Планирование Мотивация Управление

Предпочтения в профессии. Профессиональные интересы и их диагностика. Преуменьшение своих достижений

Профессиональные интересы специалистов - тема пристального внимания работодателя в поиске подходящего сотрудника на квалифицированное рабочее место. Например, информация о ваших интересах в профессиональной сфере подскажет, будете ли вы работать увлеченно, а отчасти и сможете ли справиться с поставленными задачами. В наших с вами профессиональных сферах и областях, дорогие друзья, есть такие рабочие места, которые обеспечивают качество товаров или услуг. На одни из них требуются люди с нужными навыками, на другие - с необходимыми знаниями и навыками, а на третьи - и с актуальными профессиональными знаниями, и с надежными профессиональными навыками, и с выраженным интересом к выполнению именно этой работы. Поэтому бывают случаи, когда тот или иной профессиональный интерес в резюме кандидата приобретает вес золотого слитка. Помните об этом, пожалуйста. Даже если вас интересует работа "попроще", знайте, что информирование о своих интересах в профессиональной области, всегда выгодно выделит ваше резюме из числа конкурентов, которые заявление подобной информации проигнорировали. На приведенном ниже примере разберем, когда определенные профессиональные интересы в резюме соискателя привлекают особое внимание работодателей , которые подбирают кандидатов на замещение вакантного рабочего места.

В результате работы с данным примером станет яснее, какие интересы относятся к профессиональным, о каких стоит обязательно написать в резюме, а о каких лучше промолчать. Если возникнут вопросы, можете задать их в комментариях - обязательно ответим и поможем разобраться как можно лучше. Не махайте руками. Стране нужны ценные кадры и, возможно, вы один из них. Просто разберитесь в теме и расскажите работодателям о своих профессиональных интересах четко и доходчиво. Ну, а кому "в лом", пусть зарывает свои таланты в землю и не жалуется, что работодателям и клиентам "безразличен" - возможно, они всего лишь зеркально отражают его собственное отношение к самому себе и своей работе. Бывает и такое.

Вот вам главная подсказка к примеру.

Запомните!

Чтобы вспомнить и заявить в резюме профессиональные интересы, самые удачные для выбранной вакансии, забудьте на время о своих выгодах. Поставьте во главу угла своего потенциального клиента или организацию, в которую хотите трудоустроиться, и ориентируйтесь только на них. В ваших профессиональных интересах они должны увидеть то, что ИМ сейчас важно, нужно и выгодно.

Пример укажет золотую нить, накрепко связывающую ваш профессиональный интерес с определенной вакансией или организацией. Жмите!

Наконечная Александра, Дьяченко Юлия

Представление пяти основных типов существующих профессий. Десять самых популярных профессий в современной России. Предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в выборе профессий на основе проведённого анкетирования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Главное управление образования мэрии города Новосибирска

Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»

Открытый городской конкурс исследовательских проектов

учащихся 5-8 классов

Направление: гуманитарный проект

Выбор профессии – твоё будущее

Дьяченко Юлия Александровна

МАОУ № 11 « Гармония»

7 класс

Консультанты проекта:

Андрейченко Олеся Николаевна

учитель истории высшей

квалификационной категории Контактный телефон руководителя:

89139288027

Давыденко Наталья Алексеевна

кандидат исторических наук,

доцент кафедры Отечественной истории НГПУ

Портфолио проекта

Проект: «Выбор профессии - твоё будущее»

Участники проекта:

Наконечная Александра Евгеньевна

Дьяченко Юлия Александровна

Консультанты проекта:

Учитель истории высшей квалификационной категории Андрейченко Олеся Николаевна; кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории НГПУ Давыденко Наталья Алексеевна

Класс: 7

Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект: МАОУ гимназия №11 «Гармония».

Предметная область: обществознание, социология.

Время работы над проектом: январь 2013 года - апрель 2013 года

Проблема проекта: предпочтения учащихся 7-х и 10-х классов МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в профессиональном выборе.

Цель проекта: определение предпочтений в выборе профессии современных школьников разных возрастных групп на примере учащихся МАОУ Гимназия № 11 «Гармония».

Задачи:

  1. Представить пять основных типов профессий;
  2. Выявить предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в выборе профессий на основе анкетирования.

