Планирование Мотивация Управление

Схема выбора профессии схема выбора профессии. Как выбрать профессию Выбор оптимального варианта профессии таблица 28

- 56.00 Кб

МОБУ «Подколкинская СОШ»

Творческий проект на тему

«Мой профессиональный выбор»

Ученицы 9 класса

Мищенко Анастасии

Учитель: Токмачёв П. М.

Подколки 2014

Профессия «Ветеринар»

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

Проблема

До окончания школы и получения полного среднего образования остаётся совсем немного и стала чаще задаваться вопросом: куда пойти учиться и на кого? От того, какой путь я выберу, будет зависеть мое профессиональное будущее. Правильный выбор профессии позволит мне так построить свою будущую карьеру, чтобы достичь выдающихся успехов в ней. Почему я выбрала именно эту профессию?

Осознание проблемной области

Определение потребности и её формулировка

Моей потребностью в данный жизненный период является выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями и профессиональное самоопределение. Данная потребность на данный момент не является первостепенной, но через год, два я столкнусь с проблемой в выборе профессии для себя и поэтому я заранее анализирую какая профессия мне подходит и почему.

Определение задачи и формулировка

Задачей проекта является выбор будущей профессиональной деятельности в соответствии с алгоритмом выбора профессии и прогнозирование карьеры и профессиональное самоопределение. Для этого мне нужно:

  • изучить свои интересы и склонности;
  • выявить уровень знаний, способности, здоровье и соотнести их с требованиями профессии;
  • изучить мир профессий, потребности в кадрах.

Основные параметры и ограничения

  1. Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личным и психофизическим характеристикам;
  2. Обучение по профессии должно быть доступным. Оптимальным будет расположение учебного заведения в нашем регионе.
  3. Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать моим финансовым возможностям.
  4. Востребованность профессии на рынке труда

Выявление традиций, истории, тенденций

Изучая мир профессий, я определила наиболее насколько они востребованы на рынке труда нашего региона, а также изучила традиции своей семьи. Выбирая будущую профессию, я отдала предпочтение следующим источникам информации:

Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, я разработала опорную схему размышлений, последовательное продвижение по которой поможет сделать правильный выбор.

Выработка идей, вариантов, альтернативы

Сфера моей профессиональной деятельности человек-природа. Используя интернет-сайты, в которых приводится описания и характеристики профессий, выделим ряд специальностей, принадлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это ветеринарный врач, ветеринарный фельдшер, животновод, зооинженер, зоотехник.

Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сферы профессиональной деятельности «человек - природа».

Работа должна:

  • быть разнообразной
  • подвижной
  • соответствовать психофизиологическим и социальным потребностям человека
  • разносторонней

Моя будущая работа не должна быть «сидячей» и требующей только умственный труд. Она должна быть не только в помещении, но и на открытом воздухе.

Анализ и синтез идей

Выбор оптимального варианта профессии

Специаль-ность

Требования к специальности

Кол-во баллов

Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Личностным характеристи кам

Психофи-зическим характеристикам

Ветеринар-ный врач

Ветеринар-ный фельдшер

Животновод

Зооинженер

Зоотехник


Профессию ветеринарного врача я выбрала после анализа сферы профессиональной деятельности и думаю, что она соответствует моим интересам, склонностям и качествам личности. Такой вывод я сделала после проведения тестов, по которым я получил следующие результаты:

  • Уровень моей готовности к профессиональному самоопределению сначала был низким, но в процессе изучения мира профессий повысился до среднего. Поэтому, я думаю, что готова к профессиональному самоопределению.
  • Интересы и склонности – область профессий «человека – природа»
  • Уровень самооценки – адекватный
  • Особенности внимания – средний уровень произвольного внимания
  • Память – средний уровень развития памяти
  • Интеллект – средний
  • Эмоциональное отношение к выбору профессии – положительное
  • Волевые качества – развиты хорошо
  • Тип темперамента – флегматик
  • Уровень здоровья средний

Определение путей получения профессии и выбор места

обучения

Пути получения профессионального образования

Вид профессионального образовательного учреждения - вышее профессиональное образовательное учреждение

Тип образовательного учреждения – университет

Форма обучения – очная

Направление обучения – медико-биологическое

Конкретное учебное заведение - Оренбургский сельскохозяйственный университет

План моей профессиональной карьеры

  1. Закончить школу и поступить в профессиональной учебное заведение.
  2. Получить теоретическую подготовку по специальности «Ветеринария»
  3. Найти работу по специальности
  4. Освоить профессию «Ветеринара» на практике
  5. Достичь профессиональных успехов через 10 лет и стать профессионалом в данной области профессиональной деятельности.

Профессиональня проба

У нас в семье есть домашние животные: кролики, кошки, корова, пчёлы, собаки. В семье на мне лежит ответственность по уходу за кроликами. Я их кормлю, слежу за их здоровьем, если кто-то заболел,то лечу. Также я помогаю папе в пчеловодстве, то есть я уже имею навыки работы с животными, уходом за ними, лечением.

План подготовки к приобретению профессии

Цель - поступить в учебное заведение и овладеть специальностью ветеринара.

  1. изучить математику, физику, биологию, химию,
  2. научиться работать с животными
  3. закончить школу
  4. сдать вступительные экзамены в университет
  5. освоить учебную программу в университете, получить диплом
  6. найти работу по специальности
  7. совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Самоконтроль и самооценка

Свой творческий проект я оцениваю положительно, так как результат всего моего пути – выбор профессии «Ветеринара» , а также построение профессионального плана по достижению поставленных профессиональных целей.

