Планирование Мотивация Управление

Сколько стоит сделать портфолио у хорошего фотографа. Как составить портфолио начинающему фотографу. Несколько постановочных фотографий пары

Во время знакомства потенциальных клиентов с фотографом, портфолио играет роль ознакомительного материала, по которому делаются выводы о его опыте и профессионализме. Качество, выразительность, творческое содержание снимков, представленных в портфолио, определяют желание клиентов обратиться к услугам данного фотографа. Изучая снимки, клиенты оценивают умения фотографа, профессиональные навыки, опыт. В этой статье будет рассмотрено, как создать портфолио фотографа.

Какие фотографии выбирать для портфолио

Портфолио представляет собою собрание лучших фотографий, демонстрирующие профессиональный уровень фотографа, личный стиль и «почерк». Но нельзя перебарщивать, подбирая фотографии для такой коллекции. Нужно выбирать не столько идеальные фотографии, возможно, чудом получившиеся, сколько те кадры, которые без особых проблем фотограф сможет выполнить вновь. Таким образом, возникает гарантия, что новые снимки порадуют клиентов, а не разочаруют. Ведь огорченные клиенты могут заметно подпортить репутацию фотографа, а довольные клиенты - это волшебная мощная сила, создающая успех.
Портфолио начинающего фотографа должно пестрить фотографиями, отснятыми в его любимых жанрах, которыми он планирует заниматься, либо в нем должны быть снимки разных жанров, если фотограф еще не определился, в каком направлении будет работать. Демонстрационная подборка фотографий должна состоять примерно из 20-30 снимков, именно такое количество дает возможность оценить профессионализм и стиль фотографа. Снимки в портфолио необходимо размещать по жанрам, чтобы при необходимости можно было последовательно продемонстрировать клиенту, насколько владеет фотограф тем или иным жанром и, чтобы, при этом, не пришлось лихорадочно выискивать необходимые снимки среди прочих.

Для оценки работы фотографов портфолио — это единственным источник, позволяющий сравнить работы разных фотографов и сделать выбор, к кому обратиться для создания той или иной фотосессии. Каждый фотограф, по мере своей профессиональной деятельности, начинает отдавать предпочтение какому-то определенному виду съемки и необходимо подчеркивать это в своем портфолио, размещая в нем больше снимков этого жанра. Лучше быть специалистом нескольких жанров, чем фотографировать неумело, пытаясь воплотить в своем творчестве все жанры фотографии.

Формат портфолио

В каком виде будет храниться и демонстрироваться портфолио фотографа, в цифровом или печатном, он решает исходя из своих собственных соображений, это могут быть фотокниги, просто папка с отпечатанными снимками, цифровая папка с файлами, слайд-шоу, презентация или личный сайт. Последний способ считается самым прогрессивным, ведь помимо демонстрации своих профессиональных возможностей, на сайте можно выкладывать также и другую полезную информацию, в том числе о скидках и других заманчивых предложениях. Помимо этого на собственном сайте можно выкладывать неограниченное количество фотографий разных жанров с удобным меню и навигацией по ним. Ну, и конечно же, в случае если портфолио размещено на собственном сайте, чтобы оценить мастерство фотографа, потенциальному клиенту достаточно будет просто пройти по ссылке, что он сможет сделать, не выходя из дома.

Иметь несколько демонстрационных версий своего портфолио еще более практично. Допустим, клиентам, с которыми фотограф видится воочию, удобнее демонстрировать фотокнигу. Друзьям и знакомым в интернете, а также, отправляя коммерческое предложение потенциальным клиентам, удобнее демонстрировать портфолио на собственном сайте.

Портфолио профессионального фотографа

Профессиональный фотограф портфолио свое дополняет сведениями о наградах и призах, но также портфолио профессионала отличается мастерски выполненными фотографиями, способными завораживать, восхищать и удивлять. Неспроста фотосъемка становится настоящим искусством, в умелых руках. Но не стоит огорчаться новичкам, со временем, с приобретением опыта и навыков, по мере роста профессионализма будет меняться и коллекция лучших снимков, преображаясь с каждым годом.
В сети можно найти портфолио разных фотографов и сделать собственный анализ, чем они отличаются друг от друга. Просматривая фотоработы профессиональных и начинающих фотографов, можно сделать собственные выводы о том, чем отличаются их работы и учесть это, при составлении собственного портфолио.

