Планирование Мотивация Управление

Как выдувать из стекла дома. Древнее искусство выдувания стекла. Приобретение кварцевого песка

Наберите расплавленное стекло. Полой стальной трубой или стеклодувной трубкой наберите стекломассу из печи, в которой находится расплав стекла. Температура стекломассы в печи должна составлять от 1380 до 1435° Цельсия.

  • Простая, но точная аналогия – заворачивание яблока в карамель. Представьте, что стальной стержень – это яблоко, а печь – это банка карамели. Так же, как и в случае медленного вращения яблока в горячей карамели, стальной стержень в печи необходимо постоянно вращать для равномерного набора стекломассы.

Отформуйте стекло. Как только стекломасса будет устойчиво держаться, перенесите ее на стальной катальный стол и начинайте формовать ее. Формовка стекла начинается с прокатки стекла на катальном столе. При этом важно получить симметричный цилиндр. Получив цилиндр, продолжайте вращать стеклодувную трубку, чтобы предотвратить стекание стекломассы.

  • Катальный стол отберет у расплавленной стекломассы много тепла, поскольку при раскатывании стекла по столу оба материала соприкасаются.
  • Если стенки стекломассы становятся слишком тонкими , охладите их, раскатав на катальном столе.
  • Если дно стекломассы стало слишком толстым , тогда снова поместите стекло через отверстие в печь для повторного нагрева стекла (предназначенную для того, чтобы поддерживать стекло в вязком состоянии), и сфокусируйтесь на нагреве дна стекломассы. Нагревая стекло, все время поворачивайте его.
  • Сделайте заготовку. Подуйте в трубку и закройте ее большим пальцем. Тепло расширит попавший в трубку воздух и образуется пузырь. Эти первый набор и пузырь называются заготовкой.

    • Как только вы получите пузырек с равномерными стенками, вы снова можете воспользоваться катальным столом и набрать больше стекла. Помните, что нужно постоянно вращать стержень, перемещая его от катального стола к печи и печному отверстию.
  • Еще раз наберите стекломассу. Соберите на каплю еще стекломассы. Необходимое количество наборов стекломассы зависит от желаемого размера изделия – чем больше изделие, тем больше их необходимо.

    • Если вы хотите добавить немного цвета, то сейчас – подходящий момент для того, чтобы нанести его на более холодный "постик" (цилиндрическую заготовку).
  • Отформуйте пульку. Когда вы закончите набирать стекломассу, смочите газету и с ее помощью сформуйте вашу заготовку в пульку. Затем еще раз нагрейте ее в отверстии печи. Не забывайте все время вращать стержень!

    Определитесь с формой. Отформуйте изделие, прокатав его на катальном столе, в то время как помощник будет продувать воздух через трубку в стекломассу.

    • вниз по стеклу, раскатывайте стенки, а не дно. Если стороны будут холоднее, то при вдувании воздуха пузырь будет выталкивать дно.
    • Если вы хотите, чтобы пузырь двигался из стекла, то есть чтобы расширялись стенки, раскатывайте дно. Если дно будет холоднее, то при вдувании воздуха пузырь будет выталкивать стенки.
  • Сделайте надрезы. Сформовав изделие, сделайте с помощью специальных щипцов линии надреза на горлышке. Диаметр горлышка должен быть равным или меньшим диаметру стеклодувной трубки. Продолжайте вращать трубку!

    Раскройте изделие и завершите его изготовление. Это требует переноса вашего изделия на другой стержень, который называется понтией. Это одна из самых сложных операций в стеклодувном деле. Однако знание небольшого профессионального секрета значительно облегчает ее. Найдите небольшой инструмент (лучший вариант – напильник) и окуните его в воду. Аккуратно прочертите линию вокруг горлышка. Это снизит прочность стекла и сделает его более хрупким. После этого его легко будет отделить от первой трубки.

    В начале декабря стеклодув и владелец мастерской «Стеклоу» - Егор Комаровский, пригласил всех неравнодушных и интересующихся на свой мастер-класс. Мастерская располагается на цокольном этаже Дома Скульпторов Союза Художников по адресу: Санкт-Петербург, Заневский проспект 26, корпус 2. Егор рассказал, что художественное стеклодувное ремесло сейчас в России не так популярно и распространено как в странах Европы. Он освоил ремесло самостоятельно, изучая литературу на английском языке и смотря видеоуроки зарубежных мастеров, теперь он открыт к сотрудничеству, готов учить и удивлять.

