Планирование Мотивация Управление

Порядок разработки стандартов пересмотр стандартов. Требования и порядок разработки стандартов. Список использованной литературы

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт землеустройства, кадастров и природообустройства

Кафедра природообустройства

Реферат

по метрологии, стандартизации и сертификации

Порядок разработки государственных стандартов

Выполнил: студент группы 54-С Колмакова О.Г.

Принял: к.г.н. доцент Виноградова Л.И.

Красноярск 201 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила и нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями.

Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хоз. субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в РФ:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путём анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах.

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.

Работа по стандартизации в Российской Федерации организуется и осуществляется системой органов и служб по стандартизации, которую составляют:

    Госстандарт России - национальный орган по стандартизации Российской Федерации;

    Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации Госстроя России;

    подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;

    технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);

    подразделения стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).

Порядок разработки, принятия, учетной регистрации национальных стандартов устанавливается стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС).

Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают: полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители, потребители продукции); ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям; представители общественных организаций.

1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):

1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;

5-я стадия - издание стандарта.

Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия его не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по поддержанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, с выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект стандартизации с такими же или более высокими требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самого субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги вышесказанного, можно отметить вкратце, что работы по разработке государственных стандартов имеют следующее содержание:

Организация разработки стандартов предполагает определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.

Рабочая группа разрабатывает два документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. Построение, изложение, оформление и содержание проекта ГОСТ Р выполняется в соответствии с ГОСТ Р 1.5-92. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.

Проект стандарта и пояснительная записка передаются в ТК на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого ТК передают проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.

ТК с учетом поступивших замечаний и предложений готовит два документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта. Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение: членам ТК; организациям госнадзора за стандартами; научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.

– решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов ТК и оформления результатов голосования протоколом.

Принятые проекты ГОСТ Р передаются на утверждение в Госстандарт России. При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие.

Государственная регистрация утвержденных стандартов осуществляется в Федеральном фонде стандартов с присвоением регистрационного номера в установленном порядке. Использование ГОСТ Р, не прошедших государственную регистрацию, запрещено.

Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Никифоров, А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.Д. Никифоров, Т.А. Бакиев. – 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2005. – 422 с.

    Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно...

  1. Государственная система обеспечения единства измерений (1)

    Контрольная работа >>

    ... государственных нужд; порядок проведения экспертизы проектов национальных стандартов ; порядок опубликования уведомлений о разработке национального стандарта ... испытания медицинской техники; разработка государственных стандартов , методик и нормативно- ...

  2. Стандарт организации ЗАО Курильский рыбак

    Курсовая работа >> Промышленность, производство

    И сохранение здоровья. 1.2. Понятия и порядок разработки стандартов организации В Федеральном законе «О техническом регулировании» ... для федеральных государственных нужд, согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком, утвержденным...

  3. Порядок разработки стратегических планов предприятия

    Реферат >> Менеджмент

    Форму, структуру и порядок разработки внутрифирменного плана. Процесс разработки комплексного плана социально... , техпромфинплан, бизнес-план, стандарт -план и ряд других, которые... уровне всего хозяйства страны (государственные , национальные), по отдельным...

Организация разработки стандарта включает следующие этапы: разработка проекта стандарта (первой и последующих редакций); разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия; принятие и государственная регистрация стандарта; издание стандарта.

С целью соответствия стандарта потребностям населения, народного хозяйства и обороны страны проводится его проверка. С учетом результатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр(разработка новых стандартов взамен действующих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при замене, или дополнении, или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении новых, более прогрессивных требований, которые не повлекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Доступность пользователей, в том числе зарубежных, к информации о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также к самим этим документам Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает, организуя публикацию официальной информации об этих документах, а также о международных, региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств , о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения.

Документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран и правила их применения, информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждениях соответствия составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Правила создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим Фондом устанавливаются Правительством РФ .