Сопроводительный текст к снимкам

Очень удобно, когда каждое фото в портфолио сопровождается информацией о том, какую важность несет та или иная фотография, а также идеи фотографа, как еще он мог бы обыграть изображенный кадр. Таким образом, увеличивается информационный посыл портфолио — визуальная демонстрация возможностей фотографа дополняется легким знакомством с его творческим потенциалом.

Портфолио свадебных фотографий

Если фотограф занимается свадебной фотосъемкой, ему необходимо иметь отдельное, демонстрирующее свадебные фото портфолио. Такое портфолио должно быть не очень маленьким, но и не слишком большим, чтобы клиентам не пришлось просматривать сотни фотографий.

Чтобы продемонстрировать потенциальным клиентам свадебное фото портфолио должно содержать следующие снимки, выполненные фотографом:

— портреты невест
— общие планы местности
— фото деталей свадеб, их оформления
— портреты женихов
— фото, передающие эмоции гостей и молодоженов
— фотографии в необычных ракурсах
— групповые фото
— постановочные и не постановочные фотографии молодоженов
— фотографии банкетных залов
— репортажные моменты

Создавая портфолио свадебных фотографий, необходимо быть нацеленным на подборку фотографий, максимально демонстрирующих творческие и профессиональные навыки, наиболее важные при фотосъемке на свадьбах — улавливать важные моменты, выделять ключевые детали, выполнять портретную и групповую фотосъемку, креативно подходить к своей работе. Свадебный фотограф портфолио свое дополняет также снимками, выполненными во время съемок Love Story.

Итак, каким же должно быть фото-портфолио?

— Выразительным. Для этого в него включают лучшие снимки.
— Лаконичным. В нем не должно быть слишком мало или слишком много снимков.
— Оригинальным. Все снимки должны в чем-то быть уникальными по-своему, обозначая «личный почерк» автора.

Предыстория профессионального портфолио

Чтобы сделать профессиональное портфолио, необходимо иметь качественные работы в своей личной коллекции, чтобы было из чего выбирать снимки, способные вызвать интерес у потенциальных клиентов. Для этого новички фотографируют все и всех, кто согласен на фотосъемку. Но этого не достаточно. Для получения профессиональных навыков, необходимо проштудировать опыт фотографов, накопленный человечеством на сегодняшний день, чтобы не методом «тыка», а со знанием дела создавать прекрасные фотографии. http://ufa.videoforme.ru/photoschool предоставляет всем желающим курсы фотографов, где каждый сможет освоить фотоискусство. Профессиональные фотографы обучат с самого нуля новичков. Каждый зеленый начинающий фотограф, который посетит наши курсы, станет спелым профессионалом после обучения. Когда человек обладает желанием фотографировать, но не посвящен в алхимию процесса фотосъемки, у него нет возможности по-настоящему выразить свои идеи, свой творческий потенциал. А после обучения у нас, Вы будете обладать всеми необходимыми навыками. Мы устраним отсутствие знаний, стоящее между вашими идеями и их воплощением.

С чего начать создание фотопортфолио?

Портфолио - не обязательно «самое лучшее», уверен он, и гораздо логичнее попытаться разобрать снимки по сериям, а не по субъективному мнению о количестве звездочек в их оценке. В качестве критериев для объединения в один сет могут рассматриваться жанр, стиль съемки или специфические технические параметры: тип камеры или изображения - например, цианотипия, пинхол, дронофотография и многие другие.

Эксперты в области фотографии и дизайна советуют разделить бремя отбора фотографий с дизайнером или коллегой, чьему мнению вы доверяете. Посторонний взгляд и диалог об очевидных плюсах и возможных минусах работ с неравнодушным к теме человеком, поможет почувствовать себя на месте зрителей. Так ли хороша, как нам кажется, эта размытая зарисовка вечерней столицы? Все ли заметят загадочную недосказанность портрета племянницы Светы на даче?

Замечательный критик Йорг Колберг (Jorg Colberg), цитируя в своей книге о науке фотокнижного дела историю о голландском дизайнере Сибрене Куйпере (Sybren Kuiper), соглашается с мнением последнего: «Никогда не слушайте фотографа!»

