Планирование Мотивация Управление

Какая онлайн касса лучше для тсж. Расчеты наличными в тсж. Атол онлайн - обеспечение безналичной оплаты на транспорте и жкх

Организации, оказывающие услуги населению, обязаны установить онлайн-кассы не позднее 1 июля 2019 года. Срок уже близок, но депутаты Госдумы РФ продолжают биться за отмену такого обязательства для организаций сферы ЖКХ. Рассказываем, чего им удалось добиться к 1 июня 2019 года и какие их инициативы ещё в работе.

Действующая редакция № 54-ФЗ обязывает УО и ТСЖ применять онлайн-кассы

Подобная обязанность всерьёз обеспокоила не только управляющие организации, РСО и ТСЖ, принимающих от клиентов плату за ЖКУ, но и некоторых депутатов Госдумы РФ. Они забили тревогу, настаивая на том, что реализация требований № 54-ФЗ в сфере ЖКХ приведёт к росту платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.

Рост такой платы произойдёт из-за необходимости УО при исполнении договора управления многоквартирным домом включить в свои цены и тарифы расходы на покупку и обслуживание ККТ, приобретение программного обеспечения для онлайн-касс, на оплату обучения сотрудников или зарплату новых специалистов, которые умеют работать с онлайн-кассой.

Поскольку тарифы на коммунальные услуги регулируются государством и не могут превышать установленные лимиты, то невключение расходов УО/ТСЖ на установку онлайн-касс в плату граждан за ресурсы приведёт к возникновению новых трат у исполнителей КУ. Следовательно, им придётся сократить перечень работ по текущему ремонту, что повлияет на качество оказываемых услуг и выполняемых работ.

Товарищества собственников жилья, кооперативы, обязанные установить новое оборудование в силу закона, будут вынуждены собирать с собственников дополнительные взносы и платежи на закупку оборудования и оплаты услуг специалистов: бухгалтера, оператора фискальных данных.

УО и ТСЖ не смогут выполнить все действующие требования № 54-ФЗ

Среди причин отменить обязанность УО/ТСЖ/РСО устанавливать и применять онлайн-кассы депутаты Госдумы РФ называют невозможность выполнения ими требований к передаче плательщику кассовых чеков в указанные в законе сроки.

Данным документом его создатели хотят внести изменения в ст. 2 №54-ФЗ в части освобождения УО/ТСЖ/РСО от обязанности применения ККТ при осуществлении расчётов при приёме платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Сразу отметим, что в Госдуму РФ он внесён в апреле 2019 года, а его рассмотрение в первом чтении назначено только на июнь.

Инициаторы законопроекта предложили не применять ККТ при расчётах населения за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, при оплате взносов на капремонт, чтобы предотвратить рост платы за жилищно-коммунальные услуги.

Начальник правового управления Госдумы РФ Екатерина Горбачева, давая заключение по представленному законопроекту, отметила, что на рассмотрении у законодательного органа находится ещё один документ, который направлен на упрощение порядка применения ККТ при осуществлении расчетов за услуги в сфере ЖКХ.

Новый Федеральный закон освободит ТСЖ и ЖК от обязанности применять онлайн-кассы

В правовом заключении к законопроекту № 681388-7 идёт речь о проекте Федерального закона № 682709-7 . На момент написания этой статьи он уже был принят Госдумой РФ в трёх чтениях, рассмотрен Советом Федерации РФ и направлен на подпись Президенту РФ. То есть мы можем говорить о том, что законопроект уже стал новым Федеральным законом.

Законопроект, представленный в ГосДуму РФ для первого чтения, касался изменений требований к предоставлению плательщику кассовых чеков. В редакции документа, подготовленной ко второму чтению с учётом правок, появилось важное дополнение:

Данная формулировка вошла в окончательный текст законопроекта, который подан на подпись Президенту РФ. То есть ТСЖ, ЖК, ЖСК и иные потребительские кооперативы освобождены от обязанности покупать и устанавливать онлайн-кассы, чтобы принимать от своих членов взносы, а также плату от жителей МКД за ЖКУ.

