Планирование Мотивация Управление

Концепция создания системы централизованного ведения единого номенклатурного справочника и единого классификатора материально-технических ресурсов. Разработка методики построения классификатора Уд и ведение

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.07.2015, N 27, ст. 3953) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________ 2016 г. N _____

ПОРЯДОК
разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации

I. Общие положения

1. Настоящий порядок устанавливает процедуру разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы).

2. В целях организации и обеспечения разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации:

осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов;

б) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение, изменение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в Федеральный информационный фонд стандартов (далее - Фонд стандартов);

обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений для их включения в автоматизированную базу данных общероссийских классификаторов;

организует проведение оценки научно-технического уровня общероссийских классификаторов;

привлекает в установленном порядке для проведения работ по экспертизе предложений о разработке и отмене общероссийских классификаторов, проектов общероссийских классификаторов и их изменений организации;

утверждает требования к содержанию и оформлению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений;

осуществляет организационно-методическое обеспечение принятия и введения в действия общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений;

в) Федеральная служба государственной статистики:

обеспечивает ведение автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов;

разрабатывает необходимые инструктивно-методические документы и программно-технологические средства;

г) федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов согласно Перечню общероссийских классификаторов, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - Перечень).

II. Разработка общероссийских классификаторов

3. Разработка общероссийских классификаторов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ответственными за разработку, ведение, изменение и применение общероссийских классификаторов (далее - ответственные федеральные органы исполнительной власти).

4. Целесообразность включения нового общероссийского классификатора в Перечень рассматривается Правительственной комиссией по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Комиссия).

Предложение о разработке нового общероссийского классификатора должно содержать:

а) проект акта Правительства Российской Федерации о включении общероссийского классификатора в Перечень, содержащий наименование общероссийского классификатора, его аббревиатуру и наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку, ведение, изменение и применение нового общероссийского классификатора;

б) ориентировочные сроки разработки нового общероссийского классификатора;

в) обоснование целесообразности разработки нового общероссийского классификатора, содержащего:

основную идею, цели, задачи и предмет классификации, круг лиц, на которых распространяется новый общероссийский классификатор;

описание исходного множества объектов классификации и признаков их классификации, указание источников для сбора объектов классифицируемого множества;

описание предлагаемой структуры общероссийского классификатора, примеры построения позиций общероссийского классификатора;

обоснование выбора методов классификации и кодирования;

информацию о соответствии предложения положениям федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации;

информацию об обеспечении гармонизации с аналогичными международными (региональными) классификациями, межгосударственными классификаторами и международными (региональными) стандартами по классификации, приемлемыми для Российской Федерации;

анализ состояния работ по классификации и кодированию данного вида технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации и в иностранных государствах;

информацию о социально-экономических, политических, юридических и иные последствиях принятия общероссийского классификатора;

финансово-экономическое обоснование предлагаемых к принятию решений;

г) заключения о целесообразности разработки нового общероссийского классификатора, полученные от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы государственной статистики.

5. Разработанный проект общероссийского классификатора подлежит обязательному согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой государственной статистики, при необходимости - с другими органами государственной власти и организациями.

Состав государственных органов и организаций, с которыми требуются дополнительные согласования, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, а также органами, с которыми проект общероссийских классификаторов должен быть согласован в обязательном порядке.

Направленный на согласование проект общероссийского классификатора рассматривается органами и организациями, указанными в настоящем пункте, не более чем в месячный срок.

6. При наличии разногласий по проекту общероссийского классификатора федеральный орган исполнительной власти, разрабатывающий данный проект, должен обеспечить обсуждение его с согласующими органами и организациями с целью поиска взаимоприемлемого решения.

Замечания по неурегулированным разногласиям выносятся руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, на рассмотрении Комиссии.

7. Для принятия общероссийского классификатора руководитель федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, направляет в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проект общероссийского классификатора на бумажном носителе и в форме электронного документа, в том числе в форме, обеспечивающей предоставление информации в автоматизированную базу данных общероссийских классификаторов.

К проекту общероссийского классификатора прилагаются:

пояснительная записка с указанием срока введения общероссийского классификатора в действие;

справка о согласовании проекта общероссийского классификатора с органами и организациями, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, с приложением копий писем о согласовании, протоколов согласительных совещаний и решений Комиссии (при их наличии).

8. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии не рассматривается проект общероссийского классификатора при наличии по нему неурегулированных разногласий и (или) отсутствии требуемых согласований с органами государственной власти и организаций.

9. Перед принятием общероссийского классификатора Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует проведение экспертизы проекта общероссийского классификатора с привлечением одной из подведомственных организаций. Срок проведения экспертизы проекта общероссийского классификатора составляет не более 45 дней со дня поступления общероссийского классификатора в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии на принятие.

10. Экспертиза проектов общероссийских классификаторов оформляется заключением и включает:

оценку соответствия позиций проекта общероссийского классификатора принципам построения общероссийских классификаторов, методам классификации и кодирования, объектам классификации, принятым в общероссийском классификаторе;

установление отсутствия дублирования позиций проекта общероссийского классификатора;

определение соответствия содержания наименований позиций объемам понятий документов, приводимых в качестве обоснования разработки;

оценку соответствия проекта общероссийского классификатора современным достижениям науки, техники и технологии;

установление отсутствия неурегулированных разногласий по проекту общероссийского классификатора.

11. Общероссийский классификатор не принимается, если при проведении экспертизы проекта общероссийского классификатора установлено несоответствие этого проекта положениям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.

12. Проект общероссийского классификатора, в принятии которого отказано, возвращаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии разрабатывающему его органу с указанием причин отказа в срок не более 3 дней с даты получения результатов экспертизы.

13. В случае если федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку общероссийского классификатора, в принятии которого было отказано, не согласен с заключение Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, этот федеральный орган исполнительной власти в месячный срок проводит с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии согласительное совещание.

Замечания по неурегулированным разногласиям выносятся руководителем федерального органа исполнительной власти, ответственного за разработку общероссийского классификатора, на рассмотрении Комиссии по апелляциям при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

14. Принятие общероссийского классификатора Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с присвоением ему регистрационного номера оформляется приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

III. Ведение общероссийских классификаторов

15. В целях ведения общероссийских классификаторов ответственные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают:

осуществление мониторинга применения общероссийских классификаторов и нормативных правовых актов Российской Федерации, использующих объекты, содержащиеся в общероссийских классификаторах (далее - мониторинг);

рассмотрение предложений о внесении изменений в общероссийские классификаторы;

организацию разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов;

предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам информации об общероссийских классификаторах.

21. Организация разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов осуществляется ответственными федеральными органами исполнительной власти с учетом определения необходимости внесения изменений или отмены общероссийских классификаторов, установленного настоящим Порядком.

22. В целях обеспечения актуального состояния общероссийских классификаторов Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не реже одного раза в 5 лет в соответствии с утвержденными им планами организует проведение оценки научно-технического уровня общероссийских классификаторов.

Целью такой оценки является установление степени соответствия общероссийского классификатора современным достижениям науки, техники и технологии, а также нормативным правовым актам, использующим объекты, содержащиеся в общероссийских классификаторах.

Результаты оценки научно-технического уровня конкретного общероссийского классификатора с предложениями по его дальнейшему применению без изменений, по изменению или отмене направляются в ответственный федеральный орган исполнительной власти и в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

23. Ведение информации об общероссийских классификаторах для ее предоставления органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам осуществляется путем включения в установленном порядке общероссийских классификаторов и их изменений в Фонд стандартов и информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики для ведения автоматизированной базы данных общероссийских классификаторов для использования в информационно-технологических целях.

IV. Изменение общероссийских классификаторов

24. Организация разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов осуществляется ответственными федеральными органами исполнительной власти с учетом определения необходимости внесения изменений или отмены общероссийских классификаторов, установленного настоящим Порядком.

25. Основанием для разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов является:

а) обеспечение соответствия общероссийских классификаторов:

международным договорам Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;

поручениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

международным (региональным) классификациям;

документам по стандартизации;

принципам построения общероссийских классификаторов, методам классификации и кодирования, объектам классификации, принятым в общероссийских классификаторах;

современным достижениям науки, техники и технологии;

б) необходимость включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков;

в) принятие новых общероссийских классификаторов.

26. Разработка и принятие изменений общероссийских классификаторов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки общероссийских классификаторов.