Не стоит, конечно, воспринимать совет буквально, но задуматься есть о чем. «Дело в том, что фотографы часто слишком вовлечены в собственные проекты и снимки - настолько, что перестают их адекватно воспринимать, - говорит Куйпер. - Фотографии могут казаться им слишком скучными [или слишком гениальными - мое примечание], ведь они уже столько раз мелькали перед глазами. Существует риск не включить в финальную выборку действительно лучшие снимки или зациклиться на незначительных деталях. Определенно, нужен человек со свежим взглядом, который сможет прокомментировать, какая работа достигает поставленной цели, а какая - нет».

Но созывать комитет выборщиков тоже не стоит. Вполне хватит мнения одного-двух честных приятелей, разбирающихся в науке визуального, считает Колберг. Перебор с поварами на кухне никогда не приводил ни к чему путному.

Для кого предназначено портфолио фотографа?

Следующим вопросом, на который стоит ответить до того, как вы начнете погружаться в тысячи, а быть может и миллионы, фотографий, накопленных за годы съемок «в стол» или загруженных в память компьютера, является логичный и правильный «Зачем?» Кто именно будет первым, кому вы планируете показать портфолио? Потенциальные работодатели? Пока еще ничего не знающие о ваших талантах кураторы, галеристы или фотокнижные издатели? А может быть, пока ваша основная задача - просто поразмышлять над разнообразием картинок в режиме «для себя»? Так тоже бывает - Москва не сразу строилась.

Ночь портфолио ревю в Хьюстоне. Март, 2012 Андрей Безукладников

Тем не менее возможного «потребителя» фото портфолио хорошо бы иметь в виду уже сейчас. Ведь, если вы намерены искать работу в области фотографии, скажем в фотожурналистике, то лучше показать будущему редактору разнообразные по форме и содержанию серии, намекнуть на вариативность навыков, способность оперативно работать и «на дуде», и в поле. Немного на другое стоит обращать внимание тем, чьи фотографические интересы связаны с творческой или концептуальной съемкой - в таком случае рекомендуется выкладывать снимки в последовательности теоретической развески в галерее и, естественно, по сериям.

Еще один момент, связанный с «получателями» изображения, о котором не стоит забывать, по мнению Саймона Брэя, - это реакция аудитории. «Постарайтесь представить, какие именно эмоции вы ожидаете получить от зрителей - вы хотите удивить, шокировать или развлечь их? - советует британский эксперт . - Поверьте, не всем интересны виды с вашими любимыми пейзажами или очередные клоны с фотостоков, ежедневно мелькающие у людей перед глазами. Гораздо логичнее выбор в сторону фотографий, которые каким-либо образом отличаются от остальных и будут способны обратить на себя внимание аудитории». Однако не стоит делать ставку на очевидно бракованные изображения, ими зрителей и экспертов вряд ли привлечешь. Поэтому с работами, содержащими явные изъяны, стоит распрощаться.

Здесь, пожалуй, стоит сделать оговорку, что под это «правило Брея» не подпадают, конечно, намеренные искажения, которые могут быть частью авторского визуального языка или концептуальной задумки. Вдруг вы фанат глитч-арта.

Как показать портфолио?

Следующий шаг - решение относительно способа презентации портфолио. Во время встречи с экспертами более профессиональным и уважительным считается показ портфолио в распечатанном виде, что, естественно, уместнее в ситуации «живого» общения с ними. Но личной ставки еще нужно добиться, поэтому есть смысл сначала задуматься об онлайн-формате.


Во-первых, социальные сети. Для первых шагов в мире большой и малой фотографии вполне хватит Facebook, Instagram и Вконтакте - создаете папки, загружаете фото, приглашаете в группы знакомых и не очень. Чего лукавить, Интернет большой, и любой, даже самый (пока) средний фотограф с зеркалкой, подаренной на день рождения, найдет своих фанатов. Но если вы планируете сдвинуться с уровня воскресных съемок племянницы на даче, и слава Георгия Пинхасова вызывает у вас «белую зависть», то стоит задуматься о персональном сайте. Вряд ли ссылку на группу Вконтакте можно не краснея показать даже самому демократичному критику или редактору.

Так как создание и поддержка сайта требует серьезных финансовых вложений и глубоких технических знаний, большинство фотографов используют специализированные онлайн-платформы с готовыми шаблонами. Многие из них недороги, просты в управлении и не требуют навыков программиста или web-дизайнера. Нужно только зарегистрироваться и загрузить фотографии.