Тип проекта (по виду деятельности): поисковый, исследовательский.

Используемые технологии: мультимедиа.

Форма продукта проекта: мультимедийная презентация; сравнительные диаграммы на основе анкетирования, проведённого среди учащихся 7-х и 10-х классов Гимназии № 11, его анализ и комментарии.

Исследование:

Знакомство с литературой по теме «Выбор профессии»;

Составление вопросов для анкеты «Выбор профессии»;

Проведение анкетирования среди учащихся 7-х классов (83 человека) и 10-х классов (50 человек) гимназии;

Обработка и анализ результатов анкетирования;

Представление результатов опроса в виде диаграмм;

Оформление итогов анкетирования в сравнительной таблице.

Область применения результата проекта:

Учебная (уроки обществознания и экономики, классные часы);

Внеклассная работа (кружковая работа по изучению профессий, родительские собрания и др.);

Социальная (сотрудничество, помощь учителям, родителям и ученикам).

Работа будет интересна школьникам старшего возраста, их родителям и учителям, а также всем, кто сталкивается с проблемой профессионального выбора.

Результативность: создан проект, в котором представлены предпочтения в выборе профессий учащихся 7-х и 10-х классов МАОУ Гимназия № 11, дающий представление о профессиональных предпочтениях современных подростков.

I.Введение ……………………………………………………………….……. 5-6

II.Выбор профессии – твоё будущее ………………………………………..7-13

а). 5 типов профессий

б). Топ 10 популярных профессий

в). Предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия №11 «Гармония» в выборе профессий

III.Заключение……………………………………………………………......14-15

IV. Список использованной литературы и источников……………..….…….16

V.Приложение……………………………………………….…………….….17-21

  1. Введение.

Все работы хороши –

Выбирай на вкус.

В.В.Маяковский

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессия определяет положение человека в обществе. Выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и образ жизни. В наше время человеку сложно выбрать профессию, ведь мир профессий довольно многообразен – специалисты насчитывают более 7 тысяч профессий, из них несколько сотен самых востребованных. Характер и способности – вот то сочетание, которое больше всего влияет на выбор профессии. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» - этот вопрос волнует не только подростков, но и их родителей. Какую профессию следует выбрать для себя так, чтобы не ошибиться с выбором?

Цель данной исследовательской работы - определение предпочтений в выборе профессии современных школьников разных возрастных групп на примере учащихся МАОУ Гимназия № 11 «Гармония».

Поставленная цель реализована посредством следующих задач :

  1. Представить 5 основных типов профессий;
  2. Определить 10 самых популярных профессий в России и в Новосибирске;
  3. По итогам анкетирования выявить предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия №11 в выборе профессий.

Объект исследования: современные профессии.

Предмет исследования : предпочтения учащихся 7-х и 10-х классов МАОУ Гимназия № 11 в профессиональном выборе.

Методологические основы работы . При обработке используемых материалов мы исходили из необходимости анализа, сравнения и последующего обобщения данных, полученных в ходе анкетирования учащихся.

Источниковая база . В основу нашей работы положены материалы собственного социологического исследования, проведённого среди учащихся 7-х и 10-х классов МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» (всего 133 человека).

При написании данной работы оказались полезными следующие издания. Прежде всего, это энциклопедия для детей «Выбор профессии» издательского центра «Аванта+». Книга интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как на закономерный этап развития человека. Подробно рассматриваются факты, влияющие на выбор профессии.

Обсуждаются вопросы поиска работы, трудоустройства, приводится информация о рынке труда, рассказывается о популярных, самых редких и опасных профессиях. Авторы статей – ведущие специалисты в области профориентационной работы, учёные, преподаватели вузов. Книга психологов А.Г.Грецова и Т.А.Бедаревой «100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов» ориентирована на профессии, которые подразумевают получение высшего образования, популярны в современном мире. В ней даётся описание ста наиболее популярных профессий. Основной акцент сделан на распространившиеся недавно и популярные среди современной молодежи профессиях: веб-дизайнер, логистик, мерчендайзер, маркетолог, специалист по рекламе и др.. Кроме описания профессий, в книге даются и психологические механизмы их выбора.

При работе над проектом сведения об особенностях различных профессий привлекались из электронных источников - материалы различных сайтов в Интернете.

