Планирование Мотивация Управление

Соотношение гос управления и соц управления. Управление, социальное управление, государственное управление. Соотношение государственного управления и исполнительной власти. Государственному управлению как виду управления социального присуще упорядочивающе

Разновидность социального управления -- государственное управление, имеющее своим главным назначением упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, на их сознательно-волевое поведение, на организацию общественных связей. Государственное управление -- это один из видов деятельности государства.

Управление имеет место и в деятельности различного рода негосударственных формирований (например, общественных объединений). Там складываются отношения, являющиеся по своей природе управленческими. Однако в них превалируют воля и интересы членов данного негосударственного объединения, не получившие свое выражение в юридических нормах. Управление в них связано с внутренними делами, служит интересам самоорганизации (организации) собственных дел.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся у нас, давая тем самым конституционное и законодательное основания для выделения данного вида государственной деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 г. и Конституция Республики Беларусь 1994 г. отказались от этого термина, закрепив вместо него иной -- исполнительная власть.

Под государственным управлением принято понимать специфический вид государственной деятельности, осуществляемой в различных сферах общественных отношений: в экономической, социально-культурной и в сфере административно-политического строительства. Именно с государственным управлением и связано формирование такой отрасли права в правовой системе Российской Федерации, как административное право.

Государственное управление, в зависимости от того какие субъекты его осуществляют и какими способами, понимается в широком или в узком смысле слова Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. -- М.: Юристъ, 2002. -- С. 26.

Под понятием "государственное управление" до 80-х гг. подразумевалась деятельность исполнительно-распорядительного характера. По мнению профессора Ю.М. Козлова, такая характеристика, во-первых, определяла основное направление этой деятельности - исполнение, т.е. проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов, и, во-вторых, указывала на средство достижения данной цели - распорядительство, т.е. использование необходимых юридически-властных полномочий. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 1999.- С.24.

В таком понимании государственное управление рассматривалось как прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых в качестве исполнительных и распорядительных органов государственной власти или же органов государственного управления.

Так, в Конституции СССР 1977 г. Кабинет Министров СССР определялся как исполнительно-распорядительный орган Союза ССР (ст. 128). В полномочия Верховного Совета СССР как постоянно действовавшего законодательного и контрольного органа входило образование и упразднение министерств и других центральных органов государственного управления. Президент СССР возглавлял систему органов государственного управления и обеспечивал их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР (п. 4 ст. 127.3). Кабинет Министров СССР был правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР (ст. 131).

Данный термин употреблялся не только в Конституции, но и в иных актах, развивающих ее положения. В подтверждение этого можно привести Указ Президента от 28 ноября 1991 г. N 242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР", а также Указ Президента от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе", в котором говорится об обязанности Совета Министров - Правительства Российской Федерации обеспечивать бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления. Таким образом, в этот период органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства.

В процессе государственного управления в той или иной мере участвуют органы законодательной и исполнительной власти, органы судебной власти и прокуратуры, органы местного самоуправления и другие органы. Государственное управление в широком понимании -- это и есть деятельность вышеуказанных органов (субъектов государственного управления) по реализации возложенных на них задач и функций в сфере управления.

Государственное управление в узком смысле -- вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Органы, осуществляющие эту власть, называются органами исполнительной власти. К ним относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, советы министров, государственные комитеты и т. д.). Российский Б.В. Административное право: Учебно-ме-тод. и практ. пособие. -- М.: Право и закон, 2001. -- С. 11

Нетрудно заметить, что терминология, применяемая в отношении понятия государственного управления в узком смысле, несколько иная, чем в определении данного понятия в широком смысле. Это связано с тем, что Конституция РФ 1993 г., провозгласившая принцип «разделения властей», термин «органы государственного управления» заменила термином «исполнительная власть», а полномочия по реализации исполнительной власти возложила на Правительство РФ (ст. 110). При этом Конституция РФ предусмотрела участие в этом процессе и других органов исполнительной власти, которые во главе с Правительством РФ представляют единую систему исполнительной власти (ст. 11,71, 112). В эту систему, помимо Правительства РФ, включаются федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства) и органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, комитеты, управления и т.д.).

Итак, не все государственные органы, участвующие в управленческом процессе, можно отнести к органам исполнительной власти. Это законодательные, судебные органы, органы прокуратуры и др., которые по своему назначению имеют иные задачи. Однако и те, и другие органы осуществляют государственно-управленческую деятельность, но в разных объемах и разными методами.

