Планирование Мотивация Управление

Социальная стратификация и классовая система современных обществ. Система стратификации Форма социальной стратификации присущая открытым обществам

Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой. В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а четвертый тип - открытое общество. В данном контексте закрытым считается такое общество, где социальные перемещения из одной страты в другую либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где переходы из низших страт в высшие официально никак не ограничены (6. 7).

  • 1. Рабство - форма максимально жесткого закрепления людей в низших стратах. Это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишенный всяких прав и свобод.
  • 2. Кастовая система - стратификационная система, предполагающая пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-религиозному или экономическому признаку. Каста представляет собой замкнутую группу, которой отводилось строю определенное место в общественной иерархии. Это место детерминировалось особой функцией каждой касты в системе разделения труда. В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация видов деятельности для каждой касты. Поскольку принадлежность к кастовой системе передавалась по наследству, возможности социальной мобильности здесь были ограничены.
  • 3. Сословная система - стратификационная система, предполагающая юридическое закрепление человека за той или иной стратой. Права и обязанности каждого сословия определялись законом и освящались религией. Принадлежность к сословию в основном передавалась по наследству, но в пиле исключения могла быть приобретена за деньги или дарована властью. В целом для сословной системы была характерна разветвленная иерархия, которая выражалась в неравенстве социального положения и наличии многочисленных привилегий.

Сословная организация европейского феодального общества предусматривала деление на два высших сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (купцы, ремесленники, крестьяне). Поскольку межсословные барьеры были достаточно жесткими, социальная мобильность существовала, главным образом, внутри сословий, включавших множество чинов, рангов, профессий, слоев и т.д. Однако, в отличие от кастовой системы, иногда допускались межсословные браки и индивидуальные переходы из одной страты в другую.

4. Классовая система - стратификационная система открытого типа, не предполагающая юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определенной стратой. В отличие от предшествующих стратификационных систем закрытого типа, принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Она определяется, прежде всего, местом в системе общественного производства, владением собственностью, а также уровнем получаемых доходов.

Классовая система характерна для современного индустриального общества, где существую! возможности для свободного перехода из одной страты в другую. Так, накопление собственности и богатства, успешная предпринимательская деятельность позволяют автоматически занять более высокую социальную позицию.

Выделение рабовладельческой, кастовой, сословной и классовой стратификационных систем является общепризнанной, но не единственной классификацией. Она дополняется описанием таких типов стратификационных систем, комбинация из которых встречается в любом обществе. Среди них можно отметить следующие:

  • физико-генетическая стратификационная система, в основе которой лежит ранжирование людей по естественным признакам: полу, возрасту, наличию определенных физических качеств - силы, ловкости, красоты и др.;
  • этакратическая стратификационная система, в которой дифференциация между группами проводится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имеют в зависимости от своего ранга в структурах власти;
  • социально-профессиональная стратификационная система, в соответствии с которой группы делятся по содержанию и условиям труда; ранжирование здесь осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов и т.д.), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности (разрядная сетка в государственном секторе промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система присвоения научных степеней и званий и т.д.);
  • культурно-символическая стратификационная система, возникающая из различий доступа к социально значимой информации.

неравных возможностей отбирать, сохранять и интерпретировать эту информацию (для доиндустриальных обществ характерно теократическое манипулирование информацией, для индустриальных - партократическое, для постиндустриальных - технократическое);

  • культурно-нормативная стратификационная система, в которой дифференциация построена на различиях в уважении и престиже, возникающих в результате сравнения существующих норм и стилей жизни, присущих тем или иным социальным группам (отношение к физическому и умственному труду, потребительские стандарты, вкусы, способы общения, профессиональная терминология, местный диалект, - все это может служить основанием ранжирования социальных групп);
  • социально-территориальная стратификационная система, формирующаяся в силу неравного распределения ресурсов между регионами, различий в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям и т.д.

В реальности все эти стратификационные системы тесно переплетаются, дополняют друг друга. Так, социально-профессиональная иерархия в виде официально закрепленного разделения труда не только выполняет важные самостоятельные функции для поддержания жизнедеятельности общества, но и оказывает значительное влияние на структуру любой стратификационной системы. Поэтому исследование стратификации современного общества не может быть сведено лишь к анализу какого-либо одного типа стратификационной системы.

