Планирование Мотивация Управление

Курсовая работа проблема профориентации школьников и пути ее решения в педагогической науке. Проблемы профориентационной работы в школе Проблемы возникающие в ходе профориентационной деятельности

Текст статьи

Ходыкин Александр Владимирович,студент ФГБОУ ВПО «СамарскийГосударственный Университет», г. Самара[email protected]

Проблемы профориентации и российского рынка труда: анализ связи и пути решения

Аннотация.В статье проводится анализ связи проблем профориентации с проблемами российского рынка труда, без решения которых невозможно создание эффективной системы профориентации. Предложена авторская классификация источников проблем профориентации, согласно которой их можно разделить на проблемы клиента, влияющие на профориентацию, проблемы проведения профориентации и проблемы окружающей клиента среды (в данном случае они выражены в проблемах рынка труда); проблемы клиента делятся на жизненные и личностные, которые, в свою очередь, делятся на объективные и субъективные. Предложены пути решения представленных в классификации проблем. Предложен вариант системы профориентации, включающей три уровня профориентации учащихся: 1) школьники до 8 класса, 2) ученики предвыпускных и выпускных классов, 3) старшекурсники ВУЗов и ССУЗов; и два уровня профориентации безработных: 4) молодого и среднего возраста и 5) предпенсионного и пенсионного возраста. Выявлены следующие главные проблемы рынка труда, деструктивно влияющие на профессиональное самоопределение клиентов и их профориентацию: социальная несправедливость, вызванная несправедливым распределением экономических благ (оплата труда, не соответствующая его сложности и важности результатов); непривлекательность важных и нужных профессий изза неудовлетворительности условий,содержания и оплаты труда; отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения; высокий уровень скрытой безработицы и теневой занятости. Предложены варианты решения перечисленных проблем рынка труда. Ключевые слова:профориентация, проблемы, система, рынок труда, классификация.

Одним из важнейших и труднейших выборов, совершаемых человеком в жизни, можно считать выбор профессии. Это тот выбор, который определяет направление будущей деятельности человекаиво многом определяет его судьбу. Но при всей важностипрофессионального самоопределения большинство людей сталкивается с различного рода затруднениями при выборе профессии. Для помощи в преодолении трудностей профессионального самоопределения проводится профориентация. В научных трудах часто используется следующее определение профориентации: профориентация –это обобщённое понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном становлении, самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социальноэкономической ситуации на рынке труда.Мы дадим более краткое определение профориентации:профориентация –это научно обоснованная деятельность, направленная на оказание клиенту помощи в выборе профессии, компромиссно объединяющей его собственные интересы, интересы общества и государства.К сожалению, в современном российском обществе проводимая государством профориентация далека от совершенства,что приводит к высокой распространённостиошибок в выборе профессии. Это подтверждается словами из исследования Н.А. Крымовой: «На сегодняшний день государство располагает всеми возможностями обеспечения народного хозяйства устойчивыми, интеллектуально развитыми, способными успешно конкурировать на мировом рынке труда кадрами, однако распространённость ошибок в выборе профессии нейтрализует значительную часть этих возможностей, порождает множество проблем, как для самого работника, так и для общества и государства».Это положение подтверждаетсяданными Росстата, согласно которым 55% опрошенных россиян работают не по специальности, при этом в неформальном секторе эта цифра достигает 73%. Ещё тяжелее ситуация со средним образованием: полученная профессия не пригодилась 67% россиян. Одновременно только четверть опрошенных удовлетворены своей зарплатой.Причин несовершенства проводимой государством профориентации множество: отсутствие общегосударственной системы профориентации, разрозненность и эпизодичность профориентационных мероприятий, недостаточность теоретической разработанности некоторых аспектов профориентации, нехватка возможностей и ресурсов для практического применения теоретических разработок в области профориентациии т.д.

Темапрофориентации довольно широко разработана в научной литературе: Н.С. Пряжниковизучал методологию проведения, проблемы и технологии профориентации;Е.А. Климовразрабатывал методические материалы, тесты, необходимые для проведения профориентации;технологии профессиональной диагностики и консультации рассмотреныв работах И.Л. Соломина;А.Д. Сазоновизучал профориентацию клиентов разных возрастов;проблемы рынка труда разрабатывались в работах Ю.М. Наумовой, Т.В. БлиноваиВ.А. Русановского, и многих других авторов. Однакопридостаточном количестве научных трудов в них недостаточно внимания уделяется классификации источников проблем профориентации и анализу связи проблем профориентации с проблемами рынка труда. Поэтому мы проанализируем связь проблем профориентации с проблемами современного российского рынка труда, а также предложим следующую классификацию, содержащую 3 типа источников проблем профориентации: проблемы клиента,влияющие на профориентацию,проблемы проведения профориентациии проблемы окружающей клиента среды(Рисунок 1).

