Планирование Мотивация Управление

Экологические стандарты исо 14000. Международные стандарты экологического менеджмента. Он подходит для

  1. ISO разработала стандарты, которые помогают организациям придерживаться активного подхода к решению экологических вопросов: серия стандартов ISO 14000 по экологическому менеджменту , которые могут быть внедрены в организации любого типа, в государственном или частном секторе - от компаний, до административных и коммунальных организаций.
  2. ISO помогает решить проблему изменения климата, устанавливая нормы выбросов газов, влияющих на парниковый эффект, контроля и торговли квотами на выбросы, а также измерения углеродного следа продукции.
  3. ISO разрабатывает нормативные документы, облегчающие согласование деловых и экологических интересов, поощряя включение экологических характеристик при проектировании (разработке) изделий.
  4. ISO предлагает весомый перечень стандартов по отбору проб и методам исследований для решения конкретных экологических вопросов. Этой организацией разработано около 570 международных стандартов для мониторинга ситуации в сфере качества воздуха, воды и почвы, а также шума, радиации, контроля над перевозкой опасных грузов. Они также служат в ряде стран в качестве технической основы для экологического законодательства.

Охрана окружающей среды и устойчивость

Организации по всему миру, и их участники, все больше осознают необходимость рационального природопользования, социально ответственного поведения, а также устойчивого роста и развития.

Соответственно, так как предупреждающее управление экологическими вопросами сливается воедино с управлением рисками в целом на предприятии, корпоративным управлением, оперативной и финансовой практикой и управлением, международные стандарты приобретают особое значение для организаций, работающих в направлении общих и сопоставимых экологических целей в сфере обеспечения устойчивости самой организации, ее продуктов и услуг.

Кроме того, правительственные и др. регулирующие органы все чаще нуждаются в стандартах ISO для создания основы для обеспечения согласованности и последовательности на национальном и международном уровнях.

Международные стандарты ISO и связанные с ними нормативные документы обеспечивают потребителей, регулирующие органы и организации в государственном и частном секторах, экологическими инструментами со следующими характеристиками:

  • техническая надежность - стандарты ISO аккумулируют в себе знания широкой группы международных специалистов и заинтересованных сторон;
  • удовлетворение потребностей заинтересованных сторон - процесс разработки стандартов ISO строиться на международном вкладе и консенсусе;
  • содействие разработке единых требований - процесс разработки стандартов ISO строиться на участии всех заинтересованных национальных институтов со всех регионов мира;
  • способствование повышению эффективности - одни и те же стандарты внедряются на разных рынках, секторах и / или сферах;
  • способствование законодательной согласованности - используемые стандарты удовлетворяют рыночным и нормативным требованиям;
  • повышение доверия со стороны инвесторов - стандарты могут быть использованы для оценки соответствия, например, аудит, инспектирование или сертификация. Это повышает доверие к продукции, услугам и системам, что демонстрируется подтверждением соответствия стандарту ISO и обеспечивает практическую поддержку нормативного регулирования.

Обзор стандартов серии ISO 14000

Принятые стандарты

ISO 14001 - признанная в мире основа для построения системы экологического менеджмента (СЭМ) - внедренная от Аргентины до Зимбабве. Внедрение этого стандарта помогает организациям одновременно наилучшим образом управлять их воздействием на окружающую среду и демонстрировать рациональное природопользование.

Стандарт ISO 14001 был принят в качестве национального стандарта более чем в половине стран из 160-ти национальных членов ISO и его использование поощряется правительствами во всем мире. Хотя сертификация соответствия стандарту не является обязательным требованием стандарта ISO 14001, в конце 2007 года, по крайней мере, 154 572 сертификатов было выдано в 148 странах.

Другие инструменты экологического управления, разработанные ISO / ТК 207 : ISO 14004 , который дополняет ISO 14001 путем предоставления дополнительных руководств и полезных разъяснений.

Экологические аудиты являются важными инструментами для оценки того, насколько правильно внедрена и поддерживается СЭМ. Стандарт по аудиту ISO 19011 одинаково полезен для проведения аудитов системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Он регламентирует принципы аудита, управление программами аудита, проведение аудита и требования к компетентности аудиторов.

ISO 14031 предоставляет руководство для организации по оценке экологической результативности. Стандарт также касается выбора подходящих показателей результативности, тем самым обеспечивая возможность оценки результативности на основе критериев, установленных руководством организации. Эта информация может быть использована в качестве основы для внутренней и внешней отчетности о результативности экологической деятельности.

Обмен информацией по экологических аспектам продукции и услуг является важным способом использования рыночных рычагов для улучшение состояния окружающей среды. Правдивая и точная информация предоставляет основу для принятия потребителем обоснованного решения о покупке.

Серия стандартов ISO 14020 нацелена на целый ряд различных подходов к экологической маркировке и заявлениям, в том числе экомаркировку (знак одобрения), самодекларирование соответствия экологическим требованиям, и количественно выраженной экологической информации о товарах и услугах.

ISO 14001 касается не только экологических аспектов процессов, происходящих в организации, но также ее продуктов и услуг. Поэтому ISO / ТК 207 разработал дополнительные средства для содействия в решении таких вопросов. Оценка жизненного цикла (LCA) является инструментом для выявления и оценки экологических характеристик продукции и услуг "от колыбели до могилы": от определения входящего потока ресурсов до конечного использования продукта или его отходов. Стандарт ISO 14040 устанавливает руководящие принципы, правила проведения исследований жизненного цикла, которые обеспечивают организацию с информацией о том, как сократить общее экологическое воздействие продукции и услуг.