    Все печи, а их четыре, Егор в мастерской собрал самостоятельно. По центру фотографии можно увидеть индукционную тигельную печь. Своё название она получила от Тигеля — ёмкости для нагрева, высушивания, сжигания, обжига или плавления различных материалов, в данном случае в нём находилось распаленное стекло.

    В России на рынке представлено около 8-ми цветов стекла, на рынках Америки — 120, разница в количестве весьма ощутима. Примеры стёкол и их цветов.

    Начнём процесс изготовления вазы, нагреем выдувальную трубку. Это полая металлическая палка длинной 1 - 1,5 м с мундштуком на конце. Нам продемонстрировали технику свободного выдувания, она заключается в свободном формовании изделия. Стеклянные предметы, выполненные путём свободного выдувания, называют также гутным стеклом (от немецкого hutte - гута, стеклодувная мастерская).

    Зачерпнём из тигельной печи расплавленного стекла и начнём его выдувать через трубку.

    В процессе остывания мастер раскатывает остывающее стекло, подправляя его форму.

    Добавим ещё стекла из печи.

    Стеклянный шар становится всё больше и больше.

    Последовательность на начальной стадии проста: макаешь, крутишь и формируешь, нагреваешь, дуешь…

    Помимо свободного выдувания возможно применение других техник:Ручное выдувание в формы позволяет создавать изделия, схожие одно с другим. Например, лабораторные колбы. Стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки расплавленное стекло, выдувает пузырь и начинает формовать его, постоянно вращая трубочку и формует стекло в деревянных или металлических формах.

    Прессовыдувание. Будущее изделие сначала формуют в пресс-форме, а затем в горячем виде - воздухом. Изделия получаются более толстостенными, менее прозрачными. Но этот способ позволяет создать на них рельефные украшения.

    Для нагрева у Егора используется печь — «кукушка». Она нагрета до рабочих температур от +1100 до +1200 °C. Створки данной печи открываются при необходимости, позволяя помещать изделие в печь, вращать его в ней, помещать изделие частично и без соприкосновения со стенками.

    Сила тяжести помогает придать форму стеклу.

    Ещё немного времени и шар превращается в каплю.

    Стекло нагревается, во время нагрева трубка постоянно вращается.

    Возьмём стеклянные пластинки из нескольких цветов объединённых в один элемент, прикрепим его поверх изделия и нагреем.

    После нагрева пластинка постепенно сгибается и оборачивается, при раскатывании образуя необходимую для нас форму.

    Формируем изделие.

    Вновь раскатываем.

    И нагреваем заготовку.

    На каждом этапе работ необходим постоянный контроль качества и размеров. Когда работа выполняется по составленному проекту, то изначально изготавливается первый вариант, который разбивается для точных замеров толщин стенок, после внесения корректировок и поправок изготавливается окончательный вариант изделия.

    Опять нагреваем и понемногу выдуваем.

    После выдувания раскатываем, придавая необходимую форму.

    Создаём декоративный рисунок, обратите внимание на готовом изделии на него.

    Формируем идеальную форму, постепенно вращая и охлаждая изделие. Охлаждение выполняется с применением мокрой газеты.

    При остывании изменяется цвет заготовки.

    Добавим объёма, выдуем ещё немного…

    Добавим прозрачного стекла поверх цветного. Новый слой будет третьим, его получим из тигельной печи.

    Постепенно нагревая и выдувая получаем довольно крупную фигуру будущей вазы.

    Проверяем качество.

    Формуем дно и закрепляем изделие за него.

    Создаём форму горлышка вазы.

    Последние шаги…

    Отжигом называют нагревание до 530–580°С с последующим медленным охлаждением. При быстром и неравномерном охлаждении после формования в стекле возникают остаточные напряжения, которые со временем приведут к тому, что изделие разрушится само собой, без видимых причин. Отжиг позволяет уменьшить эти остаточные напряжения и сделать стекло долговечным.

    После окончания отжига ваза шлифуется и её можно будет использовать по прямому назначению.Печь для отжига в мастерской электрическая и при отключении электроэнергии и быстром охлаждении стекла оно становится хрупким и недолговечным.

    В мастерской много различных изделий из стекла, все они изготовлены вручную.