Источники информации

Материал для своего проекта я брала с сайта:

http://www.moeobrazovanie.ru/ specialities_vuz/veterinariya. html


Краткое описание

Человек издревле стремился одомашнить диких животных. Это был непростой труд, требующий постоянного ухода и внимания. Люди, которые умели распознавать и лечить болезни домашних животных, ценились и пользовались уважением. В настоящее время существует специальная наука – ветеринарная медицина, которая занимается болезнями животных. А специалисты, работающие в этой области, соответственно, именуются ветеринарами.

«Мой профессиональный выбор» (примерный творческий проект по профессиональному самоопределению)

Чтобы вы могли глубже осмыслить теоретический материал по профессиональному самоопределению и уметь практически приме­нить полученные знания, ознакомьтесь с примерным проектом про­фессионального выбора. Он составлен из 20 последовательных опе­раций — шагов. Каждый шаг содержит описание действий по опре­делению профессиональной пригодности и рекомендации по их выполнению (курсивом). В качестве пробной в проекте выбрана профессия оператор ЭВМ.

Профессия оператор ЭВМ

I ЭТАП


Шаг 1: Выявление проблемы

Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профес­сионального самоопределения и жизненной перспективы первосте­пенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специ­альность, зависит вся последующая жизнь.

Определите проблемную область своего творческого проекта.

Шаг 2: Осознание проблемной области

Проблемной областью данного проекта является изучение алго­ритма выбора профессии и проектирование путей самосовершенствования на примере анализа конкретной профессиональной дея­тельности (Схема 1).

Выделите подпроблемы своей проблемной области.

Шаг 3: Выявление конкретной потребности

Потребностью каждого является правильный профессиональ­ный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.

Является ли данная потребность для вас первостепенной? Дайте своему ответу подробное обоснование.

Шаг 4: Определение конкретной задачи и её формули­ровка

Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выяв­ление основных её требований к человеку и выявление возможно­стей овладения данной профессией.

Сформулируйте основные задачи своего проекта.

II ЭТАП

Шаг 5: Выявление основных параметров

Наша задача ограничивается анализом лишь одной сферы , мы должны проверить, соот­ветствуют ли параметры профессии личностным характеристи­кам её соискателя. Это поможет нам усвоить алгоритм анализа профессии.

Критерии выбора профессии должны быть следующими:

    выбираемая профессия должна соответствовать индивидуаль­ным личностным и психофизиологическим характеристикам; необходима доступность обучения профессии (наличие учеб­ного заведения, его территориальная досягаемость); материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи; востребованность профессии на рынке труда.

Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций

Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, определении наиболее вос­требованных и перспективных в настоящее время, выяснении тра­диций народа, семьи, местности (Схема 2).

Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массо­вой информации и Интернета надо узнать, какие новые спе­циальности появились в последние годы, в чём заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.

Шаг 7: Анализ деятельности

Ознакомившись с различными профессиями, необходимо разра­ботать опорную схему размышлений, последовательное продвиже­ние по которой поможет сделать правильный выбор.

Алгоритм профессионального самоопределения:

    определение интересов и склонностей; анализ профессиональной деятельности в соответствии с ин­тересами и склонностями; выявление индивидуальных личностных и психофизиологи­ческих характеристик; соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности; определение социально-экономических факторов выбора профессии: путей и условий получения профобразования, матери­альных затрат на обучение; профессиональная проба; профессиональные планы и перспектива; программа и развития.

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализи­руйте свою опорную схему размышлений, согласно которой вы будете осуществлять выбор профессии. Она может иметь вид схемы (Схема 3).

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернативы

Вначале определим сферу профессиональной деятельности, ко­торая наиболее предпочтительна. Это можно сделать, воспользовавшись методиками

«Дифференциально-диагностического опросни­ка» (ДДО) или «Опросника профессиональной готовности» (ОПГ), которые можно найти в Интернете. На основании полученных ре­зультатов мы выбираем одну из пяти сфер профессиональной дея­тельности (человек — техника; человек — природа; человек — чело­век; человек — знаковая система; человек — художественный образ). Профессиональная деятельность, рассматриваемая в нашем проек­те, лежит в сфере «человек — знаковая система».


Используя интернет-сайты, в которых приводятся описания и характеристики профессий, выпишем ряд специальностей, при­надлежащих к выбранной сфере профессиональной деятельности: это web-мастер, оператор ЭВМ, программист, системный админи­стратор, преподаватель информатики, диспетчер.

С помощью методик ДДО или ОПГ определите свою сферу профессиональной деятельности и ознакомьтесь с описания­ми профессий, относящихся к этой сфере. Проанализируйте полученные данные и выберите ряд специальностей, которые вас привлекают больше всего.

Шаг 9: Определение требований к профессиональной деятельности

Выделим следующие параметры, относящиеся к сфере профес­сиональной деятельности «человек — знаковая система».

Работа должна быть:

    разнообразной; иметь преобразующий, творческий характер; стимулировать повышение уровня знаний и умений; соответствовать психофизиологическим и социальным по­требностям человека.

Выделите основные требования к своей будущей профессио­нальной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требо­ваниями, сделайте выводы.

III ЭТАП

Шаг 10: Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных в предыдущем шаге профессий теперь нужно выбрать самую подходящую. Для этого нужно оценить их в баллах (от 1 до 5) по основным параметрам (см. шаг 5). Это удоб­нее сделать, работая с таблицей.

