Планирование Мотивация Управление

Труд определение. Понятие, направления, задачи и значение научной организации труда Органом и продуктом труда является

«… те операции, к которым наши предки в эпоху перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари и даже те из них, у которых приходится предположить возврат к более звероподобному состоянию с одновременным физическим вырождением, всё же стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращён в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе всё новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к всё новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путём особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря всё новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, всё более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля , статуи Торвальдсена, музыку Паганини .

Но рука не была чем-то самодовлеющим. Она была только одним из членов целого, в высшей степени сложного организма. И то, что шло на пользу руке, шло также на пользу всему телу, которому она служила, и шло на пользу в двояком отношении.

Прежде всего, в силу того закона, который Дарвин назвал законом соотношения роста. Согласно этому закону известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определёнными формами других частей, которые, казалось бы, ни в какой связи с первыми не находятся. Так, например, все без исключения животные, которые обладают красными кровяными тельцами без клеточного ядра и у которых затылочная кость сочленена с первым позвонком двумя суставными бугорками, обладают также молочными железами для кормления детенышей. Так, у млекопитающих раздельные копыта, как правило, связаны с наличием сложного желудка, приспособленного к процессу жвачки. Изменения определённых форм влекут за собой изменение формы других частей тела, хотя мы и не в состоянии объяснить эту связь. Совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими. Постепенное усовершенствование человеческой руки и идущее рядом с этим развитие и приспособление ноги к прямой походке несомненно оказали, также и в силу закона соотношения, обратное влияние на другие части организма. Однако этого рода воздействие еще слишком мало исследовано, и мы можем здесь только констатировать его в общем виде.

Значительно важнее непосредственное, поддающееся доказательству обратное воздействие развития руки на остальной организм. Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства.

С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произ-носить один членораздельный звук за другим […]

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству.

А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орёл видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определёнными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду.

Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперед, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны - более определенное направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок еще новый элемент – общество».

Фридрих Энгельс, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 20, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 488-489 и 491.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела к тому, что активно движущаяся рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание - специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть «тонкий орган осязания, - писал Иван Михайлович Сеченов, - и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение».

Рука является органом осязания не только потому, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира.

Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным конечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда.

Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения.

Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя - он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу (см. рисунок). Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

«Представительство» (проекция) разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду)

Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному удовлетворению потребностей человека в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей качественно изменили биологические потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Развитие предметов труда породило потребность в предметах труда.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность.

Вместе с трудом в процессе труда развивались высшие формы общения - посредством человеческого языка.

Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения действительности изменяется и сам человек как личность

Труд - источник всякого богатства и основное условие всей человеческой жизни. Труд создал человека.

Человекообразные обезьяны перешли к прямохождению под влиянием образа жизни . Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку.

Хотя сегодняшние обезьяны и способны передвигаться без помощи передних лап, нельзя сказать, что они освоили прямохождение, ибо хождение на двух ногах у современных обезьян - крайняя мера.

Рука является не только органом труда, но и продуктом его. И потому она способна выполнять несравненно большее количество операций, чем рука обезьяны.

С развитием руки тесно связано и развитие всего организма человека (например, приспособление ноги к прямой походкке). Вместе с развитием руки расширялось и влияние человека на природу. Развитие труда способствовало более тесному сплочению членов общества. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потебность что-то сказать друг другу. Так в процессе труда возникает язык. Животные в естественном состоянии не нуждаются в членораздельной речи. При ижзни же с человеком, считает Энгельс, животные, в пределах свойтвенного им круга представлений, научаются понимать как всякий язык, так и вырабатывать свойтвенные только человеку чувства.

Сначала труд, а затем и членораздельная ерчь явлились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий.Развиттие мозга сопровождалось развитием всех органов чувств. Приеимущество наших органов чувств над аналогами их в животном мире состои в широкой ассоциативности, которой обладают наши органы благодаря развитию мозга. Развитие мозга, подчинение ему чувств, выработка способности к абстрактному мышлению и к умозаключению давали стиму к развитию труда и языка. Когда сложился человек, появился новый элемент - общество. Характарный признак общества, отличающий его от стада - труд.

Наши предки вели хищническо хозяйство: после полного истощения источника питания стадо обезьян уходило с занимааемой территории в поисках нового источника. После того как все территории стали заняты успешно развивались стсада, включавшие в свой рацион все новые виды пищи, что способствовало развитию организма. Но все это еще не было трудом - труд начинается с изготовления орудий. Наиболее древние орудия труда представляют собой предметы охоты (оружее) и рыболовства. С включением в рацион первобытного человека мясной пищи совершается большой шаг в его эволюции. Увеличивается физичемкая сила и самостоятельность человека, совершенствуется мозг. Употребление мясной пищи привело к двум новым достжениям, имеющим решающее значение: к пользованию огнем и приручению животных.

