Планирование Мотивация Управление

Правила поведения джентльмена с дамой. Джентльменский кодекс. Правила поведения джентльменов викторианской эпохи, актуальные и в наши дни. Сохранять чувство юмора в самых суровых ситуациях

Первое правило гласит: ни при каких жизненных обстоятельствах джентльмен не должен показывать свои эмоции, замешательство. Драматизм, суета, личные переживания по поводу жизненных невзгод – это не для него. Но постоянное совершенствование своих знаний, стремление познать окружающий мир во всех его проявлениях – это то, к чему постоянно стремится джентльмен.

Правило номер два: хочешь быть джентльменом – меняй стиль общения. Общение – одно из необходимых условий для создания благоприятного впечатления о себе. И здесь нужно обладать внушительным словарным арсеналом, хорошими манерами, чтобы не опуститься до языка улиц.

Третье правило касается . Истинному джентльмену не нужно объяснять, что плевать в пол, извлекать громкие рыки, выражаться нецензурными словами – неприлично. Даже носовым платком галантный мужчина должен пользоваться незаметно для остальных.

Настало время поговорить о внешнем виде настоящего джентльмена. Согласно правилу номер четыре, чтобы быть на высоте, нужно ходить непринужденно, легко, с высоко поднятой головой.

Джентльмен познается в общении с женщиной

Истинный джентльмен всегда вежлив, внимателен и обходителен с женщинами. Для него уступить даме место или встать, когда она входит в комнату – это естественно и не наигранно. Где бы ни находился мужчина: на званом обеде, в компании друзей или на деловом приеме - ведет он себя по-джентльменски. Распознать джентльмена можно именно по тому, как он относится к слабому полу. Это было простое, но нужное правило под номером пять.

Правило шестое: воспитанность и хорошие манеры не означают, что нужно всегда держать свои эмоции на замке. Истинный джентльмен имеет отличное чувство юмора, но никогда не позволит себе посмеяться над другими. Провожать женщину до входной двери – это святая обязанность джентльмена. Но лишь за ней остается право решать: входить ему в дом или нет.

Современный джентльмен может позволить себе не носить французские запонки, пальто умеренной длины, трость, но владеть иностранными языками, быть знакомым с искусством, классической музыкой, игрой в гольф - обязан. Манеры, изящные жесты, красивая походка должны идти изнутри, дополняя образ истинного джентльмена. Настоящий джентльмен – это человек, который, даже споткнувшись, не произнесет плохого слова.


Зачастую мужчины сдерживают в себе проявления "галантного кавалера", бояться прослыть женоненавистниками. Эксперты в области человеческого поведения отмечают недостаток подходящих ролевых моделей, способных показать нам как вести себя в той или иной ситуации. В результате джентльмены в наше время - явление крайне редко встречающееся.

Вот те 10 поступков настоящего джентльмена, которые, по версии портала AskMencom, самым лучшим образом продемонстрируют ваши чувства к ней и скажут о вас больше, чем сотни слов.

10. Прикрой ее своим телом
В действительности речь идет о том, что мужчина должен идти по внешней части тротуара, той, которая ближе к проезжей части улицы. История этой традиции уходит своими корнями в те времена, когда романтическая прогулка по улице города могла быть испорчена знакомством с содержимым ночного горшка, выплеснутого в окно прямо на прохожих, и защитить от этого могли лишь нависающие над улицей балконы верхних этажей. Сейчас это не так актуально, но прикрыть собой спутницу от брызг из придорожной лужи - твой джентльменский долг.

9. Дамы садятся первыми
В давние времена считалось приемлемым, если джентльмен отодвигает для дамы стул. Сейчас подобный поступок может быть расценен, как излишне формальный. Вместо этого, современный джентльмен должен убедиться, что его дама села на стул раньше него. Небольшая пауза перед тем как опустить свою пятую точку продемонстрирует твое воспитание и знание хороших манер.

8. Следи за языком
Это очень важный момент, которому теперь уделяют недостаточно внимания. Неуместные слова абсолютно недопустимы на свидании. Джентльмен не опустится до того, что бы нести всякую несвязную чушь и уж точно сможет выразить свою мысль, не прибегая к невежливым словам.

7. Носи зонтик
Еще один великолепный джентльменский поступок: защитить свою спутницу от дождя с помощью предусмотрительно взятого с собой зонта. Это не только спасет даму от простуды и растекшейся косметики, но и продемонстрирует твою способность планировать и предугадывать развитие событий.

