Планирование Мотивация Управление

Слыхала три века живет эта птица. Как птицы получили свои названия. Народные приметы про птиц: воробьи

Инновационные технологии всё шире применяются в современном сельском хозяйстве, они помогают повышать продуктивность. Чтобы вырастить хороший урожай, селяне используют биологические методы защиты растений от вредителей и болезней. Популярными становятся системы индивидуального кормления скота и бесклеточного содержания птицы. Первые предварительные итоги ВСХП — 2016 отражают и этот важнейший аспект сельскохозяйственной деятельности. В переписных анкетах были вопросы о наличии в хозяйствах капельных систем орошения, возобновляемых источников энергоснабжения, в том числе биоэнергетических и ветряных энергоустановок, солнечных батарей. Переписчики интересовались, есть ли у сельхозпроизводителей системы дистанционного контроля качества выполнения технологических процессов, как переносные, так и стационарные, вмонтированные в отдельные виды техники.

В Ивановской области по состоянию на 1 июля 2016 года были зафиксированы следующие факты применения инновационных технологий. Биологические методы защиты растений использовали 27 сельскохозяйственных организаций (почти каждая десятая), самые активные – организации Комсомольского муниципального района ( 4 хозяйства), столько же в Приволжском и Савинском районах. В крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей этот метод используют единицы, больше всего – опять же в Комсомольском районе ( 3 хозяйства). Что касается систем индивидуального кормления скота, то здесь фермеры и индивидуальные предприниматели опережают сельскохозяйственные организации: 12 против 10. В чём особенности этих систем? Индивидуальное кормление каждой коровы, например, производится на автоматической линии кормления. Животные получают правильное сбалансированное питание, богатое витаминами и полезными микроэлементами. В соответствии с их потребностями, для каждой коровы разрабатывается индивидуальный рацион, который положительно сказывается на продуктивности.

Метод бесклеточного содержания птицы применяется только в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей ( 10 хозяйств), половина из них – в Ивановском районе. При этом способе содержания, птицы в летний период постоянно находятся на улице в специальных вольерах. Они получают хорошую подкормку в виде травы и насекомых, постоянно принимают солнечные ванны.

Эти же хозяйства имеют на фермах очистные сооружения, а системы водоотведения и очистки производственных стоков используют, в основном, сельскохозяйственные организации ( 11 хозяйств, причем почти половина из них – в Савинском районе).

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями.

Сначала Иоанн видит просто Сидящего. Но, вглядевшись, он замечает в деснице, в правой руке Его, книгу. Книгу эту можно представить себе в виде свитка. В древности папирус или пергамент скатывали в свиток и так он хранился. Книга, виденная святым Иоанном, была исписана внутри и снаружи и запечатана семью печатями.

Что означает эта книга? Можно указать на два ее значения. Во-первых, она указывает на премудрую Божию память, в которую, по Давиду, вписано всё. Разумеется и глубина Божественных судеб, записанных в эту книгу. Все судьбы вселенной, народов, людей вписаны в тайную книгу Божию, которую никто не может прочитать. И все эти судьбы исключительно в деснице Божией. Ни вникнуть до конца в смысл судеб, ни изменить их никто не может. Семь печатей скрывают всё от нас, а десница Божия управляет.

С другой стороны, эта книга указывает на домостроительство Божие. Семь печатей указывают на то, что ни постичь, ни тем более совершить это домостроительство нашего спасения никто из тварей, даже небесных, не может. Все домостроительство спасения в деснице Божией.

И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее.

Кто достоин и может вникнуть в тайны судеб Божиих? Кто достоин и может совершить домостроительство спасения вселенной? И никто не мог , не нашлось никого ни на небе (ни праведники Божии, ни силы бесплотные), ни на земле (никакой человек, даже самый великий и праведный, ни тем более животное), ни под землею из преисподних сил, кто бы мог совершить это. Низвергнутые с неба, они не в силах теперь взойти и взять таинственную книгу из десницы Того, на Кого восстали. Посему и для демонов теперь сокрыты тайны судеб, они не имеют предведения, они не постигают ни Промысла Божия, ни путей Его. Так никто, ни из небесных, ни из земных, ни из преисподних, не может вскрыть книгу судеб Божиих. Значит, и не может совершить домостроительства спасения. И не только раскрыть сию книгу никто не мог, но даже и посмотреть в нее .

Когда этот сильный ангел воскликнул: кто достоин раскрыть? – то Иоанн, видимо, стал оглядываться: так кто же? Он смотрит с надеждой, от ангелов до херувимов и серафимов возносится его взор – но не смог никто.

И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее.

Апостол Иоанн, настолько проникался созерцанием тайн Божественных судеб, настолько глубоко чувствовал необходимость спасательной благодати, что когда увидел, что никто не может ни читать эту книгу, ни даже посмотреть в нее, то заплакал. Не увидел Авраам своего многочисленного потомства, но хотя бы на многочисленные звезды было указано ему (). Не вошел Моисей в Ханаан, но хоть с горы издалека увидел Землю обетованную. Здесь же никого не нашлось достойного заглянуть в эту книгу. А люди, и безбожники особенно, часто говорят: а вы мне покажите, и я буду верить! Невозможно, недостойны! Даже на небесах никто не достоин проникнуть в эти таинства.

И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.

Никто не мог этого совершить. Но нашелся знающий Того, Кто это может. Интересно, что знает это не один из ангелов, ни даже архангел Гавриил – вестник тайн Божиих, а один из старцев , один из искупленных верующих, один из Церкви, может быть, из ветхозаветных патриархов или апостолов. Может быть, это апостол Петр, ранее других исповедавший Христа Сыном Божиим. Так прославленные земные раньше узнают Спасителя, чем чины небесные. И вот говорит один из старцев: не плачь , утешься, я укажу тебе Достойного. Мы видим и дивную высоту души Иоанна, который не о земном плакал, а о небесном. Так должны просветлеть и наши очи, чтобы из них, как воды чистые, излились потоки слез о небесном. Мы видим, что сам апостол Иоанн не только созерцает, но участвует в являемых ему видениях. Он сам переносится туда, рассматривает, вступает в разговор, плачет, сокрушаясь, его утешают. Интересно еще отметить, что Божественному тайнозрителю не раз показываются образы апостолов, а ведь он сам один из них! Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. Сначала Иоанн этого даже не увидел. В четвертой главе он все описал, что увидел сразу. Теперь же ему указывается на Достойного совершить то, чего никто не достоин. Вот, лев от колена Иудина. Здесь вспоминается пророчество Иакова. Когда он перед своей смертью благословлял своих сыновей, то, благословляя Иуду, сказал ему: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег как лев и как львица: кто поднимет его?» (). Провидел Иаков, что от этого колена восстанет Лев, побеждающий мир. От Пречистой Девы Марии из колена Иудина восстал Христос, этот Лев, поразивший всякого супостата, славно воцарившийся. Он же назван и корень Давидов . Подобно этому читаем и у Исайи. «И произойдет отрасль от корня Иессеева (Иессей –отец Давида) и ветвь произрастет от корня его» (; ).

Это означает, что, по человеческому естеству, Христос есть корень Давидов как происшедший из рода Давидова, ибо читаем о Пречистой Матери как о «Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (). А по Божественной Своей сути, Христос – корень Давидов как сотворивший и произрастивший из Себя этого царя-пророка. И вот Христос, сей Лев от колена Иудина, корень Давидов, победил. Он победил того, кто сделал недостойными вселенную и всех ее обитателей не только читать тайную книгу Божию, но и просто приступить к престолу благодати. Он победил сатану, посеявшего мрак и невежество, грех и богоотступничество. Христос победил его на Кресте и лишил власти. Там, на Голгофе, Христос Своею кровью одержал великую победу над всеми силами ада. И может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.

Христос, победивший сатану и мрак неведения, может теперь как Сын Человеческий проникнуть в тайны Божии и открыть их людям. Лишив через Крест сатану его силы, связав его, Он может совершить домостроительство спасения, снять эти семь печатей, спасти людей, совершить семь таинств веры.

