Планирование Мотивация Управление

Синдром эмоционального выгорания презентация к уроку на тему. Презентация на тему "синдром эмоционального выгорания у медицинских работников" Презентация профилактика эмоционального выгорания педагогов

Синдром эмоционального выгорания

Попова О.Г.,

педагог-психолог

МБОУ «Частинская средняя общеобразовательная школа»


  • Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Профессиональное выгорание

  • это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное истощение

Физическое истощение

Когнитивное истощение

Проявление: ухудшение чувства юмора, учащение жалоб на здоровье, изменение продуктивности работы, снижение самооценки и др .


  • специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы)
  • организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

  • коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации
  • ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

  • чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и детям);
  • негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

  • Резкое повышение утомляемости
  • Хроническая усталость
  • Головные боли
  • Восприимчивость к изменениям внешней среды
  • Изменение артериального давления
  • Астения (бессилие, слабость)
  • Ограничение движений в шее, боли в спине
  • Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость
  • Увеличение или потеря веса
  • Одышка
  • Бессонница
  • Половая дисфункция

  • Пессимизм
  • цинизм
  • чёрствость
  • безразличие
  • агрессивность
  • раздражительность
  • тревога, чувство вины

  • желание отдохнуть
  • безразличие к еде
  • оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

  • низкая социальная активность
  • падение интереса к досугу, увлечениям
  • социальные контакты ограничиваются работой
  • скудные отношения на работе и дома

Тест «Психологическое здоровье учителя»

Цель: определения уровня эмоционального «выгорания» учителя.

  • Часто чувствую усталость.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

  • Мне трудно заснуть.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

3. За ночь просыпаюсь несколько раз.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

  • Постоянно чувствую слабость.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


5. Чувствую себя в расцвете сил.

да – 0, не знаю – 1, нет – 1

6. Многое не удается.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

7. Жизнь заводит в тупик.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

8. По-прежнему половая жизнь приносит удовлетворение.

да – 0, не знаю – 1, нет – 1

9. Мелочи на работе раздражают все сильнее.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


10. Физически истощен, как подсевшая батарейка.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

11. Порой кажется, что лучше умереть.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

12. Кажется, что нет больше сил работать с детьми.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

13. Настроение подавленное.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0

14. Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения.

да – 1, не знаю – 1, нет – 0


От 0 до 4 баллов , признаков излишнего перенапряжения и переутомления у вас нет, риск срыва низкий.

От 5 до 9 баллов , имеются сигналы перенапряжения и переутомления, средняя степень эмоционального «выгорания». Если не начать работу над собой, не научиться восстанавливать свои жизненные силы, снимать стрессовое напряжение, то можно скоро перейти из группы со средней степенью угрозы срыва и профессионального «выгорания» в следующую группу.



  • снятие рабочего напряжения,
  • повышение профессиональной мотивации,
  • выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

  • длительный сон
  • вкусная еда
  • общение с природой и животными
  • баня, массаж, движение, танцы
  • музыка

САМОРЕГУЛЯЦИЯ

- смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;

– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.


Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье .

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ

УЛЫБКА!!!


  • I. Способы, связанные с управлением дыханием .
  • Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

  • II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением .
  • Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и пр.).

  • III. Способы, связанные с воздействием слова Известно, что «слово может убить, слово может спасти».
  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

  • IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Притча о колодце.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!


  • Освободите свое сердце от ненависти – простите всех, на кого вы были обижены.
  • Освободите свое сердце от волнений – большинство из них бесполезны.
  • Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  • Отдавайте больше.
  • Ожидайте меньше.

  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.


Содержание 1.Причины тревожности педагога 2.Причины возникновения СЭВ 3.Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ 4.Стадии профессионального выгорания 5.Три аспекта профессионального выгорания 6.Симптомы профессионального выгорания 7.Профилактика СЭВ. 8.Памятка педагогу.


Эмоциональное выгорание – Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.


Причины возникновения СЭВ у педагогов Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; Загруженность в течении рабочего дня; Высокая эмоциональная включенность в деятельность эмоциональная перегрузка; Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте; Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности; Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.


Причины возникновения СЭВ у педагогов отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда; отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.


Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.


Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы): Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет; 22% - со стажем от 15 до 20 лет; 11% - у педагогов с 10-летним стажем (у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 8% - со стажем от 1 года до 3 лет;


Стадии профессионального выгорания Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи; Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.






Три аспекта профессионального выгорания Первый снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.


Симптомы появления СЭВ Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.


Симптомы появления СЭВ Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).


Симптомы появления СЭВ Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.


Профилактика профессионального выгорания Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы. В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.


Профилактика профессионального выгорания Саморегуляция это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.


Саморегуляция психического состояния Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич.нагрузки переключают эмоции; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов или молитв; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.


ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.


ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого. Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно. Не оказывайте слишком большое давление на своих детей. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Используйте возможность выступить с речью. Следите за питанием и фигурой. Позволяйте себе «маленькие женские радости». Не забывайте, что Вы красивы!!!



Я люблю свою работу.
Я приду сюда в субботу,
И, конечно, в воскресенье.
Здесь я встречу день рожденья,
Новый год, 8 марта...
Ночевать здесь буду завтра,
Если я не заболею,
Не сорвусь, не озверею...
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы.
От работы дохнут кони!
Ну а я....бессмертный пони.

Синдром
эмоционального
выгорания (СЭВ) –
понятие, введённое в
психологию
американским
психиатром
Фрейденбергом в 1974
году. Он
проявляется
нарастающим
эмоциональным
истощением

В 1981 г. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс проф

Профессиональное выгорание возникает в в
результате
внутреннего
накапливания
отрицательных эмоций без соответствующей
«разрядки», или «освобождения» от них.

Повышенная ответственность педагога в выполнении
своих профессиональных функций;
Загруженность в течении рабочего дня;
Высокая эмоциональная включенность в деятельность
- эмоциональная перегрузка;
Неблагоприятные социальные условия и
психологическая обстановка на рабочем месте;
Необходимость творческого отношения к своей
профессиональной деятельности;
Необходимость владения современными методиками и
технологиями обучения
.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

отсутствие четкой связи между процессом обучения и
получаемым результатом, несоответствие результатов
затраченным силам;
жесткие временные рамки деятельности (занятие,
семестр, год), ограниченность времени урока для
реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные
состояния;
«неотрегулированность» организационных моментов
педагогической деятельности: нагрузка, расписание,
кабинет, моральное и материальное стимулирование;
ответственность перед администрацией, коллегами,
обществом в целом за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из
трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами,
администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

Начало своей деятельности после отпуска,
каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного
общения с субъектами образовательного
процесса, особенно с администрацией
(функция –защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий,
на которые было потрачено много сил и
энергии, а в результате не получено
соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы):

Более 50% - у педагогов со стажем
работы от 5 до 7 или от 7 до 10 лет;
22% - со стажем от 15 до 20 лет;
11% - у педагогов с 10-летним стажем (у
педагогов со стажем работы более 10 лет
выработаны определенные способы
саморегуляции и психологической
защиты);
8% - со стажем от 1 года до 3 лет;

Признаки эмоционального выгорания

Истощение
Усталость
Бессоница
Негативные установки по отношению к
ученикам и родителям
Пренебрежение своими обязанностями
Роль психостимуляторов
Усиление агрессивности

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:
Приглушение эмоций, сглаживание
остроты чувств и свежести переживаний;
Исчезновение положительных эмоции,
появление отстраненности в отношениях с
членами семьи;
Возникновение состояния тревожности,
неудовлетворенности.
Стадия «приглушенности»

«Деперсонализация»

Вторая стадия:
Возникновение недоразумений с
коллегами;
Появление антипатии, а затем и вспышек
раздражения по отношению к коллегам.

«Мне на все наплевать»

Третья стадия:
Изменение представлений о ценностях
жизни, эмоционального отношения к
миру
Безразличие ко всему.

Три аспекта профессионального выгорания

Первый - снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют
беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в
агрессию и отчаяние.
Второй - одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии
установить нормальный контакт с другими людьми.
Третий - эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное
выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям -
гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению,
синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы появления СЭВ

Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по
утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с
изменениями внешней среды (отсутствие реакции
любопытства на фактор новизны или реакции страха на
опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и
энергии);
частые беспричинные головные боли; постоянные
расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание
спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или
эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной
чувствительности: ухудшение зрения, слуха,
обоняния и осязания.

Симптомы появления СЭВ

Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный
эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие
события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева
или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во
внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда,
подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной
тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха,
что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и
профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся,
все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а
выполнять ее - все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или
сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не
делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма
по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на
мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям,трата
большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не
осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных
за день сигарет, применение наркотических средств.

Слайд 2

Medice, curateipsum! (Врач, исцели себя сам!) -Aliislucensuror! (Светя другим - сгораю..)

Слайд 3

Основные группы стрессоров в работе врача: средовые(физические, химические, биологические воздействия); психоэмоциональные(ответственность за жизни пациентов и возросшее количество жалоб, судебных исков); социальные (низкий социально-экономический статус, несоответствие ожиданий от профессии и современных реалий, отсутствие доступа к современным методам диагностики и лечения).

Слайд 4

Указанные выше факторы со временем могут приводить к: разочарованию в выбранной профессии; профессиональной деформации; развитию специфического жаргона; раздражению при общении с пациентами; демонстрации собственной значимости; обезличиванию больных. Впервые термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) использовал американский психиатр Герберт Фрейденберг (англ. burnout-syndrome - сжигание), полное определение синдрома дала Кристина Маслач(1981 г.)

Слайд 5

Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами «помогающих» профессий.

Слайд 6

Наиболее распространенной методикой по измерению выгорания является опросник MBI (MaslachBurnoutInventory) - Опросник для выявления выгорания Маслач. Опросникимеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений); «деперсонализация» (5 утверждений); «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы респондента оцениваются по шкале от 0 до 6 баллов, где 0 – утверждение встречается «никогда», 6 баллов – «каждый день». Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у респондента выражены различные аспекты «выгорания», о тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Слайд 7

В 2009 г. М.А. Багрий и соавторы систематизировали основные трудовые параметры деятельности врачей разных специальностей (реаниматологов, хирургов и терапевтов). Выделены субъективно наиболее значимые задачи: сбор анамнеза; осмотр пациента; формулировка вывода о состоянии здоровья пациента; определение факторов, детерминирующих болезненное состояние; организация работы коллег; анализ результатов диагностических исследований и тестов; Профессионально важные качества: внимательность; интуиция; сосредоточенность; выносливость; аналитичность; аккуратность; хорошая память.

Слайд 8

Выявленные различия являются основой для формирования синдрома выгорания у врачей различного профиля. На основании этих данных с большой степенью вероятности можно говорить о том, что врачи различных специальностей в разной мере подвержены профессиональному выгоранию. Выборочные результаты профессиографического анализа деятельности врачей разных специальностей (по данным М.А. Багрий, 2009 г.)

Слайд 9

Связь между эмоциональным выгоранием и суицидальными наклонностями (G. Sonneck ,1994 г.)

Слайд 10

Исследование Европейской исследовательской группы по изучению эмоционального выгорания среди врачей общей практики (2012 г.)

Слайд 11

Результаты анкетирования уровня выгорания у группы ординаторов хирургов-онкологов (Mordant P. с соавторами, 2014 г.)

Слайд 12

Отечественный вариант шкалы для измерения СЭВ, разработанный В.В. Бойко. В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям (с позиций общего адаптационного синдрома Г. Селье), для каждой из которых выделяют основные проявления: фаза напряжения – пусковой механизм формирования выгорания. Симптомы данной стадии: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия; фаза резистентности– на данном этапе человек искусственно ограничивает себя от чрезмерного эмоционального реагирования, избегает психологических перегрузок. Сужение профессиональных обязанностей и экономия эмоций – основные симптомы данной стадии; фаза истощения – собственно эту фазу принято назвать СЭВ, которая характеризуется падением общего энергетического тонуса, ослаблением нервной системы, симптоматикой эмоционального дефицита и отстраненности, психосоматическими и вегетативными проявлениями.

Слайд 13

Исследования ученых из Амурской государственной медицинской академии по определению СЭВ у врачей (опросник В.В. Бойко)

Слайд 14

Факторы, ассоциированные с СЭВ

К внешним факторам, определяющим СЭВ, можно отнести: неправильную организацию и планирование труда; высокую ответственность за результат работы; психологическую атмосферу в трудовом коллективе; влияние «трудного» контингента пациентов. К внутренним факторам в первую очередь относят: эмоциональную ригидность; интенсивное восприятие профессиональных обязанностей; слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Дополнительным фактором риска, влияющим на развитие СЭВ, является принятие этически сложных решений.

Слайд 15

Исследования СЭВ среди работников отделений анестезиологии и интенсивной терапии (Франция, 2013 г.)

Слайд 16

Результаты online-анкетирования врачей-терапевтов(Франция, 2013 г.)

  • Слайд 17

    Исследование СЭВ у анестезиологов (США, 2013 г.)

  • Слайд 18

    Изучение эмоционального выгорания у врачей в Тайване (2012 г.)

    За основу авторами был принят опросник MBI, были включены вопросы касательно демографических факторов удовлетворенности работой, недобросовестной медицинской практики. Проанализировав 809 анкет (около 2% всех врачей страны, при уровне отклика в 76%), ученые смогли выделить факторы риска, приводящие к СЭВ: длинные рабочие смены (более 17 часов); возраст (особенно для врачей в возрасте от 20 до 40 лет); состояние в браке; микроклимат в коллективе больницы; правильная организация работы в команде.

    Слайд 19

    Связь СЭВ с увеличением ошибок у медицинских работников. Исследование среди интернов и ординаторов, в университетской больнице в Пусане (Ю. Корея, 2013 г.)

    Слайд 20

    Зависимость между уровнем СЭВ и количеством ошибок у практикующих врачей-терапевтов (Япония)

    Слайд 21

    Статистика «ошибок, которые никогда не случаются» (клиника Мейо,Миннесота, США, 2009-2014 г.г.)Проведено более 1,5 млн. операций, зафиксировано 69 ошибок (40 во время операций, 29 во время более простых процедур).

    Слайд 22

    Исследование, проведенное на базе клиники Мейо (Миннесота), позволило обнаружить прямую связь между переутомлением и самовыявлением медицинских ошибок у интернов терапевтического профиля, которые отчитывались о проделанной работе каждые 3 месяца. Треть участников сообщили, что сделали, по крайней мере, одну крупную медицинскую ошибку в течение периода исследования. О совершении медицинской ошибки за предыдущие 3 месяца, сообщали в среднем 14,7% участников в каждом квартале. Воспринимаемые ошибки были связаны с: последующим снижением качества жизни; ухудшением результатов во всех трех шкалах MBI; параллельно текущей депрессией. Кроме того, увеличение выгорания во всех сферах и снижение эмпатии были связаны с повышенной вероятностью ошибки в следующие 3 месяца.

    Слайд 23

    Последипломная подготовка (интернатура) - один из критических периодов для развития СЭВ у врачей. В исследовании Landrigan C.P. (2008 г.) было продемонстрировано, как нехватка сна влияет на качество работы у интернов реанимационного отделения. Первая группа интернов- с традиционным для США сменами 24 и более часов, вторая - по графику «сутки через трое», «продолжительность» наблюдения - 2203 пациенто-дня, которые включали 634 приема новых больных. Выявлено, что интерны, работавшие по традиционному графику дежурств: совершили на 35,9% больше серьезных медицинских ошибок, чем их коллеги, которые работали «сутки через трое»; сделали на 20,8% больше ошибок при назначении лекарственных средств; совершили в 5,6 раз больше диагностических ошибок по сравнению с интернами, которые работали по сменному графику.

    Слайд 24

    В 2014 году на сайте «Врачи РФ» был проведен диспут о том, как протекает СЭВ у высококвалифицированных врачей, профессионалов. Диспут проходил 14 дней, задано вопросов и получено ответов более 570, приняло участие 57 врачей. СЭВ у данной категории врачей определён как Шок-Профи (ШП) (А.К. Графов) – психотерапевтическое состояние, вызванное длительным, на протяжении многих лет, единоличным (вынужденным) принятием решений или действий по лечению больных, ограниченных во времени и связанных с жизнью больного. Усугубляющими моментами служат негативные явления: административные; социальные; коллегиальные (профессиональный терроризм).

    Слайд 25

    Негативные административные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) не чувствуется забота о медработниках со стороны правительства, профсоюзов, руководителей МО; высокая нагрузка на 1 ставку, согласно плановым заданиям ТФОМС, с незначительным отчислением на зарплату врачу от стоимости посещения; не корригированная оплата труда, в которой почти не учитывается стаж, категорийность, сложность выполняемой работы, отдалённость от медицинских центров; использование запугивания (моббинг), издевательство (harassment) за невыполнение объёмных показателей.

    Слайд 26

    Негативные социальные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) неуважительное отношение к медработникам больных, их родственников, подогреваемое СМИ; низкая зарплата; отсутствие возможности профессионального роста; отсутствие возможности полноценного отдыха; дорогостоящая учёба в ВУЗах детей, внуков.

    Слайд 27

    Негативные коллегиальные факторы: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) назначение на должности зав.отделениями, начмедами, главврачами врачей с низким профессиональным опытом работы и без учёта мнения коллектива; зависть, сплетни в коллективе МО; доносы коллег в прокуратуру или подговор родственников к их написанию; отказ или уклонение в помощи коллеге действием или советом; трудность в организации консилиума; «вынос мусора из избы»; высокомерное, неуважительное отношение коллег областных больниц, медицинских центров к врачам районных и сельских больниц, ни разу не побывавших в их «шкуре».

    Слайд 28

    СЭВ в чистом виде - у врачей со стажем работы до 15 лет, у врачей высокой квалификации (стаж работы 20-25 лет) – ШП, у врачей со стажем работы 30 и более лет – к СЭВ присоединяется психосоматическая патология. ШП страдают врачи всех специальностей, но чаще других: хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи, реаниматологи, врачи скорой помощи, педиатры, врачи, работающие в отдалённых районах и др. Большинство - это врачи с опытом работы более 20 лет, имеющие большой профессиональный опыт, добившиеся определённых успехов в профессии, абсолютно соматически здоровые, критичны к своим знаниям, трезво оценивающие свои возможности и условия работы. Врачи эти, как правило, не обращаются за медицинской помощью, скрывают своё состояние даже от близких людей. Возраст заболевания 45-47 лет. У мужчин - интровертов ШП чаще, у женщин - экстравертов реже, у женщин - интровертов – очень тяжело, у мужчин - экстравертов – непредсказуемо.

    Слайд 29

    Субклинические симптомы скрытого периода, или периода накопления негатива

    I стадия – эйфория, II стадия – пессимизм: неудовлетворённость даже хорошо сделанной работой; нет удовольствия от самой работы; отказ от хобби, увлечений, если они были, злоупотребление алкоголем; немотивированная тревога; бессонница; сексуальные расстройства (в начале заболевания - немотивированный сексуальный голод (как защитная реакция на маскированную депрессию), впоследствии ангедония); галлюциноз слуховой, зрительный или гипнагогические и гипнопомпические галлюцинации. Субклинический период длится 3-3,5года. На этой стадии возможно самоизлечение. При усугублении состояния – заболевание, которое может закончиться трагедией. Исход: реактивный психоз, депрессия, ОИМ, ОНМК, суицид.

    Слайд 30

    Профилактика: (диспут на сайте Врачи РФ, 2014 г.) крепкая любящая семья – муж, жена, дети, внуки; посещение родных мест, могил родственников, своей школы, учителей, соседей, знавших тебя с детства; церковь, мечеть, синагога и т.д.; коллективизм, возрождение наставничества; быть полезным другим; благотворительность, клубы по интересам; знания и беседы на эту тему среди коллег и персонала; исключение алкоголя; воздержание от поездок в экзотические страны с другими обычаями и культурой; занятие литературой – прочитать классику, написать очерк, эссе о ярких моментах в жизни; музыкотерапия – слушать мелодии и песни прошлых лет; физиотерапия - обливания холодной водой или контрастный душ - 3 раза в неделю; вспомнить родословную; мечтать, и, по возможности, реализовать свою мечту; всё в комплексе.

    Слайд 31

    Десять стандартов здоровья ВОЗ. 1-энергичность, возможность исполнить свои обязанности в повседневной жизни и работе. 2- оптимизм, активная жизненная позиция, готовность взять на себя ответственность, дисциплинированность, широта души. 3- умение адаптироваться к различным изменениям в окружающем мире. 4- наличие иммунитета к различным инфекционным заболеваниям. 5-нормальный вес, стройное телосложение, правильная осанка. 6-глаза ясные, невоспаленные, живой энергичный взор. 7- блестящие здоровые волосы, без перхоти. 8-чистые зубы, без кариеса, нормального цвета, без кровоточивости десен. 9-развитая мускулатура, упругая кожа, легкая походка. 10-здоровый отдых и сон.

    Слайд 32

    Исследования ВОЗ состояния здоровья людей на основании 10 критериев. В мире насчитывается всего лишь 5% практически здоровых людей. Более 70 % составляют люди, находящиеся в преморбидном, то есть пограничном состоянии между здоровьем и заболеванием. Опасность, которую таит преморбидное состояние здоровья: негативное влияние на эффективность работы; негативное влияние на качество жизни и учебы; нарушение нормального биоритма; негативное влияние на здоровье и продолжительность жизни; развитие хронических неинфекционных заболеваний; возникновение психических расстройств.

    Слайд 33

    Важные факторы поддержания здоровья: хорошее настроение; правильный режим сна; умеренные физические нагрузки; сбалансированное питание. "Мудрый лечится не тогда, когда уже заболел, а лечит болезнь до ее появления".

    Слайд 34

    Первичная профилактика СЭВ - самый эффективный способ решения проблемы: обучение навыкам борьбы со стрессом и техникам релаксации; наличие хобби; поддержание социальных отношений; восстановление правильного баланса между работой и личной жизнью. не включаться в болезнь больных: приходить к пациентам в хорошем настроении; при беседе с больным принимать положение, противоположное занятому им; при осмотре стараться дышать не в такт больного; искренне улыбаться.

    Слайд 35

    На уровне медицинской организации необходимо:

    изменение культуры профессионального поведения; создание программ профессионального сопровождения врача; создание адекватных условий работы; повышение социального статуса врача.

    Слайд 36

    Для профилактики СЭВ зарубежные авторы предлагают схему трех R – Recognize, Reverse,Resilience Признание – требуется следить за предупреждающими знаками выгорания; Обратное развитие – управление стрессом и умение находить поддержку; Устойчивость – противостояние стрессу, заботясь о своем физическом и эмоциональном здоровье. Для решения проблемы эмоционального выгорания, разрабатываются специальные тренинги, возможно применение рациональной психотерапии. По мнению зарубежных авторов, на сегодняшний день действенным способом борьбы с СЭВ является когнитивно-поведенческая психотерапия, сеансы групповой психотерапии по методу Балинта (Балинтовские группы - разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост).

    Слайд 37

    Заключение: Таким образом, СЭВ является спутником большой группы “помогающих” профессий, ассоциирован с различными внешними и внутренними факторами, а также с частотой профессиональных ошибок у медицинских работников. В этой связи проблема эмоционального выгорания имеет прямое отношение не только к качеству жизни медицинских работников, но и оказывает непосредственное влияние на качество медицинской помощи. К радикальным методам борьбы с СЭВ относится полная смена деятельности, вплоть до ухода из профессии. Данная постановка проблемы диктует необходимость определения факторов, ассоциированных с СЭВ, в условиях Российской Федерации, так как с большой долей вероятности можно утверждать, что в связи с различием систем здравоохранения и условий оказания медицинской помощи, не представляется возможным полностью экстраполировать данные зарубежных исследований на реальную ситуацию в нашей стране. Полученные данные станут точками приложения комплексных профилактических мероприятий, что повысит качество жизни медицинских работников, улучшит условия труда и качество оказания медицинской помощи, посредством снижения частоты ошибок.

    Слайд 38

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие» Презентацию подготовила: Педагог-психолог МДОАУ № 95 г. Белогорск ТКАЧ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

    Что такое синдром профессионального выгорания? Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр. Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.

    Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания «Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, учителей, продавцов, медицинских работников и т.д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям. Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.

    1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу. Причины синдрома профессионального выгорания 2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

    Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени; Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие; Частые головные боли, боли в спине и мышцах; Изменение аппетита и привычек сна; Затрудненное дыхание, отдышка; Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; Гипертензия (повышенное давление); Сердечные болезни Физические признаки и симптомы эмоционального выгорания

    Эмоциональные признаки и симптомы эмоционального выгорания Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе; Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике; Отстранённость, ощущение одиночества в мире; Потеря мотивации; Часты циничные и негативные прогнозы; Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность Раздражительность, агрессивность Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться

    Поведенческие симптомы и признаки эмоционального выгорания Уход от ответственности; Самоизоляция; Волокита, долгое достижение целей; Всеобщее разочарование в себе и в других; Пропуск работы, приход на работу позднее и уход раньше; Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; Безразличие к еде, стол скудный, без изысков; Малая физическая нагрузка; Оправдание - употребления табака, алкоголя, лекарств; Несчастные случаи (например: травмы, падения, аварии и т.д.); Импульсивное эмоциональное поведение.

    Интеллектуальные симптомы и признаки эмоционального выгорания Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); Формальное выполнение работы.

    Социальные симптомы и признаки эмоционального выгорания Нет времени или энергии для социальной активности; Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; Социальные контакты ограничиваются работой; Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; Ощущение изоляции, непонимания других и другими; Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

    Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982) ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

    ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982)

    Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982) ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

    Эмоциональная регуляция Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы), поговори с тем, кому доверяешь - подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем). Прими теплый душ, расслабься и дай волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит). Тщательно проанализируй ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию жизнь). Используй все виды терапии: - музыка (тихая, негромкая, любимая); природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу; приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе; трудотерапия: вымой посуду, полы; лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты. помогает частое мытье рук под струей холодной воды; массаж. разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать). Хочется напомнить о некоторых способах саморегуляции: это способы, связанные с управлением дыханием, способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Способы, связанные с воздействием слова: самоприказы, самопрограммирование, вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: Именно сегодня у меня все получится; Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной и т.д. Самоодобрение, самопоощрение: В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» и т.д.

    Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; научиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

    Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь - гореть и плакать.

    http:// newtomorrow.ru/stress/simptomi_vigoraniya.php http:// www.transactional-analysis.ru/methods/141-burnout-syndrome http:// www.openclass.ru/node/106170 https:// festival.1september.ru/articles/578061/ Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2004. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М., 1996. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания// Медицинские новости.-2002.- №7.- С. 3-9 . Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме//Журнал практического психолога. 1998. N 8. С. 84-89. Источники.