Планирование Мотивация Управление

Федеральная налоговая служба проверь себя и контрагента. Как проверить контрагента по ИНН в налоговой инспекции? Для быстрой проверки контрагента ФНС предлагает собственный бесплатный сервис

Как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента? Можно самостоятельно собрать все сведения о партнерах. А можно воспользоваться удобным сервисом, чтобы проверить себя и контрагента. За несколько секунд вы получите заключение о рисках бизнеса и налоговой проверки.

Налоговики требуют проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов. Игнорирование этого требования может привести не только к доначислению налогов и штрафам. Налогоплательщик, не проявивший осмотрительность, может и сам стать неблагонадежным в глазах своих контрагентов. Мы расскажем, как снизить риски бизнеса и проверить себя и контрагента.

Зачем проверять контрагентов

Проверять на благонадежность необходимо как поставщиков, так и покупателей. Ведь у проверки есть две основные цели:

  • Снизить налоговые риски,
  • Снизить риски финансовых потерь.

Приказ ФНС №ММ-3-06/333@ от 30.05.2007г. перечисляет критерии для проверки благонадежности контрагента. Сами инспекторы проверяют компании по тем же критериям. Если у фирмы обнаружатся признаки однодневки, то проблемы возникнут не только у нее, но и ее контрагентов. Поэтому важно проверять своих поставщиков и покупателей.

Любая организация или предприниматель могут собирать данные о партнерах. При возникновении спорной ситуации у налогоплательщика будет больше шансов отстоять свою правоту. Достаточно доказать, что проверяли партнера по критериям, указанным в Приказе ФНС №ММ-3-06/333@ от 30.05.2007г. При наличии доказательств осмотрительности и суд склонится в вашу сторону.

А зачем проверять себя? Во-первых, чтобы оценить себя по критериям проверяющих. Это поможет снизить риски проверок и претензий со стороны контроллеров. Например, если ваша компания по ошибке попала в списки неблагонадежных, можно устранить признаки однодневки.

Во-вторых, чтобы взглянуть на свою компанию глазами контрагентов. Тогда вы сможете усилить свои слабые стороны и повысить собственную привлекательность в глазах потенциальных заказчиков.

Как проверить себя и контрагента самостоятельно и бесплатно

Проверить контрагентов можно самостоятельно и совершенно бесплатно, все необходимые источники находятся в открытом доступе. Большой минус самостоятельной проверки – трудоемкость процесса. Мы расскажем, что нужно проверять.

Копии документов

Запросите у покупателей и поставщиков копии следующих документов:

  • Уставные документы,
  • Выписку из ЕГРЮЛ,
  • Налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль за последние три года,
  • Бухгалтерскую отчетность за последние три года,
  • Анализ счета 68,
  • Справку ИФНС о состоянии расчетов с бюджетом.

Если деятельность контрагента подлежит лицензированию, попросите копию лицензии. Ее отсутствие может стать решающим при вынесении судом решения не в вашу пользу (Письмо ФНС России от 11.02.2010 N 3-7-07/84, Постановления ФАС ВСО от 25.03.2010 по делу N А19-15776/09, от 08.10.2009 по делу N А33-17712/08).

Ресурсы для проверки себя и контрагентов

Проверьте контрагента на сайте ФНС:

  • В сервисе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента»,
  • В реестре дисквалифицированных лиц,
  • В реестре адресов массовой регистрации,
  • В реестре массовых учредителей или руководителей,
  • В реестре лиц, отказавшихся от участия в управлении организацией.

Затем посетите картотеку арбитражных дел и базу Федеральной службы судебных приставов. Это не полный перечень, возможна проверка по другим ресурсам.

Деловая репутация

По мнению судов, положительная деловая репутация является важным критерием благонадежности партнера (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 15658/09).

Для оценки деловой репутации можно использовать отрытые источники, например, посмотреть публикации, в которых упоминается компания. Оценить, в каком ключе (положительном или отрицательном) она упоминается. Можно посмотреть отзывы о компании ее контрагентов и работников. А также попросить рекомендательные письма от других компаний.

На что еще обратить внимание

  • Фактическое местонахождение компании, ее производственных и торговых площадей,
  • Документальное подтверждение полномочий руководителя,
  • Реальность выполнения условий договора (наличие производственных мощностей, транспортных средств, квалифицированного персонала и т.д.).

Оценка рисков

Итак, вы проделали всю работу, затратили время и собрали целое досье на контрагента. Дает ли это гарантию защищенности от претензий налоговиков. Вы удивитесь, но нет.