Если для органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры и других органов государственно-управленческая деятельность является не основной и в значительной степени связана с обеспечением необходимых условий для эффективной работы их органов, то для органов исполнительной власти эта деятельность -- главная функция, основное направление их деятельности. Основные характеристики государственного управления сводятся к следующему:

а) это конкретный вид государственной деятельности, выполняемый субъектами управления в соответствии с их компетенцией;

б) указанная деятельность носит исполнительно-распорядительный характер (проведение в жизнь законов и иных подзаконных актов, принятие решений, контроль за их исполнением);

в) осуществляется различными субъектами управления, однако управленческая функция -- прерогатива специальных органов -- органов исполнительной власти;

г) деятельность является подзаконной, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной деятельности;

д) характеризуется наличием основных вертикальных (субординационных) связей и не основных -- горизонтальных связей;

е) реализация властных полномочий субъектов управления осуществляется, как правило, во внесудебном, административном порядке.

Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление «сверху-вниз», в связи с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.

Таким образом, государственное управление -- это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти. Государственная власть является органом легитимного принуждения в интересах большинства населения при условии соблюдения государственного интереса. Распространяется государственная власть на объекты, находящиеся как на территории самого государства, так и за его пределами, если этого требуют государственные интересы. Главным признаком государственной власти является ее целостность, неделимость и суверенность.

Государственному управлению как виду управления социального присуще упорядочивающее воздействие на определенный объект. Тем не менее, говоря о государственном управлении, нельзя забывать и его исполнительное назначение. В связи с этим возникает вопрос: как совместить управляющее воздействие с исполнительством?

Профессор Ю.М. Козлов видит суть данной проблемы в следующем: управление различными сторонами государственной общественной жизни не является исключительной функцией исполнительного аппарата государства, так как в этом процессе активно участвуют и другие субъекты единой государственной власти. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 1999.- С.24.

При этом главное в содержании управляющего воздействия состоит не столько в принятии соответствующих решений (например законов), а в их реализации, т.е. в строгом проведении в жизнь содержащихся в них юридически-властных требований - это и есть процесс исполнения. В определенной мере его осуществляет и сам законодатель, однако он не в состоянии взять на себя данную функцию в полном объеме, поэтому возникает необходимость в специализированном управленческом звене государственного аппарата, осуществляющем такое управление в исполнительно-распорядительном варианте.

Таким образом, исполнение - это (в рассматриваемом аспекте) и есть по существу непосредственная государственно-управленческая деятельность, т.е. управляющее воздействие и исполнительство полностью совместимы.

Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система.

социальный государственный управление

  • 7. Механизм административно-правового регулирования
  • 8. Административно-правовые нормы: понятие, основные черты и виды
  • 9. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты
  • 10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  • 11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 12. Понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти
  • 13. Виды органов исполнительной власти
  • 14. Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения
  • 15. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  • 16. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 17. Система федеральных органов исполнительной власти
  • 18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений
  • 20. Понятие, виды и принципы государственной службы
  • 21. Административно-правовой статус государственных служащих
  • 22. Прохождение государственной службы
  • 23. Понятие и виды форм государственного управления
  • 24. Административно-правовые акты управления, их основные черты и виды
  • 25. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам управления, последствия их несоблюдения
  • 26. Понятие административного процесса, его основные черты и принципы
  • 27. Административные производства и их виды
  • 28. Производство по жалобам и заявлениям граждан
  • 29. Понятие и виды методов государственного управления
  • 30. Убеждение как метод государственного управления
  • 31. Поощрение как метод государственного управления
  • 32. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
  • 33. Административно-правовой режим: понятие и виды
  • 34. Законность и дисциплина в государственном управлении, способы их обеспечения
  • 35. Государственный контроль в сфере управления и его виды
  • 36. Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности
  • 37. Понятие административного принуждения, его особенности и виды
  • 38. Меры административного предупреждения
  • 39. Меры административного пресечения
  • 40. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 41. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности
  • 42. Административное правонарушение: понятие и юридический состав
  • 43. Виды составов административных правонарушений
  • 44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика
  • Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
  • 45. Обстоятельства, служащие основанием освобождения от административной ответственности
  • 46. Административные наказания: понятия и виды
  • 47. Правила назначения административных наказаний
  • 48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения
  • 49. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 51. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 52. Процессуальные сроки
  • 53. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • 54. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 55. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • 56. Материальная ответственность по административному праву
  • 57. Основы организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
  • 58. Государственное управление в социально-политической сфере
  • 59. Государственное управление в социально-экономической сфере
  • 60. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • 1. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть»

    Государственное управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

    Таким образом, сущность государственного управления заключается в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.

    Исполнительная власть не отождествляется с государственным управлением, характеризующимся как вид государственно-властной деятельности. Вопрос об их соотношениях возникает в связи с тем, что государственное управление рассматривается как исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая системой органов исполнительной власти.