6. Доставка на дом
Проводы девушки домой являются неотъемлемой частью джентльменского поведения. Пусть тебе нужно в другую сторону, а метро уже не ходит, но доставить девушку в целости и сохранности до дверей ее дома твоя джентльменская обязанность. Ты же не хочешь, чтобы весь вечер, вместо того, что бы приятно проводить время, она ломала голову над тем, как ей добираться домой?

5. Набрось пиджак на девушку
Собираясь на свидание, девушки не часто руководствуются соображениями практичности. Поэтому нередки случаи, когда ее одежда, вызывающая в тебе бурю эмоций, не способна обеспечить ее необходимой защитой от холода.

4. Уступи даме место
Любой мало-мальски воспитанный человек уступит свое место в общественном транспорте бабушке или беременной женщине. Но настоящие джентльмены на этом не останавливаются и готовы уступить место даже девушке, с которой у него свидание.

3. Сел за стол - выключи телефон
Воистину удивительно, как много мужчин с легкостью готовы пренебречь свиданием для того, что бы ответить на телефонный звонок. Что-либо более невежливое по отношению к спутнице трудно придумать. Девушка должна быть уверена, что в данный момент она для тебя является самым важным человеком во всем мире.

2. Представь ее первому встречному (знакомому)
Хуже, чем игнорирование своей спутницы посредством телефонной болтовни, может быть лишь ситуация, когда ты не представишь ее случайно встретившемуся знакомому, с которым ты решил переброситься парой фраз. Бедная девушка будет чувствовать себя ненужной на этом празднике жизни. Джентльмен, конечно, такого не допустит.

1. Придержи дверь
Специально проведенный среди представительниц прекрасного пола опрос показал, что это простое действие является первейшим признаком джентльменского поведения. Минимум усилий, но женщина оценит поступок.

Образ воспитанного молодого человека состоит не только из умения хорошо вести себя по отношению к женщине. Открыть перед дамой дверь, пропустить её впереди себя или же помочь донести тяжелую сумку – конечно хорошо, но на этом правила этикета для мужчин не заканчиваются. Неотъемлемой частью являются также вежливая речь, культура поведения, хорошо подобранный костюм и многое другое.

Фундаментальные правила этикета для мужчин

В старых фильмах о привилегированной части общества мы часто можем наблюдать, как при входе дамы в комнату мужская половина зала сразу поднимается со своих мест. И лишь после того, как девушка где-либо удобно устроится, правила поведения для джентльменов позволяют им возвратиться на свои места.

Сегодня такая ситуация наблюдается крайне редко, хотя это – одно из основополагающих черт интеллигентного мужчины.

Существует 14 основных правил поведения для мужчин по отношению к женщинам, которые должен знать каждый уважающий себя современный молодой человек:

  • На улице молодой человек должен сопровождать даму, идя по левую сторону от неё. С правой стороны имеют право идти лишь военные, чтобы при необходимости отдать честь.
  • Если девушка споткнулась или поскользнулась, мужчина непременно обязан придержать её за локоть. Хотя в реальных обстоятельствах выбор остается за дамой.
  • Хорошие манеры не позволяют закуривать при даме, лишь после её согласия.
  • Настоящий мужчина всегда пропускает даму вперед, предварительно открыв для неё дверь.
  • При подъеме или спуске со ступенек, молодой человек обязан поддержать свою спутницу при необходимости, для этого он находится поодаль от неё на пару ступенек.
  • При входе в лифт мужчина должен первым в него заходить, а при выходе – пропускать сначала девушку.

  • Выходит из машины первым молодой человек, который, обходя автомобиль, открывает дверь со стороны пассажира, подавая даме руку. Если мужчина является водителем транспорта, то он обязан открыть переднюю пассажирскую дверь и помочь сесть даме. На случай, если кавалер также является пассажиром, ему нужно вместе со спутницей сесть на заднем сидении. Следует помнить, что при этом в автомобиль сначала садится девушка, а затем возле неё мужчина.
  • Заходя в помещение, мужчина помогает даме снять пальто, а выходя из него, должен его помочь ей надеть.
  • В современном мире молодому человеку не положено находить себе сидячее место, если женщина стоит.
  • Согласно этикету молодому человеку необходимо приходить на встречу раньше дамы, чтобы не поставить её в неудобную ситуацию при опоздании. В экстренных случаях следует оповестить девушку об этом и принести ей свои извинения.

