономические центры и объекты в главнейших районах добывающей и обрабатывающей промышленности;
  • в) железнодорожный, морокой и воздушный транспорт;
  • г) склады различного рода запасов, преимущественно расположенных в глубоком тылу и являющихся основными источниками питания войск и населения страны;
  • д) укрепленные районы, крепости, морские базы и авиационные центры;
  • е) живые силы, представляющие стратегические резервы.

Применение бомбардировочной авиации в различных условиях обстановки

Стратегическое применение бомбардировочной авиации в интересах фронта и главного командования. При стратегическом применении бомбардировочной авиации задачами ее будут:

  • а) воспрещение перебросок крупных стратегических резервов противника из глубины неприятельской страны к фронту и с одного фронта на другой, с разрушением железнодорожных узлов и участков как прямых, так и обходных, а иногда и морских портов;
  • б) завоевание оперативного господства в воздухе с нанесением удара по авиационным центрам, заводам, базам и аэродромам, находящимся как непосредственно в фронтовой полосе, так и на большой глубине в расположении противника;
  • в) дезорганизация его тыла и уничтожение боевых запасов и других источников питания войск для ослабления сопротивления противника, с нападением на его фронтовые коммуникации и склады запасов, сосредоточенных на них, а также центры связи И управления;
  • г) уничтожение морского флота на его базах и в районах действий как самостоятельно, так и во взаимодействии с морскими силами. «

Оперативное применение бомбардировочной авиации в интересах армии. Бомбардировочная авиация, используемая в интересах армии или ей подчиненная, выполняет задачи:

  • а) по обеспечению превосходства (господства) в воздухе в интересах операции;
  • б) по изоляции на определенный срок войск противника, действующих на фронте армии, от их тыла с тем, чтобы они не могли усилиться резервами, пополнениями и использовать продвигаемые к ним боевые запасы;
  • в) по воздействию на оперативные резервы, выдвигающиеся на фронт армии грунтовыми путями или находящиеся в районах сосредоточения;
  • г) по обеспечению фланга армии, на который выдвигаются мотомехчасти или конница противника;
  • д) по дезорганизации аппарата управления войсками;
  • е) по противодействию высадке морских десантов.

В первом случае объектами действия бомбардировочной авиации будут: авиазаводы, авиационные склады, центры авиационного обучения, аэродромные узлы и отдельные аэродромы, постоянные и полевые, причем на последних уничтожается материальная часть, личный состав, а в исключительных случаях пригодятся в негодность летные поля. Во втором случае - железнодорожные узлы, станции и склады запасов, расположенных на них, а в глубоком тылу и железнодорожные перегоны, причем объем разрушений будет различен в зависимости от стоящих целей (полное или частичное разрушение, определяемое временем, в которое разрушается объект).

При бомбардировании железнодорожных узлов и станций объектами разрушения будут: стрелочные улицы на путях, паровозные депо, водоемные и водоподъемные здания; управление стрелками; подвижной состав на путях. При бомбардировании перегонов разрушения наносятся на протяжении нескольких перегонов и в возможно большем количестве мест на каждом перегоне.

В третьем и четвертом случаях объектами действия бомбардировочной авиации будут пехота со средствами усиления, мотомехчаста и конница как расположенные на месте, так и находящиеся в движении; в пятом случае - радиостанции, узлы железнодорожной и административной связи и отдельные линии ее, крупные войсковые штабы и т. д.; в шестом случае - морской транспортный и боевой флот как в момент приближения к району высадки десанта, так и при высадке.

Использование бомбардировочной авиации во взаимодействии с наземными войсками.

Как показал опыт современных войн, использование бомбардировочной авиации на поле боя во взаимодействии с наземным» войсками дает самые положительные результаты. Поэтому следует считать, что непосредственно над полем боя и в тактическом тылу войск противника будет применяться как легкая, так и средняя бомбардировочная авиация. Не исключена возможность применения на направлениях решающего удара иногда и тяжелой бомбардировочной авиации.