    При рассмотрении соотношения исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория исполнительная власть - политико-правовая, а государственное управление - организационно-правовая. Единственное, что их объединяет, - это исполнительская направленность.

    Государственное управление по своему назначению представляет вид государственной деятельности, в рамках которого находит реализацию государственная власть.

    В настоящее время государственное управление осуществляется в рамках единой системы государственной власти по принципу разделения власти, поэтому государственное управление, элементом которого являются исполнительная и распорядительная деятельность, не может противопоставляться исполнительной власти, поскольку с его помощью реализуются властные полномочия субъектов исполнительной власти. Соответственно, все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы государственного управления.

    Вариант 2

    Говоря о соотношении понятий «государственное управление» и «исполнительная власть» необходимо сначала ознакомиться с этими понятиями и их проанализировать.

    Так, термин «государственное управление» может определяться с двух различных позиций. Во-первых, государственное управление - деятельность государства в целом, осуществляемая государственными органами всех ветвей государственной власти и иными организациями, наделенными государственно-властными полномочиями. Это понятие в широком смысле. То есть можно сказать, что данный подход утверждает, что все государство, все его образования и органы управляют всеми общественными отношениями и процессами, реализуя свои распорядительные полномочия.

    В узком смысле государственное управление означает вид административной деятельности, связанной с реализацией исполнительной власти государства, осуществляемой исполнительными органами государственной власти. Данный подход определяет государственное управление как обособленный вид деятельности, которая реализуется лишь органами исполнительной власти государства, отделяя при этом воздействие на общественные отношения со стороны иных ветвей государственной власти.

    Понятие «исполнительная власть» можно определить как самостоятельную ветвь единой государственной власти, осуществляющую исполнительно-распорядительную и управленческую деятельность через систему государственных органов исполнительной власти путем реализации специальных нормативно закрепленных функций, государственно-властных полномочий методами и средствами, предусмотренными законодательством.

    Рассматривая понятия «государственное управление» и «исполнительная власть», важно отметить, что существует в науке достаточно много точек зрения по поводу их соотношения.

    Во-первых, понятия «государственное управление» и «исполнительная власть» соотносятся как организационно–правовая и политико-правовая категории, поэтому государственное управление воспринимается как реально существующая деятельность, а исполнительная власть как ее составляющий компонент, который реализуется на практике только в рамках государственного управления.

    Во-вторых, понятие «государственное управление» является более широким, чем «исполнительная власть». Исполнительная власть производна от государственного управления. Она зависима от нее, так как степень организации государственного управления определяет эффективность действия исполнительной власти. Однако и исполнительная власть оказывает влияние на систему государственного управления, потому что органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают воздействие на различные процессы в обществе.

    Также важно отметить, что в науке есть мнение о том, что понятия «государственное управление» и «исполнительная власть» равнозначные, так как замена одного из них другим была вызвана лишь изменением государственного режима и исторической эпохи. В советский период использовалось понятие «государственное управление», а принятая Конституция Российской Федерации 1993 года законодательно закрепила лишь понятие «исполнительная власть», однако это действие не изменило фактического содержания данной государственной деятельности.

    Таким образом, соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть» является необходимой составляющей при определении их сущности. Существует много точек зрения и различных подходов для определения этого соотношения, каждый из них раскрывает данные понятия с разных сторон и имеет право на существование. Кроме того, такой вопрос как соотношение данных понятий является в науке административного права спорным, что позволяет ученым искать новые решения для него.

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 Предмет, метод и система административного права Управление, социальное управление, государственное управление. Соотношение государственного управления и исполнительной власти. Управление - это целенаправленное воздействие на ка кой-либо процесс для приведения его в соответствие с опреде ленными закономерностями. Социальное управление - управление социальными про цессами, протекающими в человеческих общностях. Государственное управление - это форма реализации пре рогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе государственного управления. Государственное управление - это конкретный вид деятельности по осуществле нию единой государственной власти. По своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. Понятие государственного управления является более объемным, нежели понятие исполнительной власти, поскольку государственное управление в широком смысле представляет собой общую функциональную характеристику государствен ной власти, включая все три ее ветви. Понятие исполнительной власти можно считать в определенном смысле производным от понятия государственного управления. Она призвана опреде лить объем и характер государственной власти в процессе госу дарственно-управленческой деятельности. В то же время госу дарственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятель ности по государственному управлению, выражая его функцио нальную (исполнительную) направленность. 1 / 13

