Планирование Мотивация Управление

Проблемы предоставления отдельных форм социального обслуживания. Проблемы социального обслуживания инвалидов. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения

Под понятием "инвалидность" (понимается "постоянное или длительное, значительное ограничение возможности трудоспособности, вследствие различных заболеваний или полученных травм" .

Инвалидность - понятие биологическое, социальное, медицинское и правовое.

Пожилые инвалиды в нашем обществе - одна из самых незащищённых категорий населения, несмотря на то, что государством предпринимаются серьёзные меры по организации системы их социальной защиты. Многие из них одиноки, многие находятся в бедственном материальном положении, многие нуждаются в уходе.

В каждой стране нетрудоспособные граждане составляют предмет (объект) заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является материальная поддержка (пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

Проблемы социальной адаптации и поддержки инвалидов и людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, появлением затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей, инвалидов. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям и инвалидам. Поэтому существенную роль в системе социальной защиты пожилых инвалидов сегодня играет социальное обслуживание, поскольку оно направлено на удовлетворение их базовых потребностей.

Организации социального обслуживания пожилых граждан придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение.

Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т. д. Составным элементом социального обслуживания является оказание социальной помощи на дому пожилым и инвалидам.

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан и инвалидов.

Проблема социальной помощи пожилым и инвалидам имеет общегосударственное значение. Об этом свидетельствует внимание законодателя к данной проблеме.

Система социального обслуживания пожилых и инвалидов в Российской федерации строится на основе Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).

Проблема удовлетворения базовых потребностей пожилых людей и инвалидов, улучшения качества их жизни - это проблема общества в целом, и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Российское государство, разрабатывая и принимая соответствующие законодательные акты, согласует их с исходными позициями Всеобщей декларации прав человека (1948г.) "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Заключительным актом Хельсинского совещания (1975г.), Европейской социальной хартией, принятой в 1961г. и дополненной в 1996г., Конвенцией о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года.

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социальной работы с инвалидами и людьми пожилого возраста являются Конституция Российской Федерации и федеральные законы.

В ст. 7 Конституции Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

На основе Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) в нашей стране развивается система социальных служб.

Названные законы устанавливают правовое регулирование в области социального обслуживания населения, в том числе пожилых и инвалидов.

В Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" даны основные понятия, применяемые в области социального обслуживания, определены системы социальных служб (государственная, муниципальная и иных форм собственности), указаны принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг (адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая направленность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации). Статья 6 Закона посвящена вопросам соответствия социального обслуживания государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В Законе названы права членов семьи на социальное обслуживание и получение различных социальных услуг, как в домашних условиях, так и в учреждениях социального обслуживания; определены вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений социального обслуживания и порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, порядок их финансового обеспечения, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания.

Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов регулируется Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Преамбула закона констатирует, что социальное обслуживание является одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия.

Большое значение для решения проблем пожилых и инвалидов имеют указы Президента Российской Федерации: "О мерах по формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" Указ Президента Российской Федерации О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 03.11.99 г. N 1474); "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (октябрь 1992г.); "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" (июль 1992г.) и ряд постановлений Правительства Российской Федерации: "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания"; "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (15 апреля 1996г.); "О разработке федеральной целевой программы "Старшее поколение" (18 июля 1996г.).

Департаментом по делам граждан пожилого возраста и инвалидов Министерства труда Российской Федерации был подготовлен ряд нормативных актов по вопросам создания и организации работы учреждений стационарного и нестационарного социального обслуживания, в том числе постановления Минтруда России:

  • - от 29 октября 1998г. №44 "О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждении социальной защиты населения";
  • - от 27 июня 1999г. №28 "Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения "Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов";
  • - от 27 июля 1999г. №29(31), "Об утверждении Примерного Устава государственного (муниципального) учреждения", "Комплексный центр социального обслуживания населения".

Большая работа проводится в рамках федеральной целевой программы "Старшее поколение Постановление Правительства РФ от 29 января 2002 г. N 70

"О федеральной целевой программе "Старшее поколение"". Программа "Старшее поколение" должна способствовать социальной поддержке пожилых людей, помочь созданию благоприятных условий для реализации их прав и полноценного участия в экономической, общественной, культурной и духовной жизни страны. В программе предусмотрены меры комплексного решения вопросов, с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья всех категорий и групп пенсионеров.