При наступлении на обороняющегося противника на бомбардировочную авиацию следует возлагать:

  • а) воздействие на всю систему обороны противника до вступления в бой наземных войск с целью помешать производству инженерных работ и (произвести частичное разрушение уже законченных работ;
  • б) усиление артиллерийской подготовки наступления путем бомбардирования как переднего края обороны, так и отдельных узлов сопротивления противника;
  • в) бомбардирование обнаруженных резервов противника и его артиллерии и танков;
  • г) нарушение работы тыла и управления;
  • д) воздействие на тыловую полосу обороны противника с теми же целями, что и в первом случае;
  • е) воспрещение подхода резервов противника.

Во встречном бою применение бомбардировочной авиации выразится:

  • а) в нападениях на колонны войск противника, как находящихся во встречном движении, так и выходящих на фланги своих войск;
  • б) в нападениях на войска противника, находящиеся в сосредоточенных порядках (на отдыхе, у переправ и пр.);
  • в) в нападениях на неприятельскую артиллерию на ее огненных позициях и танки на выжидательных позициях;
  • г) в нарушении работы тыла противника.

В оборонительном бою бомбардировочная авиация используется для увеличения мощности артиллерийской контрподготовки и для нападения на войска противника при их подходе к оборонительной полосе. В случае прорыва обороны пехотой и механизированными частями противника бомбардировочная авиация содействует контратакам, ликвидируя прорвавшиеся части. Она может быть использована и для отсекания эшелонов противника, направляемых в образовавшийся прорыв, а также для воздействия на артиллерию противника и авиадесанты, высаживающиеся в тылу.

При преследовании и во время выхода из боя бомбардировочная авиация используется по тем же объектам, как и штурмовая авиация.


Россия стала родиной самолётов-бомбардировщиков благодаря конструктору Игорю Сикорскому, который в 1913 году создал первый самолёт этого типа. В СССР также был создан и самый массовый в мире бомбардировщик. А 20 января 1952 года свой первый полёт совершил первый межконтинентальный реактивный бомбардировщик М-4, созданный В.М. Мясищевым. Сегодня обзор самолётов-бомбардировщиков, созданных отечественными конструкторами.

Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик


Первый в мире бомбардировщик был создан в России в 1913 году Игорем Сикорским и получил название в честь былинного богатыря. «Илья Муромец» - так назывались различные модификации этого самолёта, которые выпускались в России с 1913 по 1917 годы. Основные детали самолёта были деревянными. Нижнее и верхнее крылья собирались из отдельных частей и соединялись по разъёмам. Размах крыла первого бомбардировщика составлял 32 метра. Поскольку в те годы в России авиамоторы не производились, то на «Илье Муромце» были установлены моторы «Argus» немецкого производства. Отечественный мотор Р-БВ3 на бомбардировщик поставили в 1915 году.


«Илья Муромец» был 4-моторным, и даже остановка двух моторов не могла заставить самолёт сесть. Во время полёта по крыльям самолёта могли ходить люди, и это не влияло на равновесие самолёта. Выход на крыло во время испытаний самолёта совершил сам Сикорский, чтобы убедиться, что в случае необходимости лётчик может производить ремонт двигателя прямо в воздухе.


В конце декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление Военного совета о создании «Эскадры воздушных кораблей», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. На первое боевое задание самолёты российской эскадры вылетели 27 февраля 1915. Первый вылет оказался безрезультатным, поскольку лётчики заблудились и не нашли цели. На следующий день задание было выполнено успешно: лётчики сбросили 5 бомб на железнодорожную станцию, и упали бомбы прямо среди подвижного состава. Результат налёта бомбардировщиков удалось запечатлеть на фото. Кроме бомб на вооружении бомбардировщика «Илья Муромец» был установлен пулемёт.


Всего в годы Первой мировой русские бомбардировщики совершили 400 боевых вылетов, сбросив 65 тонн бомб и уничтожив 12 вражеских истребителей. Боевые потери составили только один самолёт.

