Планирование Мотивация Управление

Наблюдения за поведением птиц в начальный период ночного миграционного полёта. Направления перелетов птиц Наблюдение за полетом птицы

4.3.1. Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры старта. Эти наблюдения проводятся во время взлетов и заходов на посадку ВС (только в светлое время суток) в пределах секторов взлета и захода ВС на посадку. Особенно внимательно осматриваются ВПП и прилегающая к ней территория летного поля.

4.3.2. При обнаружении птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от него, диспетчер старта информирует экипаж ВС, выполняющего взлет или заход на посадку.

4.3.3. При обнаружении большой стаи птиц (несколько десятков особей) сведения о них немедленно передаются руководителю полетов.

4.3.4. В исключительных случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих серьезную опасность для полетов ВС (на ВПП или вблизи нее собираются в стаи десятки и сотни птиц, через ВПП или подходы к ней в течение нескольких минут летят одна за другой большие стаи птиц), и вследствие этого руководитель полетов принимает решение о временном прекращении полетов, диспетчер старта проводит более тщательные наблюдения за птицами и результаты их записывает в журнал (см. приложение 2) в целях накопления информации о возникновении на аэродроме вышеуказанной орнитологической обстановки и разработки в отношении птиц соответствующих профилактических мер.

В журнале указываются:

Дата (число, месяц, год) и время (местное декретное) наблюдения на аэродроме опасных концентраций птиц;

Участок летного поля, на котором наблюдалась концентрация птиц;

Общее число обнаруженных птиц (записывается с округлением до десятков, сотен, тысяч);

Наиболее часто отмечавшаяся градация величины стай: малая (менее 10 особей) или большая (10 и более особей);

Наиболее часто отмечавшаяся видовая принадлежность птиц (при возможности) или градация размера птиц: мелкие птицы (величиной с воробья, скворца и мельче), средние птицы (величиной с голубя, чайку, утку, ястреба, грача и т.п.), крупные птицы (величиной с гуся, аиста, орла и крупнее);

Преобладающее направление перелетов птиц (за направление перелетов птиц принимается направление, указывающее куда летели птицы. Записывается в румбах: С, С-В, В, Ю-В и т.д.);

Интервал высот, в котором пролетело большинство птиц (записывается с точностью до десятков и сотен метров).

4.4. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой

4.4.1. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой в секторе захода ВС на посадку и сообщения о ней экипажам ВС, находящимся в воздухе, осуществляют диспетчеры посадки (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.2. Для слежения за орнитологической обстановкой диспетчер посадки (ДПСП) пользуется экраном индикатора посадочного радиолокатора.

4.4.3. Радиолокационный контроль за орнитологической обстановкой производится параллельно с радиолокационным слежением за движением ВС (при работе посадочных радиолокаторов).

4.4.4. При обнаружении на экране индикатора отметок от птиц, находящихся на траектории полета ВС или поблизости от них, диспетчеры оповещают об этом соответствующий экипаж.

4.4.5. Заступающие на дежурство диспетчеры обязаны ознакомиться с информацией об обнаруженных в предшествующее дежурство засветках от птиц.

4.4.6. Радиолокационный контроль за перелетами птиц осуществляется в соответствии с Технологией работы диспетчеров службы движения ГА (1987). Опознавание эхо-сигналов от птиц на экране радиолокаторов производится с учетом их отличительных признаков (см. приложение 3).

Каждому научному исследованию свойственны свои пу­ти и методы, более или менее многочисленные, которые с различной скоростью приводят к цели. Это в равной мере зависит как от накопленного в данной области науки опы­та, так и от предмета исследования.

Точно так же и в науке о перелетах птиц соответствен­но многообразию стоящих перед ней задач существуют различные направления исследования. Если рассматривать каждое в отдельности, то у них как будто мало общего Но всех их можно, тем не менее, свести к двум основным формам: наблюдению и эксперименту, которые связаны между собой различными переходами.

Мы уже видели, что развитие науки о перелетах птиц шло от случайных наблюдений явлений к систематической регистрации наблюдаемых фактов и затем переросло в по­пытки анализа фаунистического материала. Большим ша­гом вперед явилось введение кольцевания как вспомога­тельного метода изучения авифенологии. Наконец, стали применяться физиологические методы исследования, кото­рые должны были дать ответ на основные вопросы, до тех пор рассматривавшиеся лишь умозрительно.

Такая историческая смена направлений исследования, однако, отнюдь не означает, что одно из них должно было заменяться другим по той причине, что оно устарело в свете новых знаний. Большей частью оказывалось необхо­димым применение всех этих методов, не утративших свое­го значения и по сегодняшний день. Ниже мы познако­мимся с объемом и значением этих методов, с теми вопро­сами, для решения которых они используются, и с их практическим применением.

В качестве первого метода исследования рассмотрим полевые наблюдения за перелетом птиц.

Значение метода научного исследования полевые на­блюдения приобретают лишь тогда, когда они проводятся систематически и по хорошо продуманному плану. Для этого необходимо сделать точные записи о видах, привести хотя бы приблизительные цифры количества птиц, уста­новить высоту и направление перелета и охарактеризовать погоду. Кроме того, надо попытаться отметить первое по­явление перелетных птиц, увеличение и уменьшение коли­чества прилетных птиц и окончание перелета у отдельных видов в определенной области. На основе этих данных со­ставляются календари перелета для различных видов птиц, по которым в течение нескольких последующих лет можно вычислять средние показатели. Такие календари пе­релета в ограниченных, экологически замкнутых областях при нормальных сезонных условиях погоды точно отража­ют ход перелета во времени. Вейгольд (1930) разработал для острова Гельголанд пространный календарь переле­тов в виде графических схем, охватывавший десятилетний период и почти все встречавшиеся там виды птиц (рис. 2). Для других наблюдательных пунктов также составлены подобные календари, хотя бы для определенных видов птиц и для менее продолжительного времени (например, для Росситтена и Курской косы или Вассенаара в Гол­ландии). В любой другой местности такие данные полу­чить значительно труднее, чем наГельголанде. При срав­нении таблиц, кривых или графических схем можно сде­лать ценные выводы об особенностях перелетов, обуслов­ленных географическим положением, особенностями ланд­шафта и погодой. Дальнейшее развитие этого направления работ заключается в объединении наблюдений над пере­летом, проводимых одновременно в более обширных райо­нах специально подготовленными орнитологами, которые образуют сеть наблюдателей, работающих под единым ру­ководством. Как уже упоминалось, Линней еще в 1750 г. организовал такую сеть наблюдателей. В дальнейшем его примеру последовали многие ученые прошлого века. В итоге этих наблюдений был накоплен огромный материал, который, однако, в связи с неодинаковой надежностью лиц, участвовавших в его сборе, имел ограниченное значе­ние и до сих пор едва подвергся обработке; далеко не полные данные изложены в «Сообщениях комитета наблю­дательных станций Германии», «Орнитологическом журнале» («Journalfur Ornithologie») за 1875-1893 гг. и в журнале «Аквила» («Aquila») Венгерского орнитологиче­ского центра.