27. Предложения об отмене общероссийских классификаторов рассматриваются Комиссией. Отмена общероссийского классификатора осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в случае исключения общероссийского классификатора из Перечня.

V. Применение общероссийских классификаторов

28. Применение общероссийских классификаторов включает их использование органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

29. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов.

30. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием государственных информационных систем и информационных ресурсов, согласовывают с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций и граждан.

31. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации и граждан, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Обзор документа

Подготовлен порядок разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Процедура разработки классификаторов включает обязательную экспертизу их проектов.

Для обеспечения актуального состояния общероссийских классификаторов Росстандарт не реже 1 раза в 5 лет организует проведение оценки их научно-технического уровня.

Определяются основания для разработки изменений или отмены общероссийских классификаторов.

Устанавливаются случаи обязательного их применения.

основой Классификации е классификаторов. В процессе жизнедеятельности человек часто вынуждена решать задачи поиска, отбора каких-то элементов из определенного множества. Для повышения эффективности поиска элементов определенного множества предназначены классификаторы. Чтобы создать классификатор, нужно создать классификацию, а для этого, соответственно, надо обеспечить однозначность идентификации элементов упорядковуваної множества, объединить их в группы, актуальные для того или иного вида деятельности, и зафиксировать структуру связей между этими группами. Кроме того, для создания классификатора нужна система кодов (которые, если нет логического структурирования, можно толковать как способ упорядковуваної множества объектов), а также инструменты поиска.

Классификатор - это иерархическая (древовидная) структура, то есть классификация, совмещенная с дополнительными инструментами, которые повышают эффективность поиска отдельных элементов классификации, и выяснение связей между ними (для этого используют разные способы кодирования, средства автоматизации). Классификатор может быть создан для поиска и отбора информации, поиска и отбора предметов. Например, если некоторое устройство позволяет удалить из смеси какой-то ее компонент, то его также называют классификатором, поскольку он выполняет операцию классифицирование (группировка изначально смешанных предметов).

Количество различных классификаторов с развитием информационных технологий неуклонно растет. В настоящее время в различных сферах деятельности разработали и используют классификаторы документов (например, нормативных), информации (например, технико-экономической и социальной), предметов (техники, товаров, зданий и сооружений, отходов), отраслей законодательства, видов и форм деятельности (например, отраслей хозяйства, видов экономической деятельности, услуг), событий (например, чрезвычайных ситуаций, заболеваний), элементов пространства (например, объектов административно-территориального устройства, мест событий), свойств людей, связанных с их профессиональной деятельностью (например, функций управления, профессий) и др.

Простейшим видом классификации является перечни, которые могут быть упорядоченными или нет. Пример неупорядоченного списка такой: на столе лежали яблоки, груши и сливы. Упорядочивание перечня можно выполнить по признакам впорядковуваних предметов или с внешними относительно них признакам, например, по упорядочению знаков, которыми обозначены впорядковувані предметы. Примером использования внешних признаков для классификации является упорядочение по алфавиту (например, перечень терминов в глоссарии), по числовым отношением, то есть с порядковым номером, которым обозначен соответствующий предмет (или это номер дома на улице, или код, которым помечен товар, профессию, страну, почтовое отделение и др.). Упорядочить внутренними признаками (свойствами или отношениями классифицированных предметов) является логическим упорядочением.

одноуровневых классификаций относятся перечни, реестры, каталоги, часто это есть справочники, например, справочник фирм, товаров. В современной жизнедеятельности человек использует огромное количество перечней. С ними сталкивается практически каждый день в профессиональной деятельности и быту (например, перечни организаций, помещений, заболеваний, списки членов различных видов профессиональных коллективов, в частности, сотрудников учреждений или их подразделений, комиссий, экспертных советов и др.). Подобно этому в современной жизнедеятельности, и, в частности во время профессиональной деятельности человек постоянно имеет дело с различными реестрами (например, различные реестры нормативно-правовых актов), каталогами и другими видами сравнительно простых классификаций.

Оптимальность способа кодирования во время классификации определена, прежде всего, особенностями того множества объектов, которое классифицируют. Если надо сделать классификацию, в которой коды (структура) не меняются при добавлении новых рубрик, то коды каждого из уровней классификации не должны ограничиваться каким-то количеством разрядов.