ISO 14064, части 1, 2 и 3 - стандарты по учету и контролю международных парниковых газов (ПГ), которые устанавливают перечень четких требований к поддержке организаций и инициаторов проектов сокращения выбросов ПГ.

ISO 14065 дополняет ISO 14064 специальными требованиями к аккредитации или признанию органов, которые осуществляют валидацию и верификацию расчетов ПГ, с использованием ISO 14064 или других соответствующих стандартов или технических документов.

ISO 14063 - руководство по экологическому обмену с примерами, помогает компаниям устанавливать важные связи с внешними заинтересованными сторонами.

Руководство ISO 64 служит ориентиром для отражения экологических вопросов в стандартах на продукцию. Хотя в первую очередь этот документ ориентирован на разработчиков стандартов, он также полезен для разработчиков продукции и производителей.

Ожидаемые новые стандарты

Политика и практика в области устойчивого развития в последние 15 лет привлекла существенное внимание и вызвала серьезные дискуссии. Наше понимание и озабоченность по поводу окружающей среды и устойчивого развития, также развиваются с течением времени. Подобно тому, как существующие стандарты серии ISO 14000 поддерживают организации в решении приоритетных на сегодняшний день задач, так и будущие стандарты помогут решать задачи, которые станут приоритетными в будущем.

Неотъемлемой частью системы экологического менеджмента организации, является приверженностью к непрерывному совершенствованию. ISO / ТК 207 придерживается этого принципа как основного, и постоянно совершенствует процесс выявления и реагирования на новые потребности стандартизации. Успех ISO / ТК 207 складывается из постоянной работы над соответствующими стандартами, о чем свидетельствует разработка следующих новых стандартов:

ISO 14045 - установит принципы и требования к оценке экологической эффективности. Экоэффективность измеряется отношением экологической результативности к создаваемой стоимости. Стандарт установит международно стандартизированную методологическую основу для оценки экологической эффективности, поддерживая тем самым масштабность, ясность и прозрачность измерений экологической эффективности.

ISO 14051 - позволит разработать руководство по общим принципам и структуру учета затрат материальных потоков (MFCA). MFCA является инструментом управления эффективным использованием ресурсов, главным образом в производстве и дистрибуции, в целях уменьшения относительного потребления ресурсов и материальных затрат.

MFCA измеряет поток и запас материалов и энергоресурсов в рамках организации, выраженных в физических единицах (масса, мощность, объем и т.д.) и оценивает их в соответствии с производственными затратами. Этот фактор, как правило, пропускают при обычном учете затрат. MFCA является одним из основных инструментов учета экологического управления (ЕМА) и ориентирован на внутреннее использование в пределах организации.

ISO 14067 , регулирующий измерение углеродного следа продуктов, предусматривает требования к количественному определению и передачи парниковых газов (ПГ), связанных с продуктами. Каждая часть стандарт регулирует следующие вопросы: количественное определение углеродного следа (часть 1); гармонизация методология обмена информацией об углеродном следе, а также руководство по такому обмену (часть 2).

ISO 14069 будет регламентировать правила расчета углеродного следа продукции, услуг и всей цепи поставок.

  • размещено в разделе: Нормирование качества
  • найти еще статьи

    Международные стандарты ISO 14000 — это набор основных требований к системе экологического менеджмента предприятия, позволяющий осуществлять согласованный с общим менеджментом организации подход к управлению охраной окружающей среды. Стандарты ISO 14000 являются добровольными и применимы практически к любым видам деятельности в любых секторах экономики. Центральным документом этой серии стандартов считается стандарт ISO 14001 — «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента».

    В нашей стране стандартам ISO 14000 соответствует национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению «. Первое предприятие в России, сертифицированное в соответствии с данным стандартом — ЗАО «Вологодский подшипниковый завод» (2000 год).

    Следование стандарту ISO 14000 позволяет:

    • экономить энергию и природные ресурсы, материалы и сырье;
    • предупреждать возникновение нештатных ситуаций, связанных с экологией,
    • усовершенствовать общий менеджмент предприятия,
    • находить за рубежом деловых партнеров, ориентированных на экологичный бизнес,
    • привлекать дополнительные инвестиции,
    • минимизировать выплаты (или не платит совсем) за загрязнение окружающей среды.

    Несмотря на добровольность стандартов ISO 14000 всего через несколько лет, по прогнозам специалистов, примерно 90 процентов крупных компаний в мире будут сертифицированы в соответствии с ними. Уже сейчас на рынок Евросоюза допускаются только компании, имеющие сертификаты ISO 14000 и ISO 9000.