В РФ функционирует Единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Исключительное право официального опубликования и распространения в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов принадлежит национальному органу по стандартизации. Издание национальных стандартов других стран организует и осуществляет национальный орган по стандартизации в соответствии с договорами и соглашениями с этими странами. Издание, переиздание и распространение стандартов организаций осуществляют принявшие их организации.

Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации и изменений к ним устанавливаются в ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»

Стандарт должен содержать: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; необходимые определения; используемые обозначения и сокращения; требования, нормы, правила и характеристики; приложения; библиографические данные.

Предисловие стандарта должно содержать сведения о разработчике; о стандарте отрасли; о стандарте (Международном, региональном или другой страны), являющемся основой Государственного; о стандарте, объектом которого является лицензированная продукция; об инновациях, использованных в стандарте; о нормативных документах, вместо которых утвержден стандарт; о законодательных нормах закона, если таковые присутствуют в стандарте.

Во введении обосновывается актуальность и обозначаются причины утверждения данного стандарта.

Характеристики стандартизируемой продукции, процесса или услуги, необходимые для классификации стандарта, содержатся в наименовании.

В области применения перечисляются объекты, на которые распространяется данный стандарт.

В нормативных ссылках должны указываться обозначения и наименования стандартов, на которые разработчики ссылаются в данном стандарте. Причем наименования должны указываться в возрастающем порядке регистрационных номеров обозначений, сначала должны перечисляться Государственные стандарты Российской Федерации, а затем отраслевые стандарты.

В определениях должны точно и четко даваться определения используемых в стандарте понятий и терминов.

В обозначениях и сокращениях должны расшифровываться с необходимыми пояснениями все обозначения и сокращения, используемые в данном стандарте. Причем обозначения и сокращения должны быть записаны в том порядке, в котором они используются в стандарте.

Требования могут быть утверждены в основополагающих стандартах, стандартах на продукцию (услуги), стандартах на методы контроля. Выбор вида стандарта зависит от характерных черт и особенностей объекта стандартизации.

Весь дополнительный материал (например, таблицы, графики, расчеты) размещается в приложениях.

Библиографические данные Государственных стандартов Российской федерации включают: обозначение, проставленное Госстандартом России; код Общероссийского классификатора стандартов; код классификатора Государственных стандартов; код Общесоюзного классификатора стандартов и технических условий.

Порядок разработки и утверждения стандарта

Разработка стандарта начинается с заявок на разработку Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно-технические, инженерные и другие общественные объединения и различные предприятия.

Для того, чтобы Госстандарт РФ учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Госстандарт; изменение стандарта при необходимости; пересмотр и отмена стандарта.

Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

Разработка проекта включает в себя два этапа.

1. Первая редакция. На данном этапе должно быть проверено, не имеет ли проект противоречий с действующими законами РФ и соответствует ли он Международным стандартам. На данном этапе проект обсуждается специальной группой, которая должна решить, удовлетворяет ли он условиям договора, составленного технического задания и положениям Государственной системы стандартизации. Затем заявители и субъекты из области применения стандарта должны ознакомиться с его первой редакцией.

2. Вторая, или окончательная, редакция. На этом этапе собираются полученные отзывы, на их основе вносятся корректировки, и готовится окончательная редакция документа. Чтобы документ был рекомендован к принятию, необходимо, чтобы его положительно оценили не меньше двух третей технического комитета по стандартизации, занимавшегося его разработкой. Окончательная редакция документа отправляется в Госстандарт РФ и его заказчику.

Принятие стандарта происходит только после обязательной его проверки, которая должна определить, не содержит ли данный проект противоречий действующим законам РФ, установленным правилам и нормам и общим требованиям оформления стандартов. После этого стандарт может быть принят Госстандартом РФ с указанием даты его вступления в силу и, возможно (необязательно), срока действия. Принятый стандарт должен быть зарегистрирован и опубликован в Информационном указателе.