Опишем пример классификации, в которой количество членов деления не превышает 10 (то есть которые можно пронумеровать цифрами от 0 до 9). В таком случае на каждом уровне классификации количество рубрик ограничено одним разрядом, как это есть в десятичной классификации Дьюи. В этом случае в произвольном числе Nfl-NJf.... i Vm, которое отражает какой-то объект в десятичной классификации Дьюи, каждая цифра обозначает номер рубрики на соответствующем уровне классификации.

Рассмотрим подробнее строение Десятичной классификации, созданной в 1876 г. библиотекарем Мелвілом Дьюи. С помощью этой классификации систематизируют печатные издания согласно их содержанию. На каждом уровне каждую рубрику разделяют на десять рубрик. Например, на первом уровне есть следующие десять классов:

0 - Компьютерные науки и общие работы.

1 - Философия и психология.

2 - Религия.

3 - Общественные науки.

5 - Естественные науки и математика.

6 - Техника (прикладные науки).

7 - Искусство. Изобразительное и декоративное искусство.

8 - Литература.

9 - История, география и биография.

Каждую из этих рубрик также разделена на десять рубрик (которые не всегда заполнены). Например, первая рубрика (философия и психология) разделена на десять рубрик (от 10 до 19). Каждый из этих классов также разделен на десять рубрик. В частности, шестнадцатая рубрика (Логика), которая является подклассом класса 1, содержит следующие рубрики:

161 Индукция.

162 Дедукция.

163 Не используют.

164 Не используют.

165 Логические ошибки и их источники.

166 Силлогизмы.

167 Гипотезы.

168 Аргументы и убеждения.

169 Аналогия.

Классификатор видов экономической деятельности создана для:

1) выполнения статистических обследований экономической деятельности предприятий и организаций и анализа статистической информации;

2) регистрации и учета предприятий и организаций по видам экономической деятельности в Едином государственном реестре предприятий и организаций;

3) возможность сопоставления национальной статистичної1 информации с международной.

Опишем фрагмент этой классификации - виды образовательных услуг. Прежде всего воспроизведем этот фрагмент КВЭД в виде схемы (рис. 7.4).

Легко обнаружить, что не все рубрики делятся до нижнего третьего уровня классификации (объекты рубрики "Высшее образование" на первом уровне классификации не разделены; среди рубрик второго уровня разделены только объекты рубрики "Общее среднее образование"). Если каждую из рубрик обозначить числами, то конкретные объекты, соответствующие рубрике "Высшее образование", будут иметь индексы первого уровня; два вида объектов ("Базовое общее среднее образование" и "Полное общее среднее образование") будут иметь индексы третьего уровня, а те объекты, соответствующие каждой из рубрик второго уровня, которые не получили дальнейшего разделения, будут иметь индексы второго уровня. Чтобы коды всех объектов были однотипными, чтобы числа, которыми закодировано все эти рубрики, имели одинаковое количество разрядов, во время кодирования тех рубрик, которые не терпят деления на следующих уровнях классификации, им присваивают нулевой код. В таком случае изображена выше классификационная схема образовательных услуг будет иметь вид, как на рис. 7.5.

По такому принципу построения классификации все конкретные объекты сгруппированы в рубриках третьего уровня. (На самом деле

Рис. 7.4. в

изображена классификация - это фрагмент КВЭД, в которой нулевым уровнем с не "образование", а "экономическая деятельность", то есть в полной классификации "образование" не является нулевым уровнем классификации; согласно номера замены нулевого уровня нужно сместить также номера всех других уровней). Классификацию видов экономической деятельности, как и другие крупные классификационные системы, приводят в табличном виде, фрагмент классификации в КВЭД приведены в табл. 7.1:

Таблица 7.1. Классификация видов образования в КВЭД (в виде списка)

Образование

Начальное общее образование

Начальное общее образование

Дошкольное образование

Начальное школьное образование

Среднее образование

среднее образование

Базовая общее среднее образование

Полное общее среднее образование

Профессионально-техническое образование

Высшее образование

Высшее образование

Обучение взрослых и иная деятельность в сфере образования

Школы и учебные заведения по обучению водителей автомобилей

Обучение взрослых и другие виды образования

Таблица 7.2. в (табл. 7.2):

Примером закодированного записи одного из видов экономической деятельности есть такой код: Б БА 15.11.0. Его структура представлена в табл. 7.3:

Таблица 7.3

Уровень подкласса имеет значение от "0" до "9". Значение "0" предоставляют подкласса, если нет расширения международного уровня класса на национальном уровне. Значение от "1" до "8" предоставляют подклассам в случае детализации международного уровня класса. Значение "9" всегда означает другие группировки.