    Для того чтобы соответствовать стандарту ISO 14000 необходимо

    1. Утвердить «Экологическую политику» — специальный документ о намерениях и принципах организации, содержащий определения экологических целей и задач предприятия и описание его действий в этой области. А так же заявления о стремлении к соответствию нормативам, установленным стандартами ISO 14000 , к «постоянному улучшению» системы экологического менеджмента предприятия, а так же к «предотвращению загрязнений».
    2. Определить значимые воздействия на окружающую среду, как деятельности самого предприятия, так и ее продукции. А так же экологические цели и задачи предприятия, ресурсы для их достижения.
    3. Составить программу экологического менеджмента и обучить персонал на соответствующих курсах.
    4. Регулярно проводить мониторинг, включающий измерение основных параметров той деятельности предприятия, которая может оказывать воздействие на окружающую среду. Для этого разработать средства и методы таких измерений, формы отчетности (документирования) в соответствии со стандартами ISO 14000 , а так же процедуры проверки соответствия полученных показателей требованиям Законов и стандартов.
    5. Периодически проводить аудит (как силами самого предприятия, так и независимой стороной) и анализ эффективности работы СЭМ предприятия.
      В основе требований стандартов ISO 14000 лежит следующий обязательный цикл: план — осуществление — проверка — анализ — пересмотр плана.

    Стандарты ISO 14000 не требуют, чтобы документы, связанные с работой системы экологического менеджмента предприятия были выделены в специальную систему документооборота.

    Внедрение системы экологического менеджмента, в соответствии со стандартами ISO 14000 так же может привести к таким конкурентным преимуществам Вашего предприятия, как:

    • Экономия материалов вследствие более полной обработки и повторного использования компонентов продукции.
    • Более полная утилизация побочной продукции.
    • Переработка отходов в коммерчески выгодную продукцию. Как следствие, — уменьшение расходов, связанных с выбросами, сбросами, обращением с отходами, их вывозом и захоронением.
    • Улучшение продукции вследствие усовершенствования технологического процесса.
    • Снижение стоимости упаковки.

    Соответствие стандартам ISO 14000 подтверждается соответствующими сертификатами, за оформлением которых вы можете обратиться в Центр «Сертификация». Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам, связанным с такой сертификацией и созданием системы экологического менеджмента на вашем предприятии. В нашем Центре вы можете заказать сертификат ISO 14001 на соответствие СЭМ стандартам ISO 14000 .

    Серия стандартов ИСО 14000 затрагивает различные аспекты экологического менеджмента. Она предоставляет практический инструментарий для компаний и организаций, стремящихся определить и контролировать их воздействие на окружающую среду и постоянно улучшать свои экологические показатели. В ИСО 14001:2004 и ИСО 14004:2004 основное внимание уделено системам экологического менеджмента. В других стандартах серии акцент сделан на конкретные экологические аспекты, такие как анализ жизненного цикла, обмен информацией и аудит.

    Понятие экологического менеджмента

    Название научной дисциплины «экологический менеджмент » претерпевает изменение в ходе своей эволюции. В научной литературе за рубежом и тем более в России, где интерес к этой экономико-управленческой дисциплине начал формироваться недавно, нет общепринятого определения этого понятия. В работах зарубежных ученых Th. Dyllick, Н. Meflerl, М. Kircbgeorg, G. Mueller-Christ, U. Steger, R. Welford, а также отечественных исследователей А.Л. Боброва, А.С. Гринина, Е.И. Хабаровой, Э.М. Короткова и др. при определении экологического менеджмента чаще всего выделяется одна, по мнению того или иного автора, наиболее важная компонента экологического менеджмента. Например, Gray R, Bebbington J., Walters D., определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения совершенствования и эффективного управления ».

    Некоторые авторы трактуют экологический менеджмент как «экологически осознанное управление предприятием ». Fischer H., Wucherer Q, Wagner B. Burschel С. указывают, что - «это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики », Mueller К. считает, что менеджмент, ориентированный на окружающую среду, не должен быть ни менеджментом окружающей среды, ни менеджментом предприятия, а может быть только менеджментом отношений с окружающей средой.

    В работах, отечественных ученых также наблюдаются различные подходы в использовании терминологии. По определению Е.И. Хабаровой «экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями ». Э.М. Коротков подчеркивая значение менеджмента в обеспечении взаимоотношения общества и природы, указывает, что «сферой и объектом экологического менеджмента является взаимодействие человека и природы ». По мнению Т. Хусанова, Л. Безбородова и Ю. Безборобова экологический менеджмент представляет собой «организацию охраны окружающей среды во всей ее совокупности ».

    Известные ученые в области экономики охраны окружающей среды и экологического менеджмента Н.В. Пахомова, А. Эндрес и К. Рихтер определяют СЭМ «как систему управления деятельностью предприятия (организации) в тех ее формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношению предприятия с охраной окружающей среды ».

    Также наиболее полное определение дает ученый Г.С Ферару, «экологический менеджмент (экологизация менеджмента) — инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости ». Это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека. В свою очередь понятие "экологизация " означает процесс внедрения технологических систем, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды.

    В соответствии с ISO 14000 , система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

    Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

    • Утвержденную экологическую политику
    • Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента
    • Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований
    • Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов
    • Установленные цели и задачи по охране окружающей среды
    • Сформированную экологическую программу
    • Документационное обеспечение системы экологического менеджмента
    • Управление операциями
    • Обучение персонала
    • Экологический мониторинг
    • Корректирующие и предупреждающие действия
    • Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита
    • Анализ со стороны руководства

    ИСО 14001:2004 устанавливает критерий для системы экологического менеджмента. Стандарт не устанавливает требований для экологических показателей, но намечает рамки, которым компания или организация может следовать, чтобы создать эффективную систему экологического менеджмента. Он может быть использован в любой организации, независимо от вида деятельности или отрасли. Использование ИСО 14001:2004 гарантирует руководству и сотрудникам компании, а также внешним заинтересованным сторонам, что воздействие на окружающую среду измеряется и улучшается.

