Планирование Мотивация Управление

Общие сведения о профессии космонавт. Конспект занятия "профессия космонавт". Профессия космонавт. Описание для детей

Вселеннаяи haut - плавать) - человек, совершивший полет в космос на космическом корабле. Само слово «космонавт» произошло от космонавтики - науки от межпланетных путешествиях - оба этих слова, а также космодром впервые увидели свет в научном труде А. А. Штернфельда «Введение в космонавтику», опубликованном в 1937 году. Официально это слово было утверждено лишь незадолго до того, как был совершен первый космический полет: до этого представители этой профессии именовались астронавтами как в СССР, так и в США. Любопытно, что основоположник науки о космических путешествиях К. Э. Циолковский использовал в своих трудах слово «звездоплавание», что фактически является синонимом греческого слова «астронавтика».

Профессия космонавта особая, она предъявляет к человеку очень высокие требования. Космонавт прежде всего должен обладать отменным здоровьем. Ему приходится работать в необычных условиях: при выведении на орбиту и особенно при возвращении на Землю на него действуют немалые перегрузки. А на орбите он попадает в условия невесомости, совершенно непривычные для обычного человека.

Космонавт должен быть мужественным и смелым человеком, находчивым в любых ситуациях, уметь быстро разбираться и принимать правильные решения в стремительно меняющейся обстановке. Он должен обладать высоким летным мастерством, превосходно разбираться в космической технике, должен не только хорошо знать программу исследований и экспериментов, но и уметь работать с научной аппаратурой.

Первые космонавты в США (с 1959 года) и в СССР (с 1960) набирались из числа военных летчиков и летчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, ученые и представители других профессий.

За время, прошедшее с начала освоения космоса было установлено немало рекордов. Они неоднократно переписывались и улучшались. И все же некоторые из них навечно войдут в историю.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Этим человеком был Ю. А. Гагарин , его полет продолжался 108 минут и он доказал всему миру, что человек может жить и работать в космосе.

19 марта 1965 года А. А. Леонов стал первым космонавтом, который в специальном скафандре вышел из корабля «Восход-2» и в течение 12 минут находился в открытом космосе.

15 января 1969 года А. С. Елисеев , Б. В. Волынов и Е. В. Хрунов на космическом корабле «Союз 5» совершили полет, в ходе которого была осуществлена стыковка с запущенным днем ранее космическим кораблем «Союз-4», а затем А. Елисеев и Е. Хрунов вышли в открытый космос и перешли в корабль «Союз-4» под управлением летчика-космонавта

В наше время существует множество профессий. Все профессии важны, все профессии нужны. Бывают профессии увлекательные, сложные, есть профессии романтические. Но есть такая особая профессия, которая одновременно и увлекательная, и романтическая, а ещё ответственная, почетная и трудная. Это – профессия космонавт.

Профессия эта относительно «молодая». Она появилась во второй половине двадцатого века, практически одновременно с зарождением космической отрасли. Еще в 1959 году в нашей стране начался отбор кандидатов в так называемые «астронавты», но с 1960 года уже во всех документах закрепилось название профессии «летчик-космонавт». Хотя в Соединенных Штатах Америки людей этой профессии продолжают называть астронавтами.

Звание первого космонавта планеты принадлежит Юрию Алексеевичу Гагарину, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества орбитальный полет на космическом корабле «Восток». За прошедшие с того знаменательного момента годы в космическом пространстве побывало более пятисот человек. Они находились не только на орбите Земли, но и побывали на Луне. Увеличилась и продолжительность полетов. Если первый полет Гагарина продолжался 108 минут, то в наши дни космонавты и астронавты могут находиться в космосе более года.

К будущим космонавтам предъявляются очень высокие требования. Космос — это, конечно, романтика, но пребывание в космосе требует особой закалки. Космонавт должен иметь очень хорошее, практически идеальное здоровье. Когда ракета поднимается в космос, космонавты испытывают сильные перегрузки. Вес их тела в этот момент увеличивается в несколько раз. А когда они оказываются на орбите, их ожидает другой «противник» — невесомость. При длительном пребывании в невесомости мышцы человека слабеют, кости становятся хрупкими. Поэтому космонавты во время длительного полета постоянно тренируются и носят специальные костюмы, помогающие смягчить вредные последствия невесомости. Здоровье космонавтов должно быть отличным еще и потому, что в космосе нет больниц и «скорую помощь» туда не вызовешь. Поэтому космонавты в обязательном порядке изучают основы врачебных профессий, чтобы уметь оказать друг другу первую помощь в непредвиденных ситуациях.