Подобно тому как человек научилсяи есть все съедобное, он так же научился и жить во всяком климате. Он распространился по всей пригодной для житья земле, он, единственное животное, которое может сделать это самостоятельно.

С развитием руки, речи и мозга не только у каждого в отдельности, но так же и в общем, люди смогли выполнять более сложные операции и ставить более высокие цели. Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, совершенным, многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместсе с ними религия.

Воздействие животных на природу имеет бессознательный характер. А чем более люди отдаояюся от животных, тем более их взаимодейтствие на природу сознательно . Планомерный образ действий существует в животном мире везде, но толь в зародыше, большинство таким образом поражденных действий вызваны внешним раздражителем. У животных способность к сознательным, планомерным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих уже довольно высокой ступени. Но все же планомерные действия всвех животных не смогли наложить на природу печать их воли.

Коротко говоря, животное пользуется внешней природой, а человек заставляет природу служить своим целям, и это является последним существенным отличием человека от остальных животных и этим отличием человек опять таки обязан труду . Мы отнюдь не властвуем над природой так как завоеватель влавсьвует над чужим народом - мы нашей кровью плотью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, наше господство над ней состоит в том, что мы в отличие от всех других существ умеем познавать ее законы и правильно их применять. Мы научидись в известной мере учитывать заранее более отдаленные естественные последствия наших направленных на производство действий.

Все существовавшие до сих пор способы производства имели в виду только достижения ближайших, наиболее непосредственных полезных эффектов труда. Дальнейшие же последствия совершенно не принимались в расчет. Такой психологии отвечала первоначальная общая собственность на землю, предполлогавшая некоторый излишек земель, предназначенного для гашения негативных последствий хозяйствования. Общая собственонсть пришла в упадок, когда излишек земель кончился. Все последующие формы производоства приводили к разделению труда, классобразованию, возникновению господствующих и угнетенных. В результае интерес господствующего класса стал движущим фактором производста.

Наиболее полно это приведено в капиталистическом способе производства в Западной Европе. Так как отдельные капиталисты занимаются производством и обменом ради непосредственной прибыли, то во внимание могут приниматься боижайшие, наиболее непосредственные результаты. При теперешнем способе производства расче главным образом - только первый, непосредственный результат. Частная собственность при своем дальнейшем развитии превращеается в отсутствие собственности у трудящихся , между тем как все имущество все больше и больше концентрируется в руках не трудящихся.

Предметом дисциплины экономика труда является изучение трудового потенциала общества, закономерности функционирования рынка труда, а также методов наиболее рационального использования трудовых ресурсов в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни

Объектом дисциплины экономика труда являются трудовые ресурсы.

Тема 1. Понятие труда, его роль, функции и виды

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление сферы обитания, создание материальных и культурных ценностей для удовлетворения своих потребностей.

Процесс труда всегда связан с затратами физической и психологической энергии, а также ресурсов. Труд – один из главных факторов производства, наряду с землей, природными ресурсами, капиталом и предпринимательством. Труд – это естественные условия человеческой жизни. Он позволяет человеку стать личностью, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Трудовой процесс является самоуправляемым и управляемым извне. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда, как деятельности по приданию предмету труда необходимых свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную сторону.

Предметы труда – это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда – это то, при помощи чего человек воздействует на предмет труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления, и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства – это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология – это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда.

В результате завершения процесса труда образуются продукты труда .

Основными формами проявления труда являются:

    Затраты человеческой энергии . Психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов и органов чувств. Затраты энергии человека определяется степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности. Они формируют такие состояния, как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность и здоровье человека, а также его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства . Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего времени, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда. Эти параметры деятельности представляют требования к специальной подготовке работников и их квалификационному уровню.

    Производственное взаимодействие работников друг с другом , как по горизонтали (коллектив), так и по вертикали (начальник-подчиненный). Оно определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности, которая зависит от уровня кооперации труда, от численности работающих, и т.д.

Роль труда в реальном развитие человека и общества проявляется в том, что в процессе труда не только создаются материальные и духовные ценности, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают свои знания.

Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в свою очередь ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны – насыщение рынка товарами, услугами и культурными ценностями, а с другой стороны – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда .

Социальная роль труда проявляется в развитии и совершенствовании производства, благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Это идеальная схема воздействия труда на человека и общество.

Функции труда:

    производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей;

    обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

    формирование и накопление материального и нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники и культуры;

    развитие самого человека, формирование творческой личности.