Мы проделали это и пришли к выводу, что наиболее приемле­мой для нас является профессия оператор ЭВМ.

Проанализируйте полученные в своей таблице результа­ты. Какая специальность набрала наибольшее количество баллов? Является ли этот вариант наилучшим?

Выбор оптимального варианта профессии

Таблица 1


Специальность

Требования к специальности

Кол-во баллов


Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Личностным характеристикам

Психофизиологическим характеристикам

Web-мастер

Оператор ЭВМ

Программист

Системный администратор

Преподаватель

информатики

Диспетчер

Шаг 11: Изучение содержания будущей профессио­нальной деятельности

Итак, мы осуществили выбор оптимального варианта трудовой деятельности. Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить её профессиограмму и психограмму. Такая ра­бота позволит лучше определить свою профессиональную пригод­ность к ней.

Шаг 12: Выявление индивидуальных характеристик

Выявите свои индивидуальные личностные и психофизиологи­ческие характеристики по методикам, подобранным для каждой сферы профессиональной деятельности. В нашем случае это мето­дики для профессиональной сферы «Человек — знаковая система». Далее соотнесите индивидуальные характеристики с требованиями к профессиональной деятельности, описанными в шаге 9.

Используя тесты, приведённые в учебнике и в Интернете, определите свой тип темперамента, характер и другие лич­ностные характеристики. При помощи школьного психолога и врача выявите психофизиологические особенности своего развития. Соответствуют ли они требованиям, обозначен­ным в шаге 9?

Шаг 13: Определение путей получения профессии и вы­бор места обучения

Для выполнения этого шага воспользуйтесь опорной схемой раз­мышления. В центре схемы надо поместить возможные пути получе­ния профессии и указать факторы, условия, которые следует учиты­вать при решении данной проблемы. Вы можете обсудить это с ро­дителями, учителями, консультантами.

Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебно­го заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее обра­зование по выбранной специальности в колледже, а затем продол­жить обучение в вузе по сокращённой .

Воспользуйтесь схемой на рисунке 85, в которой приведены фак­торы и условия, учитываемые при выборе места обучения.

Какие пути получения выбранной профессии вам извест­ны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализи­руйте каждый пункт этой схемы и определите несколько учебных заведений, где можно получить эту профессию. Вы­брав место обучения, рассмотрите варианты своих дальней­ших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.

Шаг 14: Профессиональная проба

На третьем этапе мы подробно рассмотрели все характеристики выбранной профессии, а также свои психологические особенности. Теперь, имея соответствующую теоретическую подготовку, можно провести профессиональную пробу. Это позволит убедиться в том, что профессия полностью подходит.

Можно ли по выбранной вами профессии провести профес­сиональную пробу? Если да, то укажите, где, в какое время и в каких условиях будет проходить работа. Если профессио­нальная проба уже проведена, то проанализируйте её резуль­таты. Выполненные вами творческие проекты, созданные мо­дели в кружках технического и художественно-прикладного творчества являются разновидностью профессиональных проб. Учитывайте их результаты.

Шаг 15: Коррекция

После прохождения профессиональной пробы мы можем сде­лать вывод о том, следует ли нам идти учиться по данной специаль­ности или выбрать другую. Возможно, следует уточнить и профиль обучения в .

Если вы хотите внести изменения в свой выбор, то следу­ет вернуться к шагу 5 или 7 и внести изменения. Какие выво­ды вы сделали?

Шаг 16: Прогнозирование дальнейшей профессиональ­ной карьеры

Теперь, когда мы убедились, что выбранная профессия нам пол­ностью подходит, можно составить прогноз будущего профессио­нального роста и карьеры. Для этого рекомендуется разработать ин­дивидуальную программу самосовершенствования и развития, в со­ответствии с которой будет строиться профессиональный рост.

Составьте индивидуальную программу самосовершенствова­ния и развития. Каких успехов вы хотите и можете достичь в своей будущей профессии? Все свои профессиональные планы и размышления отразите в виде прогноза профессионального ро­ста и карьеры. Здесь не существует единого пути, поэтому мож­но рассматривать различные варианты дальнейшей карьеры.

V ЭТАП

Шаг 17: Контроль

Необходимо вернуться к шагам 5 и 7 и сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочёты, то их всег­да можно устранить.

Запишите полученные результаты.

Шаг 18: Оформление

Готовый проект мы оформляем в виде последовательных дей­ствий — шагов. В них следует отразить все размышления, возникшие в ходе выбора профессии. В готовый проект мы помещаем схемы и рисунки, которые помогли нам совершить выбор.

Оформите свой проект в соотв етствии с приведённым об­разцом

Шаг 19: Самооценка

Вернёмся к шагам 2, 4 и 7. Проанализировав их, можно попы­таться самостоятельно дать себе оценку (табл. 1).

Если результаты, полученные в ходе , вас полностью устраивают, значит, вы смогли удачно развить идею проекта и теперь можете воплощать её в жизнь. Рекомендуем для этого использовать примерную оценку готовности к профес­сиональному выбору по методике (таб. 1)

Карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению

Таблица 2

Критерии и показатели

Оценка в баллах

Жизненный план и профнамерения

Я осознаю смысл и цель своей жизни — нечётко.

Моё отношение к различным видам труда, работы — всегда

положительное, хорошее.

Я считаю, что профессия в жизни человека — может сде­лать человека счастливым

На данный момент я выбрал профессию — определённо

Я знаю, куда поступить после , — определённо

Ваши родители — с выбором профессии согласны

Что побудило вас избрать именно эту профессию — знание соответствия профессии своим возможностям. Наличие профессионального идеала — профессиональный идеал определённый (есть такой человек)

Знание будущей профессии — информация

Я знаю, как достичь успеха в выбранной мною профессии, — точно.

Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда по избираемой профессии — точное. Знание требований избираемой профессии к человеку — точное.

Наличие опыта работы по избираемой профессии — наблю­дение за работой других.

Наличие первоначальных профессиональных знаний — при­обретаются.

Знание способа приобретения профессии (я знаю, где и сколько учиться по этой професии) — точно. Знание перспектив профессионального роста (я знаю, как строится карьера специалиста по профессии) — точно

Знание своих профессиональных возможностей

Наличие интереса к будущей профессии — избираемая про­фессия соответствует профессиональному интересу. Наличие способности к избираемому виду труда (я могу дока­зать, что у меня есть способности к этой профессии) — спо­собности имеются.

Соответствие природных свойств нервной системы, темпе­рамента требованиям избираемой профессии (я достаточно быстрый, оперативный, энергичный, чтобы выполнить эту работу) — не знаю.

Соответствие особенностей характера требованиям избирае­мой профессии — соответствуют.

Соответствие особенностей психических процессов (у меня достаточно развиты внимание, память, мышление, вообра­жение и др.) требованиям избираемой профессии — не знаю. Соответствие состояния здоровья требованиям избираемой профессии — соответствует.

Характер самооценки (как вы относитесь к себе) — не знаю. Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непо­средственно связанным с будущей профессией, — по этим предметам оценки «4» и «3»


В итоге получилось 64 балла. Это высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Шаг 20: Защита проекта

План подготовки к профессиональному выбору

Таблица 2

Мероприятия

1. Уточнить свои жизненные ориентации

2. Приобрести опыт работы на ЭВМ, получить первоначальные профессиональные знания, обучаясь по профилю «Оператор ЭВМ»

3. Уточнить соответствие свойств нервной сис­темы требованиям избираемой профессии

4. Уточнить соответствие особенностей зритель­ного восприятия и представления, внимания, па­мяти, воображения, скорости и точности движе­ний, эмоционально-волевой устойчивости требо­ваниям избираемой профессии

5. Выяснить уровень развития самооценки

6. Начать более углублённо изучать математику

7. Получить профессиональную консультацию

8. Совершить экскурсию в ПУ

Используя компьютер, подготовьтесь к защите своего про­екта, составив план выступления.

Источники информации, использованные при выполнении проекта

Учебник «Технология» для учащихся . Интернет-ресурсы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Обоснование (критерии) выбора будущей профессии государственного служащего. Выявление интересов, способностей, коммуникативных и организаторских склонностей, мотивов профессиональной направленности. Содержание деятельности, требования к будущей профессии.

    реферат , добавлен 09.11.2011

    Мотивация выбора профессии, вековые этапы профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него. Семь шагов для верного выбора профессии. Исследование психологических особенностей старшеклассников и влияния рекламы на определение специальности.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2010

    Понятие профессиональной пригодности, основные факторы выбора профессии. Основные требования подростков к своей будущей специальности. Психологические приёмы молодежи при выборе профессии, виды профессионального отбора. Цель жизни человека и личности.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2011

    Мотивы выбора деятельности психолога. Сценарные предпосылки выбора профессии. Ранние решения как формулы поведения, формирующиеся в ответ на родительские послания. Доказательство существования связи между ранними решениями личности и ее выбором профессии.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2017

    Специфика профессии "психолог". Главный принцип выбора профессии. Социограмма как метод составления схемы внутригрупповых взаимоотношений, основанный на предпочтениях членов группы. Главные особенности и специфика составления объектограммы и хронограммы.

    реферат , добавлен 01.02.2012

    Проблема профессионального и личного самоопределения в старшем школьном возрасте. Эмпирическое исследование личностных особенностей старшеклассников, осуществивших и не осуществивших выбор будущей профессии. Интерпретация результатов исследования.

    дипломная работа , добавлен 01.05.2011

    Мотивы выбора профессии. Формы влияния профессии на человека. Деформация внутренних и физических качеств человека под действием профессии. Физико-соматические признаки людей различного рода профессий. Факторы, определяющие профессиональный выбор.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    Характеристика составляющих мотивации: мотива, потребности, цели, личности. Изучение профессиональной мотивации студентов первого курса гуманитарного факультета. Сравнительный анализ мотивов выбора профессии студентов-психологов и студентов-социологов.

    презентация , добавлен 19.08.2013

Асабина И.И., учитель технологии МОУ «СОШ № 3 г. Ртищево Саратовской области»

Пояснительная записка

Элективный ориентационный курс для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы предназначен для предпрофильного обучения. В Конституции РФ говорится, что каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессию. Подготовка к профессиональному самоопределению и карьере – важный шаг в жизни каждого молодого человека. Сегодняшним девятиклассникам следует определиться не только в выборе сферы деятельности, но выбрать соответствующий профиль обучения в старшей школе. Осуществить свободный выбор профессии очень не просто. Программа элективного курса «Проектирование ситуации выбора профессии» направлена на оказание помощи школьникам в выборе из нескольких тысяч профессий и специальностей именно «своей» сферы деятельности. Концептуальную основу программы составляет современный теоретический подход к формированию у школьников личностной и социально-психологической компетентности, способности выбирать сферу будущей профессиональной деятельности, оптимально соответствующую своим личностным особенностям и запросам рынка труда. Особенностью предлагаемой программы является использование исследовательских и проектных технологий и методов обучения. Преимущества тренинговых и диагностических форм проведения занятий состоит в осознании учащимися личной ответственности за свой выбор. Основная цель курса - оказать помощь учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и дальнейшем профессиональном самоопределении, формирование культуры выбора профессии.

