Планирование Мотивация Управление

Не соответствие сро требованием 44 фз. Новые требования к участникам-сро. Требование о выполнении работ лично

Масштабные изменения в деятельности СРО, которые произошли после принятия №372-ФЗ и вступили в силу со третьего квартала 2017 года, затронули все виды саморегулируемых организаций. Однако, наиболее существенное влияние они оказали на подрядные компании. Поэтому не удивительно, что требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года поменялись в первую очередь.

Причины разработки №372-ФЗ

Саморегулируемые организации, действующие в строительной отрасли, начали работать в РФ в 2010 году. Как и любое масштабное мероприятие, далеко не все задачи, которые стояли перед разработчиками действовавшего ранее №315-ФЗ, удалось решить одинаково успешно. Накопленный за годы работы СРО опыт позволил разработать новый Федеральный закон №372-ФЗ, который был подписан Президентом в июле 2016 года.

Естественно, подготовка и принятие настолько масштабных изменений в деятельности СРО вызвало вполне ожидаемое бурное обсуждение не только среди строителей, но и среди изыскателей, проектировщиков, заказчиков и застройщиков. Другими словами - практически всех участников рынка в строительной сфере.

Несмотря на далеко не всегда однозначные оценки, №372-ФЗ был принят, а с июля 2017 года вступил в силу. Практика его внедрения показала, что многие из нововведений оказались вполне эффективными, хотя и не все. В любом случае, работа относящихся к строительству СРО с 1 июля 2017 года очень заметно и существенно изменилась.

Основные новшества №372-ФЗ

Разработка и внедрение №372-ФЗ привели к тому, что требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года сильно поменялись. Наиболее серьезные корректировки следует рассмотреть подробнее.

Территориальный фактор

Значительная часть поправок, внесенных №372-ФЗ, касается Градостроительного кодекса. К числу самых весомых следует отнести введение территориального принципа, по которому должны формироваться действующие в сфере строительства СРО с 1 июля 2017 года.

Это означает, что подрядная организация имеет право вступать и состоять только в том объединении, которое зарегистрировано в том же субъекте РФ. Данное изменение имеет отношение исключительно к строительным подрядчикам, что не удивительно, так как далеко не в каждом регионе созданы собственные СРО изыскателей и проектировщиков.

В то же время, количество субъектов РФ без строительной саморегулируемой организации крайне мало. По состоянию на начало 2018 к подобным регионам относились: Чукотский АО и Еврейская АО. По правилам, установленным №372-ФЗ, подрядчики из этих субъектов получили право вступать в СРО, созданные в граничащих с ними регионах.

Главной целью подобного нововведения стала ликвидация многочисленных фиктивных СРО, которые принимали членов со всей страны. Многие из таких объединений, по сути, не осуществляли никакой деятельности, за исключением сбора взносов и выдачи выписок из реестра. Естественно, говорить в подобной ситуации о каких-либо контролирующих функциях было бы неправильным. После введения территориального механизма формирования отслеживать такие СРО стало намного проще, а многие из них практически сразу же прекратили деятельность.

Обязанность по участию в СРО

Вторым не менее важным нововведением №372-ФЗ стало изменений условий, при которых участие в СРО является обязательным для хозяйствующего субъекта. В указанном нормативном документе достаточно четко прописаны как случаи, когда требуется членство в профобъединении, так и ситуации, когда необходимость вступать в СРО отсутствует.

Кто должен вступать в СРО

По условиям нового ФЗ становиться членами СРО обязаны те участники строительной отрасли, которые планируют заниматься:

    подписанием договоров подряда и генерального подряда, сумма которых может превышать 3 млн. руб.;

    заключением прямых контрактов с организациями, эксплуатирующими ЗиС, техзаказчиками, инвесторами и застройщиками;

    участием в финансируемых с участием федерального бюджета программах путем сотрудничества с операторами в регионах. В качестве примера подобных проектов можно привести программу сноса и расселения жилья, которое признано аварийным или ветхим, а также программу капитального ремонта многоквартирного жилищного фонда;

    изысканиями, разработкой проекта или строительством, выступая одновременно и в роли заказчика;

    участием в различного рода госзакупках, которые организуются и осуществляются по №223-ФЗ и №44-ФЗ.

