Планирование Мотивация Управление

Пример определения категории склада стройматериалов. Складская логистика. Виды и функции складов. Как классифицируют в РФ складские помещения

Признак классификации

Виды складов

По отношению к функциональным областям логистики

Логистики снабжения

Логистики производства

Логистики распределения

По отношению к участникам логистической системы

Склады производителей

Склады торговых компаний

Склады транспортных компаний

Склады экспедиторских компаний

Склады логистических операторов

По форме собственности

Собственные склады

Склады коммерческие

Арендуемые склады

Склады государственных или муниципальных предприятий

По функциональному назначению

Длительного хранения (сезонного, резерва)

Транзитно-перевалочные (склады-платформы, груз. терминалы)

Распределительные (дистрибьюторские центры)

Таможенные склады

По виду продукции

Сырья - Материалов --- Комплектующих

Незавершенного производства – Готовой продукции

Тары --- Остатков и отходов --- Инструментов

По режиму хранения

Неотапливаемые

Отапливаемые

Склады-холодильники

Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом

По технической оснащенности

Немеханизированные

Механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По виду складских зданий и сооружений

Открытые площадки

Площадки под навесом

Закрытые сооружения –

а) многоэтажные

б) одноэтажные:

- с высотой до 6м.

- высотные под одной крышей;

- высотностеллажные (более 10м.) ;

- с перепадом высот

По принадлежности материального потока

Закрытые склады (хранение продукции 1-го предприятия и торговой сети)

Открытые склады (склады коллективного пользования, склады отели)

По наличию внешних транспортных связей

С причалами

С ж/д подъездными путями

С автодорожным подъездом

Комплексные

По масштабу деятельности

Центральные

Региональные

Местные

Управление складом в логистической системе

Цель управления складом заключается в создании взаимосвязан­ной системы, потоков и организации управления ею на основе прин­ ципов устойчивости и адаптивности для достижения максимальной эффективности логистической системы в целом. Объектом логисти­ ческого управления складом являются потоки, проходящие и цир­ кулирующие на складе. Выделяют три основных вида потоков - ма­ териальные, информационные и финансовые .

На складе обрабатываются по крайней мере три вида потоков - входные, выходные и внутренние. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и каче­ ства прибывшего груза,- проверки товаросопроводительных докумен­ тов и т. д. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых доку­ ментов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемеще­ ния и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входные по­токи преобразуются в выходные, т. е. в результате переработки гру­зов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметр отдельных грузовых складских-единиц, время приема и выдачи и др. Характеристики входного грузопотока складской системы формиру­ ются под влиянием специфических особенностей работы грузоот­ правителей или предприятий - изготовителей продукции и системы транспорта, доставляющего грузы на склады. Параметры выходного грузопотока склада зависят от типа и характеристик снабжаемых че­ рез склад потребителей, специфики работы транспорта, доставляю­щего грузы со склада потребителям, организации складирования и переработки грузов. Управление складом заключается в поддержании стабильности выходных параметров потоков, определенных услови ями договора и т. п.

Для организации системы управления складом существует авто­ матизированная система управления складом (АСУС; computerised warehouse management system ), основанная на использовании вычис­ лительной техники и ЭВМ. Это система планирования, контроля приемки, размещения и выдачи продукции со склада, которая состо­ ит из различных функциональных подсистем (контроля за состояни­ ем запасов, контроля поставок, управления технологическими про цессами грузопереработки и др.). Управление складом на базе АСУС

Склад в логистике - важнейший технологический узел и место обработки запасов.

    Склады различаются по:
  • размерам: от небольших помещений до складов гигантов (площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров);
  • высоте укладки грузов. Существуют склады в которых специальные устройства способны поднять и уложить груз в ячейку на высоте более 35 метров
  • конструкции: закрытые - размещаются в отдельных помещениях, полузакрытые - иметь только крышу и неполное количество стен, открытые - специально оборудованные площадки;
  • параметрам содержания (хранения) - поддерживается специальный режим температуры и влажности;
  • степени механизации складских операций: немеханизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;
  • наличию железнодорожных путей или водного пристанционные или портовые склады, прирельсовые, глубинные;
  • широте ассортимента хранимого груза: специализированные, со смешенным или универсальным ассортиментом;
  • признаку места: склады на участке движения продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления.