    2 Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в связи и по по воду практической реализации исполнительной власти (в бо лее широком понимании - в процессе осуществления госу дарственно-управленческой деятельности). Предмет науки административного права - система административно-правовых норм, регулирующих обществен ные отношения в сфере государственного управления (в бо лее узком понимании - система административно-правовых норм, регулирующих исполнительную власть). Принципы административного права. Приоритет личности и ее интересов: в процессе реализа ции исполнительной власти становятся реальными и гаран тированными права и свободы человека и гражданина, обес печивается их защита. Разделение властей: каждый орган государственной вла сти должен заниматься своим делом в рамках определенной законом или указом Президента РФ компетенции в области правотворчества. Федерализм: административное и административно-про цессуальное право отнесены к совместному ведению Федера ции и ее субъектов. Гласность: административные нормативные акты, затра гивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. 2 / 13

    3 Ответственность: наступление административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований административно-правовых норм. Законность: исполнительные органы при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать действующее законодательство. Системность: административное право представляет собой определенную систему правовых норм, регулирующих общест венные отношения в сфере государственного управления, или, другими словами, регулирующих исполнительную власть. Регламентация последовательности применения админист ративно-правовых норм: устан овление определенного порядка реализации (в первую очередь применения) административ но-правовых норм. Функции административного права. Правоисполнительная: административное право есть юри дическая форма реализации исполнительной власти. Правотворческая: наделение субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. Организационная: обеспечение нормами административ ного права организационного характера управленческой дея тельности. Координационная: обеспечение разумного и эффективно го взаимодействия всех элементов регулируемой администра тивным правом сферы государственного управления. 3 / 13

    4 Правоохранительная: обеспечение соблюдения установлен ного в сфере государственного управления правового режима. Теоретическая: способствование развитию юридической науки, общей теории социального управления. Прикладная: разработка рекомендаций по совершенство ванию правового регулирования деятельности государствен ной администрации. Воспитательная: способствование развитию необходи мых принципов поведения у граждан, служащих. Систематизация административно-правового законо дательства - упорядочение административных нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практи ке. Существуют следующие виды систематизации администра тивно-правовых норм: учет, инкорпорация, консолидация, кодификация. Административное право относится к числу самых несис тематизированных, в том числе некодифицированных отраслей российского права, что во многом объясняется ее многопро-фильностью. В настоящее время кодифицирована только та ее часть, которая касается административной ответственности, но и это только частичная кодификация. 4 / 13

    5 Тесты Задания закрытой формы 1. Принципами административного права являются: а) методология администрирования; б) системность; в) регламентация последовательности применения ад министративно-правовых норм; г) научность; д) комплексность. 2. Предметом науки административного права является: а) общественные отношения, возникающие в сфере го сударственного управления; б) общественные отношения, возникающие при фор мировании и функционировании государственной админи страции; 5 / 13

    6 в) система административно-правовых норм, регули рующих общественные отношения в сфере государственного управления; г) система административно-правовых норм, регули рующих исполнительную власть. 3. Государственное управление является разновидностью управления: а) биологического; б) технократического; в) социального; г) технического. 4. Целенаправленное воздействие на процесс для приве дения его в соответствие с определенными закономерностями - это: а) общее управление; б) социальное управление; в) государственное управление; 6 / 13

    7 г) биологическое управление. 5. Вид государственной деятельности, в процессе кото рой реализуется исполнительная государственная власть: а) правосудие; б) государственное управление; в) законотворчество; г) правореализация. 6. В процессе исполнительно-распорядительной деятель ности органов государственного управления складываются от ношения между: а) гражданами; б) предприятиями; в) органами государственного управления и гражданами; г) общественными объединениями. 7 / 13

    8 7. Соотношение государственного управления и испол нительной власти выражается в следующем: а) понятие государственного управления шире понятия исполнительной власти; б) понятие исполнительной власти шире понятия госу дарственного управления; в) исполнительная власть реализуется в рамках госу дарственного управления; г) это одно и то же. 8. Административное право РФ относится к числу от раслей: а) некодифицированных; б) частично кодифицированных; в) кодифицированных; г) консолидированных. 9. Систематизация административно-правового законо дательства - это: а) организация издания собрания законодательства; 8 / 13

    9 б) создание свода административных нормативно-пра вовых актов; в) принятие системы законов в рамках отрасли админи стративного права; г) упорядочение административных нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике. Задания открытой формы Дополните утверждение функция административного права способствует развитию юридической науки, общей теории социального управления функция административного права предполагает раз работку рекомендаций по совершенствованию правового регу лирования деятельности государственной администрации функция административного права способствует развитию необходимых принципов поведения у граждан, служащих. 9 / 13