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.

И я взглянул – Иоанн ищет глазами могущественного царственного льва, но видит: вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный. Не грозного льва, а как бы закланного Агнца видит святой апостол. О, как дорого нам «это лето благоприятное» (), когда Христос Сын Божий, грозный лев только для демонов и всей власти, для нас же кроткий «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ().

«Нет в Нем ни вида, ни величия... Он был презрен и умален пред людьми... Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как Агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (). На Голгофском Кресте был сей Агнец заклан за грех мира. На небе Он как бы закланный , то есть Он уже не мертвый, Он воскресший, но раны Его – крестные в Его вознесенном теле. Так Голгофский Агнец восшел на небо, «показал Себя Ангелам» (), прошел небеса () и «навсегда воссел одесную Бога» (). На протяжении дальнейших глав пред Иоанном будет раскрываться эта картина: Христос все время будет в виде Агнца. Так мы видим престол, Сидящего на нем Бога-Отца, Христа Агнца, видим семь огненных светильников Духа Святого. Вокруг Троицы – 4 животных, 24 старца и простирается стеклянное море. Такова пока открывшаяся перед нами картина. Божественного Агнца Иоанн видит посреди престола , не рядом с престолом, а посреди престола «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» (); и посреди старцев , то есть посреди Церкви небесной, посреди апостолов и ветхозаветных патриархов, подобно тому, как раньше он явился посреди семи золотых светильников, посреди Церкви земной.

Агнец, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. Видим семь Христовых духов, о которых говорит пророк Исайя: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (). Вот они – семь духов Божиих. Говорит об этом и пророк Захария: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его... те семь, это очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (). Очи Христа Агнца взирают на весь мир и объемлют его. Но если виденье нашими глазами заключается в том, что свет от предметов попадает в наши глаза, то виденье Божие заключается, наоборот, в том, что небесные лучи, семь духов, исходят из очей Его и посылаются во всю землю. Как елей из той чашечки наверху истекает по трубочкам в семь лампад, так и полнота Духа Святого, этот Божественный елей, из Христа истекает через семь таинств, как через семь трубочек в семь лампад – в семисвечник, который есть Церковь Бога Живого на земле.

Так семь духов Божиих изливаются из Того, на Ком «почиет Дух Господень» в Его тело – Его святую Церковь, «на всякую плоть» (), и посылаются во всю землю. «Я посылаю вас, – говорит Христос. – Сказав это, дунул и говорит им (апостолам – Г. Ф.): примите Духа Святаго» (). Апостолы же, исшед из Иерусалима, и позднее приемники их, разнесли огонь этого Божественного семисвечника по всей земле. И так будет, доколе «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (). Здесь можно сказать о сектантах. Рядом с семью лампадами золотого светильника – святой Церковью воздвигают они свои, иные светильники, не соединенные ни с верхней чашечкою (Христом), ни с семью трубочками (семью таинствами)! Упорно ищут они иные пути для достижения этого елея. Не сдвинет ли Господь светильники, не Им поставленные?

И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле.

Агнец, Которого Иоанн сначала и не видел, теперь вступает в действие. Прошла Голгофа, Крест. Агнец был распят, заклан за грехи мира. Наконец сатана связан. И Христос побеждает, воскресает во славе. И уже не закланный, а как бы закланный, оставляет Он землю, возносится на небеса, проходит их, приступает к престолу Божию и берет из десницы Сидящего на нем Отца Своего книгу. Он – достоин! Умерший и Воскресший, Он теперь достоин как Человек проникнуть в тайны Божии, как Богочеловек совершить домостроительство спасения. И как достойный берет из десницы Божией эту книгу. Еще не начал Он ее читать, не вскрыл еще ни одной ее печати, а только еще взял.

И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.

И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем. Это небесная торжествующая Церковь поклоняется Христу. Не благодеяние, не открытие тайны, а только один вид Христа, как бы закланного Агнца, подходящего к престолу и берущего книгу, повергает их ниц. Поклоняются небесные жители пред Всевышним в предчувствии и предвидении великого, что должно совершиться. Они падают ниц, имея каждый гусли. Спасенные всем своим существом славят Творца и Спасителя. Они прославлены, не надорванные и хрипящие голоса у них, а поющие песни новые и небесные. Но им и этого еще недостаточно, чтобы прославить Бога. И они берут гусли, чтобы более прославить Христа.

Гусли означают здесь не только музыкальное сопровождение, но и гармоническое, благозвучное Божественное славословие. Интересно отметить, что музыкальные инструменты употреблялись в ветхозаветном богослужении (как мы видим, и в небесном). Православие же в своем стремлении к строгости и безыскусности полностью отказалось от музыки на богослужениях. На западе же, в католичестве, стала со временем употребляться органная музыка. И земная Церковь, подражая небесной, не ограничивается как бы только собою, но всеми средствами (храмы, иконы) старается славить Бога. И золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. Апостол Павел говорит, что христиане есть Христово благоухание (). Как из золотых чаш, из сердца и помышлений христианина возносится Богу фимиам молитв и добрых дел.

Точнейшее же рассмотрение этого видения вскрывает нам более таинственную мысль. Мы здесь видим четырех животных и 24 старца, то есть небесную Церковь, перед престолом и Агнцем с золотыми чашами, из которых воскуряется Богу фимиам молитв святых. Святые прославленные ходатайствуют о святых страдающих. Поэтому и призывает земная Церковь святых небесных. Поэтому и говорит апостол Павел, что христиане «приступили... к духам праведников, достигших совершенства» (). Поэтому и взываем к угодникам Божиим как к усердно ходатайствующим о нас и приносящим наши молитвы к престолу и к Агнцу. «Много может усиленная праведного», – говорит святой Иаков (). Вот они – «духи праведников», принятые Богом, и кто может молиться усерднее, чем они, «достигшие совершенства»?! Да не оскудеют чаши с нашими молитвами в их руках! Какой могущественной молитвенной силы лишают себя не призывающие святых! Молитвы святых , то есть и земные христиане, как освященные кровью Иисуса Христа, называются «святыми». Святыми они называются не по своему достоинству, а по Божественному избранию, по отделенности своей от мира, по освящению, получаемому от Того, Кто един свят, Господь Иисус Христос.

В народе иногда разделяют христиан на «святых» и простых. Святые пусть живут по Евангелию, а мы как-нибудь. Так ведь нет спасения «как-нибудь»! И Богу угодны молитвы святых . А «кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и – мерзость» (). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (). «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь... Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение (ваших жертв – Г. Ф.) отвратительно для Меня» ().

Топчутся нами церковные дворы, воскуряется ладан, не исчезают жертвы с панихидных столов. Но принимаются ли все наши молитвы, не оскудевают ли чаши наших небесных ходатаев, поскольку не приятный фимиам, а едкий, мерзкий дым возносится зачастую от нас?! Святые молитвы угодны Богу, и только святые входят в обители Божии (21,27). Канонизированный же Церковью лик святых – это те особые угодники Божии, которые великими делами благочестия прославлялись на земле, и достоверно известно, что они приняты Богом, а потому и призываются в молитвах святой Церкви. Скажем и мы вместе с апостолами: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» ().

Оставила небесная Церковь свои престолы, низложила свои венцы, поклоняясь Богу и Агнцу, воспела песнь. Но ей этого недостаточно – взяла гусли. Но и этого недостаточно – взяла молитвы земных, чтобы все и всё единым собором возвеличили Бога.

И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.

И поют новую песнь. Человек пришел к Богу. В его устах смолкают дикие и непотребные напевы, он научается песни новой. О ней говорит псалмопевец: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых» (). Новый гимн звучит в возрожденном сердце. Но с какой новой силой он звучит там, у престола Всевышнего! О дальних странах, ратных подвигах, о потерянной любви – поют певцы в долине земной. О чем же поете вы, святые, у престола на небе? Какая новая песнь родилась в вашем сердце? Не научите ли вы и нас воспеть эту песнь новую? Так слушайте же, о чем поют небеса: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати. Не было достойного ни на небе, ни на земле, ни под землею, – но вот небо и земля поют Агнцу-Христу: «Аксиос! Достоин! Достоин!» Достоин вникнуть в тайны Божии и вскрыть их. Достоин совершить домостроительство спасения!