Слишком большой пакет документов, по мнению, инспекторов, может расцениваться как сговор между компаниями. По их мнению, ненужный объем документов собирался специально, чтобы запутать проверяющих. В письме от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ ФНС вводит такое понятие, как псевдоосмотрительность.

Электронный сервис «РНК: Проверка контрагентов»

Сервис сразу предлагает начать поиск контрагентов. Вы можете указать ИНН, чтобы сразу найти нужную компанию или предпринимателя. Также можно искать по названию.

Сразу под названием компании сервис выдает заключение о благонадежности компании. Возможен один из вариантов:

  1. Компания благонадежна и риски при работе с ней минимальны:
  1. Компания имеет признаки однодневки и в работе с ней могут возникнуть претензии проверяющих:

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Политика конфиденциальности (далее – Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152). Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в сервисе vipiska-nalog.com(далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В соответствии с законом, сервис vipiska-nalog.com несет информационный характер и не обязывает посетителя к платежам и прочим действиям без его согласия. Сбор данных необходим исключительно для связи с посетителем по его желанию и информировании об услугах сервиса vipiska-nalog.com.

Основные положения нашей политики конфиденциальности могут быть сформулированы следующим образом:

Мы не передаем Ваши персональную информацию третьим лицам. Мы не передаем Вашу контактную информацию в отдел продаж без Вашего на то согласия. Вы самостоятельно определяете объем раскрываемой персональной информации.

Собираемая информация

Мы собираем персональную информацию, которую Вы сознательно согласились раскрыть нам, для получения подробной информации об услугах компании. Персональная информация попадает к нам путем заполнения анкеты на сайте vipiska-nalog.com. Для того, чтобы получить подробную информацию об услугах, стоимости и видах оплат, Вам необходимо предоставить нам свой адрес электронной почты, имя (настоящее или вымышленное) и номер телефона. Эта информация предоставляется Вами добровольно и ее достоверность мы никак не проверяем.

Использование полученной информации

Информация, предоставляемая Вами при заполнении анкеты, обрабатывается только в момент запроса и не сохраняется. Мы используем эту информацию только для отправки Вам той информации, на которую Вы подписывались.

Предоставление информации третьим лицам

Мы очень серьезно относимся к защите Вашей частной жизни. Мы никогда не предоставим Вашу личную информацию третьим лицам, кроме случаев, когда это прямо может требовать Российское законодательство (например, по запросу суда). Вся контактная информация, которую Вы нам предоставляете, раскрывается только с Вашего разрешения. Адреса электронной почты никогда не публикуются на Сайте и используются нами только для связи с Вами.

Защита данных

Администрация Сайта осуществляет защиту информации, предоставленной пользователями, и использует ее только в соответствии с принятой Политикой конфиденциальности на Сайте.

Свели в одном материале все сервисы, которые помогут доказать должную осмотрительность при выборе бизнес-партнеров.

С июня масштабный сервис ФНС

Летом 2017 года провалился запуск сервиса ФНС «Прозрачный бизнес» . Сервис проработал пару дней и лег.
Мы успели потестировать сервис, пока он еще работал. .
Там можно было не просто пробить контрагента по названию или ИНН, а сделать выборку по компаниям, у которых есть налоговые долги и другие нарушения.

На «Клерке»

У «Клерка» есть удобный и бесплатный сервис по проверке контрагентов: прямо сейчас.

Другие общедоступные сервисы

https://service.nalog.ru/disqualified.do — реестр дисквалифицированных лиц.

http://egrul.nalog.ru — ЕГРЮЛ (можно узнать зарегистрировано ли юридическое лицо, не исключено ли из реестра).

https://service.nalog.ru/uwsfind.do — сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации.

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr — сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении ООО 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они должны публиковаться в соответствии с законодательством.

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83 — сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.

https://service.nalog.ru/addrfind.do — реестр адресов массовой регистрации.

https://service.nalog.ru/svl.do — сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке.

https://service.nalog.ru/zd.do — сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года.

http://fssprus.ru/iss/ip — банк данных исполнительных производств ФССП.

http://reestr-dover.ru — реестр отмененных нотариальных доверенностей.

http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000 — проверка по списку недействительных утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина РФ, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортов граждан РФ.

http://kad.arbitr.ru — база данных судебных дел арбитражных судов РФ.

https://service.nalog.ru/bi.do — информация о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (сервис Банкинформ).

https://rospravosudie.com/ — модернизированный поиск по судебным делам, регионам, адвокатам.