    10 Задания на установление соответствия 13. Соответствие функций административного права их содержанию: 1. Правоисполнительная А. Обеспечение разумного и эффективного взаи модействия всех элементов регулируемой ад 2. Правотворче ская Б. Обеспечение соблюдения установленного в сфере государственного управления правового 3. Организаци онная В. Административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти 4. Координаци онная Г. Обеспечение нормами административного пра ва организационного характера управленческо 5. Правоохра нительная 10 / 13

    11 Д. Наделение субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормо т 14. Соответствие принципов административного права их содержанию: 1. Приоритет лично сти и ее интересов А. Административные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применя 2. Разделение властей Б. Наступление административной или дис циплинарной ответственности за наруше ние требов 3. Федерализм В. В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантиро ванными 4. Гласность 11 / 13

    12 Г. Исполнительные органы при применении административно-правовых норм обязаны строго со 5. Ответственность Д. Административное и административно-процессуальное право отнесены к совмест ному веде 6. Законность Е. Каждый орган государственной власти должен заниматься своим делом в рамках определен Задания на установление правильного порядка 15. Последовательность понятий в порядке сокращения объема их содержания: а) (...) система права; б) (...) система правового регулирования; в) (...) правовая система. 12 / 13

    13 16. Последовательность понятий в порядке сокращения объема их содержания: а) (...) норма административного права; б) (...) административное право как отрасль права; в) (...) субинститут административного права; г) (...) подотрасль административного права; д) (...) институт административного права. 17. Последовательность систематизации в порядке воз растания степени переработки изданных правовых норм: а) (...) консолидация; б) (...) инкорпорация; в) (...) учет; г) (...) кодификация. 13 / 13


    Административно-правовые отношения - это урегули рованные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполни тельной власти. Особенности административно-правовых

    Международный консорциум «Электронный университет» Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Евразийский открытый институт Душакова Л.А. Чепурнова Н.М. Административное

    1. Государственное управление и исполнительная власть. 2. Предмет и система отрасли административного права. 3. Административное право и административный про цесс. 4. Административный процесс и административная

    В авторской редакции Ю. Е. Винокуров, А. А. Дарбинян К вопросу о понятии государственного управления Сосуществование и сотрудничество людей в той или иной мере нуждается в управлении. В этом смысле управление

    В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 9 августа 2011 г. Пр-2299 и Министерства юстиции Российской Федерации, Учреждением Российской академии наук Институт государства и права РАН

    Глава 13. Систематизация законодательства 13.1. Понятие «система законодательства» 13.2. Виды систематизации 13.3. Правотворчество и кодификация 13.1. Понятие «система законодательства» В широком смысле

    АННОТАЦИЯ учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» Направление подготовки бакалавров: 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" Программа: "Антикризисное

    Перечень вопросов для подготовки к итоговому государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» 1. Понятие, предмет и функции науки теории государства и права. 2. Методология теории государства

    Программа вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине «Административное право; административный процесс» - Ростов н/д: РГЭУ (РИНХ), 2016. Программу разработал: Позднышов Алексей Николаевич,

    Е.Н. МАНИНА * ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Ключевые слова: проблемы кодификации, административное право, административно-правовое регулирование,

    ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С.А. Калинин 1. Качественное совершенствование законодательства зависит от внутренне согласованной, научно и логически обоснованной

    Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функции Различными кодифицированными словарями управление

    Орган исполнительной власти - структурное подразде ление государственного аппарата, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения вла стей с целью исполнения законов в

    Тема 8. СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, а потому и общеотраслевой режим административноправового регулирования носит публично-правовой

    1. Виды форм деятельности исполнительной власти Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержа ние, которые взаимосвязаны, активно влияют друг на друга. Со держание это совокупность элементов,

    Тема 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Приступая к изучению административного права, стоит обратить внимание на его этимологию (происхождение термина),

    Ю. Н. Старилов АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ: СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ОНО ОБЩЕПРИЗНАННЫМ СТАНДАРТАМ И ПРИНЦИПАМ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА? Ответ на поставленный в заголовке настоящей работы вопрос обязывает

    Закон Санкт-Петербурга О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года 14 ноября 2008 года 674-122 Настоящий

    Олимпиада для студентов и выпускников вузов 2012 г. Профили: «История, теория и философия права», «Правовая информатика» Тестовая часть задания (50 вопросов). Оценивается до 50 баллов. ПРАВИЛЬНЫЙ ответ

    С. Е. Великанова А. А. Маркова Административное право. Ответы на экзаменационные билеты Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6147124 Административное право. Ответы

    Вопросы для государственного экзамена «Теория государства и права»: 1. Виды и объем толкования норма права. 2. Виды правового регулирования. Их характеристика. 3. Виды правовых норм. 4. Виды правонарушений.