Правда, действие новой статьи № 54-ФЗ не распространяется на расчёты наличными деньгами. В таком случае онлайн-касса нужна. Эти правки прокомментировала наш постоянный эксперт Елена Шерешовец, которая входит в экспертный совет при Комитете по энергетике Госдумы РФ:

Также новый Федеральный закон:

  • продлит на два года срок неприменения ККТ для индивидуальных предпринимателей - до 1 июля 2021 года;
  • даёт право организациям вместо направления кассового чека печатать его отдельные реквизиты на платёжном документе за следующий месяц либо выдавать чек только по запросу клиента.

К сожалению, в утверждённом законопроекте №

С 1 июля 2019 года организации ЖКХ обязаны применять онлайн-кассы для поступающих платежей. Данный уже закон претерпевал множественные правки и отсрочки. В настоящей статье рассмотрим внесённые в мае этого года изменения в законодательство о применении ККТ, а также разберёмся, когда установка онлайн-касс обязательна, в каких случаях она не нужна, чем может грозить работа без кассы организации и должностному лицу.

Поправки Госдумы в законе об онлайн-кассах

23 мая 2019 года прошли третье чтение и были приняты поправки в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ . Рассмотрим основные поправки, которые были внесены в документ.

Согласно законодательству, с 1 июля 2019 года УК и ТСЖ должны будут перейти на онлайн-кассы (ранее для них действовала отсрочка). Это означает, что все платежи за коммунальные услуги, а также прочие платежи должны быть проведены через контрольно-кассовую технику, а потребителю, совершившему платёж, должен быть выдан чек, либо отправлен в электронном виде. Но главная особенность этой техники заключается в том, что она проводит платежи с использованием фискального накопителя – устройства, которое передаёт данные о поступивших денежных средствах в налоговый орган.

Однако, в связи с внесёнными в закон изменениями для ТСЖ, ТСН, ЖСК появились послабления:

  1. Через онлайн-кассу не проводятся платежи за коммунальные и прочие услуги, если потребитель ЖКУ является членом ТСЖ;
  2. Онлайн-кассы не применяются при платежах за коммунальные и прочие услуги в жилищно-строительных, гаражных, садовых и других кооперативах;
  3. Через онлайн-кассу осуществляются платежи за услуги, не относящиеся к коммунальным, если эти услуги оплачивают собственники, не являющиеся членами ТСЖ.

Во всех остальных случаях и для других организаций ЖКХ правила применения онлайн-касс остались неизменными. Советуем вам использовать готовый алгоритм, как работать с онлайн-кассой в расчетах за ЖКУ от экспертов справочной системы «Управление МКД»

Использовать алгоритм

Ниже рассмотрим случаи, когда онлайн-касса необходима, а когда её использование не является обязательным.

Использование онлайн касс в ТСЖ и управляющих организациях: когда установка ККТ обязательна

Установка онлайн-касс обязательна в следующих случаях:

Если платежи за коммунальные или прочие услуги поступают на расчётный счёт в УО через банк, с которым не заключен агентский договор. В таком случае есть два способа формирования контрольно-кассового документа:

  • Вручную, когда кассир видит поступившие средства и формирует чек;
  • Автоматически, когда ККТ по заданным настройкам определяет платёж, формирует чек и направляет информацию в налоговый орган. Такие кассовые аппараты стоят дороже, но их преимуществом является экономия сил и времени сотрудников УК. Сформированный при этом чек может быть направлен плательщику автоматически на электронную почту или по номеру телефона. Если у УК нет контактных данных потребителя, распечатанный чек может быть выдан на руки по запросу абонента.

Если ТСЖ производят расчёт со сторонними организациями, ИП, но только в наличной форме или с использованием электронных средств платежа.

