Планирование Мотивация Управление

Творчество В. Петрова, художника-земляка, «Народного мастера Воронежской области». «Художественная роспись по бересте». Художественная обработка бересты Для рисования требуется

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

Картины на бересте

Мастер-класс подготовила Наджафова Гюльшен Ингилаб кызы, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ДДТ СП « Станция юных натуралистов», объединение « Природа и фантазия», Пермский край, город Нытва

Мастер-класс проводит Старкова Юлия, ученица 3 класса, объединение « Природа и фантазия»

Береста — наружная часть березы. Из бересты изготавливаются различные предметы быта - лапти, корзины, короба, туеса, шкатулки. В берестяных туесах хлеб хранится долго, а молоко не скисает. Сегодня из бересты делают сувениры, она широко используется при оформлении интерьера, на бересте рисуют картины. Предлагаем и вам попробовать свои силы в рисовании на бересте!

Заготовка и хранение бересты

Бересту добывают только с рубленных или с поваленных деревьев. Заготовить бересту можно в любое время года. Весной и летом береста бывает наиболее прочная и гибкая, зато осенью, когда трава уже пожухла и листва с деревьев опала, хорошо видны поваленные берёзы. Береста легко снимается со стволов диаметром от 20 см и больше. Основной инструмент для заготовки бересты - острый нож и ножницы. На спиленном стволе надо сделать надрез сверху вниз, стараясь не задеть древесину, иначе она будет мешать снятию бересты. Край разреза нужно аккуратно отогнуть и дальше сдирать бересту руками вокруг ствола до другого края того же надреза. Таким образом можно заготовить довольно широкие полосы. Береста для поделок должна быть гладкой, ровной, без дефектов (порезов, трещин); горизонтальные полоски, характерные для березы, не должны быть круглыми. Кора берёзы покрыта чечевичками - поперечными штрихами чёрного или тёмно-коричневого цвета, которые придают бересте неповторимое своеобразие и привлекательность. С функциональной точки зрения, это своеобразные поры, которые заполнены рыхлой тканью и которые, будучи открытыми летом (бытует и такое их название, как « форточки»), обеспечивают газообмен, важный для растения, т. е. берёза через них дышит. С наступлением холодов чечевички заполняются веществом, специально вырабатывающимся деревом, и закрываются, защищая березу от морозов. Отсюда понятно, что береста особенно прочна весной, когда чечевички ещё закупорены. Благодаря чечевичкам, которые бывают крупными и мелкими, короткими и протяженными, на березе складывается своеобразный узор, который отличает её от деревьев других пород. Кроме того, они усиливают декоративное звучание изделия.

Для хранения заготовленную бересту обязательно надо сложить стопкой под пресс, предварительно высушив 2-3 недели в нежарком месте (тогда береста не будет коробиться). Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. Если же береста слишком пересохнет и станет ломаться, то её можно смочить водой и ещё раз слегка подсушить. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Сложенная пластами береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой.

Роспись

Распиная береста — один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи — масляные лаки. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, жёлтый, реже зелёный, коричневый, голубой или синий цвета. Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы — цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют небольшой шпатель. Затем берестяное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

На бересте также можно рисовать темперными красками, а также гелевой ручкой, тушью или гуашью.

Нам понадобятся:

береста;

рамки;

лишайники;

клей « Момент»;

чёрная гелевая ручка;

белая гуашь;

тонкаякисточка.

Подготовка бересты к росписи

Прежде чем начать рисовать на бересте, при помощи канцелярского ножа снимаем верхний тонкий, частично отслоившийся слой коры, и отслаиваем нижний слой, убирая грубые наросты бересты, чтобы она выпрямилась. Эту часть работы лучше выполнить взрослому.




Внимательно приглядываемся к бересте, к её наростам: может быть, они что-то напоминают. Можно дать волю своему воображению и пофантазировать, на что могут быть похожи наросты (облака, горы, деревья, кусты, снежные сугробы…). Основными сюжетами таких картин являются пейзажи, церкви, деревья, дома, ручьи и поля. А времена года, которые изображают на таких картинах чаще всего — зима либо ранняя весна, когда снег ещё не сошёл. Потому, что краски лета и осени не гармонируют с белизной бересты. Продумываем композицию и делаем предварительные эскизы на листе бумаги, что значительно облегчит дальнейшую работу. Так как это триптих « Времена года», мы готовим три эскиза.