И сейчас Церковь, подходя к посвящению служителей тайн Божиих, поет: аксиос! Но это достоинство земных обретается только достоинством Небесного Агнца, Которому небесные поют: Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени! Вот она, песнь новая! Отверженного земными воспевает небо! Воплощенный Бог приносит себя в жертву миру. Это важнейшее из всех событий несмолкаемо и боголепно воспевает земная Церковь. Но нужна еще новая песнь Церкви небесной, чтобы воздать достойную славу Искупителю. Кровь Иисуса Христа, Божественного Агнца, вот та дорогая цена, которою мы искуплены Богу (). Искупление Христово простирается на все народы. Нет веры русской или немецкой, есть вера Христова во всех народах, есть Кровь Агнца-Христа, омывшая иудея, эллина, немца, русского, китайца, человека белого и черного, красного и желтого. Из всех народов собирает Христос Свою Церковь.

Здесь надо указать на неверное понимание указывающих на это и подобные места Нового Завета и говорящих, что Христос соберет Свою Церковь из верующих всех исповеданий. Этого нигде в Библии не написано. Не из всех вер, а из всех народов соберет Христос Своих. О всех же народах сказано: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (). Еретики же даже один народ раскалывают на множество вер. Церковь все народы собирает в одну веру, веру апостольскую, хранимую поныне.

И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. Об этом духовном царстве и священстве христиан уже было сказано (1,6). Так поет ликующая при виде Агнца Церковь. Из слов этой песни мы ясно видим, что четверо животных и 24 старца – это и есть Церковь.

И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев. Святой Иоанн видит, как картина все более дополняется. В центре – престол. На нем Сидящий и Агнец. Семь светильников горят пред престолом – Отец, Сын и Дух Святой, Пресвятая Троица. Сливаясь с престолом, вокруг него четверо животных – существо Церкви и высшие ангелы. Далее вокруг престола 24 старца – Церковь. Следующий круг – ангелы, которых теперь видит апостол. Великое множество ангелов окружало престол, животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч. «Тьма» – это десять тысяч. Тьма тем – это сто миллионов. Скорее же под этим числом надо разуметь весьма огромное количество. Этим же числом означает и пророк Даниил ангелов, стоящих перед престолом Божиим ().

Которые , то есть эти сонмища ангелов, говорили . Видим, что в эту новую песнь включаются теперь и небесные воинства духов бесплотных. Достоин Агнец закланный, – именно через заклание, через Голгофу и Крест, становится Агнец достойным принять силу над имевшим державу смерти, ибо связал сильного (сатану – Г. Ф.) (). Теперь Христос принимает силу над сатаной, бесами, адом и всем миром. А что, разве раньше Он такой силы не имел? Как Сын Божий имел всегда. Но «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (). Голгофский же Крест удостаивает Его неизреченных и великих богатств. Все сокровища неба и земли принадлежат теперь Ему. Господь говорил, что раб не больше своего господина, а сколь часто мы, христиане, прилепляемся к богатству земному и служим маммоне! Не говорил ли Христос, все оставлять ради Него, и тогда сторицею будет воздано. Тот будет достоин там принять богатства, кто оставляет их здесь. Вспомним жития святых, сколь многие из них всё оставляли ради Христа. Вот Алексий Божий человек оставляет все: богатый родительский дом, родителей, невесту и идет нищенствовать. А потом даже в собственном родительском доме, никем не узнанный, живет как нищий. Или святой Франциск Ассизский, возлюбивший ради Христа более всего нищету. Ему в начале его подвига сказали: да ты ум потерял. Ты что, обручился? Да, – ответил он, – обручился с нищетою! Все они стяжали себе великие богатства на небе. А какое нищенское состояние на небе зарабатываем мы себе своим многостяжательством и обольщением земным? Поэтому не надо говорить, что слова Христа об оставлении всего только для подвижников. Первые христиане показали, что исполнять эти слова должны все (). Не стоит делать себе вход в Царство небесное узким и малым, как отверстие игольного ушка! ().

Многие говорят: если не будем работать в воскресенье – дети по миру пойдут. И невдомек им, что по миру греха идут их дети от того, что они работают в воскресенье, а не молятся. Если воскресная работа не благословлена, то наработанное в воскресенье сгниет в понедельник. Кто с Богом живет, того и Бог никогда не оставит.

И премудрость. Это разуметь надо не по Божественному, а по человеческому естеству Христову. Некогда как младенец Он «возрастал, исполняясь премудрости» (). Учителя Иудейские «дивились разуму и ответам» () двенадцатилетнего Отрока. Теперь же небо и земля и все лики ангельские изумляются Агнцу, берущему из десницы Всевышнего таинственную книгу и достойному перенять всякую премудрость. Ибо по плоти Христос удостаивается всеведения.

И крепость. «И нарекут имя Ему: Бог Крепкий», говорит пророк Исайя (). И неумолчно взывает Церковь: Святый Боже, Святый Крепкий ... В Нем всякая крепость, и никто не может Его сокрушить. Он даже рабам Своим говорит, что даст им власть над язычниками, и будут пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся (2,26–27). Так получает крепость «Муж скорбей и изведавший болезни», Который «взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (). Поэтому не унывайте, братия, в немощах, ибо и крепость великую подает Господь. И честь. «Он был презрен и умален пред людьми», а теперь принимает честь от ангелов. «Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (), а теперь принимает честь, будучи превознесен превыше небес.

И славу. Славу воздают Ему небеса. Кто ты, убогий человек, заживо начинающий гнить, когда бесславишь Христа, Того, Кому тьма ангелов воздает славу?! Небеса исполнены ангельским славословием Христу.

И благословение. Как может Христос принять благословение и от кого? Он его ни от кого не принимает. «Без всякого преклословия меньший благословляется большим» (), а Он – Всевышний. Как Сын Человеческий, Он принимает благословение от Отца. И еще более: Он Сам Себя унижает, называя Себя «меньшим» в отношении к Иоанну Крестителю () и принимает от него крещение. Но вот Он превознесен одесную Отца и... приемлет благословение – в каком смысле? Вот богатый дает милостыню нищему. Чем может воздать нищий богатому? Ничем, но сердце нищего благословляет милостивого. Так благодарно благословляет тварь Творца, так благословляет душа своего Господа. Сила, богатство, премудрость, крепость, честь, слава и благословение – вот семь жемчужин, которые Христос нас ради через Свое заклание оставил, а теперь как Сын Человеческий принимает при ангельском пении.

И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.

Вся вселенная, вся тварь поклоняется Творцу и Спасителю и славит Его.

И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

И четыре животных говорили: аминь. Этому славословию всей твари высшие ангелы и сам характер, существо Церкви в лице евангелистов говорят: аминь, истинно да будет так. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков. Так видим мы, что и ангелы, и люди искупленные, и небо, и земля, и что под землею – все вместе собирается в едино стадо, имеющее одного Пастыря – Христа, совокупившего разделенное, собравшего рассеянное, разрушившего всякие разделяющие преграды. Все вместе образует единый собор вокруг Бога.

Сегодня у меня нет времени писать о птицах большой пост, поэтому из своей папки "Птицы" выложу необычных птиц. Ведь и такие есть.