  • Каждой женщине мужчина обязан помочь донести большие сумки или какие-либо объёмные предметы. К ним не относится женская сумочка, а также небольшие шубки и манто, не считая случая, если дама не в состоянии сама нести свои вещи из-за своего самочувствия.
  • Главной ошибкой молодого человека при общении с кем-либо является скрещивание рук, а также перебирание в руках чего-либо. Это считается знаком непочтительности к оппоненту.
  • При походе в ресторан сначала заходит кавалер, чтобы метрдотель сделал правильные выводы о том, кто кого пригласил, и кто будет оплачивать счет. При большом количестве человек первым входит тот, кто будет платить и является инициатором приглашения. В случае встречи пары швейцаром первой в ресторан заходит девушка. Вслед за этим мужчина должен найти незанятое место.
  • Находясь в компании, молодому человеку при девушке запрещено говорить на откровенные темы, лучше выбирать легкие ненавязчивые предметы для обсуждения.

Внешний вид в соответствии с этикетом

Главным в гардеробе современного интеллигентного мужчины являются не строгий костюм и галстук, а общая картинка. Другими словами – гармония. Не следует перебарщивать с аксессуарами. Всего должно быть в меру. Галстук или бабочка должны соответствовать общей цветовой гамме. Рубашку необходимо выбирать светлее костюма или отдать предпочтение универсальному белому цвету. Ярким акцентом не должны становиться запонки или зажим для галстука.

Те, кто хотят подчеркнуть свой статус или материальный достаток с помощью дополнения образа массивными аксессуарами и ювелирными украшениям, могут добиться противоположного результата.

Нормы этикета для мужчин в современном обществе велят заранее согласовывать свой наряд с нарядом дамы, которую он собирается сопровождать на какое-либо культурное событие.

Что касается мужской прически, несуразно выглядят замаскированные залысины. Не рекомендуется закрашивать седину. При посещении публичных мероприятий мужчинам следует гладко выбриться. Допустимы лишь небольшие усы и бороды.

Внешний вид обуви также является одной из важных в образе джентльмена. Туфли или же ботинки необходимо держать в надлежащем виде. Обувь из лака должна носиться лишь в необходимых случаях. Для бизнес-встреч и свиданий подходящим вариантом станут туфли из замши или кожи под цвет костюма.

Следует помнить, что правильно подобранный стиль одежды – это 50% удачного завершения встречи, независимо от её вида.

Бизнес-этикет

Немного разобравшись с гардеробом, следует перейти к нормам поведения в сфере бизнеса. Еще одним немаловажным фактором при общении с бизнес-партнером является не только внешний облик, но и даже запах. Следует отдавать предпочтение духам не с резким запахом, а более мягким и легким, ближе к природному.

Но, прежде всего, бизнес-этикет – это то, как вы себя ведете при переговорах и на встречах. Например, при входе в лифт пропускаются люди по должности выше. Это же касается и приветствия. Подчиненные, согласно деловой этике, должны здороваться с руководителями первыми.

Человеку, работающему в сфере бизнеса, следует обзавестись визитными карточками, так как это гораздо удобнее, нежели каждый раз тратить время на поиск листочка для записи контактных данных. Дизайн визитки должен быть простой, без лишних деталей, лишь краткая информация о владельце (наименование компании, занимаемая должность, Ф. И. О., телефонный номер).

Следует научиться готовиться к встрече заранее: лучше накануне составить список необходимых вопросов. Это поможет значительно сократить время встречи, что покажет вашу деловую компетентность.

В деловой беседе важно улавливать все детали разговора с деловым партнером. Некоторые невербальные средства общения помогут расположить к себе собеседника, такие как рукопожатие, кивок головы и так далее.

Нормы поведения за столом

Случается так, что на мероприятии за столом с правой стороны может сидеть незнакомая девушка. Правила поведения в данном случае предписывают ухаживать за дамой, следить за тем, чтобы её бокал и тарелка не пустовали, независимо от уровня знакомства. Необходимо помочь отодвинуть стул, если девушка хочет выйти из-за стола, а при её возвращении сделать тоже самое.