Бесспорно, наибольших успехов в этом отно­шении достиг Венгерский орнитологический институт, ко­торый в 1875-1914 гг. с помощью 120-150 подготовлен­ных наблюдателей провел ценную работу и дал сведения по многочисленным вопросам перелетов птиц в Венгрии. Так, Шенк, ставшийвпоследствии руководителем этого инсти­тута, составил карты возвращения различных перелетных птиц. При помощи этих карт можно проследить последо­вательность ежегодного расселения птиц в зависимости от климатических условий и ландшафта. Сходные карты перелетов для некоторых местностей Юго-западной Гер­мании и для Швейцарии составлены Бретшером, уделяв­шим особое внимание изучению влияния климатических ус­ловий. Кук установил, что в Северной Америке изопиптезы канадской казарки приблизительно соответствуют изотер­ме 35°F. Этот факт он поставил в связь с улучшением ус­ловий питания. Позже Саутерн (1938) сравнил изопиптезы деревенской ласточки и пеночки-веснички с данными о распределении тепла весной (рис. 4), в то время как Сливинский (1938) ограничился только изображением изопиптез некоторых видов птиц. Эти авифенологические кар­ты частично берут свое начало от работы Миддендорфа «Изопиптезы России», о которой мы уже упоминали выше. В настоящее время, несмотря на всякого рода затруд­нения, также создаются сети наблюдателей, охватываю­щие обширные пространства. Так, Дрост организовал такую сеть к осеннему перелету1930 г. по всему району Северного моря и получил ценные сведения о деталях пере­лета на различных пунктах побережья. Осенью 1929 г. сетью наблюдателей в менее обширном, но крайне важном для перелета птиц районе Курского залива руководил Шюц. При этом удалось установить поразительное, но для данной местности весьма характерное распределение про­летных путей. В этом же направлении работали в 1933 г. и голландские наблюдатели, сумевшие получить ценные сведения о перелетах в западной части Северного моря и в его отдельных районах.

Конечно, не все местности в равной степени пригодны для наблюдений над перелетом птиц. В некоторых из них он еле заметен, другие же места являются прямо-таки фокусами перелета птиц, и наблюдения в этих районах обещают дать весьма ценные результаты. Эти местности обычно отличаются особым географическим расположени­ем (горные проходы, горы, места, богатые озерами, побе­режья морей, русла рек). Поэтому в таких пунктах орни­тологи многих стран организовали постоянные наблюда­тельные станции, которые впоследствии стали центрами научно-исследовательской работы по изучению перелетов птиц. Это относится, в первую очередь, к Германии, где обе орнитологические станции, Гельголанд и Росситтен, расположенные в центре пролетных путей, сыграли исклю­чительно важную роль в изучении перелетов птиц.

Первая в Германии орнитологическая станция была основана в 1901 г. в маленьком рыбачьем поселке Россит­тен на Курской косе, которая тянется слегка выпуклой ду­гой от Клайпеды на юг по направлению к Земландскому (Калининградскому) полуострову. Ее длина составляет 97 км , а ширина равна в среднем лишь немногим сотням метров. Тинеман оценил значение для перелета птиц этой узкой косы, расположенной между Балтийским морем и Курским заливом, и указал на необычайно благоприятные возможности этого места для наблюдений и исследований. Тогда Германское орнитологическое общество начало контролировать деятельность этой орнитологической станции (которая вначале была просто наблюдательным пунктом) и назначило Тинемана ее руководителем. В 1929 г. он был сменен Хейиротом и его постоянным заместителем Шюцем. Последний оставался в Росситтене почти до конца второй мировой войны. С 1923 г. орнитологическая станция была прикреплена к Обществу покровительства наукам импе­ратора Вильгельма (рис. 5) (Следует указать на коренное различие понятий «орнитологи­ческая станция» (Vogelwarte) - научная станция по изучению пе­релетов птиц - и «станция по охране птиц» (Vogelschutzwarte) - учреждение по охране птиц, - которые нередко путают).

Чем объяснить значение Курской косы для перелетов птиц? Ответим на этот вопрос при помощи прилагаемой схемы. Осенью перелетные птицы из обширных террито­рий к востоку от Балтики (вплоть до Сибири) в боль­шом количестве направляются к побережью, которое, на­чиная от Эстонии, тянется преимущественно в южном направлении. Все сухопутные птицы избегают полета над морем, всвязи с чем они сперва скапливаются на берегу, а затем мигрируют на юг; в пути к ним присоединяются птицы, летящие с севера и востока. Таким образом, этот поток вскоре сильно разрастается, пока возле Клайпеды не достигает оконечности косы. Суша здесь несколько отклоняется на юго-восток, а коса проходит в юго-запад­ном направлении, которое больше соответствует направ­лению перелета птиц. Поэтому птицы в основной массе покидают в этом месте берег и продолжают путь над узкой косой, причем и здесь к ним из внутренних районов Балтики примыкают стаи птиц, стремящихся к косе через вначале еще узкий залив. Коса образует своего ро­да мост, разделяющий водные пространства (отсюда и его народное название «мост перелета птиц»), на котором тес­нятся стаи птиц, пока они не увидят далеко на юге Зем-ландский (Калининградский) полуостров, после чего пти­цы вновь рассеиваются (рис. 6).

Особые географические условия в сочетании с преиму­ществами дюнного ландшафта с его большей частью ред­кой растительностью (и соответственно благоприятными возможностями для наблюдений) позволили выявить здесь такие массовые перелеты птиц, какие не удавалось наблю­дать ни в одном другом пункте Европы. Вот несколько цифр для иллюстрации: в отдельные благоприятные для перелета дни число пролетающих здесь птиц достигало 500 000; только за три утренних часа, с 6 до 9 час, их бы­ло около 200 000. В иные дни это были на 99 % зяблики, которых на этом основании считают особенно типичными представителями массовых перелетов. В тесной связи с этим обстоятельством стоит обилие полученных орнитоло­гической станцией Росситтен данных по многим частным вопросам изучения перелетов птиц.

Совершенно иную картину мы наблюдаем, рассматри­вая положение и значение бывшей орнитологической стан­ции Гельголанд (рис. 8). Она была основана в 1909 г. как отделение Государственного биологического института. За исключением времени первой мировой войны ею образцо­во руководил Вейгольд, пока в 1924 г. его не сменил Дрост. Станция стала известной после работГетке, кото­рый в течение десятилетий проводил на ней наблюдения и впервые указал в своей книге «Орнитологическая стан­ция Гельголанд» («Die Vogelwarte Helgoland») на значе­ние острова для перелетов птиц. Расположенный более чем в 40 км от ближайшего берега круто поднимающийся утес из песчаника площадью всего 0,5 км 2 является для перелетающих через море птиц единственной возможно­стью для отдыха, которой особенно пользуются плохо ле­тающие, а при туманной погоде - и другие птицы. Но особое значение для бесчисленных ночных путешественни­ков имеют далеко видимые огни маяка, они служат одно­временно и указателем пути, и магнитом, который в пол­ной темноте магически притягивает к себе птиц, так что часто огромные массы птиц вторгаются на остров, кото­рый иногда кажется сплошь покрытым ими (После выключения гельголандского маяка в начале второй мировой войны Дрост все же отмечал по-прежнему мощный ноч­ной перелет над островом). Едва ли в каком-нибудь другом месте можно так хорошо проследить именно ночной пролет птиц, который в общем плохо под­дается наблюдениям. Конечно, и другие маяки и брандеры предоставляют подобные возможности для наблюдений, так как и они привлекают многочисленных птиц, которые приближаются к ним с характерными криками, а иногда, ослепленные, влетают в яркую полосу света и нередко по­гибают, ударяясь о стекла или постройки, но гельголандский маяк был настолько же не сравнимым в своем влия­нии, насколько невообразимо мощным был около него ночной пролет птиц.