В каких случаях онлайн-касса не нужна

Если ТСЖ принимают платежи за ЖКУ от потребителей, вступивших в товарищество;

Если ТСЖ принимает платежи от сторонних организаций или потребителей, не вступивших в ТСЖ, за коммунальные или прочие услуги через электронный перевод;

Если управляющая компания принимает платёж через агента, то есть с банком заключен агентский договор, в таком случае сам агент формирует и выдаёт плательщику чек, а сведения направляет в налоговую;

Если между ТСЖ и УО заключен договор управления;

Жилищные, гаражные, садовые кооперативы не обязаны применять контрольно-кассовый терминал ни в каких случаях;

Если управляющая компания или товарищество осуществляют свою деятельность в местности, где отсутствует Интернет-соединение, либо Интернет-сигнал является слабым. Список таких населённых пунктов опубликован на сайтах региональных администраций, кроме того, численность населения в таких местностях не должна превышать 10 тысяч человек.

Ответственность организаций за отсутствие ККТ

Согласно ч. 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях , если у организаций ЖКХ в вышеперечисленных случаях отсутствует ККТ или платёж по какой-либо причине был принят без формирования чека, предусмотрен штраф:

Для юридических лиц: 75-100% от суммы расчёта без кассовой техники, но не менее 30 тысяч рублей;

Для физических лиц: 25-50% от суммы расчёта без кассовой техники, но не менее 10 тысяч рублей.

Наступление административной ответственности за отсутствие онлайн-касс Государственной думой РФ предлагается перенести до июля 2020 года.

Федеральный закон № 192-ФЗ вступил в силу 03.07.2018. В нем содержатся поправки, которые касаются ряда областей, включая ЖКХ.

В п. 4 ст. 4 соответствующего закона обозначено, что организации ЖКХ должны использовать кассу для приема средств в счет оплаты за предоставленные услуги, в том числе за обслуживание жилого помещения и взносы за капремонт. Для этого законодатель предлагает использовать контрольно-кассовое оснащение. До 01.07.2019 разрешается не предоставлять бланки строгой отчетности.

Касса для ТСЖ

Товарищества собственников жилья должны использовать кассовые устройства в соответствии с порядком и правилами, обозначенными в письме № 03-01-15/52272, размещенными в общем доступе Минфином. В соответствии с документом, ККТ использовать не обязательно для организации приема платежей ТСЖ.

В ч. 5 ст. 155 ЖК РФ указано, что платежи участников ТСЖ состоят из средств, направляемых на погашение задолженностей по коммунальным счетам. Сюда же включены расходы на ремонт, содержание имущества, используемого, установленного или имеющегося в доме многоквартирного типа.

Если собственники некоторых квартир не входят в ТСЖ, тогда их платежи должны поступать через кассу. В таком случае плательщик вносит средства на основании заключенного с товариществом договора.

Оплата дополнительных услуг подлежит регистрации и выдаче чека. В эту категорию можно включить охранные услуги и работу консьержа. Входят ли соответствующие лица в перечень участников ТСЖ, при рассмотрении в этом свете не имеет значения (прием осуществляется через кассу).

Касса для управляющей компании

С 01.07.2019 управляющая компания обязуется выдавать чеки - работать через кассовый аппарат. Это касается всех платежей, в том числе направляемых в счет погашения коммунальных услуг. Прием может осуществляться безналичным и наличным способами.

Принимать оплату может агент - привлекаемая со стороны компания. В таком случае она обязуется выдавать плательщику чек, а с компании, оказывающей услуги, эта задача снимается.

Применение кассы при разных способах оплаты

Предусмотрено два способа приема платежей от потребителей - через банк или агентов. Рассмотрим, в каких случаях работа с кассовым аппаратом будет обязательной с 01.07.2019.

Выбрать онлайн кассу

Наличный расчет в офисе УК или ТСЖ

БСО или чек на бумаге должна выдать компания, которая принимает плательщиков в офисном помещении. По требованию высылается на почтовый ящик электронный вариант чека. Также предусмотрена возможность затребования потребителем копии чека на телефон.

Расчет с помощью услуг платежного агента

При условии заключения агентского договора, который подписан между управляющей компанией и непосредственно организацией, занятой приемом платежей, последняя обязуется предоставлять плательщику чек, подтверждающий внесение оплаты, в соответствии с ФЗ № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

ККТ не предусмотрен, когда выполняется операция по переводу денежных средств со счета агента на счет управляющей компании. В таком случае последняя не обязана использовать кассовый аппарат.