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация - разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

  • 1) доход - то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;
  • 2) богатство - движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;
  • 3) власть - возможность и способность управлять другими людьми;
  • 4) престиж - степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой больших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год - каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика - наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляла правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система - закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора - в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Кассовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Контрольная работа на тему:

ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ.

Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество.

Выделяют девять типов стратификационных систем ,

которые, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:


1. Физико-генетическая

2. Рабовладельческая

3. Кастовая

4. Сословная

5. Этакратическая

6. Социально-профессиональная

7. Классовая

8. Культурно-символическая

9. Культурно-нормативная

1. Физико-генетическая стратификационная система

В её основе лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости.

Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах.

2. Рабовладельческая стратификационная система

Эта система, также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются но наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях.

Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861-1865 гг.

3. Кастовая стратификационная система

В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.

4. Сословная стратификационная система

В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие - «тягло» в виде податей или трудовых повинностей.

5. Этакратическая стратификационная система

В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властногосударственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия - демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные - играют производную роль.

Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление.

6. Социально-профессиональная стратификационная система

Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.

Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда.

Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка и современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

7. Классовая стратификационная система

Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному.

Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся и данном случае на более традиционной - социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между группами прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.

В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т. п. - не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

Экономически эгалитарные сообщества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, явление довольно редкое и неустойчивое.

Но на протяжении большей части человеческой истории классовые членения все же носят подчиненный характер. На передний план они выходят, пожалуй, только в буржуазных западных обществах. А наибольших высот классовая система достигает в проникнутых либеральным духом Соединенных Штатах Америки.

8. Культурно-символическая стратификационная система.

Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье - служителям церкви, составляющим основную массу грамотного населения, толкователям священных текстов, в новое время - ученым, технократам и партийным идеологам.

Претензии на общение с божественными силами, на обладание научной истиной, на выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто имеет лучшие возможности манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом.

Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных - партократическое; а для пост-индустриальных - технократическое.

9. Культурно-нормативная стратификационная система.

Обособление элиты, дифференциация всех средних и низших слоев.

В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле».

Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого антиобщественного поведения, кстати, тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля, осуществляемых в данном сообществе.

Заключение.

Высшие группы во всех стратификационных системах стремятся закрепить свое положение, сделать его не только монопольным, но и передаваемым по наследству. В классовой системе подобное наследование обеспечивается принципом майората (передачи основного имущества старшему наследнику), характерным, скажем, для древней Индии, западной Европы XI-XIII веков или России вплоть до 1917 г. (Остальные родственники в этом случае фактически опускаются вниз по классовой лестнице).

В этакратической системе чиновник формально не имеет права передать свое кресло и полномочия собственным детям, но он в состоянии путем протежирования обеспечить им столь же завидное место в учреждении аналогичного ранга.

Положение же в социально-профессиональных , культурно-символических и культурно-нормативных системах зачастую передается реально через образование и воспитание, передачу опыта и секретов мастерства, санкционирование определенных кодексов поведения (профессиональные династии - не единственный, но яркий пример).

Что же касается физико-генетической системы , то она стоит несколько особняком, ибо наследование здесь происходит часто, но не в результате каких-то социальных механизмов, а чисто биологически.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

Воткрытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения. В современном обществе любой индивид независимо от пола и происхождения может ценой больших или меньших усилий существенно повысить свой исходный статус, например, начав с нулевой отметки, стать президентом страны.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения. Такие системы свойственны традиционным обществам, особенно в прошлом. Например, кастовая система, функционировавшая в Индии до 1950 г., предписывала соблюдать жесткие границы между четырьмя кастами, принадлежность индивидов к которым определялась происхождением. При этом членам каждой касты предписывались строго определенный род занятий, свои ритуалы, система питания, правила обращения друг с другом и с женщиной, образ жизни. Почитание представителей высших каст и презрение к низшим было закреплено в религиозных установлениях и традициях. Случаи перехода из касты в касту были, но как единичные исключения из правил.

Известны четыре основные системы социальной стратификации : рабство, касты, сословия и классы.

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год - каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Истории известны случаи, когда разбогатевший раб начинал одалживать деньги своему хозяину и в конце концов хозяин попадал в рабство к своему бывшему рабу. Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.