Одним из новшеств №372-ФЗ стал термин “технический заказчик”. Хозяйствующий субъект, который выступает в этой роли, также должен вступать в СРО. К числу наиболее важных функций, которыми обычно наделяется техзаказчик, относятся такие:

    подготовка и подписание договоров на проведение изысканий, разработку ПСД, осуществление работ по реконструкции, капремонту и строительству;

    предоставление заданий участникам реализации инвестиционного проекта, а также необходимых им для работы исходных документов;

    утверждение и согласование разработанной проектно-сметной документации;

    проверка и подписание текущей исполнительной и приемо-сдаточной документации;

    подготовка и сдача документов, требующихся для ввода построенного, реконструированного или отремонтированного объекта в эксплуатацию;

    другие задачи, исходя из требований законодательства и подписанного договора на осуществление функций техзаказчика.

Кто не должен вступать в СРО

От необходимости участия в профобъединении освобождены те хозяйствующие субъекты, которые являются:

    подрядчиками и субподрядчиками, осуществляющими деятельность по договорам, величина которых не превышает 3 млн. рублей;

    унитарными предприятиями, на половину и более принадлежащими государству. Это в равной степени касается как муниципальных, так и государственных УП;

    ГУПы и МУПы, которые выступают как техзаказчики или подрядчики и заключают договоры с госучреждениями, органами власти и корпорациями;

    физлицами, которые осуществляют строительство, реконструкцию или капремонт домов, которые относятся к индивидуальной жилой застройке;

    подрядчиками, ведущими любые виды работ на некапитальных постройках и сооружениях.

Приведенные выше условия участия и неучастия в СРО наглядно показывают, что большое число различных организаций, имеющих не очень серьезные обороты, после введения в действие №372-ФЗ освобождены от обязательного членства в профильных объединениях. Это утверждение в равной степени касается как непосредственно строителей, так и намного менее многочисленных проектировщиков и изыскателей.

Кроме того, заметно снижает бюрократическую нагрузку на работающие на строительном рынке хозяйствующие субъекты отмена допусков СРО, вместо которых были введены выписки из реестра СРО. Другими словами, теперь нет необходимости дополнительно оформлять документы, так как достаточно простого членства в профобъединении.

Формирование второго КФ

Наиболее заметным изменением, которое касается финансовой составляющей участия в СРО, является создание второго компенсационного фонда. По сути, правильнее говорить о разделении существующего КФ на две части, так как минимальная величина взноса, составляла ранее 300 тыс. рублей в один компфонд, а сейчас - аналогичную сумму, но уже в два КФ. При этом средства делятся таким образом: 100 тыс. рублей направляется в действующий и ранее КФ ВВ (возмещение вреда), а 200 тыс. рублей - во вновь создаваемый КФ ОДО (обеспечение договорных обязательств).

Важно отметить, что величина платежей определяется с учетом двух ключевых параметров - вида деятельности (для строительства установлены более серьезные взносы в компфонды, чем для изыскательства и проектирования, что вполне логично) и уровня ответственности, который зависит от максимальной суммы договоров, которые планирует заключать участник СРО.

Действующий размер выплат в оба вида КФ СРО в 2018 году для участников профобъединений представлен в нижеследующей таблице.

Исходя из приведенных выше данных, можно сделать несколько очевидных выводов. Во-первых, финансовая нагрузка, вызванная необходимостью создания КФ, на средние и мелкие подрядные организации не выросла. Более того, для компаний, заключающих договоры на сумму от 10 до 60 млн. рублей, она даже несколько снизилась - с 0,5 млн. руб. до 0,3 млн. руб.

Для всех более крупных участников рынка платежи резко, то есть в 3 раза, возросли. Именно этот момент признается большинством специалистов самым негативным нововведением №372-ФЗ.

Создание НРС

Последним важным новшеством, непосредственно затронувшим требования СРО к потенциальным членам, является создание двух НРС (Национальных реестров специалистов). Первый включает строительных специалистов, а второй - проектировщиков и изыскателей.

Теперь для вступления в СРО среди персонала организации-соискателя, помимо руководителя с высшим образованием и пятилетним стажем, должны находиться еще и, как минимум, 2 специалиста, включенных в НРС и работающих на постоянной основе. При этом следует учесть, что организация может как включать в реестр уже работающих в ней сотрудников, что не требует каких-то чрезмерно серьезных усилий, так и принять на работу уже состоящих в НРС специалистов.