И так в данной статье мы будем говорить с Вами о портфолио свадебного фотографа. Что в нем должно быть и как оно должно выглядеть. Безусловно, что фотографа встречают по портфолио. И чем оно лучше – тем больше вероятность получить заказ на съемку. Существуют конечно и другие критерии, по которым клиенты оценивают фотографа, но сегодня мы разберем только портфолио.

По некоторым наблюдениям, многие считают, что портфолио – это набор лучших работ фотографа. Я же считаю, что портфолио в первую очередь должно отражать профессиональный уровень фотографа.

Многие фотографы делают выборку лучших кадров и затем доводят их до идеала , и только потом выкладывают эти снимки в портфолио. Я считаю это в корне не правильным.

Допустим, соберете Вы в портфолио только лучшие свои работы, да еще и “вылизанные” до идеала в графических редакторах. Чем это может грозить? Правильно! Скорее всего, получив заказ на съемку, с помощью этих снимков, Вы рискуете не оправдать ожидания клиента. В худшем случае, Вы получаете разочарованного своими снимками клиента, со всеми вытекающими от сюда обстоятельствами. Недовольство, требования вернуть деньги, подпорченная репутация и так далее.

Если клиент будет недоволен – он будет прав, потому что в его глазах это будет выглядеть как обман. Да, его обманули. Показали очень красивые картинки, а фотографии с его съемки/свадьбы отдали гораздо хуже по качеству.

Оценивая Ваше портфолио, клиент ожидает получить снимки такого же профессионального качества. И эту ошибку допускают многие начинающие фотографы, желая показать себя с лучшей стороны.

Сколько фото должно быть в портфолио

Портфолио свадебного фотографа не должно быть очень маленьким. По трем-пяти фотографиям невозможно оценить работу. Но и слишком большим оно быть не должно, чтобы не утомить клиентов просмотром сотен картинок. 20-30 фотографий вполне достаточно для демонстрации своего уровня.

А теперь разберем более подробно, из каких фотографий должно состоять портфолио:

Напомню, что мы будем говорить о свадебных фотографах. Хотя этот образец, за исключением некоторых пунктов, подойдет и другим фотографам, которые занимаются съемкой людей.

Какие снимки должны быть в портфолио фотографа

Пара-тройка портретов невесты

Это должны быть красивые портреты. Возможно постановочные, возможно в полный рост и крупный план. Будущая невеста обязательно оценит эти фотографии.

Общие планы

Это касается и общих планов местности. Красивое место съемки или место проведения торжества. Возможно это усадьба или замок, а на поляне шатер и арка для выездной регистрации. Такая фотография будет похожа на открытку и произведет впечатление на потенциальных клиентов.

— Детали, оформление. Одна из основных ошибок начинающих фотографов в том, что они забывают про детали. Фотографировать детали нужно обязательно. И показывать их в портфолио так же нужно. Через пару месяцев после свадьбы, в памяти остаются общие образы, а детали со временем стираются. Так вот, фотограф просто обязан запечатлеть их на камеру. Готовясь к торжество, невеста продумывает каждую мелочь. И показав один такой снимок в портфолио, Вы дадите клиентам понять, что для Вас эти детали будут важны так же как и им.

Эмоции на церемонии

Плачущая от счастья невеста, жених или родители. Этот снимок в вашем портфолио несомненно вызовет теплые чувства у пары, которая выбирает себе фотографа.

Хорошее групповое фото

Многие фотографы относятся к групповым фотографиям, как к чему-то посредственному. Один из таких снимков должен быть в портфолио. Желательно на красивом фоне и люди на нем должны как минимум искренне улыбаться.

Портрет жениха

Еще одна ошибка новичков заключается в том, что они очень много фотографируют невесту или пару вместе и абсолютно забывают про портрет жениха. Включите такой снимок в портфолио и вы автоматически вырастите в глазах будущего жениха. Ведь решение о выборе фотографа ребята принимают вместе. Помните, что мужчины так же хотят иметь красивые фото, где они выглядят солидно. Порадуйте их.

Не постановочное фото невесты

Покажите не постановочный кадр невесты, где вы застали ее врасплох (в хорошем смысле). Там, где она смотрится в зеркало или поправляет прическу. Этим снимком Вы покажете, что невесте даже не обязательно Вам позировать, Вы в любом случае поймаете удачный ракурс и невеста будет красивой на Ваших фотографиях. Это и способ продемонстрировать свои навыки репортажной съемки.