С помощью чёрной гелевой ручки переносим на три кусочка бересты рисунки. Для летнего пейзажа определяем линию горизонта. Для изображения воды риски (штрихи на бересте) располагаем горизонтально. Чтобы подчеркнуть, что это вода, рисуем лодочку. Тонкой кисточкой набираем белую гуашь и рисуем лёгкие облака и их отражения в воде.


Для изображения осени берём бересту с большим наростом, напоминающим скалу. На скале рисуем осенние деревья с опадающей листвой. Так как осенью погода пасмурная,
белой гуашью рисуем сероватые размытые облака.


Третья картина — это зимний пейзаж . Наросты бересты могут превратиться в домик, холм, лес на дальнем плане. Прорабатываем передний план, вводим детали: кустик, небольшую веточку, дерево и т.п. Белыми штрихами изображаем сугробы, деревья, кустарники. Для более выразительного восприятия подчеркиваем тень и глубину чёрной гелевой ручкой. Чёрные наросты на бересте лучше забелить гуашью. Рисуем белые облака.


Картины готовы, остаётся только приклеить их на основу и положить под пресс на 24 часа. Затем можно приклеить на передний план лишайник для придания объёма,
а также оформить триптих в рамки.


Занятие 4.

Тема: Творчество В. Петрова художника-земляка, «Народного мастера Воронежской области». Мастер-класс« Художественная роспись по бересте».

Цель: Познакомить с творчеством художника-земляка В.Петрова, показать простейшие приёмы росписи по бересте.

Задачи:

    Развитие эстетических чувств и воображения.

    Привитие уважения и почтения к березе, к историческому прошлому своей Родины, развитие интереса к народным промыслам и традициям своей страны, края.

    Воспитание чувства радости и удовлетворения от полученных результатов.

Ход ООД

1.

Ребята, сегодня я познакомлю вас с творчеством нашего земляка, Петрова Валерия Ивановича, мастера художественной росписи по бересте. Валерий Иванович (фото) выпускник Бутурлиновского педагогического училища художественно-графического отделения. Занимается обработкой бересты с 1997 года. Разработал индивидуальную технику рисунка акварелью на бересте. Основная тематика его работ - православное зодчество и памятники русской архитектуры. В 2004 году Валерий Иванович создал детскую художественную студию в Доме культуры села Елизаветовка Павловского района, где обучает детей классическому рисунку и работе с берестой. Мастер активно участвует в выставках и фестивалях от областных до всероссийских. В V Московской Межрегиональной выставке-конкурсе он представлял Воронежскую область и вошел в пятёрку лучших мастеров России, работающих с берестой.

Впервые в истории Павловского района в 2012 году местному жителю было присвоено звание «Народный мастер Воронежской области». Валерий Петров занимается этим ремеслом15 лет, написал более тысячи картин. В копилке произведений художника – изображение Троице-Сергиевой лавры, Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря, Белогорского Воскресенского мужского монастыря и другие.

Павловский художник участвует во многих выставках, конкурсах, фестивалях по всей стране. Он – участник Всероссийских фестивалей в Москве, Чебоксарах и Воронеже, лауреат Воронежского областного конкурса декоративного творчества 2011 года, дипломант VII межрегионального фольклорного фестиваля «Лето красное», прошедшего в Белгородской области.

Картины Валерия Петрова выставляются в Павловском краеведческом музее. Ему также делают заказы. Так, например, перед визитом в Павловск митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия городская администрация попросила художника написать картину с изображением павловского Казанского храма, которая и была впоследствии передана в дар митрополиту.

    Мастер-класс« Художественная роспись по бересте».