    Цели и задачи экологического менеджмента.

    В качестве целей внедрения и сертификации на предприятии системы экологического менеджмента могут быть выделены следующие:

    • Снижение негативного воздействия на ОС;
    • Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;
    • Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;
    • Снижение образования отходов и их переработка

    Задачи экологического менеджмента:

    • Обоснование экологической политики и обязательств

    Экологическая политика - публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач.

    • Планирование экологической деятельности

    Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.

    • Организация внутренней и внешней экологической деятельности

    Суть состоит в осуществлении запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию потребления материальных и энергетических ресурсов и сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.)

    • Мотивация персонала

    Позволяет вовлечь персонал в деятельность по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

    • Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль

    Проводится с целью заблаговременного выявления отклонения работы предприятия от запланированных показателей.

    • Анализ и оценка результатов экологической деятельности

    Функция обеспечения управленческих решений, относящихся к экологической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической результативности, подготовки отчетности и обмена информацией, а также периодического пересмотра и совершенствования этого процесса.

    • Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента

    В рамках этой функции организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для реагирования на существующее или потенциальное несоответствие.

    Механизм внедрения экологического менеджмента

    В настоящее время в мире уже накоплен опыт внедрения и функционирования систем экологического менеджмента, что позволило мировому сообществу выработать ряд документов, регламентирующих процедуры его внедрения.

    В соответствии с этими документами механизм внедрения системы экологического менеджмента имеет следующие этапы:

    • Оценка исходной ситуации
    • Планирование внедрения системы экологического менеджмента
    • Постановка целей, задач и разработка программ.
    • Мониторинг (система наблюдения)
    • Оценка результативности
    • Внутренний аудит системы экологического менеджмента.

    Преимущества использования ИСО 14001:2004

    • Снижение затрат на утилизацию отходов
    • Экономия в потреблении энергии и материалов
    • Снижение затрат на распределение
    • Улучшение имиджа среди инспекторов, потребителей и общественности

    На сегодняшний день практически каждый эколог хотя бы раз сталкивался с понятием системы экологического менеджмента на предприятии (далее — СЭМ). В реалиях современного мира, особенно если бизнес нацелен не только на российский, но и на зарубежный рынок, обойтись без внедрения СЭМ очень трудно. Однако до сих пор большинство предпринимателей имеют весьма поверхностное представление о данной системе. Все знают, что пройти сертификацию по стандартам СЭМ будет не лишним, но мало кто действительно понимает, зачем и как это делается. Многие предприятия внедряют СЭМ «для галочки» или как составную часть системы менеджмента качества и не развивают ее. На большей части сертифицированных предприятий система остается в зачаточном состоянии и не функционирует должным образом.

    Проблема руководителей предприятий заключается в непонимании того, что внедрение СЭМ — это не требование государства (по крайней мере, пока), а добровольная реформа, призванная помочь наладить менеджмент производства таким образом, чтобы не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и в целом оптимизировать производственные процессы и повысить их эффективность.

    Многие уже наслышаны о том, что Минприроды России разработало проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» (далее — Проект). Согласно данному Проекту экологический аудит будет разделен на добровольный и обязательный:

    Извлечение
    из Проекта

    Статья 5. Обязательный экологический аудит

    1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
    1) осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I-III классов опасности;
    2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
    3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
    4) принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
    5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
    […]

    Статья 6. Добровольный экологический аудит

    1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.
    2. Добровольный экологический аудит может быть:
    1) комплексным экологическим аудитом;
    2) специальным экологическим аудитом.
    Специальный экологический аудит может быть:
    а) покомпонентным экологическим аудитом;
    б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
    […]

    СЭМ базируется на серии международных стандартов серии ISO 14001 (отметим, что в России утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»), причем на данный момент сертификация по ISO 14001 в нашей стране является добровольной.

    Приведем перечень международных стандартов серии ISO 14001:

    Мы не будем подробно останавливаться на содержании этих стандартов, т.к. они есть в общем доступе и к тому же для непосвященных людей представляют собой набор пространных принципов и схем. Рассмотрим лишь основные понятия СЭМ и их определения, приведенные во внутренних стандартах предприятия, на котором недавно при участии автора была введена СЭМ и сейчас успешно развивается.

    Словарь

    Экологический аспект — элемент деятельности предприятия, продукция или услуга, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.
    Система экологического менеджмента — часть общей системы менеджмента предприятия, используемой для разработки, внедрения и реализации своей экологической политики, управления своими экологическими аспектами.
    Экологическая политика — общие намерения и направления деятельности предприятия, относящиеся к характеристикам в области экологии, как официально заявлено высшим руководством.
    Экологическая цель — общая экологическая цель, согласующаяся с экологической политикой, к достижению которой стремится предприятие.
    Экологическая задача — детальные требования ко всем показателям, применимым к предприятию, или их части, вытекающие из целей, которые должны быть установлены и выполнены для достижения этих целей.
    Внутренний аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной его оценки с целью определения степени соответствия СЭМ критериям аудита, установленным предприятием.