Практическая значимость . Использованные в данной работе сведения могут быть полезны на уроках обществознания, на классных часах, посвящённых вопросам выбора профессии, будут интересны всем, кто стоит перед важным жизненным выбором.

Структура работы . Работа состоит из трёх частей: введение, основная часть и заключение. В работу также входят список используемой литературы и источников и приложения с результатами измерительных материалов.

I.Выбор профессии – твоё будущее.

А). Пять основных типов профессий.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковые системы», «Человек – художественный образ».

«Человек – природа». Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.

Профессии: мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог и др. Среди профессий типа «человек - природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы. Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но всё же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования. При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой собирается отдавать все силы производству. И ещё один момент, который надо учитывать при выборе этих профессий. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«Человек – техника» . Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: столяр, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др. Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но всё же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. При обработке, преобразовании, перемещении и оценке технических объектов от работника требуются точность, определённость действий. Поскольку технические объекты всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«Человек – человек» . Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др. Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в этой работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми.

«Человек – знаковые системы» . Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: программист, архитектор проекта, бизнес-архитектор, переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка и др. Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«Человек – художественный образ». Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник. Одна из особенностей профессий этого типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остаётся скрытой от постороннего наблюдателя.

Б). Топ 10 популярных профессий в России и в Новосибирске.

Согласно сведениям, взятым из энциклопедии «Выбор профессии» топ десяти самых популярных профессий в России в 2010-2011 гг. выглядел следующим образом:

1.Логистик

2. Маркетолог

3. Менчендайзер

4.Продюсер

5.Риелтор

6.Сомелье

7. Медиапленнер

8.Трейдер

9. PR - менеджер

10. WEB профессии.

Популярны профессии, востребованные на современном рынке торговых и информационных услуг. Это в духе времени и, на наш взгляд, перспективно.

В современной России считается высокооплачиваемой работа у людей профессий типов «Человек - природа» и «Человек - техника». За рубежом являются высокооплачиваемыми профессии типа «Человек - люди», «Человек - природа». Это связано с нехваткой специалистов в этих областях, с высокими умственными затратами или профессиями, которые наносят вред здоровью. В Англии и Германии почти отсутствует безработица, поэтому люди выбирают профессии, которые развивают технологии и учат будущее поколение. В России безработица распространена, что доказывает большой спрос на наиболее часто востребованные профессии.

Если говорить о самых востребованных профессиях в нашем городе, то в 2012 году этот рейтинг, составленный Службой исследований компании HEADHUNTER с учётом заработной платы, выглядел следующим образом:

1.Руководитель отдела продаж (средняя зарплата 50 000 рублей)

2.Программист

3.Менеджер по продажам

4.Торговый представитель

5.Инженер

6.Экономист

7.Юрист

8.Водитель

9.Бухгалтер

10.Секретарь (18 000 рублей).

При анализе полученных цифр обращает на себя внимание факт, что бухгалтеры Новосибирска оказались в самом низу рейтинга, опережая в десятке только секретарей с предлагаемой зарплатой в 18 000 рублей. Даже водители в Новосибирске зарабатывают больше (24 000 рублей).

Профессиональный выбор жителей Новосибирска говорит о хорошем развитии молодого перспективного города и о том, что городское население идёт в ногу со временем. Специалистам, занятым в в торговой и информационной сферах, платят хорошую заработную плату за их знания и умения.

Мы предполагаем, что представленные выше топы будут продолжать существовать ещё лет пять, так как общество развивается, и каждая страна ищет что-то новое и выдвигает на рынок новые технологии.

Если говорить о привлекательности профессий среди учащихся нашей Гимназии, то здесь складывается следующая ситуация (см.таблицы ниже):

Предпочтения учащихся гимназии в выборе профессий

7 классы

10 классы

1.Предприниматель

2.Экономист

3.Спасатель

4.Юрист

5.Психолог

6.Программист

7. Работник правоохранительных органов

8.Дизайнер

9.Врач

10.Преподаватель

1.Предприниматель

2.Экономист

3.Юрист

4.Программист

5.WEB дизайнер

6.Врач

7.Политик

8.Повар

9.Эколог

10.Спасатель

Сравнивая полученные данные, мы можем наблюдать, что предпочтения в выборе привлекательных профессий у учащихся среднего звена и старшеклассников различаются, хотя у тех и у других в числе приоритетных предприниматель, экономист и юрист. Интересно, что в обеих группах присутствуют и профессии, которые относятся к числу опасных – работник правоохранительных органов и спасатель. Популярна и профессия программиста (в современном мире, как уже отмечалось, информационные технологии занимают одно из ведущих мест). А профессия преподавателя присутствует только в списке профессий 7-классников (самый низкий рейтинг), учащиеся старших классов как возможную для себя эту профессию не рассматривают.