Рисунок 1.Классификация источников проблем профориентации

Проблемы клиента можно разделить на жизненные проблемы и проблемы личности. Жизненные проблемы -это трудные жизненные ситуации клиента, затрудняющие профориентацию (финансовые трудности, наличие иждивенцев, состояние здоровья и т. д.). В данном случае должна проводиться диагностика проблем клиента, а профориентация должна сопровождаться помощью в решении выявленныхжизненных проблем. Проблемы личности делятся на объективные, такиекак отсутствие жизненного и профессионального опыта, психологические затруднения при столь важном жизненном выборе и боязнь совершить ошибку, несоответствие желаний и возможностей клиента, несоответствие профессиональных предпочтений клиента и потребностей рынка труда;и субъективные проблемы, такие как сформировавшиеся у многих клиентов искажённые представления о труде, утрата ценности профессионализма и деструктивное влияние стереотипов и мнений со стороны на результат профориентации, отсутствие трудовых и учебных предпочтений, неспособность выпускников образовательных учреждений получить желаемые профессии изза низкой успеваемости. К проблемам проведения профориентации относятся: отсутствие общегосударственной системы профориентации; разрозненность и эпизодичность профориентационных мероприятий; низкое качество профориентационных услуг; нехватка ресурсов у служб занятости: например, недостаточный штат специалистов по профориентации и, как следствие, неадекватно высокая нагрузка на них; недостаточное нормативноправовое регулирование профориентации: несовершенство нормативноправовых актов (В Положении 1996 годасписок профориентационных услуг значительно заужен, и они, за исключением профессиональной информации, доступны лишь отдельным категориям граждан. По этому же положению органы государственной властисубъектов РФ могут предоставлять дополнительный перечень профориентационных услуг, но делать это они не обязаны) и их неисполнение или формальное исполнение (часто исполнить требования законодательства невозможно изза нехватки ресурсов у службы занятости); развитие платных профориентационных услуг на фоне низкого качества бесплатных и т.д. Для решения проблем личности и проблем проведения профориентации необходимо решение проблем образования и воспитания, пропаганда ценности созидательного труда и создание всеобщей государственной системы профориентации. Представим вариант такой системы, включающей три уровняпрофориентации учащихся: это школьники, старшеклассники и старшекурсники ВУЗов и ССУЗов, и два уровняпрофориентации безработных: молодого и среднего возраста и предпенсионного и пенсионного возраста.

1) Школьники до 8 класса. Профориентация школьников проводится учителями и школьными психологами и представляет собой комплекс педагогических мероприятий, направленных на социализацию личности школьника, выявление его индивидуальных особенностей и интересов. Для профилактики проблем профориентации и социализации в целом необходимо следующее:1.Повышение успеваемости учеников для сохранения у них возможности широкого выбора специальностей и учебных заведений.2.Развитиеу детей интересак обучению и труду путём вовлечения в различные виды деятельности, формируя у них тем самым мотивацию к труду и активную жизненную и трудовую позицию. Примеров такой деятельности может быть множество: предметные олимпиады, викторины, спортивные соревнования, музыкальные конкурсы, выставки, научнотворческие конференции и т.д. Также школьникам должны быть доступны различные виды внеклассной деятельности.3.Воспитание уважения к труду и людям труда. Для этого нужно рассказывать детям о важности созидательной деятельности, о примерах героического труда, верности трудовому долгу, о выдающихся людях дела. Кроме того, школьников необходимо привлекать к общественно полезному труду на благо школы и общества. Это могут быть разные виды деятельности, начиная от посадки деревьев в школьном палисаднике до участия в волонтёрских проектах.4.Борьба с предвзятым отношением к некоторым профессиям и их представителям.5.Повышение уровня знаний опрофессиях.6.Стимулирование социальной активности.7.Мотивирование развития личностных качеств, необходимых для самореализации в будущей трудовой деятельности. На первом этапе профориентации у школьника складываются собственные интересы и предпочтения к той или иной деятельности, которая в будущем может стать основой выбора профессии.2) Ученики предвыпускных и выпускных классов школы. На данном этапе профориентация проводится школьными психологами, учителями, представителями службы занятости и учебных заведений профессионального образования и представляет собой комплекс обучающих и консультационных мероприятий, направленных на помощь выпускнику в выборе специальности на основании его интересов, потребностей и возможностей. Основными технологиями профориентации являются индивидуальные беседы, беседы с группой (классом), профориентационное тестирование, профессиональное обучение и информирование, экскурсии на предприятия и в учебные заведения профессионального образования, элективные курсы, деловые игры и профессиональные пробы с использованием компьютерных технологий, форсайт сессии и casestudy.Профориентационное тестирование направлено на выявление склонностей, интересов и предпочтений школьника. Индивидуальные и групповые беседы по форме являютсяпрофессиональной консультацией и профессиональной информацией. Групповые беседы являются одной из форм информирования школьников. Деловые игры и форсайт сессии позволяют в игровой форме смоделировать будущее профессиональное развитие оптанта. Профессиональные пробы с использованием компьютерных технологийявляютсятехнологией профессионального обучения, направленной на определение того, насколько та или иная профессия подходит оптанту. Важным результатом применения casestudy является приобретение школьником личностных компетенций, которые помогут ему в любом виде будущей профессиональной деятельности. Метод casestudy решает широкий спектр задач и сочетает в себе другие методы,каждый из которых имеет свои образовательные задачи и роль в целостном процессе.Индивидуальные беседы проводятся с целью помощи выпускнику в выборе профессии на основании его интересов, возможностей и желаний, черт характера, индивидуальных особенностей, состояния здоровья и многих других факторов, влияющих на его будущую профессиональную деятельность. В ходе них школьнику оказывается помощь в определении видов деятельности, которые ему наиболее подходят по совокупности вышеперечисленных факторов. Перечисленные профориентационные мероприятияпомогают школьнику выбрать хотя быпримерное направление будущей деятельности. После этого беседы от консультации переходят к информированию, в ходе которого ученика необходимо информировать о востребованности выбранного им рода деятельности; о специальностях в рамках выбранного направления; о том, где этим специальностям учат и на какой основе; о наличии в учебных заведениях бюджетных мест и о проходных баллах на эти места; о предметах, по которым необходимо сдать ЕГЭ или другие экзамены для поступления на ту или иную специальность; о положении на рынке труда, его проблемах и особенностях. Профессиональное обучение и информирование представляет собой ознакомление учеников с тонкостями профессий, которые им понравились. В ходе него ученикам рассказывается о местах работы, уровне зарплаты, особенностях труда, о сложных и интересных аспектах понравившейся школьнику специальности. Также со школами должны сотрудничать представители высших и средних специальных учебных заведений, которые приходят в школу и рассказывают ученикам о своём учебном заведении, специальностях, которым в нём учат, условиях приёма, необходимых экзаменах и других особенностях своего учебного заведения.В ходе проведения всех перечисленных выше профориентационных мероприятий ученик выбирает предметы, по которым он будет сдавать ЕГЭ или ГИА.