Иногда при особых условиях погоды в восточных райо­нах Северного моря к Гельголанду устремлялись такие массы птиц, что по сравнению с ними обычные пролеты над островом казались незначительными. Так, дни массо­вых пролетов отмечались в октябре 1940 г. и октябре 1942 г. в связи с похолоданием, распространившимся с севера, и плохими условиями видимости в Гельголандскойбухте.

Такого рода ограниченные во времени массовые и ноч­ные пролеты, характерные для Гельголанда, определяли его значение как орнитологической станции, тогда как в Росситтене особую ценностьпредставляла прежде всего регулярность перелетов.

На Гельголанде не так уж редко появлялись залетные птицы из Сибири, Гренландии, Се­верной Америки и Средиземноморской области, что дока­зывает неоднородность условий перелетов в этом месте, которые в большой степени обусловливались местоположе­нием острова и метеорологическими условиями во всем районе Северного моря (рис. 11).

Третья германская орнитологическая станция Хиддензее (Hiddensee), расположенная перед островом Рюген, была создана в 1936 г. Поставленные перед нею задачи были вначале преимущественно фаунистического и фено­логического характера, что соответствовало местоположе­нию станции. Первый ее руководитель, Штади, подчерки­вал, однако, физиологическое направление работ, и его пре­емникШильдмахер, видимо, собирается их продолжить (Работы по изучению физиологических сторон явления переле­та птиц проводятся в настоящее время в Хиддензее проф. Шильдмахером.- Прим. ред. ).

В этой связи необходимо еще вкратце остановиться на возможностях определения перелетов птиц в ночное время. О наблюдениях возле маяков и о гибели около них птиц уже было сказано. Опасность для птиц еще больше увеличивается, если маяки соединены с радиостанциями, так как тонкие провода антенн, так же, как и телеграфные провода, ночью невидимы. Вследствие этого после ночно­го пролета около маяков часто находят много мертвых или раненых птиц. В Дании их уже в течение многих лет ре­гистрируют и таким образом получают важные сведения о перелетах птиц (см. сообщения Хёрринга «Fuglene ved de danske Fyr»). Вейгольд предложил лампы, которые слегка освещали также верхнюю часть маяка; тем самым были предотвращены удары о них птиц, которые, будучи ослеплены прожектором, не замечали верхней части баш­ни. Эти лампы оправдали себя и на германском побе­режье введены повсюду (рис. 12).

Во внутренних районах суши роль береговых маяков выполняют различные яркие источники света: прожекторы, дуговые лампы, сигнальные огни для самолетов, освещен­ные площади и дома и т. д. Хотя они и не привлекают летя­щих ночью птиц в такой степени, как равномерный огонь сильных ламп маяков, все же часто заставляют их лететь ниже и издавать характерные крики. Крики эти, вероят­но, способствуют сплочению стаи, образуя своего рода «звуковой контакт», но возможно также, что они только выражают состояние возбуждения, которое охватывает птиц при виде внезапно появившихся огней. В результа­те оказывается возможным определять пролетающих птиц по голосам. До сих пор речь шла только о наблюдениях над перелетами птиц в ограниченных районах. Если же та­кие наблюдения проводятся по всей области распростра­нения какого-либо вида птиц (что отнюдь не обязательно делать одновременно и для чего можно использовать раз­личные литературные данные), то становится возможным составить монографии перелетов, содержащих сведения о пролетных путях, скорости перелета, зимовках и осо­бенностях поведения во время перелета представителей данного вида. Лишь в последние годы для этого стали планомерно использовать фенологические наблюдения. Первыми это сделали венгерские орнитологи, затем немец­кий исследователь Гейр и североамериканские ученые, а в последнее время Гроте и Штреземан.

Шагом вперед в описании перелетов в монографиях на основе фенологических наблюдений является попытка ис­пользовать при этом данные современной систематики. Она делит многие виды птиц на легко различимые геогра­фические расы, т. е. различные популяции. Если мы, на­пример, обнаружим ясно отличимую от нашей белой трясо­гузки британскую расу или британскую форму клуши, или гренландскую каменку за пределами их области гнез­дования, то мы можем сделать вывод относительно их пролетных путей и зимовок. Так Штреземану (1927-1934) удалось установить, что часто даже близкородственные расы птиц по-разному относятся к перелету, мигрируют различными путями и зимуют далеко друг от друга, хотя никаких вынуждающих их к этому причин, казалось бы, нет. Поэтому исследования по систематике, например измерения величины и веса, определение состояния оперения, возраста и пола, также составляют часть работ по изучению перелетов птиц, а следовательно, являются за­дачей орнитологических станций.

Данных о начальном этапе ночного ритма миграционной активности птиц в литературе встречается мало. Парслоу (Parslow 1962, 1969) на основании радарных наблюдений в Южной Англии показал, что старт мелких насекомоядных видов птиц (славки, мухоловки, пеночки и др.) отмечался через 35-45 мин после захода солнца. Те же сроки начала ночной активности были отмечены и рядом других исследователей (Nisbet et al. 1963; Casement 1966). Применение метода радиотелеметрии позволило довольно точно определить сроки старта одиночных дроздов (Cochran et al. 1967). Наконец, Хэбард (Herbard 1971) наблюдал взлетающих птиц с помощью бинокля в луче прожектора, освещающего слой воздуха над вершинами деревьев. Полученные данные о сроках начала ночной миграции полностью совпадают с результатами радарных наблюдений.
По другим аспектам стартового поведения данные фактически отсутствуют. Лишь в нескольких работах обсуждается влияние погодных факторов на начальный период ночного полёта (Drury, Keith 1962; Drury, Nisbet 1964; Evans 1966; Nisbet, Drury 1967; Bellrose 1967; Большаков, Резвый 1971).
Настоящее исследование проводилось с целью более детального изучения рассматриваемого вопроса. Работа велась весной 1971 года на стационаре, расположенном на южном берегу Финского залива в районе станции Старый Петергоф.