Если в первые годы космической эры космонавтами становились, в основном, профессиональные летчики, то в наши дни в эту профессию приходят и инженеры и ученые и врачи. На космической орбите проводятся различные научные эксперименты, осуществляется визуальное наблюдение за поверхностью нашей планеты и даже налаживается производство различных материалов, которые можно изготовить только в условиях невесомости. Для выполнения всех этих работ были сконструированы специальные космические станции – настоящие летающие «дома» для космонавтов. В наши дни на орбите Земли находится Международная космическая станция, созданная усилиями многих стран. На этой станции несут вахту космонавты из разных стран, периодически сменяя друг друга.

Профессия космонавт – это профессия не только дня сегодняшнего, но и профессия будущего. Космическая техника непрерывно совершенствуется. И уже строятся планы о пилотируемом полете на Марс. В наши дни летательные аппараты в космос запускают не только государственные организации, но и частные компании. Постепенно развивается космический туризм. Пока это очень дорогое удовольствие, но наступит такой день, когда любой из нас сможет ощутить себя космонавтом и увидеть красоту нашей планеты с высоты космической орбиты.

В центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ при поддержке госкорпорации «Роскосмос» состоялся открытый урок для учащихся кадетского класса московской многопрофильной школы №1374 и Московского технологического колледжа, проведенный летчиком-космонавтом России, героем РФ Федором Юрчихиным. В мероприятии также приняли участие Виктор Савиных - летчик-космонавт СССР, дважды герой Советского Союза, Николай Тихонов - космонавт-испытатель, Евгений Прокопьев - кандидат в отряд космонавтов.

Урок «Профессия космонавт» стал первым из цикла встреч Федора Юрчихина со школьниками и студентами профильных специальностей. На занятии прославленный космонавт и его коллеги рассказали о своей профессии, вспомнили множество случаев, происходивших в экспедициях, и ответили на вопросы аудитории.

Четыре поколения отечественной космонавтики, четыре разных судьбы в профессии, четыре истории выбора своего призвания - учащимся удалось увидеть космос глазами тех, кто был на орбите, и тех, кто только собирается в полет. Жизненный путь каждого из них складывался по-разному. И если более молодое поколение космонавтов, вдохновленное достижениями Гагарина, Леонова, Титова, с детства грезило полетами на орбиту, изучением Вселенной, то их старшим товарищам ровняться было не на кого.

Виктор Савиных рассказал о том, что о подвиге Юрия Гагарина он узнал уже в достаточно зрелом возрасте, будучи железнодорожником и даже не задумываясь об изучении астрономии. Однако судьба распорядилась так, что Виктор Петрович не просто пошел по стопам Гагарина, но и совершил полет, который по сей день считается самым сложным с технической точки зрения в истории отечественной космонавтики. На орбитальной станции «Салют-7» произошла авария: станция не подавала сигналы, вышла из-под контроля и стала терять высоту. Для предотвращения трагедии был отправлен экипаж в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных.

- Оказалось, что на станции из-за отказа датчика полетело все энергопитание. Станция фактически замерзла: отключилась система подачи кислорода, горячей воды и прочего. Кстати, перед полетом моя жена связала нам теплые шапочки, как знала, - вспоминает Виктор Савиных .

Команда справилась с задачей, восстановив работу орбитальной станции. Эти события не только были изложены в книге «Записки с мертвой станции», написанной Виктором Петровичем, но и легли в основу фильма «Салют-7», вышедшего на российских экранах в 2017 году.

Николай Тихонов и Евгений Прокопьев рассказали о тонкостях подготовки к полетам и ответили на самый популярный вопрос: «Вам не страшно?»

- Конечно, страх испытывают все - и парашютист, совершающий сотый прыжок, и космонавт, отправляющийся в очередной полет. Чувство страха заставляет мозг работать быстрее, все чувства обостряются. Важно научиться контролировать страх, использовать его себе на пользу, чтобы быстро реагировать на нештатные ситуации и принимать грамотные решения. Подготовка к полету, во время которой мы учимся этому, получаем всевозможные знания, - это большой и очень интересный путь, - рассказал Николай Тихонов .

- Из этого следует, что профессия космонавт - это когда страшно интересно, - добавил Федор Юрчихин .

