Планирование Мотивация Управление

Госкорпорации и госкомпании. Государственные корпорации и государственные компании. Наибольшее участие государства

Экономика любого государства основывается на развитии различных предприятий, которые за счет своих налоговых отчислений в казну страны формируют в итоге положительный баланс. Наличие денег в державе, в свою очередь, - залог успешной жизни населения, гарантия безопасности, целостности страны, ее стабильного развития. Одним из основных источников доходов во все времена в развитых странах считались государственные компании, список которых мы подробно рассмотрим с вами в этой статье. Данные предприятия играют значительную роль в национальном хозяйстве, а иногда даже занимают лидирующие позиции в своей нише.

Определение государственной компании

Данные финансовые организации могут быть достаточно различны по своим возможностям, однако в целом имеют определенные сходства. Итак, государственная компания - организация, которая может иметь любую организационно-правовую форму. При этом ее основными средствами владеет либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Руководители же назначаются на свои посты (нанимаются по органами. Стоит отметить и такой факт: госкомпания всегда руководствуется не только поиском источников наибольшего дохода, но и стремится максимально удовлетворить потребности общества, ведь само название описываемой организации говорит о том, что государство является основным элементом, выступающим как в роли создателя, так и потребителя.

Главные положения

Любая государственная компания:


Права

Государственная компания на основании законодательства может:

  • Открывать свои дополнительные представительства и создавать различные филиалы.
  • Быть участником ассоциаций и прочих объединений организаций.
  • Заключать юридические договоры.
  • Иметь свою символику (вымпелы, флаги, эмблемы, прочие символы) и регулировать порядок ее размещения и использования на своих объектах и транспортных средствах.

Основные достоинства для работника

Зачастую государственная компания, преимущества которой будут указаны ниже, не способна предложить высокую заработную плату для своей кадровой единицы (исключение могут лишь составить руководители высшего звена). В то же время работа на такую организацию будет происходить однозначно в чётком соответствии с Трудовым кодексом РФ. В свою очередь, для обычного человека это будет означать, что:


Также немаловажно и то, что для соискателей работы государственная компания выдвигает менее жёсткие требования по возрасту, нежели какая-либо частная структура. Это особенно актуально для людей старше сорока лет, которые по современным меркам находятся в группе риска в плане трудоустройства.

Западные тенденции

Во многих западной части нашей планеты уже довольно давно существует характерная устойчивая особенность, которая заключается в следующем: молодые люди изначально строят свою карьеру и обеспечивают себе хорошую материальную базу на будущее в частных фирмах и предприятиях. После этого в возрасте примерно 40-45 лет они меняют работу и переходят в государственные компании, особенности которых, в свою очередь, позволяют человеку несколько расслабиться, ведь в таких организациях меньше энергозатраты работника, а также хорошее пенсионное и социальное обеспечение, что благоприятно влияет на качество и продолжительность жизни. Кроме того, госкомпании крайне редко выставляют объявления о своих вакансиях на просторах всемирной сети Интернет и чаще всего наиболее плотно сотрудничают с различными биржами труда и муниципальными службами.

Правила создания

Создание государственной компании регулируется законодательно. При этом обязательно следует сформировать совет директоров (наблюдательный совет) компании (и то и другое - высший орган правления).

Данный управляющий орган организации может решать следующие вопросы:

  • Утверждать программу деятельности компании на долгий период времени. Этот документ должен предусматривать выполнение производственных, финансовых, инвестиционных показателей, если это установлено федеральным законом.
  • Утверждать принцип оплаты труда работников, в котором должна быть предусмотрена зависимость зарплаты от уровня достижения основных показателей эффективной деятельности.
  • Определять порядок использования прибыли компании.
  • Принимать решения о передачи части материального имущества организации в государственную казну РФ.

Также высший орган вправе сам формировать специальные комитеты и комиссии для решения различных вопросов. Порядок деятельности созданных структур и их персональный и количественный состав определяются отдельным постановлением наблюдательного совета.

