Планирование Мотивация Управление

Что нужно для того, чтобы заниматься внутренним и въездным туризмом? Ростуризм напоминает туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, о необходимости предоставить отчетность Требования к туроператору въездного туризма

Здравствуйте

Вопрос у вас очень обширный, а задан честно говоря слишком кратко.

Во первых надо понять - будете тур агентом или тур оператором.

Если вы будете именно продавать тур. продукты, искать клиентов - вы тур агент и это деятельность не сложная, особых условий не требует кроме соблюдения закона о туристической деятельности и защите прав потребителей.

Если же вы будете сами создавать тур продукт, то есть формировать его от и до - то вы тур оператор и тут уже много нюансов и проблем.

Во первых тур оператор это только юр лицо (тур агентом может быть и ип например)

при этом тур оператор должен состоять в реестре тур операторов, платить взносы в фонд специальный

Это самые первые и важные моменты.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция)

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность -деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, о существляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

Статья 11.4. Резервный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма

(в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 03.05.2012 N 47-ФЗ)

Для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует резервный фонд в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
(часть первая в ред. Федерального закона от 02.03.2016 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Резервный фонд является обособленным имуществом, принадлежащим объединению туроператоров в сфере выездного туризма на праве собственности. Резервный фонд формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. Указанные взносы перечисляются в денежной форме в следующих размерах:
50 тысяч рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тысяч туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 миллионов рублей;
100 тысяч рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тысяч туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;
300 тысяч рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тысяч туристов, но не более чем 500 тысяч туристов включительно;
500 тысяч рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тысяч туристов.

Во вторых - от решения кто вы, и как будете работать - зависит вопрос налогов - усн например как вариант.

Третье - как я выше указывал- соблюдение 2 законов вкл закон о защите прав потребителей - нужен не сложный но продуманный договор оказания услуг.

Ну и отдельный момент- не соблюдение законодательства именно о туризме о ст 14.51 коап - но это по тур операторам именно

1. Осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пяти миллионов до десяти миллионов рублей.

о защите прав потребителей - ст 14.8 коап- не предоставление информации

Въездной туризм

Как показывает практика, именно международный туризм, ориентированный на прием иностранных гостей (въездной туризм), дает максимальные прибыли в казну государства и региона. Поэтому необходимо рассмотреть специфику въездного туризма и его теоретические основы, которые наглядно покажут актуальность темы.

В своем историческом развитии российский въездной туризм прошел ряд этапов, характеризующихся как различиями в целях иностранных прибытий, так и особенностями организации национального туристического сервиса. Условно можно выделить стихийный (доиндустриальный), индустриальный, советский, постсоветский и современный этапы. Мы же в свою очередь рассмотрим два последних этапа развития въездного туризма.

Постсоветский этап:

Перестройка и последовавшие за ней кардинальные перемены условий жизни советских граждан сказались и на темпах, и на структуре въездного международного туризма в стране. Ликвидация «железного занавеса», легализация валютных операций и частной предпринимательской деятельности, политическое банкротство, крах и ликвидация Коммунистической партии Советского Союза, дальнейшие развал СССР и провозглашенный российской властью курс на проведение демократических преобразований вызвал огромный интерес к стране со стороны стран-победителей в многолетней холодной войне. Средства массовой информации капиталистических стран бесконечно воспевали проводимые в России реформы, Открылии самые оптимистические прогнозы относительно вливания нашей страны в общемировые капиталистические процессы.

С другой стороны, стремительные темпы инфляции и обнищание россиян, разгул криминала и слабость новой демократической власти, угроза распада России, и локальные конфликты на всем постсоветском пространстве (Карабах, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Чечня), развал национальной промышленности и сельского хозяйства формировали неблагоприятный туристический имидж России как коррумпированного и мафиозного государства с провозглашенными демократическими и капиталистическими ценностями.