Задачи курса:

Проанализировать основные факторы ситуации выбора профессии, чтобы найти оптимальные варианты выбора сферы деятельности;

Ознакомить учащихся с методами самопознания, выявления своих профессиональных интересов, способностей и возможностей;

Вооружить учащихся знаниями основ профессиональной деятельности;

Проанализировать ситуацию на рынке труда в своем городе, области, стране;

Спроектировать индивидуальный путь профессионального самоопределения.

Планируемые результаты – учащиеся получат знания и навыки самодиагностики по выявлению своих интересов, склонностей и способностей, а также проектирования индивидуального пути профессионального самоопределения;

Презентационная проектно-исследовательская работа позволит сформировать и развить умения и навыки проектирования и исследования у школьников.

Структура программы: программа курса рассчитана на 10 академических часов по 1 часу в неделю. Первое занятие направлено на знакомство со стратегией выбора профессии и анализ ее основных факторов. Дальнейшие занятия направлены на исследование и диагностику собственных склонностей и возможностей, а также анализ рынка труда. Заключительное занятие посвящено проектированию индивидуального пути профессионального самоопределения.

Оценка достижений обучающихся проходит по результатам психологического тестирования и анализу образовательного продукта – модели индивидуального пути предпрофильной и профильной подготовки. Оценку результатов курса осуществляют обучающиеся и учитель.

Учебно-тематический план

Тема занятия Кол-во часов Виды и формы деятельности учащихся
1 Стратегия выбора профессии 1 Анализ факторов выбора профессии, тренинг
2 Фактор «хочу» в выборе профессии 2 Беседа, самостоятельная работа, тестирование
3 Фактор «могу» в выборе профессии 2 Беседа, самостоятельная и практическая работа, тестирование
4 Требования, предъявляемые профессией к человеку 2 Беседа, самостоятельная работа
5 Фактор «надо» в выборе профессии 1 Беседа, самостоятельная работа, экскурсия в центр занятости населения
6 Личный профессиональный план 2 Проектирование, защита проекта

Тема 1. Стратегия выбора профессии

Цель: Проанализировать три основных фактора стратегии выбора профессии, сформулировать правильность выбора профессии.

Этапы занятия:

1. Выяснить роль труда в жизни общества и отдельного человека. Игра «Пришельцы» (приложение 1).

2. Анализ ситуации выбора, в том числе и выбора профессии. Для примера проанализировать ситуацию выбора покупки. Как нужно вести себя, выбирая профессию, чтобы не ошибиться? Во-первых, знать мир профессий. Во-вторых, знать себя – свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья. В-третьих, знать правила выбора, знать как «примерить» профессию к себе и как ее получить. Правила выбора профессии психологи называют стратегией. Зона оптимального выбора профессии – зона совпадения интересов, возможностей личности с потребностями общества.

3. Анализ стратегии выбора профессии. Стратегия выбора профессии такова: анализ трех основных факторов: «хочу», «могу», «надо». Что же такое «хочу»? Это желания, интересы, склонности человека. Интерес – направленность на предмет, на его познание («хочу знать»). Интересы могут быть – активными и пассивными, широкими и узкими, поверхностными и глубокими. Для выбора профессии очень важен познавательный интерес, особенностью которого является сам процесс познавания предмета. Что такое «могу»? это возможности человека: способности, состояние здоровья, физические особенности человека, уровень образованности. Соответствие возможностей человека его профессии делает его конкурентоспособным. Что такое «надо»? Это потребность общества в специалистах, осознание общественной необходимости и значения профессии, какое учебное заведение надо закончить. Потребность общества проявляется в спросе на кадры. При обдумывании будущего трудового жизненного пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию, возможность дальнейшего трудоустройства, продумать запасной вариант.

4. Тренинг – игра «Оптимисты и скептики». Учащиеся делятся на две группы: оптимистов и скептиков. (Оптимизм – мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, верой в будущее, в успех, склонность во всем видеть хорошие, светлые стороны. Пессимизм – противоположное оптимизму мироощущение, проникнутое унынием, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое. Скептицизм – критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в правильности чего-либо). Берется одна профессия, например, геолог. Оптимисты называют все хорошее об этой профессии (смена впечатлений, полезность, высокая зарплата и т.д.). Скептики – все плохое (постоянные командировки, отрыв от семьи и т.д.). Часто получается, что хорошо для одного, плохо для другого. Игра показывает, насколько выбор профессии зависит от личности человека, его интересов, склонностей, часто – возможностей. В то же время учащиеся анализируют сегодняшнюю жизненную ситуацию: возможность трудоустройства, есть ли средства для обучения этой профессии, как материально обеспечивает эта профессия.

5. Вывод: сделать правильный выбор – значит выбрать работу, которая, во-первых, доступна и посильна для тебя, во-вторых, нужна людям и обществу, и может приносить тебе удовлетворение, радость. Коротко: «хочу», «смогу», «нужно». Как писал баснописец И.А.Крылов, «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешным был конец». Т.е., хотеть нужно то, что сможешь, а мочь важно то, что полезно для людей и необходимо для тебя.

Тема 2. Фактор «хочу» в выборе профессии

Цель: определение или уточнение интересов учащихся к различным группам профессий, ознакомление с понятиями «мотивы выбора» и «личные смысл и цель», ответственность за свой профессиональный выбор.