Любая свадебная фотография, где вы показываете свой креативный подход к съемке. Возможно через отражение или из необычной точки съемки.

Дети на свадьбе

Если у вас есть интересные или милые фотографии с детьми на свадьбе, обязательно добавьте одну, самую лучшую в портфолио. Такие няшечки очень по душе невестам.

Несколько постановочных фотографий пары

В красивых локациях, с красивым задним планом. Такие фотографии должны бить обязательно. Ведь многие невесты изначально ждут именно этих фотокарточек.

Животные во время сборов

То же касается и животных. Котики в окружении свадебных аксессуаров или невеста с наряженным мопсиком вызывают у клиентов умиление, пользуйтесь этим.

Масштабность

Ели у вас уже были масштабные красивые свадьбы, в шикарных залах и интерьерах – то так же стоит добавить такую фотографию в портфолио. Тем самым вы покажете, что имеете опыт крупных свадеб. И у вас заказывают съемку обеспеченные люди.

Банкет, оформление

Показать настроение праздника. Не забывайте снимать оформление банкетного зала. И естественно желательно добавить одну фотографию, красиво оформленного зала, себе в портфолио.

Эмоции и драйв на банкете

Репортажный кадр танцующих и веселящихся гостей. Покажите клиентам, что банкеты вы тоже умеете снимать и эмоции ловите прекрасно.

Репортажный момент

Например бросание букета, эмоции. Таким кадром в портфолио Вы покажете что отлично владеете камерой и успеваете сделать классный кадр момента, который длиться всего пару секунд.

Красивый завершающий образ

Это может быть танец молодых в лучах прожекторов. Или их силуэты в клубах дыма на танцполе. Это фото должно быть завораживающим. Смотря на него, вы должны как бы слышать романтическую музыку. Эта фотография должна передавать настроение и любовь молодых.

После просмотра такого портфолио, велика вероятность, что люди закончат свой поиск фотографа и остановят свой выбор на Вас. Конечно, показывая такое портфолио, желательно делать небольшие комментарии для молодых, чтобы подчеркнуть всю важность каждого из этих снимков.

Надеюсь моя статья, поможет вам в отборе фотографий и после прочтения у Вас уже не возникает вопроса как создать портфолио фотографа.

Если вопросы все таки остались, то пишите в комментариях или через форму обратной связи. Постараюсь ответить.

P.S. А из скольки фотографий состоит ваше портфолио? Ответьте в комментариях.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER

Вы закончили фотошколу, полны знаний, умений и энергии, чтобы творить, развиваться и стать успешным коммерческим фотографом, зарабатывая любимой работой. В этой статье давайте с вами поговорим о практических аспектах хорошего портфолио фотографа, как об основном инструменте продаж. Зацепило ваше портфолио потенциального клиента - он почти ваш, не зацепило - пройдет мимо. Портфолио фотографа - это точно также, зачетка в институте: сначала вы работаете на него, потом оно на вас. Попробуем перечислить несколько фишек успешного и работающего на вас портфолио:

1) Качественные и интересные работы

В первые минуты, когда потенциальный заказчик открывает вашу страничку, ваши работы должны ему понравится с первого взгляда, зацепить! Если это будут плохие технически и не интересные по содержанию кадры, ваши шансы потерять клиента с первых же секунд резко возрастают.

2) Разнообразие

Многие фотографы грешат тем, что выкладывают огромное количество фото с одной и той же съёмки. Часто кадры отличаются не особо сильно - поворот головы, улыбка/без улыбки, в красной кофточке/в платье в цветочек, сидит/стоит, но по сути это одни и те же кадры. Одна и та же модель, одна и та же локация, один и тот же образ - пусть всё остальное отличается на фотографиях, всё равно они будут выглядеть одинаковыми...Такое однообразие жутко наводит скуку и действует против вас. Выбирайте с каждой съемки 3-5 (это максимум!) лучших фотографий, которые и поместите в портфолио. Распределяйте их на своем сайте не подряд, а в разброс с другими фото, чтобы всё выглядело разнообразно.

В соц. сетях при этом можно выкладывать и больше фотографий (в виде серии) - в альбомы или просто на стену с кратким описанием о проведенной съёмке.