Интерес к России проявляли только лишь западные предприниматели, желающие успеть быстро и практически даром захватить как долю емкого внутреннего российского рынка, так и долю бывшей государственной собственности. Частые деловые поездки состоятельных иностранных граждан в Россию (особенно в Москву) стимулировали строительство в столице первых отелей мирового уровня. В 90-х годах в Москве, Подмосковье и других крупных деловых центрах страны сооружаются гостиничные предприятия, входящие в известные гостиничные цепи или работающие по франшизе, полностью ориентированные на обслуживание состоятельной иностранной публики. Стремительное преобладание спроса над предложением гостиничных номеров высокой категории ведет к росту цен на услуги гостиничных предприятий (уже в 1993 году московские бизнес-отели признаны одними из самых дорогих в мире), а также к появлению первых инкаминговых туроператоров (отечественных или зарубежных), профессионально занимающихся организацией въездного туризма в Россию.

Рост частного сектора в инкаминге в период с 1991-го по 1998 год существенно стимулировал въездной туризм, расширил географию и ассортимент въездных туров, создал устойчивый въездной туристический поток в отдельных регионах страны. Однако молодость частного сектора въездного туризма, острая нехватка капитала, нежелание представителей финансовых и промышленных структур инвестировать средства в туристическую инфраструктуру привели к ситуации, когда спрос среди иностранных граждан на отечественные туристические услуги намного превышал предложение на туристическом рынке.

Рост себестоимости туристического обслуживания, стимулированный многократным превышением спроса над предложением, естественно вел к гипертрофированному росту стоимости российского туристического продукта. По средней величине ежедневных затрат туристов, Москва и Санкт-Петербург обгоняли самые дорогие туристические страны (Токио, Гонконг, Париж). Это в свою очередь требовало концентрации инкаминга на производстве наиболее востребованных и популярных туров, использованию в производстве самых известных российских туристических ресурсов (Москва, Санкт-Петербруг, «Золотое кольцо», речные круизы), известность которых способна оправдать растущие цены.

Финансовый кризис 1998 года на короткое время сбил цены на отечественный туристический продукт, но вызванный кратковременным снижением цены рост спроса на поездки в Россию (прежде всего, европейцев) быстро вернул стоимость туристических пакетов на докризисный уровень. А уже с 2001 года цены выросли по сравнению с докризисными на 12-20 %.

Современный этап развития въездного туризма:

Современная ситуация рынка въездного международного туризма в России характеризуется устойчивым ростом количества прибытий иностранных граждан. Хотя, учитывая общемировую туристическую динамику, такой рост, скорее всего, продлится недолго. Дело не в падении популярности России, а в явном несоответствии цены и качества туристического продукта, что недопустимо в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке. Количество повторных, посещений России - одно из самых низких в Европе, а у иностранных граждан складывается отношение к нашей стране как к месту непозволительно дорогого отдыха, который можно позволить себе только раз в жизни. Высокий уровень цен на туристическое обслуживание, нестабильная криминальная обстановка в городах, низкая степень развития туристической инфраструктуры, жесткий и требующий длительного времени для оформления визы пограничный режим отпугивают от России молодежь, семейные пары с детьми, позиционируя нашу страну как место отдыха только пенсионеров, которые более лояльны к неразвитости развлекательной сферы.

Министерством юстиции 17.03.2017 за регистрационным № 45999 зарегистрирован Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 14.12.2016 № 2750 «Об утверждении Требований к отчетности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, ее составу и форме» (далее – Приказ).

Приказ принят в соответствии со ст. 17.7. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и устанавливает состав, форму и сроки представления в Ростуризм отчётности туроператора, осуществляющего деятельность в сфере международного выездного туризма.

В этой связи, Федеральное агентство по туризму напоминает всем туроператорам, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, необходимо в срок, не позднее 15 апреля 2017 года представить в Ростуризм следующую отчетность по утвержденным Приказом формам:

1. Отчет о деятельности туроператора по реализации им туристского продукта в сфере выездного туризма в 2016 году (далее – Отчет).

2. Сведения о соблюдении туроператором нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств в 2016 году (далее – Сведения).

Обращаем внимание, что в Отчете и Сведениях должны приводиться все предусмотренные в них показатели. В случае отсутствия значений показателей в соответствующей графе (строке) формы отчетности необходимо проставить символ «-».