Гага - гребенушка (Somateria spectabilis) - крупная морская утка, гнездится в арктических районаз Евразии и Америки (King eider).
Своё русское название приобрела благодаря уплощённому жировому наросту в основании клюва, напоминающего гребень. Гнездится паорами, редко - небольшими колониями. Может спариваться с обычными гагами.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0


Хохлатый пигмей - тиранчик (Lophotriccus pileatus ).
Тиранчики-гренадеры (лат. Lophotriccus ) — род воробьиных птиц из семейства Тиранновые.
https://neotropical.birds.cornell.edu/Species-Account/nb/species/scptyr1/overview


Императорская райская птица ( Paradisaea guilielmi).
Водится на одном из полуостровов Папуа - Новой Гвинеи. эндемик. Внесена в Красную Книгу, хотя пока ее существование возможно, но в связи с лесозаготовками, леса исчезают, и исчезает среда ее обитания.
Представители этого вида ведут стайный образ жизни и отличаются дружелюбным характером. По этой причине они легко приживаются и размножаются в неволе. Их природной средой обитания являются тропические леса. Селятся в местах с высокой влажностью.
Справка: Императорскую райскую называют также красной райской или реггианово й птицей. С конца XIX века вплоть до начала Второй мировой войны в Европе и США перья райских птиц использовались для дамских украшений, поэтому ежегодно уничтожалось более 10 тыс. особей этих пернатых. Данный вид относится к семейству Райских птиц (Paradisaeidae) отряда Воробьинообразных (Passeriformes).

Вестники радости и весны.

Экологический мультимедийный урок, посвященный птицам России.

6-7 класс

Цель : воспитать чувство любви к родной природе.

Задачи : привлечь внимание учащихся к проблеме бережного

отношения к птицам;

развить чувство сопричастности к решению проблемы

сохранения природы;

показать разнообразие, особенности и красоту птиц России;

расширить и углубить кругозор учащихся.

Форма занятия : обзор, беседа, конкурсы, викторины, презентация.

Оборудование : компьютер,

экран ,

книжная выставка: «Наши пернатые друзья»,

выставка рисунков, плакатов « Берегите птиц»,

выставка сочинений «Как мы помогаем птицам»,

выставка птичьих домиков.

Ход урока :

На экране в непрерывном режиме демонстрируются материалы библиотечного урока.

Слово библиотекаря:

Боги дали нам птиц, чтобы мы

Видели каждый день, что такое красота.

Конфуций.

1 апреля во всем мире отмечают Международный День птиц. Эта традиция пошла с 1906 года, когда в этом году 1 апреля была подписана Международная Конвенция об охране птиц.

Впервые праздник был проведен в США в 1894 году. Организатором праздника выступил педагог из местечка Ойл-Сити (штат Пенсильвания) Чарльз Бабкок. Его поддержала популярная газета "Питсбургская телеграфная хроника". Сотрудники газеты организовали даже специальный клуб-музей по охране птиц. Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах Америки, а также во многих странах мира.

Цель праздника – сохранение видового разнообразия и численности диких птиц. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, гоголятники и прочие "птичьи домики".

В России организационная охрана птиц началась в конце XIX века. В 1910 году в Московском зоосаде были организованы показательные станции по охране птиц. Летом 1924 года был организован первый Всесоюзный съезд юннатов, и на орнитологической секции кандидат биологических наук Н.И. Дергунов предложил отмечать День птиц как массовый праздник. В 1926 году он и был объявлен таковым. Отмечали его в первое воскресенье апреля.

В мае юннатами Центральной биостанции юных натуралистов, которая располагалась на территории парка "Сокольники" в Москве, было развешено несколько десятков дуплянок в пригороде столицы. А через год ребята провели первый в стране официальный праздник День птиц. Они развешивали скворечники на Воробьевых горах. Многие известные писатели и художники помогали в организации праздника. В. В. Маяковский рисовал плакаты и посвятил птицам известное двустишье: "Мы Вас ждем, товарищ Птица, отчего Вам не летится?" В 1927 году День птиц отмечался по всей Москве, а с 1928 года его стали проводить в масштабах всей страны. В празднике принимали участие сотни тысяч людей разных возрастов. Ежегодно развешивали до 15 тысяч скворечников.

Через несколько лет праздник стали проводить в масштабах всей страны. Принимали участие сотни тысяч людей разных возрастов. Ежегодно развешивали до 15 тысяч скворечников. Массовыми тиражами выпускались популярные брошюры о птицах, об устройстве для них искусственных гнезд.

В последние годы праздник постепенно возрождается. Возрождению этого праздника сегодня мы обязаны Союзу охраны птиц России – благотворительной некоммерческой организации, созданной в 1993 году. По весне энтузиасты развешивают скворечники и синичники. Важно заботится о пернатых в зимнее холодное время.

Конкурс «Угадай птицу».

Ребята отгадывают загадки, на экране появляются изображения угаданных птиц.

1.Носят серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат все «Карр!» да «Карр!». (Вороны)

2. Петь люблю рассветной тишью.

Так влюблен я в песнь свою,

Ничего вокруг не слышу,

Если только запою. (Глухарь).

3.Черный, проворный,

Кричит «Кракк!», червякам враг. (Грач).

4.Кто в лесу деревья лечит,

Не жалея головы?

Тяжела его работа-

Целый день долбить. (Дятел)

5. Рано-рано на рассвете

Средь листвы затрепещу,

То спою на зависть флейте,

То как кошка, запищу. (Иволга).

6. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

«Клее! Клее! Клее!» поет

Со свистом. (Клест).

7. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)

8.Только я из птиц, признаться,

В зной, морозы и пургу

По стволу передвигаться

Головою вниз могу. (Поползень).

9. Едва возвратится этот певец

В свой, на шесте, деревянный дворец,

Как все понимают – весна наступает,

А долгой зиме скоро будет конец. (Скворец).

10. Грудь красна, как маки летом,

Огоньком мелькает, но

Угадайте, мне за что же

Имя снежное дано? (Снегирь)

Слово библиотекаря .

Из истории.

А вот традиция встречи птиц и подготовки для них искусственных гнездовий появилась задолго до объявления 1 апреля Днем птиц и этому есть серьезные причины. Первыми стали делать птичьи домики индусы еще в I тысячелетии н. э. Они мастерили их из высушенных тыкв. Предназначались эти домики для майны – индийского скворца. В Европе первые скворечники появились в конце ХV – начале ХVI века. Изготавливались они из обожженной глины в форме горшка или кувшина, плоского с одной стороны. На выпуклой стенке такого сосуда располагался леток, а на противоположной, плоской, – большое отверстие, в которое свободно могла войти рука человека. Вот только первые скворечники люди делали в своих интересах, они брали яйца и птенцов для пропитания, но только первую кладку, чтобы птиц не становилось меньше.

Вслед за глиняными появились деревянные скворечники. Считается, что это уже абсолютно русское изобретение. (В Западной Европе птичьи домики, сколоченные из досок, не были известны вплоть до середины XIX века.) Умельцы делали их в виде теремка с двускатной крышей и резным балконом, украшали резными фигурками, раскрашивали. Некоторые из таких домиков сохранились в коллекциях Государственного Исторического музея в Москве и Музея игрушки в Загорске. Они свидетельствуют о том, с какой любовью наши предки относились к птицам.

Перелетные птицы.

Если сами по себе птицы вызывали священный трепет у древнего человека, то уж миграции их и подавно. По сей день люди не устают поражаться грандиозности этого явления. Миграции птиц можно наблюдать практически везде. В одних местах пернатые обитатели исчезают с приближением холодов или сухого сезона, чтобы снова прилететь весной, в других - массово появляются во время перелетов или на зимовке. Например, на Ближнем Востоке каждую осень можно наблюдать неповторимое зрелище - массовый пролет хищных птиц, аистов, пеликанов. Да и у нас кого оставит равнодушным пролетающий в небесной синеве журавлиный ключ? Миграции птиц тысячелетия оставались загадкой для человека. Чего можно ожидать от наших далеких предков, если еще в конце прошлого века совершенно серьезно обсуждался вопрос о возможности зимней спячки птиц (Диксон, 1895). Там же, где есть загадка, появляются мифы - первая робкая попытка человеческого сознания осмыслить происходящее. Миграции птиц нашли отражение во множестве религиозных верований, поверий, обрядов и т. д., да и в повседневной жизни. Жители древних Персии и Аравии, например, при составлении календарей учитывали время прилета и отлета некоторых видов птиц (Клаудсли-Томпсон, 1982). У целого ряда сибирских народов - якутов, самодийцев, кетов и др. - март, когда возвращаются первые птицы, называется месяцем орла (Штернберг, 1936). В древнем скандинавском календаре период с 22 апреля по 21 мая назывался месяцем кукушки.