Методика и материал

Наблюдения проводились в течение 49 дней (17 апреля – 3 июня 1971) в двух постоянных точках. Один наблюдательный пункт находился на небольшом поле площадью около 0.5 км2, расположенном посредине старого парка, а другой – на берегу залива. Топографические и кормовые особенности этой местности способствовали повышенной концентрации на ней ночных мигрантов и создавали благоприятные условия для регистрации их поведения. Наблюдения велись визуально в течение 2.0-2.5 ч и начинались обычно до захода солнца.
В результате проведённой нами работы был собран материал по начальному периоду ночной миграции у 18 видов птиц: Cuculus canorus, Caprimulgus europaeus, Crex crex, Muscicapa striata, Phylloscopus trochilus, Phylloscopus collybita, Ficedula hypoleuca, Turdus pilaris, Turdus viscivorus, Turdus merula, Turdus iliacus, Turdus philomelos, Erithacus rubecula, Luscinia luscinia, Oenanthe oenanthe, Lanius collurio, Sylvia curruca, Sylvia atricapilla. Однако приводимый ниже анализ поведения относится в основном к 4 видам ночных мигрантов, данные по которым наиболее многочисленны: Ph. trochilus, E. rubecula, T. philomelos, T. iliacus.

Результаты наблюдений

На основании полученных данных в начальном периоде ночной миграции можно выделить два основных этапа – предстартовый и стартовый: первый отражает поведение мигрантов на земле, а второй – после взлёта. Начало предстартового периода связано с прекращением двигательной и кормовой активности в период захода солнца. Вскоре после этого подвижность птиц резко усиливается, и они вылетают на наиболее открытые места (опушки леса, окраины полей, одиночно стоящие деревья и группы кустов). Происходит перераспределение мигрантов по территории (вторая фаза предстартового поведения). Примечательно то, что эти перемещения носят не случайный характер, а ориентированы приблизительно в направлении предстоящего полёта.
При изрезанности линии побережья это особенно хорошо заметно. Последняя фаза предстартового поведения характеризуется двумя новыми особенностями. Во-первых, птицы часто взлетают на вершины деревьев и кустов и некоторое время (10-15 с) сидят там неподвижно. При этом они часто принимают характерную позу, так что создаётся впечатление, что птицы осматривают определённый сектор неба в направлении их миграции. Такие «осмотры» проводятся одной и той же особью по нескольку раз, причём птица часто может менять место наблюдения. Во-вторых, в это время иногда наблюдаются своего рода «ложные старты», когда птицы взлетают с деревьев, пролетают некоторое расстояние над водой (до 100-150 м) и вновь возвращаются на берег. Кроме того, у целого ряда видов птиц в это время наблюдается сильно выраженная голосовая «перекличка» (Muscicapa striata, Erithacus rubecula, Phylloscopus trochilus, Ph. collybita, Turdus pilaris, T. iliacus, T. philomelos).
Формы стартового поведения мигрантов очень разнообразны: одни особи исчезают из поля зрения, перемещаясь низко над водой, другие сразу начинают двигаться под разными углами к горизонту, третьи некоторое время кружатся над берегом и лишь после этого начинают лететь в определённом направлении.
Для большинства стартующих особей Phylloscopus spp. отмечена своеобразная форма стартового полёта («бабочка»), когда птица, кроме поступательного движения вперёд, колеблется в горизонтальной плоскости относительно главной линии полёта посредством постоянных, но кратковременных изменений ориентации оси тела. В некоторых случаях наблюдается явление набора высоты и только после этого птицы «ложатся» на определённый курс. Большинство рассматриваемых видов птиц стартует в одиночку и только некоторые общественные ночные мигранты (Turdus pilaris, Turdus iliacus, Muscicapa striata) взлетают группами разной величины.
В случае, если старт не имел места, можно говорить о послестартовом периоде, характеризующемся перемещениями птиц в поисках места ночёвки.

Все фазы предстартового и стартового периодов приурочены к определённому времени после захода солнца. Однако промежуток времени между моментом местного захода солнца и той или иной фазой поведения постепенно изменяется от начала к концу сезона (см. рисунок). Среднее время старта увеличивается от 45±2.51 мин во второй декаде апреля до 85±5.47 мин в третьей декаде мая. Подобная закономерность не является результатом видовых различий в сроках стартового поведения, а отражает сходство реакций разных видов птиц (и отдельных особей) на изменяющиеся внешние условия. В большинстве работ других авторов отмечается, что время старта зафиксировано и составляло в среднем 35-45 мин после захода солнца (Nisbet et al. 1963; Parslow 1962, 1969; Casement 1966; Herbard 1971). На наш взгляд, такое различие в результатах вполне закономерно. Наблюдения показали, что стартовое поведение птиц приурочено к определённому уровню освещённости. Все указанные работы проводились южнее 50° северной широты, где продолжительность вечерних сумерек в течение года не изменяется. В условиях же Ленинградской области с увеличением длины дня весной удлиняется и сумеречный период, так что критическая граница уровня освещённости постепенно сдвигается. В соответствии с этим сдвигаются и сроки старта. Колебания в сроках протекания различных фаз поведения в течение нескольких последовательных дней определяются разными условиями облачности, вызывающими заметные изменения в уровне освещённости для одного и того же времени суток.
У видов рода Turdus наблюдается сильная стимуляция поведения посредством развитого звукового общения. Имитация поведения у дроздов настолько велика, что можно говорить о «психическом аспекте» стартового поведения, который в большинстве случаев необходим, а иногда и достаточен для начала ночного полёта. По этой причине некоторые стаи дроздов могут взлетать несколько раньше средних сроков, а одиночные особи стартуют обычно позже или вообще не начинают ночной полёт.
Стартовое поведение не имеет места при сплошной облачности, плохой видимости, в дождливую и туманную погоду, сильно ограничивается скоростью ветра в приземном слое более 6-8 м/с (см. рисунок). Переменная облачность даже при отсутствии других ограничительных факторов значительно снижает число стартующих птиц. Кроме того, как показали специальные наблюдения за ночной миграцией птиц, улучшение погоды в более позднее время ночи не вызывает стартового поведения ни у одного из обсуждаемых видов птиц. С этим согласуются и данные, имеющиеся в литературе (Herbard 1971).

Заключение

Наблюдения за начальным периодом ночного полёта показали, что предстартовое перераспределение птиц по территории, а также «ложные старты» в большинстве случаев ориентированы в правильном миграционном направлении. Подобного рода поведение имеет место до появления в поле зрения наблюдателя первых звёзд. Таким образом можно предполагать, что ночные мигранты получают информацию о положении стран света ещё в светлое время суток.
Проведённые нами наблюдения подтвердили также, что стартовое поведение полностью подавляется сплошной облачностью (Большаков, Резвый 1971). Во всех случаях при полной облачности стартующие птицы не отмечались, несмотря на высокую численность мигрантов на побережье Финского залива.
Полученные данные свидетельствуют о функционировании у птиц во время старта только астрономической системы ориентации. Неясной остаётся способность мигрантов к ориентированным перемещениям в предстартовый период. Предполагается участие солнца в системе ориентационного поведения ночных мигрантов на данном этапе суточного ритма активности.