В случае если Отчет содержит только нулевые значения показателей, туроператор представляет в Федеральное агентство по туризму отчетность с нулевыми значениями показателей.

В соответствии с Приказом фактический размер маржи платежеспособности туроператора представляет собой расчетную величину, определяемую как сумма уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли отчетного года и прошлых лет, уменьшенная на непокрытые убытки отчетного года и прошлых лет, по данным бухгалтерского учета. Также установлено, что нормативный размер маржи платежеспособности туроператора, равен 7 процентов от общей цены туристского продукта за предыдущий календарный год.

Напоминаем, что туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, обязан соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, а также иные требования, в том числе нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Минкультуры России, Ростуризм).

Обращаем также внимание, что в соответствии со ст. 4.2. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» непредставление в установленный срок, вышеназванной отчетности, влечет за собой:

В отношении туроператора, осуществляющего деятельность только в сфере выездного туризма, исключение из Единого федерального реестра туроператоров (далее также – Реестр Туроператоров) всех сведений о туроператоре;

В отношении туроператора, осуществляющего туроператорскую деятельность в нескольких сферах туризма (выездной и внутренний туризм, выездной и въездной туризм, выездной, въездной и внутренний туризм), исключение из Реестра туроператоров сведений о сфере выездного туризма и остальных сведений о туроператоре, связанных с осуществлением им деятельности в сфере выездного туризма.

Кроме того, согласно ст. 4.1. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в случае исключения из Реестра туроператоров сведений о туроператоре, осуществляющем деятельность в сфере выездного туризма в связи с непредставлением отчетности указанной в ст. 17.7. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», должностное лицо такого туроператора (руководитель туроператора, его заместитель, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора) считается несоответствующим требованиям , установленным частью третьей статьи 4.1. данного Федерального закона.

Таким образом, туроператору, сведения о котором исключены из Реестра туроператоров, в том числе в связи с непредставлением отчетности, указанной в ст. 17.7. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», при повторном, в течение 12 месяцев с момента исключения сведений из указанного реестра, обращении в Ростуризм с заявлением о внесении сведений в Реестр туроператоров, будет отказано в этом, в связи с несоответствием должностного лица туроператора требованиям, определенным частью третьей статьи 4.1 указанного Федерального закона.

Обращаем внимание, что к отчетности туроператора, указанной в ст. 17.7. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», относятся:

Отчет о деятельности туроператора по реализации им туристского продукта в сфере выездного туризма в отчетном году;

Сведения о соблюдении туроператором нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств в отчетном году.

Все туроператоры (независимо от сферы туроператорской деятельности), в отношении которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец отчетного года, представляют в Ростуризм копию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности туроператора. При этом, туроператоры осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма вместе с копией указанной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности туроператора направляют в Ростуризм также аудиторское заключение (в случаях, если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей).

Для представления в Ростуризм указанной выше отчетности установлен общий срокне позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

5 мая был официально опубликован Федеральный закон № 47-ФЗ от 3 мая 2012 года “О внесении изменений в закон “Об основах туристской деятельности в РФ”, призванный усовершенствовать государственную регламентацию туристской деятельности и повысить уровень социальной ответственности туроператоров и защиты прав отечественных туристов, выезжающих за рубеж. Закон охватывает достаточно широкий спектр отношений в сфере туристской деятельности и разрешает многие, ранее неурегулированные вопросы.

В частности, предусматривается наделение страховых компаний правом предъявления регрессного требования к учредителям компаний в размере выплаченного страхового возмещения в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта вызвано действиями туроператора. Однако главной новеллой документа являются положения, предусматривающие создание компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма для финансирования расходов на оказание помощи туристам, оказавшимся в трудной ситуации за рубежом.

В рамках реализации закона предполагается оказание экстренной помощи туристам в случаях неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта. При этом на случаи чрезвычайных обстоятельств, а также обстоятельств, обусловленных действиями самих туристов, действие закона не распространяется. Не распространяется его действие и на ситуации ненадлежащего исполнения отдельных услуг, не являющихся туристским продуктом. Следовательно, помощь в подобных случаях оказываться не будет.