    Итак, вы решили, что вашему предприятию необходим сертификат соответствия ISO 14001. С чего начать? В первую очередь, следует ознакомиться с необходимой литературой. И здесь мы имеем в виду не столько сами стандарты, сколько дополнительные справочники, руководства и учебные пособия. Неплохую базу знаний дают различные обучающие курсы. Внутренним аудиторам на предприятии, так или иначе, желательно пройти такие курсы и получить сертификат, чтобы в дальнейшем грамотно проводить внутренние аудиты СЭМ.

    Первое, с чего автор начал свое знакомство с экологическим менеджментом, были как раз курсы для внутреннего аудитора . Кроме теоретических знаний и практических советов от преподавателей на таких курсах можно найти еще кое-что важное — опыт коллег, уже внедривших СЭМ.

    Кстати

    После того как вы получили общее представление о СЭМ, необходимо начать пересмотр внутренней документации предприятия с точки зрения охраны окружающей среды . Запомните: система СЭМ должна отражаться во всех областях деятельности предприятия и во всех документах, начиная с инструкций по обращению с отходами и заканчивая договорами с подрядчиками, поставщиками сырья и др.

    Внедрение СЭМ заставляет пересмотреть все основы деятельности предприятия в поисках оптимальных решений как производственных задач, так и задач по охране окружающей среды. Причем основное отличие СЭМ от обычного производственного экологического контроля состоит в том, что ответственность за охрану окружающей среды теперь возлагается не только на экологический отдел, но и на каждого сотрудника предприятия, будь то работник конвейера или технический директор.

    Автор статьи участвовал во внедрении СЭМ на большом металлообрабатывающем заводе, построенном еще при СССР. Многие сотрудники проработали там всю свою жизнь. Их огромный производственный опыт стал как большим подспорьем для формирования СЭМ, так и серьезным препятствием. Всем известно, с каким трудом ломаются старые рабочие порядки. Камнем преткновения может стать все — переработка положения отдела, перенос и обновление накопителей металлической стружки, сотрудничество с внутренними аудиторами и выполнение их требований…

    Так или иначе, даже такую «заржавевшую» производственную систему удалось сдвинуть с мертвой точки. Предприятие подало заявление на предсертификационный аудит. В ходе подготовки к этому этапу был определен перечень и начато составление основных документов, на которые будет опираться СЭМ, определены экологическая политика и экологические принципы предприятия, начат процесс выявления экологических аспектов.

    Приведем пример экологической политики предприятия (Пример 1).

    Значительную трудность для начинающих внутренних аудиторов может представлять процесс идентификации экологических аспектов (ЭА). Основной смысл этой работы — выявить все возможные элементы и процессы, которые могут нанести вред окружающей среде. Выявление ЭА должно проводиться руководителями и ответственными за СЭМ в каждом производственном подразделении под руководством эколога. Именно руководители и сотрудники на местах, знающие свое производство, могут точнее определить потенциально опасные аспекты. Выявленные аспекты необходимо контролировать, анализировать, а также впоследствии стараться сократить их воздействие.

    ЭА подразделяются на прямые (выбросы, сбросы, отходы производства, шум оборудования, водопотребление и водоотведение) и косвенные (например, потребление сырья и электроэнергии).

    ЭА на нашем предприятии закреплены за разными подразделениями. В ходе проведения аудитов аспекты контролируются, а также определяются мероприятия по возможному воздействию на них. Реестр аспектов должен актуализироваться раз в 3 года .

    Каждый ЭА проходит процедуру оценки значимости. В нашем случае она проводилась следующим образом.

    На предприятии выделяют 4 уровня ЭА (А, В, С, D), каждый из которых имеет 3-балльную значимость (1, 2, 3) (их характеристика приведена в табл. 1).

    Таблица 1. Характеристика уровней экологических аспектов

    Уровни аспекта

    Значимость уровня

    Индекс

    Наименование

    Большая

    (3 балла)

    Умеренная

    (2 балла)

    Малая

    (1 балл)

    Нормативно-правовой (соблюдение законодательства)

    НПА систематически нарушаются (10 раз и более в году)

    НПА эпизодически нарушаются (не более 10 раз в году)

    НПА соблюдаются

    Экологический (последствия)

    Серьезные систематические последствия (загрязняющие вещества 1 и 2 классов опасности)

    Продолжительные неконтролируемые (загрязняющие вещества 3 класса опасности)

    Непродолжительные с последующей нейтрализацией (загрязняющие вещества 4 и 5 классов опасности)

    Временной (частота возникновения)

    Постоянное воздействие

    Часто повторяющееся воздействие

    Проявление маловероятно

    Экономический (затраты, издержки, потери)

    Аспект приводит к штрафным санкциям и дополнительным издержкам, превышающим на 10 % и более обязательные экологические платежи

    Аспект приводит к дополнительным платежам, не превышающим 10 % обязательных экологических платежей

    Аспект не приводит к дополнительным потерям

    Значения выбранных оценок каждого из четырех уровней ЭА отображаются в баллах в столбцах 7-10 таблицы реестра ЭА (выдержки из реестра ЭА рассматриваемого предприятия приведены в табл. 2).