    Если Вам захотелось сотворить что-нибудь самим, к примеру шарик на ёлку, стаканчик или вазу, или наоборот, хотите научиться работать со стеклом, то Егор Комаровский с удовольствием проводит индивидуальные занятия, экскурсии, мастер-классы для различных возрастных групп.

    Все подробности и контакты в группе

    Всегда считал, что выдувка стеклянных изделий - это сложное промышленное производство. А оказывается его возможно организовать в большой городской квартире или, совершенно точно, на даче. Была бы электроэнергия в достатке. Именно с квартиры и начал в своё время своё творчество со стеклом Егор Комаровский. Егор - энтузиаст, самоучка, очень инициативный и творческий человек. Недавно удалось побывать в его стеклодувной мастерской "Стеклоу" и посмотреть как из капли стекла выдувается ваза.


    Вообще по первоначальному образованию Егор Комаровский международный логист, но на офисной работе долго не задержался предпочтя её творческой. Начинал с кузнецы, а потом обратил внимание на стекло. На съёмной квартире он с супругой начал нагревать село, обёртывать в фольгу и всячески его изучать, пытаясь разобраться. Потом начали заниматься фьюзингом стекла - это сплавление стёкл друг с другом а потом через форму спекается готовое изделие (например) . Занимались и витражными стёклами. И то и другое производство сейчас на рынке более-менее распространено и конкурентно.
    2

    А вот выдувание стекла наоборот, мало кто занимается. В Союзе стеклодувных производств было много, но почти все закрылись, частных мастерских почти нет. В Москве есть одно заведение, в Питере Мухинское училище, но ни одно из них не взяло Егора ни в качестве ученика, ни в качестве рабочего опасаясь мнимой конкуренции. Во всех работают в основном "старые кадры" 60+, молодых специалистов почти нет.
    3

    Только удалось немного поработать по личным договоренностям с отдельными мастерами. Это, плюс теоретическое изучение вопроса, благо в Интернете (но не в Рунете) сейчас много информации, а так же собственная практика позволили освоить технику. Вызывает уважение и выбранная стратегия - брать в заказ на изготовление работу чуть более сложную, чем выполнял до этого. Предоплата взята, мотивация повышается - хочешь не хочешь нужно выполнять. Иногда раз 15 приходилось переделывать изделие, прежде чем достигался удовлетворяющий всех результат.
    4

    Тогда как за рубежом это направление очень распространено и даже популяризировано. Делают домашние стеклоплавильные печи, обучают всех желающих - можно легко организовать домашнее мини-производство. Свои же печи пришлось Комаровскому изготавливать самостоятельно (покупать зарубежные очень дорого).
    5

    Всего для производства необходимы три печки с разными температурами. Все они электрические по 6 киловатт каждая. Есть и ещё одна газовая печь "кукушка" для подогрева материала в процессе его формовки.
    6

    В мастерской множество всяких цветных и блестящих красивостей. А ваз здесь в буквальном смысле навалом.
    7

    Вот примерно такую вазу и будут сейчас выдувать из капли стекла.
    8

    Само стекла тоже американского происхождения - специальное для выдувание. У нас такое не производят, а крупные производства варят стекло сами для себя. Цветное стекло заказывается в виде пластин, а прозрачное в виде вот таких капель. С каплями проще работать.
    9

    Сначала стекло плавят в керамическом горшке при температуре 1600 градусов.
    10

    Опускают стеклодувную трубку и забирают с печи всё что налипло на конец трубки. Немного выдувают. Стеклодувная трубка, или же выдувная, это полая трубка длиной около 1,5 метров с латунным мундштуком.
    11

    И катают формируя требую форму. Этап формовки.
    12

    Стекло периодически подогревают в "кукушке" что бы оно сохранило свою эластичность. Стекло начинает размягчаться при 650 градусах и выше.
    13

    Далее снова опускаем трубку в стекло, налепляем на неё новое стекло, выдуваем, формуем. Это так называемая техника свободного выдувания. Кроме неё существуют и другие методики
    14

    В определённый момент налепляем на заготовку полоски цветного стекла. Их предварительно подготовили - взяли полоски цветного стекла и спекли их вместе в одну пластину. Первично налепили платину на заготовку.
    15

    Дополнительно спекли части в "кукушке".
    16

    И теперь уже аккуратно формуем загибая стороны.
    17


    18


    19

    А дальше всё те же стадии - выдувание, формовка, подогрев и т.д. Иногда, правда, необходимо и чуть охладить заготовку с помощью смоченной газеты. Нужно соблюдать чётко температурный баланс, а также постоянно контролировать размеры, толщину стенок, качество. Хлопотное дело требующее хороших навыков.
    20