Строгое следование принципам этикета и социальным нормам — вот, что и сделало англичанина второй половины 19 века образцом порядочности и воспитанности в глазах потомков. Многие из норм поведения этой эпохи не потеряли актуальности и сейчас. сайт выбрал 30 правил из карманного издания каждого воспитанного викторианца (Martine’s Hand-Book of Etiquette, and Guide to True Politeness), руководствоваться которыми не повредит и современному джентльмену.

Скромность в костюме всегда предпочтительна, так как она располагает окружающих к тому, кто его носит.

Скромный человек редко является объектом зависти.

Думайте как мудрецы, но разговаривайте как люди вокруг вас.

Быть хорошим слушателем — большой талант, развить который непросто. Хорошо воспитанный человек должен обладать им, как бы тяжело ему это не далось.

Всякий хорошо воспитанный человек умеет изящно снимать шляпу.

Хорошо воспитанные люди редко носят вещи самой последней моды. Это привилегия денди и позеров. Тем не менее, хорошо одеваться — большое достоинство.

Лорд Честерфилд говорил: «Излишества в одежде подразумевают ошибочное восприятие мира».

Благоразумие и достойное поведение, как серебряные деньги, всегда ценны.

Каждый родитель должен научить своего ребенка искусству пользования столовыми приборами. Нет ничего более неприятного, чем оказаться перед блюдом, которое не знаешь, как правильно есть.

Лорд Честерфилд говорил: «Танцы — это пустяковое и глупое занятие, но это та форма социального безумия, в которую должны время от времени погружаться даже разумные люди».

Если Вы сопровождаете жену на танцевальную вечеринку, никогда не танцуйте с ней, разве что самый первый танец.

Женская уборная — место, куда ни при каких условиях не должен заглядывать ни один джентльмен.

Джентльмены не должны собираться в группы и оставлять дам без внимания.

Поднимаясь по лестнице с дамами, идите сбоку от них или спереди, но не сзади.

Проходя на улице мимо одиноких дам не ускоряйте, и не замедляйте шага. Не рассматривайте слишком пристально платье таких дам.

Принимая гостей, сделайте все возможное, чтобы они чувствовали себя как дома. Просто предложить им быть как дома не достаточно.

Один раз поговорить с праздным человеком достаточно, чтобы услышать все, что он знает в этой жизни.

Не достаточно просто кивнуть даме, встреченной на улице, или просто коснуться шляпы. Головной убор нужно снять, это проявление элементарного уважения к ее полу.

Мужчина, который сопровождает даму, куря при этом сигару, ставит под сомнение ее репутацию.

Джентльмен не должен стоять в дверях отелей или на углу улиц, рассматривая проходящих дам.

Когда мужчина женится, все его прошлые связи должны закончиться, если только он не намекнет на желание возобновить их.

Не будьте эгоистичными, но уступайте в мелочах.

“Все хотят быть Кэри Грантом. Даже я сам хочу им быть”, - говорил актер в одном из интервью. Но в каждой шутке есть доля шутки: Кэри Грант – идеал невозмутимого и остроумного джентльмена, каким его представляли в середине ХХ века, и идеал актера, каким его представляли в “золотой век” Голливуда - был выдуман и создан человеком, когда-то носившим это имя. В день рождения актера проект Weekend сформулировал 7 правил, которые помогли Кэри Гранту стать тем, кем он хотел.

1. Сменить имя на более подходящее

Псевдоним “Кэри Грант” актеру подарили на студии Paramount в 1931 году, он был созвучен имени другой звезды того времени – Гэри Куперу, даже инициалы были похожи C.G. и G.C. До этого почти 27 лет он жил под фамилией Лич и именем… Арчибальд!

Сам Арчи Лич тоже не был в восторге от своих паспортных данных. Он родился в Бристоле в семье, как принято говорить, “среднего достатка”, его отец Элиас Лич был портным на швейной фабрике. Что касается матери, ее трагическая судьба пересказана множеством биографов актера: он был еще совсем маленьким, когда мать поместили в лечебницу для душевнобольных. Отношения с отцом после этого не заладились, и в 14 лет Арчи Лич сбежал из дома и присоединился к бродячей труппе акробатов. Вместе с этой труппой в начале 1920-х годов акробат, мим и жонглер Арчи Лич оказался по другую сторону океана – в Нью-Йорке, где продавал галстуки и ходил на бродвейские прослушивания в ожидании своего счастливого часа.