Таким образом, государство придаёт большое значение вопросам социальной защиты пожилых людей и инвалидов: сложился механизм предоставления социальных услуг и пожилым и престарелым инвалидам, выработаны специфические технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми инвалидами.

Инвалидность как медико-социальная проблема.

Показатели инвалидности, являясь важным медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово "инвалид" происходит от латинского invalidus - слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты. Таким образом, инвалидность - это социальная недостаточность. Социальная недостаточность -- это социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т. е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека. Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

  • 1. нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);
  • 2. нарушения органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);
  • 3. двигательные нарушения;
  • 4. висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;
  • 5. уродующие нарушения;
  • 6. нарушения, связанные с причинами общего характера. На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:
  • 1-я степень - незначительно выраженные нарушения функций;
  • 2-я степень - умеренно выраженные нарушения функций;
  • 3-я степень - выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т. е. к полной либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность, являются:

  • 1. способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;
  • 2. способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;
  • 3. способность к обучению, т.е. способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);
  • 4. способность к труду, т.е. способность осуществлять трудовую деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека, а также соответствующую требованиям к содержанию, объему и условиям профессии;
  • 5. способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;
  • 6. способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;
  • 7. способность контроля за своим поведением, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

В Российской Федерации различают три группы инвалидности. У граждан, полностью утративших способность к регулярному профессиональному труду в обычных условиях и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), устанавливается инвалидность I группы. II группа устанавливается в случае наступления постоянной или длительной нетрудоспособности без необходимости постороннего ухода. Поводом для определения III группы инвалидности является утрата способности к профессиональному труду. Обычно она устанавливается при значительном снижении трудоспособности, наступившей вследствие нарушений функций организма, обусловленных хроническими заболеваниями или анатомическими дефектами. Эта группа инвалидности устанавливается, в частности, при необходимости перевода работника по состоянию здоровья на другую, более легкую работу, требующую меньшего напряжения и, как правило, не такой высокой, как прежде, квалификации. При определенных анатомических дефектах соответствующая группа инвалидности устанавливается независимо от характера выполняемой работы. С учетом тяжести (степени) инвалидности определяются размер пенсии, объем других видов обеспечения и обслуживания.

Признание человека инвалидом Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 06.08.2015) "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) возможно только при проведении медико-социальной экспертизы, которую осуществляют специальные учреждения Бюро медико-социальной экспертизы. Бюро медико-социальной экспертизы входят в Государственную службу медико-социальной экспертизы, работающую в системе органов социальной защиты населения РФ.

Медико-социальная экспертиза - это определение потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных освидетельствуемых лиц. На государственную службу медико-социальной экспертизы возлагаются:

  • 1. определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребность инвалида в различных видах социальной защиты;
  • 2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  • 3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  • 4. участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;
  • 5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;
  • 6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

В Российской Федерации на учете в органах социальной защиты населения состоят свыше 10 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаются инвалидами свыше 1 млн. человек.

Анализ эпидемиологии инвалидности показывает, что в 2010 г. в стране впервые было признано инвалидами 1 199 761 человек, или 82,8 на 10 тыс. населения. По сравнению с 1985 г. эта цифра возросла в 1,7 раза (1985 г. -- 50,0). Это связано как с объективными причинами - ухудшением состояния здоровья населения, так и с субъективными причинами - изменением подхода к оценке инвалидности. В то же время в последние годы как абсолютное, так и относительное число лиц, впервые признанных инвалидами, сокращается.

Основной причиной, приводящей к инвалидности взрослых, является общее заболевание - 86 % случаев, затем идут травмы или заболевания военнослужащих - 7,6 %, врожденные аномалии или заболевания, возникшие в детстве, - 4,4 %, трудовые увечья или профзаболевания - 2,0 %. В сельской местности несколько ниже доля общих заболеваний как причины инвалидности (79,8 %) и выше доля инвалидов из числа военнослужащих (10,3 %) и инвалидов с детства (7,2 %).

Наиболее часто определяют II группу инвалидности (70,6 % случаев), затем III (15,1 % случаев), а I группу инвалидности устанавливают в 14,3 % случаев. В трудоспособном возрасте в городских поселениях структура первичной инвалидности несколько другая: I группа - 9,5 % случаев, II - 62,6 %, III - 27,9 % случаев. Близка к этому структура инвалидности по группам среди сельских жителей, особенно трудоспособного возраста.