Подводя итог уроку, Федор Николаевич выразил надежду, что подобные мероприятия станут традиционными и сделают свой вклад в развитие отрасли.

- В моем детстве каждый мальчишка хотел стать космонавтом. Сегодня по всей стране желание освоить эту профессию проявляют чуть больше 400 представителей молодого поколения. Я надеюсь, что встречи в уникальном космическом музее страны, где заслуженные и новоиспеченные космонавты будут честно, простыми словами рассказывать молодежи о своей профессии, вернут интерес к освоению Вселенной и помогут прогрессу отечественной космонавтики , - сказал Федор Юрчихин .

Use Scan QR Code to copy link and share it

Профессия космонавт

Цель: формирование представлений о космосе, интереса к профессии космонавта.

Задачи:

Обогатить и систематизировать знания о работе космонавта, о полете в космос;

Развивать навыки работы с интернет - ресурсами;
- формировать коммуникативные навыки через работу в группах;

Вызвать интерес к профессии космонавта и желание быть похожим на космонавта – сильного, здорового, выносливого, умного;

Развивать любознательность, воображение, мышление;

Воспитывать чувство гордости за российских космонавтов.

Оборудование:

    компьютер с мультимедийной установкой;

    картинки и фотографии космонавтов и о космосе;

    выставка книг;

    рисунки на тему« Я- космонавт»;

    5 обручей

Раздаточный материал:

    Шарики по количеству учащихся;

    Картон белого цвета, бумага голубого цвета, клей, ножницы

Подготовительная деятельность учащихся:

    экскурсия в « Планетарий»;

    дети делятся на 3 группы и ищут стихи и информацию о профессии космонавта;

    рисунки на тему «Космос»;

    учащимся раздаётся таблица, в которой три графы: 1- знаю; 2-хочу знать; 3-узнал. Первые две графы таблицы заполняются до классного часа, третья по ходу проведения.

Ход классного часа

Эпиграф :

Все мы - дети космоса,

и умники, и глупцы. Виктория Рощина

1. Организационный момент.

Звучит песня в исполнении Валерии « Маленький принц» (Кто тебя выдумал звездная страна).

Учитель: - Ребята, назовите мне профессии, которые вы знаете.

А есть еще одна профессия - это профессия «космонавт».

2. Знакомство с профессией космонавта.

Давайте познакомимся с происхождением этого слова.

Слово « космонавт » происходит от греческих слов, означающих «космос» и «мореплаватель». То есть получается космонавт плавает в космосе, совершая полеты для проведения научных наблюдений и экспериментов.

Сейчас я вам расскажу об этой интересной, сложной, а иногда даже опасной профессии.

2. Сообщение нового материала.

Ученик: - С давних пор мечтали люди

В космос полететь,

Обогнуть планету,

На Луну взлететь.

Взгляды к звездам устремляли

И в тиши ночей

Смельчаки изобретали

Путь к мечте своей

Учитель: - Люди всегда мечтали полететь к звездам. Они придумывали разные способы, для того чтобы подняться в небо. Например, люди изобрели воздушный шар.

А что еще они изобрели, чтобы полететь в небо?

Как одним словом можно назвать транспорт, который вы перечислили? (Воздушный).

Но весь этот транспорт был не такой сильный и не мог долететь до звезд. И человек «конструктор» изобрел мощную, сильную космическую ракету.

Мчится в небе голубом

Вертолет с одним винтом,

А еще быстрей полет

совершает самолет,

А еще быстрей- вот эта

Межпланетная…(ракета)!

Сейчас я вам с помощью воздушного шарика покажу, как быстро летит космическая ракета.

Каждый учащийся берет себе по одному воздушному шарику. Надувают шарик, а потом разжимают пальцы.

Учитель: - Что произошло с нашими шариками? (Они резко взлетели вверх) .

Вам понравилось, как полетели наши шарики?

Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета.

Ученик:

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель,

По-английски - астронавт,

А по-русски- космонавт.

Учитель: - Первым космонавтом, который полетел на космической ракете был Юрий Алексеевич Гагарин, его так и называли «Космонавт №1».

Взлетел в ракете русский парень,

Всю землю видел с высоты.

Был первым в космосе Гагарин…

Каким по счету будешь ты?

Ю. А. Гагарин совершил свой полет 12 апреля 1961 года на ракете «Восток». С тех пор каждый год в нашей стране 12 апреля отмечается Всемирный День Авиации и Космонавтики.