Для динамичного развития и эффективного использования передовых достижений науки и техники необходимо, чтобы принятые стандарты своевременно обновлялись. Обновление стандартов также необходимо, для того чтобы объекты стандартизации могли в полной мере удовлетворять потребности населения и экономики страны. Обновление и анализ существующих стандартов осуществляется техническими комитетами по стандартизации при содействии заинтересованных сторон.

Если требуется обновить стандарт, технический комитет должен представить на рассмотрение в Госстандарт проект изменения, проект обновленного стандарта или предложить отменить данный стандарт. Необходимость обновления стандартов обычно обуславливается новыми достижениями научно-технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.

Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый.

Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и нормами Отмененный стандарт может и не заменяться новым.

Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандартов принимает Госстандарт РФ. Информация о принятых решениях публикуется в Информационном указателе.

Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.

Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что изменения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.

Изменения стандартов научно-технических, инженерных и других общественных объединений обуславливаются новыми достижениями науки и технического прогресса, новейшими научными открытиями.

Информацию обо всех изменениях и отмене стандартов субъекты стандартизации должны своевременно представлять в Госстандарт РФ.

Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций Демидова Н В

8. Требования и порядок разработки стандартов

Стандарт должен содержать: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; необходимые определения; используемые обозначения и сокращения; требования, нормы, правила и характеристики; приложения; библиографические данные.

Образец оформления титульного листа содержится в приложениях А, Б, В, Г ГОСТ 1.5–92.

Предисловие стандарта должно содержать сведения о разработчике; о стандарте отрасли; о стандарте (Международном, региональном или другой страны), являющемся основой Государственного; о стандарте, объектом которого является лицензированная продукция; об инновациях, использованных в стандарте; о нормативных документах, вместо которых утвержден стандарт; о законодательных нормах закона, если таковые присутствуют в стандарте.

Во введении обосновывается актуальность и обозначаются причины утверждения данного стандарта.

Характеристики стандартизируемой продукции, процесса или услуги, необходимые для классификации стандарта, содержатся в наименовании.

В области применения перечисляются объекты, на которые распространяется данный стандарт.

В нормативных ссылках должны указываться обозначения и наименования стандартов, на которые разработчики ссылаются в данном стандарте. Причем наименования должны указываться в возрастающем порядке регистрационных номеров обозначений, сначала должны перечисляться Государственные стандарты Российской Федерации, а затем отраслевые стандарты.

В определениях должны точно и четко даваться определения используемых в стандарте понятий и терминов.

В обозначениях и сокращениях должны расшифровываться с необходимыми пояснениями все обозначения и сокращения, используемые в данном стандарте. Причем обозначения и сокращения должны быть записаны в том порядке, в котором они используются в стандарте.

Требования могут быть утверждены в основополагающих стандартах, стандартах на продукцию (услуги), стандартах на методы контроля. Выбор вида стандарта зависит от характерных черт и особенностей объекта стандартизации.

Весь дополнительный материал (например, таблицы, графики, расчеты) размещается в приложениях.

Библиографические данные Государственных стандартов Российской федерации включают: обозначение, проставленное Госстандартом России; код Общероссийского классификатора стандартов; код классификатора Государственных стандартов; код Общесоюзного классификатора стандартов и технических условий.

Порядок разработки и утверждения стандарта

Разработка стандарта начинается с заявок на разработку Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно-технические, инженерные и другие общественные объединения и различные предприятия.

Для того, чтобы Госстандарт РФ учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Госстандарт; изменение стандарта при необходимости; пересмотр и отмена стандарта.

Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

Разработка проекта включает в себя два этапа.

1. Первая редакция. На данном этапе должно быть проверено, не имеет ли проект противоречий с действующими законами РФ и соответствует ли он Международным стандартам. На данном этапе проект обсуждается специальной группой, которая должна решить, удовлетворяет ли он условиям договора, составленного технического задания и положениям Государственной системы стандартизации. Затем заявители и субъекты из области применения стандарта должны ознакомиться с его первой редакцией.