Каких птиц называют перелетными?

Назовите их.

Ответы учащихся.

Слово библиотекаря.

Перелетными называют птиц, которые после размножения покидают гнездовую территорию и на зиму перелетают в другие, удаленные районы. К перелетным относится большинство птиц нашей области: дрозды, утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, цапли, пеночки, славки и многие другие.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/час, а для крупных около 80 км/час. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70 - 90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км.

Почему птицы каждую весну возвращаются на родину?

Потому что они патриоты?

Как они понимают, что пора двигать домой?

Ответы учащихся.

Слово библиотекаря.

Причина патриотизма , заставляющая вернуться на родину, кроется в глубоко меркантильных соображениях.

Летом в северных широтах длина светового дня больше, чем на юге, что дает ведущим дневной образ жизни птицам больше возможностей прокормить свое потомство.

Птицы летят к нам шестью волнами: в каждой волне птицы своего рода-плем ени. Первая волна: грач, чибис, скворцы, жаворонки , зеленушки,коноплянки, чайки серебристые , чайки озерные , утки кряквы. Вторая волна: зяблики , трясогузки, за рянки (малиновки), луни, канюки , цапли, гусь белолобый , бекасы. Третья волна: лесные, коньки , пеночки-теньковки, варакушки, желтые тря согузки, основная масса куликов .Четвер тая волна: деревенские ласточки, горихвостка самец , му холовка пеструшка, пеночка трещо тка, чекан лугов ой. Пятая волна: славка серая пересмешки, чечевицы, сорокопуты , кор остели. Шестая волна: камышевки, иволги , золотистые щурки.

Как птицы ориентируются во времени и пространстве?

Ответы учащихся.

Российскими учёными доказано, что перелётные птицы способны абсолютно точно определять своё географическое местоположение. Они чувствуют не только направление на магнитный и географический полюса, то есть широту, но также и определяют свою долготу. Каким образом перелётные птицы это де лают остаётся загадкой для всех . Известно, что птицы, совершающие ежегодно дальние сезонные перелеты, прекрасно ориентируются во времени и пространстве. Этот факт уже давно наталкивал учёных России на мысль о том, что им должна быть по силам навигация по географической широте и долготе, по крайней мере, в ходе полета.

Конкурс «Словесный портрет».

По краткому описанию игроки должны назвать птицу. При правильном ответе на экране появляется изображение птицы.

1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват. А вечером или ночью приди сюда, и остановишься, как вкопанный, услышав ее песню – разливается она на все лады. (Соловей).

2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть хвостом вниз повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним – вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особенный: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест)

3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку. Поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюшко светится. (Сорока)

4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. Подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит да дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листок дрогнул, хоть бы травинка качнулась! (Дергач).

5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтоб рассмотреть, не каждому удается. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит,как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга).

6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит,как змея. Так что у желающего поближе познакомиться с ней пропадает всякая охота. Кому захочется встретиться со змеей? (Вертишейка)

7. Вот над болотом пролетела длинноклювая птица, да и клюв у нее какой интересный, загнут вниз. А уж если птица закричит, сразу всем понятно, как зовут ее. Кстати, эти птицы бывают большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв длиннее, у других короче. (Кулик)

8. Птичка эта днем скрывается, а с наступлением темноты вылетает на охоту. Возвращается вечером стадо в деревню, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Да и слепни, мухи, комары, которые так тревожат скот, не минуют этой ловушки. Люди из-за своих глупых выдумок, будто птичке молока надо, часто прогоняли ее. И хоть птичке этой не молока, а насекомых подавай, странное название так и закрепилось за ней. (Козодой).

9. Внешний вид птицы может стать признаком, важным при выборе названия. Именно окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. В.Бианки очень точно про эту птицу написал: «У него перо – невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Все в серых, черных да рыжих рябинках. В лесу-то ведь все кругом в глазах так и пестрит». (Рябчик)

10. Важным для птичьего имени может оказаться не только место , но и время. Так, эта птица прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. (Снегирь)

11. Если вам приходилось шагать по лугу, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? Чьи вы?» По крику и названье получила эта птица. И ногда ее еще луговкой называют, потому что живет чаще всего на лугу. (Чибис)

12. Как вы думаете, за что эта птица получила свое название? Конечно, за то, что сама свое имя людям подсказывает. И это услышали не только русские. Во многих странах название похоже на русское. Чехи, французы, итальянцы, немцы, болгары тоже обратили внимание на один и тот же признак птицы – ее крик, поэтому и название звучит у всех одинаково. (Кукушка)

13. Почему называется так эта птица? Потому что мерзнет? Да нет, не боится она холода и прилетает ранней весной, когда на полях еще снег лежит, Да и улетает поздней осенью в холодное время, «зяблое», как в народе говорят. Может, потому, что прилетает и улетает в зяблое время, и прозвали ее так? (Зяблик)

14. Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. От того, что птичка имеет желтовато-красный, малиновый грудничок, она получила еще одно название. (Зарянка, она же малиновка)

15. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает, поэтому кажется, что он вспыхивает огоньком, как будто горит. (Горихвостка)

16. У этой веселой проворной птички своя красота – на первый взгляд неброская, но запоминающаяся. А вечное помахивание хвостиком не может не вызвать улыбки, Кстати из-за этой привычки она и получила свое название. (Трясогузка).

Слово библиотекаря.

Традиции наших предков.

Издавна на Руси было принято встречать ранней весной птиц, возвращающихся с юга в родные места. Прилет пернатых считали одной из радостных примет весны, их приветствовали песнопениями и заклинаниями. Во многих закличках – веснянках говорилось, что птицы, возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами замкнуто холодное подземелье, где томится красавица весна, запертая злой зимой. Вот и звали они птиц, чтоб помогли весне, с зимой местами поменяются.

Птичка – ключница,

Прилети к нам из-за моря,

Принеси нам два ключа,

Два ключа золотые.

Отомкни весну теплую,

Замкни зиму холодную.

По народному календарю 9 марта – «Птичье потенье – гнезд обретенье». В этот день птицы начинают вить гнезда, а перелетная птица летит из жарких стран на родину: «Видишь скворца – знать весна у крыльца». Верили в старину, что если запоет скворец возле дома – к добру.

17 марта – «Герасим – грачевник». С грачом народ связывал такие приметы: Грач прилетел – через месяц снег сойдет. Увидал грача – весну встречай, грач весну принес. Грачи сели в гнезде – через три недели на сев. Грач на горе – весна во дворе. На Руси разорять гнезда грачей считалось большим грехом – может сгореть дом.

22 марта справляли именины жаворонка. Детям пекли сдобные «хлебцы–жаворонки», по форме напоминающие птичку, с изюминами вместо глаз, мазали их сладким душистым медом. Хлебцем, по обычаю, полагалось поделит ь ся с пернатыми. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги, украшали позолотой. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу и пели песни-заклички, в которых зазывали

весну-красну поскорее прийти на землю. В сельской местности кое-где и сейчас на 22 марта лепят жаворонков из теста и поют заклички, чтобы ускорить прилет гонцов весны.

Жаворонки, прилетите,

Красну - весну принесите.

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

В апреле соблюдали обычай «отпущенья» птиц на волю. «Благовещенье – птиц на волю отпущенье». Покупатели птиц тут же на рынке открывали клетки и выпускали синичек-сестричек, краснозобых снегирей, щеглов-молодцов, приговаривая

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

С середины апреля наблюдали в старину, когда какая птица запоет и каких птиц много. Крик дергачей с весны – к урожайному лету. Говорили: «Когда много коростелей поет по утрам, будет урожай ржи». Вперед закричит перепел – будет много хлеба, мало травы; вперед закричит дергач – много травы и мало хлеба.