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о волшебном дереве – березе! Мы с вами имеем представление о народных промыслах и их видах. Красота и необычность росписи на бересте не оставит вас равнодушными. Материал береста – так прост, доступен, но уникален, потому что рисунки на каждом из кусочков бересты индивидуальны и неповторимы! Именно за это качество еще с древних времен полюбили бересту народные умельцы и художники. Береста уникальна и волшебна по своей сути: гибкая и пластичная, непромокаемая и прочная, не гниет!, Бесценная, но дешевая, простая, но красивая!

В древней Руси слово «береза» означало «светлый и белый». Из бересты крестьяне делали: туеса, корзины, туески, набирушки, лукошки, детские погремушки-шаркунки, солонки, плошки. Строители использовали бересту для изоляции от сырости. По бересте можно выполнять: резьбу, теснение, выжигание, аппликацию, роспись.

Бересту называют теплым деревом. Даже в холодной комнате она на ощупь очень теплая, потому что обладает большой положительной энергетикой. Достаточно некоторое время посмотреть на нее, подержать в руках – и вы сразу же успокоитесь, если были чем-то взволнованы.

Бересту нельзя заготавливать с живых берез. Снимают берёсту с дров, чурок заготовленных на дрова, с упавших деревьев в лесу (она легко отслаивается).

Хранят бересту , сложив ее в стопку изнаночной стороной вниз. Сверху желательно положить гнет, чтобы во время хранения пласты не скручивались. Хранить бересту лучше всего в прохладном затемненном помещении или в кладовке. Воздух в помещении не должен быть очень сухим и теплым.

Чтобы береста легко расслаивалась, ее надо замачивать в соленой воде.

Вглядевшись в кусочки бересты, в ее естественные природные узоры: черточки, пятна, наросты, - вы различите силуэты зверей, птиц, изображения лесных цветов, россыпи звезд и блеск северного сияния.

Этапы выполнения росписи на бересте:

1. подобрать бересту по цвету и фактуре

2. почистить бересту – подготовить под роспись

3. приклеить бересту на твердый картон

4. нарисовать эскиз на бумаге

5. перевести рисунок на бересту

6. разметить детали

7. расписывать бересту в соответствии с эскизом

Поэтапный показ выполнения работы.

Продуктивная деятельность.

Посмотрите, какие красивые работы у вас получились! Береста - это хороший материал для творчества, в нем самом уже заключена половина работы, нужно только уметь внимательно рассматривать основу для картины. Когда ваши картины высохнут, мы устроим выставку для родителей.

Источники:

Любимая народом, воспетая поэтами и писателями, русская берёза - один из самых распространённых символических образов России.

Однако издревле её любили не только за красоту. Берёза широко использовалась нашими предками и в прикладном назначении.

Она могла напоить своим соком, обуть (из бересты плели лапти), украсить человека и его жилище; согреть (берёзовыми дровами топили печи), вылечить (берёзовые угольки сосали при расстройстве желудка, настоем из берёзовых почек лечат некоторые заболевания).

А уж что говорить о знаменитых берёзовых вениках для бани!

Бересту использовали для переписки или даже для деловых документов (берестяные грамоты).

Из берёзы изготавливали посуду и другие предметы быта - туеса, солонки, тарелки, ложки. Использовали в хозяйственных целях. Короба, грузила, колыбели.

На бересте народные мастера вырезали тончайшие узоры, которые можно сравнить с кружевами (ажурная резьба, роспись, мозаика, профилировка, аппликация)

Береста - уникальный природный материал с очень интересной бархатистой фактурой.

Поверхность бересты красива сама по себе, множество горизонтальных темных полосок (чечевичек) делают ее необычной.

Природная окраска коры имеет множество оттенков от золотисто-медовых до красновато-коричневых, все они удачно сочетаются друг с другом. Именно эту особенность бересты можно использовать при создании различных картин, панно.

Технология подготовки бересты к работе

Желательно снимать кору с упавших деревьев в лесу или с березовых бревен. Чем рельефнее кусочек бересты, тем интереснее на нем можно сделать рисунок.