2. Вторая, или окончательная, редакция. На этом этапе собираются полученные отзывы, на их основе вносятся корректировки, и готовится окончательная редакция документа. Чтобы документ был рекомендован к принятию, необходимо, чтобы его положительно оценили не меньше двух третей технического комитета по стандартизации, занимавшегося его разработкой. Окончательная редакция документа отправляется в Госстандарт РФ и его заказчику.

Принятие стандарта происходит только после обязательной его проверки, которая должна определить, не содержит ли данный проект противоречий действующим законам РФ, установленным правилам и нормам и общим требованиям оформления стандартов. После этого стандарт может быть принят Госстандартом РФ с указанием даты его вступления в силу и, возможно (необязательно), срока действия. Принятый стандарт должен быть зарегистрирован и опубликован в Информационном указателе.

Для динамичного развития и эффективного использования передовых достижений науки и техники необходимо, чтобы принятые стандарты своевременно обновлялись. Обновление стандартов также необходимо, для того чтобы объекты стандартизации могли в полной мере удовлетворять потребности населения и экономики страны. Обновление и анализ существующих стандартов осуществляется техническими комитетами по стандартизации при содействии заинтересованных сторон.

Если требуется обновить стандарт, технический комитет должен представить на рассмотрение в Госстандарт проект изменения, проект обновленного стандарта или предложить отменить данный стандарт. Необходимость обновления стандартов обычно обуславливается новыми достижениями научно-технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.

Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый.

Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и нормами Отмененный стандарт может и не заменяться новым.

Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандартов принимает Госстандарт РФ. Информация о принятых решениях публикуется в Информационном указателе.

Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.

Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что изменения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.

Изменения стандартов научно-технических, инженерных и других общественных объединений обуславливаются новыми достижениями науки и технического прогресса, новейшими научными открытиями.

Информацию обо всех изменениях и отмене стандартов субъекты стандартизации должны своевременно представлять в Госстандарт РФ.

Из книги ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. РУКОВОДСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕМ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ автора Автор неизвестен

Из книги ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ. Общие требования к разработке и документированию автора Госстандарт России

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В

4.2 Общие требования для разработки ПО 4.2.1 Методы разработки ПО Разработчик должен использовать для всех работ по созданию ПО систематизированные, зарегистрированные методы. План разработки ПО должен содержать описание этих методов или включать в себя ссылки на

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В

8. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и отмена технического регламента Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием

Из книги Управление качеством автора Шевчук Денис Александрович

6. Виды стандартов Выделяют несколько видов стандартов. Применение в конкретной ситуации того или иного стандарта определяется характерными чертами и спецификой объекта стандартизации.Основополагающие стандарты – нормативные документы, утвержденные для

Из книги ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ автора Автор неизвестен

33. Порядок разработки и принятия технического регламента. Изменение и отмена технического регламентаПорядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

38. Виды стандартов Выделяют несколько видов стандартов.Основополагающие стандарты – нормативные документы, утвержденные для определенных областей науки, техники и производства, содержащие в себе общие положения, принципы, правила и нормы для данных областей. Этот тип

Из книги автора

40. Требования и порядок разработки стандартов Стандарт должен содержать: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; необходимые определения; используемые обозначения и сокращения; требования, нормы, правила

Из книги автора

41. Порядок разработки и утверждения стандарта Разработка стандарта начинается с заявок на разработку. Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации;

Из книги автора

5.1.3. Система международных стандартов В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют с середины 70-х г. XX в. В первую очередь они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

5 СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНДАРТОВ ЕСКД 5.1 Межгосударственные стандарты ЕСКД распределяются по классификационным группировкам, приведенным в таблице 1. Номер группы Наименование классификационной группы стандартов 0 Общие положения 1 Основные положения 2