Рассказать друзьям

Дата: 22.05.2017

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ) отдельные виды работ, связанные с объектами капитального строительства, могут выполнять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к этим видам работ. В настоящий момент к данным работам относятся:

  1. Работы по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 1 . Перечень данных работ установлен Министерством регионального развития РФ и включает: гидрогеологические исследования, инженерно-экологическую съемку территории, физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой и др. 2
  2. Работы по архитектурно-строительному проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 3 . Перечень конкретных работ также установлен Министерством регионального развития РФ, в него входят: подготовка генерального плана земельного участка, подготовка проектов внутренних систем газоснабжения, подготовка проектов наружных сетей слаботочных систем и др. 2
  3. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов 4 . Как и в двух предыдущих случаях, такие конкретные работы установлены Министерством регионального развития РФ - это, например, искусственное замораживание грунтов, арматурные работы при устройстве бетонных и железобетонных монолитных конструкций, укладка водопроводных трубопроводов, устройство оснований автомобильных дорог и др. 2

Указанное свидетельство выдается со стороны СРО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, состоящим в этой СРО, при условии подтверждения ими соответствующих требований без ограничения срока и территории его действия по установленной форме 5 .

В соответствии с 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в число которых входит и соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки 6 . Таким образом, если объектом закупки является выполнение вышеуказанных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то наличие у участника закупки соответствующего свидетельства СРО о допуске к этим видам работ является правомерным требованием заказчика. Этого же мнения придерживается и ФАС 7 .

Пример

В середине апреля 2017 г. муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (Чукотский автономный округ) объявило о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП с НМЦК в размере 2,55 млн руб. 8 Согласно аукционной документации одним из документов, которые требовалось предоставить от участника закупки, была копия свидетельства СРО о допуске участника аукциона к организации работ, указанных в п. 33.7 части III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов водоснабжения и канализации.

Однако с 01.07.2017 описанную выше систему ожидают изменения, которые вызваны вступлением в силу большинства положений Федерального закона от 03.07.2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрим их.

Во-первых, из ГрК РФ исключается понятие «работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства». Теперь критерии работ, для выполнения которых требуется свидетельство СРО о допуске , будут иные.

В отношении инженерных изысканий это любые работы, выполняемые в рамках договоров, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; при этом работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 9 .

В отношении архитектурно-строительного проектирования это любые работы по подготовке проектной документации в рамках договоров о подготовке проектной документации, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором; и так же как и в предыдущем случае работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 10 . Абсолютно такая же норма теперь будет действовать и в отношении работ по строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства 11 .

Во-вторых, вводятся следующие дополнительные случаи, когда членство в СРО и наличие свидетельства о допуске не требуется:

  1. В отношении всех трех категорий работ (инженерные изыскания; архитектурно-строительное планирование; строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) - если подрядчиком является государственное (муниципальное) унитарное или казенное предприятие, государственное (муниципальное) учреждение или коммерческая организация, которая контролируется органами государственной власти или органом местного самоуправления (создана тем или иным публично-правовым образованием или более, чем наполовину прямо или опосредованно принадлежит этому образованию) 12 .
  2. Следует уточнить, что данное условие касается ситуаций, когда такие организации заключают договоры с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а в отношении третьей категории работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) это условие действует только применительно к случаям заключения договора строительного подряда. Таким договором в соответствии с гражданским законодательством считается договор, когда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену, при этом такой договор заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ 13 .

    Однако обратим внимание, что в новой редакции ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда 14 . Поэтому по логике градостроительного законодательства нормы, относящиеся к договору строительного подряда, могут применяться и к договорам, в рамках которых осуществляется не строительство новых зданий или сооружений, а капитальный ремонт существующих объектов. В пользу такого подхода говорит и то, что в гражданском законодательстве установлено, что правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором 15 .

  3. В отношении заключения договора строительного подряда - если размер обязательств (то есть цена) договора не превышает 3 млн руб 16 .

