Планирование Мотивация Управление

Практика закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Об утверждении методических рекомендаций о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у субъектов малого предпринимател

Байрашев Виталий
Аналитик Центра эффективных закупок (ООО «Тендеры.ру»)

В отличие от федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ), федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ) предоставляет преимущества при осуществлении закупок не только учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства (далее - СМП), но и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО). При этом участие СОНКО в закупках предполагает предоставление им тех же преимуществ, какие закон предоставляет СМП.

Согласно п.2.1 ч.2 ст.2 федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - 7-ФЗ), социально ориентированные некоммерческие организации - это некоммерческие организации, созданные в предусмотренных 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные п.1 ст. 31.1 7-ФЗ.

К видам деятельности, предусмотренным п.1 ст.31.1 7-ФЗ, относятся:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;

10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации.

Несмотря на то, что СОНКО имеет достаточно широкое определение в 7-ФЗ, преимущества при осуществлении закупок, в соответствии с ч.2 ст.30 44-ФЗ, предоставляются только тем СОНКО, которые осуществляют виды деятельности, предусмотренные п.1 ст. 31.1 7-ФЗ, и учредителями которых не являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Важным отличием 44-ФЗ от 94-ФЗ является отсутствие в положениях 44-ФЗ ссылки на перечень товаров, работ и услуг, определенная доля которых должна закупаться у СМП и СОНКО. 44-ФЗ определяет, что заказчики должны осуществлять у СМП и СОНКО не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренных планом-графиком, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 миллионов рублей (в рамках 94-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта не должна была превышать 15 миллионов рублей).

Одновременно с этим п.1 ч.3 ст.112 44-ФЗ устанавливает, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного ч.1 ст.30, ч.ч.1,2 ст.38, ч.2 ст.72, п.4,5 ч.1 ст.93 44-ФЗ, производится заказчиками без использования планов-графиков. Это означает, что в 2014 и 2015 годах закупки у СМП и СОНКО должны рассчитываться заказчиками от общего объема средств, выделяемых на закупки.

Расчет совокупного годового объема закупок может вызвать определенные вопросы у заказчика, поскольку на практике под совокупным объемом закупок можно понимать доведенные лимиты бюджетных обязательств либо объем предоставленных субсидий (для бюджетных учреждений) за вычетом налогов и заработной платы, сумму заключенных контрактов, сумму исполненных контрактов. В частности, не совсем понятно, какими показателями будут руководствоваться контрольные органы при проведении проверок. В случае расчета объемов закупок у СМП и СОНКО эта задача облегчается тем, что в 44-ФЗ отсутствует максимально допустимый объем закупок у СМП и СОНКО - заказчику во избежание лишних вопросов со стороны контролирующих органов достаточно выбрать наибольшую из предполагаемых величин совокупного объема закупок и посчитать долю от этой величины. При желании заказчик может закупать у СМП и СОНКО почти весь объем необходимых ему товаров, работ, услуг.

В то же время необходимо отметить, что закупленные у СМП и СОНКО товары, работы, услуги учитываются в расчетах только в том случае, если закупка была осуществлена путем проведения конкурентных процедур, к которым относятся конкурс, включая двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. То есть закупка у единственного поставщика, являющегося СМП или СОНКО, не должна приниматься во внимание при расчетах. По закупкам у СМП и СОНКО заказчикам предстоит вести специальную отчетность, в которой будет отражена информация о заключенных контрактах с СМП и СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП и СОНКО.

Требование о закупках товаров, работ, услуг у СМП и СОНКО не распространяется на закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии. Но заказчик вправе осуществлять подобные закупки у СМП и СОНКО.

Довольно интересным представляется другое нововведение 44-ФЗ, предоставляющее заказчику право на установление в извещении требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО. Таким образом, заказчик теоретически сможет сократить до нуля долю процедур, объявляемых среди СМП и СОНКО, если будет активно реализовывать это право при осуществлении закупок, в которых не будет ограничений, связанных с принадлежностью участника закупки к СМП и СОНКО. Недостатком активного применения такого подхода может стать снижение привлекательности проводимых заказчиком закупок и, как следствие, увеличение доли процедур, по результатам проведения которых не будут заключены контракты (договоры), поскольку далеко не все участники закупки хотят привлекать субподрядчиков (соисполнителей), увеличивая риски неисполнения контракта. Практику реализации данного права можно будет увидеть только после вступления в силу 44-ФЗ. Кроме того, типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов таких субподрядчиков и соисполнителей, могут устанавливаться правительством Российской Федерации. Соответствующий нормативный акт пока не принят - требование о привлечении в качестве субподрядчиков (соисполнителей) СМП и СОНКО, скорее всего, не будет устанавливаться заказчиками до принятия данного нормативного акта.

Заказчики при проведении закупок у СМП и СОНКО обязаны устанавливать ограничение, предусматривающее, что участники закупки должны являться СМП или СОНКО. Участники закупки в этом случае должны продекларировать, что они являются СМП или СОНКО. В противном случае заявка участника закупки, в которой не декларируется принадлежность участника закупки к СМП и СОНКО, подлежит отклонению. В то же время пока остается неразрешенным вопрос, будет ли осуществляться проверка принадлежности участника закупки к СМП и СОНКО. В том случае, если эта информация не будет проверяться, то действие данной нормы будет малоэффективным, так как любой участник закупки сможет заявить, что он является СМП или СОНКО, и участвовать в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не являясь фактически СМП или СОНКО.

Подводя итоги, стоит отметить, что требование об осуществлении у СМП и СОНКО не менее 15% совокупного годового объема закупок почти всегда исполняется автоматически у всех заказчиков уже сейчас, если рассматривать заключенные контракты. Ведь у многих заказчиков в силу небольших бюджетов доля крупных контрактов невелика, а все небольшие контракты заключаются с СМП просто потому, что небольшие закупки не интересны крупному бизнесу с большими оборотами. Это требование имеет определенный политический смысл, связанный с необходимостью поддерживать СМП и СОНКО в различных формах, в том числе через механизм государственных (муниципальных) закупок. С экономической точки зрения эта мера имеет смысл только для заказчиков с большими бюджетами, принуждая данных заказчиков разбивать некоторые крупные закупки на более мелкие с целью повышения участия в своих закупках СМП и СОНКО. Для заказчиков с небольшими бюджетами это требование является еще одним обременением, так как оно устанавливает необходимость ведения дополнительной отчетности, которая не позволит во многих случаях правильно понимать ситуацию с участием СМП и СОНКО в государственных (муниципальных) закупках у того или иного заказчика.

Расшифровывается как «субъект малого предпринимательства».

Что касается СОНКО, расшифровка по 44-ФЗ также не отличается от общепринятой — это социально-ориентированные некоммерческие организации. Часто можно встретить аббревиатуру СОНО, она расшифровывается точно так же. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Кто такие СОНО

Итак, рассмотрим подробнее вопрос «СОНКО — это какие организации?». Обратимся к определению Федерального закона № 7 от 12.01.1996. Это структуры, которые занимаются, например, такой деятельностью (весь перечень можно найти в п. 1 ст. 31.1 7-ФЗ):

  • соцобслуживание граждан;
  • соцподдержка и защита;
  • помощь в преодолении последствий стихийных бедствий;
  • мероприятия по профилактике социально опасного поведения;
  • охрана окружающей среды;
  • защита животных.

При этом важно помнить, что если организация и занимается подобной деятельностью, но ее учредителями являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, она не будет считаться социально-ориентированной некоммерческой.

Особенности участия в закупках по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе рассматривает их также как ФЗ № 7.

СМП и СОНКО участвуют в госзакупках по одним и тем же правилам. Для них, в целях поддержки малого предпринимательства, предусмотрены преимущества (). Госзаказчики обязаны заключать с ними контракты, общая сумма которых составит минимум 15 % от . Они могут сделать это двумя способами:

  1. Провести торги, к участию в которых допускаются только такие юрлица. Это могут быть , и . при этом не должна превышать 20 млн рублей.
  2. Установить требование к победителю — привлечь СМП или СОНО к исполнению госконтракта в качестве субподрядчика. НМЦК в этом случае не ограничена.

Есть особенности и по части оплаты. Если установлены ограничения и преимущества для СМП и СОНО, то они получают деньги максимум через 15 рабочих дней после подписания с организатором торгов актов о приемке.

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

    сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

    сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

    сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

    сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть .

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства, СОНКО 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ .

Для заказчиков, работающих согласно закону "О контрактной системе", выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

    открытый конкурс;

    конкурс с ограниченным участием;

    двухэтапный конкурс;

    электронный аукцион;

    запрос котировок;

    запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466 , теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ

деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется).

Сроки публикации извещений о проведении закупки:

Конкурсы и аукционы:

    при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;

    при НМЦК более 30 млн руб - за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).

Срок оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП с 01.01.2020 сокращен с 30 дней до 15 дней. По аналогии с закупками у СМП в рамках 44-ФЗ.

План-график закупок у субъектов МСП

Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.

В плане-графике закупок заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.

Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.

Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.

Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.

По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.

Отчет по закупкам у субъектов МСП

По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)

До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.

Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.

Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.

Поставщикам, относящимся к субъектам МСП

Сейчас отменили преимущества для участников закупок, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но при этом действуют ограничения, которые не допускают в участию в закупке, проводимой для СМСП.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

В 2018 году заказчики по-прежнему должны отводить определенный процент закупок субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ. Под эту категорию подпадают организации с небольшим числом работников и прибылью ниже установленного предела. О том, кто является субъектами малого предпринимательства по 44-ФЗ, сказано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Что такое субъект малого предпринимательства по 44-ФЗ

Рассмотрим, кто является субъектом малого предпринимательства по 44-ФЗ. Критерии отнесения к СМП в 2018 году не изменились. Микропредприятием считается организация с числом работников до 15 человек и годовым доходом не более 120 млн руб.

К малым относятся фирмы, в которых официально трудятся до 100 человек, а годовой доход составляет до 800 млн руб. Средними считаются предприятия с числом сотрудников от 101 до 250 человек и оборотом не более 2 млрд руб. Во всех трех случаях доля участия государства не должна быть выше 25%, иностранных юрлиц - не более 49%, доля юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, - не более 49%.

Заявка на участие в закупке у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

По 44-ФЗ субъекты малого предпринимательства получают при закупках некоторые преференции. Однако пользоваться ими и участвовать в процедурах для СМП они могут только при одном условии: к заявке необходимо приложить декларацию . Укажите в ней:

  • наименование компании;
  • категорию, к которой она относится - малый или средний бизнес;
  • юридический адрес;
  • ОГРН.

Затем внесите показатели в таблицу. В частности, укажите суммарную долю участия государства в уставном капитале общества, число работников, доход за минувший год.

Документация о закупке у СМП по 44-ФЗ и контракт

Мы рассмотрели, кто относится к СМП в 2018 году. Несмотря на то, что требование об обязательной доле закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ появилось довольно давно, заказчики продолжают путаться в понятиях. Например, требовать, чтобы участник принадлежал либо в малому бизнесу, либо к социально ориентированным НКО, а компании, которые подпадают под обе категории и сообщают об этом в декларации, не допускать к торгам. Это нарушение, подтвержденное административной практикой, например, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по делу № 2-57-1428/77-18 от 06.02.2018.

Преимущества при закупках у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Субъекты малого предпринимательства по 44-ФЗ получают при закупках некоторые преференции. К примеру, в случае назначения санкции за нарушение условий контракта штраф может достигать в общем случае 10% от цены контракта, если она менее 3 млн. руб., и 5%, если стоимость находится в пределах 3-50 млн. Для малых предприятий при цене контракта до 3 млн сумма штрафа составит 3% от стоимости контракта, если она в пределах 3-10 млн. – 2%, 10-20 млн. - 1%.

Также для СМП установлены более низкие тарифы за работу на торговых площадках. Напомним, с 2018 года она стала платной. Деньги за участие в процедурах берут только с победителей. Если для рядовых участников это 1% от цены контракта, но не больше 5 тыс. руб., то для СМП верхняя планка находится на 2 тыс. руб.

Как отличить, установить и совместить преимущества для СМП, УИС, ОИ и импорта

Из статьи вы узнаете:

✔ Какие устанавливают преимущества для участников СМП или СОНО;
✔ Три главных ошибки смешанной закупки на живом примере;
✔ В каких случаях устанавливают преимущества для товара УИС и ОИ;
✔ Когда преимущества нельзя совмещать в одной закупке:

Из статьи

Объем обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Мы дали определение субъектам малого предпринимательства по 44-ФЗ и рассмотрели критерии их отнесения к этой категории. Далее перейдем к проценту закупок у субъектов малого предпринимательства по 44-ФЗ. Это 15% от совокупного годового объема. Чтобы выполнить эту норму заказчики используют два пути:

  • проводят закупки только среди субъектов малого бизнеса;
  • устанавливать в закупочной документации требование о привлечении субподрядчиков из числа СМП.

Можно проводить любые процедуры:

  • конкурсы - бумажные электронные, открытые и закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные;
  • электронные аукционы;
  • запросы котировок и предложений в любой форме.

НМЦК на торгах только среди СМП и СОНКО не должна превышать 20 млн. руб. Если 15% закупок среди СМП и СОНКО не наберется, контрактного управляющего оштрафуют на 50 000 руб.

Рассмотрим расчет объема обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ. Под годовым объемом понимают утвержденное на финансовый год количество денег для удовлетворения нужд госзаказчиков. Ранее Минфин уточнил, что в нем учитываются контракты, заключенные в прошлых годах, но оплата по которым проходит в этом, а также заключенные и оплачиваемые в текущем году.

При расчете среднего годового объема закупок в расчет не берутся следующие:

  • для обеспечения обороноспособности РФ;
  • по предоставлению займов;
  • у единственного поставщика;
  • в сфере использования атомной энергии;
  • закрытые процедуры.

По итогам года заказчик должен опубликовать в ЕИС отчет о закупках у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций .

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Под номером 44 ФЗ определяет обязательство государственных и муниципальных учреждений получать определенную часть товаров, работ и услуг от субъектов малого предпринимательства. Доля участия данной категории должна составлять не менее 15% от общего годового объема закупок. При этом законодательством определяется приоритет отечественных производителей и поставщиков.

Субъекты малого предпринимательства по — это юридические лица, статус которых определяется малым объемом качественных показателей — до 100 работников и до 800 млн рублей выручки в год. Подразумевается, что указанные организации являются коммерческими и ведут свою деятельность с целью получения прибыли.

Вопросы приобретения товаров, работ или услуг у СМП регулируются . Она регламентирует не только порядок приобретения товаров и услуг, но и определяет стороны, которые могут быть задействованы в данном вопросе.

Положения статьи 30 распространяются на социально ориентированные некоммерческие организации. Предписывается, что СОНКО по ФЗ 44 должны быть учреждены государством, субъектами РФ или муниципальными образованиями.

Правила закупок у СМП

Законодательство определяет, что субъекты малого предпринимательства могут принимать участие в любых типах закупок , которые проводятся государственными или муниципальными учреждениями для обеспечения своих нужд. Главные условия для участия — соответствие требованиям заказчика и возможность выполнить предписания контракта.

По ФЗ 44 СОНКО может проводить закупку только среди СМП. В этой ситуации исключается конкуренция со средним и крупным бизнесом. Любые заявки от подобных организаций отклоняются заказчиком.

Объем

Доля закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ должна составлять не менее 15% от общего объема годового обеспечения. По итогам прошедшего календарного года, заказчик до 1 апреля составляет и размещает в единой информационной системе отчет. В нем указываются следующие аспекты:

  • контракты с субъектами малого предпринимательства;
  • закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • информация о несостоявшемся определении поставщиков.

Процент по СМП по 44 ФЗ должен быть наглядно отражен в отчетности. Все закупки у субъектов малого предпринимательства должны быть отмечены в отчете, как и их общий объем.

В отношении объема денежного оборота предписывается, что цена отдельного контракта с субъектом малого предпринимательства не может превышать 20 млн рублей .

Способы

Процент закупок у субъектов малого предпринимательства по 44 ФЗ определяется не только количеством задействованных СМП и объемом затраченных средств. Важным аспектом является соблюдение процедуры и расчет закупок у субъектов малого предпринимательства. ФЗ 44 выделяет следующие способы для заключения контрактов на поставки через СМП:

  • открытый для всех поставщиков конкурс;
  • ограниченные условия проведения конкурса;
  • смешанный конкурс в два этапа;
  • электронные торги;
  • запрос котировок;
  • запрос имеющихся предложений.

Несоблюдение соответствующей процедуры по информированию и проведению выбранного способа трактуется нарушением законодательства.

Перечень

Законодательство не определяет перечень закупок у СМП по 44 ФЗ. Государственное или муниципальное учреждение вправе приобретать любые товары, работы или услуги у субъектов малого предпринимательства.

Допускается также возможность не проводить определенные закупки у СМП. То есть, учреждение само определяет приоритеты в поставках. Главное условие — это соблюдение процедуры и общего объема.

Преимущества для СМП по 44 ФЗ

Преимущества для СМП по ФЗ 44 заключаются в следующих льготах:

  • сумма обеспечения составляет до 2% от начальной максимальной стоимости контракта;
  • на оплату закупки заказчику дается 15 дней с момента подписания документа о приемке;
  • если победителем конкурса, электронного аукциона или запроса предложений стал субъект малого предпринимательства, заказчик вправе не требовать контракта. (Узнайте какой ).

Административная ответственность

Административная ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП определяется :

  • нарушение сроков размещения информации в единой информационной системе закупок при проведении конкурса или аукциона менее, чем на два дня , полагается штраф в 5 и 15 тыс. рублей для физических и юридических лиц соответственно;
  • при нарушении указанного срока более чем на два дня штраф составляет 30 и 100 тыс. рублей ;
  • нарушение срока размещения информации при проведении запроса котировок или предложений у субъектов малого предпринимательства не более суток — 3 и 10 тыс. для физических и юридических лиц;
  • аналогичное нарушение с задержкой более суток — 15 и 50 тыс. ;
  • нарушение требований и порядка размещения информации по закупкам у субъектов малого предпринимательства влечет за собой штраф в 15 и 50 тыс .

Взыскания полагаются и при других административных нарушениях — неправомерный отказ, несоблюдение предписаний к ведению протокола и отчетности. Отдельно следует указать на штраф за невыполнение установленного объема закупок у субъектов малого предпринимательства — он составляет 50 тыс. рублей .