Из книги автора

6 ОБОЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЕСКД 6.1 Обозначение стандартов ЕСКД производится по правилам, установленным в ГОСТ 1.0.Обозначение стандарта состоит из:– индекса категории стандарта – ГОСТ;– цифры 2, присвоенной комплексу стандартов ЕСКД;– цифры (после точки), обозначающей

Из книги автора

7 ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ЕСКД 7.1 Внедрение стандартов ЕСКД осуществляется в соответствии с установленным порядком для межгосударственных стандартов.7.2 При внедрении новых, пересмотренных и измененных стандартов ЕСКД конструкторскую документацию, разработанную до

Из книги автора

6.5.4. Требования и процедуры разработки программно-математического обеспечения Общий подход учитывает три разновидности сертификации: сертификация типа, дополнительная сертификация типа, сертификация на соответствие стандартизированным требованиям FАА

ГОСТ Р 1.2-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации
Российской Федерации

Порядок разработки государственных стандартов

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов отраслей народного хозяйства ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России 2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 июля 1992 г. № 7 3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ 4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменением № 1, принятым Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 1993 г. № 21

ГОСТ Р 1.2-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации Российской Федерации
Порядок разработки государственных стандартов

State System for Standardization of Russian Federation.
Procedure for developing state standards

Дата введения 1993-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации (далее - стандарты). Положения настоящего стандарта подлежат применению техническими комитетами по стандартизации, государственными органами управления, предприятиями, предпринимателями, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт: ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

3 Разработка стандарта

3.1 Общие положения

3.1.1 Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке. 3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации. При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии. 3.1.3 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта: 1-я стадия - организация разработки стандарта; 2-я стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция); 3-я стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия; 4-я стадия - принятие и государственная регистрация стандарта; 5-я стадия - издание стандарта. Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку. 3.1.4 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5.

3.2 Организация разработки стандарта

3.2.1 Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем. Заявки могут представлять ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели. Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России (Госстроем России). При этом может быть разработано как приложение к договору на разработку стандарта или в качестве самостоятельного документа техническое задание, в котором, например, устанавливают: - стадии разработки и сроки их выполнения; - разделы стандарта и примерную номенклатуру основных требований, устанавливаемых стандартом; - перечень документов, представляемых со стандартом; - перечень государственных органов управления и (или) предприятий, которым проект стандарта должен быть разослан на рассмотрение или согласование; - дополнительные требования заказчика. 3.2.2 ТК организует разработку проекта стандарта: - определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт; - определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта; - устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором. ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Госстроя России) для получения от заинтересованных предприятий заявок на направлениеим на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

3.3 Разработка проекта стандарта (первая редакция)

3.3.1 Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта. В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят: - основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа; - краткую характеристику объекта стандартизации; - сведения о соответствии проекта стандарта законодательству Российской Федерации, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации (их проектам), а также прогрессивным национальным стандартам других стран; - сведения о патентной чистоте проекта стандарта; - сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене; - сведения о рассылке на отзыв и опубликовании аннотации о проекте стандарта, а также краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции); - сведения о согласовании, если оно проводилось; - источники информации. 3.3.2 ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК). 3.3.3 Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК). 3.3.4 ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции. Примечание - Номенклатуру и уровень требований, включаемых в проекты стандартов, ТК (ПК) определяет в соответствии с 3.1.2. 3.3.5 ТК (ПК) направляет проект стандарта (первую редакцию) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК (далее - научно-исследовательская организация). ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв. 3.3.6 После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта. Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности: - по проекту в целом; - по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта. Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