Выше приведены примеры классификаций, в которых количество членов деления на каждом уровне ограничено одним или несколькими разрядами. В то же время количество рубрик на каждом уровне классификации может быть неограниченное. В таком случае классификацию можно до бесконечности и расширять, и углублять без изменения уже существующей структуры. В общем случае классификация содержит следующие структурные элементы в закодированном виде (рис. 7.6):

Рис. 7.6. в

В этой схеме буквами обозначены коды рубрик, каждая из которых должна, кроме кода, содержать название объекта (в ячейке с кодом, обозначенным буквой а, должна быть, кроме этого кода, также название объектов, которые делят, т. е. классифицируют; соответственно, во всех остальных ячейках, кроме кодов, должны быть названия соответствующих членов деления). Например, объекты, обозначенные в ячейке кодом е2, будут иметь полный шифр а.Ьх.сгег.

Каждая рубрика в такой классификации имеет произвольную (не ограниченную никаким числом) количество подрубрик, то есть Ьтах, Стах" ^тах" тах - е Произвольные числа, которые соответствуют количеству подклассов определенного класса. Код объекта, выделенного жирным шрифтом, будет иметь следующую запись: 1.172.14 (рис. 7.7):

Рис. 7.7. в

В приведенной выше схеме есть три уровня деления (нулевой, первый и второй). Рубрики первого уровня, обозначенные кодами 1, 2 и 3, не имеют подразделений на втором уровне, поэтому, в случае описания объектов второго уровня, чтобы охватить все множество объектов, которые соответствуют нулевому уровню, можно ввести нулевые коды для обозначения результатов разделения тех рубрик, которые в результате деления дают одну рубрику (как это есть, например, в КВЭД). В таком случае код объекта, обозначенного в изображенной ниже схеме жирным шрифтом, будет таким: 1.3.0 (рис. 7.8).

Построение классификации - это не только выделение элементов определенной системы и определение между ними связей субординации и координации. Построение классификации обусловлена

Рис. 7.8. в

потребностью однозначного фиксирования различных терминов, что является ее составляющими. Классификация значительно упрощает эффективность анализа исследуемой предметной области. Например, если огромное количество философских концепций можно сгруппировать в классификации со сравнительно небольшим количеством рубрик, то, отбросив па основании каких аргументов те или иные рубрики, на самом деле из анализа изымают большое количество концепций. В конце отметим, что классификация является в основе знакового отображения действительности. Ведь процесс конструирования названий связан с группировкой: и предметов, которые группируют для формирования их обобщающей названия, и однотипных знаков (как частей речи). Группировка объектов, которое является в основе классификации, - операция, с помощью которой человек творит понятия (поскольку каждое понятие является группировкой объектов по одинаковым признакам). Можно утверждать, что умение выявлять сходное и отличное (это одна из распространенных детских игр) - основа всех логических операций. Различение сходного и отличного выполняют уже животные, которые, однако, делают это рефлексивно.

Отметим также, что до классификаций задают ряд других требований, например, прозрачность, детальность, наличие нескольких вариантов размещения названий объектов (по алфавиту, коду, в той или иной признаку группировки) и др. С рядом правил построения классификаций на написание названий объектов в классификаторах научно-технической и социальной информации можно ознакомиться в ДСТУ 1.10: 2005 Национальная стандартизация. Правила разработки, построения, изложения, оформления, ведения национальных классификаторов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дихотомическое разделение - выделение двух ее подмножеств объектов, которые имеют определенную признак, и которые ее не имеют.

Классификация - результат классификации в виде таблицы или графической схемы.

Классификация - действие (последовательность действий), которая заключается в установлении связей субординации и координации.

Координация - отношения между співпідпорядкованими элементами.

Основание деления - признак, на основании наличия или изменения степени проявления которой классифицируют объекты.

Разделение - разделение объема первоначального имени на несколько (разбиение множества на підмпожини).

Деление по видоизменению признака - выделение двух подмножеств объектов на основании разной степени проявления в них определенного признака.