Этапы занятия:

1. Провести устный опрос учащихся по вопросам, которые позволят начать анализ первого фактора в выборе профессиональной деятельности: Пытались ли вы оценить свои интересы и склонности? Представляете ли, чем вы хотите заниматься каждый свой рабочий день? Какие профессии вам нравятся?

2. Письменно выполнить задание: составить список известных вам профессий, разбив их на четыре категории (самые престижные, самые оплачиваемые, самые гуманные и самые непрестижные), и заполнить таблицу (приложение 2). Чем вы руководствовались, распределяя профессии по тем или иным графам?

3. Сформировать понятия «мотивы выбора», «личные смысл и цель». Каждый человек характеризуется наличием мотивационной сферы, обуславливающей его поведение в течение всей жизни. Суть человека выразит пословица: «Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты». Состояние нужды человека (или живого существа) в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования или развития, характеризуется потребностью. Потребности есть у всех живых существ, и этим, в частности, живая природа отличается от неживой. Потребность активизирует организм, порождает его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего потребностей у человека, у которого, кроме органических потребностей, есть еще материальные, духовные и социальные. В отличие от потребностей, мотивы есть только у человека. Мотив – это тот предмет, который, отвечая потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и направляет поведение (мотив – в переводе с латинского – «приводить в движение, толкать»). Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Большинство наших мотивов выражаются в виде ответа на вопрос: ради чего я поступаю определенным образом. Цель жизни – осознание человеком конечных результатов своей жизнедеятельности. Цели могут быть близкими и далекими. Смысл жизни – осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего человек живет.

4. Проанализировать свои мотивы профессионального выбора, используя классификационную схему (приложение 3). Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои склонности и возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

5. Сформировать понятия «интересы» и «склонности». Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако эти вопросы бессмысленны, т.к. интерес это не свойство вещи (книга, фильм и т.д.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересованные ими люди. Потребности лежат и в основе интересов. Мы интересуемся теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Эти предметы и явления привлекают к себе внимание, мы думаем о них, стремимся к ним. Интерес нередко заставляет нас действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована разными интересами и может удовлетворять разные потребности. Иногда ошибочно считают, что интересы и склонности – это одно и то же. Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность – стремление выполнять соответствующую деятельность (избирательно-положительное отношение к деятельности). Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность – «хочу делать».

6. Выявление устойчивых интересов (приложение 4). Для того, чтобы выбрать профессию с учетом интересов, нужно оценить ряд утверждений в карте интересов о различных видах занятий.

7. Рефлексивный анализ занятия. Продолжить предложения или ответить на вопросы:

Что я получил от этого занятия?

Сегодня на занятии я научился …

Тема 3. Фактор «могу» в выборе профессии

Цель: ознакомление с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность», диагностика профессиональной готовности.

Этапы занятия:

1. Провести беседу с учащимися по вопросам, которые позволят провести анализ второго фактора в выборе профессии: Знаете ли вы о своих способностях и умениях? Пытались ли вы «примерить» их к выбираемой профессии? Знаете ли вы, какие требования выбираемая профессия может предъявить вам?

2. Сформировать понятие «способности». Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно с развитием способностей к ней. Например, интерес и склонность ученика к математике заставляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь развивает математические способности. Развивающиеся математические способности обеспечивают определенные достижения, успехи в области математики, которые вызывают у ученика радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызывает еще более глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься им. Способности – индивидуально-психологиские особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности. Способности могут быть общие (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.) и специальные (педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские и др.). Для успеха в деятельности, кроме наличия специальных способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость. Все эти качества можно определить с помощью специальных психологических тестов. Способности, как и другие качества личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей.

3. Здоровье и выбор профессии. Способности, интересы, склонности, о необходимости учета которых мы говорили, представляют собой психологическое «Я» личности. Но при выборе профессии нужно считаться и с физическими особенностями, с состоянием здоровья человека. Поэтому посмотрим на себя с точки зрения медицины и соотнесем ее требования с будущей профессией. Проанализировав таблицу ограничений профессиональной пригодности, выясните, нет ли медицинских противопоказаний для вас (приложение 5).

4. Практическая работа. Общее понятие здоровья включает в себя, кроме физического здоровья, душевное, психологическое и социальное благополучие. Попробуем разобраться в состоянии своего здоровья, выявить среднюю норму психофизического благополучия (приложение 6).