В структуре первичной инвалидности первое место с большим отрывом занимают болезни системы кровообращения (43,3 %), далее идут злокачественные новообразования (12,7 %), последствия травм, отравлений и других внешних воздействий (6,5 %), психические расстройства и расстройства поведения (6,2 %).

Среди инвалидов преобладают пожилые и старые люди, так как процесс старения тесно связан с постоянным увеличением числа больных, страдающих различными заболеваниями, в том числе и присущими только пожилому и старческому возрасту.

Наблюдается постоянный рост числа старых тяжелобольных людей, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе. Польский геронтолог Е. Пиотровский считает, что среди населения в возрасте старше 65 лет около 33% составляют лица с низкими функциональными возможностями; нетрудоспособные; в возрасте 80 лет и старше - 64%. В.В. Егоров пишет, что уровень заболеваемости с возрастом растет. В 60 лет и старше он превышает показатели заболеваемости лиц моложе 40 лет в 1, 7 - 2 раза . По данным эпидемиологических исследований, практически здоровые среди пожилого населения составляют примерно 1/5, остальные страдают различными заболеваниями, причем характерным является мультиморбидность, т.е. сочетание нескольких болезней, имеющих хронический характер, плохо подающихся медикаментозному лечению. Так, в возрасте 50-59 лет 36% людей имеют 2-3 заболевания, в 60-69 лет у 40,2% обнаруживаются 4-5 заболеваний, а в возрасте 75 лет и старше 65,9 % имеют более 5 заболеваний .

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. Ситуация обостряется тем, что инвалиды в нашей стране - одна из самых незащищённых категорий населения, несмотря на то, что государством предпринимаются серьёзные меры по организации системы их социальной защиты.

Особенно это касается пожилых инвалидов. Многие из них одиноки, многие находятся в бедственном материальном положении, многие нуждаются в уходе.

Таким образом, инвалидность в России на сегодняшний день является важной медико-социальной проблемой. Состояние инвалидности указывает на критический уровень общественного здоровья.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Актуальные проблемы социального обслуживания

Введение

Актуальность темы исследования данной курсовой работы определяется тем, что в обществе существуют определенные категория граждан, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в помощи со стороны других лиц. В любом социальном государстве руководство страны заботится о таких людях, организует систему социального обслуживания для таких категорий граждан.

Социальное обслуживание незащищенных категорий граждан представляет собой одну из самых основных функций и задач любого государства. Во много развитие страны определяется именно уровнем того, насколько полноценно в нем организована система социального обслуживания таких категорий граждан как инвалиды, пенсионеры и иные нуждающиеся в заботе и внимании со стороны категории людей.

Социально обслуживание в России сталкивается с весьма значительными проблемами.

Исходя из того, что социального обслуживание людей представляет собой важную задачу общества и государства, данная тема представляется весьма важно и актуальной для изучения в рамках данной курсовой работы по праву социального обеспечения.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, касающихся актуальных проблем социального обслуживания.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели, необходимо решить следующие задачи:

Дать характеристику сущности, целям и задачам социального обслуживания населения;

Рассмотреть систему социального обслуживания населения, ее принципы, функции, виды и формы деятельности;

Рассмотреть основные проблемы социального обслуживания в современной России;

Описать вопросы организации социального обслуживания в Ростовской области.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на подпункты, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика социального обслуживания

социальный обслуживание население

1.1 Характеристика сущности, целей и задач социального обслуж и вания населения

Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

В Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации. При этом принципиально важными являются следующие моменты: - во-первых, цели социального обслуживания могут рассматриваться на уровне общества, отдельных регионов, населенных пунктов, районов и микрорайонов, на уровне групп населения и отдельной личности;

Во-вторых, цели социального обслуживания должны учитывать социально - экономическую, морально - психологическую, экологическую, политическую и прочую обстановку, сложившуюся в условиях политических и экономических реформ первой половины 90-х годов; - в-третьих, цели социального обслуживания в современной России должны быть неразрывно связаны с объективной оценкой и позитивным освещением процессов выхода страны и ее регионов из кризиса, а также стабилизации социального положения различных категорий населения. Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании. Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы.