Статус раба не везде передавался по наследству. В Древней Мексике дети рабов всегда были свободными людьми. Но в большинстве стран дети рабов автоматически тоже становились рабами. В некоторых случаях ребенка раба, всю жизнь прослужившего в богатой семье, эта семья усыновляла, он получал фамилию своих хозяев и мог стать одним из наследников наравне с остальными детьми хозяев.

Касты связывают чаще всего с культурой Индийского субконтинента. Термин «каста» португальского происхождения, означает «род» и «чистый род». У самих индийцев нет термина для описания классовой системы в целом, различные слова раскрывают её различные аспекты. Среди них – два главных – варна и джати. Варны включает четыре категории, ранжирующиеся по социальному престижу. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер. Высшая варна, брахманы, представляют наиболее высокий уровень чистоты, неприкасаемые – наиболее низкий. Брахманы должны избегать определённых типов контактов с неприкасаемыми, и только неприкасаемым позволяются физические контакты с животными или с субстанцией, определяемой как нечистая. Кастовая система изначально жёстко связана с индуистской религией. Индивиды убеждены, что если кто-то не останется верным ритуалам и обязанностям своей касты, то его ждёт самое низкое положение в последующем воплощении.

Концепция каст иногда применялась вне индийского контекста, когда две или более этнических групп подвергались сегрегации, и доминировало понятие расовой чистоты (южная часть США, Южная Африка).



В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия (браки в рамках собственной группы) и запрещены межгрупповые браки, выработаны сложные правила, согласно которым общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика - наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Основу сословной системы составляет правовая организация общества, предусматривавшая наследование титулов и статусов, поэтому браки обычно заключались внутри одного и того же сословия. Принципиальное различие между сословиями заключалось не столько в экономическом благосостоянии, сколько в доступе к политической и социальной власти и социально значимым знаниям. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система - закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора - в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Сословия были частью европейского феодализма, но имелись также во многих других традиционных обществах. Феодальные сословия включают страты с различными обязанностями и правами; некоторые из этих различий устанавливаются законом. В Европе сословия включали аристократию и дворянство. Духовенство составляло другое сословие, имея более низкий статус, но обладая различными привилегиями. К так называемому «третьему сословию» относились слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники. В противоположность кастам, межсословные браки и индивидуальная мобильность воспринимались толерантно.

Сословия имели тенденцию развиваться, когда существовала традиционная аристократия, базировавшаяся на знатности происхождения. В феодальных системах, подобных существовавшим в средневековой Европе, сословия были замкнуты на поместья и локализованы, образуя скорее локальную, чем национальную систему стратификации. В более централизованных и традиционных империях, таких как Китай или Япония, они были организованы на более выраженной национальной основе.

Классовая система гораздо более открыта, чем системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и сословиях, где границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Следовательно, для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком от рождения, может определить исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, или обеспечить ему такие привилегии, что для него окажется практически невозможно «скатиться вниз» по классовой лестнице.

Классовые системы отличаются во многих отношениях от рабства, каст и сословий. В особенности нужно было бы отметить четыре момента:

1. Классы не создаются на основе правовых и религиозных норм; членство в них не основывается на наследственном положении и обычаях. Классовые системы более подвижны, нежели другие системы стратификации, и границы между классами никогда не бывают ясно очерченными.

2. Принадлежность индивида к классу должна быть «достигнута» им самим, а не просто быть «данной» от рождения, как в других типах систем стратификации.

Социальная мобильность – движение вверх и вниз в классовой структуре – значительно проще, чем в других типах (в кастовой системе индивидуальная мобильность, переход из одной касты в другую невозможен).

3. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами.

В других типах стратификационных систем неравенство выражено прежде всего на уровне межличностных отношений, касающихся обязанностей между слугой и господином, рабом и хозяином, представителями высшей и низшей каст. Классовые системы, наоборот, осуществляют в основном связи внеличностного характера».

3. Социальная структура и стратификация современного белорусского общества (не забудьте посмотреть соответствующие слайды презентации!!!)

Своеобразие стратификационной динамики в Беларуси предопределяется рядом обстоятельств, важнейшим из которых является то, что Республика Беларусь является неотъемлемой частью восточноевропейского региона. Анализ устойчивых культурно-исторических особенностей развития данного региона позволит определить специфику социального развития самой Беларуси.