3) Старшекурсники высших и средних специальных учебных заведений. Профориентация направлена на содействие студенту в выборе конкретного направления в рамках его будущей профессии. Она проводится учебным заведением. Технологии профориентации: беседа с преподавателями и анализ результатов практики. Совет преподавателя поможет студенту адекватно оценить свои знания по различным профессиональным предметам, узнать особенности того или иного направления и свои возможности в нём, конкретизировать свои ожидания и, в конечном счёте, выбрать направление деятельности. Результаты практики имеют определяющее значение в выборе направления деятельности. Попробовав себя на практике, студент в соответствии с результатами может оценить свои возможности, решить, что ему нравится, а что нет и, таким образом, выбрать конкретное направление своей будущей профессии. Также важными субъектами профориентации являются центры содействия трудоустройству и развития карьеры. Для успешной профориентации необходимо внимательное отношение к студентам со стороны преподавателей, достаточное количество практики, возможность студентов пробовать себя в разных направлениях своей профессии, сотрудничество учебных заведений с предприятиями, на которых студенты могут трудоустроиться по окончании учёбы.

4) Безработные гражданемолодого и среднего возраста, нуждающиеся в профориентации. Профориентация проводится службами занятости с людьми, с которыми предыдущие этапы профориентации либо не проводились, либо не имели успеха, в результате чего они не смогли сделать правильный выбор профессии, или выбранная профессия по разным причинам оказалась неподходящей для них. Здесь профориентация проводится с различными группами безработных, которые можно разделить на 2 основные категории: люди, не имеющие специальности и имеющие специальность, но не имеющие возможности или желания по ней работать. Технологии профориентации граждан, не имеющих специальности, во многом схожи с технологиями профориентации учеников выпускных классов школы, но мероприятия проводятся ускоренно с учётом возраста. К технологиям относятся: диагностика знаний, умений и навыков человека, определение его желаний, ожиданий, увлечений, личностных особенностей, семейного положения и состояния здоровья, информирование о положении на рынке труда. На основании указанной выше диагностики человеку предлагаются варианты видов деятельности, из которых он с помощью специалиста выбирает наиболее подходящий для себя вариант. После этого безработному предлагаются варианты учебных заведений, в которых он может пройти обучение, рассказывается об их особенностях, необходимых экзаменах, условиях приёма и многих других важных аспектах его будущей учёбы и профессии. После этого служба занятости даёт направление в то или иное учебное заведение, которое может или самостоятельно провести необходимые экзамены или направить человека на сдачу ЕГЭ по необходимым предметам. Технологии профориентации граждан, не имеющих желания или возможности работать по имеющейся у них специальности, определяются причинами невозможности работы. Технологии профориентации клиентов, не желающих работать по специальности, сходны с технологиями профориентации не имеющих специальности, но здесь проводится дополнительный анализ причин этого нежелания. Технологии профориентации клиентов, не имеющих возможности работать по специальности, определяются причинами этой невозможности. Общей мерой профориентации в данном случае является переподготовка по максимально близкой специальности, по которой гражданин сможет работать. Профориентация безработных граждан имеет больше всего проблем, так как мы имеем дело уже не с профилактикой проблемы, а с борьбой с её последствиями. 5) Безработные предпенсионного и пенсионного возраста. Специфика профориентации данной категории граждан обусловливается особенностями ихвозраста и состояния здоровья, что часто не позволяет продолжать трудовую деятельность по их специальности. В таком случае человека ориентируют на получение адекватной возрасту и состоянию здоровья специальности с учётом его пожеланий. Многие люди при выходе на пенсию вспоминают свои давние увлечения и стремятся заняться пусть менее доходным, но любимым делом. Профориентация, в данном случае, предлагает пенсионеру варианты, как можно с помощью любимого дела получить доход. Далее перейдём к анализу связи проблем профориентации с проблемами окружающей клиента среды, выраженными в проблемах рынка труда. Первая и самая главная проблема –это несправедливое распределение экономических благ, приводящее к социальной несправедливости, катастрофическому расслоению общества (только по данным Росстата индекс децильности в России около 15 , а по некоторым данным он в разы выше), и, как следствие, дисбалансу на рынке труда. В итоге зарплата сотрудника