Сравнивая полученные данные, мы можем наблюдать, что предпочтения в выборе непривлекательных профессий у учащихся среднего звена и старшеклассников тоже совпадают – дворник, грузчик (требующие большого физического труда), продавец. Профессии воспитателя и преподавателя у старшеклассников занимают самые низкие позиции, видимо, ребята больше заботятся о собственном благосостоянии, чем о пользе обществу. К слову сказать, в 1960-е гг. 27% детей в нашей стране мечтали стать учителями – это первое место среди всех профессий. К 1980-м годам это число снизилось до 18,5%. 16% мальчиков Советского Союза мечтали стать космонавтами. 8% девочек СССР хотели стать балеринами. В топ-десятке предпочтений нынешних школьников, как мы видим, предпочтения отдаются другим профессиям.

Удивительно, но многие профессии, названные учащимися в числе непривлекательных, очень востребованы в нашем городе, такие как парикмахеры, водители, грузчики. На рынке не хватает представителей торговли - менеджеров по продаже, мерчендайзеров, бухгалтеров и аудиторов. Если попытаться сделать прогноз по поводу возможного будущего трудоустройства нынешних учащихся гимназии, можно предположить, что без работы они не останутся. В городе можно пройти курсы переквалификации по затребованным профессиям и получить необходимую работу.

Д).Предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в выборе профессий.

Целью анкетирования было выявить профессиональные предпочтения школьников, которым через два года предстоит сдавать ГИА и тех учащихся, которые через год будут сдавать ЕГЭ.

Задачами анкетирования было выяснить, как относятся к миру профессий школьники разных возрастных групп нашей Гимназии, и сделали ли они свой профессиональный выбор. В опросе принимали участие четыре 7-х класса – наших ровесников (83 учащихся) и три 10-х класса (50 учащихся). Учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты [Приложение 1]

Что показало проведённое анкетирование?

Результаты анкетирования учащихся 7-х классов. [Приложение 2]

  • Большая часть учащихся 7-х классов уже выбрали будущую профессию - 82 %; не выбрали - 18%.
  • Из числа 83-х опрошенных учащихся планируют обучение в Новосибирске - 50,6%; в другом городе России - 21,7%; за рубежом - 27,7% (Германия, Франция, США), не планируют учиться - 0%.
  • Знают профессионально важные качества будущей профессии 30,7%;
  • знают где можно получить понравившуюся профессию 24,7%;
  • знают предмет, содержание и условие труда нужные для будущей профессии 23,1% учащихся;
  • знают востребованность этой профессии на рынке труда 21,3%;
  • из 18%, не определившихся с профессией, 58,6% учащихся окончательно объясняют это тем, что не могут выбрать из нескольких вариантов;
  • из 18%, не определившихся с профессией, 20,6% не выбрали профессию, так как не знают мир профессий;
  • из 18%, не определившихся с профессией, 14% учащихся совсем не знают, как выбрать профессию;
  • из 18%, не определившихся с профессией, 6,8% плохо знают свои возможности.

Результаты анкетирования учащихся 10-х классов. [Приложение 3]

Результаты проведённого анкетирования показали, что:

  • Большая часть учащихся выбрали профессию - 85%; не выбрали 15%;
  • Из числа 50-ти опрошенных учащихся планируют обучение в Новосибирске 62,5%; в другом городе 25%; за рубежом 12,5% (Франция, Англия, Турция), не планируют учиться - 0%.
  • 27,2% учащихся знают профессионально важные качества будущей профессии;
  • 25,6% учащихся знают где можно получить понравившуюся профессию;
  • 31% учащихся знают предмет, содержание и условие труда нужные для будущей профессии; 16,2% учащихся знают востребованность этой профессии на рынке труда.
  • Из 15% не определившихся с выбором профессии 16% не могут определиться из нескольких вариантов;
  • Из 15% не определившихся с выбором профессии 34% не знают мир профессий;
  • Из 15% не определившихся с выбором профессии 29,5% учащихся не знают как выбрать профессию;
  • Из 15% не определившихся с выбором профессии 20,5% учащихся не выбрали профессию, так как плохо знают свои возможности.