В научной литературе бытует несколько точек зрения относительно характера восточноевропейского социума:

Это отсталая Европа, стоящая перед проблемой модернизации и достижения европейского уровня развития («догоняющее развитие»);

Особый культурно-исторический тип в русле общеевропейской цивилизации, главная проблема - «возвращение» в Европу;

Славянские общества несут на себе черты и последствия «уродливого синтеза» цивилизационных основ Запада и Востока и сегодня осуществляют окончательный «цивилизационный выбор»;

Здесь сложилась особая промежуточная цивилизация, которая представляет собой сочетание либеральных и традиционных ценностей;

Это особая, самобытная цивилизация, решающая проблему не «цивилизационного выбора», а социальной трансформации - «переоценки ценностей», обновления структур и ценностей;

В отличие от стран «догоняющей модернизации», здесь наложилось два переходных процесса - общемировой процесс перехода от индустриального к постиндустриальному обществу и отражающий задачи «догоняющего развития» процесс перехода к рынку.

Последние две гипотезы популярны больше остальных. Учитывая специфику цивилизационных условий жизнедеятельности восточной Европы, можно выделить ряд важнейших характеристик организации социальной жизни в данном регионе.

Во-первых, цивилизационной особенностью восточноевропейских обществ является неорганичный характер культуры - наличие взаимооппонирующих систем ценностей. Это проявлялось в сосуществовании в ней субкультур, отражающих не только разные этнонациональные культуры, но и разные историко-культурные типы. Имеются в виду европейская либеральная культура, проводником которой выступали высшие слои славянских обществ, и традиционная, базировавшаяся на архаических механизмах коллективистского и уравнительного массового сознания, устоях патриархально-авторитарного уклада жизни.

Во-вторых, особая роль государства в организации общественной жизни, доминирование государственной собственности, неразвитость института частной собственности.

В-третьих, здесь сформировалась своеобразная модель регулирования социальных отношений, в которой не сложились развитые гражданские структуры, а государство выступало в роли арбитра во взаимоотношениях между социальными группами. Социальная структура была основана на жесткой социальной иерархии с четким распределением прав, привилегий и обязанностей социальных групп, на определяющей роли не классовых, а статусно-престижных различий.

В-четвертых, исторические особенности социальной организации восточных славян оказали воздействие на общественное сознание, порождая две характерные установки мышления и поведения. С одной стороны, иррациональный авторитет власти, с другой - правовой нигилизм, ориентация на конфликтное поведение и несанкционированные формы протеста.

В-пятых, это особое положение и место личности по отношению к государству и обществу в целом, которое проявилось в следующем:

1) преобладание государственного начала над личным;

2) первенство социальности (общинности, соборности, коллективизма) над индивидуализмом;

3) примат духовности над меркантильностью, утилитаризмом;

4) скорее созерцательная, чем активная, жизненная позиция, ориентация не на личную активность, а на государственный патернализм.

Указанные ретроспективные особенности социального развития особенно четко себя проявили в формировании социальной структуры современного белорусского общества.

Главное, на что следует обратить особое внимание, это то, что в современном белорусском обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики. Наряду с экономическими, политическими, социокультурными факторами приобретают критериальный статус факторы «теневые» и маргинализационные. Если первые из них подталкивают преуспевающих в соответствующих сферах деятельности индивидов к верхним ступеням имущественной и социально-статусной лестницы, то вторые, наоборот, сталкивают не адаптировавшихся к новым социально-экономическим условиям людей на социальное «дно».

Маргина́л (от латинского margo - край) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.

Маргинальные слои - стабильная масса людей, не участвующих в общественном разделении труда, не выполняющих общественных функций и не обладающих социальным статусом.

Маргинальность (позднелатинское marginalis находящийся на краю) - понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Исторический опыт свидетельствует о том, что социальная стратификация может иметь различную внутреннюю структуру, вызванную различиями в интенсивности и всеобщности горизонтальной и вертикальной мобильности, а последние зависят от типа общества. В обществах так называемого «закрытого» типа социальная стратификация и ее динамическое воплощение в социальной мобильности имеют пирамидальную форму. В таком типе общества на верхушке стратификационной иерархии находится узкий социальный слой (скажем, партгосноменклатура в СССР), а подавляющее большинство социальных групп рабочие, крестьяне, интеллигенция служащие составляют нижние, гораздо более обширные этажи социальной пирамиды.