ТБ-1 - первый в мире тяжёлый бомбардировщик

В начале 1920-х среди советских самолётостроителей разгорелась дискуссия о том, из чего строить самолёты. Большинство придерживалось мнения, что советские самолёты должны быть деревянными, то были и те, кто настаивал, что СССР должен создавать цельнометаллические самолёты. Среди последних был и молодой инженер Андрей Николаевич Туполев, который смог настоять на своём мнении.


ТБ-1, который после долгих испытаний и доработок в 1931 году всё же сошёл с конвейера, стал первым отечественным бомбардировщиком-монопланом, первым отечественным цельнометаллическим бомбардировщиком и первым бомбардировщиком советской конструкции, поступившим в серийное производство. Именно с ТБ-1 в СССР началось становление стратегической авиации. Эти машины бороздили небо более двух десятилетий.

Именно на ТБ-1 было опробовало множество инноваций, которые впоследствии использовались в авиации, в частности система "автопилот", системы радиоуправления, системы катапультирования и проч. Самолёт мог нести 1030 кг бомбовой нагрузки и стрелковое вооружение (три спаренных установки). Экипаж самолёта – 5-6 человек.


На ТБ-1 и его модификациях было установлено несколько мировых авиарекордов. Так, именно на этом бомбардировщике был совершён первый в истории перелет на самолёте из СССР в США. В 1934 году на ТБ-1 летчик А.В. Ляпидевский спасал челюскинцев и вывез из лагеря всех женщин и детей. Бомбардировщики ТБ-1 состояли на вооружении в СССР до 1936 года, а некоторые – до начала Великой Отечественной.

Пе-2 - самый массовый бомбардировщик



В 1938 знаменитая туполевская «шаражка» начала разработку пикирующего бомбардировщика Пе-2, который стал впоследствии самым массовым советским бомбардировщиком периода Великой Отечественной войны.

Пе-2 был очень компактен и имел цельнометаллическую конструкцию хорошей аэродинамической формы. На бомбардировщике было установлено 2 двигателя М-105Р жидкостного охлаждения по 1100 л.с., которые позволяли самолёту развивать скорость до 540 км\ч (только на 30 км/ч меньше, чем у истребителя Ме-109Е, стоявшего на вооружении у фашистской армии).


В 1940 году были выпущены 2 серийных бомбардировщика, а в начале 1941 года с конвейера сошло уже 258 бомбардировщиков Пе-2. 1 мая 1941 года новый бомбардировщик, который получил 95-й авиаполк полковника Пестова, пролетел во время парада над Красной площадью. Пе-2 приняли участие в боевых действиях буквально в первые дни войны. К 1943 году бомбардировщики Пе-2 занимали первое место по количеству в бомбардировочной авиации. Благодаря высокой точности бомбометания они были весьма эффективным оружием. Известен факт, когда летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса 16 июля 1943 года на своих 115 самолетах уничтожили 229 автомашин, 55 танков, 12 пулеметных и минометных точек, 11 зенитных и 3 полевых орудия, 7 складов горючего и боеприпасов.


И хотя в 1944 году на фронт начали поступать Ту-2, которые по основным параметрам превосходили Пе-2, «пешка» до конца войны оставалась основным советским бомбардировщиком и вместе с стала легендой советской авиации.


В начале 1945 года на дальневосточных аэродромах СССР случайно оказались 4 американских самолёта B-29, которые участвовали в бомбардировке Японии и оккупированных ею территорий. Когда Компартия и Советское правительство дали конструкторам задание создать современный дальний бомбардировщик, профессор МАИ и авиаконструктор Владимир Мясищев предложил скопировать американские бомбардировщики, но установить на новый самолёт отечественные двигатели АШ-72, а американские пулемёты заменить на пушки Б-20.


Ту-4, лётные испытания которого состоялись уже в 1947 году, - цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Длина бомбардировщика составляла 30,8 метров, а размах крыла – 43,05 метров. Четыре мотора АШ-73ТК мощностью 2400 л. с. позволили самолёту разогнаться до скорости 558 км/ч на высоте 10 км. Максимальная бомбовая нагрузка - 8 тонн. Эффективность самолёта удалось повысить благодаря использованию автоматики. Например, бортовой локатор с автопилотом позволили находить цели и поражать их даже в ночное время.


Ту-4 стал первым советским носителем ядерного оружия, когда в 1951 году в СССР был сформирован бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В 1956 году во время венгерских событий полк совершил вылет на бомбардировку Будапешта, который в последний момент был прерван приказом советского командования.

Всего было построено 847 самолётов, 25 из которых передали Китаю.


В конце 1940-х с появлением ядерного оружия появилась необходимость в средствах его доставки. Необходимы были бомбардировщики, которые превосходили существующие по техническим характеристикам примерно в 2 раза. Первыми к разработке концепции такого самолёта приступили американцы. Так появились В-60 и В-52, которые поднялись в воздух весной 1953 года. В СССР работы над бомбардировщиком такого класса развернулись с существенным опозданием. Сталин поручил разработку самолета профессору МАИ В.Мясищеву, который подал в правительство научно обоснованное предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11000 – 12000 км, но при этом были установлены очень жёсткие сроки реализации проекта. К декабрю 1952 года опытный экземпляр самолёта был построен, а в январе 1953 года бомбардировщик М-4 - восьмиместный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, оснащенный 4-мя двигателями и убираемым шасси велосипедного типа, - совершил свой первый полёт.


В результате изменений и доработок был создан самолёт, дальность полёта которого в сравнении с более ранними моделями увеличилась на 40% и превышала 15 тыс. км. Продолжительность полёта с одной дозаправкой составляла 20 часов, что дало возможность использовать М-4 в качестве межконтинентального стратегического бомбардировщика. Ещё одна инновация – новый бомбардировщик мог применяться как дальний морской торпедоносец.

Тактикой использования М-4 предусматривались полёты этих самолётов строем в составе эскадрильи или полка на высоте 8-11 км. Подходя к цели, самолёты нарушали строй и каждый бомбардировщик выполнял атаку на свой объект. Благодаря системе пушечного вооружения бомбардировщик мог эффективно противостоять самолетам-перехватчикам. Самолёты официально сняты с вооружения в 1994 году.


Проектирование бомбардировщика Ил-28 начиналось с хвоста. Дело в том, что создание этого самолёта стало возможным благодаря запуску в серийное производство надежного английского ТРД с центробежным компрессором «Нин», в котором была использована оборонительная подвижная установка, которая и определила основные компоновочные особенности Ил-28.


Главным преимуществом самолёта оказался тот факт, что Ил-28 был устойчив на всём диапазоне скоростей. Он легко выполнял любые маневры, необходимые для бомбардировщиков, выполнял виражи с креном до 80 градусов. При боевом развороте набор высоты достигал 2 км.


Ил-28 выпускался по лицензии в КНР под названием H-5. Самолёт широко эксплуатировался в более чем 20 странах. Всего было выпущено около 6 тыс. единиц.

Су-34 - бомбардировщик поколения 4+


Российским бомбардировщиком поколения 4+ стал бомбардировщик Су-34, предназначенный для нанесения высокоточных ударов по надводным и сухопутным целям в любое время суток. Его проектирование закончилось в начале 1990-х годов.


Некоторые элементы Су-34 выполнены с использованием технологии Stealth. Так, в самолёте уменьшена степень отражения излучения РЛС противника при неизменно хорошей аэродинамике. Радиопоглощающие материалы и покрытия сделали Су-34 менее заметным на экранах РЛС, чем такие самолёты, как Су-24, F-111 и F-15E. Ещё один элемент боевой живучести Су-34 - наличие у штурмана-оператора второго управления.


Фронтовые бомбардировщики Су-34, по оценкам специалистов, во много раз превосходят предшественников. Самолёт, боевой радиус которого превосходит 1000 км, может нести на борту 12 тонн различного вооружения. Точность бомбометания составляет 5-7 метров. И эксперты утверждают, что свой ресурс Су-34 ещё не расходовал.


Бомбардировщик Ту-95 был первым советским межконтинентальным бомбардировщиком и последним самолётом, созданным по заданию Сталина. Первый вылет прототипа Ту-95, созданного в ОКБ-156 под руководством А.Н. Туполева, состоялся 12 ноября 1952 года, а серийное производство было начато в 1955 году и продолжается и сегодня.
мировой рекорд беспосадочного полёта для самолётов этого класса – бомбардировщики пролетели за 43 часа около 30 тыс. км над тремя океанами, совершив 4 дозаправки в воздухе. А в феврале 2013 года два стратегических бомбардировщика Ту-95 «Медведь» с крылатыми ракетами с ядерными боеголовками на борту совершили облёт западно-тихоокеанского острова Гуам за несколько часов до обращения к нации американского президента Барака Обамы. Газета «Washington Free Beacon» назвала этот факт «знаком растущей самоуверенной стратегической напористости Москвы по отношению к США ».

Стоит отметить, что значимый след в истории авиации оставили и бомбардировщики, созданные в Великобритании, США, Италии, Польше, Японии и других странах. Ранее мы публиковали обзор о времён Второй мировой войны.

«Бомбардировочная авиация» (перевод с немецкого) является разделом официального Курса тактики ВВС Школы воздушной связи в Галле, изд. 1939 г.

Несмотря на то, что курс издан еще в 1939 г., большинство вопросов, затронутых в разделе, сохранило свою актуальность и представляет интерес для начальствующего состава ВВС Красной Армии, особенно бомбардировочной авиации.

Как известно, в германских ВВС бомбардировочной авиации отводится главное место среди других видов авиации. Немцы всегда стремились этот вид авиации иметь в преобладающем количестве. В настоящее время удельный вес их бомбардировочной авиации, несмотря на год войны о Советским Союзом, остается на том же уровне (54-57%), что указывает на известную устойчивость взглядов на роль и место бомбардировочной авиации в современной войне.

Немцы считают, что борьба за господство в воздухе не является самоцелью и ведется лишь в интересах обеспеченна широких наступательных действий. Борьба против неприятельских ВВС определяется как наиболее выгодная форма обороны своей авиации, наземных войск и собственной территории ох нападений с воздуха. Она не способна оказать решающего влияния на исход войны. Возможность привлечения авиации к обороне должна определяться с учетом необходимости сосредоточения всех воздушных сил прежде всего для наступательных операций.

Сосредоточение усилий авиации на наиболее важных направлениях и на решении главнейших задач является основой оперативно-тактического использования германских ВВС.

При распределении сил по объектам принцип сосредоточения усилий авиации также должен быть сохранен. Каждый объект, подлежащий уничтожению, должен быть атакован такими силами, которые позволят добиться решительных результатов, а действия должны продолжаться до тех пор, пока объект не будет стерт с поверхности земли.

Сбережение собственных сил, по мнению немцев, достигается не пассивностью авиации, а правильным использованием условий погоды и искусной организацией нападении, проводимого на принципе внезапности.

Воздушной разведке немцы: уделяют большое внимание. Как видно из организации бомбардировочного соединения, оно имеет в своем штатном составе до 15% разведчиков, что вполне может обеспечить потребности бомбардировщиков, а в случае необходимости- и наземных войск.

Приводимый способ комбинированной атаки, хотя и имеет ряд преимуществ, на практике применяется очень редко, так как требует высокой организации и соответствующей подготовки летного состава.

ОТДЕЛ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОПЫТА ВОЙНЫ УВВС КРАСНОЙ АРМИИ


ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПИКИРУЮЩИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ)

«С самого начала войны ВВС переносят военные действия на территорию противника. Действия ВВС подрывают боевую мощь и сопротивление противника. Основным фактором наступательной воздушной стратегии является бомбардировочная авиация» (Авиац. инстр. № 16, §2)

«Бомбардировочная авиация разрешает свои задачи бомбардировками. Успехи бомбардировочной авиации оцениваются не по количеству сброшенных бомб или сбитых самолетов противника. Выполнение бомбардировщиками воинского долга не характеризуется также количеством потерянных собственных самолетов. Учитывается только военное значение атакованных объектов вместе с объемом и степенью действительно причиненных разрушений» (Авиац. инстр.№10, §1)

«Для, выполнения своих ответственных - задач экипаж бомбардировщиков должен обладать решительностью, мужеством, непреклонным упорством в выполнении задач, железной дисциплиной, самообладанием и способностью спокойно оценивать обстановку». (Авиац. инстр.№ 10, § 2.)


ОРУЖИЕ ЛЕТЧИКА-БОМБАРДИРОВЩИКА

Оружием летчика-бомбардировщика является многоместный бомбардировочный самолет. Это скоростной самолет, обладающий большой грузоподъемностью, дальностью полета и значительным потолком. Желательно, чтобы обстрел с этого самолета был во все стороны, без мертвых секторов. От бомбардировочного самолета требуются хорошие полетные качества, обеспечивающие в первую очередь возможность слепого полета. Это дает возможность производить, бомбардировочные действия в любую погоду, днем и ночью.

Экипаж бомбардировочного самолета обычно состоит из пилота, наблюдателя и двух стрелков, один из которых одновременно является бортрадистом, а другой бортмехаником.

Вооружение многоместного бомбардировочного самолета обычно состоит из трех пулеметов. Один из них обслуживается наблюдателем в передней кабине, второй - стрелком, расположенным в верхней части фюзеляжа, третий - стрелком, обеспечивающим обстрел под фюзеляж. При непрерывно возрастающих скоростях самолетов стрельба из задних пулеметов под большими углами к продольной оси самолета мало эффективна.

На самолете установлены бомбардировочный прицел и электрический бомбосбрасыватель. Прицел автоматически устраняет влияние внешних моментов (скорость самолета, высота, сопротивление воздуха, направление ветра), после того как соответствующие величины определены и установлены. Прицелы бывают оптические - для дневного бомбометания и механические - для ночного. Бомбосбрасыватель позволяет сбрасывать бомбы поодиночке. Это называется одиночным бомбометанием. При соответствующей установке бомбосбрасывателя молено сбросить любое количество бомб с необходимыми интервалами между ними. Такое бомбометание называется серийным. Электрический бомбосбрасыватель позволяет устанавливать взрыватель в желаемое положение (с замедлением или без замедления) непосредственно перед сбрасыванием бомб.

Самолет может взять:

а) 10-кг осколочные бомбы для действия по живым целям;

б) 50-кг бомбы для применения в первую очередь по самолетам на земле (диаметр зоны поражения 40-60 м), а также против железнодорожных путей (бомба разрушает до 6 м. рельсового пути); эти бомбы применяются также для действий по гражданским сооружениям из бетона или кирпича (диаметр зоны поражения 25 м); бомба пробивает несколько этажей, вызывает пожар, обвал потолков и стен;

в) 250-кг бомбы для действий по мостовым устоям (зона поражения 10 м), стальным мостам, железнодорожным путям (бомба разрушает 12 м рельсового пути); при прямом попадании они разрушают современные строения из стали, железобетона и камня, а также туннели метро;

г) 500-кг бомбы для действий по мостовым устоям (зона поражения 10 м); они разрушают современные строения из стали, железобетона и камня даже при падении бомбы на расстоянии до 6 м от капитальной стены; бомба разрушает плотину даже при падении па расстоянии до 10 м от нее; зона поражения этой бомбы при бомбардировке морских судов (крейсеров и линейных кораблей) составляет 25 м; корабли тонут от прямого попадания или от гидравлического удара ;

д) зажигательные бомбы весом примерно 1 кг; их пробивная сила невелика

Средства связи . Многоместный бомбардировочный самолет оборудован радиотелеграфом, пеленгаторной установкой и переговорным прибором для связи внутри самолета и с другими самолетами (радиотелефон).

Самолет снабжен также оборудованием, обеспечивающим проведение слепых и ночных полетов.

Разрушительная способность 500-кг бомбы намного ниже приводимых цифр. (Ред.)