Расчет по квитанции через банк

Вышеуказанный федеральный закон регламентирует возможность отказа кредитными организациями от применения ККТ. Однако в таком случае субъект не имеет права на прием платежей, поскольку выдача чека не может быть осуществлена.

Среди обозначенной на нем информации подробности не указываются. Главное - подтверждение факта внесения средств. Такое правило действует на базе поручения плательщиком перевести банком средства на счет управляющей компании. Однако в таком случае УК обязуется подготовить чеки и направить их в ФНС.

Расчет через онлайн-банк (Сбербанк-онлайн)

Ежегодно все большее число людей выбирает возможность оплаты услуг через онлайн-сервисы, избегая необходимости отправляться в отделения и в целом вносить средства через кассу. В таком случае чеки должны быть подготовлены и направлены в налоговые органы управляющей компанией или ТСЖ.

Причины, по которым касса нужна в любом случае

В соответствии с законом выдача чеков при всех формах приема платежей обязательна. Если на расчетный счет будут зачислены средства, поступившие от плательщика, прием нужно осуществлять через кассу (офлайн или онлайн). Для нарушителей с 01.07.2019 будут введены санкции в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Банки оформляют чек-ордер – фискальный чек не предоставляют. Соответствующее положение регламентируется законом. Банк подтверждает платеж, а детальную информацию не указывает. В фискальном чеке обозначены следующие данные: услуги по статьям, цены на эти услуги, налоговые ставки. Банк попросту не имеет такой информации, поэтому даже теоретически не сможет ее внести в документы.

Компании ЖКХ должны направлять чеки плательщикам, вносящим средства. Отправка осуществляется на номер телефона либо электронную почту. Это правило действует в случае предварительного внесения данных оплачивающей стороны в базу. Иначе необходимо распечатывать по запросу чек.


Более подробную информацию Вы можете уточнить у наших специалистов

Оставьте заявку, и мы перезвоним вам в течение 5 минут

Свяжитесь с нами

АТОЛ Онлайн - обеспечение безналичной оплаты на транспорте и ЖКХ

Варианты оплат и требования к ККТ

Касса на борту

Оплата картой или наличностью водителю или кондуктору.

Касса в облаке

Оплата банковской пластиковой или транспортной картой через автоматическое устройство.

Принцип работы безналичной оплаты при оплате транспортных услуг

Системы оплаты проезда автоматизированы:

  • процесс организации для создания возможности оплаты услуг потребителями;
  • сокращение расходов перевозчика;
  • оптимизация существующих маршрутов;
  • организация технической базы для ввода в работу новых схем обслуживания;
  • внедрение более технологичных разновидностей расчета;
  • простота внесения оплаты;
  • отказ от бумажных билетов в пользу электронных;
  • возможность для пассажиров использовать законные льготы при оплате проезда;
  • система билетов на территории региона единая.

АСОП

Транспортные системы были разработаны и внедрены давно - более десяти лет назад. Сегодня они работают в 65 регионах.

Техническое оснащение, фиксирующее факты оплаты и собирающие соответствующие данные, применяется компаниями в количестве около 100 000 – 150 000 единиц. К АСОП подключено больше 3 000 перевозчиков. На сегодняшний день примерно половина поездок оплачивается через карты. Действует около 20 миллионов транспортных карт по всей стране. Порядка трети их владельцев - представители льготных категорий (7 миллионов человек).


Особенности и ограничения АСОП

Действует ограничение - одна транспортная карта не может быть выдана для применения в нескольких регионах. Терминалы или валидаторы используются с целью активации.


  • Моментальное зачисление денег (активация не обязательна);
  • все карты в одном приложении;
  • QR-код - технология осуществления расчета;
  • АТОЛ-Мульти пасс;
  • интеграция «из коробки»;
  • 93 754 компаний в ГИС ЖКХ (УК, ТСЖ, ЖСК);
  • 100 000+ новых касс для сферы ЖКХ;
  • 100 % организаций принимают платежи от плательщиков удаленно с помощью безналичного метода расчета;
  • 200 рублей в месяц АТОЛ Онлайн передает партнеру с одной кассы.