3) Оригинальность

Придумывайте интересные идеи, костюмированные постановочные фотосессии, ищите потрясающих моделей, ловите уникальные эмоции, снимайте в интересных местах, ищите классную обработку... Оригинальность и уникальность всегда в цене, она всегда выгодно выделит вас на фоне всеобщей банальщины и однообразия! Смотрите работы известных (или не известных, но хороших и тех, что вам нравятся) фотографов, смотрите фильмы, читайте книги, воспринимая всё это как источники вдохновения и образов для фотосессий.

При этом необязательно для хороших и интересных кадров нужно раздувать бюджет до невозможности (об этом в ). Даже обычную детскую/семейную/свадебную/портретную фотосессию можно снять банально и скучно и вообще как попало, лишь бы "отстреляться", а можно подходить к любой съёмке творчески и с душой: подсобирать интересных идей по позированию, ракурсам, композиции и идее кадра в целом, подготовить (или убедиться, что есть в фотостудии/взять в аренду) хоть немного реквизита, пусть даже простого, но который поможет сделать вам именно ваше интересное цепляющее и оригинальное фото.

4) Регулярно пересматривайте портфолио

Каждые полгода пересматривайте своё портфолио, удаляйте те фотографии, которые по вашему мнению уже не достойны там быть (в том числе и в соц. сетях тоже). Если вы растёте и развиваетесь профессионально, то таковые всегда будут. При чем делать такое ревью желательно в 3 этапа, т.к. с первого раза может не получиться: вам просто жаль будет удалять столько кадров. Но тут не место ностальгии, выжить в портфолио должны лучшие из лучших, что и достигается, обычно, к третьему просмотру!

Если по истечении полугода/года вам всё ещё нравятся абсолютно ВСЕ ваши фотографии "из раннего" - это повод задуматься.

5) Только красивые модели

Хороший фотограф должен уметь сфотографировать любую модель красиво! Правильно подобранный ракурс, свет, образ делают своё дело, и вы можете представить в лучшем свете даже не очень красивого в жизни человека (по общепринятым меркам красоты). Или наоборот, сделать из красивой девушки чёрт те что на фотографии.

Вообще красота есть разная, на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные. Но в большинстве случаев человеческому глазу нравятся кадры именно с красивыми людьми по общепринятым стандартам.
Если на фото будет человек с некрасивыми чертами лица, зажатой эмоцией и позой, но при этом сделан технически великолепно, с интересной идеей и красивейшим образом - никто не будет анализировать эти составляющие отдельно! Кадр просто будет непривлекательным из-за модели! Очень много наблюдаю таких кадров, где, к сожалению, именно не очень удачная модель портит работу, проделанную целой командой.

И наоборот, эмоциональная, не зажатая и симпатичная модель "сделает" вам шикарный кадр из ничего, даже без сложных образов, одежд, локаций! И даже мелкие технические баги зрителем будут прощены (а неискушенному взгляду и вовсе не замечены)!

Даже если вы сделали свой максимум на фото, как фотограф, и отобразили модель в наилучшем свете, этого может быть всё равно недостаточно, чтобы картинка понравилась другим. Зачастую срабатывает закономерность, что когда мы фотографируем, а потом обрабатываем, нам самим очень нравится и кадр, и модель. Поэтому показывайте как можно больше фотографий другим людям с целью опроса - нравится / не нравится. Может оказаться, что модель, которая вам уже в процессе съемки и обработки показалась симпатичной, другие сочтут некрасивой и даже отталкивающей.

Хотите снимать для себя, для удовольствия - обязательно оставляйте этот кадр и не идите на поводу у общества: это ведь ваше творчество и главное, что оно приносит вам удовольствие. Но если хотите быть коммерческим фотографом и привлекать много клиентов, спрячьте этот кадр и не светите в портфолио вообще!

В общем смысл простой - портфолио должно привлекать и соблазнять каждым своим кадром!

6) Целевая аудитория

Старайтесь выбрать свое направление в фотосъёмках, на котором вы будете специализироваться, например, детская съёмка, семейная, свадебная, портретная и тп. Конечно, никто не запрещает снимать разное, но всегда лучше определить для себя ту область (или несколько областей), которая вам приносит больше всего удовольствия и фотографии в которой получаются у вас лучше всего, и в ней совершенствоваться и развиваться.