Это системные функции гуманности, к которым относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

1.2 Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности

Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

Помощь должна носить реинтегрирующий характер;

При оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

Социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

Получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

Механизмы социальной помощи включаются тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные). Система помощи клиенту в системе социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

Надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

Консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

Социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

Медика - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медика - психологических, педагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;

Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

Равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

Доступности;

Добровольности;

Содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

Адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

Гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

Профилактической направленности;

Законности и учета международных стандартов. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы;

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности;

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности;

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам. Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

В заключение первой главы данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Научная литература достаточно редко использует такое понятие как «социальное обслуживание населения». Как считают некоторые ученые, в современных условиях социальное облуживание представляет собой одно из направлений социальное работы. Таким образом, социальное обслуживание представляется как организационная форма, характеризующая упомянутый вид деятельности. Социально обслуживание можно рассматривать как систему, включающую в себя определенные способы на основе которых осуществляется социальная гуманистическая деятельности, которая направлена на решение вопросов социальной реабилитации отдельных личностей, их адаптации, а также семей и человеческого общества в целом. Исходя из сказанного, можно характеризовать социальное обслуживание как процесс, заключающийся в предоставлении тех или иных определенных услуг социального характера, которые служат для того, чтобы удовлетворить потребности, которые необходимы для нормального развития тех людей, которые находятся в зависимости от помощи других лиц.

Реализации социального обслуживания происходит через социальные службы. Социальная служба представляет собой основное понятие, включенное в круг вопрос обеспечения социального обслуживания. Социальную службу можно рассматривать в качестве системы, которая включает в себя государственные и негосударственные структуры, которыми осуществляется социальная работа. Данные структуры имеют в состав специализированные учреждения, которые оказывают социальные услуги, а также органы, управляющие этими учреждениями.

В качестве инструмента социальной работы социальной службой организуется деятельность, направленная на социальную помощь и социальную защиту населения.

2. Характеристика современных проблем социального обслуживания

2.1 Проблемы социального обслуживания в современной России

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

с одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

2.2 Организация социального обслуживания в Ростовской области

К полномочиям Правительства Ростовской области в сфере социального обслуживания относятся:

Правовое регулирование и организация социального обслуживания в Ростовской области в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Утверждение государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания и контроль за их исполнением;

Определение органа государственной власти, уполномоченного на осуществление предусмотренных настоящим Областным законом полномочий в сфере социального обслуживания (далее - уполномоченный орган Ростовской области в сфере социального обслуживания);

Утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области в связи с реализацией полномочий Ростовской области в сфере социального обслуживания граждан;

Утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;

Установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

Утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении уполномоченного органа Ростовской области в сфере социального обслуживания (далее - организация социального обслуживания Ростовской области), нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

Утверждение норм питания в организациях социального обслуживания Ростовской области;

Утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

Утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;

Установление порядка реализации государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;

Организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан в Ростовской области в соответствии с федеральными и областными законами;

Утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания граждан в Ростовской области;

Установление порядка принятия граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием граждан;

Определение размера и порядка выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), при получении у них гражданином социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг;

Определение иных обстоятельств, которые признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Правительство Ростовской области осуществляет иные полномочия в сфере социального обслуживания, отнесенные Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к ведению и полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Областным законом, другими областными законами, нормативными правовыми актами Губернатора Ростовской области или Правительства Ростовской области. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

К полномочиям уполномоченного органа Ростовской области в сфере социального обслуживания относятся:

Организация социального обслуживания в Ростовской области в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Разработка и реализация государственных программ Ростовской области в сфере социального обслуживания;

Координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания граждан, в Ростовской области;

Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

Обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»);

Ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в Ростовской области;

Разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания граждан;

Оказание содействия гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания;

Разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;

Утверждение порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, для организаций социального обслуживания в Ростовской области;

Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг.

Уполномоченный орган Ростовской области в сфере социального обслуживания осуществляет иные полномочия в сфере социального обслуживания, отнесенные Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление предусмотренных Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» полномочий в сфере социального обслуживания, если иное не установлено настоящим Областным законом, другими областными законами, нормативными правовыми актами Губернатора Ростовской области или Правительства Ростовской области. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

В завершение второй главы курсовой работы можно сделать вывод о том, что в России существует ряд достаточно острых проблем, связанных с социальным обслуживанием населения.