Общества «открытого» типа, или демократические, обладают иной формой социальной стратификации ромбовидной. Это связано с резким возрастанием в них численности так называемого «среднего класса». В США «средний класс» составляет около 60 % населения.

Средний класс - социальная группа, занимающая промежуточное положение между элитой и классом наемных работников в структуре современного общества.

На данном этапе форму социальной стратификации Республики Беларусь нельзя отнести определенно ни к пирамидальной, ни к ромбовидной. Можно лишь обозначить усиливающуюся тенденцию обретения моделью стратификации ромбовидного контура. Это обусловлено во многом тем, что процесс классообразования в республике еще не завершен, о чем убедительно говорит тот факт, что «средний класс» у нас составляет, по оценкам Е. М. Бабосова, 18-20 %.

Многие исследователи считают, что белорусский средний класс находится в зачаточном состоянии. Относительно среднеобеспеченные слои составляют 30 % населения. Но только порядка 10 % белорусов по объективным параметрам (доходы, образование, престиж профессии) можно отнести к среднему классу, хотя субъективно к среднему классу себя относит более двух третей населения. По мнению В. Чернова и С. Николюка, свыше 50 % населения составляют так называемый средний протокласс, или «периферию» формирующегося среднего класса.

В середине 2000-х гг. белорусский социолог Е.М. Бабосов выделил 7 ступеней иерархической структуры белорусского общества, основанной на социально-статусных критериях:

1) на вершине стратификационной пирамиды находится высший слой новая элита, в состав которой входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше. Это фактически новая буржуазия и высшая государственная бюрократия;

2) высший средний слой - средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологических кабинетов и др.;

3) средний средний слой - профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры и др.;

4) низший средний слой - учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие и т. п.;

5) низший слой - малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранитель-ных органов и др.;

7) маргинальные слои - опустившиеся на социальное дно из различных социальных групп, нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т. п.

В большинстве случаев верхние ступени социально-имущественной иерархии совпадают с верхними ступенями социально-статусной стратификации (богатые люди, как правило, относятся к высшему социальному слою), а низшие, бедные и нищие - с низшими социально-статусными слоями маргинальными. Однако такое совпадение происходит не всегда, вследствие чего выделенные семь ступеней в каждой из рассматриваемых матриц не в полном своем объеме коррелируют с соответствующими уровнями другой матрицы, а это еще более усложняет динамику социальной структуры современного постсоветского общества, вносит в нее элементы нелинейности, хаотичности, непредсказуемости.

Кроме названных критериев стратификационной динамики в современном обществе важное значение имеют и социокультурные индикаторы социальной структуры. К наиболее важным социокультурным критериям структурной дифференциации в современном обществе относятся:

1) этнонациональные (дифференциация на белорусов, русских, украинцев, поляков, литовцев, евреев, татар и т. п.);

2) мировоззренческие (верующие, неверующие, колеблющиеся между верой и неверием, атеисты);

3) религиозно-конфессиональные (православные, католики, протестанты, мусульмане и др.);

4) образовательные (лица с высшим, средним, неполным средним образованием и др.);

5) духовно-культурные (поборники народной, элитарной, массовой культуры, субкультуры, псевдокультуры, контркультуры);

6) идейно-политические (приверженцы либерально-демократи-ческой, коммунистической, праворадикалистской идеологии и т. п.);

7) ценностно-ориентированные (приверженцы религиозной, внерелигиозной морали, нравственного релятивизма, аморализма и т. п.).

Экономическая структура белорусского общества. Согласно результатам исследований И.Ф. Ивашевич (2010 г.), в экономической структуре белорусского общества в зависимости от уровня обеспеченности можно выделить следующие слои:

- верхний (обеспеченные выше среднего). К нему относится малочисленная группа лиц, чьи доходы позволяют делать любые, даже самые дорогие покупки (недвижимость, автомобили), отдыхать на престижных мировых курортах. Доля этого слоя составляет всего 10,8% населения;

- средний (среднеобеспеченные, 41,8%) – люди, которым хватает денег на покупку достаточного дорогостоящих товаров длительного пользования (телевизор, холодильник), однако приобретение автомобиля или квартиры им недоступно.