    При выключенном свете мастерская предстаёт в красивом сказочном виде. .
    21

    Формовка так же производится используя силу гравитации. Наклонили в одну сторону - заготовка стала деформироваться вниз, стекло стекает.
    22


    23


    24

    Когда ваза "выросла" почти до требуемого размера, заготовку ещё раз окунают с жидкое стекло, чтобы сформировался нагружений прозрачный защитный слой.
    25

    Примерно через 1,5 часа ваза почти готова. Теперь берут ещё одну стеклодувную трубку, окунают её в стекло и припаивают к вазе с противоположного конца. Прежнюю трубку удаляют, а на её месте начина.т формировать горлышко фазы. Стекло мягкое, поэтому щипчиками расширяем отверстие, загибаем края и придаём желаемую форму.
    26

    Вот такая получилась, только после охлаждения цвета будут иными. Белый останется белым, голубой станет лазуревым, а красный жёлтым.
    27

    И последняя стадия это охлаждение, или же отжиг - тоже очень ответственный процесс. Чем стекло толще, тем его нужно дольше охлаждать. Сантиметровые изделия охлаждают сутками и даже месяцами. Для данных ваз достаточно примерно 12 часов. Ниже 517 градусов начинают возникать напряжения в стекле и до 370 градусов нужно охлаждать очень медленно и аккуратно, далее темп охлаждения несколько увеличивается. После отжига вазу нужно будет отшлифовать и всё будет готово.

    Хорошая новость для всех в том, что Егор Комаровский столкнувшись со всем трудностями обучения ремеслу, решил изменить ситуацию и уже проводит курсы и мастер-классы для всех желающих по обучению выдуванию стекла. Проводятся и экскурсии для школьников. 2 часа занятий стоят 4000 рублей и за это время вы сможет понять, интересно это вам или нет. Если "да", то можно продолжить обучение, а после приходить и изготавливать для себя какие-то изделия (если посчитаете что собственная мастерская вам не нужна). Вообще планы по просвещению большие - скоро производство переедет на новую площадку, где можно будет проводить более масштабные экскурсии и мастер-классы. Егор консультирует и многих стеклодувов на других производствах, предпочитая не самому изготовить требуемое изделие, а показать как это делается, обучить, а потом уже там справятся и самостоятельно. То есть Комаровский взял на себя очень большую и благодарную миссию просвещения и обучения, что, учитывая дефицит мастеров и информации сейчас у нас в России, не может не вызывать большого уважения.

    Традиционно благодарю spbblog в лице Жени за приглашение.
    Другие рассказы и фотокарточки можно почитать и посмотреть у Жени Катерины ,

    Я бывал в различных мастерских и на различных заводах, видел как делают варенье и металл, видел как ловят рыбу в промышленных масштабах, и как проверяют коноплю, а вчера я побывал в удивительном месте — в мастерской художественного стекла. Егор — мастер-стеклодув устроил для блогеров Петрограда сообщества экскурсию в свою мастерскую, где он с нуля создает замечательные и красивые вещи, которые любой желающий может под его руководством сделать.

    1. Полнейшее надувательство!

    Наше знакомство с Егором началось с небольшого вступительного слова мастера. Он нам поведал, что он самоучка, учился на видео из интернета, какой-то отечественной литературы по стеклу как таковой нет, поэтому приходилось изучать западную. С русскими мастерами из академии Штиглица, например, тоже общение не сложилось, т.к. те старперы считают, что если возьмут его на работу или на учёбу к себе, то он все секреты ремесла у них выведает и убежит создавать свою фирму, тем самым создаст им конкуренцию. В итоге, Егор не сложил рук и не уехал на Запад, как многие могли бы сделать, а получив несколько уроков на практике от преподавателя художественного ВУЗа, затем своими руками начал творить, создав 3 печи и подготовив всю необходимую базу.

    2. Основа — это стекло, разумеется. Егор закупает американское, т.к. цветов полно, оно качественное, а в России всё с этим сырьем плохо, его мало и не достать. Стекло закупается либо в виде подобных листов-пластин, либо в форме кубиков, что в принципе всё равно, ведь в печи всё растапливается.