7) Копирайт

Наблюдается закономерность: чем лучше работы фотографа, тем незаметнее его копирайт. И наоборот, почему-то каждый фотограф, только вчера купивший зеркалку, считает необходимым вставлять свой логотип где надо, и не надо, и обязательно таким активным, что создаётся впечатление, что именно он - главный объект на фото. Не спешите ставить свой копирайт на начальных фотографиях, вспомните эти слова, вам же за него потом ещё и стыдно будет.

Позже, когда уже посчитаете, что уровень ваших работ достаточен для копирайта, следуйте правилу: логотип должен быть заметен только тем, кто его ищет специально, а не всем подряд бросаться в глаза. Уровни прозрачности слоёв в фотошопе в помощь!

8) Печатайте своё портфолио

Пока вы только начинаете и у вас мало хороших кадров, собирайте их в электронном виде на своём фотосайте (группе в соц. сети). Как только у вас наберётся хотябы 20-30 отличных кадров с разных съёмок - печатайте свои работы! Напечатанная фотография смотрится совершенно иначе, чем её цифровой аналог. Печатайте работы на формате А4 (А3) или делайте их них фотокнигу (благо ресурсов для такой печати сейчас предостаточно) и обязательно берите своё портфолио на встречу с клиентом. Поверьте, впечатление от увиденного и "пощупанного" вживую результата вашей работы у клиента будут гораздо больше, чем от просмотра их в интернете.

© 2015, Фотошкола Фотостудия ФотоАЗ

С 29 августа по 2 сентября в Москве пройдет Международное портфолио-ревю для российских фотографов. Портфолио-ревю проводятся регулярно, в первую очередь, в интересах начинающих профессионалов и увлеченных любителей - это уникальный шанс получить профессиональный комментарий по поводу собственной работы от людей, непосредственно связанных с фотографией: фотографов, издателей, фоторедакторов и представителей агентств. Но прежде чем идти на портфолио-ревю, нужно собрать серьёзное портфолио, объективно представляющее автора.

О том, как это сделать, мы поговорили с галеристами и фоторедакторами, которые организуют регулярные частные портфолио-ревю «Построение портфолио: или как подготовиться к портфолио-ревю» для начинающих фотографов в Gallery.Photographer.Ru .

Как должно выглядеть хорошее портфолио? Как его практически лучше оформить: папка, цвет, формат, количество фотографий, подписи?

На самом деле, здесь нет каких-то общих правил. Портфолио должно быть документом, раскрывающим потенциал автора и дающим представление о его наработках. Формат портфолио формируется либо самим автором, если он знает как, либо каким-то консультантом. Таким консультантом может быть галерист (в случае, если фотограф планирует свое сотрудничество с галереей), представитель фотоагентства или фоторедактор. У всех этих людей огромный опыт и практика отсмотра большого количества фотоматериалов, прекрасная ориентация в фотографическом пространстве, фоторынке и т.д. Искать таких консультантов можно и нужно в профессиональной среде. Роль консультанта особенно важна, потому что даже очень сильные авторы зачастую имеют крайне превратное представление о себе.


С практикующими авторами уже понятны его сильные стороны, начинающие авторы - это в большей мере обещание развития.

Чего ни в коем случае не должно быть в портфолио?

В портфолио не должно быть того, что отвлекает от восприятия фотографа как цельного самостоятельно развивающегося автора. Ничего лишнего не должно быть.

Есть ли разница в том, как представлять начинающих и уже практикующих фотографов? В чем она?

С практикующими авторами уже понятны его сильные стороны, потому что требуется несколько лет для того, чтобы автор показал, в чем он может достичь успеха.
Начинающие авторы - это в большей мере обещание развития. Здесь можно предположить больше одиночных кадров в различных стилистиках: портфолио практикующего автора будет более цельным.

Есть ли какие-то общие правила, от которых портфолио всегда выиграет? Разнообразие снимков, какая-то биография, общая история?

Общий правил нет, всегда выигрышным является способность автора показать, что его работы актуальны и находятся в русле современной нам фотографической мысли. Но наличие цельных проектов со сложной внутренней конструкцией это всегда плюс.


Портфолио - это визитная карточка автора и посылать его нужно тем, кто может повлиять на карьеру.