“Я провел большую часть своей жизни, разрываясь между Арчи Личем и Кэри Грантом: не будучи уверенным ни в одном из них и сомневаясь в обоих. Я притворялся кем-то, кем хотел быть, до тех пор, пока не стал этим человеком. Или он стал мной”.

Свои первые более-менее заметные роли в кино он сыграл в паре с Мэй Уэст в фильмах “Она обошлась с ним нечестно” и “Я не ангел”. В начале своей карьеры в кино он зарабатывал немногим больше статистов: играя роль лейтенанта Пинкертона в “Мадам Баттерфляй” (1932), он получал 450 долларов в неделю, а за роль Черепахи Квази в экранизации “Алисы в стране чудес” (1933) – 750 долларов в неделю, и это при том, что ради роли ему приходилось забираться внутрь весьма экстравагантного костюма…

2. Трепетно относиться к своему внешнему виду

Имя Кэри Гранта стало синонимом хорошо одетого мужчины. Его считали педантом в плане одежды: сохранилось даже письмо Гранта одному их своих портных, где он критикует присланную рубашку за слишком короткий воротничок. Сам же актер себя никогда не считал особым модником и следовал завету отца, служившего в свое время портным: “Мой отец всегда говорил: пусть видят тебя, а не костюм. Он должен быть вторичным”.

© Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Warner Bros.

Кэри Грант в фильме “Ночь и день”, 1946 год

Тем не менее, в 1960-х в журнале This Week вышла статья Кэри Гранта, где он рассуждал о принципах, которым стоит следовать, если хочешь достойно одеваться.

“Я уверен, что мужская одежда - так же, как женская - должна подчеркивать достоинства фигуры и скрывать недостатки. Во всех случаях самый надежный стиль поведения - это золотая середина, вдумчивая благоразумность. Одежда должна быть комфортной, понятной и не вызывающей беспокойства”.

Вот, кстати, и пара практических советов от Кэри Гранта из этой статьи.

  • Одна пара дорогих ботинок лучше, чем четыре пары дешевых: “Мой отец когда-то дал мне отличный совет, который сослужил мне прекрасную службу в те времена, когда мои заработки были невысоки. Он сказал: лучше купить одну хорошую, пусть и дорогую пару обуви, чем четыре дешевых. Пара ботинок, сделанная из хорошей кожи, при надлежащем уходе запросто переживет те четыре. То же самое с костюмами. Просто покупайте то лучшее, что вы можете себе позволить, даже если это значит, что вы будете покупать намного меньше”.
  • Аккуратнее с рукавами: “Если рукава слишком широки (непропорционально широки по сравнению с обычными), образуется слишком глубокая пройма. Даже не думайте о покупке, если вы среднего или худощавого телосложения - вы будете неплохо выглядеть со спины, но ужасно спереди с рукавами, которые постоянно перекашиваются, когда вы поднимаете руки. Вещи с глубокой проймой популярны, например, среди рабочих, потому что одна и та же куртка подходит многим людям” .
  • Если выбирать только один костюм, то лучше темный: “Что же следует покупать? Итак, если ваш бюджет ограничен и вы можете позволить себе лишь один костюм, я бы выбрал что-то ненавязчивое. Темно-синий, почти черный, из легкой ткани, подходящий как для дня, так и для вечера. Я предлагаю остановиться на легкой ткани, потому что сегодня большинство ресторанов, офисов, магазинов и театров хорошо отапливаются и осенью, и зимой. К своему удивлению, я обнаружил, что это так даже в Москве. Так что холодная одежда будет причинять вам неудобство, только если вы находитесь на улице” .

Безусловно, Грант одевался согласно моде своего времени. В 1940-х это были строгие темные костюмы в полоску, как у его героя-альфонса из “Подозрения” (1941). В 1960-х мягкие двубортные пиджаки и узкие галстуки, в таких он убегает от наемных убийц в фильмах “На север, через северо-запад” (1959) или “Шарада” (1963). Неизменные фетровые шляпы-федоры, которые его герои сдвигают на глаза в попытке “замаскироваться”: так делал Мортимер в ленте “Мышьяк и старые кружева”, когда тайно женился на своей возлюбленной, из-под такой шляпы поглядывал его Девлин, когда шпионил в “Дурной славе”. Главное, что роднит этих героев и самого актера – безупречные костюмы и белые рубашки.