    3. Печи — это, пожалуй, самая важная составляющая процесса. Их должно быть минимум три: стеклоплавильная, в которой поддерживается температура ~1100 градусов по Цельсию, печь для подогрева заготовок, а также опечек для остужения готовых изделий.

    4. Все 3 печи электрические, настраиваемые вот этим простеньким щитком. Кстати, мастерская находится в здании Союза художников, и это круто. Помимо этой стекольной мастерской там есть еще и другие.

    5. Печь «кукушка» получила свое название за раздвижные створки, напоминающие скворечник))

    6. Температура там приличная, печь используется для подогрева изделия во время работы. Внутрь не залезть, жарко же, но Егор рассказал, что они с друзьям засунули туда экшн-камеру, обмотав ее в охлаждающие тряпки, и сделали несколько крутых фотографий. Огонь же!

    7. Собственно, длинная выдувательная трубка, с помощью которой и происходит всё чудо.

    8. Жидкое стекло берётся трубкой из стеклоплавильной печи и начинается процесс создания болванки для изделия. В нашем случае это ваза!

    9. Берется совсем немного стекла, т.к. в большом количестве его просто нет необходимости.

    10. Затем по металлической поверхности нужно привести болванку до нужной формы.

    11. Стекло горячее, а значим с ним можно делать всё, что угодно, в том числе и надуть!

    12. Еще раз окунаем заготовку в печь и прихватываем дополнительное количество жидкого стекла, оно нужно, чтобы в дальнейшем переместиться к следующей печи, в которой и будет происходить все действие.

    13. Егор переходит к «Кукушке», в которой и происходит выдувка стекла и поддержание его в нужной форме.

    14. Пока что это всего лишь болванка для вазы, то есть прозрачное стекло, на которое в дальнейшем будет нанесен слой цветного стекла.

    15. Выдувательство продолжается до тех пор, пока не станет понятно, что болванка готова.

    16. Затем, когда болванка полностью готова, достается любое на ваш собственный вкус цветное стекло, в нашем случае это 4х-цветная заготовка из которой и будет создана ваза. Как видим, наша болванка в буквальном смысле прилипла к разноцветной заготовке и уже отправляется в печь.

    17. Чтобы болванка и заготовка приняли нужную форму, их нужно как бы объединить, путем загибания расплавленного стекла вокруг болванки.

    18. Согнули, теперь нужно зубным пинцетом или любым другим подходящим инструментом соединить края заготовки друг с другом.

    19. Делается это за несколько раз путем отправления изделия в печь, затем вновь загибания и соединения краев, до тех пор, пока не станет видно, что болванка и цветная заготовка — одно целое!

    20. Старинными ножницами Егор создает дно вазы, как бы сжимая стекло.

    21. А дальше что? Дальше долго и упорно нужно выдувать, выплавлять, пока не поймешь что толщина стенок уже необходимая. Кстати, как видите, печь-то на газу. Одного такого баллона хватает на 1,5 дня в среднем. В связи с тем, что помещение небольшое, то хранить газ тут нет возможности, поэтому каждые пару дней приходится заправляться на ближайшей автозаправке.

    22. Формовка — это когда мокрой газетой придается нужная форма изделию. Крутится по газете застывающее стекло, остывает, при этом приобретает необходимую форму.

    23. Каким-то еще одним зубным инструментом Егор наносит узор на вазу, который мы вскоре увидим)

    24. И вновь нужно окунуть наше изделие в стеклоплавильную печь, чтобы нанести слой стекла, для придания ему глянцевости, а также для прочности.

    25. И вновь формовка. В целом, процесс понятен и просто — дуй, крути, придавай форму, остужай. Но при этом всё это очень сложно, и требует внимательности и опыта, который получаешь, совершая ошибки и добиваясь результатов. Как и во всем, впрочем. Творческая и интересная работа, не зря Егор перестал был офисным планктоном и стал работать руками, круто же.

    26. Здесь изделие уже с дополнительным слоем стекла, что мы недавно нанесли, отправляется вновь в печь.

    27. Кажется, мастер понял, что изделие пора вытягивать. Делается это достаточно хитрым способом — трубка, с изделием на конце, быстро крутится вокруг своей оси, совершая несколько оборотов, тем самым растягиваясь до нужных размеров.

    28. Затем, чтобы сделать горлышко вазы, нужно прикрепить на дно вот такую штуку (слева), чтобы было за что держать изделие.

    29. А тем временем, с другой стороны уже щипцами создается будущее горло вазы, как бы просто расширяя его, пока стекло жидкое.