не отражает его трудовых затрат и важности результатов труда: в некоторых отраслях и на некоторых должностях она неадекватно завышена, а в некоторых занижена. В результате отрасли и специальности с завышенной зарплатой становятся сверхпопулярными и закрытыми для новых людей, что благоприятствует развитию в них коррупции и недобросовестной конкуренции, а специальности с заниженной зарплатой становятся крайне непопулярными и непрестижными. Это деструктивно влияет на все субъекты рынка труда: люди выбирают денежные профессии в ущерб своим склонностям, способностям и интересам; происходит дисбаланс на рынке труда и, как следствие, безработица; несправедливо заниженные зарплаты вызывают среди работников бедность (16 % россиян имеют доход ниже прожиточного минимума по данным Росстата), чувство несправедливости и социальную напряжённость. Ориентировать клиентов на низкооплачиваемую работу становится очень трудно и, к тому же, социальная несправедливость пагубно влияет на умы молодых людей с несформировавшейся системой нравственных ценностей, что приводит к формированию у трудового потенциала страны искажённых представлений о труде и неэффективности профориентационных мероприятий. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка труда и уровня зарплат, оплата труда пропорционально его сложности и важности результатов, борьба с расслоением общества и социальной несправедливостью на государственном уровне, создание для этого нормативноправовой базы. Следующая проблема, являющаяся следствием первой, –это непривлекательность важных и нужных профессий вследствие низкихзарплат, недостаточных финансовых вложений и нарушений прав трудящихся со стороны работодателя (например, нарушения СанПиНов и правил безопасности, использование устаревшего оборудования и т.д.). Труд представителей таких профессий может быть вредным, опасным, физически тяжёлым, непрестижным, низкооплачиваемым, неинтересным, не дающим возможностей для самореализации, саморазвития и совершенствования профессиональных навыков работника. Это подтверждается данными Росстата, показывающими неудовлетворительный уровень многих показателей, рекомендованных МОТ в качестве индикаторов достойного труда. Кроме того, по данным опроса, проводимого Росстатом в 2012 году, половина работников постоянно или иногда испытывают воздействие вредных производственных факторов или другие неудобства (холод, сырость и т.п.). Четверть опрошенных сообщили статистикам, что постоянно находятся в состоянии стресса, и еще почти половина работников -время от времени. Итого -75%. Лишь 25% опрошенных удовлетворены зарплатой. В результате ориентировать клиентов на получение непопулярных инепрестижных профессий очень трудно, на них идут чаще всего от невозможности найти лучшую работу. В результате уровень специалистов и качество труда со временем прогрессивно снижается, относительноработников в обществе складываются отрицательные стереотипы, что ещё больше снижает престижность профессии, которая стремительно деградирует. Большую часть таких специальностей составляют рабочие профессии, условия и содержание труда в которых являются неудовлетворительными, технологии и оборудование –устаревшими, а зарплата низкой, особенно по сравнению с зарплатами руководства предприятий. В качестве отдельной группы профессий, испытывающих проблемы изза низкого уровня зарплат и высокого уровня бюрократизации, можно выделить учителей, медиков, работников социальной сферы и культуры. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо государственное регулирование уровня зарплат; повышение зарплат на рабочих специальностях; поставить зарплаты топменеджеров в зависимость от зарплат рабочих; повышение зарплат на специальностях, чей труд особо важен для общества, а его оплата занижена (учителя, медики, работники социальной сферы и т.д.); борьба с бюрократией, мешающей выполнять профессиональные обязанности; контроль соблюдения законодательства относительно условий труда; разработка и внедрение новых технологий в процесс производства; сокращение рабочих мест, требующих использования тяжёлого физического, вредного и опасного труда; реструктуризация экономики; повышение качества образования. Следующая проблема –отсутствие для многих клиентов профориентации возможности выбрать желаемую профессию по причинам, связанным с условиями рынка труда и возможностями обучения. Основные причины, ограничивающие выбор профессии: отсутствиеу клиента финансового капитала, отсутствиебюджетных мест в учебных заведениях, географические причины(наличие моногородов, сельская местность и т.д.). Для решения проблемы необходимо: повышение качества образования и уровня жизни населения, особенно в сельской местности, борьба с сокращением количества бюджетных мест в учебных заведениях, постепенное сокращение количества моногородов.