Давайте послушаем в исполнении В. Трошина «Песню космонавта», которую Гагарин пел в полете.

Первой в мире женщиной космонавтом была Валентина Владимировна Терешкова, совершившая космический полет в одиночку на космическом корабле «Восток-6», который длился трое суток.

В наше время в космос летает не один человек, а целая команда из трех или четырех космонавтов.

В 2014 году был совершен международный полет в космос. В космической ракете находились: Кончи Вакете, Олег Артемьев, Михаил Тбрин, Рик Мастраккио, Стив Свонсон и Александр Скворцов. Они провели различные научные исследования по международным программам (т.к. в экипаж входили представители разных стран), ими были встречены грузовые корабли, а также запущен в космическое пространство перуанский миниспутник путем выхода экипажа в открытый космос.

Учитель:- Космический корабль везет космонавта в космос.

А как вы думаете, где живет космонавт в космосе?

У космонавта в космосе есть космический дом, который называется орбитальная станция. Орбитальная станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Ракета привозит космонавтов на станцию, а сама улетает и сгорает в космосе.

Сейчас существуют три основные специальности космонавтов

(1 группа) - Космонавт-испытатель . Это пилот космического корабля. Его задача пилотирование летательного аппарата, взлет, посадка, координация работы всех систем и действий экипажа. Космонавты-испытатели набираются среди военных летчиков..

(2 группа) - Космонавт-инженер. Он обслуживает технические системы корабля, координирует пред- и после- полетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем. Во время полета выполняет все необходимые ремонтные работы.

(3 группа) - Космонавт-исследователь ..Он отвечает за состояние здоровья членов экипажа, проводит эксперименты, исследует поведение живых организмов в условиях невесомости. Космонавты-исследователи обязательно включаются в состав длительных экспедиций.

Учитель:- А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции?

Они изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю и т. д.

В орбитальной станции - невесомость. Все предметы легкие и человек становится легким как пушинка.

Ученик:

В космосе веса ничто не имеет.

Все невесомым становится там.

Гиря летать, как пушинка, умеет.

Легкий, как бабочка, гиппопотам.

А как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: тарелки, кружки, ложки, вилки?

Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. Еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Космонавты, когда кушают, выдавливают пищу прямо в рот. Давайте с вами пофантазируем и скажем, какие блюда могут быть в этих тюбиках.

Для работы, космонавт выходит из орбитальной станции в открытый космос. В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха и очень жарко. Поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр.

А вот космический турист –

Скафандр, как звезды, серебрист.

А как вы думаете, любой человек может стать космонавтом?

Для того чтобы стать космонавтом, надо быть мужественным и уверенным в себе человеком, ведь часто во время полета возникают неожиданные ситуации.

Так какие же испытания и трудности нужно пройти будущему космонавту?

(1 группа) Для того, чтобы получить профессию космонавта нужно пройти множество испытаний и специальную подготовку. В подмосковном Звездном городке находится Центр подготовки космонавтов. При хорошем состоянии здоровья и успеваемости можно подать заявление в отряд космонавтов, даже будучи студентом. Но стоит знать, что к проверке допускают людей с высшим образованием, физиков, биологов или военных. Артистов и бухгалтеров в космос не берут, так как на станции нужно проводить научные эксперименты и опыты.

(2 группа) Космонавт должен знать космическую технику, уметь пилотировать свой космический корабль и проводить ремонтные работы на орбитальной космической станции. Шанс стать космонавтом есть у людей от 27 до 30 лет, ростом до 175 см и весом до 75 кг. Нужно иметь отличное здоровье: идеальное зрение, отсутствие хронических заболеваний и вредных привычек. И обязательно, свободно владеть английским языком, так как именно на нём общаются на Международной Космической станции.

(3 группа) На первом этапе по анкетам отбирают около 350 человек. Для них устраиваются зачеты по физике, математике и русскому языку. Затем претенденты проходят строгую медкомиссию, после которой остается примерно 50 человек. Самая последняя проверка проходит уже в самом центре подготовки космонавтов, здесь смотрят выдержит ли человек непростые испытнания. Например, будущего космонавта запирают на 5 дней в закрытым пространстве, где он ни с кем не может общаться и где царит полная тишина и смотрят как он себя ведёт. В итоге остается 8 самых стойких счастливчиков, которые зачисляются в отряд космонавтов на предполётную подготовку. Но и тут не все так просто. Они готовятся к выходу в космос от 5 до 10 лет. Занятия проходят в учебных классах, спортивных залах, на стремительно вращающейся центрифуге(«космическая карусель»). Будущие космонавты много внимания уделяют полетам на самолетах, прыжкам с парашютом, работе в «гидробассейне невесомости», учатся переносить перегрузки и невесомость, жару и холод.