    30. Еще несколько раз отправляясь в печь, затем вновь расширяясь, и вуаля, элегантное горлышко вазы готово!

    31. Мастер и его изделие. На самом деле, красный — это желтый, а бледно-голубой — это цвет ближе к синему. Когда изделие остынет, то примет должные цвета.

    32. Самое время отрезать от дна изделия ту штуку, она нам больше не нужна.

    33. Ведь изделие отправляется в печь, в которой поддерживается длительное время температура +517 градусов, а затем ниже, ниже, ниже, это необходимо, чтобы стекло постепенно остужалось, иначе оно просто треснет и на этом изделие прекратит существование. Ваза, созданная при нас, дойдет до комнатной температуры часов через 8-9, но мы уже этого не увидим)

    34. Вот, подобные нашей вазе, уже лежат на крышке печки. Разнообразные, красивые, можно сказать — каждая уникальна в своем роде. Обратите внимание на круглые штуковины на доньях ваз — это остатки от тех штук, которые были срезаны на фото №32, для того чтобы их убрать, Егор в дальнейшем отправляется в другую мастерскую, где уже методом шлифования всё убирается и зачищается. Ваза готова!

    35. Битые горшки которые находились в электрических печах, пришедшие в негодность ввиду того, что в здании было отключено электричество, и всё побилось.

    36. На полках выставлены различные фигурки и изделия, которые были созданы здесь же.

    37. Машинки, например=)

    Очень крутая мастерская и Егор отличный мастер, который любит свое дело, просвещает других и всегда рад помочь. Обращайтесь к нему, он каждую неделю водит экскурсии в свою мастерскую на Охте, и вместе с вами создаст что-то интересное на память, что вы заберете себе домой.

    Силач в цирке надувает грелку, папа надувает шарики ребёнку на день рождения, алкоголик дует водку, а младенец просто в штаны. Но есть такие люди, которые решили свою жизнь посвятить изготовлению очень красивых изделий из самого хрупкого материала - стекла. Это стеклодувы. Скорее всего, в этой профессии не обходится без толики магии. Иначе как объяснить то, что из горстки невзрачного песка получаются настоящие произведения искусства? Хотите знать, как это делается?


    Кладовая стекла

    В регионе Тавастия, в финском городке Риихимяки (Riihimaki), есть - старый стекольный завод.

    В одном из его помещений сегодня находится стеклодувная мастерская и галерея художников Марии Хепо-ахо и Кари Алакоски. Мария и Кари - известные и признанные в Финляндии художники, работающие со стеклом. Они производят всё, начиная от украшений и заканчивая вазами и посудой.

    Любой желающий может зайти в мастерскую и прикоснуться к магии стекла, сделать себе бусики и купить понравившиеся изделия и сувениры. И самое главное - Маша из России, и у вас не будет совершенно никаких трудностей перевода. :)

    В просторной мастерской есть несколько рабочих мест. К примеру, вот тут Маша делает птичек из стекла, подсматривая в книгу о птицах Финляндии.


    Трудно себе представить, пока не увидишь, как из этих цветных стеклянных палочек получаются совы, петушки, аисты и воробьи. Маша училась этому ремеслу в университете целых 6 лет!

    Каких только замысловатых поделок тут не встретишь: шарики, бусы, вазы, стаканы, графины, подсвечники - всё это потом расходится по магазинам и выставкам стекла.


    Тысячи цветов и оттенков, форм и теней!

    Стилизация под лёд, дизайнерские находки, стаканы-подсвечники - чего тут только нет!

    Есть даже старинный кассовый аппарат, который Маша с трудом нашла и выкупила. Это First Lady мастерской. Он до сих пор прекрасно работает, и вместо звонкого серебра в ящичке для денег лежат современные евро.

    Но одна вещь притягивает внимание больше остальных. Как в этой стеклянной ступке появились пузырьки? Лазерные технологии? Магия?

    Мастера раскрывают секреты

    Долго уговаривать не пришлось - Мария сама предложила сделать на наших глазах такую же ступку с волшебными пузырьками. Как это не прозаично, но всё в нашем мире начинается с праха. Маша зачерпнула из мешка горсть стеклянного сырья, которое они закупают в Швеции. Эти шарики потом окажутся в печке, где 1200 градусов Цельсия превратят их в густую, тягучую массу.

    Именно эту массу Кари и наматывает сейчас на конец длинной металлической трубки.