Объединение туроператоров

Закон обязывает туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, быть членами объединения туроператоров. Согласно закону, данное объединение является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское объединение, которое основано на принципе обязательного членства юридических лиц и действует в целях оказания экстренной помощи туристам. При этом такая некоммерческая организация приобретает статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма на основании решения Правительства РФ.

Туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны вступить в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма в течение одного года после дня официального опубликования закона. В течение указанного срока им предоставляется возможность осуществлять свою деятельность, не являясь членами объединения туроператоров.

По закону объединение туроператоров в сфере выездного туризма является открытым для вступления новых членов. Единственным требованием к членству туроператора в объединении является уплата взносов. Установление иных требований к членству туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма, равно как и иных оснований для прекращения членства туроператора в данном объединении, не допускается.

Основаниями для прекращения членства туроператора в объединении являются - заявление о выходе в случае прекращения деятельности в сфере выездного туризма, неуплата взносов в компенсационный фонд и ликвидация туроператора. В случае прекращения членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма оно уведомляет об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в форме электронного документа. При прекращении членства туроператора взносы, уплаченные в компенсационный фонд, не возвращаются.

Компенсационный фонд

Главная цель существования и деятельности объединения туроператоров заключается в сборе членских взносов и формировании компенсационного фонда для оказания экстренной помощи туристам. Помимо этого объединение обеспечивает оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Также объединение реализует право требования страховой выплаты или выплаты по банковской гарантии, а также право требования к туроператорам. Позднее конкретный порядок, сроки и условия оказания туристам экстренной помощи будут определены соответствующим постановление Правительства РФ.

Непосредственно для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам объединение туроператоров станет формировать компенсационный фонд. Учет взносов в компенсационный фонд будет осуществляться на основании содержащейся в реестре информации об общем объеме денежных средств, полученных туроператором.

Финансовая деятельность объединения туроператоров в сфере выездного туризма подвергается обязательной ежегодной аудиторской проверке, а годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс объединения туроператоров подлежат размещению на его официальном сайте в интернете.

Компенсационный фонд формируется за счет взносов туроператоров. Закон не предусматривает возможности освобождения члена объединения туроператоров от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд, в том числе путем зачета его требований к объединению туроператоров в сфере выездного туризма. Между тем, Правительству РФ предоставляется право уменьшить размер взноса в компенсационный фонд на очередной финансовый год. Правда, только в случае отсутствия выплат из компенсационного фонда за предшествующий год.

Величина взносов

Взносы в компенсационный фонд должны перечисляться в размере 0,1 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Величина взноса не может быть меньше 100 тысяч рублей.

Туроператор, а равно юридическое лицо, ранее не осуществлявшие туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, при вступлении в члены объединения туроператоров в сфере выездного туризма уплачивают взнос в компенсационный фонд в размере 100 тысяч рублей. В соответствии с законом взнос подлежит перечислению в компенсационный фонд ежегодно в течение 15 дней с даты представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 15 апреля текущего года.

Все средства компенсационного фонда станут размещаться на его отдельном банковском счете, и по ним должен будет вестись отдельный учет. На средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, если такие обязательства не связаны с финансированием расходов на оказание экстренной помощи туристам.

Размер выплаты из компенсационного фонда будет определяться исходя из фактических расходов на оказание экстренной помощи туристам. При этом запрещается расходование средств компенсационного фонда на выплату или возврат взносов членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Прекращение членства туроператора в данном объединении не является основанием для прекращения расходования средств на экстренную помощь туристам.

Наряду с указанными взносами, закон обязывает туроператоров уплачивать взносы на финансирование расходов, связанных с текущей деятельностью объединения операторов. Их величина устанавливается пропорционально объему денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта.

Одновременно размер взносов не может быть более чем 0,05 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Конкретный же размер взносов и порядок их уплаты будет определяться общим собранием участников объединения при утверждении или изменении бюджета на очередной финансовый год.