Фискализация через АТОЛ Онлайн

Отраслевые платформы ЖКХ

Решения по фискализации от компании aQsi (разработано для общественного транспорта)

aQsi 5 - решение для водителя, контролера, кондуктора.


Преимущества и возможности:

  • оплата с помощью транспортных и банковских карт;
  • GPS, 2 слота для SIM-карт, 2 PSAM, Wi-Fi, Bluetooth;
  • программное обеспечение для водителя и кондуктора предусмотрены;
  • внедрен сканер штрихкодов;
  • заряда аккумулятора хватает на рабочий день;
  • простота обслуживания для перевозчиков и партнеров;
  • предоставляются чехлы для кондукторов;
  • для водителей предусмотрены крепления на приборную панель;
  • учет всех положений, указанных в 54-ФЗ.

Приложение для водителя и кондуктора

Предусмотрена следующая функциональность по картам:

  • продажа;
  • пополнение баланса;
  • выведение баланса и тарифов;
  • перечень выполненных транзакций с возможностью быстрого поиска;
  • внесение средств за услугу через транспортную или банковскую карту;
  • внесение средств с указанием и в целом учетом расположения пассажира и его конечной остановки.

Возможна разработка приложения для заказчика.

Предлагаются услуги по созданию приложений для компаний-заказчиков. Допускается кастомизация под все виды запросов.

Касса фиксируется на приборную панель транспортного средства (транспорт может быть любым) для обеспечения простоты доступа к ней водителем.


Приложение для контролера

Возможности, предусмотренные приложением по картам:

  • проверка факта внесения оплаты;
  • пополнение баланса;
  • актуализация баланса и вывод действующих тарифов.

SDK для интеграции вашей системы

  • Работа с кассовым и банковским ядрами;
  • установка на онлайн-кассу ваших приложений;
  • настройка NFC с транспортными картами, принадлежащими вашей компании.

Несколько возможностей сразу: прием транспортных и банковских карт, онлайн-касса

  • Бесконтактные, чипированные или с магнитной лентой;
  • поддержка комплекса видов транспортных карт;
  • возможность интеграции необходимого протокола.

Удобство реализации и обеспечения работы


Возможны два варианта. Рассмотрим первый - поддержку от сервис-партнеров:

  • аккредитованные сервис-партнеры обеспечат поддержку по территории России (сотрудничество поддерживается со всеми регионами);
  • предлагаем обучение и аккредитацию ЦТО.

Есть еще один вариант - сервисная поддержка, работающая на территории перевозчика:

  • обновление, конфигурирование терминалов удаленно;
  • предоставляются новые аппараты при возникновении неисправности в имеющихся.

Оснащение

Защитные чехлы, выполненные из силиконовой основы


Обеспечивают защиту поверхности устройства. Чехлы помогают сделать применение техники более удобным процессом. Благодаря использованию защитного аксессуара удается предотвратить скольжение рук по поверхности.

Это бескондукторная система, предназначенная для оплаты проезда пассажиром транспортного средства. Небольшая онлайн-касса, работающая с транспортными и банковскими картами.

Особенности, возможности и преимущества:

  • тачскрин, на который выводится информация о пин-коде, его введении и подтверждении;
  • камера со сканером QR, штрихкодов;
  • простота фиксации в транспорте;
  • можно сопрягать с онлайн-кассой aQsi 5;
  • можно устанавливать с экраном и без него;
  • принтер, печатающий билеты, управляется опционально;
  • нет противоречий с положениями, указанными в 54-ФЗ.

Прием карт

Бесконтактные, карты с чипом, магнитной лентой.

Можно интегрировать любой протокол.

Доступны два варианта фискализации:

  • локальная;
  • облачная фискализация через сервис Orange Data.

Установка на борту онлайн-кассы PayOnline.

Orange Data - сервис, работа которого основана на предоставлении возможности взять в аренду онлайн-кассу с удаленной фискализацией транспорта.