5. Формирование понятия «профессиональная пригодность». Ответы учащихся на вопрос: Пригоден ли карандаш для того, чтобы им писать? Как ни странно, вопрос поставлен неправильно. Почему? Потому, что в нем не сказано, на чем писать?: на скале? На стекле? На металле? На стене дома? На полотнище для будущего лозунга? Чтобы писать на бумаге, карандаш пригоден. На дереве писать уже неудобно, зато чиркать отметки для отпила удобно. Для того чтобы писать по стеклу, обычный карандаш и вовсе не пригоден. А ведь писать нужно: лаборанту, медсестре очень важно делать надписи, отметки на стеклянной посуде. Тут нужен особый карандаш, изготовленный, например, из смеси жира, воска, краски. Может быть, только карандаши имеют такое странное свойство, что у них нет пригодности вообще, а только пригодность по типу «здесь и сейчас»? нет, дело не в карандаше, а в самом понятии пригодности. О многих признаках можно сказать, что они присущи определенному предмету или человеку (или отсутствуют). Например, если тот же карандаш круглый, то он останется с этим признаком, пишем ли мы на бумаге, на стекле или на дереве. Если граненый – то же самое. Также и с человеком. Если у него голубые глаза, то этот цвет он «носит с собой». Не так дело обстоит с признаком пригодности к деятельности. Конечно, человек – носитель устойчивых личных качеств, особенностей, в том числе внутренних регуляторов деятельности – убеждений, знаний, интересов, способностей, характера. Эти внутренние регуляторы обнаруживаются в высказываниях, поступках, действиях. Общаясь с человеком, можно более или менее точно определить его особенности, личные качества. А вот с признаками пригодности к деятельности. К профессии дело обстоит по-особому. Нет профпригодности вообще, как признака, который человек носит с собой. Этот признак присущ не человеку, а сложной ситуации «человек-профессия». Иначе говоря, надо всякий раз разбираться, о каком конкретно человеке идет речь и о какой конкретно профессии. Таким образом, профессиональная пригодность – взаимное соответствие человека и дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как: 1) успешность овладения профессией и 2) удовлетворенность человека своим трудом.

6. Тестирование. Следует отметить, что профессиональная пригодность – качество формируемое, и во многом находится в руках человека. Сейчас мы можем определить профессиональную готовность (приложение 7).

Тема 4. Требования, предъявляемые профессией к человеку

Цель: ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют к человеку различные группы профессий.

Этапы занятия:

1. Анализ требований к психологическим качествам человека, которые предъявляют выбранные профессии. Тестирование по опроснику ОПГ выявило предпочтения к типу профессий (по Е.А.Климову). Описание тех требований, которые профессиональная деятельность предъявляет к психике человека, содержатся в психограмме профессии. Анализ психограмм каждого типа профессий дает возможность оценить собственные личностные качества и соотнести их с требованиями профессии (приложение 8).

2. Проектирование деятельности по диагностике и коррекции собственных личностных качеств, необходимых для будущей профессии. Если в результате анализа выяснилось, что вы в недостаточной степени обладаете теми или иными психологическими качествами, необходимыми для достижения высокого уровня выбранной профессиональной деятельности, психологи вам могут предложить специальные упражнения для коррекции нужных качеств. Ваша задача объективно оценить свои способности и возможности и наметить план по их коррекции.

Тема 5. Фактор «надо» в выборе профессии

Цель: проанализировать потребность общества в специалистах, а также возможности, предоставляемые обществом в трудоустройстве.

Этапы занятия:

1. Провести беседу с учащимися по вопросам, которые позволят провести анализ второго фактора в выборе профессии: Требуются ли специалисты выбираемой вами профессии в настоящее или ближайшее будущее в нашем регионе? Представляется ли вам, как и где можно обучиться выбираемой вами специальности? Насколько реально найти желаемую вами работу по выбранной профессии?

2. Анализ банка данных трудовых вакансий города, области. Встреча с представителем городского центра занятости населения.

3. Проектирование личной стратегии выбора профессии.

Тема 6. Личный профессиональный план

Цель: ознакомить учащихся с возможными путями получения профессионального образования, спроектировать индивидуальный план профессионального самоопределения.

Этапы занятия:

1. Беседа с учащимися по вопросам: Задумывались ли вы о том, кем хотите стать? Говорили ли вы с кем-нибудь об этом? Как вы узнали о выбранной профессии? Что вы о ней знаете? Знаете ли вы, где можно овладеть этой профессией? Как вы готовитесь к выбору профессии? Есть ли у вас запасной вариант профессии в случае, если возникнут непреодолимые препятствия для получения основной профессии?

2. Составление личного профессионального плана. Многие молодые люди, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь, однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учета своих способностей и возможных препятствий. Личный профессиональный план – главная штурманская карта, важнейший регулятор профессионального пути. Анализ ситуации выбора профессии («могу», «хочу», «надо») позволил соотнести собственные возможности с требованиями выбранной профессии. Теперь вы можете спроектировать собственную ситуацию выбора профессии, составить личный профессиональный план. Намечая план действий по осуществлению этого плана, не забывайте, что уже к концу учебного года вам предстоит выбрать профиль обучения, соответствующий вашему плану. Примерная схема составления личного профессионального плана разработана психологами (приложение 9).

3. Защита проекта по профессиональному самоопределению. Защита проекта включает обоснование (актуальность, потребность, проблема, задачи, гипотеза), итоги проведенного исследования, достигнутые результаты и выводы, пути профессионального самоопределения.

Литература, использованная при подготовке программы

2. Элективные курсы психолого-педагогического сопровождения. Под общ. ред. Губановой Е.В. / Под научн. ред. Михайлиной М.Ю. / Министерство образования Саратовской области. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов: ООО издательство «Научная книга», 2006. – 204с.

Литература для учителя

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Книга для учителя. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998. – 112с.

2. Основы профессиональной культуры. Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1997. – 307с.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 384с.

4. Человек – труд – профессия. Методические материалы по курсу для учителей общеобразовательных школ Ульяновской области. Под общей редакцией М.А.Большаковой. – Ульяновск: Ульяновский областной центр профориентации, 1992. – 210с.

Литература для учащихся

1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1991. – 144с.

2. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

3. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 288с.

Шаг 1. Выявление проблемыОпределение проблемной области
проекта:
Окончание 9-11 классов, сдача
экзаменов;(подробно описать
трудности);
Определение учебного заведения и
название специальности получаемой
в этом учебном заведении.
Определение состояния здоровья.

Шаг 2. Осознание проблемной области

Шаг 3. Выявление конкретной потребности

Является ли потребность выбора
конкретной профессии, в
соответствии с вашими
интересами и возможностями,
первостепенной или нет?
Дайте своему ответу подробное
обоснование.

Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Анализ конкретной профессии,
выявление ее основных
требований к человеку и
выявление возможностей
овладения данной профессией.
Формулировка основной задачи
проекта.

Шаг 5. Выявление основных параметров.

1. Выбираемая профессия должна удовлетворять
индивидуальным личностным и психофизическим
характеристикам.
2.Необходима доступность обучения
профессии(наличие учебного заведения).
3. Материальные затраты на получение
специальности должны соответствовать
финансовым возможностям семьи.
4.Востребованность профессии на рынке труда.

Шаг 6. Выявление традиций, истории, тенденций.

Правильный выбор основывается на сборе
информации о профессии. Вам необходимо
выявить, как со временем изменяются
требования к подготовке специалистов.
Источники информации:
1.Родители, друзья, учителя.
2Художественная литература.
3.Интернет.
4.Средства массовой информации.

Шаг 7. Анализ деятельности

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйте
свою схему размышлений.
Алгоритм профессионального самоопределения.
1. Определение интересов и склонностей.
2. Анализ профессиональной деятельности в соответствии с
интересами и склонностями.
3. Выявление индивидуальных личностных и
психофизических характеристик.
4.Соответствие индивидуальных характеристик с
требованиями профессиональной деятельности.
5. Определение социально-экономических факторов выбора
профессии: пути и условия получения профобразования,
материальные затраты на обучение.
6. Профессиональная проба.
7.Профессиональные планы и перспектива.

Шаг8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

1. На основании методики ОПГ
определить сферу профессиональной
деятельности (ч-ч; ч-т; ч-х; ч-п; ч-з.)
2. Используя интернет-сайты, в
которых приводится описания и
характеристики профессий, выписать
ряд специальностей, принадлежащих к
выбранной сфере профессиональной
деятельности.

Шаг 9. Определение требований к профессиональной деятельности.

1.Выделить параметры, относящиеся к вашей сфере
профессиональной деятельности.
Пример: Работа должна:
- Быть разнообразной;
- Иметь преобразующий, творческий характер;
- Стимулировать повышение уровня знаний и
умений;
- Соответствовать психофизическим и социальным
потребностям человека.
2. Выписать основные требования к будущей
профессиональной деятельности, сделать вывод.

Шаг 10. Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных выше
профессий выбрать самую
подходящую оценив в балах(от 1 до 5)
по основным параметрам.
Проанализировать полученные в
таблице результаты. Сделать вывод
(является ли этот вариант лучшим).

Выбор оптимального варианта профессии

Специальн
Востреб Соответс
Соответстпрофессии
Материа Кол-во
ВыборДоступ
оптимального
варианта
ость
ность
ованнос твие
вие
льные
баллов
обучен ть на
личност психофиз затраты
ия
рынке
ным
ическим на
труда
характер характер получени
истикам истикам
е
професси
и
Учитель
технологи
и
2
1
4
4
2
13
Учитель
рисования
3
3
5
5
3
19

Шаг 11. Изучение содержания будущей профессии

Составить
профессиограмму и
психограмму(описание
психологических
характеристик
деятельности) будущей
профессии (Составить для 23профессий из шага10).

Пример: Профессия учитель - ЧПФМ

1. Типы профессий(по предметам труда):
Ч-П;Ч-Т;Ч-Ч;Ч-З;Ч-Х.
2. Классы профессий(по целям труда):
Г-гностический(исследовать, распознавать,
отличать); П-преобразующий(обработкой,
перемещением, составлением); Иизыскательский(поисковые, изобретательские).
3. Отделы профессий (по орудиям труда):
Р-Ручные; М-машинно-ручные;
А-автоматизированные; Ф-функциональные.
4. Группы профессий(по условиям труда):
Б-бытовой микроклимат; О-на открытом воздухе;
Н- необычные условия; М-моральная
ответственность

ПСИХОГРАММА ШАХМАТИСТА

1. Хороший запас физических сил и общего состояния
здоровья.
2. Крепкие нервы.
3. Самообладание.
4. Способность равномерно распределять внимание.
5. Способность воспринимать динамические отношения.
6. Созерцательный тип психики.
7. Высокий уровень интеллектуального развития.
8. Предметный характер мышления.
9. Объективный характер мышления.
10. С и л ь н а я „шахматная" память.
11. Синтетическая сила мышления и представления.
12. Комбинаторная способность.
13. Дисциплинированная воля.

Шаг 12. Опрделение путей получения профессии и выбор места обучения

Потребительская
корзина(руб.)
Престижность
Условия
обучения(очное,
заочное,дневное
, вечернее).
Стоимость
обучения(руб.)
Выбор места
обучения(назван
ие учебного
заведения)
Вид учебного
заведения(государс
твенное или
комерческое).
Расположение
учебного
заведения
(адрес)
Срок
обучения(лет,
месяцев)
Период
поступления
(дата)
Предоставлени
е общежития

Шаг 13.Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры

Составить индивидуальную программу
самосовершенствования и развития.(
Каких успехов вы хотите и можете
достичь в вашей будущей профессии).
Все свои профессиональные планы и
размышления отразите в виде
прогноза профессионального роста и
карьеры.

Шаг14. Вывод

Проанализировать
выполненные шаги и
самостоятельно дать
себе оценку.