И последняя рассматриваемая в работе проблема –это скрытая безработица, вызываемая, главным образом, вынужденной неполной занятостью и нежеланием безработных идти на биржу труда изза низкого пособия по безработице. Сюда же можно отнести и теневую занятость, вызванную несовершенством системы налогообложения. В итоге государство и общество не получает достоверной информации о реальном уровне безработицы и положении на рынке труда. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на профориентацию, так как становится невозможно провести достоверное информирование о ситуации на рынке труда и дать качественные рекомендации. Поэтому необходимо повышение пособий по безработице, реформирование системы налогообложения, жёсткий контроль соблюдения трудового законодательства.В завершении данной работы необходимо отметить, что эффективное решение проблем профориентации возможно только в совокупности с эффективным решением проблем рынка труда, так как эти понятия взаимосвязаны: профориентация содействует человеку в выборе профессии, формируя тем самым кадровую обеспеченность рынка труда, а ситуация на рынке труда влияет на выбор человеком профессии,а значит, и на профориентацию.

Ссылки на источники1.Покровский Н.Е. Дискуссионные проблемы социологического конгресса// СОЦИС.–2003. –№2. 2.Крымова Н.А. Управление профориентацией клиентов службы занятости в регионе: автореф. дис.…канд.экон.наук: 08.00.01.Воронеж, 2010. –208с.3.Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда, проводившегося Росстатом в 2012 году, в интервью Российской газете замглавы Росстата Константина Лайкама. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html. –[Дата обращения 04.02.2016]. 4.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Издво: Институт практической психологии. –Воронеж:Изд.НПО "МОДЭК", 1996. 246 с. 5.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-М.:Академия, 2012. -304 с.6.Соломин И.Л. Современные методы психологической экспрессдиагностики и профессионального консультирования. –СПб.: Речь, 2006. –280 с.7.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся. -М.: Просвещение, 3 изд., 2010. -223 с.8.Наумова Ю.М. Социальный механизм регулирования безработицы в крупном российском провинциальном городе: на примере г. Пенза: автореф.дис. … канд.соц.наук:22.00.04. Пенза,2007.-150 с.9.Блинова Т.В., Русановский В.А. Диверсификация структуры занятости и формирование модели посткризисного развития экономики // Экономика и управление. СПб., 2009. № 3 (43).10.Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. №1"Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населенияв Российской Федерации". –URL:http://ivo.garant.ru/#/document/136694/paragraph/144:1. –[Дата обращения 04.02.2016]. 11.Хасанова И.И., Котова С.С. Проблема использования инновационных технологий в профессиональном самоопределении молодёжи // European journal of education and applied psychology // № 3, 2015.12.Долгоруков А.М. Метод casestudy как современная технология профессиональноориентированного обучения / А.М. Долгоруков, 2012. –URL: http://www.evolkov.net/case/case.study.html [Дата обращения 04.08.2015].13.Мирза М.В., Умпирович М.И. Кейсметод как современная технология профессионально ориентированного обучения студентов // European science review// №34, 2014.14.Исследование распределения доходов жителей России по 10процентным группам, проводимое Росстатомв 2015 году. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/#. –[Дата обращения 04.02.2016]. 15.Зелетдинова Э.А. Социальноэкономические факторы оппозиционности в России // Вестник АГТУ 2013, №2 (56), с.101.16.Результаты исследования уровня доходов россиян, проводимого Росстатом в 2015 году.–URL: http://www.rosbalt.ru/main/2015/06/11/1407826.html.–[Дата обращения 04.02.2016]. 17.Здравоохранение в России, 2015 год / Условия труда, производственный травматизм // Статистический сборник Росстата. –URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_34/Main.htm. –[Дата обращения 04.02.2016]. 18.Исследование условий труда на российских предприятиях по индикаторам достойного труда МОТ,проводимое Росстатом в 2014 году. –URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/. –[Дата обращения 04.02.2016].

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений. Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии », а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование , где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.

Профессиональная адаптация , в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.

Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация ».

Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.

Современные проблемы профориентации в России


Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства.

Пути решения проблем профориентации в России

Наиболее вероятным путём к увеличению актуальности и роли профориентации в России должно стать увеличение степени вовлечённости соответствующих специалистов в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами.

Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на предприятия, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:

  1. Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.
  2. Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.
  3. Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
  4. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.
  5. Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.

Заключение

В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.

«Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни»
С.Л.Рубинштейн

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  1. Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  2. Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.
  3. Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
  5. Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.

Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность человека жизнью. Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие.

Следовательно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессий.

В 1998 году в международный стандарт было занесено 9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали около 7000 профессий. При этом ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий.

Вместе с тем многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости. При этом необходимо учесть, что

  • раньше «идеальный» образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, иногда это был собирательный образ, но все равно он обладал конкретностью, которая помогала процессу идентификации молодого человека.
  • Сейчас мы наблюдаем, что «идеальный образ профессионала» заменился на «идеальный образ жизни», то есть профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.

При всей неповторимости каждой жизни и судьбы люди на конкретных этапах своего развития испытывают определенные воздействия на организм и психику, сталкиваются с одинаковыми проблемами. Адаптация к этим воздействиям или решение этих проблем составляют содержание особых – критических – периодов нормального развития личности. «Кризис» в переводе с греческого обозначает – поворотный пункт, исход, решение. В этом смысле возрастной кризис понимается как резкий перелом, совокупность значительных изменений в ходе развития, за которыми следуют характерные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях.