Госкомпании в экономике страны

Государственные компании России занимают ведущие позиции во многих сферах отраслях народного хозяйства Федерации. Однако есть такие отрасли, где присутствие государственных организаций весьма незначительно (например, легкая и пищевая промышленность).

Всего лишь 9% принадлежит госструктурам в производстве алкогольных товаров. Это стало возможным лишь благодаря «Татспиртпрому» и «Башспирту».

Такой же достаточно невысокий показатель - 9% - характерен для госкомпаний и в строительстве.

Степень проникновения государственного влияния в целлюлозно-бумажную отрасль составляет порядка 12%. Доходы в казну отчисляет лишь одно государственное предприятие - ФГУП «Госзнак». Основные же активы в данной сфере уже много лет принадлежат частным предприятиям и фирмам.

Телекоммуникационная сфера подвержена влиянию государства всего лишь на 14%. Основной государственной организацией здесь является «Ростелеком». 1 апреля 2011 года к нему были присоединены восемь региональных компаний «Связьинвеста» и ряд ФГУПов.

Государственное участие в производстве автомашин, полуприцепов и прицепов равно 17%, а в создании оборудования и механизмов - 15%.

Крайне слабые позиции государственного влияния в добыче руд различных металлов и металлургии. Здесь госкомпании имеют лишь 3% в отрасли цветной металлургии. При этом черной металлургией полностью владеют частные лица.

Добыча нефти. Страна контролирует 23% отрасли. Государственный контроль происходит благодаря активам «Роснефти» и «Газпромнефти».

Электроэнергетика принадлежит государственным структурам на 35%. Основная доля приходится на Московский регион («Мосэнерго», МОЭСК) и структуры федерального значения.

Учитывая, что государство владеет более чем половиной акций «Газпрома», контроль газодобывающей отрасли страной составляет 48%.

57% - именно столько принадлежит госкомпаниям в производстве различных судов, космических и летательных аппаратов. Позиции государства очень сильны в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Казанском вертолетном города Улан-Удэ, Объединенной судостроительной компании.

Самое сильное влияние крупные государственные компании имеют в транспортной отрасли - 73%. Здесь на первый план выходят железные дороги, нефте- и газопроводы. Железнодорожный транспорт находится в ведении ОАО «Российские железные дороги», которое полностью принадлежит государству. Нефтепроводы находятся под контролем «Транснефти», а газопроводы - «Газпрома».

Дорожный монополист

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана и действует исключительно с целью выполнения функций заказчика в процессе проектирования, строительства, реконструкции, проведения капитального ремонта и содержания автомобильных дорог. Также компания занимается (в том числе и управлением потоками транспорта), обеспечением необходимого уровня услуг (скорость, комфортабельность, безопасность), взиманием платы за проезд по платным дорогам, осуществляет контроль за обеспечением сохранности дорог, проводит оценку транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. Помимо этого, государственная структура предоставляет консультационные, инжиниринговые и прочие услуги в своей установленной сфере деятельности. К ее обязанностям относится и полиграфическая деятельность, направленная на создание атласа автодорог Российской Федерации. Компания также создаёт, внедряет и применяет инновационные механизмы регулирования транспортными потоками, ведет учет показателей аварийности на трассах. Вместе с этим организация имеет право представлять к государственным наградам своих работников, осуществляющих свою деятельность в сфере дорожного хозяйства.

Создать государственную компанию было решено 17 июля 2009 года. Основой ее работы является подписанный Дмитрием Медведем Федеральный закон.

В 2014 году государственная компания «Российские автомобильные дороги» достигла соглашения с Российским фондом прямых инвестиций по поводу совместного привлечения инвесторов в различные проекты сферы Данный договор позволил повысить объемы постройки новых автодорог в стране под контролем государства. Контракт позволил привлечь от ведущих иностранных инвесторов не менее 25% финансирования проектов.