Средства, предназначенные для финансирования расходов, связанных с деятельностью объединения туроператоров, обособляются от средств компенсационного фонда. Указанные средства перечисляются на иные банковские счета объединения.

Ужесточение ответственности туроператоров и требований к ним

Наряду с установлением новых обязанностей туроператоров в публичной сфере, поправками предусматривается уточнение их обязанностей и в отношениях с клиентами. Закон четко прописывает, что туроператор несет ответственность перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.

Одновременно туроператор обязан размещать информацию о турагентах, осуществляющих продвижение и реализацию туристского продукта, сформированного туроператором, на своем официальном сайте в интернете. При заключении договора о реализации туристского продукта турист должен быть проинформирован в письменной форме о возможности обратиться за оказанием экстренной помощи. Это производится путем указания сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним, то есть номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты.

Существенные изменения претерпел и размер законного финансового обеспечения для туроператоров. Напомним, сейчас размер финансового обеспечения не может быть менее 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма и 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма.

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма устанавливаются дифференцированные размеры финансового обеспечения - в 30, 60 и 100 миллионов рублей, если денежные средства, полученные ими от реализации туристского продукта, составляют не более 100, 300 или более 300 миллионов рублей по данным годовой бухгалтерской отчетности соответственно.

В соответствии с новыми требованиями, размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, не может быть менее 30 миллионов рублей. Данная величина применяется в случае, если денежные средства, полученные операторами от реализации туристского продукта, составляют не более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Такой же объем обеспечения предусматривается и для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма и применяющих упрощенную систему налогообложения.

Обеспечение в размере не менее двенадцати процентов объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, устанавливается для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, если средства, полученные ими составляют более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности. При этом размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма должен быть не менее 500 тысяч рублей.

Юридические лица, осуществляющие туроператорскую деятельность в сфере международного туризма не позднее чем через шестьдесят дней после дня вступления в силу нового закона должны иметь финансовое обеспечение в указанном выше размере. В случае невыполнения туроператором указанного требования уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти исключает сведения о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров не позднее чем через пятнадцать дней со дня, следующего за днем истечения срока выполнения туроператором указанного требования.

Так, нарушение туроператором установленного порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров, согласно закону, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Нарушение туроператором порядка определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности грозит наложением штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, а на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение же требований законодательства о туристской деятельности в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей. Юридическим же лицам за подобные нарушения придется заплатить от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В Европе и Америке люди уже давно отказываются от услуг крупных агентств и компаний в пользу независимых консультантов. Подобные тенденции наблюдаются и у нас.

Стать туроператором – это возможность создать отличную стартовую площадку для дальнейшего развития собственного бизнеса.

Что привлекает людей в этой работе? Высокие зарплаты, постоянные путешествия… Многим жизнь турагента кажется настоящей сказкой. Но в то же время предпринимать какие-то решительные шаги на пути к исполнению своей мечты не решается практически никто. Не хотите быть в их числе? Тогда эта статья для вас!

Шаг 1. Обучение

Интересуясь тем, как стать туроператором, вам в первую очередь нужно разобраться с тем, где и как вы будете проходить обучение.

Здесь есть два варианта: обычные колледжи и университеты, а также специальные школы обучения операторов.

Первый вариант привлекателен тем, что вы будете углублённо изучать все дисциплины, связанные с туризмом и гостеприимством, получите огромную базу теоретических знаний. Однако на то, чтобы полностью пройти весь курс обучения, понадобится несколько лет. Альтернатива – заочное обучение. Собственно, в самом учебном заведении вы будете появляться 2-3 раза в год, а остальное время можете использовать для того, чтобы подготовить почву для дальнейшей работы.

Если же вы хотите получить максимум полезной практической информации и как можно скорее приступить к работе, логичнее будет записаться в специальную школу обучения операторов. Здесь вы узнаете, как стать туроператором, получите общее представление о туристических направлениях, системах продажи и бронирования, маркетинге и т. д.

Шаг 2. Получение сертификации

Работа туроператором невозможна без получения сертификации. Для ваших будущих клиентов это будет доказательством вашей компетентности и глубокого знания специфики вашей деятельности. Следовательно, и доверять вам будут гораздо больше.