Сравнительная таблица итогов анкетирования 7-х и 10-х классов

7 классы

10 классы

1.Где вы планируете учиться после окончания школы?

А) в своем городе;

50,6%

62, 5%

Б) в других городах;

21,7%

В) за пределами России

27,7%

Германия Франция США

12,5

Франция Англия Турция

Не планируют учиться

2.Всего выбрали профессию

Не выбрали профессию

23,1%

30,7%

27,2%

24,7%

25,6%

Г) востребованность этой профессии на рынке труда

21,3%

16,2%

20,6%

6,8%

20,5%

58,6%

Г) не знаю, как выбрать профессию

29,5%

Приведённые в таблице цифры свидетельствуют о том, что большая часть учащихся 7-х и 10-х классов уже выбрали профессию. Для получения высшего образования ученики предпочитают вузы города Новосибирска, а некоторые хотят получить образование за границей (Турция, Англия, Франция, США) или в другом городе (Москва, Томск). Учащиеся 7-х и 10-х классов, которые не выбрали профессию, в большинстве случаев не сделали это по причине сложности выбора из нескольких привлекательных профессий или потому что плохо ориентируются в большом мире профессий. Большинство учащихся имеют представление о будущей профессии: знают профессионально важные качества для будущей профессии, знают, где можно получить профессию, предмет, содержание и условия труда и востребованность этой профессии на рынке труда. Хотя и знания о будущей профессии разные. Как мы и предпологали, ученики выбирают профессии связанные прежде всего с информаицонными технологиями.

III.Заключение.

Работая над данной темой, мы охарактеризовали пять основных типов профессий, определить 10 самых популярных профессий в современной России и в городе Новосибирске; на основе проведённого анкетирования выявили предпочтения школьников разных возрастных групп МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» в выборе профессий и пришли к следующим выводам.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковые системы», «Человек – художественный образ». И каждый человек, задумывающийся о выборе жизненного пути, должен определить, к какому типу профессий он относится.

Изучая рейтинг самых популярных в России профессий, мы узнали, что востребованы на современном рынке труда специальности, связанные с торговыми и информационными услугами. Это касается и ситуации в нашем городе.

Сравнивая данные, полученные в результате проведённого анкетирования учащихся 7-х и 10-х классов Гимназии № 11, мы пришли к выводу, что предпочтения в выборе привлекательных профессий у учащихся среднего звена и старшеклассников различаются, хотя у тех и у других в числе приоритетных называются предприниматель, экономист и юрист. Интересно, что в обеих группах присутствуют и профессии, которые относятся к числу опасных – работник правоохранительных органов и спасатель. Популярна и профессия программиста. А профессия преподавателя присутствует только в списке профессий 7-классников (самый низкий рейтинг), учащиеся старших классов как возможную для себя эту профессию не рассматривают.

Изучая предпочтения школьников разного возраста нашей Гимназии в выборе непривлекательных профессий, мы также обнаружили совпадения – дворник, грузчик (требующие большого физического труда), продавец. Профессии воспитателя и преподавателя у старшеклассников занимают самые низкие позиции (у 7-классников на 10-м месте), видимо, ребята больше заботятся о собственном благополучии, чем о пользе обществу, выбирая популярные и высокооплачиваемые профессии. Удивительно, но многие профессии, названные учащимися в числе непривлекательных, очень востребованы в нашем городе, такие как парикмахеры, водители, грузчики. На рынке не хватает представителей торговли - менеджеров по продаже, мерчендайзеров, бухгалтеров и аудиторов. Если попытаться сделать прогноз по поводу возможного будущего трудоустройства нынешних учащихся гимназии, можно предположить, что без работы они не останутся. В городе можно пройти курсы переквалификации по затребованным профессиям и получить необходимую работу.