Литература

Большаков К.В., Резвый С.П. 1971. Влияние облачности и ветра на ночную миграцию птиц // Материалы симп. «Анализаторные системы и ориентационное поведение птиц». М.
Веllгоsе F. 1967. Radar in orientation research // Proc. 14th Intern. Ornithol. Conf. Oxford.
Casement M.B. 1966. Migrations across the Mediterranean observed by radar // Ibis 108, 4: 461-491.
Cochran W.W., Montgomery G.G., Graber R.R. 1967. Migratory flights of Hylocichla thrushes in spring: a radiotelemetry study // Living Bird 6: 213-225.
Drury W.H., Keith J.A. 1962. Radar studies of song-bird migration in coastal New England // Ibis 104, 4: 449-489.
Drury W.H. Jr., Nisbet I.С.Т. 1964. Radar studies of orientation of song-bird migrants in southeastern New England // Bird-Banding 35, 2: 69-119.
Evans P.R. 1966. Migration and orientation of passerine night migrants in North-East England // J. Zool. (London) 150, 3: 319-348.
Herbard J.J. 1971. The nightly initiation of passerine migration in spring: a direct visual study // Ibis 113, 1: 8-18.
Nisbet I.С.Т., Drury W.H. Jr., Baird I. 1963. Weight-loss during migration // Bird-Banding 34, 3: 107-138.
Nisbet I.С.Т., Drury W.H. Jr. 1967. Orientation of spring migrants studied by radar // Bird-Banding 38, 3: 173-186.
Parslоw I.L.F. 1962. Immigration of night migrants into southern England in spring 1962 // Bird Migration 2: 160-175.
Parslow I.L.F. 1969. The migration of passerine night migrants across the English Channel studied by radar // Ibis 111, 1: 48-79.

К.В. Большаков, С.П. Резвый.

Второе издание. Первая публикация в 1975 г . Большаков К.В., Резвый С.П. 1975. Наблюдения за поведением птиц в начальный период ночного миграционного полёта // Сообщ. Прибалт. комис. по изучению миграций птиц 9: 123-129.

Источник
Русский орнитологический журнал 2017, Экспресс-выпуск 1515. стр. 4431-4435.

Larvivora akahige (Temminck, 1835). Японская зарянка похожа на обыкновенную малиновку, но массивнее, тяжелее, хвост шире и короче. Передняя часть и бока груди, а также бока тела аспидного цвета. Селится в темных участках смешанных лесов, с кустарнико...

Muscicapa dauurica (Pallas, 1811). Средних и небольших размеров мухоловка, буроватой или рыжеватой окраски, без продольных пестрин, снизу преобладает белый цвет. Только у этой мухоловки из всех «серых» мухоловок не развиты пестрины на брюшной стороне...

Spinus spinus (Linnaeus, 1758). Чиж - мелкая птица, немного крупнее пеночки. Окраска самца состо­ит из сочетаний черного, зеленого и желтого. У самки окраска менее контрастна, и в первую очередь заметно отсутствие сплошной черной шапочки, верх головы...

Saxicola caprata (Linnaeus, 1766). Черный чекан обращает на себя внимание как своей контрастной окраской. Преобладающая окраска самца блестяще-черная. Пятна на крыльях вдоль предплечья, надхвостье, подхвостье и брюшко белые. В свежем оперении довольн...

Melanocorypha yeltoniensis (Forster,JR, 1768). Черный жаворонок по размерам крупнее скворца. Плотного телосложения, с длинными крыльями, не достигающими конца довольно длинного хвоста. По окраске черный жаворонок резко отклоняется от обычного типа «ж...

Oenanthe finschii (von Heuglin, 1869). Черношейная каменка - довольно крупная, плотного телосложения каменка, с относительно короткими крыльями и толстым клювом, приспособленная к обитанию в условиях пустынь. Среди прочих каменок выбирает едва ли не...

Oenanthe hispanica (Linnaeus, 1758). Черноухая каменка - небольшая, стройная каменка. Самец чернопегий, самка серо-бурая. Хвост на большем протяжении белый, с неровным черным концом. Населяет каменистые места с выходами скал, живет у лёссовых обрывов...

Calliope pectoralis (Gould, 1837). Черногрудая красношейка ведет довольно скрытный образ жизни, только в брачный период самцы, теряя осторожность, поют совершенно открыто и благодаря громкой песне и бросающейся в глаза окраске становятся особенно зам...

Зоя Разумная

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания и дать новые представления о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

закрепить умение детей различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение;

активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой).

Развивающие: развивать связную речь, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.

Ход прогулки.

Воспитатель: ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки осени. (желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы).

Воспитатель :сегодня на прогулке мы с вами будем наблюдать и говорить о птицах.


Воспитатель: как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (перелетные и зимующие).

Воспитатель : назовите перелетных птиц? (дятел, жаворонок, ласточка, грач, цапля, журавль, скворец).

Воспитатель: дети, отгадайте, пожалуйста, загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. (аист)

Воспитатель: правильно, аист - большая птица белого цвета, с большим клювом, мы могли за ней наблюдать на территории нашего участка.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Воспитатель: кукушка - небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (грач)

Эта птичка поет лучше всех птиц. (соловей)

Воспитатель : соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки.

Воспитатель: дети, почему люди любят слушать пение соловья? (он красиво поет)

Воспитатель: У соловья самая красивая песня: сложная, с повторами слогов. Соловей и свистит, и щёлкает, и трещит. Нет в мире голоса богаче, гибче и прекрасней, чем голос этой нашей маленькой птички.

Воспитатель: а кто еще знает лучших певцов? (в лесу - певчие дрозды, в полях - жаворонки)

Эта птичка свои гнезда вьет в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно ее голоса, то это к дождю или плохой погоде. (жаворонок).

Какая маленькая, черненькая птичка строит свои гнезда из травы и глины под крышами домов. (ласточка)

Он может подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (скворец)

Назовите одну из самых полезных птиц, которая уничтожает мух и комаров. Когда ходит по земле, то потряхивает своим длинным хвостиком. (трясогузка)

Воспитатель: Правильно, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Воспитатель: назовите части тела птиц. (туловище, голова, хвост, клюв)

Воспитатель: ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

Динамическая пауза «Отгадай и присядь»

Воспитатель: сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте, а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель : как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (ответы)

Воспитатель: некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Кто из вас обращал внимание, что некоторые птицы улетают стайками, все вместе, некоторые, например, журавли, выстраиваются клином в виде треугольника, другие выстраиваются цепочкой, в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель : почему первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми? (насекомые прячутся и им нечем питаться)

Воспитатель : почему весной перелетные птицы прилетают назад? (птицам нужно выводить птенцов)

Динамическая пауза "Полетели птицы"

Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз).

Ветер поднялся, все труднее птицам лететь.

Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья (дети медленно поднимают руки).

Ветер стих. Выглянуло солнышко. Опускаются уставшие птицы на землю. Устраивается стая на отдых (дети приседают).

Подведение итогов:

Что вам понравилось на прогулке?

О каких перелётных птицах мы сегодня вспомнили?

Что новое вы узнали о птица?

Каких перелетных птиц увидели?

Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Что дают птицы людям? (радость)

Подвижная игра «Скажи одним словом»

Цель: развивать внимание и сообразительность.

Воспитатель бросает детям мяч, при этом задает вопросы, дети должны ответить и бросить мяч обратно.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

Игра с мячом “Продолжи предложение»

Цель: развивать речь детей.