В-третьих, из ГрК РФ вообще исключается как таковое понятие «свидетельство СРО о допуске к работам», а Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утратит свою силу. При осуществлении закупок документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Новая форма такой выписки уже установлена и действует 17 , при этом позиции данной формы, которые относятся к свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 8-10), не будут применяться с 01.07.2017.

Таким образом, заказчикам по 44-ФЗ необходимо при осуществлении закупок, извещения о которых размещаются в ЕИС с 01.01.2017, учитывать указанные изменения в градостроительном законодательстве при подготовке документации о закупке в части установления требований к этим участникам. Например, если бы приведенный выше в примере аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП на Чукотке проводился во втором полугодии 2017 г. (то есть уже после вступления в силу рассмотренных изменений), то заказчик не имел бы права требовать от участника закупки членства в СРО и предоставления соответствующей выписки из реестра членов СРО, так как НМЦК не превышает 3 млн руб. 16 А вот если бы НМЦК превышала этот порог, то требование о предоставлении выписки было бы правомерным, так как заказчик (муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства) в данном случае является лицом, ответственным за эксплуатацию систем водоснабжения 17 . Но поскольку здесь в роли заказчика выступает муниципальное предприятие, при составлении аукционной документации следовало бы «освободить» от этой обязанности отдельные категории организаций, установленные новой редакцией градостроительного законодательства (государственные и муниципальные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации с государственным или муниципальным участием) 18 .

1 Ч. 2 ст. 47, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.

2 Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

3 Ч. 4 ст. 48, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.

4 Ч. 2 ст. 52, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГкР РФ

5 Ч. 8 и 9 ст. 55.8 ГкР РФ, Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

6 П. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 См., например, Письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15.

8 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0588600001517000019.

9 Новая редакция ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

10 Новая редакция ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

11 Новая редакция ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

12 Более подробно см. ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, вступающие в силу с 01.07.2017.

13 Ч. 1-2 ст. 740 ГК РФ.

14 Новая редакция ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

15 Ч. 2 ст. 740 ГК РФ.

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).

Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик.

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.

В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. "п" п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства , за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.

При осуществлении закупочных процедур по проведению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства у заказчиков зачастую возникает вопрос: насколько правомерно указание в закупочной документации требования о предоставлении участниками соответствующего свидетельства СРО?

Прежде чем приступить к подготовке закупочной документации, заказчику следует:

  • четко определить виды работ
  • изучить нормативный правовые акты, касающиеся закупаемых работ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Другие виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Иными словами, если предметом закупки является проведение работ, на которые согласно законодательству РФ требуется свидетельство о допуске к таким работам, организатору закупочной процедуры необходимо указать требование о предоставлении участниками в составе заявки соответствующего свидетельства СРО.

Из письма Министерства экономического развития РФ от 28 мая 2015 г. № Д28и-1542 следует, что участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд. Заказчику, работающему по 223-ФЗ (по аналогии с 44-ФЗ), необходимо указать в закупочной документации требования к участникам о предоставлении свидетельств СРО по пунктам, которые содержатся в приказе Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ № 624). Также организатор закупки устанавливает требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске в соответствии с п.33 Приказа № 624.

В свою очередь, потенциальные подрядчики вправе предоставить:

  • свидетельство о допуске (в соответствии с п. 33 Приказа № 624) в том случае, если будет привлекать субподрядные организации на выполнение каждого из видов работ;
  • свидетельство о допуске к каждому пункту требований, установленных организатором закупки согласно приказу № 624, в том случае, если участник самостоятельно планирует выполнить работы.

При непредставлении участниками закупки вышеуказанных разрешительных документов их заявки подлежат отклонению.

Виды работ, о которых говорится в ч.2 ст. 52 ГрК РФ, утверждены Приказом № 624.

Организаторам закупок следует заострить внимание на работах, которые влияют на безопасность объекта капитального строительства в случае выполнения таких работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, предусмотренных ст. 48.1 ГрК РФ. Такие виды работ в Приказе № 624 указаны со знаком «*» (для их выполнения необходима соответствующая пометка в свидетельстве СРО).

В ч.3 ст. 52 ГрК РФ говорится, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик, либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих требованиям лиц. Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, которое осуществляет строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией разрешающий документ - свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Ремонт: капитальный и текущий

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой:

  • замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
  • замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
  • замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные, улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (ст. 1 ГрК РФ).