    Таблица 2. Перечень видов деятельности (процессов, операций) предприятия и связанных с ними экологических аспектов

    Вид деятельности (процессов, операций), продукция

    Режим возникновения (возможная аварийная ситуация)

    Экологический аспект

    Воздействие аспекта на окружающую среду

    Управляемость процесса (меры управления)

    Балл значимости уровня

    Общая оценка значимости

    Примечание

    Очистка промышленных и ливневых стоков на заводских очистных сооружениях

    Нормальный

    Сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятия в водный объект

    Загрязнение водоема рыбохозяйственного назначения

    Передача стоков с заводских очистных сооружений на очистные сооружения _______ для дополнительной очистки

    Выполнение законодательных требований по охране водных ресурсов

    Гальваническая обработка деталей, цех № 8

    Нормальный

    Образование отходов солей (гальванические растворы отработанные)

    Загрязнение сточных вод тяжелыми металлами

    Нейтрализация на очистных сооружениях предприятия в соответствии с технологическим регламентом работы очистных сооружений

    Договор на передачу стоков на очистные сооружения ______

    Шлифовка кадмированных деталей, цех № 3

    Нормальный

    Образование отходов (шлам от шлифовки, содержащий кадмий)

    Загрязнение почвы тяжелыми металлами

    Инструкция И 241-2012

    Договор с лицензированной организацией на передачу для утилизации

    Термическая обработка деталей и инструмента, цеха № 12 и 14

    Нормальный

    Образование отходов (плав солей термического производства)

    Загрязнение почвы и атмосферного воздуха тяжелыми металлами

    Инструкция И 241-2012

    Договор с лицензированной организацией на захоронение на полигоне ТБО

    Эксплуатация оргтехники, отдел ИТ

    Нормальный

    Выбросы пыли, образование отходов составных частей оргтехники, потребление энергоресурсов

    Загрязнение атмосферного воздуха, почв отходами

    Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Инструкция И 241-2012

    Договор на утилизацию оргтехники

    Общая значимость ЭА (К зн) определяется суммированием оценок значимости по всем уровням проявления аспекта по формуле:

    где X i — оценочный балл значимости уровня I (X i = 1, 2, 3);

    N — количество уровней (N = 4).

    Величина К зн изменяется в пределах от 4 до 12.

    После выполнения расчетов значения К зн отображаются в столбце 11 таблицы реестра ЭА.

    Общая (интегральная) оценка значимости ЭА определяется в соответствии с табл. 3.

    Результаты общей оценки значимости ЭА отображают в виде буквенного индекса (Н, З) в столбце 12 таблицы реестра ЭА.

    В столбце 13 таблицы реестра ЭА при необходимости записывают возможные дополнительные меры по управлению ЭА.

    Итак, мы прошли первый этап: был проведен сертификационный аудит и получен сертификат соответствия ISO 14001. После выявления ЭА, определения экологической политики, целей и задач, разработки необходимых документов (руководств, стандартов и инструкций) началось собственно внедрение СЭМ. Основная тяжесть ответственности легла, конечно, на руководство предприятия и экологический отдел. Руководство теперь обязано периодически проводить контроль производственных процессов с точки зрения СЭМ, обеспечивать поддержку (финансовую, кадровую, информационную) внедрения системы. Необходимо также проводить повышение экологической грамотности среди всех сотрудников предприятия, доносить до каждого работника цели и задачи СЭМ (как общие, так и понятные ему и вмененные в его личные обязанности).

    Были пересмотрены все внешние связи предприятия — с поставщиками сырья и материалов, с арендаторами и арендодателями, с общественностью и прессой, с жильцами окружающих домов.

    Например, на нашем предприятии работает множество организаций по договорам субподряда. Ранее выполнение этих договоров отделом экологии не контролировалось. В ходе внешнего предсертификацонного аудита аудиторы проверили участок, где осуществлялось строительство ангара для спецтехники. Работы проводились с различными нарушениями экологических требований. Так, образующиеся после работ отходы (в т.ч. замасленная ветошь, тара из-под лакокрасочных материалов) просто сваливались в кучу на газоне. В ходе устранения обнаруженного несоответствия был пересмотрен пункт договоров субподряда об обеспечении соблюдения требований в области экологии, а из числа сотрудников подразделения, в котором проводились работы по субподряду, был назначен ответственный за соблюдение субподрядчиком указанных требований.

    В ходе внедрения СЭМ на нашем предприятии наконец был создан нормально функционирующий сайт с возможностью для посетителей оставлять свои пожелания и жалобы, в т.ч. в части воздействия производства на окружающую среду. Данные жалобы и предложения обрабатывались и рассматривались в ходе совещаний с руководством, а также проводились мероприятия по устранению негативного воздействия.

    Теперь на предприятии должны регулярно проводиться собрания руководства с целью оценки функционирования СЭМ, проведенных экологических мероприятий и аудитов (внешних и внутренних), осуществления экологической программы, планирования дальнейших мероприятий, бюджета СЭМ, актуализации реестра ЭА и др.

    Еще один сложный момент при внедрении СЭМ — донести до сотрудников информацию о пользе системы. Не секрет, что почти каждый русский человек уверен в том, что требования закона всегда строги, часто чрезмерны и бесполезны и от их выполнения нужно постараться «увернуться». Так и в случае внедрения СЭМ (а значит роста требований к каждому сотруднику и увеличения его ответственности) все отнеслись к ней настороженно и даже враждебно.

    Цель системы — помочь оптимизировать производство, а не «закрутить гайки», однако именно так к внедрению СЭМ вообще и внутренним аудиторам в частности в первое время относились работники и даже руководители подразделений. Были попытки саботажа проверок, невыполнения корректирующих мероприятий, попытки «договориться по-хорошему» и «по-плохому», ворчание по поводу увеличения «бумажной работы» в ущерб производству. Таким образом, экологический менеджмент должен еще и менять сознание каждого вовлеченного работника. Здесь многое зависит от личных качеств и профессиональной компетенции руководителя отдела экологии и его сотрудников. Конфликты ни в коей мере не решают проблемы, так же как и принудительное выполнение требований.