Прежде всего данные проблемы связаны с тем, что финансирование данной области со стороны государства не обеспечивает потребности таких категорий социально незащищенных граждан как инвалиды и пенсионеры. Решение данных проблем возможно при стимулировании благотворительности, чтобы переложить часть вопросов социального обслуживание населения с плеч государства на частные организации. Чтобы стимулировать развитие благотворительности необходимо принять соответствующее законодательство, которое давало бы льготы организациям, занимающимся благотворительность в сфере социального обслуживания нуждающихся в этом лиц.

Заключение

Научная литература достаточно редко использует такое понятие как «социальное обслуживание населения». Как считают некоторые ученые, в современных условиях социальное облуживание представляет собой одно из направлений социальное работы. Таким образом, социальное обслуживание представляется как организационная форма, характеризующая упомянутый вид деятельности. Социально обслуживание можно рассматривать как систему, включающую в себя определенные способы на основе которых осуществляется социальная гуманистическая деятельности, которая направлена на решение вопросов социальной реабилитации отдельных личностей, их адаптации, а также семей и человеческого общества в целом. Исходя из сказанного, можно характеризовать социальное обслуживание как процесс, заключающийся в предоставлении тех или иных определенных услуг социального характера, которые служат для того, чтобы удовлетворить потребности, которые необходимы для нормального развития тех людей, которые находятся в зависимости от помощи других лиц.

Реализации социального обслуживания происходит через социальные службы. Социальная служба представляет собой основное понятие, включенное в круг вопрос обеспечения социального обслуживания. Социальную службу можно рассматривать в качестве системы, которая включает в себя государственные и негосударственные структуры, которыми осуществляется социальная работа. Данные структуры имеют в состав специализированные учреждения, которые оказывают социальные услуги, а также органы, управляющие этими учреждениями.

В качестве инструмента социальной работы социальной службой организуется деятельность, направленная на социальную помощь и социальную защиту населения.

В России существует ряд достаточно острых проблем, связанных с социальным обслуживанием населения.

Прежде всего, данные проблемы связаны с тем, что финансирование данной области со стороны государства не обеспечивает потребности таких категорий социально незащищенных граждан как инвалиды и пенсионеры. Решение данных проблем возможно при стимулировании благотворительности, чтобы переложить часть вопросов социального обслуживание населения с плеч государства на частные организации. Чтобы стимулировать развитие благотворительности необходимо принять соответствующее законодательство, которое давало бы льготы организациям, занимающимся благотворительность в сфере социального обслуживания нуждающихся в этом лиц.

Законодательство в Ростовской области в сфере социального обслуживания базируется на федеральном законодательстве в данной области. Правительство области и губернатор уделяют повышенное внимание обеспечению социального обслуживания для лиц, которые в этом нуждаются.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

2. Областной закон от 03 сентября 2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области»

3. Баркер Р. «Словарь по социальной работе». - Москва. 2013 г.

4. Ерусланова Р.И. "Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие" Издательство: Дашков и К., 2012.

5. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2012;

6. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012

7. Теория и методика социальной работы: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

8. Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2012.

9. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2013.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль видов социального обслуживания, значение их в отрасли социального обслуживания. Функции и принципы социального обслуживания. Порядок и условия оказания социальных услуг. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2014

    Понятие, принципы, цели и задачи социального обслуживания населения. Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2013

    Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров. Социальное обслуживание инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания. Разработка программы коррекционной работы по повышению уровня социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Сущность социального обслуживания, нормативно-правовые основы его организации. Состояние организации социального обслуживания сельского населения в Татарстане. Организация социального обслуживания сельского населения в Нижнекамском муниципальном районе.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Сущность и основные компоненты социального обслуживания. История становления и современное состояние социального обслуживания населения в России и Ярославле. Определение направлений развития учреждений социального обслуживания населения в данном городе.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2012

    Понятие и принципы социального обслуживания. Характеристика и специфика социального обслуживания в специализированных медицинских учреждениях: описание полустационарного и стационарного обслуживания, условия его предоставления гражданам государства.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Изучение особенностей социального обслуживания населения в Республике Беларусь. Реализация программы развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания. Система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости и в случае болезни.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2013

    Понятие социального обслуживания. Системная функция коррекции работы механизмов саморегуляции и самоорганизации общества. Функции государственных социальных служб. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Государственная и муниципальная социальная политика в РФ; принципы и функции систем социальной защиты в Западной Европе. Рекомендации по улучшению деятельности МБУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Баганского р-на Новосибирской обл.