Предлагаются следующие возможности и преимущества:

  • фискализация транспорта (через aQsi Cube);
  • фискализация расчетов в режиме онлайн;
  • пополнение транспортных карт с помощью онлайн-сервисов;
  • личный кабинет с возможностью управления;
  • импорт и экспорт платежей (несколько вариантов вывода).

Компания «Эвотор» предлагает для онлайн-касс еще одну возможность, которая получила название «Быстрый билет. Городской транспорт»

Преимущества приложения:

  • минимизация времени на обслуживание пассажиров;
  • оплата одним кликом;
  • простота настройки с терминала и личного кабинета;
  • потарифное функционирование;
  • прием пластиковых карт или наличных;
  • билеты распечатываются быстро.

Обозначим, на кого ориентировано представленное программное обеспечение:

  • пользователь - владелец бизнеса, кассир;
  • совместимость - Эвотор 7.2, Эвотор 7.3, Эвотор 10, Эвотор 5.

Как это работает

  • На терминал Эвотор устанавливается приложение;
  • выполняется настройка тарификации через приложение (в личном кабинете или по терминалу вводятся наименование тарифа и цена);
  • начинаем работу с помощью нажатия на «Проезд» (соответствующая функция размещена в основном экране терминала);
  • распечатка чеков в один клик.

Если необходимо напечатать сразу несколько билетов, предлагается изменить количество с помощью кнопок «+» и «–». По умолчанию печать выполняется для одного билета.

Цена продукта - от 300 рублей за месяц.

Терминал также работает по пластиковым картам.

Продукт подходит для обслуживания во всех видах городского общественного транспорта - автобусах, маршрутных такси, трамваях, троллейбусах.

Остались вопросы?

Напишите нашим специалистам сейчас и они ответят Вам в ближайшее время!

Свяжитесь с нами

Все чаще и острее встает вопрос о применении онлайн-касс в сфере управления многоквартирными домами. В статье мы попытаемся разобраться, должны ли применяться онлайн-кассы управляющими организациями (УО) и ТСЖ/ЖСК, а также ресурсоснабжающими организациями (РСО) при осуществлении «прямых расчетов» с потребителями коммунальных услуг или при предоставлении этим потребителям коммунальных услуг по «прямым договорам».

В каких случаях применение онлайн-касс необязательно?

В журналах и интернет огромное количество публикаций на тему обязательно или не обязательно применения ККТ со стороны УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах»). Однозначной позиции по данному вопросу не было до недавнего времени.

Как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54 применение ККТ обязательно всеми организациями и ИП на территории РФ при осуществлении расчетов, за исключением установленных этим же Законом случаев.

Так, исключения установлены ст. 2 Закона № 54. Деятельность УО/ТСЖ/ЖСК не подпадает ни под один из видов исключений. Следовательно, применение ККТ со стороны УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») обязательно.

Минфин РФ в п. 2 письма от 25.05.2018 № 03-01-15/35605 разъяснил порядок применения ККТ со стороны ТСЖ:

В соответствии с частью 5 статьи 155 ЖК РФ члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.

Таким образом, прием в кассу ТСЖ взносов от членов ТСЖ для целей деятельности ТСЖ не относится к расчетам для целей Федерального закона № 54-ФЗ и не требует применения ККТ.

Вместе с тем при приеме денежных средств за выполняемые работы, оказываемые услуги, в том числе собственникам помещений, не являющимся членами ТСЖ, ККТ применяется в обязательном порядке.

Следовательно, применение ККТ со стороны ТСЖ обязательно только при приеме платежей от собственников — нечленов ТСЖ. Разъяснения в отношении УО и РСО Минфин РФ не дал — видимо, полагая, что применение ККТ со стороны УОи РСО не вывязывает никаких вопросов и обязательно как само по себе разумеющееся в отношении всех потребителей.