    Теперь кратко рассмотрим внутреннее аудирование предприятия . Ввиду того, что наше предприятие является довольно крупным, в каждом подразделении аудит осуществляется только 1 раз в полгода. Комиссия в составе начальника отдела экологии, одного сотрудника и представителя проверяемого подразделения, ответственного за СЭМ, проводит аудит на месте, т.е. непосредственно на производстве, в течение 2-3 дней. Вначале комиссия проверяет соответствие внутренней документации отдела (цеха) требованиям СЭМ. Данная документация включает в себя цели и задачи подразделения, положение о подразделении, рабочие инструкции и т.д. Проверяется наличие и актуальность информационных стендов СЭМ на местах. После этого проводится осмотр собственно производства на соответствие внутренним стандартам и требованиям экологического законодательства. Все нарушения фиксируются на бланке регистрации несоответствий (Пример 2). По результатам аудита составляется отчет, который направляется руководителю аудированного подразделения. По каждому несоответствию подразделение предлагает корректирующие действия. Если действия согласованы с руководством и отделом экологии, они воплощаются в жизнь и по их результатам представляется отчет в отдел экологии. В дальнейшем экологи проводят постаудиторскую проверку фактического выполнения корректирующих действий. Информация об итогах проверки озвучивается на совещаниях руководства.

    На предприятии следует проводить оценку экологических рисков предприятия с целью их снижения или устранения, а также уровня подготовки к возможным аварийным ситуациям.

    Например, на рассматриваемом предприятии использовалась смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) для обработки металла на станках. Жидкость поставлялась к станкам по системе трубопроводов. Система была уже изношенной, и периодически обнаруживались течи. По мере их обнаружения они устранялись, однако система труб была очень обширной, и не все ее узлы и отрезки были легко доступны для проверки. Данная ситуация представляла собой потенциальный экологический риск, т.к. при протечке СОЖ могла попасть в почву и далее через грунтовые воды в расположенный недалеко водоем рыбохозяйственного и питьевого значения. Общими усилиями отдела экологии и руководителей цехов данный экологический риск был идентифицирован, рассчитан возможный ущерб предприятию и окружающей среде. В итоге в бюджет на следующий год был внесен пункт о разработке проекта новой системы подачи СОЖ и его реализации.

    На этом этапе внедрения СЭМ и находится в данный момент наше предприятие. В целом систему еще нельзя назвать полностью функционирующей и выполняющей все свои задачи, но начало уже положено. Дальнейшее ее развитие зависит от руководства и сотрудников. На данный момент проведен первый надзорный аудит (через год после сертификации), выявлен ряд несоответствий, ведется их устранение. Небольшими, но уверенными шагами предприятие переходит из статуса старого советского завода в статус современного предприятия, отвечающего требованиям рынка, потребителей и законодательства, в т.ч. экологического. Теперь главное — не останавливаться на достигнутом.

    Экологический менеджмент относится в настоящее время к одному из важнейших приоритетов в области охраны окружающей среды.

    Система международных стандартов (МС) ISO серии 14000, появившаяся в 1996 году, является отражением одной из значительных международных природоохранных инициатив общества.

    Для чего предназначены стандарты ISO 14000?

    Международные стандарты ISO предназначены для обеспечения организаций элементами эффективной системы управления окружающей средой, которые могут быть объединены с другими элементами административного управления с целью достижения экологических и экономических целей.

    Система управления окружающей средой — часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

    В чем отличие системы стандартов ISO 14000 от других документов, разработанных в области охраны окружающей среды?

    В отличие от многих других, система МС ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вредных веществ и пр.) и не на технологии (требование использовать ту или иную технику), а на систему экологического менеджмента.

    Типовое положение этой системы заключается в том, чтобы в каждой организации должны быть:

    1. Введены определенные экологические процедуры;

    2. Осуществлены меры по строгому их соблюдению;

    3. Подготовлены пакеты документов;

    4. Назначены ответственные за определенные области экологической деятельности.

    Какие документы включены в систему стандартов серии ISO 14000?

    Документы системы ISO 14000 можно условно разделить на три основные группы:

    · документы, описывающие принципы создания и использования систем экологического менеджмента (СЭМ);

    · инструменты экологического контроля и оценки;

    · стандарты, ориентированные на продукцию.

    Ключевым понятием серии ISO 14000 является СЭМ (система экологического менеджмента) в организации. Поэтому центральным документом серии считается МС 14001 СЭМ. Спецификации и руководство по использованию«. МС ISO 14001 устанавливает требования к системе управления окружающей средой. У нас он переведен как ГОСТ РФ «Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию». В отличие от остальных документов, все его требования являются «проверяемыми». МС ISO 14001 содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной аудиторской проверке в целях сертификации и/или самостоятельного заявления. Предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.


    Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные. Например, стандарт 14004 содержит развернутое руководство по созданию СЭМ. Серия документов 14010 определяет принципы аудита, а 14040 — методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий в процессе разработки продукции.

    Как с помощью МС ISO 14000 можно обеспечить уменьшение неблагоприятного воздействия на окружающую среду?