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

С одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

Острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

Недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

Актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

Работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

Увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

Увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

Оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Современные исследователи выделяют основные проблемы жителей мегаполиса: бедность, нищета, низкий уровень материального обеспечения части населения.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 году оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

3. Проблемы кадрового обеспечения оценки качества социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (недостаточная информированность, низкий уровень компетентности персонала учреждений по проведению оценки качества социальных услуг);

4. Проблемы организации оценки качества социального обслуживания (не происходит обмен опытом работы общественными советами других учреждений социального обслуживания; сложность объяснения клиентам в силу их возраста и здоровья, почему сейчас меняется система оплаты социальных услуг; затраты финансового и человеческого характера при проведении мониторингов оценки качества социальных услуг и социологических опросов по проблеме оценки качества);

Следует обозначить проблему недостаточно эффективного мониторинга пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. Далеко не все пожилые люди обращаются в органы социальной защиты для получения социальных услуг. Более того, данная проблема имеет связь и с профилактикой трудных жизненных ситуаций, в которые попадают пожилые люди. Для того чтобы и профилактические, и корректирующие меры социальной защиты были эффективными, необходимо проводить комплексные исследования актуальных проблем пожилого населения страны (в отношении каждого субъекта России мониторинг должен осуществляться соответствующими территориальными органами).

Что касается организационного аспекта подобных мониторингов, то в данном случае необходимо отталкиваться от концепции «социальных рисков», которым подвержены пожилые люди. Иными словами, для того чтобы не допускать снижения уровня качества жизни пожилых людей и оказывать им эффективную социальную поддержку, следует непрерывно исследовать социальные риски пожилых людей, частоту и закономерность их проявления, разрабатывать соответствующие социальные механизмы их устранения (подходящие социальные услуги).

Наблюдается проблема недостаточной связи социального обслуживания с проблемой обеспечения высокого уровня качества жизни пожилых людей. К сожалению, большинство мер, принимаемых в рамках социальной защиты пожилых людей, направлено на устранение факта и последствий трудной жизненной ситуации, не позволяющих пожилому человеку вести нормальную жизнедеятельность. Мы считаем, что помимо коррекционной активности социального обслуживания необходимо стимулировать и профилактическую, а также обеспечивающую, в рамках которых будут приниматься эффективные меры, направленные на повышение качества жизни пожилых людей в России.

В-третьих, неоднозначным остается последнее изменение в законодательном обеспечении института социального обслуживания пожилых людей. Реформа 2015 г. (внедрение Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») предполагает, что государство будет являться заказчиком социальных услуг, в то время как исполнителями смогут стать коммерческие организации.

С одной стороны, это будет способствовать повышению качества социального обслуживания на дому, поскольку коммерческие организации имеют большие финансовые возможности ввиду сравнительно свободного бюджета. Но, с другой стороны, активное участие бизнес-единиц в институте социального обслуживания может стать причиной его коммерциализации. Это станет крайне неблагоприятным следствием: пожилые люди, как правило, не располагают нужным количеством денежных средств для обеспечения надлежащего уровня качества жизни сегодня и при увеличении потребностей в средствах они станут вовсе не способными обеспечивать свои потребности.

Несмотря на достоинства нового Федерального закона об основах социального обслуживания граждан, обозначенные в письме Минтруда РФ от 05.02.2014 № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятый законодательный акт имеет серьезный недостаток в виде недоработки понятия «социальное сопровождение».

С одной стороны, положения о социальном сопровождении вроде бы укладываются в русло решения, принятого на заседании Госсовета РФ, посвящённом политике в области семьи, материнства и детства, Президентом РФ (изменение вектора развития семейной политики с работы по заботе о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в социальной защите, в сторону создания условий для повышения уровня и качества жизни обычной, рядовой российской семьи, её общественного престижа, работы по борьбе с причинами проблем), так как направлены на профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость граждан в социальном обслуживании. С другой стороны, введённые изменения о социальном сопровождении прямо противоречат смене вектора семейной политики, так как могут повлечь адресное вмешательство в дела российских семей, включая благополучные семьи.