В логистических процессах склады выполняют следующие функции:

  • временное размещение и хранение материальных запасов;
  • преобразования материальных потоков;
  • обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает три материальных потока: входной, выходной, внутренний.
  • При обслуживании входного потока выполняются работы по разгрузке транспорта, проверке количества и качества прибывшего груза.
  • Обслуживание выходного потока включает погрузку транспорта.
  • Внутренний поток перемещается внутри склада.

Функции различных складов, встречающихся на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

    На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляется
  • складирование,
  • хранение,
  • комплектация,
  • упаковка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой,
  • маркировка,
  • подготовка к погрузке,
  • погрузочные операции.

Склады сырья и материалов предприятий-потребителей

  • принимают продукцию,
  • выгружают,
  • сортируют,
  • хранят,
  • подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптовых фирм выполняют следующие функции:

  • обеспечивают концентрацию товаров, доукомплектовку продукции, подборку ее в нужном ассортименте;
  • организуют доставку товаров мелкими партиями, как конечному потребителю, так и на склады других оптовых фирм;
  • осуществляют хранение резервных партий;
  • принимают товары от производственных предприятий большими партиями;
  • комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления;
  • получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

Основные складские операции:

  • разгрузка транспорта;
  • приемка товаров;
  • внутрискладские перемещения груза;
  • размещение товаров;
  • отборка товаров из мест хранения;
  • комплектование и упаковка товаров;
  • погрузка.
Поддерживать актуальную информацию о количестве и качестве груза на складе позволяет проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Комплектация товара на складе осуществляется двумя основными способами:

  • либо комплектовщик движется к искомому товару,
  • либо искомый товар движется к комплектовщику.
Если логистическое предприятие, или подразделение компании, самостоятельно осуществляет доставку заказчику товара со склада, то в помещении, отдельном от основного помещения склада необходимо организовать зону отгрузки склада, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям.

Требования к планировке складских помещений:

  • максимально использовать складские площади и объемы;
  • обеспечивать соответствие ширины проходов между стеллажами с учетом технических маневровых характеристик используемой складской техники;
  • располагать участки приемки с той стороны склада, откуда происходит основное поступление товаров, а участки комплектования - с той стороны склада, откуда производится основная отгрузка товаров;
  • рабочие места кладовщиков оборудовать вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков, а заведующего складом - вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения;
  • движение грузопотоков должно быть организовано с таким расчетом, чтобы встречные потоки были сведены к минимуму (за исключением складов с совмещенными участками приемки и отпуска грузов);
  • учитывать соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

Выбор складского помещения

При выборе фирмой склада общего пользования проблема решение сводится лишь к расчету необходимой складской площади. К тому же при изменении рынка сбыта необходимая площадь склада может корректироваться в зависимости от меняющихся интересов фирмы. Решение о покупке склада должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеет эффективность функционирования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации. Основным показателем при выборе склада является показатель соотношения расходов и доходов. При увеличении мощности и размеров складов капитальные и удельные затраты на 1 т грузооборота и запаса хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке. Строительство мелких складов дает возможность приблизится к потребителю и снизить транспортные затраты, что приводит к увеличению расходов на строительство и дальнейшую эксплуатацию таких складов.

Факторы влияющие на выбор месторасположения склада:

  • близость к рынкам сбыта;
  • наличие конкурентов;
  • близость к рынкам снабжения;
  • уровень жизни населения;
  • наличие трудовых ресурсов;
  • заработная плата;
  • транспортные коммуникации;
  • налоги, финансирование;
  • наличие железнодорожного транспорта;
  • существующие транспортные коммуникации;
  • расстояние до объектов снабжения и сбыта;
  • определение принадлежности района застройки (к сельской местности, крупному городу - окраина, пригород и т.д.);
  • стоимость земли;
  • водные коммуникации;
  • разрешение экологической службы города.
Основой для принятия решения является полученное значение так называемого «грузооборота безразличия», при котором затраты при хранении запаса на собственном складе равны расходам за пользование услугами наемного склада.