Воспитатель: Я говорю начало предложения, бросаю мяч, а вы его заканчиваете и возвращаете мяч мне обратно.

Осенью птицы улетают на юг, потому что (холодно и нечем питаться)

У цапли длинные ноги, потому что (она ходит по болоту)

У орла большое гнездо, потому что (он большая птица)

Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)















Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

Конспект осенней прогулки с детьми средней группы КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ПРОГУЛКИ ОСЕНЬЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Цель: формирование представления об изменениях в природе; экологическое, эстетическое.

Тема прогулки: «Наблюдение за птицами зимой». Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие.

Конспект прогулки "Наблюдение за аистами" Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях.

https://pandia.ru/text/79/150/images/image002_104.jpg" width="84" height="84">

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕСНА ИДЁТ!»

Наблюдение за прилётом птиц

Составитель: , по материалам проекта «Весна идёт» (www.)

© Лаборатория экологии КОДЦЭОиТ, март 2007

Миграции птиц

Одна из самых поразительных и интереснейших способностей птиц – это перелет или миграции. Каждый год они собираются в стаи и преодолевают тысячи километров для того, чтобы переждать зиму в более теплом и благоприятном климате.

Основная причина птичьих миграций – недостаток корма. Зимой в Европейских странах птицам трудно добывать в достаточном количестве насекомых, фрукты или семена, зато на других континентах, где климат более благоприятный, пищу можно найти е избытке. Хотя, часть птиц не выдерживает длительных перелетов и погибает, большинство выживает, и миграции позволяют перелетным птицам сохранить свой вид.

Для того чтобы выдержать это испытание, к его началу птицы должны быть здоровыми, с хорошими жировыми запасами и новым оперением. После окончания периода размножения и до того, как отправиться в путь, птицы проходят «полное обновление». Почти по всему телу птицы накапливается подкожный жир. При перелете, особенно когда не будет необходимого корма, подкожный жир будет единственным источником энергии. В этот же период полностью меняется оперение птицы, проходит так называемая линька. Перья, на которые ложится особая ответственность, меняются: старые изношенные выпадают, а на их месте вырастают новые.

Во время перелета птицы получают много информации из окружающей среды. Существуют три основных источника информации для них – солнце, звезды и магнитное поле земли. Они помогают птицам определять свое местонахождение и выбирать правильное направление. Во время своего полета птицы наблюдают за расположением солнца и звезд, а изменение магнитного поля земли они улавливают с помощью специального рецептора, расположенного сразу за клювом птицы. Молодые птицы обучаются ориентированию во время своих первых перелетов.

Как принять участие в проекте

Участвовать в проекте "Весна идет!" легко и интересно!

Проект «Весна идет!» – это первый шаг к появлению в нашей стране такого широко распространенного в Европе явления, как «бедвотчеры» или наблюдатели за птицами. Благодаря помощи детей и взрослых, ежегодно мы можем отмечать приход весны. Участвовать в проекте легко и интересно. Самое главное – каждый год отмечать в ваши первые встречи перелетных птиц.

Благодаря вашим наблюдениям сотрудники международной организации BirdLife и Союза охраны птиц России смогут ежегодно анализировать данные о первых встречах птиц, получать информацию о весенних явлениях и определять, в какую из недель больше всего людей увидели первых перелетных птиц. Это совершенствует наши знания о миграциях птиц в Европе.

Как вносить данные?

Собрать и передать данные совсем нетрудно, особенно, следуя приведенным ниже пунктам:

1) Изучите виды, выбранные проектом «Весна идет!» – обыкновенную кукушку, деревенскую ласточку, черного стрижа и белого аиста (для этого обратитесь к разделу «Птицы» - «Познакомьтесь поближе с видами птиц») – и найдите информацию о том, когда они прилетают в нашу страну.

2) В этот период внимательно наблюдайте за окружающей вас природой и, как только вы увидите или услышите кого-то из них (кукушку очень трудно увидеть, и вы должны быть готовы только слышать ее), отметьте дату наблюдения. Помните, в форму нужно вносить данные только о первой встрече вида!

3) Затем возьмите анкету и аккуратно внесите в неё свои данные. Для этого вам необходимо помнить дату встречи и где вы встретили птицу. После того, как вы заполните все пункты анкеты, отошлите её нам.

4) Расскажите своим друзьям о своем участии в проекте «Весна идет!».

Свои наблюдения вы проводите рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Всё, что вам нужно сделать – это наблюдать за приходом весны, внимательно вслушиваться и всматриваться в окружающую природу, уделяя особое внимание четырем видам птиц, которых мы выбрали для наблюдения за приходом весны.

Когда вы увидите или услышите птицу одного из описанных видов, запомните или запиши дату и район, где вы ее увидели. Считать птиц не обязательно.

Вы можете проводить наблюдения рядом со своим домом, около школы или на прогулке в выходные дни.

Лучше всего наблюдать за птицами за городом, так как три из четырех видов редко встречаются в городе. Если вы городской житель, то можете сосредоточить свое внимание на стрижах.

Но что действительно важно – это не забыть внести свою информацию в предложенную анкету.

Какова цель проекта?

Основная цель нашего проекта – сбор информации о том, когда перелетные птицы возвращаются к местам своего гнездования. Даже отрывочные наблюдения, сделанные большой группой людей, дают ценные сведения о миграциях птиц, о том, какие изменения проходят в их путешествиях от года к году. Основное достоинство проекта «Весна идет!» заключается в ширине географического покрытия, а это достигается, благодаря огромному количеству участников, собирающих информацию по всей Европе.

По прошествии некоторого периода, когда будет собрано достаточно данных, можно будет уловить изменения в датах прилета, и, возможно, определить, как зависят ежегодные изменения даты прилета от изменений климата.

Как посмотреть результаты?

Полученные анкеты будут незамедлительно отправлены в Москву в Координационный центр Союза охраны птиц России. Там ваши наблюдения будут перенесены на сайт международного проекта «Весна идет!» (адрес сайта: www.). На этом сайте вы сможете посмотреть результаты двумя способами: на карте или в таблицах. Картина прихода весны, постоянно дополняемая информацией все новых и новых участников проекта, изменяется ежедневно. Результаты, приводимые в таблицах, обновляются в режиме реального времени. В них вы можете найти самую первую дату встречи птиц на всей территории Европы, а, выбрав свою страну, вы сможете увидеть дату первого прилета в нашей стране или в своем регионе. Войдя в раздел «Результаты», и выбрав «Таблицы», вы сможете увидеть, сколько сообщений о встречах этих птиц уже пришло из нашей страны или вашего региона.

Где и как мы собираемся использовать ваши данные?

Благодаря информации, которую вы собираете, BirdLife International может получить представление о численности птиц, возвращающихся с зимовок в Европу, датах их прилета и путях пролета. Мы не ставим перед собой задачи учесть всех птиц (она неразрешима), но учитывать часть популяции вернувшихся птиц одним и тем же методом реально и возможно.

Собранные данные можно использовать для анализа сроков прилета и путей пролета птиц. Результаты можно проанализировать отдельно в разных географических масштабах: для Европы в целом, для европейской части России или отдельного ее региона. Кроме того, ежегодное картирование встреч отдельных видов птиц поможет составить детальную картину их прибытия.

Изготовьте гнездовой домик для черного стрижа

Главным делом, которым мы можем помочь птицам – это развешивание гнездовых домиков. Обычно их называют скворечниками, что не совсем правильно. Кроме домиков для скворцов можно сделать жилища для многих других дуплогнездников, даже для черных стрижей. Вы имеете возможность изготовить такое искусственное гнездовье для стрижа сами. Для его изготовления потребуются плотницкие инструменты, карандаш, линейка, гвозди и сухие доски из любой породы дерева. Вполне пригодны и старые доски, лишь бы они не были гнилыми. Сначала заготовьте, по приведенным рисункам и чертежам, основные части (стены, дно, крышку, прикрепительную планку) домика и только после этого начинайте сколачивать гнездовье. Изготовленные конструкции подвешиваются как на здания, так и на деревья (но тоже вблизи жилья человека) на высоте не менее 7 метров над землей (рис.).


Попытайтесь разгадать некоторые тайны перелетных птиц

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вам вопросы.

На все вопросы отвечать не обязательно. Выберите вопросы, которые больше всех интересны вам.

Белый аист

· Как отличить молодую птицу от взрослой?

· Чем питаются аисты?

· Гнездо белого аиста (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда белые аисты улетают на зимовку?

Деревенская ласточка

· Как отличить молодых птиц от взрослых?

· Чем питаются ласточки?

· Гнездо ласточки (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое? Чем отличается гнездо деревенской ласточки от городской?)

· Куда деревенские ласточки улетают на зимовку?

Обыкновенная кукушка

· Чем питаются кукушка и какая её роль в природе?

· Как у кукушки проходит гнездовой сезон?

Черный стриж

· Чем питаются стрижи?

· Гнездо стрижа (Где располагается? Из какого строительного материала оно состоит? Где собирают строительный материал? Каждый год строят новое гнездо или занимают старое?)

· Куда кукушки улетают на зимовку?

Помогите птицам: вопросы-ответы

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УГРОЖАЕТ ЛИ КАКАЯ-ТО ОПАСНОСТЬ ПТИЦАМ, ВЫБРАННЫМ ДЛЯ ПРОЕКТА «ВЕСНА ИДЕТ!»?

Хотя все описанные виды – это обычные для Европы птицы, а их популяции многочисленны и широко распространенные, все же в некоторых случаях им может угрожать опасность. Например, популяция белого аиста претерпела значительные сокращения во второй половине 20 столетия. Основными причинами этого было осушение заболоченных участков, использование пестицидов в сельском хозяйстве и глобальное изменение климата.

ВОЗМОЖНО ЛИ, ЧТО ОДНАЖДЫ ВСЕ ЭТИ ПТИЦЫ ИСЧЕЗНУТ ИЗ ЕВРОПЫ?

Если люди не будут должным образом заботиться об этих легко узнаваемых и интересных птицах и местах их обитания, в один прекрасный день они могут исчезнуть из наших городов и поселков. Расширение сельскохозяйственных угодий, осушение заболоченных участков и изменение климата также могут серьезно повлиять на широко распространенные виды птиц Европы. Если мы и в будущем хотим любоваться красотой и неповторимостью диких птиц, их необходимо охранять и помогать им в настоящее время.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ ЭТИМ ВИДАМ ПТИЦ?

Каждый человек, в соответствии с его возрастом и навыками, может помочь птицам. Можно принимать участие в специальных программах, направленных на сохранение отдельных видов птиц, можно строить искусственные гнездовья или подкармливать птиц в тяжелые для них периоды жизни.

Архив новостей проекта «Весна идет!»

Итоги проекта "Весна идет!" за 2006 год

Завершился первый этап нового для России проекта «Весна идет!». В период его проведения дети, а также их родители и учителя всей Европы и европейской части России наблюдали за прилетом мигрирующих птиц, а с ними и приходом весны в их страны. Все четыре вида, выбранных для проекта, а именно белый аист, кукушка, стриж и деревенская ласточка, проводят зимние месяцы на африканском континенте, и только с наступлением периода миграции возвращаются в Европу. Первыми их встречали жители Испании и Португалии, а затем продвигающихся все севернее и севернее птиц отмечали жители средней и северной Европы и, наконец, их встретили жители России.

Из 47 приглашенных участвовать в проекте стран наиболее активными участниками стали жигосударства. Среди них Испания, Болгария, Турция, Ирландия, а также наши соседи Республика Беларусь, Литва и Латвия. Из этих стран пришло от 150 до 300 и более сообщений. Немного отстаем от них мы, жители России. Тем не менее, радует широкий географический охват присланных сообщений. В наблюдении за прилетом птиц участвовали жители от Республики Дагестан и Брянской области до Мурманской области и Ненецкого автономного округа. Очень активными оказались школьники Республики Карелия.

В итоге мы имеем следующее. В учете мигрирующих птиц приняли участие жиобластей, республик и автономных округов европейской части России. Всего они прислали около 170 сообщений, большая часть которых пришлись на кукушку и деревенскую ласточку – наиболее узнаваемых птиц нашего региона.

Итоги проекта "Весна идет!" за 2007 год

В этом году перелетных птиц встречали дети и взрослые уже 37 стран Европы. Всего они прислали более, чем в 4 раза больше сообщений, чем в предыдущий год. Если в 2006 г. их число равнялось 3987, то в 2007 г. их количество достигло 16277 сообщений. В целом по Европе в лидерах по количеству присланных сообщений оказались Ирландия, Польша и Италия. Долгое время третье место занимала Россия, но потом мы передвинулись на четвертую позицию. На долю трех первых стран пришлось основное количество сообщений – более 11000. Более полутысячи сообщений прислали Россия, Болгария и Украина. Больше всего сообщений пришлось на деревенскую ласточку – 5747 встреч. Погодные условия были очень теплыми, и по результатам проекта в среднем по Европе птицы прилетели на 13 дней раньше, чем в предыдущий год.

Общее количество сообщений, присланных российскими участниками проекта в этом году, достигло 897, а в его осуществлении приняли участие 21 область и республика России. Самыми активными российскими участниками проекта оказались жители Калининградской области , которые прислали 663 сообщения (или 74 % всех российских сообщений). Приятно отметить присоединение к проекту таких республик, как Дагестан, Татарстан , Марий-Эл, Удмуртия .

Самыми ранними были сообщения о встречах аистов – в Калининградской области их впервые отметили 1 марта . Несмотря на казалось бы всеобщую узнаваемость кукушки по голосу, по широте географического охвата первыми оказались ласточка и стриж. По количеству присланных сообщений лидировал аист, а за ним – по убывающей шли ласточка, кукушка и стриж.

Проект "Весна идет!" открыл сезон 2008

Мы открываем новый сезон проекта "Весна идет!". Несмотря на то, что в большинстве стран Европы еще стоят зимние холода, первых ласточек уже видели в Испании, Португалии и на Кипре. А это верный признак того, что весна уже не за горами! Давайте встречать ее все вместе!