Разделяемое имя, объем которого розділюють при создании классификации.

Субординация - отношение подчинения.

Члены деления - имена, образованные в результате деления объема исходного имени.

поддержание классификатора в достоверном состоянии. Ведение классификатора заключается во внесении в него изменений, касающихся включения, аннулирования или изменения содержащихся в нем кодов, группировок или иной информации, являющейся его частью. Изменения могут вноситься во введение к классификатору, в алфавитно-предметный указатель, приложения, пояснения, раскрывающие содержание группировок, в определения категорий, используемых в классификаторе. Официальное опубликование изменений к общероссийским классификаторам производится Госстандартом России в ежемесячно выпускаемых им информационных указателях "Государственные стандарты Российской Федерации".

"ВЕДЕНИЕ КЛАССИФИКАТОРА" в книгах

Ведение

Из книги Пироги, кулебяки, расстегаи автора Кашин Сергей Павлович

Ведение

Из книги Раздельное питание автора Кожемякин Р. Н.

ВЕДЕНИЕ БОЯ

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора

ВЕДЕНИЕ БОЯ Раз уж речь зашла о боевых искусствах, приведу ещё один пример, как ум, выдумав посредника, морочит голову нам и себе. Я беру в пример боевые искусства, потому что они наиболее ярко отражают наши взаимоотношения с миром, основанные на борьбе и сопротивлении и на

Уд и ведение

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Уд и ведение Своей находке, что уд и веда/ведение - однокоренные слова, я нашёл подтверждение в книге «Царь славян» , в главе, где рассказывается о песнях болгар-помаков. Вообще, история и самих болгар-помаков, и их песен потрясающая и достойна хорошего приключенческого

Ведение

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Ведение Ведение собеседника - это использование его внутренних установок, или стратегий. Как определить его стратегию? Задайте человеку вопрос и посмотрите, каким образом он на него отвечает. И лучше всего задать вопрос на актуальную для вас тему - к примеру, если вы

ВЕДЕНИЕ

Из книги Прививка от стресса [Как стать хозяином своей жизни] автора Синельников Валерий

ВЕДЕНИЕ Установив хороший контакт с человеком, присоединившись к его реальности, вы добиваетесь того, что он начинает вам доверять. И чтобы ДОВЕРИЕ не было для вас просто словом, вы должны знать, когда человек вам доверяет, а когда нет. Для этого вы не спеша начинаете

Ведение

Из книги Трудная проблема сознания автора Васильев Вадим Валерьевич

Ведение Философия - занимательнейшая вещь. Все мы - я имею в виду коллег по цеху - очарованы ею. Но можем ли мы преподнести публике какие?то «позитивные результаты» своих исследований или должны примириться с мыслью, что философия - это всего лишь замечательная школа

В ведение

Из книги Садовые деревья и кустарники автора Петросян Оксана Ашотовна

В ведение Большое распространение в последние годы получило коллективное садоводство и огородничество. Одним из основных путей рационального использования садов является посадка плодовых деревьев высококачественных сортов, которые привиты на слаборослых подвоях, а

В ведение

Из книги Борьба с вредителями автора Иванова Наталья Владимировна

В ведение Каждый садовод и огородник мечтает получить хороший урожай. В течение всего теплого времени года проводится комплекс мер, направленных на достижение этой цели: обработка почвы и внесение в нее удобрений, подбор семян и их обеззараживание, прополка заросших

Ведение

Из книги автора

Ведение В окрестностях Санкт-Петербурга за 200 лет его имперской истории сформировалось настоящее созвездие больших и малых императорских резиденций. Одни из них, например Петергоф, несмотря на колоссальные потери военных лет, продолжают блистать всеми красками. Другие,

Ведение

Из книги Не вместе: Россия и страны Центральной Азии автора Бисенбаев Асылбек Кнарович

Ведение Нельзя собрать «факты» и получить «историю». Иммануил Валлерстайн 25 декабря 1991 года Михаил Горбачев зачитал на советском телевидении свое последнее заявление и покинул пост президента СССР. Над Кремлем был спущен красный флаг, а вместо него без лишних

Ведение

Из книги Волшебная изонить автора Ивановская Т. В.