Эффективность функционирования складов

Склад будет эффективным если правильно сделано следующее:
  • выбор между собственным складом и складом общего пользования;
  • выбор места расположения склада;
  • определение вида и размера склада;
  • разработка системы складирования.

Выбор между собственным складом и складом общего пользования

Производственные склады должны являться собственностью фирмы и располагаться в непосредственной близости от производства. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар. К складам общего пользования фирме следует обращаться при низких объемах товарооборота или при хранении товара сезонного спроса. В снабженческой и распределительной логистике фирмы должны пользоваться услугами складов общего пользования, которые максимально приближены к потребителям. Складам общего пользования также отдается предпочтение, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.

Склады общего пользования имеют следующие преимущества:

  • не требуются частные инвестиции в развитии складского хозяйства;
  • сокращаются финансовые риски;
  • увеличивается гибкость требуемой складской площади (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);
  • отпадает необходимость в подборе квалифицированных кадров и ответственности по управлению запасами.
Определение необходимого количества складов происходит путем анализа вариантов с различным количеством складов. В каждом случае рассматриваются суммарные затраты на выбранное для варианта количество складов и транспортные услуги для каждого варианта. Тот вариант, где суммарные затраты будут минимальны и является предпочтительным. При выборе участка под склад необходимо обратить внимание на следующее:
  • Размер и конфигурация участка
  • Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники.
  • Транспортная доступность местности
  • Основной составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему транспортные магистрали, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов.
  • Планы местных властей
  • Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.
  • Местные особенности
  • Необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

Под складским хозяйством следует понимать комплекс складов, вспомогательного оборудования и систем управления, осуществляющих складской технологический процесс.

Складское хозяйство включает:

  • складские здания, площадки и другие сооружения, предназначенные для размещения и обеспечения сохранности товаров;
  • стеллажное, подъемно-транспортное и другое специальное оборудование и устройства, необходимые для хранения и перемещения товаров, а также их подготовки к потреблению;
  • системы информации и управления, необходимые для учета, контроля и осуществления товарооборота на складе.

Склад - техническое сооружение, предназначенное для управления запасами на различных участках логистической цепи и выполнения функций по хранению и преобразованию материального потока.

Цепи поставок настолько сложны и многообразны, что задачи, возлагаемые на склады различных типов, также существенно различаются. При классификации важны и технические параметры складов, от которых зависят особенности обработки материальных потоков во внутренней логистике склада. Зная, к какому типу относится определенный склад, можно в общих чертах выявить его основные функции и параметры перерабатываемых материальных потоков.

Итак, назначение и место каждого склада в цепи поставок можно охарактеризовать по ряду признаков. В таблице представлены наиболее существенные признаки классификации складов и виды складов.

Таблица. Классификация складов

Классификационный

По отношению к областям

логистики

Снабженческие склады.

Производственные склады.

Распределительные склады

По отношению к участникам логистической

Склады производителей.

Склады торговых компаний.

Склады торгово-посреднических компаний. Склады транспортных компаний.

Склады логистических посредников

По масштабу деятельности

Центральные склады.

Региональные склады.

Местные склады

По функциональному назначению

Склады длительного хранения (резервные).

Склады перевалочные (транзитные).

Склады распределительные (распределительные центры).

Склады сезонного хранения.

Таможенные склады

По наличию внешних транспортных связей

Склады с причалами.

Склады с железнодорожным подъездом.

Склады с автодорожным подъездом.

Комплексные склады

По форме собственности

Склады собственные.

Склады арендуемые.

Склады коммерческие (общего пользования). Государственные и муниципальные склады

По ассортиментной специализации

Склады специализированные.

Склады универсальные.

Склады смешанные

Окончание табл.

Классификационный

По виду складских зданий и сооружений

Открытые склады.

Полузакрытые склады (площадки под навесом). Закрытые склады.

Специальные складские устройства (например, бункеры)

По площади хранения

Склады до 20 м 2 .