- базовый (малообеспеченные, 33,3%) – те, чьих доходов хватает только на питание и покупку товаров первой необходимости (одежду, обувь, средства гигиены)

- нижний (бедные, около 14,1%) – люди, которым не хватает денег даже на нормальное питание.

Исследователь отмечает, что представители высшего и среднего слоев в основном сосредоточены в столице и крупных городах (чаще всего это мужчины молодого и среднего возраста). В базовом слое преобладают женщины старше 45 лет, жители небольших городов и городских поселков. Нижний слой составляют преимущественно пенсионеры, жители небольших населенных пунктов (малых городов, деревень), а также безработные и низкоквалифицированные рабочие.

Согласно данным, приведенным в статистическом сборнике «Социальное положение и уровень жизни населения», в 2014 г. по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов население Беларуси было распределено следующим образом:

Этнонациональная структура белорусского общества. По данным переписи 2009 года, в Беларуси проживали представители более 130 наций и национальностей. Большинство населения (83,7%) – это представители коренной белорусской национальности, как в целом по республике, так и в городах и сельских местностях всех областей. Из лиц некоренной национальности в республике больше всего русских (в 2009 году их было 8,3%), поляков (3,1%), украинцев (1,7%). Кроме этого в Беларуси проживают представители таких национальных групп как евреи, армяне, татары, цыгане, азербайджанцы, литовцы и др.

Территориальная структура белорусского общества. Особенности территориальной структуры белорусского общества на современном этапе обусловлены процессом урбанизации, приобретшим особенную интенсивность со второй половины ХХ в. Так, если в 1970 г. в БССР ещё преобладало сельское население (57%), то уже в 1975 соотношение городского и сельского населения было практически одинаковым (49,9% и 50,1% соответственно), а по данным на 1980 г. городское население в Беларуси начинает преобладать (61%). По результатам переписи 2009 г. городское население Беларуси составляло уже 74,5%, сельское, соответственно, 25,5%. По данным Национального статистического комитета, в 2015 году процентное соотношение городского и сельского населения составило 77,3% и 22,7% соответственно.

Половозрастная структура белорусского общества. По данным Национального статистического комитета, на начало 2015 г. мужчины составляли 46,5% населения Беларуси, женщины – 53,5%. Соответственно, на 1000 мужчин приходится 1150 женщин.

Распределение по возрастным группам следующее.

Социальная структура (от лат. structure - строение, распо­ложение, порядок) общества - строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих соци­альных групп, а также отношения между ними.

В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.

Роль социальной структуры:

1) организует общество в единое целое;

2) способствует сохранению целостности и стабильности общества.

Социальные отношения - это определённые устойчи­вые связи между людьми как представителями социаль­ных групп.

Два характера социальных отношений

Сотрудничество

Соперничество

1) Выражено в обоюдной заинтересованности, вы­годности отношений для обеих сторон.

2) Направлено на дости­жение возникающей сов­местной цели, что содейс­твует также укреплению взаимопонимания, парт­нёрства, дружбы.

3) Связано с такими ка­чествами, как верность, признательность, уваже­ние, поддержка и т. п.

1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничто­жить соперника.

2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона счи­тает соперника, его соци­альные позиции, дейс­твия препятствием на пути достижения цели.

Соперничество в социальных отношениях часто приводит к социальным конфликтам .

В зависимости от состава участников социальные от­ношения подразделяются на следующие виды:

1) Социально-групповые - отношения между классами, социальными слоями и др.

2) Социально-демографические - отношения между мужчинами, женщина­ми, детьми, молодежью, пенсионерами и др.

3) Социально-этнические - отношения между нациями, народностя­ми, национальными и этнографическими группами и др.

4) Социально-профессиональные - отношения между трудовыми коллекти­вами, профессиональными объединениями.

5) Межличностные - отношения человека с окружающими его людьми.

Социальная стратификация (от лат. stratum - слой, настил и facere - делать) - это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.

Страта - это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).

Социальная дифференциация (от лат differentia - различие) - это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.

Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения.