Кэри Грант в фильме “Подозрение”, 1941 год

Еще одна характерная особенность Кэри Гранта – загар, причем настолько сильный, что на некоторых фотографиях актер выглядит и в правду “забронзовевшим”. В вопросе солнечных ванн он был столь же придирчив, как и в любом другом: только натуральный загар, никаких специальных средств или солярия.

При этом Гранту от природы была присуща элегантная небрежность, с которой ему удавалось носить не только смокинги и цилиндры, но и выкручиваться из “непредвиденных ситуаций” на экране и в жизни, лишь приподнимая бровь в знак удивления.

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/20th Century Fox Film Corporation

Мерилин Монро и Кэри Грант в фильме “Обезьяньи проделки”, 1952 год

3. Не зацикливаться на деньгах

Родители Кэри Гранта, как известно, никогда были богаты, да и сам актер в первые годы своей нью-йоркской жизни перебивался случайными заработками. Это научило его рационально относиться к деньгам. В Голливуде он долгое время был единственным независимым актером, не имевшим агента и самостоятельно заключавшим контракты со студиями. И если в начале 1930-х годов он зарабатывал в среднем 450 долларов в неделю, то, например, роль в знаменитой хичкоковской ленте “На север через северо-запад” принесла ему 450 000 долларов, плюс 315 000 долларов сверхурочных и процент от прибыли; а гонорары последних фильмов составляли уже несколько миллионов.

Но при всей свое разумности и экономности Грант никогда не был скрягой, он часто принимал участие в благотворительных акциях. Например, весь свой гонорар за роль в комедии “Мышьяк и старые кружева” - 100 000 долларов – он передал в американский Фонд помощи жертвам Второй мировой войны.

В 1942 году Кэри Грант женился на Барбаре Хаттон, богатой наследнице, чье состояние составляло несколько десятков миллионов долларов. Для обоих это был не первый брак, и первые два бывших супруга Барбары не стеснялись запускать руку, а то и обе, в ее кошелек.

“Я знаю, что нас называли Cash and Cary (“Наличка” и Кэри, прозвище вдвойне обидное еще и потому, что в английском созвучно “cash and carry” - “заплати и уноси”, как называют универмаги самообслуживания – прим. ред.), но я никогда не просил у Барбары ни пенни. Я женился не ради денег, слава богу, это правда. Возможно, что когда я женился, то не руководствовался здравым смыслом, но деньги не играли здесь никакой роли”.

Американская светская львица Барбара Хаттон, 1931 год

Действительно, Кэри Грант был единственным из семи мужей Барбары, который не взял ни цента из ее денег, заботился о ее сыне больше, чем его собственный отец граф вон Харденберг и старался поддерживать ее даже после развода, насколько она позволяла.

В то время как состояние его экс-супруги уменьшалось на глазах из-за ее расточительности, Грант своими доходами тоже старался распоряжаться с умом, вкладывая в их в акции и доходные предприятия. На пенсии он вошел в совет директоров косметической компании Fabergé (в 1989 году компания была куплена концерном Unilever, и бренд перестал существовать).

4. Любить женщин

Всего Кэри Грант был пять раз женат, а количество романов, кажется и вовсе не сосчитать. В кино его партнершами были самые известные красавицы своего времени: Мэрилин Монро и Ингрид Бергман, Джоан Фонтейн и Джинджер Роджерс.

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Paramount Pictures/Warner Independent/Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Кэри Грант с актрисами Джинджер Роджерс (в фильме “Мартышкин труд”), Ингрид Бергман (в фильме “Дурная слава”) и Эвой Мари Сейнт (в фильме “На север через северо-запад”)

Говорили, что на съемках “Плавучего дома” он безумно влюбился в Софи Лорен, которая была моложе его на 31 год, но та выбрала Карло Понти, чем разбила бедняге Гранту сердце. И при всем этом в течение жизни актера не утихали слухи о его гомосексуальности.

Грант комментировал подобные выпады и вопросы со своей обычной сдержанностью: “У меня нет планов писать собственную автобиографию, я оставляю эту работу другим. Уверен, они смогут сделать из меня гомосексуалиста, нацистского шпиона или еще кого-нибудь”.