    МС ISO серии 14000 разработаны с учетом уже зарекомендовавших себя МС ISO серии 9000.

    Предполагается, что новая система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

    1. Организационном — через улучшение экологического «поведения» фирм;

    2. Национальном — через создание государственной экологической политики;

    3. Международном — через улучшение условий международной торговли.

    От чего зависит успех внедрения стандартов ISO 14000?

    Разумеется, принятие стандартов МС ISO серии 14000 само по себе не гарантирует оптимальных результатов, связанных с окружающей средой. Чтобы достичь целевых экологических показателей, система управления окружающей средой должна стимулировать организации рассматривать вопрос о внедрении наилучшей существующей технологии там, где это целесообразно и экономически приемлемо. Кроме того, следует в полной мере учитывать экологическую эффективность такой технологии.

    Успех системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях и всеми подразделениями организации, особенно высшим руководством. Система дает организации возможность устанавливать процедуры (и оценивать их эффективность), с тем чтобы сформулировать ее экологическую политику и целевые экологические показатели, добиться соответствия производственной деятельности этой политике и продемонстрировать это соответствие другим.

    К МС ISO 14001 применимы те же общие принципы системы административного управления, что и к стандартам на системы качества серии ISO 9000. Организации могут выбрать существующую систему административного управления, согласующуюся с серией ISO 9000, в качестве основы для своей системы управления окружающей средой.

    Все требования, содержащиеся в МС ISO 140001, могут быть включены в любую систему управления окружающей средой. Степень их применяемости будет зависеть от таких факторов как экологическая политика организации, характер ее деятельности и условия, в которых она функционирует.

    Какие основные требования предъявляются в МС ISO серии 14000 к системе управления окружающей средой?

    В стандартах МС ISO серии 14000 приведено пять основных требований к системе управления окружающей средой:

    ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых показателей.

    ПЛАНИРОВАНИЕ включает следующие аспекты:

    1. Экологические аспекты — элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. Важным экологическим аспектом является тот, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду. В этом процессе следует рассматривать нормальные рабочие условия, условия остановки и пуска, а также реальные и возможные воздействия, связанные с обоснованно прогнозируемыми или аварийными ситуациями.

    2. Законные и другие требования. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации законных и других требований и получения доступа к тем требованиям, с которыми организация соглашается и которые применяются в отношении экологических аспектов ее деятельности.

    3. Целевые и плановые экологические показатели. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого подразделения. При их установлении должны учитываться законные и другие требования, существенные экологические аспекты, финансовые и эксплуатационные потребности, а также точки зрения заинтересованных сторон. Все показатели должны быть согласованы с экологической политикой, включая обязательство по предотвращению загрязнения окружающей среды.

    4. Программа(ы) управления окружающей средой. Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) достижения своих целевых и плановых экологических показателей. Такая программа должна включать: — распределение ответственности за достижение целевых и плановых экологических показателей для каждого соответствующего подразделения и организации; — средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

    ВНЕДРЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ включает следующие аспекты:

    1. Структура и ответственность. Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех, кого это касается, с тем чтобы содействовать эффективному управлению окружающей средой. Нельзя считать, что ответственность за охрану окружающей среды несет только экологическая служба.

    2. Обучение, осведомленность и компетентность. Организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры выявления потребностей в обучении персонала. Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом. Персонал, выполняющий работы, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, обусловленной соответствующим образованием, подготовкой и/или практическим опытом.

    3. Связь. В области экологических аспектов и системы управления окружающей средой организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры: — внутренней связи между различными уровнями и подразделениями фирмы; — получения надлежащих сообщений от внешних заинтересованных сторон, их документального оформления и ответа на них.

    4. Документация системы управления окружающей средой. Организация должна определять и поддерживать в актуальном состоянии информацию на бумажном или электронном носителе для: — описания основных элементов системы административного управления и их взаимодействия; — указания связанной с ними документации.

    5. Управление документацией. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы: — их можно было найти; — они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом; — текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой; — устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения, или их непреднамеренное использование предотвращалось каким-либо другим способом; — любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

    6. Управление операциями. Организация должна идентифицировать те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированными существенными экологическими аспектами, согласующимися с ее политикой, целевыми и плановыми показателями. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, с тем чтобы гарантировать их выполнение в заданных условиях.

    7. Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации возможности возникновения катастроф и аварийных ситуаций и реагирования на них, а также предотвращения и смягчения воздействий на окружающую среду, которые могут быть связаны с этими ситуациями.

    ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК И КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ включают:

    1. Мониторинг и измерение. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и соответствием целевым и плановым показателям организации.

    2. Несоответствие и корректирующие и предупреждающие действия. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по определению ответственности и полномочий относительно выявления и изучения несоответствий, принятия мер для смягчения любых причиненных воздействий, а также по инициированию и совершению корректирующих и предупреждающих действий.

    3. Зарегистрированные данные. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.

    4. Аудит системы управления окружающей средой. Здесь под аудитом понимается систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных с целью определения, соответствует ли система управления окружающей средой, принятая в организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией, а также с целью сообщения результатов, полученных в ходе этого процесса, руководству.

    АНАЛИЗ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ РУКОВОДСТВОМ . Высшее руководство организации должно анализировать систему управления окружающей средой через установленные им промежутки времени, с тем чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность.