Планирование Мотивация Управление

Новые онлайн кассы теперь и у нас! Сдача имущества в аренду и применение ККТ: обязан ли предприниматель применять ККТ? Сдача в аренду павильонов применение ккм

Вопрос о применении онлайн-кассы при сдаче в аренду жилых и нежилых помещений для организаций и предпринимателей (далее — предприятия) очень важен. Бывает так, что арендная деятельность — единственное, чем занимается предприятие. И что же нужно под эту деятельность покупать ККТ? Ответ на вопрос зависит от того, кому сдается помещение и как осуществляется расчет за его аренду.

Для ИП, сдающих в аренду жилые помещения, принадлежащих им на праве собственности (скоро будет добавлено «а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах») есть исключения — в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона №54-ФЗ они имеют право не применять ККТ (ССЫЛКА). Кроме того, в соответствии с вносимыми в Закон 54-ФЗ поправками, индивидуальные предприниматели (не имеющие наемных работников), которые оказывают услуги (в том числе и услуги по сдаче в аренду жилых и нежилых помещений), могут воспользоваться отсрочкой применения ККТ до 01 июля 2021 года (подробнее об этом рассказано ).

А в остальных случаях следует разбираться отдельно, учитывая все нюансы.

Если арендная плата поступает от индивидуального предпринимателя

ИП может рассчитываться за арендуемое помещение самыми разными способами. В этой связи у арендодателя возникает возможность не использовать онлайн-кассу по факту приема арендных платежей. Но не во всех случаях:

1. Если предприниматель вносит аренду со своей личной банковской карточки (т.е. оформленной на него, как на физическое лицо, а не на компанию), то закон №54-ФЗ подобные расчеты рассматривает, как платежи между предприятием (арендодателем) и простым физлицом. А значит, онлайн-касса в этой ситуации применяется арендодателем на общих основаниях (п. 1-2, 3-4 статьи 1.2 закона №54-ФЗ), за исключением случаев, которые утверждены самим законом. Но здесь есть некоторые внутренние нюансы, в частности:

  • если деньги с личной банковской карты предпринимателя списываются напрямую через сайт арендодателя или с помощью установленного на сайте платежного агрегатора, который не является платежным агентом (например, Яндекс Касса, PayMaster и другие сервисы), то онлайн-касса арендодателем применяется;
  • если аренда списывается с личной банковской карточки ИП с помощью, например, системы «Сбербанк-онлайн», которая является формой дистанционного банковского обслуживания, то у арендодателя . Дело в том, что при осуществлении таких расчетов между арендодателем (либо его представителем) и арендатором нет ни прямого, ни дистанционного контакта. Более того, арендодатель фактически не принимает денежные средства — это делает за него банк путем предоставления арендатору доступа к Интернет-банкингу. Однако со вступлением в июле 2018 года новых поправок к закону №54-ФЗ возникли определенные сомнения по поводу расчетов платежными карточками через Интернет-банкинг. Поэтому вопрос внесения оплаты за аренду через такие банковские системы стоит уточнить в письменном виде в ИФНС;
  • если аренда вносится с личной банковской карты ИП, но через терминал платежного агента (субагента) либо банковского платежного агента (субагента), тогда кассовый документ по факту оплаты выдает агент, а не арендодатель.

2. Если предприниматель оплачивает аренду со своего личного расчетного счета, оформленного на физическое лицо, а не для целей предпринимательской деятельности, и с помощью платежного поручения, тогда арендодатель вправе до 01.07.2019 не пользоваться ККТ и даже не выдавать и не направлять кассовые документы. Основание — п. 4 статьи 4 закона №192-ФЗ (ССЫЛКА), которым 03.07.2018 в закон №54-ФЗ внесены поправки.

3. Если предприниматель совершает арендный платеж через платежное поручение с расчетного счета, который открыт им для ведения предпринимательской деятельности и после его регистрации в качестве ИП, тогда обязанности по применению контрольно-кассовой техники у арендодателя нет. Основание — п. 9 статьи 2 закона № 54-ФЗ.

4. Если за предпринимателя аренду вносит подотчетное лицо наличными в кассу арендодателя или с помощью платежной карты (при условии ее предъявления ), онлайн-касса должна применяться. Но если подотчетное лицо совершает платеж с корпоративной карты без ее предъявления , тогда арендодателю нет необходимости использовать ККТ. Основание — все тот же пункт 9 статьи 2 закона №54-ФЗ.

5. Если аренда выплачивается с личного веб-кошелька (Яндекс Деньги, PayPal, Qiwi, WebMoney и другие), который принадлежит предпринимателю, как физлицу, тогда арендодатель обязан применить онлайн-кассу. Основание — абз. 21 ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2, п. 5 статьи 1.2 закона №54-ФЗ. Дело в том, что веб-кошельки Положением ЦБ РФ №383-П от 19.06.2012 (абз. 8 п. 1.1 гл. 1 Положения — ССЫЛКА) относятся к электронным средствам платежа и к форме безналичных расчетов. А закон 54-ФЗ обязывает . И даже п. 4 статьи 4 закона 192-ФЗ не дает арендодателям отсрочку до 01 июля 2019 года при подобных расчетах, поскольку использовались (!) электронные средства платежа.

6. Но если аренда списывается с корпоративного веб-кошелька, тогда онлайн-касса арендодателем не применяется на основе п. 9 статьи 2 закона 54-ФЗ. Ведь электронное средство платежа при таких расчетных операциях не предъявляется!

Теперь рассмотрим ситуацию, когда арендатор — организация.

Если плату за аренду вносит организация (юридическое лицо)

В случае если плату за аренду организация переводит со своего расчетного счета, с корпоративного веб-кошелька, корпоративной банковской карты и иным безналичным образом, но без фактического предоставления самого электронного средства платежа , тогда арендодатель не обязан применять онлайн-кассу (п.9 ст.2, закон 54-ФЗ). Но при этом нужно помнить следующее: безналичные варианты расчета перечислены Центробанком РФ в Положении №383-П от 19.06.2012. В их состав входят только следующие платежи:

  • посредством аккредитивов;
  • через платежные поручения;
  • посредством инкассовых поручений;
  • с помощью чеков;
  • в формате прямого дебетования;
  • путем перевода электронных денежных средств, включая использование для этого электронных средств платежа.

За пределами этого списка расчеты не могут быть названы «безналичными». А значит, только при использовании вышеуказанных форм в расчетах между юрлицами и (или) предпринимателями можно не использовать ККТ. Исключение — когда электронное средство платежа предъявляется арендатором (представителем арендатора) для расчета.

Если аренда списывается с личной карточки директора без ее предъявления арендодателю, то при решении проводить или нет арендодателю данную операцию через онлайн-кассу, нужно учесть следующее:

  • идентификация платежа, произведенного с личной карточки работника арендатора в пользу арендодателя, осуществляется на основании «Назначения платежа». Как правило, это ссылка на счет или договор с обязательным указанием, что оплата производится за организацию;
  • директор вправе действовать без доверенности от лица своей компании. Поэтому ему при совершении оплаты предъявлять такой документ не нужно (для простого подотчетного лица может потребоваться доверенность).

В итоге на основании этих двух положений и ряда разъяснений (письмо Минфина РФ №03-01-15/65063 от 11.09.2018 (ССЫЛКА), письмо ФНС РФ №АС-4-20/15566@ от 10.08.2018 (ССЫЛКА)) платеж, совершенный с личной карточки директора юрлица (арендатора), отождествляется, как расчет между предприятиями, а не между работником арендатора (физлицом) и арендодателем. А значит, если карточка не предъявлена при платеже, применять ККТ арендодателю не нужно. Но в случае, когда директор фирмы-арендатора забыл прописать в «Назначении платежа» за кого он платит, за что и на основании какого договора (или счета), тогда подобный платеж закон №54-ФЗ переквалифицирует в расчеты между физлицом и предприятием.

Если аренду оплачивает обычное физическое лицо

Если физическое лицо оплачивает аренду в безналичной форме, не используя электронное средство платежа, тогда предприятие — арендодатель при получении денег освобождается от применения ККТ до 1 июля 2019 года. Если в расчетах участвует электронное средство платежа, касса используется в общем порядке с учетом действующих в законе 54-ФЗ исключений.

О необходимости применения ККТ при получении арендной платы за недвижимое имущество от физического лица, которое не является индивидуальным предпринимателем, также разъясняется в письме Минфина РФ от 09.10.2018 № 03-01-15/72536.

Особое внимание стоит уделить платежу за аренду, который физлицо вносит наличными через банк, тогда арендодатель до 01.07.2019 может не применять кассовую технику. Основание — такая форма платежа относится к безналичной (гл. 9 Положения Центробанка РФ №383-П от 19.06.2012). При совершении данных расчетов п. 4 ст. 4 закона №192-ФЗ предоставляет отсрочку продавцам (исполнителям) в использовании онлайн-кассы до 01 июля 2019 года.

Выводы

  • при безналичных расчетах за аренду ИП и организация, внося оплату через доверенных лиц, должны позаботиться об отождествлении таких платежей с предприятием. Тогда арендодателю не будет необходимости использовать онлайн-кассу. А у самих предприятий не возникнет проблемы с принятием данных платежей в состав расходов;
  • https://сайт/ispolzovanie/obzor/ofd-ru.html который предоставляет не только услуги оператора фискальных данных, но и дополнительные полезные опции для предпринимателей.

Дискуссии на эту тему длятся уже давно. Об аргументах "за" и "против" читайте в этой статье.
Уже год как принят Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

Действие этого Закона распространяется на все наличные расчеты и расчеты платежными картами с участием как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и граждан в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ).

Среди видов деятельности, перечисленных в Законе N 54-ФЗ, по которым применение ККТ обязательно, аренда отсутствует. В связи с этим на практике возникает вопрос о применимости к ней положений Закона N 54-ФЗ.
Аренда не является ни продажей товаров, ни выполнением работ. Вопрос о том, относится ли аренда к оказанию услуг и соответственно нужно ли применять ККТ при внесении арендной платы наличными, является спорным. В настоящей статье мы рассмотрим существующие точки зрения по данной проблеме.

МНЕНИЕ НАЛОГОВИКОВ: ПРИМЕНЯТЬ ККТ НУЖНО

Из частных ответов на вопросы и арбитражной практики следует, что налоговые органы считают аренду услугой. По их мнению, поскольку цель принятия Закона N 54-ФЗ - контроль за поступлением выручки наличных денежных средств, а среди случаев, когда ККТ можно не применять, перечисленных в пунктах 2, 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, аренда не названа и бланк строгой отчетности, заменяющий чек, для этого вида деятельности не утвержден, применять ККТ обязательно.
В подтверждение своей позиции налоговики ссылаются на определение оказания услуг, содержащееся в ст. 38 НК РФ. Согласно ему услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Кроме того, положения главы 21 НК РФ также относят аренду к услугам.
Однако такой подход является спорным. Ведь законодательство о ККТ не относится к налоговому, следовательно, термины налогового законодательства на отношения, регулируемые Законом N 54-ФЗ, распространять нельзя.

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ: ККТ ПРИМЕНЯТЬ НЕ НАДО

Рассматриваемая нами проблема возникла давно, еще в период действия Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при расчетах с населением". Существующая арбитражная практика основана на старом законе. Новой арбитражной практики в нашем распоряжении пока нет.
Но положения Закона N 5215-1 в этой части практически не отличаются от Закона N 54-ФЗ. Поэтому выводы судов применимы и к Закону N 54-ФЗ.
Принимая решения по делам об оспаривании наложения налоговыми органами административных штрафов за неприменение ККТ арендодателями судьи руководствовались следующими аргументами.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
По договору возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Договор аренды является договором на передачу имущества и не относится к договорам оказания услуг, поэтому положения об услугах к нему не применяются.
По своей правовой природе договор аренды (имущественного найма) не относится к сделкам, которые осуществляет исполнитель при оказании услуг.
Отношения между арендодателем и арендатором носят гражданско-правовой, а не публично-правовой (т.е. с участием неограниченного круга лиц) характер, регулируемый законодательством о ККТ.
Данные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Центрального округа от 17.04.2001 N А62-4317/2000 и от 27.06.2002 N А64-833/02-6, Западно-Сибирского округа от 20.01.2003 N ФО4/242-991/А70-2002, Уральского округа от 18.12.2001 N Ф09-3146, Западно-Сибирского округа от 29.05.2002 N Ф04/1922-327/А70-2002, Волго-Вятского округа от 26.09.2001 N А31-1524/7 и др.
Таким образом, арбитражные суды исходят из гражданско-правового определения аренды, содержащегося в Гражданском кодексе РФ. В соответствии с этим определением договор аренды и договор оказания услуг имеют различную правовую природу, а значит, аренда не является услугой и Закон N 54-ФЗ на нее не распространяется.

До тех пор, пока в Закон N 54-ФЗ не будут внесены соответствующие изменения, споры по данному вопросу будут продолжаться. У арендодателей есть три варианта.
Первый - применять ККТ и тем самым споров избежать.
Второй - не применять и быть готовыми к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ и судебному спору с налоговиками. При этом следует помнить, что к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ можно привлечь в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Третий вариант - вести с арендаторами расчеты только в безналичной форме.
В российской правовой системе прецедент не является источником права, т.е. суд не обязан применять во всех аналогичных случаях вынесенные другим (в том числе и вышестоящим) судом решения по конкретным делам. Тем не менее полагаем, что организация может отстаивать свою позицию, используя аргументы из приведенных выше судебных решений по аналогичным делам.

С. РОГОЦКАЯ, АКДИ "Экономика и жизнь"

Внимание! Этот материал о том, как снять кассу с учёта в налоговой . Если вас интересует как снять у кассы Z отчёт (регулярное снятие кассы), нажмите !

Предпринимательская деятельность далеко не всегда проста и безоблачна. Иногда случается и так, что приходится сворачивать бизнес, а все рабочее оборудование складировать в дальний угол. Но если прилавки, мебель, компьютеры и прочее можно просто спрятать подальше или попытаться перепродать, то с контрольно-кассовой техникой поступать нужно иначе.

Прежде чем окончательно убрать ее на полку или выставить на продажу, необходимо провести ее снятие с учета в налоговой инспекции.

Причем поступать так нужно не только в случае закрытия бизнеса, но и в некоторых других ситуациях. Разберем эту тему подробнее.

Снимаем контрольно-кассовую технику с учета: причины

Необходимость полного снятия контрольно-кассовых машин с учета в налоговых органах или их перерегистрация может возникнуть при самых разных обстоятельствах. Это может быть:

  • ликвидация юридического лица (предприятия или организации) а также закрытие ИП;
  • добровольная замена кассовой машины на более функциональную и новую модель;
  • вынужденная замена устаревшей кассовой техники вследствие того, что она была вычеркнута из перечня государственного реестра. Эксплуатировать контрольно-кассовый аппарат можно не более 7 лет с момента его выпуска ;
  • кража контрольно-кассовой техники. В данном случае, к специалисту налоговой надо будет обязательно предъявить справку из полиции;
  • предоставление в аренду, передача в дар, а также продажа другой компании или индивидуальному предпринимателю;
  • форс-мажорные обстоятельства (пожары, наводнения, разрушения зданий и т.д.);
  • изменения в соответствующей части законодательства;
  • в случаях, если кассовая машина по каким-либо причинам не применяется в работе. Особенно это важно, если дальнейшее ее использование также не запланировано, но, при этом, доступ к ней имеют как сотрудники компании, так и посторонние лица. Чтобы избежать несанкционированного и бесконтрольного использования кассы, ее надо дезактивировать.

Для чего снимать контрольно-кассовые машины с учета в налоговой

Снимать кассы с учета в налоговых органах необходимо независимо от того, что послужило причиной прекращения их применения. Нужно помнить о том, что данные о каждом используемом фискальном регистраторе или кассовом аппарате есть в базе налоговой службы. А раз так, то значит они в обязательно порядке должны подвергаться регулярному техническому обслуживанию и своевременной .

Если касса не снята с учета, представители налоговой инспекции могут в любой момент заглянуть с проверкой на предмет правильной выдачи кассовых чеков покупателям или потребителям услуг.

Особенно это касается индивидуальных предпринимателей, поскольку именно их в случае чего проще всего найти (по месту жительства, указываемом при постановке ИП на учет в ИФНС). Самое неприятное будет, если представитель организации или индивидуальный предприниматель не сможет ответить на вопрос о том, где находится контрольно-кассовая техника, зарегистрированная на его компанию.

Ну и конечно, стоит помнит о том, что не сняв кассу с учета в налоговой службе, ее не удастся продать или подарить.

Порядок снятия контрольно-кассовой техники с регистрации

Если говорить коротко, то процесс снятия ККМ с налогового учета происходит в несколько этапов:

  1. подготовка комплекта документов;
  2. консультирование и привлечение к процедуре сотрудника сервисного центра;
  3. визит в налоговую.

Если все сделано по порядку и правильно, то сам процесс снятия кассы с учета займет не более получаса.

Что важно при снятии кассы с учета

Основной смысл операции по снятию кассы с регистрации в налоговых органах заключается в том, чтобы они могли проверить, насколько соответствует информация в кассовом журнале по отношению к сведениям фискальной памяти, а также последующей дезактивации аппарата, и передачи данных ЭКЛЗ на хранение. Здесь необходимо отметить, что строгой регламентации этой процедуры нет, поэтому каждый регион РФ по-своему регулирует данный процесс.

Прежде чем отправляться в территориальный отдел налоговой службы, нужно уточнить, какие именно требования предъявляет к процедуре снятия кассы с учета именно тот отдел ИФНС, в котором она была зарегистрирована.

Внимание! Иногда налоговики требуют, чтобы снятие фискальных отчетов с контрольно-кассовой техники проводилось только в присутствии их представителя. В этом случае нужно заранее договариваться с инженером из центра технического обслуживания о том, чтобы он мог в определенное время подъехать в налоговую. ИП или сотруднику компании, подающей заявление на снятие ККМ с регистрации, надо иметь с собой все необходимые документы и саму кассу.

Следует отметить, что не все территориальные инспекции так строго относятся к данному процессу. Некоторые не требуют привозить к ним кассовые машины и приглашать технического специалиста, они ограничиваются проверкой документов, главное в которых – корректное оформление и резолюция сертифицированного технического центра.

В еще более упрощенных схемах работники обслуживающих центров самостоятельно снимают блок ЭКЗЛ и собирают все документы для снятия кассы с учета в налоговой. При этом собственнику кассовой машины нужно всего лишь лично подъехать в налоговую с заявлением или отправить туда представителя с доверенностью. Сделать это надо либо в тот же день, либо, если это установлено в правилах местной территориальной налоговой инспекции – в трехдневный срок.

Перед тем, как снимать кассовый аппарат с налогового учета, необходимо убедиться в том, что вся налоговая отчетность на текущее время сдана своевременно, никаких долгов перед налоговиками нет, все счета со стороны обслуживающей технику организации оплачены.

Кроме того, не лишним будет еще раз проверить правильность занесения информации в журнал кассира-операциониста, и проверить журнал технического обслуживания.

Документы по снятию ККМ для налоговой

После того, как все необходимые предварительные проверки и операции проведены, пора приступать к формированию пакета документов для налоговой. В него входит несколько важных документов, без которых снятие кассы с регистрации невозможно. Вот перечень этих документов:

  • карточка, выданная при регистрации кассовой машины в налоговой;
  • личный паспорт заявителя или представителя по доверенности;
  • технический паспорт контрольно-кассовой техники и отдельно паспорт блока ЭКЛЗ;
  • журнал кассира-операциониста;
  • журнал регистрации вызовов технических специалистов;
  • копия заверенного налоговой инспекцией баланса за последний отчётный период;
  • от ООО;
  • книга доходов и расходов от ИП.

Последние два документа не обязательны, но в некоторых случаях инспектор налоговой службы может попросить их для полноценного анализа сведений по ККМ.

От сотрудника обслуживающего центра, налоговики потребуют:

  • чек с фискальным отчётом за всё время использования кассы;
  • акт о снятии показаний кассовых счётчиков;
  • по одному чеку-отчёту за каждые последние три года эксплуатации кассы;
  • помесячные фискальные отчеты также за трехгодовой период;
  • чек о закрытии архива памяти аппарата;
  • отчёт по блоку памяти ЭКЛЗ;
  • акт о передаче ЭКЛЗ на хранение. Кстати говоря, храниться он должен не менее пяти лет с момента снятия кассы с учета на случай возможной налоговой проверки.

После того, как все вышеперечисленные документы будут отданы специалисту налоговой инспекции, и процедура снятия кассы с учета будет завершена, с кассовым аппаратом можно делать все, что заблагорассудиться: продать, сдать в аренду, отдать в комиссионный отдел технического центра, подарить, просто поставить в угол. Однако стоит помнить, что если модель кассы вычеркнута из госреестра, дальнейшее её использование будет невозможно. В этом случае кассу можно только выбросить.

В данной статье мы рассмотрим, как снять с учета ККМ в 2020 году. Разберемся нужно ли снимать с учета ККМ. Узнаем, когда нужно снимать с учета. Разберем необходимые документы для снятия.

Нужно ли снимать кассовый аппарат с учета и в каких случаях? Данным вопросом озадачены многие предприниматели и организации, использующие ККТ. Сегодня мы расскажем о порядке снятия с учета ККМ: в каких случаях кассовый аппарат следует снять с учета, какие документы для этого потребуются, как проверить регистрацию ККМ в ФНС. Также мы подробно рассмотрим типовые ситуации снятия с учета ККМ и дадим ответы на распространенные вопросы.

Кто обязан использовать ККМ

Согласно ФЗ-54, обязательства по использованию контрольно-кассовых машин (ККМ) имеют ИП и юрлица, ведущие расчеты с покупателями и продавцами как в наличной, так и в безналичной форме. В частности, кассовый аппарат обязаны иметь субъекты хозяйствования при:

  • реализации товаров (работ, услуг) организациям и населению;
  • выплате средств в пользу населения и/или юрлиц при покупке товаров/услуг;
  • возврате средств покупателю при отказе от товара;
  • получении денег от продавца за возвращенный товар.

Когда нужно снимать с учета ККМ

Помимо обязательств по применению ККТ, федеральный закон №54 также регламентирует механизм постановки и снятия кассовой техники с учета. Согласно закону, Вам следует обратиться в ФНС для снятия ККТ с учета в случае:

  1. Кассовый аппарат продан. В случае, если Вы реализовали собственный кассовый аппарат, его следует снять с учета, после чего фирма-покупатель обязана оформить технику на себя;
  2. Истек срок амортизации ККТ. Для каждой модели кассовой техники устанавливается собственный срок полезного использования. В месяце, следующем за периодом истечения срока амортизации (100% износ), единица техники должна быть снята с учета;
  3. ИП (юрлицо) прекратил свою деятельность. В данном случае речь идет не о временном перерыве в деятельности, а о полном ее прекращении (ликвидация, реорганизация, закрытие ИП, прочее). Если у Вас на руках имеются документы о закрытии ИП (ликвидации юрлица), то Вам необходимо обратится в ФНС о снятии с учета техники, которая числилась за субъектом хозяйствования;
  4. Кассовый аппарат заменен на другую модель. Если в силу тех или иных причин Вы решили сменить ККМ на другую единицу технику (например, на более новую модель), то старый аппарат Вам следует снять с учета в установленном порядке. Также процедура снятия с учета предусмотрена для случаев замены неисправной техники на рабочую (неисправная ККМ снимается с учета, новый аппарат регистрируется на организацию);
  5. ККТ украдена. Обязательная процедура в случае хищения ККТ – снятие с учета кассовой машины. Основанием для снятия является справка, выданная органами МВД о том, что ККТ находится в розыске;
  6. Иные причины, по которым дальнейшее использование ККТ является невозможным. В процессе ведения деятельности у субъекта хозяйствования могут возникнуть иные ситуации, в связи с которыми использования ККМ не представляется возможным. При наличии объективных причин и подтверждающих документов организации/ИП следует обратиться в ФНС для снятия ККТ с учета.

Снимаем ККТ с учета: инструкция и документы

Снятие ККТ с регистрации, как и постановка кассового аппарата на учет, осуществляется через орган ФНС. Прежде чем обратиться в налоговую, Вам следует подготовить следующие документы:

№ п/п Документ Описание
1 Заявление Основным документом для снятия ККТ с учета является заявление. Документ составляется на бланке по форме КНД-1110021, который также используется при регистрации ККТ. В бланке следует заполнить следующую основную информацию:

· данные заявителя (наименование компании/ФИО ИП, код ИНН, код ВЭД, место регистрации, контактные данные);

· код налогового органа, в который подается заявления;

· отметка о снятии с учета ККТ (код «2»);

· данные о ККТ (модель, заводской номер, данные техпаспорта, сведения о месте регистрации);

· информация об организации, проводящей техобслужвание ККТ (наименование, код ИНН, дата и номер договора, данные о средстве визуального контроля).

Документ может быть заполнен от руки, а также составлен в электронном виде (на сайте ФНС в личном кабинете).

2 Техпаспорт При подаче документов на снятие ККТ с регистрации при себе нужно иметь действующий технический паспорт на технику, которую планируется снять с учета.
3 Карточка регистрации В ФНС подается оригинал и копия карточки, выданной предпринимателю/юрлицу при постановке ККТ на учет. Документ должен быть составлен по форме, утвержденной приказом ФНС РФ №ММ-3-2/152 от 09.04.2008 .
4 Журнал кассира В перечень документов, необходимых для снятия ККТ с учета, входит Журнал операциониста, который заполняется на основании ежедневных .
5 Учетный талон Перед подачей документов обратитесь в ЦТО, в котором обслуживается ККТ, и запросите копию учетного талона на кассовый аппарат для последующего предъявления в ФНС.
6 Паспорт заявителя При подаче документов заявителю необходимо иметь при себе паспорт: для ИП – паспорт предпринимателя, для юрлиц – паспорт доверенного лица, которое осуществляет снятие техники с регистрации.

Собрав необходимые документы, переходите непосредственно к процедуре снятия ККТ с учета:

Шаг 2. Передача документов в ФНС.
Для снятия ККТ с учета Вам необходимо обратиться в тот орган ФНС, в котором зарегистрирован кассовый аппарат. Передать документы Вы можете любым из способов:

  1. Лично отправьтесь в налоговую и передайте документы специалисту ФНС «в руки». Данный способ надежен, ведь Вы будете уверенны, что документы переданы по назначению. Кроме того, специалист налоговой сможет провести первичную проверку документов и сразу указать Вам на наличие ошибок и неточностей;
  2. Отправьте документы почтой. Собранный пакет документов Вы можете отправить письмом через ближайшее отделение «Почты России». Перед отправкой составьте опись вложений, после чего оформите письмо с уведомлением. Получив документы, специалист ФНС поставит подпись в корешке письма, что будет служить подтверждением их получения;
  3. Оформите электронную заявку. При наличии выхода в Интернет Вы можете снять ККТ с регистрации, не выходя из дома. Для этого зарегистрируйтесь на Интернет-ресурсе Госуслуг (gosuslugi.ru) и оформите электронную заявку через Личный кабинет.

Шаг 3. Рассмотрение документов.
Органам ФНС предоставляется 5 рабочих дней для рассмотрения заявки и снятия ККТ с учета. В течение этого времени сотрудник фискальной службы должен связаться с Вами для согласования времени и места снятия контрольных показаний с техники. В установленный день в присутствии Вас и специалиста ФНС инженер ЦТО снимает показания ККТ. Также в Вашем присутствии составляется акт по .

Шаг 4. Снятие ККТ с учета.
На основании предоставленных Вами документов, а также акта КМ-2, составленного в Вашем присутствии, ФНС вносит в базу информацию о снятии ККТ с учета. Вам предоставляется паспорт на кассовый аппарат и учетный талон ККТ с отметками ФНС о снятии техники с регистрации.

Типовые ситуации

Наиболее распространенные ситуации снятие ККТ с учета – прекращение ведения хоздеятельности, связанное с ликвидацией ООО или закрытием ИП. В каждом из перечисленных случаев снятие с регистрации осуществляется в общем порядке. При этом к пакету документов следует дополнительно приложить выписку из Росреестра о прекращении деятельности ИП или юрлица.

Еще одной из причин снятия ККТ с учета может быть утеря документов на кассовый аппарат. В общем порядке при снятии ККТ с учета субъекту хозяйствования следует восстановить утерянные документы. Если речь идет о техпаспорте и учетном талоне ККТ, то ИП/юрлицу следует обратиться в ЦТО для получения дубликатов документов. В случае утери карточки регистрации, данную информацию следует указать в заявлении. Так как второй экземпляр карточки находится в ФНС, куда и подается заявление, запрашивать дубликат карточки не нужно. Если организацией утерян Журнал кассира, то снимать ККТ с учета необходимо на основании данных бухучета и ежедневных Z-отчетов.

Как проверить регистрацию ККМ в ФНС

Как снять с учета ККМ: вопросы и ответы

Вопрос № 1 . ИП Кукушкин передал в ФНС документы для снятия ККТ с регистрации. Специалист налоговой потребовал от Кукушкина предъявить кассовый аппарат (принести его в налоговую). Правомерны ли действия ФНС?

Ответ: Требования специалиста ФНС в данном случае не противоречат действующему законодательству. Как правило, налоговики осматривают ККТ при снятии контрольных показаний инженером ЦТО. Однако в исключительных случаях работник фискальной службы может потребовать предъявление ККТ непосредственно в инспекцию.

Вопрос № 2 . ИП Соловьев лично передал в ФНС комплект документов для снятия ККТ с регистрации. Что для Соловьева является подтверждением о принятии документов?

Ответ: Получив документы от Соловьева, сотрудник фискальной службы может выдать расписку о получении бумаг. Если Соловьев составит заявление в 2-х экземплярах, то на одно из них (с отметкой о получении, датой и подписью ответственного сотрудника ФНС) он может оставить себе в качестве подтверждения.

Вопрос № 3 . На ООО «Каштан» числиться старый кассовый аппарат, который не используется при ведении деятельности. Какие документы необходимо подать «Каштану» для снятия кассы с учета?

Ответ: Снятия старых касс с регистрации осуществляется в общем порядке. Факт неиспользования кассы в деятельности подтверждает Журнал операциониста и Z-отчет, снятый сотрудников ЦТО.

Индивидуальный предприниматель вправе применять ККТ, зарегистрированную в налоговом органе до 1 февраля 2017 года, которая не поддерживает функцию передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, до 1 июля 2017 года

07.06.2017

Индивидуальный предприниматель сдает в аренду нежилые помещения (применяет УСН). В настоящее время он применяет контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговом органе до 01.02.2017, которая не поддерживает функции передачи сведений в налоговые органы.

Возможно ли, в дальнейшем индивидуальному предпринимателю не применять контрольно-кассовую технику, а выдавать физическим лицам бланки строгой отчетности, которые могут быть изготовлены типографским способом или сформированы с использованием автоматизированных систем?

Должен ли индивидуальный предприниматель использовать онлайн-кассы при расчетах с покупателями - физическими лицами? Если да, то, с какого времени?

Ответ подготовил: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан. Контроль качества ответа: рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Барсегян Артем.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель вправе применять контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговом органе до 01.02.2017, которая не поддерживает функцию передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, до 01.07.2017.

Кроме того, до 01.07.2018 индивидуальный предприниматель при сдаче в аренду нежилых помещений может производить расчеты с физическими лицами без применения онлайн-кассы при условии выдачи бланков строгой отчетности, реквизиты которых не должны передаваться в налоговый орган через оператора фискальных данных. Для изготовления бланков строгой отчетности индивидуальному предпринимателю следует обратиться в типографию или применять устройство, отвечающее требованиям, предъявляемым к автоматизированным системам Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее также - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.

Под расчетами для целей Закона N 54-ФЗ понимаются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

В приведенной выше редакции нормы Закона N 54-ФЗ действуют с 15.07.2016 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ).

Ряд переходных положений предусмотрен ст. 7 Закона N 290-ФЗ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могли до 01.02.2017 осуществлять регистрацию ККТ в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.

Согласно ч. 6 ст. 7 Закона N 290-ФЗ регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ).

Соответственно, в общем случае обязанность по применению ККТ, поддерживающей функцию передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, возникает с 01.02.2017. При этом в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель вправе применять ККТ, зарегистрированную в налоговом органе до 01.02.2017, которая не поддерживает функцию передачи данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, до 01.07.2017.

В то же время необходимо учитывать, что на основании ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), до 01.07.2018.

Действовавшая до дня вступлению в силу Закона N 290-ФЗ редакция Закона N 54-ФЗ предусматривала, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ)). Соответствующий порядок установлен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение N 359), утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Отметим, что в правоприменительной практике неоднозначным являлся вопрос о том, относится ли сдача имущества в аренду к услугам для целей Закона N 54-ФЗ (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2010 по делу N А03-14324/2009). Минфин России и налоговые органы придерживались мнения, что предоставление в аренду имущества является услугой и на нее распространяются требования Закона N 54-ФЗ (смотрите, например, письма Минфина России от 04.08.2005 N 03-01-20/4-163, УФНС России по г. Москве от 05.06.2012 N 20-14/041276@, от 26.11.2009 N 20-14/2/124206@, от 12.03.2009 N 17-15/022192).

С учетом того, что новая редакция Закона N 54-ФЗ предусматривает, что индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ при сдаче в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ ((в редакции Закона N 290-ФЗ)), мы полагаем, что вопрос об отнесении сдачи имущества в аренду к услугам для целей Закона N 54-ФЗ должен считаться урегулированным.

Следует иметь в виду, что новая редакция Закона N 54-ФЗ определяет бланки строгой отчетности как документы, реквизиты которых должны передаваться в налоговые органы через оператора фискальных данных. Для их печати на бумажных носителях используется автоматизированная система для бланков строгой отчетности, являющаяся контрольно-кассовой техникой, которая может применяться только для осуществления расчетов при оказании услуг (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, смотрите также письмо ФНС России от 09.11.2016 N АС-4-20/21227@).

Мы полагаем, что при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), на основании ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, предусматривающей право не применять ККТ, на используемые в таком случае бланки строгой отчетности не должны распространяться требования новой редакции Закона N 54-ФЗ.

Соответственно, при применении бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ), необходимо руководствоваться Положением N 359, что подтверждается разъяснениями, представленными в письме Минфина России от 27.12.2016 N 03-01-15/78348.

Бланк строгой отчетности должен содержать реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения N 359. В соответствии с п. 4 Положения N 359 бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Положение N 359 не содержит требований о том, что данные, содержащиеся в бланках строгой отчетности, должны передаваться в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Необходимо учитывать, что предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ) правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации до 01.07.2018 индивидуальный предприниматель при сдаче в аренду нежилых помещений может производить расчеты с физическими лицами без применения онлайн-кассы при условии выдачи бланков строгой отчетности, реквизиты которых не должны передаваться в налоговый орган через оператора фискальных данных.

Отметим, что формирование бланка строгой отчетности хоть и возможно с использованием автоматизированных систем, но для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований (п. 11 Положения N 359):

а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;

б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.

Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения N 359).

Простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (письма Минфина России от 03.02.2009 N 03-01-15/1-43, от 07.11.2008 N 03-01-15/11-353, п. 3 письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@). Изготовление документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, на компьютере и принтере, не обращаясь в типографию, неправомерно (письмо Минфина России от 25.11.2010 N 03-01-15/8-250).

Соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки строгой отчетности, требованиям Положения N 359 должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (письмо ФНС России от 24.08.2012 N АС-4-2/14038).

Соответственно, в рассматриваемой ситуации для изготовления бланков строгой отчетности индивидуальному предпринимателю следует обратиться в типографию или применять устройство, отвечающее требованиям, предъявляемым к автоматизированным системам Положением N 359. Удовлетворять требованиям Закона N 54-ФЗ (в редакции Закона N 290-ФЗ) такая система не должна.