    Вот этому маленькому кусочку света и предстоит пройти огонь, воду и медные трубы на пути к своему финальному и совершенному состоянию.

    Прежде всего, стеклу нужно придать форму и немного охладить поверхность заготовки. Технологии практически не изменились с тех пор, как в Финляндии начали дуть стекло (практически, позже всех в Европе). Для этого Кари использует специальные, намоченные водой деревянные ложки, в которых он постоянно вращает заготовку. Мокрое дерево позволяет очень плавно понижать температуру стеклянной массы, не давая ей трескаться.

    Параллельно, Кари придаёт и форму будущей ступке с помощью металлических щипцов, делая утоньшение у ее горла. Всё это время он катает трубку с заготовкой на специальном кресле - главном рабочем месте стеклодува. Если этого не делать, вязкая заготовка под собственной тяжестью стечёт вниз.

    В нужный момент к процессу подключается Маша.

    С помощью вот такого механизма, больше похожего на средневековое орудие пыток, заготовку зажимают и создают на её поверхности рифления.

    Вот так теперь выглядит наш кусочек стекла. Не правда ли, очень похоже на светящуюся лампочку? В этом рифлении и заключается весь секрет волшебных пузырьков.

    Теперь Кари опять разогревает заготовку в печи, которая называется Glory Hole. После этого он вновь набирает свежей стекломассы в первой печи, обматывая вторым слоем стекла заготовку.

    Далее главную роль начинает играть уже Маша. С помощью сложенных в несколько слоев старых мокрых газет, она вновь охлаждает заготовку до нужной температуры и вязкости. Мокрая бумага очень хорошо и плавно забирает тепло, не давая заготовке покрыться трещинами. Слой за слоем бумага горит, забирая лишнее тепло и придавая нужную форму будущей ступке.

    Второй слой стекла запечатывает ямки первого слоя, а Кари изнутри раздувает заготовку.

    Именно так и получаются пузырьки.

    После этого наступает время заняться горлышком ступки. Для этого необходимо поменять место крепления заготовки к инструменту. Для этого Кари берёт вторую трубку, наматывает на неё небольшой кусочек стекла и приклеивает ко дну ступки. Когда масса схватывается, можно убрать первую трубку, отколов её от горла.

    Маша ножницами отрезает всё лишнее, формируя будущее горло ступки.

    Кари щипцами плавно расширяет его...

    И мы получаем практически готовую ступку.

    Несколько финальных штрихов...

    И ступка готова! Но не совсем...

    После откалывания трубки от дна, на поверхности остаются острые куски стекла, которые необходимо сгладить специальной горелкой.

    И даже после этого процесс не заканчивается - ступке нужно будет отдохнуть сутки в третьей печи, где 500 гладусов Цельсия снимут с неё все внутренние напряжения. Это нужно сделать, чтобы ступка однажды не разлетелась вдребезги даже от слабого удара. Это процесс называют отпуском, как и в металлургии.

    Вот такая ступка будет продана любителям всего изящного и ручного за 30 евро. В ней можно растирать приправы, готовить лекарства, ею можно просто украсить помещение.

    Да будет цвет!

    А хотите знать, как получаются вот такие цветные вазочки?

    Изюминка процесса - добавление на начальном этапе кусочков цветного стекла.

    В процессе дутья оно растворяется тонким слоем внутри основной массы, придавая изделию неповторимую окраску.

    А вот, что будет, если не плавно охлаждать заготовку мокрыми газетами, а резко поместить её полностью в ведро с водой. Поверхность покрывается мелкими трещинами, которые создают приятную на ощупь фактуру.

    Маша и Кари - боги стекла в своей мастерской. Они могут сделать даже фотографию на память. За годы работы они накопили сотни разных приёмов, которые неподвластны многим их конкурентам в Финляндии.

    За плату они готовы провести экскурсию (группа стоит 100 евро, одиночки вообще бесплатно), мастер-класс и даже дать возможность самому что-то сделать. За 65 евро вам разрешат выдуть свой гранённый стакан с семейным вензелем, а готовое изделие вышлют на следующий день по почте.
    К ним очень часто обращаются люди, которые хотели бы воплотить в реальность свои художественные замыслы - сделать эксклюзивный набор посуды, украшение, корпоративный сувенир и многое другое.

    Да, и лампочку они тоже смогут выдуть:) А что бы вы хотели себе сделать из стекла?