А какие приметы знаете вы?

Ответы учащихся.

Конкурс "Барометр природы"

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).

2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).

3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).

4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)

5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).

6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).

7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).

8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).

9. Вороны садятся на снег (к оттепели).

10. Чайки ходят по песку,

Моряку сулят тоску,

Села чайка на воду,

Жди...(хорошую погоду).

Слово библиотекаря.

Певчие птицы.

Пение птиц привлекает человека испокон веков. Особенно человека завораживал голос певчих птиц. Певчие птицы почти незаметны для человеческого ока, но их пение замечательно слышно. Чарующее пение жаворонка или соловья – это незабываемое зрелище. Певчие птицы были одной из настоящих достопримечательностей нашей страны.

В начале XVIII века путешественники, приезжавшие в Москву, отмечали, что до 1715 года в городе и пригородах водилось много мелких певчих птиц. Их было не меньше, чем комаров. Звонкое щебетание пернатых умиляло иностранцев. А в 1715 году Петр I велел отловить огромное количество московских птиц, заплатив ловчим по 1500 рублей. Этих птиц переселили в окрестности Санкт-Петербурга.

А каких певчих птиц знаете вы?

Ответы учащихся.

(Соловей, зарянка, щегол, дрозд, иволга, жаворонок, зяблик, снегирь.)

Слово библиотекаря.

Послушаем пение птиц.

1. Соловей поёт днём и ночью, но особенно вдохновенно - утром и в вечерних сумерках. Его песня - набор повторяющихся свистов, щёлканий и причмокиваний. В пении соловья можно различить отдельные элементы - "коленья", число которых может достигать 12 (но обычно 5-6). Голос соловья - громкий, особенно в ночной тиши, когда другие птицы уже давно спят. Если вы остановились на ночлег в непосредственной близости к месту гнездования соловья, то заснуть вам вряд ли удастся.

2. Дрозд певчий. Сразу по прибытии весной в места гнездования он насвистывает свои звучные мелодии с вершин деревьев, особенно на утренних и вечерних зорьках. Его песни - очень музыкальные, самые богатые мелодиями и утончённые.

3 . Полевой жаворонок – один из наиболее ранних вестников весны.
Еще кругом много снега, и только лишь на полях кое-где начинают показываться проталинки. Выйдя в поле ранним утром, мы можем услышать где-то высоко-высоко звонкую, длинную песню. Она состоит из звучных трелей вперемешку с красивыми звуками, напоминающими то звон маленьких колокольчиков, то звучание флейты. Вся песня поется непрерывно 5-10 минут, а иногда и больше.

Конкурс «Угадай, кто поет».

Учащиеся слушают и угадывают пение синицы, зяблика, кукушки и сойки.

Слово библиотекаря.

Птицы сегодня.

Ежегодно Союз охраны птиц России выбирает птицу, которая становится символом природоохранной работы. Птицей 2011 года объявлена белая трясогузка.

Цель кампании «Птица года» - привлечение внимания населения России к нашим птицам и проблемам их охраны.

Выбранная птица оказывается в «свой» год в центре общего внимания. Идет сбор данных о ее численности и распространении, люди помогают решать ее проблемы. Участники акции своим творчеством пропагандируют красоту этой птицы и, конечно, рассказывают об уязвимости живого мира

Белая трясогузка распространена на большей части территории нашей страны. Прилетает в наши края перед вскрытием рек и началом ледохода, а улетает в октябре. Известна примета: «трясогузка-ледоломка – своим хвостом лед разбивает»

ТРЯСОГУЗКА.

Трясогузка возле лужи,

Хвост тряся исподтишка,

Говорила: «Почему же

Всем стишки, - мне нет стишка?

Я ли бегаю не прытко?

Я ли мошек не ловлю?

Иль стишкам нужна улитка?

Вот уж гадость. Не терплю».

Трясогузка, чудо-птица,

Ты милей мне ярких звёзд.

Ты… Но скрылась баловница,

Повернув свой быстрый хвост.

К.Бальмонт

В 2011 году Союз охраны птиц России планирует собрать фенологические данные о жизни этих птиц, оценить их численность, найти места ночевочных скоплений трясогузок и узнать, не угрожают ли им те или иные опасности, организовать массовое изготовление домиков. Дел хватит всем. Присоединяйтесь!

На экране показано, как строить домик для трясогузки

Трясогузка не может, как синичка цепляется лапками. Это бегающая птица. Поэтому домик для неё будет особой конструкции - с посадочной площадкой-балкончиком. Домик можно сделать из оструганной с двух сторон доски. Как и для любой другой птицы, домик должен быть собран без щелей. Перед входом в гнездо желательно сделать порожек из брусочка или планочки. Это предупредит попадание внутрь воды.

Трясогузочники развешиваются на высоте 3 - 5 метров на деревьях или строениях.

Конкурс «Все о птицах»

На экране появляются вопросы и, после ответа учащихся, правильные ответы.

1.Как называется специалист, изучающий птиц? (Орнитолог.)

2. Кого называют водяным воробьем? (Оляпку.)

3.Назовите самую маленькую птичку нашей страны? (Королек.)

4.Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу.)

5. Какая птица питается кедровыми орешками? (Кедровка.)

6. Как по-другому называется белый журавль? (Стерх.)

7. Какая птица может видеть впереди и сзади себя? (Вальдшнеп.)

8. Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник? (Насекомыми.)

9. Где синица вьет гнездо? (В дупле.)

10. Назовите птицу – символ России? (Орел.)

11. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки - береговушки.)

12. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Зеленая пересмешка.)

14. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на чужбине? (Нет.)

15.Какая птица трясет гузкой, покачивая длинным хвостом? (Трясогузка.)

16.Какая птица «плетет» гнездо? (Ткачик.)

17.Какая единственная из наших птиц не имеет голоса, а только щелкает длинным прямым клювом? (Аист.)

18.Название какого ядовитого растения связано с птицей? (Вороний глаз.)

Конкурс «Пословицы о птицах»

Учащиеся должны продолжить пословицу.

На экране появляется начало пословицы, затем, после ответа учащихся, ее продолжение.

Лучше синица в руках… чем журавль в небе.

Ворона беду… накаркала.

Не велика птица… синица.

Гусь свинье… не товарищ.

Сердце соколье, а смелость… воронья.

Без хвоста и пичужка не… красна.

Всякая сорока от своего языка… погибает.

Хоть тресни синица, а журавлем… не быть.

О пользе птиц.

Какую пользу приносят птицы человеку?

Ответы учащихся.

Слово библиотекаря.

К сведению.

Скворец съедает за день до 300 червей и слизней.

Дятел за день уничтожает несколько сотен жуков-короедов.

Кукушка только за час может съесть 100 мохнатых гусениц.

Розовый скворец съедает до 200 граммов саранчи,

Майна за год (пока кормит птенцов) уничтожает их

почти 150 тысяч штук.

Черный дрозд скармливает пяти птенцам за 12 дней

4500 беспозвоночных.

Когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают

к гнезду до 500 раз в день и приносят при этом более

100г. насекомых и личинок.

Преобладающее большинство их приносит большую пользу человеку, истребляя насекомых, грызунов, слизней - вредителей садов, парков, огородов, лесов и полей.

Птицы способствуют расселению растений. Чечетки маленькие забавные птички. Собираясь стайками на березах, они клюют их мелкие семена. Часть семян при этом осыпается, их подхватывает ветер и уносит далеко-далеко.

Там, куда упали семена, вырастают тоненькие белые стволы молодых березок. Рябину, шиповник, бузину красную, калину, можжевельник склевывают свиристели. Не переварившиеся в желудке семена выбрасываются вместе с птичьим пометом. Вот и появляются то тут, то там новые растения. Любят птицы ягоды бузины, смородины. Ученые установили, что дрозды разносят семена более 30 ягодных растений. «Сеятелями» елей и сосен являются клесты и дятлы. Когда клесты лущат шишки елей или сосны, они часть семян роняют на землю, и из них вырастают молодые деревца. А около «кузницы» дятла, устроенной на старом пне, можно встретить целый хоровод молодых елочек.