Учитель: - А как вы думаете, как общаются космонавты в открытом космосе с орбитальной станцией и с Землей? (Через рацию) .

Звучит сигнал.

Вот поступил сигнал с Земли. Пора возвращаться домой.

А возвращаются космонавты домой в специальной капсуле на парашюте.

Сколько, я вам рассказала о космонавтах.

Хотите отправиться в космическое путешествие?

Я вас сейчас превращу в космонавтов. Раз, два, повернись, в космонавтов превратись!

П/ игра «Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам … ».

(«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет, опоздавшим места нет. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, поехали (дети занимают места в обруче по 4 человека»)

Кончился путь, приземлилась ракета!

Перед нами леса и поля!

Здравствуй, наша родная планета!

Здравствуй, наша родная Земля!

Учитель: - На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.

Вы тоже, только что прилетели из космоса. Вы здоровы?

К интервью готовы?

Итог классного часа:

Как называется ваша профессия?

Кто был первым космонавтом мужчиной?

А как зовут первого космонавта женщину?

Как называлась первая ракета?

Как называется ваш космический дом?

Вы можете на орбитальной станции бегать и прыгать? Почему?

Зачем вы летаете в космос? Что вы там делаете?

В чем вы выходите с открытый космос?

А может слабый и больной человек полететь в космос? Почему?

Вы любите свою профессию?

Сколько сегодня много мы узнали о профессии космонавта. Поднимите руку, кто хочет, когда вырастет, стать космонавтом?

Пробуем выразить свое отношение к профессии- космонавт, используя приём синквейн.

Космонавт.

Смелый, умный

Летает, тренируется, изучает.

Я хочу стать космонавтом!

Космос. Скафандр. Ракета.

А на память о нашем классном часе смастерим для себя космический корабль (аппликация «Ракета). Звучит «космическая» музыка.

Ученик

Чтобы космонавтом стать,

Надо потрудиться.

День с зарядки начинать,

Хорошо учиться.

Слабакам не по плечу

Звездные дороги.

На корабль могут взять

Только сильных, ловких.

Давайте с вами ребята будем стараться быть похожими на космонавтов.

Рефлексия:

Отметьте себя на «Лесенке успеха». Если вы все поняли и можете рассказать о профессии, связанной с космосом, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях - на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

Кто нарисовал человечка на нижней ступеньке? Почему?

Кто на 2-й или 3-й ступеньке? Почему?

Кто на верхней? Почему?

Спасибо!

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.

На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, и даже на летучих мышах!

♦ Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок?

Правильно! Аладдин летал на волшебном ковре-самолете, Баба Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.

Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позлее стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:

Открылась бездна звезд полна,

Звездам числа нет, бездне — дна!

Таинственная звездная бездна космоса притягивала взоры людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!

Когда-то великий ученый, основоположник отечественной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство. Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».

Циолковский начал заниматься космонавтикой в те далекие времена, когда люди не освоили толком даже воздушное пространство Земли: еще не было ни мощных самолетов, ни вертолетов, ни ракет. Он опередил свое время на многие десятки лет!

Судьба этого замечательного русского ученого необычна.

Он родился 5 сентября 1857 г. в Рязанской губернии, в небогатой семье. Маленький Костя рос веселым, жизнерадостным, озорным мальчиком. Любил с друзьями лазать по заборам, играть в жмурки и прятки, запускать в небо бумажного змея.

Однажды мама подарила Косте воздушный шарик, наполненный легким газом. Мальчик прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил жучка-воздухоплавателя в полет.

Костя любил фантазировать, придумывать удивительные истории: он представлял себя то необыкновенным силачом, способным поднять Землю, то крошечным человечком-лилипутом.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, он тяжело заболел и потерял слух. После болезни Костя уже не смог учиться в обычной школе, и с ним стала заниматься его мать.

Несколько лет спустя мальчик нашел в библиотеке отца учебники и стал уже заниматься самостоятельно.

Затем отец отправил его в Москву. В столице юный Циолковский часами просиживал в библиотеках"; изучал физику, математику, химию и другие науки. В те годы ярко проявились его способности к изобретательству и склонность к точным наукам.