24 июня 2016 года в Пекине прошли переговоры Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, в которой принимал участие председатель «Автодора» Сергей Кельбах. Результатом заседания было утверждение перечня приоритетных проектов развития автомобильной инфраструктуры. Так, в частности, было уделено особое внимание строительству маршрута «Европа - Западный Китай». Проект является частью опорной сети скоростных автодорог. В данной глобальной стройке российская государственная компания является исполнителем, который должен будет построить порядка 2,3 тысячи километров дорог. Проект включает в себя две очереди. Первая составляет 567 километров скоростного автобана М-11 (Москва - Санкт-Петербург). Вторая очередь - от Центральной кольцевой автомобильной дороги до границы с республикой Казахстан.

Гиганты российских просторов

Крупнейшие государственные компании России, безусловно, являются теми организациями, которые во многом определяют экономическое состояние всей страны. Поэтому будет вполне целесообразно рассмотреть перечень этих титанов. В их числе значатся:

  • "Ростехнологии".
  • "Росатом".
  • "РусГидро".
  • Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы.
  • "Роснефть".
  • "Газпром".
  • "Транснефть".
  • РАО "Энергетические системы Востока".
  • "Аэрофлот".
  • "Объединенная авиастроительная корпорация".
  • "Российские железные дороги".
  • "Алмаз-Антей".
  • "Объединенная судостроительная корпорация".
  • Корпорация "Тактическое ракетное вооружение".
  • "АвтоВаз".
  • Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".
  • Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева.
  • Акционерная компания "Алроса".
  • "Вега".
  • Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор".
  • Центр технологии судостроения и судоремонта.
  • "Росхимзащита".
  • "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского".
  • Концерн "Океанприбор".
  • "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева.
  • Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром".
  • "Микроген".
  • ФГУП "Космическая связь".
  • ФГУП "Почта России".
  • ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
  • Иркутское ОАО энергетики и электрификации.
  • Системный оператор Единой энергетической системы.
  • Международный аэропорт Шереметьево.
  • Аэропорт Кольцово.

Все эти крупнейшие государственные компании России находятся под контролем органов исполнительной власти федерального значения и комиссии по высоким технологиям и инновациям. Делается это с целью разработки и реализации инновационных программ развития.

Наибольшее участие государства

  1. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Государственная компания входит в сектор машиностроения. Государство владеет 93,4% акций. Корпорация появилась на свет в 2006 году. Изначально все 100% акций были во владении госструктур, однако в 2009-м часть акций была распродана частным лицам.
  2. «Алроса» - самый крупный производитель алмазов в стране. Государству принадлежит 90,9% акций.
  3. «Таттелеком». Власть не владеет компанией напрямую, а благодаря холдингу "Связьинвестнефтехим". При этом в управлении государства находится 87,2% акций.
  4. «Роснефть» находится под пристальным вниманием правительства. Государство удерживает 82% акций.
  5. Энергетическая компания «ЕЭС» находится по большей части в ведении Росимущества (79,55%).
  6. «Транснефть». 78,11% имеющегося уставного капитала - собственность государства.
  7. Банк "ВТБ". "Росимущество" выкупило 75,5% акций.
  8. «Кубаньэнерго» Энергетическое предприятие, отвечавшее за обеспечение электроэнергией олимпийских объектов Сочи, принадлежит государству на 70%.
  9. «Русгидро». Доля Росимущества в компании составляет 60,5%.
  10. «Интер РАО». Страна владеет почти 60% акций.
  11. «Аэрофлот» - полноправный член авиационного альянса SkyTeam, 51,17% акций которого принадлежат государству.

В заключение отметим: надеемся, что данная статья все же смогла вам помочь понять, какие компании государственные на сегодняшний день, в чем их основные положительные качества и какова доля участия в развитии России.

Которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 221).