Приведённые в таблицах и диаграммах цифры свидетельствуют о том, что большая часть учащихся 7-х и 10-х классов уже выбрали профессию. Для получения высшего образования ученики предпочитают вузы города Новосибирска, а некоторые хотят получить образование за границей (Турция, Англия, Франция, США) или в другом городе (Москва, Томск). Учащиеся 7-х и 10-х классов, которые не выбрали профессию, в большинстве случаев не сделали это по причине сложности выбора из нескольких привлекательных профессий или потому что плохо ориентируются в большом мире профессий, а может быть надеются, что за них это сделают их родители? Большинство учащихся имеют представление о будущей профессии: знают профессионально важные качества для будущей профессии, знают, где можно получить профессию, предмет, содержание и условия труда и востребованность этой профессии на рынке труда. Хотя и знания о будущей профессии разные.

Подводя итоги нашего анкетирования мы поняли, что школьники прежде всего хотят получить образование в родном городе, и связано это, вероятно, с тем, что здесь они живут, здесь живут их родные и друзья, которые смогут помочь в учёбе. У школьников 10-х классов процент определившихся с профессией выше, чем у 7-классников. Это связано с их более старшим возрастом.

Проведённое анкетирование показало актуальность выбранной нами темы, так как некоторые ребята 7-х классов и даже 10-классники ещё мало ориентируются в мире профессий и не в состоянии сделать свой профессиональный выбор, плохо знают самих себя.

Мы думаем, что сегодняшний выбор учащихся не полностью совпадёт с реальным и, тем не менее, прогнозы на свою будущую жизнь имеются у большинства опрошенных учащихся, что говорит о том, что этот вопрос уже обдумывался и имет для нас, подростков, важное значение.

Данный проект, на наш взгляд, перспективен. Во-первых, есть возможность проследить динамику профессиональных приоритетов через год (у 10-классников) и в течение нескольких лет (у 7-классников). Во-вторых, есть возможность выяснить отношение к выбору профессии на примере сверстников из США и Великобритании. Наши зарубежные друзья готовы дам свои ответы на наши вопросы по поводу профессиональных интересов. Мы считаем, что следует уделить внимание также вопросу о роли родителей в выборе профессии детьми.

Список использованной литературы и источников.

1. Энциклопедия для детей «Выбор профессии»/глав.ред. Е.Анаьева. – М.: Мир энциклопедий «Аванта+», Астрель, 2009 г. – 428 с.

2.Грецов А.Г., Бедарева Т.А. «100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов»». – Питер. - Санкт-Петербург - 2009 г. – 272 с.

Приложение 1

Анкета «Выбор профессии».

1. Где вы планируете учиться после окончания школы?

А) в своем городе;

Б) в других городах;

В) за границами России (укажите город, страну) __________________

2. Выбрал(а) ли ты профессию?

а)да

б)нет

3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание и условия труда;

Б) профессионально важные качества;

В) где можно получить эту профессию;

Г) востребованность этой профессии на рынке труда.

4. Если не выбрал(а) то почему?

А) плохо знаю мир профессий;

Б) плохо знаю свои возможности;

В) не могу выбрать из нескольких вариантов;

Г) не знаю, как выбрать профессию.

5.Топ пяти самых привлекательных для тебя профессий

6.Топ пяти самых непривлекательных для тебя профессий.

Приложение 2.

Результаты исследования среди учащихся 7-х классов.

По результатам можем сделать вывод: учащиеся 7-х классов планируют: обучение в Новосибирске - 50,6%; в другом городе - 21,7%; за рубежом - 27,7%, не планируют учиться - 0%.

Большая часть учащихся 7-х классов выбрали профессию.

Выбрали - 82 %; не выбрали - 18%.

Знают профессионально важные качества будущей профессии 30,7% учащихся 7-х классов; знают где можно получить эту профессию 24,7% учащихся 7-х классов; знают предмет, содержание и условие труда нужные для будущей профессии 23,1% учащихся; знают востребованность этой профессии на рынке труда 21,3% учащихся 7-х классов.

Из тех, кто не определился с профессией: 58,6% учащихся не могут выбрать из нескольких привлекательных вариантов; 20,6% учащихся не выбрали профессию, так как не знают мир профессий; 14% учащихся не выбрали профессию так как не знают как выбрать профессию; 6,8% учащихся не выбрали профессию так как плохо знают свои возможности.