Львиная доля отказов в вычете «входного» НДС и признании расходов по сделкам приходится на недобросовестных контрагентов (НК). Недостаточная проверка будущего бизнес-партнера, особенно по крупной сделке, может грозить не только риском неисполнения обязательств по договору, но и претензиями контролирующих органов по заявленным вычетам и расходам по прибыли. Обезопасить себя можно тщательно проверив партнера всеми возможными способами. На данный момент их более 17.

 

Практически каждая компания хоть раз в жизни сталкивалась с отказом в вычете налога на добавленную стоимость и признании расходов по прибыль из-за недобросовестного контрагента. Налоговыми органами сделки с такими лицами признаются сомнительными, расходы неподтвержденными и завышенными, а налоговая выгода - необоснованной. Партнер, который при заключении сделки казался надежным и вполне реальным впоследствии признается налоговиками «однодневкой» или «транзитной компанией». Встает резонный вопрос, как проверить контрагента перед важной сделкой и доказать налоговому органу проявление должной осмотрительности и осторожности. Существует несколько способов, которые можно разделить на 5 групп:

  • Электронные сервисы проверки (ФНС, ФАС, ФМС ФССП, РНП и др.);
  • Запросы в гос органы (налоговые инспекции);
  • Предоставление пакета документов от партнера по сделке;
  • Личная встреча с контрагентом (его представителем)
  • Опрос компаний и ИП, сотрудничавших с данным поставщиком/подрядчиком/исполнителем/продавцом;
  • Изучение сайта компании/ИП и отзывов о нем в сети Интернет

Чем грозить организации сотрудничество с непроверенным партнером

  • Материальные потери, сорванные сделки, «подмоченная» репутация
  • Отказ в вычете (уменьшении) НДС;
  • Доначисление налога на добавленную стоимость;
  • Отказ в признании обоснованными расходов в целях налогообложения прибыли и уменьшении налоговой базы по спорному лицу;
  • Доначисление налога на прибыль (НП);
  • Привлечение к налоговой ответственности за неуплату сумм НДС, НП;
  • Начисление штрафных санкций, пени
  • Назначение выездной налоговой проверки (ВНП)

Взаимодействие с сомнительной компанией (предпринимателем) может стать основанием назначения ВНП. Данное право контролирующим органам предоставлено п. 12 Концепции проведения выездных проверок :

Указанный пункт предполагает применение схем ухода от уплаты налогов, минимизации налогообложения. Использование «фирм-однодневок» является одной из таких схем. Заключается она в уменьшении налоговой нагрузки по НДС и прибыли, незаконное возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, необоснованное признание расходов по прибыли. Поэтому взаимодействие с непроверенными компаниями (ИП) признанными налоговиками недобросовестными, «однодневками», грозит налогоплательщику проведением выездной проверки. Основным документом, которым руководствуются контролирующие органы в данной ситуации является Постановление Пленума ФАС № 53. Оно определяет основные критерии проявления лицом должной осмотрительности и осторожности (ДОИО).

Стоит отметить, что на данный момент четкого перечня действий, совершение которых будет однозначным подтверждением проявления ДОИО не существует. Даже при проведении всех ниже перечисленных способов проверки налоговый орган может признать контрагента недобросовестным, а налоговую выгоду необоснованной.

Причина состоит в том, что на данный момент налогоплательщики не обладают теми правами, которые предоставлены госорганам, в частности: проведение допросов руководителей и учредителей спорных контрагентов, запросы в банки и инспекции по месту учета, истребование документов и многое другое. Но использование всех возможных способов проверки торгового партнера с большей вероятностью убережет от риска наступления неблагоприятных последствий.

Электронные ресурсы для проверки контрагента

С помощью интернет сайтов официальных госструктур можно получить основную информацию о будущем бизнес-партнере, узнать о том находится ли юрлицо в стадии банкротства, внесения изменений в ЕГРЮЛ, дисквалифицированны ли главные лица компании, проверить достоверность основных данных ЮЛ и многое другое.

Сайт Федеральной налоговой службы

Необходимо отметить, что дисквалифицированное лицо не имеет права подписи документов от имени компании, поэтому данным поиском целесообразно пользоваться и при заключении крупных сделок.

Если контрагент отсутствует по адресу регистрации это очень часто является еще одним признаком недобросовестности налогоплательщика, на который ссылаются налоговые органы при проверке.