О текущем ремонте говорится в ст. 55. 24 ГрК РФ, а именно: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

При проведении закупочной процедуры по отбору организации для выполнения работ по текущему ремонту объектов капитального строительства свидетельство о допуске к определенным видам работ не нужно и требование заказчика о предоставлении участниками закупки такого документа в составе заявки будет являться неправомерным.

Допуск СРО

Вступление в СРО является требованием современной действительности и единственным шансом получить допуск к производству работ, который значительно увеличивает возможности подрядчика. Однако для того, чтобы его получить, требуются денежные вложения (взносы). Согласно 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Подрядчик вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые являются членами СРО, не вправе выполнять виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если они не соблюдают хотя бы одно из требований указанной СРО к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержится в приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ №624).

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается СРО без ограничения срока и территории его действия. В том случае, когда закупаемые заказчиком работы содержат хотя бы один вид работ, для выполнения которого согласно Приказу № 624 необходимо свидетельство СРО, заказчик обязан прописать требование о наличии у подрядчика допуска к организации работ.

Минимально необходимые требования к выдаче СРО свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства указаны в приложении № 4 к постановлению Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельство допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Данные требования затрагивают кадровый состав подрядчиков (заявителей) в зависимости от:

  • опыта и профессионализма работников;
  • стоимости договора строительства;
  • системы повышения квалификации и аттестации сотрудников, специалистов, а также руководящего звена;
  • имеющегося собственного имущества и разрешительных документов.

Разрешение на строительство

Разрешение на строительство - это документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, исключая случаи, которые предусмотрены ст. 51 ГрК РФ. В п.17 названной статьи упомянут случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, например, при:

Строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); - строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования и др.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

ФАС о предоставлении лицензии

Из разъяснений ФАС России следует, что если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением 1 . В том случае, когда предметом закупки является выполнение работ, требующих предоставления и свидетельства СРО согласно Приказу № 624, и лицензий (например, на вывоз мусора), заказчик не вправе прописывать в документации требование о предоставлении указанных лицензий в составе заявки на участие в закупочной процедуре (данное правило применяется только тогда, когда разрешен субподряд).

На заметку

При формировании требований к участникам закупки, касающихся предоставления свидетельства СРО, заказчику следует изучить приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». В названном НПА содержатся нормы, касающиеся предельной цены одного договора по осуществлению работ: она должна быть указана в свидетельстве СРО, которое предоставит участник в составе заявки на участие в закупке. В том случае, если цена, предложенная подрядчиком в ходе закупочной процедуры, больше той, что прописана в свидетельстве СРО, такой подрядчик не вправе заключить договор. с заказчиком. Также заказчику стоит прописать в закупочной документации, что заявка участника будет отклонена в случае если предложенная цена будет превышать цену, указанную в свидетельстве.

Примеры из практики

1. В антимонопольный орган поступила жалоба участника закупки ООО «Ц» на действия заказчика ОАО «З» при проведении запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ на право заключения договора на обустройство кабельной канализации, прокладке кабельных линий и строительство встроенной трансформаторной подстанции для ОАО «З».

По мнению заявителя, заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя по причине отсутствия в представленном Заявителем свидетельстве СРО №3254.03-2015-7725720626-С-047 видов работ №13.1, 13.2, 13.3 «Устройство кровель».

Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что действующим градостроительным законодательством РФ предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Заказчик вправе требовать от участника закупки исключительно свидетельство на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

ОАО «З» в закупочной документации установлено, что потенциальный участник закупки в составе заявки должен представить свидетельство СРО, в том числе с наличием разрешения на работы по устройству кровель, что не обосновано и нарушает принципы закупок, изложенные в ст. 3 Закона о закупках. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган признал жалобу заявителя на действия заказчика обоснованной. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-1580/77-16 от 05.09.2016) 2

2. В УФАС поступила жалоба ООО «С» на действия закупочной комиссии заказчика ООО «П» при проведении согласно 223-ФЗ открытого запроса предложений ОЗП 506/16 - Строительство ВОЛС («последних миль») до ГЭС-9, ГЭС-10, ГЭС-14, ГЭС-16 .

Заявитель считает неправомерными действия закупочной комиссии, отклонившей его заявку на участие.

