Планирование Мотивация Управление

Основные методы поддержания работоспособности персонала. Как управлять работоспособностью Внешние способы коррекции функциональных состояний

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика, понятие и виды работоспособности, характеристика её фаз в динамике. Условия труда водителей и факторы, влияющие на снижение их работоспособности. Характеристика основных методов и направлений поддержания работоспособности персонала.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2015

    Закономерности изменения качества деятельности и функционального состояния работника в процессе непрерывной работы. Вероятные причины снижения работоспособности человека. Разработка рациональных алгоритмов деятельности, системы сбалансированного питания.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    Определение работоспособности, её уровни, динамика, виды. Психофизиологические основы формирования умственной и физической работоспособности. Оценка влияния работоспособности персонала на эффективность деятельности предприятия СПК "Птицефабрика Гайская".

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала. Исследование психофизиологических особенностей работников компании ООО "КРОНИКС ПЛЮС" в контексте анализа работоспособности. Анализ кадрового состава.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2010

    Материальное стимулирование труда: условия применения и эффективность. Анализ системы мотивация персонала на ООО "Сыктывкарский мясокомбинат". Оценка уровня конкурентоспособности персонала. Разработка методов нематериального стимулирования сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Цели и этапы внедрения системы мотивации персонала. Поддерживающие и мотивирующие факторы. Сущность материального стимулирования наемных работников. Критерии отбора в организацию. Основные методы формирования и поддержания организационной культуры.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2013

    Стимулирование труда как важная составляющая структуры мотивации персонала. Наиболее распространенные и нетрадиционные способы материального и нематериального стимулирования труда, их эффективность, взаимосвязь, положительные и отрицательные моменты.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

Основным показателем нашей трудовой деятельности является наша работоспособность, т.е. некий уровень функциональных возможностей организма, который характеризует эффективность работ, выполняемых нами за определенный промежуток времени.

Так как наша работоспособность зависит от множества факторов, таких как: половая принадлежность, возраст, физическое и умственное состояние, настроение, характер питания, знания, умения, навыки и опыт, то в сущности, многими из перечисленного мы умеем управлять. В целом, управлять своей работоспособностью можно научиться.

И хотя работоспособность — величина непостоянная, которая зависит и от влияния погодных условий, времени года и настроения, ученые и исследователи выяснили, что если мы будем лучше знать особенности своего организма и условия, в которых он работает наиболее эффективно, то мы сможет управлять своей работоспособностью в различные периоды времени.

Этапы нашей работоспособности

Для чего, спросите вы? Все очень просто: зная время очередного периода утомления, мы сможем заранее все рассчитать и подготовиться, чтобы работа в целом была выполнена в определенный срок. Полезно знать интересные факты о нескольких этапах, которыми характеризуется работоспособность:

Первый этап: Врабатывание — приходится на первый, и реже на второй час работы.

Второй этап: Устойчивая работоспособность — длится последующие 2-3 часа работы.

Третий этап: Утомление — когда работоспособность снижается.

За весь рабочий день эти этапы повторяются дважды — до обеденного перерыва и после него. То же самое можно наблюдать и в течение трудовой недели: в понедельник приходится иногда через силу врабатываться, вторник-среда-четверг отмечены устойчивой эффективной деятельностью, а в пятницу-субботу нас подстерегает период утомления (торможения), в воскресенье половина дня приходится на подготовку к первом этапу. Надеюсь, что это хорошо знакомо тем, кто трудится с понедельника по пятницу-субботу.

Важно, не пропустить этап устойчивой работоспособности и научиться оптимально использовать время, попадающее под этот период.

Есть известная поговорка:

«Кто рано встает, тому бог дает».

Признаюсь, будучи по натуре точно не жаворонком, раньше никогда не понимала смысл, заложенный в этой пословице. Однако, жизнь с завидной постоянностью дает свои уроки, и приходится признать, что использовать раннее утреннее время бывает очень полезно. Таким образом, переходя на язык ученых, мы сокращаем период врабатывания, и быстрее приводим свой организм в рабочее состояние.

Учитывая все факторы, влияющие на работоспособность человека, британские ученые определили для усредненного типа человека фазы суток и их основные отличия.

Интересные факты о работоспособности человека

С 6:00 до 7:00 – «окно», когда лучше всего работает долговременная память. Легко усваивается вся информация, полученная в этот временной промежуток.

С 8:00 до 9:00 – это наиболее подходящее время для любой деятельности, связанной одновременно с запоминанием и аналитикой. Все дело в активной работе логического мышления.

С 9:00 до 10:00 – оптимальные часы для работы с информацией и статистикой.

С 11:00 до 12:00 – в это время снижается эффективность интеллектуальных функций. Стало быть, можно переключить внимание на что-нибудь отвлеченное. Например, послушать музыку.

С 11:00 до 14:00 – самое подходящее время для обеда. На эти часы приходится пик, как говорят на Востоке, «огня пищеварения», когда принятая еда переваривается и усваивается наилучшим образом.

С 12:00 до 18:00 – идеальное время для активного труда. Труд в более поздние часы вынуждает мозг работать на износ. Первые признаки такого перенапряжения – сложности с засыпанием.

С 21:00 до 23:00 – происходит наиболее полный отдых ума и нервной системы.

С 23:00 до 1:00 – во сне идет активное восстановление тонкой энергии. В китайской медицине ее именуют «ци», индийские йоги называют ее «праной», современная наука величает нервной и мышечной силой.

С 1:00 до 3:00 – во сне человек восстанавливает эмоциональную энергию.

С 3:00 до 6:00 – спать, спать и еще раз спать! На пользу здоровью, настроению и работоспособности.

Предлагаю прокатиться на горках работоспособности самостоятельно и откорректировать суточные фазы применительно к собственной персоне.

Сколько можно работать? Столько, сколько нужно, но не идти на самоубийство. Изношенный и чересчур нагруженный организм может дать сбой в любое время. Важно об этом знать. Все знают моменты, когда переутомление накапливается и потеря работоспособности неминуема. Помочь в этом случае может только ПЕРЕРЫВ, причем, иногда очень длительный.

Сонливость, вялость, онемение мышц спины или шеи, головная боль, снижение концентрации и ухудшение памяти, глубокое истощение сил — все это и многое другое сигнализирует о стойком нежелании идти даже на любимую на работу и работать в полную силу. Это явные признаки переутомления, и борьба с ним похожа на борьбу с сорняками.

Как восстановить свою работоспособность?

И все же, есть много рецептов для восстановления устойчивой работоспособности. Во всяком случае, наверняка, вы пользуетесь ими:

  • Микроперерывы
  • Короткие остановки
  • Физкультурная зарядка
  • Потягивания
  • Массаж лица и шеи
  • Выпить кружку сладкого чая
  • Съесть шоколадку
  • Умыться холодной водой
  • Сменить вид деятельности, ситуацию
  • Лечь сегодня пораньше и хорошо выспаться
  • В выходные активный отдых предпочесть активному: плавание, лыжи, бег, спортивные игры
  • Взять отпуск и слетать на море
  • Посетить другую страну или другой город для смены впечатлений
  • Хорошо провести время с друзьями
  • Сократить нагрузку, взять тайм-аут

С другой стороны, зная об особенностях, которые влияют на нашу собственную деятельность, и о тех рекомендациях, которыми можно предупредить переутомление, мы сможем управлять собственной работоспособностью, научиться многозадачности и увеличивать эффективность своей деятельности.

Тем более, что главный рецепт прост: изучить свой организм и чутко к нему прислушиваться, понять амплитуду его возможностей и разработать собственный режим труда и отдыха. Вовремя восполнив трату сил, мы сможем увеличить работоспособность , тем самым оставаясь активными, жизнерадостными и полными сил для осуществления всех планов, целей и желаний, испытывая при этом эмоциональный подъем, воодушевление и энтузиазм.

На два типа:
- Ориентация на сам процесс
- Ориентация на результат

Ориентация на рабочий процесс
Этот подход наиболее распространен в России. Главной чертой этого типа является то, что работник фокусирует все свое внимание на ходе выполнения работы, не обращая внимания на конечный результат, который поставил перед ним руководитель. Для работника становится важным осуществление деятельности на определенном отрезке времени. Как ни странно, но такое отношение к работе воспитывается уже с детства различными учреждениями и родителями.

Существует ряд причин, которые заставляют работника ориентироваться на процесс работы:
- Формирование раннего мировоззрения, которое ориентировано на процесс.
- Неверно или нечетко сформированная начальством цель.
- Недостаточность информации о возможностях достижения поставленной цели.

Самое большое на работоспособность подчиненного оказывают второй и третий пункты.

В компании деятельность, которой направлена на процесс, можно увидеть ряд отличительных признаков:
- Частые совещания, после которых нет результата или же незначительный поверхностный результат.
- Руководство часто задает вопрос: «Почему не выполнена работа?»
- В компании нет четкой системы за контролем качества.
- Для выполнения задач ставятся большие сроки, чем реально требуется.
- Отсутствие документированных планов работы.
- Отсутствие документированных отчетов о выполненной работе.

Ориентация на результат
Самом ценным в деятельности каждого человека является результат его работы и не важно, чем этот человек занимается.

Эффективность достигнутого результата можно определить по выполняемым условиям:
- Достижение результата за планируемое время.
- Достижение результата с использованием запланированных ресурсов.
- Четкое достижение запланированного результата.

Для каждого работника, который нацелен на эффективную и продуктивную работу, важным является получение результата и совсем не важно то, что произойдет срыв поставок или другие обстоятельства, которые могут оказать влияние на достижении поставленной цели.

Такой подход к работе имеет множество преимуществ перед первым вариантом работы:
- Удобство при диагностике появившихся проблем
- Быстрое устранение проблем
- Быстрое развитие любой деятельности
- Высвобождение дополнительного времени у каждого работника, занятого в определенной сфере деятельности
- Повышение уровня ответственности
- Улучшение взаимоотношений в коллективе
- Стремление к сотрудничеству
- Увеличение степени самооценки работников
- Повышение интереса к осуществляемой деятельности

Чтобы в организации деятельность, которая будет ориентирована на результат, нужно:
- Руководитель компании должен четко определить цель деятельности фирмы. И в случае непонимания поставленной задачи со стороны работника уметь дать объяснения и правильно направить его.
- Организация планирования деятельности. В плане должны быть четко проставлены сроки выполнения, ресурсы и ожидаемый результат.
- Определение лиц, которые будут ответственными за данные виды работ; тщательный контроль над выполнением каждого этапа плана.
- Разработка системы штрафов и поощрений, чтобы условные рефлексы.

Также надо отдельно , что самую большую ответственность за происходящее несет руководитель компании. И если подчиненный не справился с поставленной целью, то главная вина ложится на руководителя, так как он не смог донести до сотрудника поставленную задачу или же он допустил ошибку при приеме данного сотрудника на работу. А если сама компания ориентирована на процесс, то в первую очередь на процесс ориентирован и сам руководитель фирмы. Рыба гниет с головы!

Трудовой потенциал представляет собой совокупность всех трудовых возможностей, как человека, так и различных групп работников и общества в целом. Термин «трудовой потенциал» начал использоваться, начиная с 90-х гг. XX в. Основными компонентами трудового потенциала, являются: здоровье; нравственность и умение работать в коллективе; творческий потенциал; активность; организованность и ассертивность; образование; профессионализм; ресурсы рабочего времени. Все эти компоненты в полной мере характеризуют трудовой потенциал, как отдельного работника, так и трудового коллектива и общества в целом. Формирование трудового потенциала работника зависит от его желания и умения трудиться, от степени его инициативности, активности и предприимчивости в труде, от способности к творчеству. Трудовой потенциал работника явление динамичное, поскольку он изменяется под воздействием накопления производственного опыта, навыков, повышения уровня образования и квалификации. Снижение трудового потенциала работника объективно обусловлено возрастными параметрами здоровья, то есть старением человеческого организма. Трудовой потенциал предприятия представляет собой максимально возможное использование труда работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессионализма, квалификации, производственного опыта, при наиболее благоприятных организационно-технических условиях труда. Взаимодействие работников преумножает простую их сумму поскольку порождает эффект коллективного труда. Рассматривая трудовой потенциал конкретного предприятия, необходимо учитывать и его специфические особенности, обусловленные: территориальным расположением, отраслевой принадлежностью, спецификой производимой продукции, социальной структурой коллектива, стилем управления и др. Поэтому элементами трудового потенциала предприятия являются: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный, учет и анализ которых позволяет эффективно использовать человеческий фактор производства. Трудовой потенциал общества воплощает потенциальную возможность вовлечения и использования трудоспособного населения страны в народное хозяйство. Поэтому использование трудового потенциала имеет объективные возрастные ограничения (женщины от 16 до 59 лет, мужчины от 16 до 64 лет). Трудовой потенциал можно оценивать с количественной и качественной стороны. Количественно трудовой потенциал страны можно определить путем перемножения численности трудовых ресурсов на время, которое может отработать один работник в течение года. На количественную характеристику трудового потенциала оказывают влияние множество факторов, среди которых разная интенсивность труда, обусловленная как трудовой активностью, так и изменением спроса на производимую продукцию; условия труда; работа неполный рабочий день, простои и др. Качественное измерение трудового потенциала предполагает исследование квалификационной структуры работников, степень использования их знаний в организациях, личных способностей человека. Качественная характеристика трудового потенциала включает три составляющих: физическую, интеллектуальную и социальную. Физическая составляющая трудового потенциала характеризует физические и психологические возможности человека, зависящие от его здоровья. Интеллектуальная составляющая аккумулирует в себе уровень знаний и умений, врожденные способности, талант, волевые и лидерские качества человека, накопленный производственный опыт. Социальная составляющая формируется в зависимости от социальной среды, социальной защищенности и социальной справедливости в обществе.