Узнать не является ли организация истцом или ответчиком, можно обратившись к картотеке арбитражных дел.

При проверке сведений с использованием интернет-ресурсов необходимо сохранять скриншоты проверок для подтверждения факта ДОИО при появлении претензий со стороны налоговых органов.

Получение выписки ЕГРЮЛ

Одним из основных способов проверки правоспособности организации перед заключением договоров, является получение выписки из госреестра. Совершение данного действия, даже при отсутствии иных доказательств, может послужить основанием для подтверждения факта проявления ДОИО при выборе бизнес-партнера. Получить выписку из ЕГРЮЛ можно двумя способами:

Для получения выписки в бумажном виде необходимо оплатить услуги по ее представлению в размере:

  • 200р. - срок получения составляет пять дней с момента получения налоговым органом запроса;
  • 400р. - срочная выписка, срок получения которой составляет 1 день.

Также необходимо составить запрос на представление данной выписки. Составляется он в произвольной форме. В нем должны быть указаны наименованием, ИНН, ОГРН вашей организации и контрагента, почтовый (электронный) адрес и телефон заявителя.

Для получения электронной выписки необходимо иметь личный кабинет налогоплательщика или быть зарегистрированным на сайте ФНС.

Выписка в электронном виде предоставляется бесплатно, имеет ЭЦП и равнозначна бумажной.

Получение пакета документов у будущего партнера

Признаком добросовестности и осторожности при выборе делового партнера будет служить факт запроса у последнего пакета необходимых документов, в числе которых:

  • Устав;
  • Свид-во о госрегистрации;
  • Свид-во о постановке на учет в налоговом органе;
  • Решение об избрании (назначении) руководителя юрлица;
  • Лицензия или свидетельство о допуске к определенным видам работ (СРО)

Проверить лицензию можно на соответствующем виду работ сайте. Действительность данных свидетельства СРО - на сайте саморегулируемой организации, а также запросив выписку из реестра членов СРО.

Необходимо отметить, что указанные документы должны быть действительными не только на момент заключения договоров, но и на дату признания расходов.

  • Документы, подтверждающие полномочия лиц, имеющих право действовать без доверенности.

Такими документами являются: копия паспорта такого лица, копия приказа о приеме на работу, копия протокола общего собрания учредителей, копия банковской карточки, доверенность, если таким лицом является не руководитель организации.

Копии должны быть заверены печатью и подписью соответствующего лица.

Также желательно произвести сверку подписей в паспорте и банковской карточке.

Удостовериться в подлинности документа, удостоверяющего личность можно на сайте ФМС.

Также можно запросить у организации дополнительно:

  • Справку о состоянии расчетов с бюджетом;
  • Рекомендательные письма от сотрудничавших с данным юрлицом компаний;
  • Справку о стоимости и количестве основных средств;
  • О наличии трудовых ресурсов;
  • Балансы и отчеты о финансовых результатах
  • Сайт бизнес-партнера и отзывы о нем
  • Также стоит внимательно изучить сайт компании, если на нем указаны номера ИНН и свидетельств, сличить их с полученными нарочно документами. Также необходимо тщательно проверить отзывы об организации в сети Интернет.

Личная встреча с генеральным директором

Перед заключением сделки, крупного контракта, лучше встретиться с директором или руководителем лично. Очень часто сделки, осуществленные «заочно» и по почте, вызывают сомнения у налоговых органов и, как правило, обоснованное.

В завершение необходимо отметить, что все вышеперечисленные проверки контрагента даже в совокупности не могут служить 100% подтверждение того, что организация окажется добросовестным налогоплательщиком, но они помогут подтвердить факт проявления ДОИО при выборе стороны договора. Как правило, даже при отказе налоговых органов в вычете и признании расходов по спорному юрлицу, суды встают на сторону добросовестных налогоплательщиком при наличии у них документов, подтверждающих проявлением им ДОИО.

Также ознакомится с этими и другими способам проверки юридических лиц можно в нижеследующем видео:

Подводя итоги вышесказанному отразим кратко способы проверки будущего партнера на благонадежность:

  • Посредством Интернет ресурсов (сайта ФНС, ФМС, ФАС, ФССП, Реестров недобросовестных поставщиков и сведений о фактах деятельности ЮЛ);
  • Запрос пакета документов;
  • Получение выписки из госреестра;
  • Проверка сайта компании и отзывов;
  • Личная встреча с руководителем организации