На основе проведенного исследования, возможно сформулировать ряд выводов и предложений развития социальной поддержки населения, решение которых может повлиять на результат модернизации системы социальной поддержки. На наш взгляд, такая система должна иметь следующие целевые ориентиры:

1. Создание различных видов социального страхования и разветвленной социальной инфраструктуры, позволяющей обеспечить гражданам государства широкий круг социальных услуг.

2. Построение страховых систем по профессиональному признаку и с учетом региональных особенностей, максимально учитывающих природу соци­альных рисков и обеспечивающих точный расчет финансовых средств, необходимых и достаточных для выполнения страховых обязательств по конкретным видам социальных рисков и не допускающих скрытого перераспределения.

3. Повышение личной ответственности за создание условий своей жизни, заключающееся в обязательном внесении работником страховых взносов по некоторым видам социального страхования.

4. Осуществление социального страхования преимущественно теми стра­ховыми организациями, которые не находятся в непосредственной зависимости от государства.

5. Развитие механизмов самоуправления страховыми учреждениями

Заключение

Таким образом, социальное обслуживание граждан является неотъемлемой частью социального обеспечения и играет значительную роль в минимизации неблагоприятных последствий наступления социальных рисков для граждан. Это не только возможность срочного получения помощи в виде питания, одежды, иных предметов первой необходимости, но и обеспечение временного проживания, оказание психологической, правовой помощи и возможность получения иных социальных услуг.

В Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей.

Социальная поддержка в настоящее время играет важную роль, так как человек (семья), обратившаяся за её получением нуждается в срочной помощи и полноценной интеграции в общество, которую затрудняют трудности материального и иного характера. Задачей специалистов, оказывающих данную помощь, является не просто предоставление материальной помощи, консультации, оказание бытовых услуг, а активизация внутреннего потенциала клиента и его направления на разрешение жизненных трудностей. Принятие закона значительно расширяет спектр возможностей, при помощи которых возможно этого достичь. К примеру, неполная семья, состоящая из мамы и ребёнка и нуждающаяся в материальной поддержке, согласно новому закону, может рассчитывать не только на оказание бытовой помощи, но и на предоставление няни, которая присмотрит за ребёнком во время отсутствия мамы. Ещё более важным является то, что социальные службы (если ребёнок дошкольного возраста) при межведомственном взаимодействии, помогут устроить ребёнка в садик, а маме - подыскать место работы.

Подобные меры позволят сделать социальное обслуживание более эффективным, так как деятельность социальных работников будет направлена не на разовое предоставление услуг, а на оказание такой помощи, которая в дальнейшем поможет получателю самостоятельно справляться с жизненными трудностями.

Дальнейшая проработка вопросов совершенствования предоставления медицинской помощи гражданам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, будет осуществляться в рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, которой предусмотрено создание гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской помощи за счет преемственности ведения пациента различными уровнями системы здравоохранения, а также службами здравоохранения и социальной защиты.

К проблемным аспектам развития социального обслуживания, в настоящее время необходимо отнести:

1. Проблемы организации обязательного социального страхования как источника средств для социального обеспечения. Связаны они с тем, что число видов обязательного социального страхования в России очень велико, что ложится очень тяжким бременем на бюджет. С другой стороны, отказаться от них нельзя, так как это нарушает взятые на себя государством обязательства. Изменение системы обязательного социального страхования к лучшему возможно через ее качественное реформирование, которое видится через постепенное разгосударствление системы обязательного страхования и введения в нее начал страхования взаимного.

2. Проблемы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, как основного вида социального обеспечения. Основная проблема здесь – отсутствие стабильности в пенсионном обеспечении, обусловленное постоянным изменением пенсионного законодательства. В 2015 г. оно было изменено в очередной раз. Однако данные изменения, несмотря на то, что ни экономически и демографически обоснованы, одновременно осложнили возможность пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан. В частности, увеличение страхового стажа, как необходимое условие для назначения пенсии ставит в затруднительное положение, например, жителей сельской местности, в которой не создаются рабочие места и население живет «подсобным хозяйством» или временными заработками.

Исходя из требований № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» стратегической целью центра является формирование условий для полноценной достойной жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. Его достижение предусматривается через:

1. Повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг их получателям, в первую очередь, сохраняя их максимально длительное пребывание в привычных благоприятных социальных условиях;

2. Реализацию комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни среди пожилых и инвалидов;

3. Создание условий для продления их активного долголетия.