    1. Система права: понятие и структура. 2. Публичное и частное, материальное и процессуальное, внутригосударственное и международное право. 3. Систематизация законодательства. Система права: понятие и структура

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ НЕДВИЖИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ» УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ НЕДВИЖИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.03

    Структура программы Тема 1. Предмет и метод теории государства и права Тема 2. Проблемы сущности, типа и формы государства Тема 3. Место и роль государства в политической системе об щества. Функции и механизм

    1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Основы государственного и муниципального 1.2.1. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 180 часов (5 ЗЕ) из них: лекций

    Тестовые задания 1. Правообразование и правотворчество соотносятся как: 1) форма и содержание; 2) целое и часть; 3) подобное и различное; 4) конкретное и абстрактное. 2. К основным принципам правотворчества

    УТВЕРЖДЕНА На заседании кафедры теории государства и права протокол 1 от 1 сентября 2015 года Зав. кафедрой Утяшев М.М. Темы диссертаций по магистерской программе "Правовое регулирование государственного

    Тест 1 1 Какое понятие является более широким «правотворчество» или «правообразование»? -Понятие «правотворчество» является более широким, чем «правообразование» -Понятие «правообразование» является более

    32 Ищенко О. А., Филатов А. В. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению миграционного законодательства на территории Российской Федерации // Миграц. право. 2006. 1. С 10. 33 См.: Сандугей А.

    Нормативно правовое регулирование федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации Нормативно правовое регулирование федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ

    КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 6-ФКЗ и от 30.12.2008 7-ФКЗ) Мы, многонациональный

    1. Понятие и структурные элементы системы права Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права это его внут ренняя структура, состоящая из взаимосогласованных

    Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник / Е. С. Шугрина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 560 с. Оглавление Список сокращений Глава 1. Понятие и признаки местного 1. Общая характеристика

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КАЗАЧИНСКИЙ РАЙОН МОКРУШИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РЕШЕНИЕ 27. 04.2015г с. Мокрушинское 10-153 О внесении изменений и дополнений в Устав Мокрушинского сельсовета

    Глава 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 1. Что регулирует административное право? 2. Управленческие отношения 3. Функции административного права 4. Административная правосубъектность 5. Административное

    КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ О.В. Козловская, аспирант. Научный руководитель: О.В. Финогентова, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 апреля 2012 года 23-Ф3 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    Вестник ВГУ. Серия Право Г. Д. Денисова кандидат юридических наук, доцент Воронежский государственный университет О СУБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2008, 1 128 В любой стране

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б.3. Б.14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Направленность (профиль) подготовки Государственное регулирование

    Примерные вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право 1. Понятие конституционного права как ведущей

    1. Понятие формы управленческих действий Форма управления это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами

    4 мая 2012 года N 46/2012-ОЗ Статья 1. Общие положения ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принят постановлением Московской областной Думы от 26 апреля 2012 г. N 18/14-П

    Тематика выпускных (бакалаврских) работ 2016-2017 учебный год по государственно-правовому профилю 1. Законность в Российской Федерации: вопросы теории и практики (на примере Республики Татарстан). 2. Правовая

    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств дисциплины ОП. 03.Административное право Специальность 40.02.01 Право и организация социального

    КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Современные вызовы и возможности в подготовке кадров для государственного и муниципального управления» Гегедюш Наталья Сергеевна, к.с.н., доцент [email protected]

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Факультет государственного и муниципального Кафедра государственного и административного права

    ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Онланбекова Галия Муратовна канд. юрид. наук, соискатель Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Алматы, Республика Казахстан КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Мелькина Анастасия Андреевна Студент Самарский государственный экономический университет Россия, Самарская обл., г. Самара ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Юридический процесс - это нормативно установленные

    Шевцов В. М. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК СУБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» Кафедра административной деятельности факультета милиции УТВЕРЖДАЮ Вриод начальника кафедры административной

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕНО Министерством образования Республики Беларусь 03.10.2006 г. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ТИПОВАЯ

    ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ командный зачет Команда Команда ГрГУ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КОДЕКС О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И

    Содержание дисциплины «Административное право» ОБЩАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА. Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера

    Административное право. Конспект лекций. Новиков С.А. М.: Приор-издат, 2003. 128 с. Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам,

    Þ. È. Ìèãà åâ, Ë. Ë. Ïîïîâ, Ñ. Â. Òèõîìèðîâ ÀÄÌÈÍÈÑÒÐÀÒÈÂÍÎÅ ÏÐÀÂÎ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ 4-å èçäàíèå, ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå Ïîä ðåäàêöèåé çàñëóæåííîãî äåÿòåëÿ