Его первой супругой стала актриса Вирджиния Черрилл, та самая, что сыграла слепую цветочницу в чаплинских “Огнях большого города”. Они прожили вместе всего год, во время развода актриса обвинила Гранта в бытовом насилии, он не стал комментировать этот факт во время процесса, но пресса немедленно подхватила историю. После развода актер впал в затяжную депрессию, начал лечиться у психоаналитика. Впоследствии в течение всей жизни Грант не раз обращался к специалистам, принимал сильнодействующие средства и даже наркотики. Тот факт, что он какое-то время принимал ЛСД, подтверждает в своей книге и его дочь Дженнифер.

Его следующий брак с миллионершей Барбарой Хаттон продлился чуть дольше, 3 года, и все это время был одной из самых популярных тем таблоидов. Как мы уже писали, богатство Барбары привлекало к ней главным образом охотников за приданым и благородство Кэри в вопросе денег, по идее, должно было сделать этот брак более крепким, однако в июле 1945 года Хаттон подала на развод, назвав в качестве причины то, что “Грант не любил ее друзей”. Действительно, во время их совместной жизни главной темой для споров были многочисленные вечеринки и “халявщики”, окружавшие Хаттон и жившие за ее счет. Тем не менее, экс-супруги остались друзьями.

“Каждый следующий брак кажется труднее предыдущего. Но я с большим энтузиазмом принимаю “наказание” и каждый раз “наступаю на эти грабли”, чтобы получить очередную порцию страданий. И не спрашивайте меня, почему”.

Кэри недолго оставался одиноким: в 1948 году на съемках фильма “Каждая девушка должна выйти замуж” он познакомился с британской актрисой Бетси Дрейк, и через год они поженились. Этот брак примечателен тем, что стал самым длинным для Гранта, они прожили вместе 13 лет, а также тем, что именно Дрейк “познакомила” его с препаратом под названием ЛСД. Они развелись в 1962 году.

Три года спустя 61-летний Грант снова пошел под венец с 26-летней красавицей Дайан Кэннон, которая помогла актеру справиться с наркотической зависимостью и родила ему единственную дочь Дженнифер. Но и этот брак продержался всего пару лет. В пятый и последний раз Грант женился в возрасте 77 лет Барбаре Харрис, которая была на 47 лет моложе его и на тот момент работала PR-менеджером одного британского отеля. Свадьба была скромной, проходила она 15 апреля 1981 года в доме жениха в Беверли Хиллс, а среди приглашенных были только дочь Гранта Дженнифер, его адвокат Стенли Фокс с женой и филиппинец-дворецкий, работавший тогда у Гранта, тоже с супругой. После смерти актера в 1986 году его наследство было разделено между дочерью и последней женой.

5. Всегда оставаться положительным персонажем

Один из главных фактов актерской биографии Кэри Гранта – он никогда не играл злодеев. В комедии “Мышьяк и старые кружева” его герой театральный критик Мортимер оказывается единственным вменяемым членом безумной семейки. По сюжету, его тетушки, известные на весь Бруклин своей благовоспитанностью, оказывается травят одиноких людей и закапывают их в подвале своего дома, а помогает им в этом деле безумный брат Мортимера, возомнивший себя президентом Рузвельтом и периодически “копающий” в подвале Панамский канал, да и второй брат оказывается убийцей.

Грант был одним из любимых актеров Хичкока, но даже мастеру саспенса не удалось превратить его в антигероя. В фильме “Поймать вора”, где партнершей Гранта была Грейс Келли, он играет бывшего вора Джона Роби по кличке Кот, которого подозревают в серии краж драгоценностей, прокатившейся по Французской Ривьере. И хотя все улики против Кота, к концу фильма ему удается оправдать себя.

Единственным случаем, когда Хичкоку удалось добавить каплю сомнения к безупречному кинообразу Гранта, стал фильм 1941 года “Подозрение”. Грант играет здесь бездельника и повесу Джонни Эйсгарта. В пригородном поезде он знакомится с Линой (Джоан Фонтейн), скромной дочкой отставного английского генерала, живущей с родителями в небольшом сельском имении. Лина без памяти влюбляется в Джонни и сбегает с ним. Вернувшись из свадебного путешествия, героиня осознает, что у ее мужа ни гроша за душой, он игрок и по уши в долгах. Она начинает подозревать мужа, что тот женился на ней ради приданого, которое оказалось на деле не таким большим, как он рассчитывал, а таинственная смерть лучшего друга Джонни и его увлечение детективами убеждает Лину в том, что она должна стать следующей жертвой супруга.