Применение онлайн-касс до 01.07.2019

УО/ТСЖ/ЖСК зачастую осуществляют расчеты с потребителями не только для оплаты коммунальных услуг, содержания жилого помещения и капитального ремонта, в отношении которых срок наступления обязанности применения ККТ перенесен на 01.07.2019. Так, применение ККТ до 01.07.2019 обязательно в следующих случаях:
  • расчеты с потребителями за дополнительные услуги (не являющиеся ни коммунальными, ни жилищными, ни капитальным ремонтом): например, услуги электрика/слесаря на ремонт/обслуживание квартирного оборудования, услуги охраны, консьержа и т.п.
  • расчет с подрядчиками в наличной форме.

Онлайн-касса применяется только для приема наличных в офисе?

Для того, чтобы разобраться в порядке применения ККТ, нужно знать некоторые определения, данные в п. 1.1 Закона № 54:
  • пользователь — организация или индивидуальный предприниматель, применяющие контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов;
  • расчеты — прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Таким образом, онлайн-кассы применяются не только для приема наличных, но и для приема платежей, совершенных с помощью электронного средства платежа.

Определение «электронное средство платежа» (ЭСП) дано в ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»:

18) электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;

19) электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств;

Таким образом, ЭСП — это не только банковская (платежная) карта, но и иные электронные средства такие как: WebMoney, сайты интернет-ресурсов, мобильные приложения и т.п.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 Закона № 54 при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.1 Закона № 54 Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (далее — расчеты в безналичном порядке в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем может не печататься.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 54 контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями. Это означает, что пользователем признается УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах»), а банки лишь осуществляют безналичный перевод этих средств (расчётов), указанный вывод исходит из смысла ч. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54:

5.3. Пользователи при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом и не подпадающих под действие положений пунктов 5 и 5.1 настоящей статьи, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) одним из следующих способов:

1) в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее срока, указанного в пункте 5.4 настоящей статьи;

2) на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме;

3) на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме.

Цель применения онлайн-касс

Частью 6 статьи 1.2 Закона №54-ФЗ в качестве цели использования онлайн-касс и выдачи онлайн-чеков установлена передача информации о расчетах в налоговые органы:

6. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случаев, указанных в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ)

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым, шестым, шестнадцатым, восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.

Таким образом, УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») обязаны применять ККТ и выдавать кассовый чек, даже если не участвуют в непосредственном приеме платежей (оплата через терминал, через банк, Интернет-ресурсы, мобильные приложения и т.п.).

Прием денежных средств через платежного агента

Единственным случаем, когда УО/ТСЖ/ЖСК не обязаны применять ККТ и выдавать чек, является заключение агентского договора с расчетным центром по приему денежных средств с населения (расчетно-кассовые центры, ЕРЦ, РКЦ). В этой ситуации ККТ обязан применять такой расчетно-кассовый центр, он же выдает покупателю/потребителю чек. Однако, если РКЦ принимает платежи от населения с помощью банковских карт при их предъявлении покупателем/потребителем, то применение ККТ и выдача чеков именно в этом случае обязательна для УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах»).

Часть 9 ст. 2 Закона № 54 устанавливает:

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Ответственность за нарушение Закона № 54

В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях — влечет наложение административного штрафа:
  • на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета , осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета , осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей .

Заключение

В статье проанализированы нормы законодательства РФ о применении онлайн-касс в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Согласно указанным нормам обязанность УО/ТСЖ/ЖСК (и РСО при «прямых расчетах» или «прямых договорах») по применению онлайн-касс при осуществлении расчетов за ЖКУ с потребителями таких услуг наступает с 1 июля 2019 года.

Отдельно необходимо отметить, что при расчетах за ЖКУ между ТСЖ и членами ТСЖ применение ККТ не является обязательным ни сейчас, ни с 01.07.2019. А вот для расчетов за ЖКУ с собственниками помещений, не состоящими в ТСЖ, обязанность по использованию ККТ наступает с 01.07.2019.

Однако, указанный срок установлен только для оплаты коммунальных услуг, услуг и работ по содержанию жилья, взносов на капитальный ремонт. При расчетах за все прочие услуги и работы (например, услуги электрика/слесаря на ремонт/обслуживание квартирного оборудования, услуги охраны, консьержа и т.п.), а также при расчетах в наличной форме с подрядчиками применение онлайн-кассы обязательно уже сейчас.

В связи с законодательными изменениями, организации, использующие ККТ, с 01.07.17 обязаны перейти на применение онлайн касс. В статье расскажем, обязательна ли к использованию онлайн-касса для ТСЖ, рассмотрим спорные ситуации.

Понятие ТСЖ и цели товарищества

ТСЖ (товарищество собственников жилья) – организация в форме юрлица, объединяющая собственников жилья в многоквартирном доме. Организация функционирует на некоммерческой основе с целью оптимизации управления совместным имуществом:

  • оплата коммунальных и эксплуатационных расходов;
  • уход за придомовой территорией;
  • обслуживание внутренних коммуникаций, прочее.

Особенности расчетов с жильцами ТСЖ

В силу специфики деятельности ТСЖ может осуществлять денежные расчеты как с жильцами – владельцами коллективной собственности, так и с третьими лицами и организациями.

Вот несколько вариантов расчетов, которые может проводить ТСЖ: (нажмите для раскрытия)

  • получение членских взносов от собственников недвижимости в многоквартирном доме;
  • оплата в пользу коммунальных служб за потребленную энергию и ресурсы (оплата за водоснабжение, тепло-, электроэнергию, газ, т.п.);
  • расчеты с подрядчиками по выполненным работам (обустройство придомовой территории, ремонт внутренних коммуникаций, подключение оборудования, т.п.);
  • перечисление средств поставщику в счет оплаты за приобретенное оборудование (энергосберегающая техники, счетчики, т.п.).

Виды расчетов могут меняться в зависимости от особенностей деятельности ТСЖ и потребности его членов.

ТСЖ и онлайн касса

ТСЖ и кассовая техника

В НК РФ и ФЗ-53 нет прямых норм, касающихся порядка применения кассовой техники организациями ТСЖ, или освобождения юрлиц ТСЖ от использования ККТ. Данные нормативные документы дают четкие разъяснения относительно обязательств по применению кассовой техники ИП и организациями торговой сферы (в основном – розничная торговля и общепит), а также ИП и юрлиц, которые ведут деятельность в сферы предоставления услуг и выполнения работ.

Перечисленные организации и ИП, осуществляющие расчеты с населением/предпринимателями/юрлицами обязаны использовать ККТ, а, следовательно, с 01.07.17 перейти на онлайн кассы.

Что касается расчетов объединения жильцов многоквартирных домов, то разъяснения относительно оплат ТСЖ и зачисления средств в пользу объединения даны в Письме ФНС № 22-3-14/722. Письмо утверждает позицию ФНС по следующим вопросам:

Не требуют использования ККТ расчеты по зачислению средств от собственников жилья, а именно: (нажмите для раскрытия)

  • получение средств в счет оплаты за коммунальные услуги;
  • расчеты за работы, выполненные подрядчиками по благоустройству территории дома, обслуживанию внутренних коммуникаций, т.п.

Таким образом, ТСЖ, получая от жильцов суммы средств и перечисляя их коммунальным службам и подрядчиками, может не использовать ККТ. В данном случае некоммерческой организации достаточно выписать чек на БСО. Содержание общего имущества многоквартирного дома классифицируется как жилищно-коммунальные услуги, расчеты по которым не требуют использования ККТ.

Необходима ли ТСЖ онлайн касса?

Как указано выше, ФЗ-54 и внесенные изменение согласно ФЗ-290, обязывают применять ККТ только те организации и ИП, которые применяли ККТ до вступления в силу указанных изменений. Нормы действующего законодательства классифицируют деятельность ТСЖ как оказание жилищно-коммунальных услуг, из чего следует, что применять ККТ объединениям собственникам жилья не нужно.

Данного мнения придерживается и налоговая инспекция (письмо №22-3-14/722). Из вышеуказанного следует, что обязательства по применению онлайн касс на ТСЖ не распространяют. После 01.07.17 некоммерческие объединения собственников жилья вправе осуществлять расчеты посредством оформления БСО.