Как правило, соответствующие сертификаты можно получить по месту обучения. Но некоторые люди обращаются к Международной ассоциации CLIA, предлагающей известные и уважаемые в индустрии туризма программы сертификации.

Шаг 3. Получение лицензии

Если вы хотите, чтобы у вас была собственная турфирма, бизнес лучше оформлять на юридическое лицо (ЗАО, ООО и т. д.). А вот тем, кто хочет стать турагентом (то есть посредником между туристическим агентством и его клиентами), достаточно будет зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель – ПБОЮЛ. Для получения лицензии потребуется уплатить государственную пошлину в размере 1300 рублей.

Следует знать, что лицензия на продажу и предварительное бронирование авиаперевозок оформляется отдельно. Условия сертификации диктуются Федеральными Авиационными правилами. При этом предъявляются определённые требования к помещению, персоналу, системам безопасности и бронирования. Если вы намерены продавать не только путёвки, но и авиабилеты, потребуется заключить договор с авиакомпанией и получить данный сертификат.

Решив стать турагентом, очень важно правильно выбрать коды ОКВЭД. Чаще всего используется код 63.30 – «Деятельность туристических агентств». Кроме того, желательно подать заявку на включение в Общероссийский реестр туристических агентств.

Шаг 4. Выбор компании туроператора

Пожалуй, это самый важный этап. Турагент может самостоятельно выбирать, с кем из множества операторов сотрудничать. При выборе следует учитывать размер вознаграждения, репутацию фирмы на рынке и удобство работы.

Важный вопрос, с которым сталкиваются практически все, кто интересуется тем, как стать турагентом: "Где искать этих самых операторов?" Проще всего сделать это, посещая специализированные туристические ярмарки, выставки и т. д. Лучше всего «ловить удачу» в Москве, где подобные мероприятия проходят ежегодно (MITT, MITF, «Интурмаркет», «Отдых»). Здесь собираются сотни представителей различных компаний и организаций. Как говорится, есть из чего выбирать. Кроме того, можно посетить аналогичные региональные выставки.

Разнообразные конференции и ярмарки также проводятся в формате workshop профессиональными туристическими изданиями («Турбизнес», «Банко», «Туринфо», консалтинговая группа Travel Expert и т. д.). Обстановка на workshop, как правило, более спокойная и деловая, чем на выставках. Есть больше возможностей познакомиться с партнёрами, обсудить важные вопросы и настроиться на работу.

Шаг 5. Заключение договора

А вот теперь мы подобрались к самому главному. Как стать турагентом? После того как вы определились с выбором туроператора, вам потребуется подписать агентский договор. По условиям такого документа вы будете получать вознаграждение за каждый проданный тур. Размер вознаграждения может варьироваться, но в среднем он составляет около 10-15% от стоимости самого тура. Если в дальнейшем вы хорошо зарекомендуете себя в глазах туроператора и будете успешно продавать путёвки, процент, который вы получаете от каждой сделки, может возрасти.

Кроме того, повышенную комиссию получают партнёры турфирм, входящих в состав агентских Сетей (например, «Куда.ру» или Сеть магазинов «Горящих путёвок»). За счёт мощной корпоративной поддержки агентства, входящие в подобные сети (попасть в которые, кстати, не так уж и просто), имеют возможность отчислять довольно большой процент от своего дохода.

Шаг 6. Реклама

Допустим, вы уже нашли подходящую компанию и заключили договор. Готово: теперь вы – туроператор по Италии, Франции, Греции или России. Казалось бы, всё идёт хорошо, но… Но нет, почему-то за несколько недель вы сумели продать только несколько путёвок. И то своим знакомым. Здесь сказывается отсутствие рекламы ваших услуг.

Прежде всего мы порекомендовали бы вам обратить внимание на многочисленные издания, каталоги и приложения, публикующие туристическую рекламу. Конечно, выделиться среди сотен и тысяч других предложений непросто. А потому в первую очередь необходимо определиться со своей целевой аудиторией.