Приложение 3

Результаты исследования среди учащихся 10-х классов.

По результатам можем сделать вывод: учащиеся 10 классов планируют обучение в Новосибирске 62,5%; в другом городе 25%; за рубежом 12,5% и 0% не планируют учиться.

Большая часть учащихся выбрали профессию. Выбрали - 85%; не выбрали - 15%

27,2% учащихся знают профессионально важные качества будущей профессии; 25,6% учащихся знают где можно получить эту профессию; 31% учащихся знают предмет, содержание и условие труда нужные для будущей профессии; 16,2% учащихся знают востребованность этой профессии на рынке труда.

16% учащихся 10-х классов окончательно не выбрали профессию, так как не могут определиться из нескольких вариантов; 34% учащихся не выбрали профессию так как не знают мир профессий; 29,5% учащихся не выбрали профессию так как не знают как выбрать профессию; 20,5% учащихся не выбрали профессию так как плохо знают свои возможности.

Профессиональные качества для резюме

Профессиональные качества – так можно охарактеризовать совокупность личностных качеств, а также всех навыков, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности. Они могут помочь в будущем совершенствоваться и приносить своей компании ощутимую пользу.

Иногда встречаются качества, которые можно назвать профессиональными только условно. К примеру, отнеся к ним «развитое чувство юмора», соискатель вряд ли привлечет внимание рекрутера. Разве что человек ищет работу ведущего вечеринок – тогда чувство юмора еще можно назвать профессиональным.

Сильные профессиональные качества для резюме

  • стремление к профессиональному росту;
  • умение убеждать;
  • повышенная работоспособность;
  • аналитическое мышление.

Все это позволит рекрутеру сориентироваться и понять, как строить с вами общение и какие ваши качества попытаться лучше раскрыть на собеседовании.

К примеру, то же самое отсутствие опыта можно дополнить такими качествами, как ориентация на результат и быстрая обучаемость. Таким образом, работодатель, понимая, что мгновенных результатов от нового сотрудника ждать не приходится, все же получает возможность создать из него именно такого специалиста, который требуется. Если ваш будущий работодатель мыслит перспективно, у вас есть хороший шанс.

Примеры профессиональных качеств в резюме

Необходимо помнить, что, перечисляя какие-либо из профессиональных качеств, нужно согласовывать этот список с теми требованиями, которые предъявляются к должности. Например, аккуратность вряд ли можно отнести к профессиональным качествам и определяющим критериям для кандидата, претендующего на вакансию топ-менеджера. Зато она может оказаться весьма ощутимым плюсом для должности секретаря. Поэтому, выбирая профессиональные качества для резюме, учитывайте, насколько то или иное из них будет уместным для вас на будущей должности.

Приведем несколько ситуаций, связанных с определенными профессиями, для которых необходимы какие-то конкретные качества.

Пример профессиональных качеств для резюме руководителя

  • ответственность;
  • работоспособность;
  • умение вести переговоры;
  • предприимчивость;
  • умение быстро принимать решения.

Пример профессиональных качеств для резюме бухгалтера

  • исполнительность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • организованность.

Пример профессиональных качеств для резюме менеджера по продажам

  • способность находить с людьми общий язык;
  • ораторские навыки;
  • умение быстро ориентироваться в ситуации;
  • креативность.

Как видите, разница в профессиональных качествах налицо. Все зависит от того, на какую вакансию вы намереваетесь претендовать. Но не забудьте, что список качеств слишком длинным быть не должен. Если в нем будет порядка 10 пунктов (а то и больше), то велика вероятность, что ваше резюме отложат в сторону: ведь у рекрутера создастся ощущение, что вы просто расхваливаете себя. Проявите умеренность – и рекрутер оценит ваши профессиональные качества в резюме.

Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.

Интересы и выбор профессии

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, а другому нет. Не существует неинтересных предметов, есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Интересы различаются:

  • по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);
  • по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.

Склонности и выбор профессии

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к работе с условными знаками;
  • склонность к работе с растениями и животными;
  • склонность к работе с художественными образами.

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Способности и выбор профессии

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности?

Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.

Различают общие умственные и специальные способности.

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;
  • математические;
  • конструктивно-технические;
  • музыкальные;
  • литературные;
  • художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Екатерина ПАСТУШКОВА