От 5 тыс. м 2 (терминал)

По этажности здания

Одноэтажные склады с высотой до 6 м.

Высотные склады.

Высотно-стеллажные склады с высотой более Юм.

Многоэтажные склады.

Склады с перепадом высот

По режиму хранения

Склады неотапливаемые.

Склады отапливаемые.

Склады-холодильники.

Склады с фиксированным климатическим режимом

По виду складирования

Склады с напольным хранением.

Склады со стеллажным хранением.

Склады со смешанным хранением

По технической оснащенности

Склады немеханизированные.

Склады механизированные.

Склады автоматизированные.

Склады автоматические

По классности помещений (по классификации КпфМРгапк)

Рассмотрим подробно некоторые классификационные признаки, требующие пояснения.

По функциональному назначению склады подразделяются на: склады длительного хранения (резервные), склады перевалочные (транзитные), склады распределителные, склады сезонного хранения, склады специальные (например, таможенные).

Склады длительного хранения продукции (резервные склады) предназначены для хранения материально-технических ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций. Натакого рода складах хранятся мобилизационные и стратегические запасы, предназначенные для использования в непредвиденных обстоятельствах. Важнейшей разновидностью резервных запасов являются государственные резервы, как особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, в состав которого входят запасы материальных ресурсов для мобилизационных нужд, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Запасы в составе государственного резерва могут использоваться также для оказания гуманитарной помощи, оказания регулирующего воздействия на рынок, государственной поддержки предприятий и отраслей 1 .

Перевалочные склады (транзитные склады) - предназначены для кратковременного хранения груза при перегрузке его с одного транспортного средства на другое. Как правило, такие склады располагаются возле железнодорожных станций, речных пристаней, в морских портах, аэропортах и возле грузовых терминалов, где осуществляется перегрузка товаров на автотранспорт.

Распределительные склады (распределительные центры) предназначены для преобразования производственного ассортимента в торговый и бесперебойного обеспечения различных потребителей. Как правило, такие склады располагаются в местах сосредоточения потребителей. Распределительные склады могут принадлежать производителям, торгово-посредническим компаниям, сетевой розничной торговле. Особое развитие сегодня получили распределительные центры розничных торговых сетей. Идеальной логистической схемой для сетевой торговли является схема «производитель - распределительный центр - магазин». Собственный распределительный центр позволяет сетевикам экономить на услугах посредников и добиваться лучших

условий от поставщиков. При наличии собственного центрального склада розничные сети могут эффективнее работать с поставщиками, управлять ассортиментом и запасом товаров в своих магазинах, проводить предпродажную подготовку товара. В свою очередь, для поставщиков поставки товара через РЦ позволяют значительно снижать транспортные расходы, сокращать документооборот и, в том числе, трудозатраты по обеспечению товаров товаросопроводительной документацией, увеличивать объемы продаж за счет единовременных крупных поставок в магазины сети.

Склады сезонного хранения предназначены для хранения продукции, имеющей сезонный характер производства или потребления. Такие склады характерны в первую очередь для агропромышленного комплекса, где производство сельскохозяйственной продукции носит ярко выраженный сезонный характер, а потребление горюче-смазочных материалов для сельхозтехники также сезонно (посевная и уборочная страда).

Таможенные склады - специально оборудованные помещения или открытые площадки, где товары, ввезенные на территорию РФ или подлежащие вывозу из России, хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.

По форме собственности склады подразделяют на склады собственные (индивидуального пользования), склады арендуемые, склады коммерческие (общего пользования) и государственные и муниципальные склады.

Собственные склады предприятия - склады, находящиеся в собственности предприятия. Как правило, такие склады имеют промышленные предприятия и компании с большими объемами продаж . Включение в структуру предприятия собственного склада имеет научную основу и определяется соотношением выгод и затрат строительства собственного склада.

Арендуемые склады - здания или сооружения, которыми предприятие пользуется по договору аренды с целью осуществления складской деятельности.

Коммерческие склады (склады общего пользования) - организации, осуществляющие в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров любых товаровладельцев и оказывающие им связанные с хранением услуги. Этот вид складов отдельно выделен в Гражданском кодексе РФ (ч. 2, гл. 47, параграф 2 ст. 908). На таких складах все складские операции могут осуществляться как силами самого склада, так и силами владельца продукции.

Государственные и муниципальные склады - склады продукции, собственностью которой является государство или муниципальное образование. Как правило, на таких складах хранится стратегический или мобилизационный запас продукции материально-технического назначения.

По ассортиментной специализации различают специализированные, универсальные и смешанные склады.

На специализированных складах хранится продукция одного типа, например, склад бытовой химии, фармацевтический склад. Универсальные склады предназначены для одновременного хранения различных видов продукции, близких по условиям хранения, например склад канцелярских товаров и бытовой техники. Смешанные склады представляют собой комбинированный вариант специализированного и универсального склада. На таких складах происходит складская обработка различных товарных групп, например, продовольственных и непродовольственных товаров. Условия хранения и технологии гру-зопереработкимогут быть различны в зависимости от группы хранимой продукции.

По виду складских зданий и сооружений склады классифицируются на открытые, полузакрытые, закрытые и специальные склады.

Открытые склады представляют собой площадки для открытого хранения отдельных видов материальных ресурсов, например строительных материалов или товаров в контейнерах. Площадки должны иметь соответствующее покрытие, быть поднятыми на некоторую высоту и иметь уклон к водостокам. Такие склады устраиваются в виде грунтовых площадок или площадок на столбах и ленточных фундаментах.

Полузакрытые склады состоят из навесов (для защиты от осадков и от солнца), а также складов, у которых боковые стены устраиваются с одной, двух, трех сторон или по всему периметру (для защиты от ветра) 1 .

Закрытые склады представляют собой здания и сооружения - одноэтажные с высотой до 6 м или многоэтажные, высотные, высотно-стеллажные с высотой более 10 м, с перепадом высот, отапливаемые или неотапливаемые.

Специальные складские устройства представляют собой:

  • бункерные сооружения (емкости прямоугольной, круглой или конической формы - деревянные, железобетонные и металлические), предназначенные для хранения навалочных и сыпучих материалов;
  • сооружения резервуарного типа (цистерны, баки, бочки), предназначенные для хранения жидкостей;
  • специальные контейнеры, предназначенные для хранения наливных грузов.

Перечисленные классификационные группы складов могут быть несгораемыми, трудносгораемыми и сгораемыми. Тип складского помещения по огнестойкости должен определяться номенклатурой хранимых в нем материалов. Для хранения сгораемых материалов необходимо устраивать несгораемые складские помещения, и, наоборот, для хранения несгораемых материалов допускается устройство сгораемых или трудносгораемых складских помещений. Степень огнестойкости складских помещений имеет большое значение, так как в зависимости от нее устанавливаются размеры и этажность складов, а также расстояние между ними 1 .

На немеханизированных складах большая часть операций технологического процесса выполняется вручную, используются только средства малой механизации (ручные и гидравлические тележки).

Механизированные склады предполагают выполнение операций с помощью средств механизации (в закрытых помещениях - напольный безрельсовый транспорт, на открытых площадках - мостовые краны, автопогрузчики), при этом часть операций выполняется вручную (приемка, комплектация).

На автоматизированных складах большая часть операций выполняется с помощью автоматизированных средств (конвейерных линий, автоматизированных стеллажных кранов-штабелеров), лишь малая часть операций требует непосредственного участия человека (например, проверка правильности оформления документов в процессе приемки или загрузка транспортных средств с помощью средств механизации).

На автоматических складах (складах-«автоматах») все операции выполняются с помощью автоматизированных средств, управляемых информационной системой. Участие человека практически исключено.

Классификация складских помещений по классности по версии международной консалтинговой компании Knight Frank сегодня стала широко известной, и при аренде или строительстве склада всегда заявляется его классность, так как именно в привязке к классу помещения строится логистика компании. Данная классификация позволяет оценить склад именно с логистических позиций, каким образом в дальнейшем возможно будет организовать технологические процессы на складе, а также какова будет логистика входящих и исходящих потоков. Характеристика классов складских помещений приведена в приложении.