3.4 Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия

3.4.1 ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта. 3.4.2 Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет: - членам ТК (ПК); - органам государственного контроля и надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это необходимо; - в научно-исследовательскую организацию (в двух экземплярах). Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК). Органы государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимсяк их компетенции. Научно-исследовательская организация готовит заключение на проект стандарта, обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта. 3.4.3 ТК (ПК) с учетом предложений членов ТК (ПК), согласования с органами государственного контроля и надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатов издательского редактирования дорабатывает проект стандарта. При наличии разногласий по проекту стандарта ТК (ПК) организует рассмотрение и снятие этих разногласий. 3.4.4 ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему голосование. Решение заседания оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК). Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций) - членов ТК (ПК) письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации) - члена ТК (ПК), или подписью руководителя (заместителя руководителя) предприятия (организации) на проекте стандарта, если постоянный полномочный представитель предприятия (организации) - члена ТК (ПК) не имел возможности присутствовать на заседании. При получении согласия всех членов ТК (ПК) с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК (ПК). Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается. 3.4.5 ТК (ПК) одобряет проект стандарта, рекомендует его для принятия Госстандартом России (Госстроем России) и направляет в Госстандарт России (Госстрой России), если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК (ПК). При этом проект стандарта не может быть направлен для принятия в следующих случаях: - если за него не проголосовали члены ТК (ПК), являющиеся полномочными представителями органов государственного контроля и надзора; - если его не согласовали органы государственного контроля и надзора, не являющиеся членами ТК (ПК). 3.4.6 ТК направляет для принятия в Госстандарт России (Госстрой России) проект стандарта (окончательную редакцию) в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей документацией в одном экземпляре: - пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с 3.3.1); - протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта; - подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось; - экземпляром проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование. Одновременно проект стандарта (окончательную редакцию) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК), направляют заказчику стандарта. 3.4.7 В случае разработки стандарта вне рамок ТК предприятия, общественные объединения разрабатывают проект стандарта с учетом порядка, предусмотренного подразделами 3.2- 3.4. При наличии ТК по данному объекту стандартизации предприятие (организация)-разработчик направляет ему проект стандарта на отзыв, а по решению Госстандарта России (Госстроя России) и на согласование. Примечание - Согласование проекта стандарта в ТК (ПК) осуществляется в соответствии с 3.4.4.

3.5 Принятие и государственная регистрация стандарта

3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России). Перед принятием стандарта Госстандарт России (Госстрой России) проводит его проверку на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов. При принятии стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают. 3.5.2 Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном им порядке.

3.6 Издание стандарта

3.6.1 Госстандарт России публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации». Госстандарт России и Госстрой России издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.

4 Обновление, отмена стандарта

4.1 Общие положения

4.1.1 Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. ТК (ПК) анализирует и обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий - членов ТК, других предприятий, предпринимателей, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, государственных органов управления, в том числе от органов государственного контроля и надзора. В качестве предложения может быть представлен проект изменения или проект пересмотренного стандарта. 4.1.2 С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Госстрой России) проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Госстрой России). 4.1.3 Госстандарт России (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта: - в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту; - при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа; - в других обоснованных случаях.

4.2 Разработка изменения к стандарту

4.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран. 4.2.2 Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 3 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела. 4.2.3 При разработке изменения к стандарту одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации. 4.2.4 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции. 4.2.5 Проект изменения к стандарту направляют для принятия в Госстандарт России (Госстрой России), как правило, не позднее чем за 9 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие. 4.2.6 Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Госстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня принятия изменения). 4.2.7 Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации», ежемесячно выпускаемом Госстандартом России. Опубликование в информационном указателе информации о замене (отмене) стандарта является официальным основанием для замены ссылки на него в нормативных документах по стандартизации.

4.3 Пересмотр стандарта

4.3.1 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции. 4.3.2 При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения: «Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации». При этом сохраняют регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение. 4.3.3 При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.4 Отмена стандарта

4.4.1 При согласии с предложением об отмене стандарта ТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, следующую документацию в одном экземпляре: - протокол заседания ТК (ПК), содержащий предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без замены; - подлинные документы, подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК (ПК). 4.4.2 Госстандарт России регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 3 месяца до даты отмены стандарта. Ключевые слова: стандарты государственные Российской Федерации; порядок разработки, согласования, принятия, государственной регистрации, обновления, отмены