С ранней юности будущего ученого интересовали космические полеты. И всю дальнейшую жизнь он посвятил созданию теории космонавтики.

Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолет, ни вертолет для таких полетов не подходят! Ведь самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. Но в космосе, как вы знаете, воздуха нет!

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппарата-ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.

Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы.

Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

Все идеи ученого воплотились в жизнь!

Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, а люди изучают другие планеты.

Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля:

«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.

Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».

Когда читаешь эти сроки, кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости!

А вот как он описывает орбитальную космическую станцию: «Нужны особые жилища — безопасные, светлые, с желаемой температурой, кислородом, притоком пищи, удобствами для жизни и работы».

Последние годы жизни основоположник космонавтики жил в г. Калуге. Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королев.

Королев с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шел всего лишь двадцать четвертый год.

Константин Эдуардович радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни — «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».

Позже Королев писал: «Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам».

И ему это блестяще удалось!

Королевым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.

Сергей Павлович Королев, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь многие идеи Циолковского.

В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли — первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.

♦ Что же представлял собой спутник Земли?

Небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.

Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.

Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.

Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они выносливы, неприхотливы и очень смышлены.

Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королев очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким лакомством.

Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкли к тому, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!

Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет.

Что же было делать?

Дублера пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой. Одного небольшого песика покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.

Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю.

Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

Сотрудники ему ответили: «Зиб!»

— Какая странная кличка! — удивился Королев.

Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика».

Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд как ни в чем не бывало!

Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.

Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.

«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

После длительной подготовки 19 августа 1960 г. произвел старт космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.

Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

Все благополучно вернулись на Землю.

А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие путешественники — собаки Чернушка и Звездочка.

Фотографии этих смелых собачек облетели весь мир.

Все эти полеты предшествовали самому главному — полету в космос человека.

В 1961 г., 12 апреля, на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.

♦ Знаете ли вы его имя, ребята?

Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин.

Этот отважный молодой человек самым первым из всех живущих на нашей планете людей увидел Землю из космоса.

И она показалась ему прекрасной!

Послушайте стихотворение.

Первый космонавт

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вкруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра.

Как же простой русский паренек стал космонавтом? Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г. мальчик пошел в школу, но Великая Отечественная война прервала его учебу.

После войны Гагарины поселились в г. Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая. Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком.

В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.

Небо влекло к себе талантливого юношу. Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, сразу же написал заявление с просьбой принять его туда.

Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

♦ Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Совершенно верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.

Все эти качества у Юрия Гагарина были!

Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия».

Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».

♦ Как же проходил полет Юрия Гагарина?

Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4725 кг. Полет начался утром — в 9 ч 7 мин по московскому времени и проходил на высоте около 200 км над Землей.

На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.

Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королев. Ведь он любил Юрия как родного сына!

Когда ракета стала отрываться от стартового стола, Юрий Гагарин сказал свое знаменитое: «По-е-ха-ли!»

«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли», — так написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.

Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

Именем первого космонавта Земли были названы города, улицы, площади и даже цветы! Голландские цветоводы вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин».

В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд.

С той поры в космосе побывали многие космонавты.

В 1963 г., 16 июня, на орбиту Земли был выведен космический корабль «Восток-6», который пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Она родилась в Ярославской области, закончила техникум и работала ткачихой на текстильном комбинате в г. Ярославле.

Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в городском аэроклубе.

Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьезно готовили к ответственному полету.

Ее корабль «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли.

Валентина Терешкова — необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолетом и космическим кораблем.

На время полета ей был присвоен позывной «Чайка». Стремительная, смелая, она и вправду похожа на чайку.

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Архипович Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю в космическом пространстве.

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов.

Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой нашей планеты — ведь с помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную и телефонную связь.

За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.

Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станция ми. Такие станции исследовали Луну, Венеру, Меркурий. Сейчас активно исследуется поверхность Марса.

Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «...нельзя же вечно жить в колыбели».

Человек стремится покинуть родную «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!

Ответьте на вопросы

♦ Кого считают основателем космонавтики?

♦ Расскажите о Константине Эдуардовиче Циолковском и Сергее Павловиче Королеве.

♦ Кто до человека побывал в космосе?

♦ Как звали первого в мире космонавта?

♦ Расскажите о Юрии Гагарине.

♦ Как звали первую в мире женщину-космонавта? А кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?

♦ Как искусственные спутники помогают людям?