    Нормативные правовые акты главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для нормативных правовых актов характерны

    Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» Зарегистрировано в Минюсте России 12 мая 2014 г. 32220 Министерство

    СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государстведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной

    УДК 347.73 Ю. А. Крохина Принципы финансового права: постановка проблемы систематизации В статье дается научное обоснование принципов финансового права, предпринята попытка их систематизации. Рассмотрены

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Е. В. Рябцева ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    Законодательство о хозяйственной (предпринимательской) деятельности Нормы права регулируют самые различные общественные отношения, в том числе и отношения осуществляемые в сфере хозяйственной (предпринимательской)

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Республике Дагестан Принят Народным Собранием Республики Дагестан 25 ноября 2015 года Статья 1. Предмет регулирования

    5.3. Системотехника нормотворчества (современные информационно-аналитические технологии менеджмента в системе законодательной власти) Общеизвестно, что правотворчество является одной из важных отраслей

    В) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 1.3.3. антикоррупционная политика деятельность администрации Учреждения, направленная на создание эффективной системы противодействия

    I k ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации проведения на территории

    I i ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городского округа с внутригородским делением Республики Дагестан государственными полномочиями

    В учебнике рассматриваются тенденции развития науки о государстве ве, ее современное состояние, раскрываются основные понятия и кате государства и права, характеризуются правовые системы современности.

    1. Общие положения Положение об антикоррупционной политике КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум» 1.1. Положение об антикоррупционной политике в КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум» (далее положение)

    Оглавление Введение ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Раздел I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1. Управление, государственное

    ^

    Управление как социальное явление


    Основные черты, характеризующие общее понятие управления, полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

    Наиболее существенными чертами социального управления как атрибута общественной жизни являются следующие.

    Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

    Социальное управление осуществляет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, главным объектом социального управления является поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

    Регулирование поведения людей осуществляется в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функции социального управления.

    Основой социального управления является определенная соподчиненность воль людей – участников управленческих отношений, то есть властность управления, которая обеспечивает следование воли управляемых воле управляющих.

    Социальное управление имеет механизм реализации, состоящий из общественных либо государственных органов управления (субъектов управления), или отдельных, управомоченных лиц.

    Государственное управление – разновидность социального управления, с функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно, административного права, и понимается как специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

    Публичное управление в Российской Федерации включает не только государственное управления но и муниципальное, так как органы местного самоуправления по Конституции не входят в систему органов государственной власти.

    Разницу публичного и общественного управления можно сопоставить с делением отношений в государстве на публичные и частные.

      1. ^

        Государственное управление. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением

    Государственное управление:

    – является видом деятельности по осуществлению государственной власти, имеющим функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

    – является деятельностью исполнительно-распорядительного характера по исполнению законов и по принятию и исполнению подзаконных нормативных актов с использованием необходимых юридически властных полномочий;

    – имеет непрерывный (повседневный) и непосредственный характер;

    – является подзаконной деятельностью, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», вторичной по отношению к законодательной деятельности;

    – является прерогативой специальных субъектов, которые могут быть названы исполнительно-распорядительными органами государственной власти или органами государственного управления.

    Государственная власть триедина: законодательная, исполнительная, судебная.

    Все эти ветви – ветви единого «дерева», имеющие различные властные функции, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Так реализуется система сдержек и противовесов. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.

    Исполнительная власть:

    – представляет собой относительно самостоятельную (в рамках своих функций) ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, непременный атрибут государственно-властного механизма;

    – имеет способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, имеет право и возможность подчинять своей воле различных (коллективных и индивидуальных) субъектов в государственно-организованном обществе, т.е. в общегосударственном масштабе;

    – реализуется чаще всего в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера (имеется в виду, в основном, правоприменение позитивного характера);

    – олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной-распорядительной компетенцией, в непосредственном распоряжении которых находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и др.

    Исполнительная власть в процессе ее реализации выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, во-первых, что весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов. Во-вторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.

    Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности – не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности.

    Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность.

    Таким образом, государственное управление – это вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

    Принципы государственного управления и исполнительной власти подразделяются на две основные группы:общие социально-правовые и организационные.

    Общие социально-правовые принципы носят общедемократический характер и распространяются на все отрасли и сферы государственного управления, независимо от уровня или места органа исполнительной власти, должностного положения государственного служащего.