Все вышеописанное многообразие складов свидетельствует об их большом значении в цепи поставок, о сложности выполняемых ими функций, о неотъемлемости данного элемента в цепи поставок товаров.

  • Например, по данным Годового отчета за 2012 г. Х5 ЙЫаПСгоир, из 29 распределительных центров, обеспечивающих 75 % поставок в более чем 3800 магазинов сети, 5 находятся в собственности, 4 - в управлении сторонних поставщиков логистических услуг (ЗРЬ), а остальные взяты в аренду и находятся под управлением Х5 ЙЩаПОгоир (с. 49 Годового отчета).

Склады могут различаться по размерам, конструкции, степени механизации складских операций, по виду складирования, по функциональному назначению. Склад может являться звеном в цепи движения продукции производственного назначения (склады сырья, готовой продукции, специализированные склады и т.д.), либо находиться на участке движения товаров народного потребления (товарные склады).

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. Сейчас принято различать складские помещения по классам «A», «B», «C», «D».

Ниже приведена классификация складов компаний Knight Frank и Swiss Realty Group

Классификация складов Knight Frank

Складские помещения класса А+

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 12 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

2. Площадь застройки 40-45%.

4. Высокие потолки не менее 13 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования (6-7 ярусов).

7. Наличие системы вентиляции.

9. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

10. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) (не менее 1 на 500 кв.м.) .

11. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

12. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.

13. Наличие офисных помещений при складе.

14. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16. Оптико-волоконные телекоммуникации.

17. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

18. Расположение вблизи центральных магистралей.

19. Профессиональная система управления.

20. Опытный девелопер.

21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса А

1. Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, предпочтительно прямоугольной формы без колонн или с шагом колонн не менее 9 метров и с расстоянием между пролетами не менее 24 метров.

2. Площадь застройки 45-55%.

3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.

4. Высокие потолки не менее 10 метров, позволяющие установку многоуровневого стеллажного оборудования.

5. Регулируемый температурный режим.

6. Система вентиляции.

7. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.

8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

9. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 700 кв.м.) .

10. Наличие площадок для отстоя большегрузных автомобилей и парковки легковых автомобилей.

11. Наличие площадок для маневрирования большегрузных автомобилей.

17. Профессиональная система управления.

18. Опытный девелопер

19.

20.

21. Ж/Д ветка

Складские помещения класса В+

1. Одноэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. Площадь застройки 45-55%.

3. Ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли.

4. Высота потолков от 8 метров.

5. Регулируемый температурный режим.

6. Наличие системы пожарной сигнализации и автоматической системы пожаротушения.

7. Наличие достаточного количества автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers), (не менее 1 на 1000 кв.м.) .

8. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

9. Система вентиляции.

10. Пандус для разгрузки автотранспорта.

11. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

12. Наличие офисных помещений при складе.

13. Наличие вспомогательных помещений при складе (туалеты, душевые, подсобные помещения, раздевалки для персонала).

14. Оптико-волоконные телекоммуникации.

15. Огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная благоустроенная территория.

16. Расположение вблизи центральных магистралей.

17. Профессиональная система управления.

18. Опытный девелопер.

19. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

20. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

21. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса В

1. Одно-, двухэтажное складское здание, предпочтительно прямоугольной формы вновь построенное или реконструированное.

2. В случае двухэтажного строения v наличие достаточное количества грузовых лифтов/подъемников, грузоподъемностью не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.).

3. Высота потолков от 6 метров.

4. Пол - асфальт или бетон без покрытия.

5. Система отопления.

6. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

7. Пандус для разгрузки автотранспорта.

8. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

9. Охрана по периметру территории.

10. Телекоммуникации.

11. Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения.

12. Наличие вспомогательных помещений при складе.

13. Система вентиляции.

14.

15. Наличие системы учета и контроля доступа сотрудников.

16. Автономная электроподстанция и тепловой узел.

17. Ж/Д ветка.

Складские помещения класса С

1. Капитальное производственное помещение или утепленный ангар.

2. Высота потолков от 4 метров.

3. Пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

4. В случае многоэтажного строения v наличие грузовых лифтов/подъемников.

5. Ворота на нулевой отметке.

6.

7. Система вентиляции.

8. Система отопления.

9.

10. Офисные помещения при складе.

11. Ж/Д ветка.

12. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

13. Пандус для разгрузки автотранспорта.

14.

15. Телекоммуникации.

16. Наличие вспомогательных помещений при складе.

Складские помещения класса D

1. Подвальные помещения или объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения или ангары.

2. Наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей.

3. Пожарная сигнализации и система пожаротушения.

4. Система отопления.

5. Система вентиляции.

6. Офисные помещения при складе.

7. Ж/Д ветка.

8. Телекоммуникации.

9. Охрана по периметру территории.

Примечание: курсивом выделены желательные, но не обязательные опции.

Классификация Swiss Realty Group

Класс А

Современные помещения, строившиеся с учетом будущей складской деятельности. Расположение, отделка и оборудование таких складов призваны отвечать следующим принципам современной складской логистики: близость основных транспортных артерий, возможность адаптации под любые виды грузов, высокая скорость грузооборота и гарантии сохранности грузов.

1. Расположение: на основных транспортных магистралях. Прямой доступ на территорию склада непосредственно с трассы или по удобным дорогам-сателлитам.

2. Одноэтажное/однообъемное здание с высокими потолками позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и т. п.) оборудование, в том числе и многоэтажные (мезонинные) стеллажные системы.

3. Плоские бетонные полы с антипылевым покрытием, обеспечивающие высокую скорость и безопасность движения погрузочной техники.

4. Высокая проектная нагрузка на поверхность пола позволяет использовать тяжелую погрузочную технику (высотные штабеллеры) и, как следствие, максимально использовать высоту стеллажей.

5. Редкая сетка колонн, позволяющая варьировать размещение рядов стеллажей и оптимизировать организацию движения механизмов и складских работников.

6. Не менее одних погрузо-разгрузочных ворот на каждую тысячу квадратных метров склада и обособленная зона погрузки/разгрузки и комплектации заказов позволяют максимально быстро разгружать и загружать грузовой транспорт.

7. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения (или возможность установки).

8. Отопление.

9. Автономные системы тепло- и водоснабжения.

10. Погрузочно-разгрузочные ворота оборудованы (или позволяют установку) гидравлическими аппарелями и док-шелтерами.

11. Прилегающая территория (хозяйственные постройки, внутренние дороги, парковки, зоны разворота и озеленение), составляющая не менее 40% от всей территории складского комплекса.

12. Привлекательный внешний вид (отделка современными фасадными системами, современное остекление).

Класс А-

Полностью реконструированные с применением современных материалов и технологий складские или производственные площади 20-30-летней постройки. Характеристики таких помещений практически идентичны классу А, за исключением местоположения: такие склады часто находятся в черте города, в промзонах.

2. Капитальное одноэтажное (иногда двухэтажное) здание, железобетонная или сборная металлическая конструкция).

Класс В+

Складское помещение недавней постройки, по ряду причин не соответствующее 2-3 ключевым параметрам, необходимым складам класса А: недостаточное количество ворот, неудобство подъездных путей и пр. Таких помещений на рынке достаточно много, что связано с хаотичным ростом инвестиционной активности в сфере строительства складов.

Год постройки: с начала 1990-х годов.

Класс В

Складские помещения доперестроечного периода. Построенные в соответствии с канонами логистики, свойственными плановой экономике, такие помещения часто требуют некоторых (незначительных) вложений и изменений для оптимизации складской деятельности: смена напольного покрытия, установка современных охранных систем и пр.

1. Год постройки: 1970-1980-е годы.

3. Центральное отопление (иногда собственные котельные).

4. Высота потолков 6-9 метров.

5. Бетонный пол.

6. Пожарная сигнализация и пожарные краны/рукава.

7. Крытый пандус или рампа для погрузки/разгрузки транспорта.