Проблемы внедрения добровольческой деятельности в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения. Ковалёва А.В., Павлова О.А. Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района Санкт-Петербурга», Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В статье рассматриваются нормативная база внедрения добровольчества и проблемы привлечения добровольцев в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.

Ключевые слова: учреждения социального обслуживания, благотворительность, добровольчество, нормативная база, дорожная карта.

Одним из наиболее актуальных вопросов организации социального обслуживания на современном этапе является организация работы с благотворителями и добровольцами по предоставлению социальных услуг нуждающимся категориям населения. Свое развитие тема благотворительности и добровольчества получила с момента утверждения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. В п.8 Концепции «Развитие социальных институтов и социальная политика» обозначена необходимость модернизации и развития сектора социальных услуг для реализации стратегических целей концепции.

Долгосрочная политика социальной поддержки населения включает, как одно из приоритетных направлений развития, сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, что в свою очередь предполагает содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности.

Нормативной базой для развития благотворительности и добровольчества послужило Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 года №1144-р «О плане мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»». В данном Распоряжении обозначены необходимые шаги для развития добровольчества:

  • описание лучших практик привлечения добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями и подготовка методических рекомендаций для их тиражирования (п.22 Плана).
  • разработка и утверждение концепции развития добровольчества в социальной сфере до 2020 года и плана действий по ее реализации (сроки: июнь 2017 г.) (п.24 Плана).

П. 22 реализован письмом Минэкономразвития России от 29.11.2016 N 36550-ОФ/Д01и «О методических материалах по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями».

П. 24 реализуется Проектом Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017).

В Распоряжении Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2013 г. N 25-рп «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы»», как и в «дорожных картах» других регионов, также утверждается необходимость развития возможности привлечения добровольцев с целью обеспечения доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления населению Санкт-Петербурга услуг в сфере социального обслуживания населения.

Несмотря на указанную в законодательных актах необходимость развития организации работы с добровольцами, учреждения социального обслуживания в своей практической деятельности столкнулись с отсутствием нормативно-правовой базы, позволяющей как привлекать добровольцев к предоставлению социальных услуг, так и организовывать на законных основаниях труд добровольцев на местах.

Так, например, нет типовых форм положений о добровольческой деятельности, форм договоров с добровольцами, договоров об ответственности и т.д. Обязанность по разработке данных, правовых документов, как правило, возлагается на само учреждение, привлекающее к своей работе по предоставлению гражданам социальных услуг добровольцев. Таким образом организация попадает в определенную зону правового риск а, что является аргументом в пользу отказа от работы с добровольцами.

Следующим проблемным вопросом, с которым сталкиваются учреждения, является вопрос о поиске и проверке добровольца: его компетентности, квалификации, практических навыках, имеющихся документах, медицинских противопоказаниях и пройденных обучениях. Сами учреждения социального обслуживания населения не могут получить всю необходимую информацию об обратившемся потенциальном добровольце. Таким образом, организации вынуждены брать риск за действия данного добровольца на себя. Поэтому добровольцы привлекаются не так часто и, как правило, на разовые мероприятия с участием представителей организации: воспитателей, культорганизаторов, специалистов по социальной работе.

Но если все же в учреждениях социальной помощи семье и детям, несмотря на существующие проблемы взаимодействия, привлекаются добровольцы, то в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста это является очень проблематичным, так как посещение получателей социальных услуг или различная добровольческая помощь получателям социальных услуг в форме на дому, может осуществляться только в присутствии социального работника, который несет ответственность за обслуживаемого им пожилого человека, и качество оказываемых ему социальных услуг, что обременяет социального работника дополнительной нагрузкой. Посторонний человек, каковым является доброволец, не может быть привлечен к работе самостоятельно. Не существует методических рекомендаций либо типового перечня услуг, которые могут выполнять добровольцы в организациях социального обслуживания, а соответственно, и нести ответственность за качество оказания этих услуг при этом не выполняя функции работников организации, предусмотренные законом о социальном облуживании и ведомственным перечнем социальных услуг.

В результате можно сделать вывод о том, что сегодня организации социального обслуживания, находящиеся в жестких законодательных рамках, контролируемые органами власти различного уровня, не готовы к массовому привлечению добровольцев к предоставлению социальных услуг населению.

Ссылки на источники
  1. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135–ФЗ (ред. от 05.05.2014)
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
  3. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» (подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2017)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»»
  5. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 25-рп «О Плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013-2018 годы»