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/RKO Radio Pictures Inc.

Кэри Грант и Джоан Фонтейн в фильме “Подозрение”, 1941 год

Кульминацией фильма становится сцена, в которой герои несутся в машине по опасному участку дороги, идущей вдоль побережья, и Лина чуть не срывается в обрыв из-за случайно открывшейся дверцы машины. В тот момент не сразу ясно, пытается Джонни ее спасти или убить. На самом деле, Хичкок изначально задумывал превратить героя Гранта в убийцу и весь фильм логически подводил к такой концовке. Однако продюсеры воспротивились, посчитав, что это может плохо сказаться на имидже актера в будущем, и потребовали изменить финал: в результате все заканчивается хорошо, хотя сомнения в честности героя у зрителя все равно остаются.

В жизни актера дела обстоят похожим образом, несмотря на обвинения бывших жен в побоях или изменах, несмотря на проблемы с наркотиками и кучу прочих слухов, окружавших его всю жизнь, Кэри Гранту удалось сохранить репутацию “хорошего парня”.

6. Сохранять чувство юмора в самых суровых ситуациях

“Коньком” Кэри Гранта в кино всегда были комедии, как “Мышьяк и старые кружева” или “Воспитание крошки”, и даже триллерам Хичкока он добавлял нужную долю юмора. В фильме “На север через северо-запад” он умудряется “вставить свои пять копеек” на допросе у незнакомцев, принявших его за шпиона. Когда один из них запирает его в библиотеке со словами: “Подождешь здесь”, герой отвечает: “Не возвращайтесь! Книги моя страсть”. А чего стоит его “испуганный” взгляд в финале “Поймать вора”, когда героиня Грейс Келли сообщает ему, что ее маме понравится в его доме!

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans/Warner Bros. Pictures

Кэри Грант в фильме “Мышьяк и старые кружева”, 1944 год

При этом, Грант считал комедию одним из самых сложных для актера жанров.

“Секрет хорошей комедии в том, чтобы она выглядела естественно в любых обстоятельствах. Кино - самое сложное из этих обстоятельств. Стоя на сцене, ты хотя бы знаешь, смеются в зале или нет. А во время съемок фильма невозможно угадать будущую реакцию, остается только пытаться верно все рассчитать и разместить в правильном месте и надеяться, что через месяц, когда картину покажут в кино, окажется, что все было рассчитано правильно. Это сложно и требует опыта. Я навсегда запомнил фразу, которую произнес на смертном одре актер Альфред Мэттьюс (известный в Англии театральный актер – прим. ред.): “Умирать тяжело, но не так тяжело, как играть в комедии”.

7. Стареть красиво

С возрастом из смазливого юноши он превратился в сурового красавца с волевым подбородком, а седина, лишь добавляла ему шарма в глазах поклонниц. Но сам актер, не стремился молодиться, несмотря на молодость своих жен.

© Фото: Doctor Macro’s High Quality Movie Scans

Англо-американский актёр Кэри Грант на фото 1930-х годов и 1950-х

Известно, что Ян Флеминг держал в голове образ Кэри Гранта, когда придумывал своего легендарного агента 007 Джеймса Бонда. И именно его писатель предложил на роль для первого фильма “Доктор Но” (1962), но актер, которому на тот момент исполнилось 58 лет, счел себя слишком старым для роли шпиона-ловеласа и отказался.

“Когда люди говорят тебе, что ты молодо выглядишь, они также говорят о том, насколько ты стар”

Год спустя он снялся в фильме “Шарада” вместе с Одри Хепберн, которая была моложе его на 25 лет. Соглашаясь на эту роль, он вновь посчитал себя слишком старым, чтобы изображать “героя-любовника” бегающего за молоденькой старлеткой, и попросил внести изменения в сценарий, дабы подчеркнуть их разницу в возрасте: в результате не он бегает за героиней Хепберн, а наоборот, она “преследует” его.

В 1966 году Грант принял решение “уйти на пенсию” и больше не возвращался в кино, не смотря на уговоры Билли Уайлдера и Стэнли Кубрика, и занялся косметическим бизнесом.

“Моя жизненная формула проста: я встаю утром и иду спать ночью. Между этим я нахожу для себя лучшее занятие, которое могу придумать”.

Кэри Грант умер в 1986 году, его тело было кремировано, а прах, по желанию покойного, развеян над Тихим океаном.