Изучив материалы дела, антимонопольный орган установил, что заявка ООО «С» была отклонена, так как в ее составе не представлено СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно техническому заданию участники закупки должны иметь соответствующие СРО в соответствии с приказом Министерства Регионального развития РФ № 624 ОТ 30.12.09.

Комиссия УФАС установила, что в составе заявки ООО «С» представило СРО, выданные в отношении ЗАО «К». В соответствии с документацией участники могут привлекать субподрядчиков (соисполнителей) при условии соблюдения требований к субподрядчикам (соисполнителям), установленных документацией. Согласно п. 1.5.5 документации участник должен представить в составе своей заявки документы, подтверждающие соответствие предложенного субподрядчика требованиям, указанным в документации. Пакета документов, поименованного в документации в отношении ЗАО «К», в составе своей заявки ООО «С» не представило.

Комиссия УФАС не нашла нарушений в действиях закупочной комиссии организатора торгов. Заявка ООО «С» была отклонена правомерно как не соответствующая требованиям, установленным в документации. По итогам рассмотрения данного дела жалоба ООО «С» была признана антимонопольным органом необоснованной (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 31.08.2016 по делу № Т02-511/16) 3 .

1 Письмо ФАС от 07 Июля 2011 г. N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства"

2 moscow.fas.gov.ru

3 spb.fas.gov.ru

Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ внес правки в Градостроительный кодекс, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года.

Во-первых, субподрядчикам допуск саморегулируемой организации (СРО) к выполнению работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, стал не нужен еще с 18 июня. А основные подрядчики забыли о необходимости иметь допуск к такого рода работам только с 1 июля.

Во-вторых, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также организации с государственным участием могут не иметь допуск, чтобы выполнять функции технического заказчика или заключить договор подряда на выполнение инженерных изысканий или на подготовку проектной документации с органами:

  • исполнительной власти;
  • государственной власти субъектов РФ;
  • местного самоуправления;
  • госкорпорациями, которые осуществляют регулирование в соответствующей области.

При этом в закупках любых проектно-изыскательских работ и инженерных изысканий участники по-прежнему должны быть членами СРО.

В-третьих, кандидаты на исполнение контрактов по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Но есть исключения. Не обязаны иметь допуск:

  • унитарные предприятия;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • юрлица с госучастием;
  • подрядчики, которые выполняют строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн.руб.

В-четвертых, член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.

Таблица: когда нужен допуск

Разбираем выписку из реестра членов СРО

В составе второй части заявки на участие в электронном аукционе на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт подрядчик обязан прикрепить выписку из реестра членов. Актуальная форма утверждена 16 февраля 2017 года, а с 1 июля вступили в силу новые правила в части допусков. Анализ выписки важен при подведении итогов электронного аукциона, поскольку позволяет избежать и необоснованного отказа, и, как следствие, ответственности за это. Предлагаем пошаговый алгоритм проверки данного документа.

1. Проверьте цену, которую предложил участник.

Например, НМЦК аукциона 3,8 млн.руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,9 млн.руб. В заявке участника, который сделал такое предложение, нет выписки из реестра. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять такой документ.

2. Проверьте дату выписки. По нормам она должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания подачи заявок . Например, если она заканчивается 27 июля, а выписка выдана 15 июня, заявку следует отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44-ФЗ).

3. Проверьте, не исключен ли участник из СРО. Эта информация указана в графе 3.

4. Убедитесь, может ли подрядчик выполнять закупаемые работы. Эта информация указана в строке 4.

5. Убедитесь, что уровень ответственности соответствует цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн.руб., а предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн.руб. Заявку такого участника нужно отклонить.

Уровни ответственности

Уровни ответственности участника, который осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капстроительства, зависят от его взноса в компенсационный фонд (ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ).

  1. 100 000 руб. и стоимость по одному договору не должна превышать 60 000 000 руб.
  2. 500 000 руб. и цена одного контракта не превышает 500 000 000 руб.
  3. 1 500 000 руб. при стоимости одного договора 3 млрд. руб.
  4. 2 000 000 руб. при цене одной сделки в 10 млрд. руб.
  5. Более 10 млрд. руб. за один договор — показатель взноса равен 5 000 000 руб.