    К таким принципам относятся:

    – принцип народовластия, означающий, что народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы власти;

    – принцип законности, заключающийся в обязательности соблюдения законов в государственном управлении, в его направленности на исполнение законов, на поддержание правопорядка, персональной ответственности за нарушение закона;

    – принцип разделения властей на законодательную, судебную, исполнительную и осуществления каждой ветвью власти своих функций в установленных пределах;

    – принцип федерализма – распределение компетенций между федеральными органами и органами субъектов федерации;

    – принцип гласности, открытости, обязательности опубликования законов и подзаконных нормативных актов управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека;

    – принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей социальной ценности, защиты их от произвола органов государства и должностных лиц.

    Организационные принципы определяют исходные начала организации и функционирования аппарата государственного управления. К ним относятся:

    – сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал;

    – сочетание централизации и децентрализации;

    – сочетание единоначалия и коллегиальности;

    – рациональное распределение подведомственности и полномочий между органами исполнительной власти и их должностными лицами;

    – ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты управленческой деятельности..


    Социальное управление – управленческий процесс, объектом которого является общество, его отдельная подсистема (экономическая, политическая, социокультурная), социальный институт или социальная группа. Предметом изучения СУ является теория и методология взаимодействия различных сторон управленческой деятельности, основанные на системной связи всех общественных явлений в процессе их взаимодей¬ствия и взаимовлияния. При этом предметом является изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных организациях, социальных институтах и общества в целом.
    Среди задач такого изучения можно выделить следующие:
    1) Рассмотрение реальных фактов управленческой деятельности, в которых проявляются особенности взаимодействия людей, вовлеченных в управленческие процессы;
    2) Выделение наиболее важных и типичных и на этой основе выявление тенденций развития процессов управления, их изменения в зависимости от изменяющихся социально – экономических, политических, социальнокультурных условий жизнедеятельности людей, развития их групп и общностей, общества в целом;
    3) Объяснение причин появления тех или иных управленческих новаций, новых практических способов их реализации в управленческих процессах;
    4) Прогноз совершенствования управленческой деятельности в будущем;
    5) Формулировка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
    Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объяснятся некоторыми, только ему присущими свойствами. Определяющее влияние па характер целенаправленных, ор¬ганизующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управлении, оказывает его субъект - государст¬во.
    Государство потому и является государством, тем самым, отличаясь от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе (по отношению к людям) государст¬венная власть. Власть представляет собой взаимосвязь, в про¬цессе которой люди в силу разных причин (материальных, социальных, интеллектуальных, информационных.) доброволь¬но (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также- целевых, нормативных, установлений и в соответствии с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи и само государственное управление общественными делами отличается присущими только ему свойствами Государственное воздействие, регулирование - это прежде всего воздействие властнее, политическое, которое имеет в осно¬ве правовую обусловленность (легитимность), а в реализации -силу государственного аппарата, обладающего средствами при¬нуждения.

    Социальные проблемы: их свойства, постановка, решение.
    В основе любого управленческого воздействия лежит социальная проблема, на решения которой оно направлено. Социальная проблема – это противоречие, возникшее объективно или как результат субъективного вмешательства в социальную систему. Основное свойство социальных проблем – это то, что они безотносительны к особенностям отдельных индивидов, они касаются социальных групп и личностей по степени вовлеченности в эти группы. При работе с социальными проблемами ключевым этапом является этап их постановки. Некорректность на данном этапе приведет к неэффективным действиям в дальнейшем. Следует отметить следующие методы постановки социальных проблем: Метод функциональных соответствий. В этом методе оценка проводиться по критерию эффективности прошлого управленческого поведения. Метод причинной редукции, предусматривающий последовательное сведение проблемы к одной или нескольким исходным, устранение которых приведет к решению проблемы. Методы расширения управляемых и учитываемых переменных. Данные методы подразумевают корректировку модели проблемной ситуации. Метод позиционного анализа, подразумевает выяснение интересов людей, которые в различных формах содержаться в их позициях. Экспериментальный метод. При помощи социального эксперимента возможно уточнить, насколько четко мы представляем себе проблему, насколько простроенная модель и принимаемые решения адекватны ситуации.
    Разрешимость проблемы – способность субъекта управления управлять проблемной ситуацией. Для решения проблемы необходимо выполнение требований ряда критериев. Основные критерии разрешимости проблемы следующие: Информационный – наличие необходимой информации и достаточной информации для разрешимости проблемы. Детерминационный – оценка причин, блокирующих достижение цели. Ресурсный – выражает оценку необходимых и достаточных ресурсов для решения проблемы. Инструментальный – оценивает степень разрешимости проблемы в зависимости от наличия необходимых и достаточных способов решения проблемы. Мотивационный – связан с наличием мотивов, побуждаемых участников к достижению цели. Экономический – выражает оценку допустимых затрат при решении проблемы.