2. Рекомендовать организациям по перечню, предусмотренному приложением к Правилам согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций" (в редакции настоящего постановления), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядки согласования плановых и программно-целевых документов с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и согласовывать такие документы с указанным Министерством.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и федеральным органам исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления подготовить директивы представителям государства в органах управления организаций с государственным участием об утверждении на очередном заседании органов управления организаций по перечню, предусмотренному настоящего постановления, порядка согласования плановых и программно-целевых документов, предусмотренного пунктом 2 настоящего постановления.

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502

1. В наименовании и пункте 1 слова "инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" заменить словами "плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций".

2. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Для целей применения настоящего постановления под плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций понимаются долгосрочные программы развития, стратегии, инвестиционные программы и программы инновационного развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций.".

3. В Правилах согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием, утвержденных указанным постановлением:

а) в наименовании слова "инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" заменить словами "плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящие Правила определяют порядок согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов, поступающих от государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, включенных в перечень согласно приложению (далее соответственно - государственные компании, программные документы), и порядок согласования изменений, которые вносятся в утвержденные программные документы.";

в) в пунктах 3 - 6 слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

г) в пункте 7:

в абзаце первом слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

в абзаце втором слова "инвестиционная программа" заменить словами "программный документ", слово "согласованной" заменить словом "согласованным";

д) в пунктах 8 - 11 слова "инвестиционная программа" в соответствующих числе и падеже заменить словами "программный документ" в соответствующих числе и падеже;

е) пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. При отсутствии согласованного решения по проекту программного документа по итогам согласительного совещания вопрос урегулирования разногласий рассматривается в Правительстве Российской Федерации с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.";

ж) в пункте 13:

в абзаце первом слова "утвержденную инвестиционную программу" заменить словами "утвержденный программный документ", слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

в абзаце втором слова "утвержденные инвестиционные программы" заменить словами "утвержденные программные документы", слова "инвестиционной программы" заменить словами "программного документа";

з) дополнить приложением следующего содержания:

"ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам согласования
Министерством Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока
плановых и программно-целевых
документов государственных
корпораций, государственных компаний
и иных организаций

Перечень
государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, согласование плановых и программно-целевых документов которых осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

1. Акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество)

2. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования"

3. Акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток"

4. Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"

5. Акционерное общество "Объединенная зерновая компания"

6. Акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

7. Акционерное общество "Росагролизинг"

8. Акционерное общество "Росгеология"

9. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"

10. Акционерное общество "Российская венчурная компания"

11. Акционерное общество "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации"

12. Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

13. Акционерное общество "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона"

14. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)

15. Государственная компания "Российские автомобильные дороги"

16. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

17. Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"

18. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"

19. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

20. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

21. Некоммерческая организация "Фонд развития моногородов"

22. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

23. Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Дальний Восток"

24. Публичное акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

25. Публичное акционерное общество "Газпром"

26. Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

27. Публичное акционерное общество "Транснефть"

28. Публичное акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания"

29. Публичное акционерное общество "Интер РАО ЕЭС"

30. Публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

31. Публичное акционерное общество "Российские сети"

32. Публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро"

33. Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

34. Федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития".

Обзор документа

Правила согласования Минвостокразвития России инвестиционных программ госкомпаний распространены на все их программные документы. Кроме того, речь идет не только об организациях с госучастием.

Под названными документами понимаются долгосрочные программы развития, стратегии, инвестиционные программы и программы инновационного развития.

Уточнен порядок рассмотрения вопроса об урегулировании разногласий по проекту документа.

Утвержден перечень организаций (всего 34), программные документы которых согласует Министерство. Помимо госкорпораций и госкомпаний, в него включены иные организации (АО, ООО, НКО, ФГАУ).

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация , учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам . Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц , подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.

Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов . Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления , в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность . Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал , который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов .

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Самостоятельная имущественная ответственность . Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).

Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

УТВЕРЖДЕН
решением Правительственной комиссии
по высоким технологиям и инновациям
от 3 августа 2010 г., протокол № 4

П Е Р Е Ч Е Н Ь
акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, федеральных
государственных унитарных предприятий, разрабатывающих программы инновационного развития

Группа 1 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития осуществляется Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям

Наименование компании

ГК «Росатом»

ГК "Ростехнологии"

Мипромторг России

Открытое акционерное общество "РусГидро"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Холдинг МРСК"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Газпром"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту

нефти "Транснефть"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока"

Минэнерго России

Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Современный коммерческий флот" ("Совкомфлот")

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Автоваз"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество «Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени СП. Королева"

Роскосмос

ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Инвестиционная компания связи"

Минкомсвязь России

Закрытое акционерное общество "Акционерная компания "Алроса"

Минфин России

Группа 2 - компании, в отношении которых мониторинг разработки и реализации программ инновационного развития реализуется федеральными органами исполнительной власти

Наименование компании

Федеральный орган исполнительной власти (отраслевое ведомство)

Открытое акционерное общество "Концерн радиостроения "Вега"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Созвездие"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Центр технологии судостроения и судоремонта"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Научно-производственное объединение "Аврора"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Корпорация "Росхимзащита"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Океанприбор"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Концерн "Моринформсистема - Агат"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э.Дзержинского"

Минпромторг России

Открытое акционерное общество "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф.Решетнева"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко"

Роскосмос

Открытое акционерное общество "Новороссийский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Мурманский морской торговый порт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Аэропорт Кольцово"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "СГ-Транс"

Минтранс России

ФГУП "Росморпорт"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Международный аэропорт Шереметьево"

Минтранс России

Открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы"

Минэнерго России

Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации

Минэнерго России

ФГУП "Космическая связь"

Минкомсвязь России

ФГУП "Почта России"

Минкомсвязь России

ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"

Минкомсвязь России

ФГУП "Научно-производственное объединение по медицинским иммунобиологическим препаратам "Микроген"

Минздравсоцразвития России

Открытое акционерное общество "Оборонсервис"

Минобороны России

Открытое акционерное общество "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром"

Минпромторг России

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество, переданное ей Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации.

Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом о ее создании не предусмотрено иное. Может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация в отличие от открытого акционерного общества (ОАО) с преобладающим государственным участием не может быть признана банкротом, так как действующее законодательство предусматривает банкротство лишь некоммерческих организаций, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного и иного фонда. На госкорпорации также не распространяются требования о раскрытии информации, обязательные для ОАО.

Принципиальное отличие госкорпорации от государственного унитарного предприятия (ГУПа) заключается в выводе госкорпорации даже из- под формального контроля государственных органов. В частности, госкорпорации не обязаны отчитываться перед госорганами о своей деятельности, за исключением ежегодного представления Правительству России годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности, некоторых иных документов. Любые другие федеральные органы государственной власти, включая Минюст и Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. При этом госкорпорация не обязана публиковать даже указанную отчетность (она публикует только отчетность, прямо названную законом о ее создании).
Создание госкорпораций стало возможным после внесения 8 июля 1999 года изменений в Закон "О некоммерческих организациях".

Первой государственной корпорацией в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году (упразднено в 2004 году).

Создание госкорпораций стало магистральным направлением государственной политики во второй половине 2007 года.

В настоящее время в Российской Федерации существуют семь госкорпораций - Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк, ВЭБ), Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"), Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), Фонд содействия реформированию ЖКХ, Государственная корпорация по атомной энергии ("Росатом") и Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ГК "Олимпстрой"). Кроме того, в июле 2009 года глава государства утвердил закон о создании государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор"), которая будет развивать сеть автомобильных дорог и придорожную инфраструктуру.

В марте 2009 года в СМИ появилась информация о том, что такая форма юридических лиц, как госкорпорации, может быть упразднена. Как написала 19 марта газета "Коммерсант" , эта идея содержалась в проекте "Концепции развития законодательства о юридических лицах", подготовленном президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. Документ предлагал преобразовать госкорпорации в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями. Подготовить такую концепцию поручил президент Дмитрий Медведев указом от 21 июля 2008 года.