Класс С

Бывшие производственные помещения, таксомоторные парки и автобазы, изначально не приспособленные под складскую обработку. Требуются значительные строительные и технические изменения: врезание дополнительных ворот, создание рамп/пандусов, замена остекления/витражей капитальными стенами, модернизация напольного покрытия и систем отопления и пожаротушения. В большинстве случаев необходим демонтаж установленного оборудования.

1. Год постройки: 1950-1990-е годы.

2. Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонная конструкция).

3. Высота потолков от 7 до 18 метров.

4. Бетонный или асфальтированный пол.

5. Пожарная сигнализация и рукавная система пожаротушения.

6. Низкое соотношение количества ворот к площади помещения, отсутствие пандусов.

7. Расположение в промзонах в черте города.

Класс С-

Старые и сильно изношенные складские помещения советского периода; многие из них строились еще в 1930-1960-х годах. К этому же классу относится большинство овощехранилищ и продуктовых оптовых баз. Склады класса С- зачастую не соответствуют современным требованиям по нормам пожарной безопасности и экологичности, не отвечают требованиям современных компаний по возможностям грузооборота, требуют значительных вложений в капитальный ремонт и модернизацию.

1. Год постройки: 1930-1980-е годы.

2. Капитальное одно- или многоэтажное здание (железобетонные конструкции), часто с большим цокольным этажом.

3. Центральное отопление.

4. Высота потолков от 4-5 метров.

5. Бетонный или асфальтированный пол.

6. Крытый/открытый пандус или рампа для разгрузки транспорта.

7. Расположение в промзонах в черте города (часто в ЦАО).

8. Ограниченные прилегающие территории, недостаток места для парковки и маневра большегрузных машин.

9. Устаревшие системы охраны и пожаротушения.

Класс D

Неприспособленные под складские нужды гаражи, подвалы, бомбоубежища, холодные ангары, сельскохозяйственные постройки. Такие помещения нецелесообразно модернизировать или реконструировать. С финансовой точки зрения для повышения класса склада часто выгоднее снести такой объект и построить новое здание. Пригодны лишь для хранения низкооборачиваемых грузов, нетребовательных к условиям хранения: сырья для промышленного производства, горюче-смазочных материалов, металлических, резиновых, пластиковых изделий и т. п.

В зависимости от местоположения склада в логистической цепи или его специализации на выполнении отдельных функций логистики складирования, выделяют:

1) Логистический центр. По существу является полным синонимом понятия «склад». Будем определять его как место хранения и грузопереработки широкого ассортимента продукции, которое может находиться на разных стадиях движения материального потока от поставщика до конечного потребителя.

2)Распределительный центр – это место хранения и грузопереработки товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки.

3)Терминал – складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующий мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.

Функции логистики складирования делятся на:

1. Основные;

2. Обеспечивающие (поддерживающие).

1. Основными функциями логистики складирования являются:

1.1. Управление выгрузкой товара с транспортных средств и организация приемки. Выгруженные товары доставляются в зону приемки склада, где производят их проверку (количество и комплектность, выявление недостачи, повреждений, низкого качества или некомплектности товаров).

1.2. . Организация размещения, укладка и хранения. После окончания проверки товара, наклейки маркировочных этикеток шаблон приходного ордера передается для размещения поступивших грузов в зоне хранения.

1.3. Управление консолидацией грузов(Функция, связанная с грузопереработкой). Подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта.

1.4. Управление разукрупнением грузов (функция, противоположная консолидации –break-bulk – разрознивание опта). Реализуется через сортировку грузов на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам.

1.5. Управление комплектацией или комиссионированием (Отборка товара по заказу покупателя). Подразумевает пересортировку грузов, полученных от поставщиков, и их консолидацию в партии отправки конкретным потребителям.

1.6. Организация перевалки грузов (cross-docking). В некоторых случаях на складах выполняют некоторые виды работ, но при этом материалы не попадают на хранение. Такой вариант называется перевалкой (cross-docking).В этом случае поступление товаров на склад координируется с моментом отправки их заказчикам, чтобы они передавались непосредственно из зоны поступления в зону погрузки и тут же отправлялись для доставки потребителям.

2. Обеспечивающими (поддерживающими - сервисными) функциями логистики складирования являются.