Стратификация имеет две существенные характеристики:

1) верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям;

2) верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.

Различные социальные группы занимают разное по­ложение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязан­ностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.

Исторические типы стратификационных систем

Наименование

системы

Её сущность
Рабство Рабство - это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод. Форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.
Кастовая система Каста - социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своему рождению. Существует детальная регламентация в деятельности каждой касты.
Сословная система Сословие - социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству. Права и обязанности каждого сословия определяются законом и освящаются религией.
Классовая система Класс - большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передаётся по наследству.

Исторические типы стратификации

Наимено­вание социаль­ной группы

Её сущность

Возник­новение

Каста (от лат. castus - чистый)

Социальная груп­па, обладающая пожизненно за­креплённым от рождения религи­озным правилом и передаваемыми по наследству правами и обязан­ностями.

Брахманы (священ­ники), кшатрии (вои­ны), вайшии (земледельцы), шудры (слуги).

Древ­няя Ин­дия

Сословие

Социальная груп­па, обладающая закрепленными обычаем или за­коном и передава­емыми по на­следству правами и обязанностями.

Высшие сословия (дворянство, духо­венство), непривиле­гированное третье со­словие (ремесленни­ки, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в.: дворянство, духо­венство, купечество, крестьянство, ме­щанство (средние го­родские слои).

Средне­вековая

Социальная груп­па, различающая­ся по её роли во всех сферах жиз­недеятельности общества, кото­рая формируется и функционирует на основе корен­ных социальных интересов.

Рабы и рабовладель­цы; феодалы и зави­симые крестьяне; буржуазия и наём­ные рабочие.

Классо­вое

обще­ство

Наиболее распространённые подходы к анализу социальной структуры общества - стратификационный и классовый, в основе которых лежат понятия «страта» и «класс».

Основное различие стратификационного и классового подходов: в рамках последнего главенствующее значение имеют экономические факторы, все остальные критерии являются их производными. Стратификационный подход исходит из учёта не только экономических, но и политических, собственно социальных, а также социально-психологических факторов. При этом подразумевается, что между ними не всегда возникает жёсткая связь: высокое положение по одной позиции может сочетаться с низкой по другой.

Социальная стратификация:

1) является методом выявления социальных слоёв данного общества;

2) формирует представление о социальном портрете этого общества.

Развернуть

Питирим Александрович Сорокин (1889−1968) - русско-американский социолог и культуролог, один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Член партии социалистов-революционеров (эсеров) (1906), занимался пропагандой революционных идей. Редактор газеты «Народная мысль» (1915), приват-доцент (1916). Осудил Октябрьскую революцию, в 1918 году отказался от политической деятельности и членства в партии эсеров, занимался научной и преподавательской деятельностью. Выслан за границу (1922, «Философский пароход»). Принял американское гражданство (1930), основал и руководил социологическим факультетом в Гарвардском университете (1931), президент Американской социологической ассоциации (1965).

Поддерживал идеи психологической школы права. Например, квалифицировал преступное деяние на основе переживаний индивида, совершившего его, т. е. его осознания собственного поступка как преступного. Занимался исследованием шаблонов поведения, принятых в обществе, санкций, применяемых к тем, кто нарушает нормы и предписания.

Определял право как общеобязательные правила поведения, вводимые и контролируемые государством, в которых свобода одного лица согласуется со свободой других лиц в целях разграничения и защиты интересов человека. Рассматривал право как конституирующее начало любой общественной группы.

Отмечал неразвитость и неструктурированность социологического знания, считал, что социология должна стать метатеорией, обобщающей всё гуманитарное знание в единую систему. Рассматривал общество как социокультурную систему.

Основой его социологического анализа является теория социальной стратификации. Он изучал социальные группы, классифицировал их. Выделил два типа социальной мобильности (горизонтальную и вертикальную).

Мы всё ещё знаем так мало о «загадочном» мире социальных событий, что любое реальное приближённое знание имеет большую ценность. Теории прогресса с их оценками хорошего и плохого, прогрессивного и регрессивного могут выражать лишь субъективные вкусы их авторов, и ничего больше. Если социология хочет быть наукой точной, ей надо освобождаться от таких ценностных суждений.

Всякая длительная и жестокая война, как и всякая революция, деградирует людей в морально-правовом отношении.