Снегири, щеглы, синицы, воробьи уничтожают семена лебеды, крапивы, чертополоха и других сорных растений.

Велика и санитарная роль птиц. Мелкие птицы уничтожают множество мух, являющихся разносчиками тяжелых желудочно-кишечных заболеваний, истребляют комаров, мошек, слепней.

Особое место среди истребителей вредных насекомых принадлежит лесным насекомоядным птицам. По данным ученых-орнитологов (они изучают птиц), в нашей стране обитает 700 видов птиц, и добрая половина из них в той или иной степени связана с лесом и является основным защитником его от насекомых-вредителей. Понаблюдайте за трясогузкой. Ведь она беспрерывно склевывает насекомых с земли, травы, веток, ловит их в воздухе.

Люди с давних пор обратили внимание на полезную деятельность птиц в лесах, садах, на посевах, и неслучайно многие из наших птиц пользуются покровительством человека. История знает немало примеров, когда благодаря птицам огромные массивы дубрав и хвойных насаждений были спасен ы от гибельного нашествия полчищ вредителей-насекомых. Существуют и другие методы защиты растений от пагубного влияния насекомых, например применение ядохимикатов. Но яды без разбора губят все живое, в том числе и массу полезных животных.

Поэтому более перспективны биологические методы защиты, среди которых важное значение имеет и привлечение птиц.

Птицы оказывают постоянное сдерживающее размножение вредителей действие. Поэтому важно, чтобы пернатых в наших лесах и садах было как можно больше. Этого удается добиться применением разнообразных методов их привлечения и охраной.

Так давайте же охранять их, п омогать птицам выживать: сооружать кормушки и птичьи домики, подкармливать их зимой.

Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

Грянуть с тылу в Бодричаны.

Все, кто в этом деле сгинет,

Кто падет под стягом крестным.

Прежде, чем их кровь остынет,

Будут в царствии небесном!».

Первый встал епископ Эрик,

С ним монахи, вздевши брони,

Собираются на берег.

Дале Свен пришел, сын Нильса,

В шишаке своем крылатом;

С ним же вместе ополчился

И в веселии все трое,

С ними грозная дружина.

Все плывут в могучем строе

Вдруг, поднявшись над кормою,

Говорит им Свен, сын Нильса:

«Мне сдалось: над той скалою

Словно лес зашевелился!».

Кнут, вглядевшись, отвечает:

«Нет, не лес то шевелится –

Плещут весла, блещут брони,

Топоры звенят стальные,

И, как бешеные кони,

Ржут волынки боевые!

Сам в чешуйчатой рубахе,

Боривой кивает чубом:

«Добрый день, отцы монахи!

Я вернулся из Арконы,

Где поля от крови рдеют,

Но немецкие знамена

Под стенами уж не реют.

В клочья ту порвавши лопоть ,

Заплатили долг мы немцам

И пришли теперь отхлопать

И под всеми парусами

он ударил им навстречу:

Сшиблись вдруг ладьи с ладьями,

И пошла меж ними сеча.

То взлетая над волнами,

То спускаяся в пучины,

Бок о бок сцепясь баграми,

С криком режутся дружины;

Брызжут искры, кровь струится,

Треск и вопль в бою сомкнутом,

До заката битва длится –

Не сдаются Свен со Кнутом.

Но напрасны их усилья:

От ударов тяжкой стали

Позолоченные крылья

С шлема Свена уж упали;

Пронзена в жестоком споре

Кнута крепкая кольчуга,

И кидается он в море

А епископ Эрик, в схватке

Над собой погибель чуя,

Перепрыгнул в лихорадке

На икону ничего я,

Лишь в Роскильду поскорее

Мне б уйти от Боривоя!».

И гребцы во страхе тоже,

Защити от Боривоя!».

К вам средь моря иль средь суши

Проложу себе дорогу

И заране ваши души

Худо доням вышло, худо

В этой битве знаменитой;

В этот день морские чуда

Нажрались их трупов сыто.

И ладей в своем просторе

Опрокинутых немало

Почервоневшее море

Вверх полозьями качало.

Генрих Лев, идущий смело

На Волын к потехе ратной,

Услыхав про это дело,

В Брунзовик пошел обратно.

Всюду весть разносят ветры

О победе той великой.

Шумом полн Волын веселым,

Хороводным ходят колом

Дев поморских вереницы.

А в Роскильдовом соборе

Собираются монахи,

Восклицают: «Горе, Горе!» -

И молебны служат в страхе.

И епископ с клирной силой

На коленях в церкви стоя,

Молит: «Боже, нас помилуй!

Защити от Боривоя!».

Примечания.

Толстой, Алексей Константинович. Родился в 1817 году, умер в 1875. Великий русский стихотворец и драматург.

«Рюген, с его грозными Божествами, и загадочные поморяне, и полабские славяне, называвшие луну Леуной, лишь отчасти затронуты в песнях Алексея Толстого», писал в марте 1913 года, в статье «О расширении пределов Русской словесности», другой великий русский поэт Велемир Хлебников. Кроме Алексея Константиновича, почти никто (!) из всей «великой русской литературы» не вспомнил более о цивилизации наших ближайших родичей, отчасти предков – ведь именно оттуда, с «Поморья Варяжского за Гданьском» (Ипатьевская летопись) пришли варяги-русь, создатели Русского государства, а до них – славянские колонисты на Север Восточной Европы, основатели Ладоги и Новгорода, Пскова и Изборска – «людье новгородское от роду варяжска до днешнего (нынешнего) дни» (Первая Новгородская Летопись). Опера Римского-Корсакова на либретто С.А. Гедеонова «Княжна Млада», посвященная балтийским славянам, почти не ставилась после смерти создателей и мало ставилась при их жизни, оставшись почти неизвестной широкому зрителю. Изыскания наиболее серьезных оппонентов норманнской школы, учившей, что варяги-русь были скандинавами, первыми из череды западных культуртрегеров, которым предстояло-де из века в век приобщать отсталых, полудиких славян к мировой культуре и цивилизации (Просвещению при Петре, марксизму при Ленине, «общечеловеческим ценностям» при Горбачеве и Ельцине), изыскания, которые заставили всерьез задуматься и начать пересмотр своих позиций самых крупных и честных норманистов (М.П. Погодина), были преданы забвению. Гедеонов, Забелин, Гильфердинг были скрыты от советского читателя, а их открытия подменены сказками про «россичей» с маленькой украинской речушки. Естественно, «борьба» таких сказок с норманнизмом не могла не быть чем-то средним между игрой в поддавки и «борьбой нанайских мальчиков».

Поэтому очень важно пробить завесу забвения над нашим прошлым, над нашими корнями, что находятся на южном берегу Варяжского моря. Хотя бы с помощью гениальных стихов А.К. Толстого.

Поэма «Боривой» посвящена события 1147 года, когда три могучих племенных державы Балтийских славян – ободриты-рерики, поморяне, и жители острова Рюген (тогда – Руян), русы – в последний раз вместе встали против крестоносных захватчиков.

Папа – папа Римский, глава католической церкви. В данном случае – Евгений III, вдохновитель крестового похода против Балтийских славян.

Роскильда (совр. Роскилле) – средневековая столица Дании. Расположен на острове Зеландия, несколько западнее современной столицы, Копенгагена. Название происходит от имени конунга (короля) датчан Хроара (конец V – начало VI века, буквально «Хроарсскильде – щит Хроара), не имея никакого отношения к мифическим скандинавским «росам» или «ротсам».