  • Какой Я?
  • Кем Я хочу стать?
  • Кем Я могу стать?
  • Какие у меня личностные качества?
  • Позволяет ли они мне стать тем, кем Я хочу?

Все эти вопросы ставит перед собой в ранней юности каждый человек, то есть перед ним встает проблема становления личностного и профессионального «Я».

Столкновение идеального жизненного замысла с реальностью, как она есть, провоцирует юношеский профессиональный кризис – переосмысление жизни, профессии и своего места в них.

Зачатки интересов можно наблюдать на первом году жизни (их основа – ориентировочная реакция и развивающиеся потребности):

  • Дошкольное детство – интерес к бытовым и трудовым операциям. Интересы дошкольника – непосредственны, неустойчивы и определяются конкретной ситуацией.
  • 1 – 2 класс – интерес ко всем видам работы в школе
  • 3 – 4 класс – дифференцируется интерес к работе в школе (любимые – нелюбимые предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию.
  • Подростковый возраст – интерес к общественной жизни, приключениям, спорт.

Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный и весьма подвижный процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии развития – первая из которых приходится на период обучения в школе, - это зарождение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности в мире труда и мире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Поэтому работа по профориентации должна быть направлена в двух противоположных направлениях:

  • с одной стороны необходимо расширять знания о многообразии мира профессий (так как в большинство молодых людей знакомы только с небольшим количеством профессий, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни – врач, учитель, шофер, продавец, телевизионный ведущий и т.д.)
  • с другой стороны помочь старшеклассникам как можно уже и конкретнее сформировать свой личный профессиональный план (для этого необходима диагностика профессиональных предпочтений и диагностика личностных качеств, т.е. осознание своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста как поиск, творчество и возможность выбора)

На что необходимо обратить внимание молодого человека в первую очередь:

  • Что такое профориентация?
  • Какова цель профориентации?
  • Необходимо осознать роль психолога-профконсультанта.

На следующем этапе достигаем понимания различия – что такое должность, специальность, вакансия, карьера, призвание. Далее, при выборе профессии, необходимо знать к какой группе относится выбранная им профессия.

В каждой профессии можно выделить 2 стороны:

  1. содержательную – специфические требования к личностным особенностям человека, то есть набор необходимых знаний и умений, которые поддаются воспитанию и тренировке.
  2. Динамическую – определенный темп выполнения, скорость, умение переключаться с одного типа задач на другой, концентрация внимания и т.д. (хотя перечень таких профессий не очень велик, но для их получения необходимо пройти специальный отбор).

Следовательно, можно разделить все профессии по признаку профессиональной пригодности (классификация Гуревича).

Первая группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека).

Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности (то есть данной профессией может обладать практически каждый человек, но при условии – желания, настойчивости, а значит приложения каких-то целенаправленных усилий).

Следующая, широко использующаяся в профориентации классификация Е.А.Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:

  • «человек – техника»
  • «человек – природа»
  • «человек – знак»
  • «человек – человек»
  • «человек – творческий образ»

Далее расширение знаний о мире профессий и своих предпочтениях можно продолжить определением профессионального типа личности. Согласно типологии личности американского психолога Дж.Голланда, различают шесть психологических типов людей:

  • реалистический
  • интеллектуальный
  • социальный
  • конвенциальный (стандартный)
  • предприимчивый
  • артистический

Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. Следовательно определенному психологическому типу личности соответствует профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

В психологии выделяют четыре основные стороны личности:

  • социально-обусловленная сторона, направленность личности (мировоззрение, убеждения, потребности, мотивы, интересы, идеалы, целенаправленность, моральные качества и др.)
  • уровень подготовленности психических процессов (наблюдательность, память, воображение, особенности мышления, внимания, чувств и воли)
  • темперамент и другие биологически и физиологически обусловленные черты психики (подвижность, возбудимость, сила протекания психических процессов, задатки, черты вызванные физическими недостатками, болезненными отклонениями).

На следующем этапе необходимо выяснить уровень мотивации (стимулы ради которых человек готов приложить свои усилия), то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок.

Продуктивность работы тесно связана с особенностями его темперамента. Поэтому необходимо познакомить учащихся с некоторыми свойствами нервной системы, показать их взаимосвязь и индивидуальными особенностями поведения личности, раскрыть ее значение в профессиональной деятельности.

Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных свойств и его способности формируются в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков. В настоящее время установлено, что генотип – определяет границы возможностей человека, которые он может достичь, теоретически, а среда и воспитание определяют в какой мере эти возможности будут реализованы человеком практически.

Мышление представляет собой обобщенную и опосредованную форму психического отражения человеком окружающей действительности, устанавливающую связи и отношения между познаваемыми объектами.

Тип мышления – индивидуальный способ аналитико-синтетического преобразования информации. Профиль мышления отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности (творческие способности), является важнейшей характеристикой человека и определяет его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.

Тема профессиональной молодежи, достаточно популярная в научной среде в советские времена, на фоне всеобъемлющей либерализации начала 1990 гг. потеряла свой интерес. В условиях рыночной экономики каждый должен был самостоятельно устраиваться в жизни, полагаясь главным образом на собственные силы.