Виды труда:

    По характеру и содержанию труда:

    наемный и частный;

    индивидуальный и коллективный;

    по желанию, по необходимости или по принуждению;

    физический и умственный;

    репродуктивный и творческий;

    по разной степени сложности.

    По предмету и продукту труда

    научный, инженерный, управленческий, производственный, и т.д.;

    промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, коммуникационный, и т.д.

    По средствам и способам труда

    ручной (технически-невооруженный);

    механизированный;

    автоматизированный (в т.ч. компьютеризированный).

    По условиям труда

    стационарный и передвижной;

    наземный и подземный;

    по степени тяжести;

    привлекательный и непривлекательный;

    свободный и регламентированный, и по степени регламентации.

Тема 2. Трудовой потенциал общества

Трудовой потенциал общества – это совокупная общественная способность к труду.

Его структура включает в себя:

    трудовой потенциал личности

    трудовой потенциал коллектива, предприятия

    трудовой потенциал отрасли

    трудовой потенциал региона

    трудовой потенциал страны, и т.д.

Качественная сторона ТПО характеризуется:

    состоянием здоровья трудоспособного населения, и показателями его психофизиологического развития

    профессионально квалификационным уровнем трудоспособного населения, т.е. уровнем общего и профессионального образования, наличием определенных знаний, практического опыта и навыков

    социально-личностными характеристиками.

Количественная сторона ТПО выражается численностью трудоспособного населения и ресурсами рабочего времени, т.е. потенциальным фондом рабочего времени.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в соответствующей профессиональной сфере.

Термин «общественно полезная деятельность » возник в 20-ые годы ХХ в. с целью использования его для нужд централизованного управления человеческими ресурсами страны.

Способность человека к труду, т.е. совокупность его свойств и характеристик, необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности и используемых им в ходе этой деятельности, называется рабочей силой .

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, как реальные, так и потенциальные, т.е. те же трудовые ресурсы, что является неправильным.

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определятся системой законодательных актов государства.

В России, в зависимости от возраста, все население страны может быть разделено на 3 группы:

    лица моложе трудоспособного возраста (от рождения и до 15 лет включительно);

    лица в трудоспособном возрасте (от 16 до 54 (жен.) или 59 (муж.) включительно);

    лица старше трудоспособного возраста, которым начисляется пенсия по старости.

В зависимости от способности к труду, различают людей трудоспособных и нетрудоспособных. Люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (инвалиды 1 и 2 групп), и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (работающие подростки и пенсионеры).

Таким образом, согласно статистической практике, трудовые ресурсы делятся на 3 группы:

    население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях

    работающие лица пенсионного возраста

    работающие подростки в возрасте до 16 лет.

По российском законодательству, подростки до 16 лет принимаются на работу в исключительных случаях, и только по достижении ими 15 лет. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и среднетехнических учебных заведений, по достижении ими 14 лет, с согласия одного из родителей, при условии предоставления ему легкого труда, не причиняющего вреда здоровью, и не мешающего процессу обучения.

Трудовые ресурсы воспроизводятся под влиянием демографической ситуации, которая в России крайне неблагоприятная, и характеризуется следующими явлениями:

    крайне низкая рождаемость

    высокий уровень смертности населений

    естественная убыль населения

    очень высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте

    низкие показатели продолжительности жизни населения, и очень большая разница их у мужчин и женщин

    старение населения

Также влияние на численность трудовых ресурсов оказывает трудовая миграция . Это процесс перемещения трудоспособного населения с целью поиска или смены работы через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства, либо с регулярным возвращением к нему.

Высокий уровень смертности в России обусловлен следующими причинами:

    злоупотребление алкоголем, употребление табачных и наркотических изделий

    высокий уровень преступности

    низкий уровень безопасности дорожного движения

    низкий уровень охраны труда, сильный износ оборудования и сооружений

    низкий уровень жизни населения

    низкое качество медицинского обслуживания

    неблагоприятная экономическая обстановка

Формирование трудовых ресурсов происходит под влиянием государства, которое с помощью социальной политики регулирует процессы воспроизводства и миграции трудовых ресурсов, изменяет их количественный и качественный состав.

Основными способами формирования трудовых ресурсов является:

    моральное и материальное стимулирование рождаемости, охрана материнства и детства, поддержка института семьи

    осуществление мер по снижению смертности населения

    регулирование численности и структуры выпускников учреждений профессионального образования

    регулирование миграционных потоков.

На качество профессиональной подготовки работников влияют следующие факторы:

    профессиональный отбор

    состояние материально-технической базы обучения

    программы и методы обучения