Познакомьтесь поближе с видами

Белый аист

Белый аист – это высокая черно-белая птица с длинной шеей, высокими красными ногами и большим прямым красным клювом. Белое оперение головы, шеи и тела контрастирует с черным оперением крыльев, отливающим красным и зеленым цветом. Его коричневые глаза окружены окологлазничным кольцом черного цвета.

Аистов легко заметить по очень характерному для них звуку: пара одновременно стучит клювами, как будто стучат двумя толстыми деревянными палочками.

Легче всего увидеть этих птиц на гнезде, кроме того, их можно встретить на влажных лугах или недавно убранных полях.

Гнезда аистов очень большие, построены они высоко над землей, откуда открывается хороший обзор окружающей местности.

В европейской части России, так же как и в Европе, аистов можно видеть с марта по август. Отдельных птиц можно увидеть еще и в октябре, но, чаще всего, это ослабленные птицы.

К сожалению, белых аистов можно увидеть не в каждой европейской стране. На протяжении последнего столетия число возвращающихся с зимовки птиц год от года сокращается. Основными причинами этого явления считаются изменение климата и сокращение водно-болотных угодий – мест обитания белых аистов.

Деревенская ласточка

Деревенская ласточка – это маленькая птица с иссиня-черной спинкой, охристым горлышком, белым брюшком и длинным раздвоенным хвостиком, напоминающим двузубую вилку. На фоне неба она выглядит почти полностью черной. Но все равно ее легко узнать по раздвоенному хвосту и легкому скользящему полету.

Сидя на проводах, ласточки щебечут, поворачиваясь в разные стороны. Ранним утром их громкое щебетание может даже разбудить вас. На европейский континент они возвращаются весной для того, чтобы свить гнездо, вывести и выкормить своих птенцов. В России вы можете их встретить с мая по сентябрь.

Как отличить деревенскую ласточку от стрижа?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от стрижа, ласточка при движении сгибает крылья, а ее хвост имеет длинные косицы. Запомните, что деревенские ласточки встречаются, в основном, в сельской местности, а стрижи – в городах.

Хотя ласточки – птицы обычные, и их численность в Европе стабильна, тем не менее, помните, что вред, наносимый окружающей среде и местам их обитания, может привести к их исчезновению с нашего континента.

Обыкновенная кукушка

Обыкновенная кукушка – это птица величиной с голубя с пепельно-серой верхней частью и брюшком, покрытым грязно-белыми пятнами. Они очень пугливы и скрытны, и увидеть их удается немногим. Если вам повезло, и вы встретили в лесу кукушку, то, вероятнее всего, она покажется вам темной птицей обтекаемой формы, быстро летящей над лесной поляной. Гораздо легче услышать кукушку. И если вы услышали характерное «ку-ку, ку-ку», это означает, что самец кукушки извещает о своем прилете и зовет самку присоединиться к нему.

Кукушка достаточно обычна повсюду: в лесу, на открытых пространствах и на склонах гор. Знаете ли вы, что кукушки не строят своих собственных гнезд, а подкладывают свои яйца в гнезда других птиц? Обычно кукушонок вылупляется первым и выбрасывает из гнезда остальные яйца и птенцов.

Численность кукушек в Европе большая, и их популяция достаточно стабильна, тем не менее, следует отметить, что численность птиц в странах западной Европы сокращается, особенно заметно – во Франции.

Черный стриж

Черный стриж – это темно-коричневая птица, но на фоне неба он кажется почти черним. У него длинные серповидные крылья и короткий раздвоенный хвост. В полете вы можете спутать его с ласточкой, но стриж, в отличие от ласточки, на лету никогда не складывает крылья. Его невозможно увидеть сидящим. Гнезда стрижей, как правило, спрятаны под крышами, и они стремительно влетают туда и вылетают. Среди всех птиц стрижи выделяются как по своей способностью выживать в неблагоприятных условиях, так и по продолжительности жизни, они могут доживать до 21 года, для такт маленьких птиц это очень много!

Летним днем посмотрите высоко в небо, там вы сможете увидеть группы птиц, с резким криком стремительно летающих над крышами домов – это стрижи. В отличие от ласточек, они никогда не присаживаются для отдыха. Стрижи великолепно летают и проводят в воздухе почти все свое время, они даже спят на лету! Садятся они только у своего гнезда.

Проще всего стрижей наблюдать в городской черте, где они сооружают свои гнезда в щелях и вентиляционных отверстиях, а иногда – в специально вывешенных для них гнездовых ящичках.

Как отличить стрижа от ласточки?

Стриж крупнее ласточки, его крылья уже, но значительно длиннее и имеют серповидную форму. В отличие от ласточки, он никогда не складывает их в полете. Хвост стрижа более широкий и более короткий. Помните, что стрижа проще всего увидеть в городе, а ласточку – в сельской местности.

Популяция стрижей в Европе очень большая и стабильная.

Пожалуйста, пришлите свой отчёт до 5 мая в Лабораторию экологии КОДЦЭОиТ (, каб.18, Калининград, 236006). Консультацию Вы можете получить по тел./, электронной почте *****@***ru (, методист).

Издано

при поддержке:


Форма отчёта

Отчёт о проведении проекта «Весна идёт!»

Пожалуйста, добавьте ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (см. форму в пособии)

ОЧЕРК

Пожалуйста, дайте развёрнутое описание вашей работы со школьниками по проекту «Весна идёт!» в форме статьи в газету.

v Очерк должен составлять 1-3 стр. печатного текста.

v При составлении очерка Вам могут помочь вопросы и таблицы, приведённые ниже, но не ограничивайтесь ими. Если Вы не использовали какие-либо задания, просто пропустите соответствующие вопросы отчёта.

v Помните, что Ваш очерк должен быть интересным и занимательным, вдохновлять других людей последовать вашему примеру! Постарайтесь приложить иллюстративные материалы – рисунки, фотографии и любые творческие результаты работы.

v Какие классы и сколько человек принимало участие в акции?

2. Что вы сделали для изучения и сохранения перелетных птиц?

* Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

* Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

Кроме письменных наблюдений принимаются любые творческие результаты пропаганды (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

1. Что Вы сделали для изучения прилёта птиц?

v Где проводили наблюдения? Укажите населенный пункт.

v Как долго Вы наблюдали за прилётом птиц (укажите даты)?

v Каков ваш главный вывод и впечатления о проведенных наблюдениях?

v Какие виды из встреченных вами наиболее обычны и многочисленны? Какие виды птиц и почему нуждаются в помощи?

Приложите любые творческие результаты (сочинения, листовки, рисунки, фотографии, видеоматериалы и др.).

2. Что Вы сделали для охраны птиц весной?

v Пожалуйста, опишите проведенные мероприятия. Для каждого мероприятия укажите, когда оно проводилось, с какой целью, кто в нем участвовал (в том числе, сколько человек?), чего удалось достичь?

v Подумайте, как можно сделать эти действия ещё более эффективными.

В своём отчёте не забудьте поблагодарить тех людей, которые помогали Вам.

Пожалуйста, ПРИЛОЖИТЕ анкеты по наблюдениям за перелетными птицами