О профориентации вновь вспомнили несколько лет спустя. К этому времени на рынке труда сложилась интересная ситуация: с одной стороны, острая проблема безработицы, особенно среди молодежи; с другой стороны, нехватка представителей целого ряда профессий, в первую очередь рабочих. Перед общественностью встала задача сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Один из методов решения этой задачи – профессиональная ориентация школьников – будущих представителей тех или иных профессий.

В МОБУ СОШ №1 второй год проводится исследование на тему профессиональной ориентации школьников и по сравнению с прошлогодним оно имеет более широкие рамки: если первое исследование охватило лишь выпускников школы, то во втором принимали участие учащиеся 7, 9 классов.

Оба исследования проводились по одной схеме. В не выделились 5 содержательных частей:

  1. Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность;
  2. Ценностные ориентации школьников в профессиональной сфере;
  3. Выбор школьниками учебного заведения;
  4. Возможности реализации профессиональных планов учащихся.

Профессиональный выбор учащихся и его обусловленность .

Ключевой момент исследования – это выяснения того, какую профессию школьники собираются приобрести в будущем. Разнообразие выбранных профессий и сфер деятельности впечатляет – более 60 наименований. Для дальнейшего анализа все варианты профессионального выбора школьников были объединены в 12 основных групп (плюс вариант «другое»).

Выбор профессии учащимися разных классов

(в % от опрошенных учащихся того или иного класса).

Профессии 7 кл, % 9 кл, % 11 кл, %
Инженер 6,2 9,3 19,5
Художественные специальности 30,5 26,3 13,4
Естественно-научные специальности 4,9 7,7 6,7
Экономические специальности 14,8 22,3 24,5
Социальная сфера 9,5 4,6 9,2
Гуманитарные специальности 15,4 16,1 15,9
Медицина 9,5 5,3 11,1
Юриспруденция 20,3 14,6 9,5
Военные и правоохранительные органы 7,2 5,0 4,2
Менеджеры 12,5 14,2 16,7
Программисты 13,4 14,6 9,7
Рабочие 6,5 18,0 4,2

Однако не все учащиеся осуществили свой профессиональный выбор. Многие либо сомневаются в нем, либо вообще еще не решили, какую профессию приобретут в будущем. Это касается не только 7 и 9-классников, но и выпускников, причем среди последних уверенность в выборе профессии практически не отличаются от прошлогодней ситуации.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов,.

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии;особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Противоречия социально - экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах - профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.

Определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно - функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии.

Личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.

Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Выбор профессии.

Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика - одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно - от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов.

Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Период ранней юности и зрелости - возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности.

В исследовании В.А. Якунина, Н.И. Мишкова, «оказалось, что "сильные" и "слабые" студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности». Путем экспериментального исследования было получено так же, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов I курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижался, вплоть до 5 курса (А. Реан, 1988). Однако, несмотря на то, что незадолго до окончания ВУЗа удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии становится положительным. Существует так же экспериментальное положение (Н.И. Крылов) о том, что у большинства учащихся интерес к содержательной стороне профессии как ведущий мотив выбора представлен в значительно меньшем числе случаев, нежели побочные основания поскорее стать материально состоятельным, за компанию с друзьями и т.д. .

Основной причиной обращений первокурсников за помощью являются смысложизненные связи "Правильно ли я поступил?", "Ту ли профессию я выбрал?". Как видно из вышеизложенного, у студентов первых курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладание мотивации боязни неудачи.

Эта динамика при переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся мотивом познания, одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения на основе престижности будущей профессии. Юпитова А.В. и Зотова А.А. указывают так же на то, что с I по V курс растет неудовлетворенность тем, что дал им университет в профессиональном плане. .

Профессиональное самоопределение и самосознание.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Профессиональное самоопределение и профконсультация.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

  • ценностные ориентации и установки;
  • ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;
  • уровень сформированности представлений о профессии;
  • уровень развития самооценки;
  • способности, склонности и интересы;
  • уровень развития профессиональной мотивации;
  • личностные особенности;
  • реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

    1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
    2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
    3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
    4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием классических методик, направленных на изучение личностных особенностей, интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку человека.

Коррекция идеального образа профессии и идеального образа "Я" связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Коррекция реального "Я" связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой.

Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

1). В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: "Кто я есть" и "Я через 5 лет". (Инструкция: "Напишите сочинение на тему "Кто я есть" и на тему "Я через 5 лет"). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:

1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),

2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,

3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я".

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров).

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо-Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала - отрезок длиной 10 см. Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа...»

  • была по заслугам оценена другими;
  • была для меня интересной;
  • приносила большие доходы;
  • была полезной и нужной людям;
  • доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.

В условиях рынка труда становится более понятным то, что наступившие и вновь возникающие трудности являются следствием изменений условий жизни людей, человеческих отношений, особенностей гражданского и профессионального развития самого человека.