Сколько времени нужно фотографу, чтобы собрать новое портфолио из качественных снимков?

Это процесс бесконечный по своей сути. Профессиональные авторы собирают портфолио из проектов, над которыми трудятся годы. Консультанту-профессионалу для составления первоначального варианта портфолио фотографа-любителя нужно 10-15 минут.

Какие есть онлайн-источники удачных портфолио, с которых можно брать пример? Или уважаемые журналы, публикующие портфолио?

Зайдите на сайт любого из ведущих агентств, и вы обнаружите варианты самых разнообразных портфолио авторов, работающих в этом агентстве. Другое дело, что каждое портфолио имеет своего потребителя. Портфолио не должно вообще нравиться, оно должно быть интересно определенным потребителям (фоторедакторам, галеристам или кураторам).

Кому надо показывать и посылать портфолио? Куда его отправлять, когда оно готово?

Портфолио - это визитная карточка автора и посылать его нужно тем, кто может повлиять на карьеру. Все зависит от целей самого автора. Если он хочет работать в агентстве, то ему нужно посылать портфолио, а потом добиваться встречи с руководителями и фоторедакторами агентства. Если автор хотел бы выставляться в галерее, то рекомендуется посылать портфолио директору галереи.












Виды оформления онлайн-портфолио

Первое впечатление очень важно, поэтому портфолио должно отражать автора. Портфолио бывают разными. Точнее говоря, их должно быть несколько, если автора интересуют не только персональные проекты, но и сотрудничество с изданиями и коммерческими организациями. У большинства состоявшихся фотографов имеется несколько портфолио: то есть критерий «хорошее портфолио» очень относителен. Важно понимать, кому вы его собираетесь показывать.

Важно понимать, кому вы его собираетесь показывать. Куратору музея не надо показывать коммерческую съемку, например, рабочих в касках, если только это не является вашим персональным проектом на эту тему. Ровно как и не надо показывать фоторедактору журнала, который обратился к вам за портретной съемкой, ваш персональный проект о природе. Конечно, редактору может быть интересно ознакомиться и с этой вашей работой, но только, чтобы иметь более полное представление о вас, как об авторе, но в конечном итоге он все равно попросит вас показать примеры ваших портретных работ.


У большинства состоявшихся фотографов имеется несколько портфолио: то есть критерий «хорошее портфолио» очень относителен.

Если мы говорим о печатном портфолио персональных работ, то оно должно отражать ваше видение конечной реализации: книга, выставка, мультимедиа или номинация на конкурсы, воркшопы, гранты и тд. Фотографий не должно быть много. Стандартно 20-30 фотографий, а при онлайн-заявках часто и того меньше. Если вы показываете всего один проект, то пусть фотографий будет 30, но подумайте, уверены ли вы в каждой их них. Если это несколько проектов (особенно, если они в работе), то покажите 10-12 из каждого. Будьте уверены, что если работа понравится, то у вас будет возможность показать больше фотографий, вас об этом скорее всего попросят.

Что касается самой печати, то цвет, размер, бумага зависят от проекта и от предпочтения автора. Все имеет право быть. Есть прекрасные проекты с полароидов, распечатанных с айфона. Если есть возможность - не надо экономить. Рынок услуг качественной печати стал вполне доступным. В России, кстати, это стоит значительно дешевле, чем за границей. У любого автора сейчас есть возможность распечатать свои работы на качественной, музейного уровня бумаге.












Виды оформления печатных портфолио

В портфолио ни в коем случае не должно быть сборной солянки. Если речь идет о фотографе с именем, то его оценивают не только по текущему проекту, но и по предыдущим работам. Именно поэтому известный фотограф может позволить делать микс в своем портфолио из заказных и персональных проектов.


Если за фотографиями стоит интересная история, то на автора обязательно обратят внимание.

Например, на сайте агентства Magnum, у фотографа Криса Андерсена вы увидите черно-белые фотографии из книги о Венесуэле, фэшн-съемки и очень личную история, снятую на «хольгу». Все эти фотографии сложены таким образом, чтобы напомнить обо всех проектах, которые делал Крис последние 10 лет. Эти фотографии широко известны зрителю. Начинающему фотографу такое разнообразие скорее навредит. Потому что в его случае, каждая фотография в портфолио - это не отсылка к чему то, что все видели, а попытка произвести первое впечатление.