Обработка бересты

  1. Отшелушить с куска высохшую бересту.
  2. Промыть кусок бересты водой.
  3. Снять несколько верхних слоёв до появления ровного, гладкого слоя, на котором можно рисовать.
  4. Обезжирить бересту ваткой, смоченной в спирте или водке.

Для рисования требуется:

калька или полиэтилен (калька предпочтительнее);

рисунок-образец.

Рисование

  1. Внимательно рассмотреть.
  2. На выбранный рисунок положить кусочек полиэтилена и обвести его ручкой.
  3. Кусочек полиэтилена положить на бересту и снова обвести.
  4. (Лучше обводить ручкой другого цвета, чтобы было видно, что именно обведено, а что нет).
  5. Обвести и раскрасить рисунок черной краской, тушью, акварелью, либо другой краской.

Для изготовления картины понадобятся:
- готовая деревянная рамка;
- лист фанеры, ДВП или ДСП размером с рамку;
- клей ПВА;
- маленький ножичек;
- краски, кисти разной толщины.

Технологическая карта изготовления картины на бересте:

1.Маленьким ножом почисти бересту в тех местах, где будет рисунок. Оставь на бересте несколько наростов, которые можно использовать в композиции рисунка.

2. Обработать спиртом места на бересте, предполагаемых изображения.

3. На выбранный рисунок положить кусочек полиэтилена и обвести его ручкой.

4. Кусочек полиэтилена положить на бересту и снова обвести.

5. Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) нанести общий фон изображений (животные, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, реки оставались нетронутыми.

6.Тонкой кистью, тушью, ручкой прорисовать все маленькие детальки.

Оставить только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже более темной краской.

7.Определить источник освещения и с его стороны предметы прорисовать более светлым тоном краски.

8. Внести коррективы в сюжет, дополнить деталями.

Этап 2.

Отслоения на краях бересты можешь убрать с помощью клея ПВА.

Этап 3.
Когда выбран сюжет рисунка, придумана композиция и подобраны цвета, можно начинать рисовать. Только надо помнить, что рисование на бересте ведется постепенно и, только соблюдая все правила, можно получить чудесную картину.

Сначала коричневой краской (неяркой, полупрозрачной) наносится общий фон изображений (церкви, дома). Должно получиться нечто похожее на однотонные пятна с формой изображаемых предметов. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, оставались нетронутыми.

Пока краска не высохла (на бересте она сохнет долго), с одной стороны изображения наносятся светлые, желтоватые мазки, а с другой стороны - матово-голубые. Эти условные введения делают рисунок объемным. На первый взгляд, получается некрасиво и размазано, однако это не должно пугать.

Этап 4.
Этот этап самый трудный, и от него зависит качество всей работы.
Возьми самую тонкую кисть и черной краской наноси почти чертежный рисунок : прорисовываются церкви, дома, окна, заборы… Все маленькие детальки вырисовывай тонкими линиями.
Оставь только деревья, травинки и кусты, так как их рисуют позже более темной краской.

Этап 5.
Все оттенки снега можно найти в бересте. Подбери колер к более темному оттенку и с разной насыщенностью нарисуй снег на крышах, на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах. Этим же колером сделай тени под домами, нарисуй травинки на фоне темных домов.
Слегка засветлив колер белилами, сделай несколько светлых мазков на деревьях и кустах переднего плана.

Этап 6.
Все предыдущие этапы работы предусматривают использование того цвета, который мы находим в бересте. Благодаря этому снег не смотрится белилами, а деревья и архитектура органично вписываются в орнамент бересты. Для освещения окон используется светловато-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, малиновый, зеленовато-красно-оранжевый цвета. Это делается для придания картине радости, таинственности.
Затем темно-малиновой, малиновой или светло-малиновой краской нанеси сеточку на окна церквей и прорисуй рамы в окнах домов.

Завершающие работы

Когда работа закончена, необходимо ее еще раз проанализировать и, если есть необходимость, черные наросты на бересте забели краской, которой ты рисовал снег.
Вставь готовую картину в рамку, заклей ее с обратной стороны толстой бумагой или картоном и положи под пресс на 24 часа.

Елена Александровна Горячевских, учитель Угутской СОШ