И вполне естественно встаёт проблема подготовки молодёжи и особенно подросткового и раннего юношеского возраста к самостоятельной жизни в этих условиях. И мощным средством для оптимальной подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности наших юных людей является профессиональная ориентация.

Разумеется, успешность любого дела зависит от понимания его сути, значимости для человека и общества.

В своё время, работая директором центра занятости города Иваново, немало внимания уделял развитию системы профессиональной ориентации.

Собственные наблюдения

Пришел работать в службу занятости из школы. Стал свидетелем того, что сотни юных людей, окончив школу, профессиональное учебное заведение, просто теряются, столкнувшись с требованиями рынка труда.

Причин на то немало.

Во-первых, даже выпускник профессионального учебного заведения еще слаб по профессии. Сложно стало и профессиональным учебным заведениям организовывать качественную производственную практику, а без практики специалиста не подготовить. А работодателям непременно нужен опытный специалист. Немало молодых людей по окончании того или иного учебного заведения не желают работать по полученной специальности. Это, как правило, следствия ошибок профориентации или её полное отсутствие.

Во-вторых, узкий диапазон практических специализаций даже в рамках полученной профессии. Например, технолог швейного производства, но «шить не могу и не хочу, считаю, что это ниже моего достоинства».

В-третьих, отмечается идеалистическое представление о жизни и работе, завышенные требования к условиям труда и первоначальному размеру заработанной платы. У немалого числа молодёжи силён инфантилизм, причём чаще всего социального происхождения, отсутствует уверенность в своих профессиональных возможностях. Всё это, конечно же, затрудняет социальную и профессиональную адаптацию. Тревожит то, что у отдельных незанятых молодых людей отмечаются опасные тенденции в настроениях, то есть заметна склонность к криминальным действиям. У длительно не работающих молодых людей с течением времени сокращаются ресурсные возможности потенциальных работников, рождается и укрепляется идеология иждивенчества, что ещё больше снижает конкурентоспособность молодёжи на рынке труда. Это тоже является следствием отсутствия должной профориентации в школьный период.

Школа без труда

К сожалению, часто встречаемся с такими фактами: уроки труда в школе не ведутся почти год из-за отсутствия учителя. И это не воспринимается администрацией школы как ЧП. Часы замещают то информатикой, другими предметами, но не трудом и не подготовкой к труду. И это одна из веских причин, по которым общество теряет качественный потенциал трудовых ресурсов. Не обладая элементарными начальными трудовыми навыками, учащиеся в силу индивидуальных типологических особенностей становятся нерешительными и опасаются трудовых нагрузок, избегают их, что является причиной затруднений в их самостоятельной жизни (в семье, на работе и так далее).

Убеждён, пора службе занятости заниматься активно профилактикой безработицы, в том числе и среди молодёжи при содружестве с системой образования. На местах это приживается с трудом. Думаю, это возможно, если на уровне Министерства образования и Министерства труда будет Договор содружества о реализации профессиональной ориентации. В этом случае по вертикали будут обязаны работать в этом направлении совместно и система образования, и служба занятости на местах. Это позволит формировать должную систему профессиональной ориентации, нарабатываться теоретический и практический опыт.

В своё время наша служба занятости стала инициатором совместной работы по профессиональной ориентации с образованием в г. Иваново. Создали центр «Ресурс», выходили в школы, даже издавали ежегодно путеводители по профессиональным учебным заведениям города. Совместно проводили научно практические конференции с участием работодателей.

Какие функции в профессиональной ориентации молодёжи подросткового и раннего юношеского возраста мы взяли на себя?

Разъяснение сути профессиональной ориентации как мощного средства защиты от безработицы

В первую очередь, мы об этом говорили со взрослыми, которые окружают ребят, и от которых во многом зависит их будущее. Это родители учащихся, классные руководители, школьные психологи. В ряде школ города мы провели «круглые столы» с педагогами и психологами, с родителями встречались на информационных встречах. В ходе работы «круглых столов» решали такие проблемы, как пути осознания ребятами минусов и плюсов безработицы, как явления в условиях рынка труда, и их следствий для человека; условия успешной адаптации на рынке труда; принципы профессиональной ориентации в школьные годы с учётом требований современного рынка труда и так далее.

Важно не пугать ребят безработицей

Необходимо настраивать школьников на то, что от них самих будет зависеть, столкнутся ли они с безработицей. И, конечно, очень важно укреплять веру в то, что не бояться безработицы надо, а предпринимать всё необходимое для усиления своей конкурентоспособности.

Исключить манипуляцию

Следует полностью исключить из практики профориентации методы манипулирования и директивы в ситуации выбора будущего профессионального пути. Выбор профессии не следует рассматривать как компенсацию беспомощности («тебе там не трудно будет учиться, а там тебе не осилить).

Прямые и однозначные советы с благой якобы целью строятся, как правило, на бытовом субъективном мнении. Такой подход в профориентации вреден и недопустим! Нам, педагогам, часто кажется наше решение верным, так как мы знаем способности ребят в учёбе. Но человек может реализоваться по иному, перейдя в другую стадию личностного развития. Если мы своевременно профессионально поработаем в школьные годы с ним, то он способен будет более осознанно оценивать и при необходимости корректировать свои ожидания.

Продолжение следует...