Бодричаны – правильнее ободриты (Abotriti, Obodriti). Чешский исследователь Шафарик попытался «славянизировать» это название до «бодричи» (см. в конце стихотворения «и от бодричей до Ретры»), а А.К. Толстой, по аналогии с «поморянами», «волынянами» и пр. добавил еще один славянский суффикс. Другим именем этого племенного союза было «рерики» - соколы. Именно из ободритов, скорее всего, был Рюрик-Сокол, основатель первого русского княжеского рода, правившего Русью вплоть до XVI века. И именно к ним, судя по всему, и относилось, в узком смысле, слово «варяги» в русских летописях. Кроме собственно ободритов-рериков, живших на побережье от Любекского залива и Ратиборского озера до низовьев Варны, где находилась их крепость Верле. На юге они не переходили реку Эльду. Главные города: Великий или Велеград (совр. Мекленбург), Зверин (совр. Шверин), и Вышемир (Совр. Висмар). Кроме них, в союз входили варны или варнабы (они же варины, веринги, варяги), жившие к востоку от собственно ободритов на реке Варне. На западе обитали вагры, занимавшие большую часть Голштинии, а также остров Эльмсгорн, суслы и плуни. Главным городом вагров считался Старгард-Рерик (совр. Альденбург). Рядом с ваграми жили входившие в ободритский союз полабы (от реки Эльбы-Лабы), смельдинги у устья Эльды, ветничи, минтги и древане.

Генрих Лев (1129-1195) – герцог баварский и саксонский. Враг славянства. Враждовал также с императором Фридрихом I Барбароссой, в каковой борьбе и потерпел сокрушительное поражение.

Брунзовик – славянское название Брауншвейга, родового владения герцогского рода Гениха Льва.

Дони (др.-рус.) – датчане, Дания.

Слово «викинг» обозначает не национальность, а профессию – так назывались морские разбойники на Балтийском море раннего Средневековья. В данном случае это даже не классический балтийский морской разбойник конца «Темных веков», а просто пират.

Аркона - от санскр. Arkati – молиться. «Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: «О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши?»» («Слово о полку Иогореве»). В сор. Русских говорах, под влиянием христианства смысл древнего слова видоизменился, аркаться – браниться, ругаться. Аркона, таким образом – мольбище. Располагалось на северо-западном мысе острова Рюген (слав. Руян, Буян русских заговоров и сказок, остров Рус арабских авторов). Разрушен христианскими варварами в 1168 году.

Волын – торговый город поморян в устье Одера. Посещавшие его немецкие купцы и монахи называли его «самым большим городом Европы» (современные «ученые» отчего-то «цитируют» «самый большой город Балтийских славян»). Уже в IX веке он занимал площадь в 50 гектаров, а население его насчитывало порядка 5-10 тысяч человек.(для сравнения – Бирка, крупнейший торговый центр Швеции того времени, располагалась в то же время на территории 12 га, а датский Хедебю во времена расцвета, в середине Х века, 24 га, а население его насчитывало несколько сотен человек, по самым смелым подсчетам, не больше тысячи). В Х веке Волын дал приют крупнейшему на Балтике боевому братству Юмнских витязей, которых скандинавы называли йомсвикингами. Базировались эти воины в крепости Юмна (сканд. Йомсбург) на островке в волынской бухте. Под Волыном была зарыта треть (!) кладов Балтийского Поморья.

Святовит (Святовид, Свентовит и пр.). – «Бог Богов» славянского Поморья, по отзывам западных авторов. Его храм в Арконе (см. выше) поражал пышностью, дары туда приносили и датские конунги во времена язычества, пилигримы приходили к Святовиту за пророчествами еще в XI веке из давно уже крещеной Чехии. Кумир его представлял из себя статую мужчины-воина с четырьмя головами, волосы и бороды на которых были обриты – как и у почитавших Бога русов (см. ниже – «Боривой кивает чубом»), держащего в руке рог для питья. В его украшенном красными тканями храме жил священный белый конь, ездить на котором полагалось только верховному жрецу Бога. С помощью этого коня русы гадали об удаче будущих предприятий, водя коня через три пары крестообразно связанных копий. Если конь переступал через эти копья правой ногой, удача похода считалась обеспеченной, если левой – означало, что удачи не будет. Кроме того, как считалось, по ночам Сам Святовит выезжает на этом коне воевать с врагами славян. Оружие Бога – огромный меч и лук со стрелами – также хранились в храме. Еще одной из реликвий главного славянского святилища была «Станица» - красное полотнище на древке, обозначавшего присутствие с несущим его войском Самого Святовита.

Дуб – одно из названий ладьи, лодки. «Смотреть в дуб» - быть при смерти, от языческого обычая погребения в ладье (ср. совр. «стоять одной ногой в могиле»), отсюда же современное «дать дуба». Очень возможно, что «девять дубов», на которых сидел былинный Соловей-разбойник, обозначает девять ладей, на которых этот лиходей со своим «гнездом Соловьиным» нападал на проезжих на речке Смородине.

Лопоть – (др.-рус.) хлам, рвань, тряпки.

Гуменце (др.-рус.) – выбритая макушка, здесь – тонзура католических монахов и священников.

Струг (др.-рус.) – судно, ладья.

Клобук – остроконечный головной убор, здесь – капюшон монашеской сутаны, «клобучье племя» – монахи

В 1152 году славяне – ободриты, поморяне и русы с Рюгена атаковали Данию, и, мстя за крестовый поход, прошли ее всю огнем и мечом.

Чернобог - по словам германского автора Гельмольда, славяне «во время пиров… пускают вкруговую жертвенную чашу, произнося при этом, не скажу благословения, а скорее заклинания от имени богов, а именно доброго бога и злого, считая, что все преуспеяния добрым, а все несчастья злым богом направляются. Поэтому злого бога они на своем языке называют … Чернобогом». Из того, что «заклинания»-славления произносились над одной чашей в честь обоих Богов, видно, что они не были врагами, как христианские бог и дьявол или зороастрийские Ормузд и Ариман. Скорее, они взаимодополняют и уравновешивают друг друга, как хранитель Вишну и разрушитель Шива в индуизме. Память о Чернобоге – гневном, опасном Божестве – жила у славян до ХХ века. Его помнили древане и кашубы – остатки балтийского славянства, а галичане и чехи ругались: «Чтоб тебя Черный Бог убил!». Память о нем осталась в названиях гор, сел и урочищ в России, Лужицкой земле, Буковине и Сербии.

Ретра (или Радигощ) – одна из главных святынь западных славян, наряду с Арконой. Город-храм в честь Божества, называемого Сварожичем или Радагастом (Радигостом, Радегастом и пр.). Архитектура Ретры, как и других святилищ славян, поражала западных монахов (современников готики). Причем основанием для храма, по сообщениям немецких авторов, служили… рога различных животных. На подножиях кумиров были написаны (! вот вам и неграмотные язычники) имена Богов. Сам кумир, изображавший воина в доспехах с птицей на шлеме, бычьей головой на груди (или на щите) и обоюдоострой секирой в руках. В Ретру, как и в Аркону, приходили за пророчествами крещеные чехи. В 1068 году храм был уничтожен епископом Бурхардом из Гальберштадта, потом отстроен, и вновь, уже окончательно разрушен в 1127 году.

Любопытно, что «Радгостом» и «Радегастом» сейчас называются марки пива, на этикетках которого, в меру фантазии художников изображены жуткие «идолища поганые» с питьевым рогом в лапе.

Что ж, у каждого времени – свои святыни.

Осна – река в Польше

Дубовик – город-порт на Адриатическом море. Велемир Хлебников называл его «славянской Венецией».

Перун – Бог грома и войны у славян. Первые упоминания об этом Божестве содержатся еще в трудах византийского историка Прокопия Кесарийского (VI век). На Балтийском поморье еще в XVIII веке четверг, день недели посвященный Перуну, называли «перундан». Немецкие монахи в своих записях передавали имя Перуна, как Проне (современные городки Проне в восточной Германии на картах XIII века носят название Перун и Перунсдорф). Ему была посвящена в Старгарде (выходцы из которого основали Новгород) священная дубрава (дуб был священным деревом Перуна и на Руси). в Киеве изваяние Перуна было изготовлено из дерева (скорее всего, опять-таки дуба), снабжено серебряной головой и золотыми усами (вспомним, что говорят источники про облик кумира Святовита).