Ведение Изонить, ниточный дизайн, нитяная графика, вышивание по картону - все это названия особой техники декоративно-прикладного искусства, пришедшей к нам из Англии XVII века. На языке своей родины техника изонити называется Form-a-Lines, что в переводе означает «формы из

Ведение

Из книги Изгороди и заборы своими руками автора Звонарев Николай Михайлович

Ведение Начиная от первобытных времен, человек для защиты от внешней угрозы стремился огородить свое жилище. Сначала это была защита от диких зверей, потом - от других людей. Древнейшей формой укрепленного жилища была пещера. Она давала защиту от непогоды, имела

2. Ведение

Из книги Аллергия: выбираем свободу автора Пигалев Севастьян

2. Ведение Каких-нибудь 30?35 лет тому назад аллергические заболевания казались неактуальными и малоопасными. Теперь же аллергизация населения планеты (особенно в промышленно развитых странах) достигла настолько угрожающих размеров, что одной из главных проблем

Ведение

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Ведение Когда вы соединяетесь с образом, то есть с вещью, с явлением, входя в него или впуская его в себя, он открывает вам свою суть.Чтобы соединиться с вещью, нужно стихнуть, убрать «я». Так решаются любые

Рис. 4.5. Схема процесса разработки классификатора

На первом этапе «Разработка ТЗ на проектирование» выполняются две работы. Первая из них связана с определением состава, назначения и сферы действия классификаторов, исполь­зуемых в системе. Перечень классификаторов определяется на ос­нове анализа реквизитного состава первичных и результатных до­кументов и выделения всей совокупности реквизитов-признаков.

Далее определяют назначение классификаторов . Каждый клас­сификатор может быть предназначен для однозначной иденти­фикации объекта, передачи информации на расстояние по кана­лам связи или для поиска и логической обработки первичной информации с целью получения и выдачи результатной инфор­мации.

По сфере действия выделяют следующие виды классификато­ров: международные, общегосударственные (общесистемные), отраслевые и локальные классификаторы.

Международные классификаторы входят в состав Системы международных экономических стандартов (СМЭС) и обязатель­ны для передачи информации между организациями разных стран мирового сообщества. СМЭС представляет собой множество стандартных решений по классификационным группировкам и кодированию специальной и экономической информации и фор­мированию источников этой информации. В состав СМЭС вхо­дят классификации Организации Объединенных наций (ООН) и ее специализированных образований, в том числе:

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);

Классификация основных продуктов (КОП);

Международная стандартная торговая классификация (МСТК);

Классификация функций органов управления (КФОУ);

Классификация функций правительства;

Классификации продовольственных и сельскохозяйственных организаций (РАО);

Классификации международной организации труда (МОТ);

Классификации ООН по вопросам образования, науки и куль­туры (ЮНЕСКО);

Международная стандартная классификация образования

К числу классификаций, разработанных другими международ­ными организациями, относятся:

Классификация международного энергетического агентства

Классификация Совета таможенного сотрудничества;

Система описания и кодирования товаров;

Классификация Всемирной туристической организации (ВТО);

Классификация деятельности, связанной с туризмом.

К классификациям Европейского сообщества и других меж­дународных региональных организаций относят:

Классификацию Европейского сообщества (ЕС);

Общую отраслевую классификацию экономической деятель­ности в рамках ЕС (КДЕС) и другие.

Второй класс классификаторов образуют общегосударствен­ные (общесистемные) классификаторы , обязательные для орга­низации процессов передачи и обработки информации между экономическими системами государственного уровня внутри страны, состав которых будет рассмотрен в следующем разделе.

Для выполнения процедур обработки информации и переда­чи ее между организациями внутри отрасли используют отрас­левые классификаторы . В пределах отдельных предприятий ис­пользуют, как правило, локальные классификаторы.

Выполнение работ второго этапа связано с определени­ем состава исходных данных и требований к разрабатываемым классификаторам .

К исходным данным , используемым в процессе проектирова­ния классификаторов, относятся:

Состав задач, для которых разрабатывается классификатор;

Состав объектов классификации и мощность исходного мно­жества;

Состав признаков классификации и число значений каждого

признака;

Наименования отдельных группировок и объектов;

Динамика процесса изменяемости состава задач, объектов и признаков.

К требованиям, которым должны удовлетворять разрабаты­ваемые классификаторы, можно отнести:

Полноту охвата объектов и признаков классификации каждым классификатором;

Согласованность признаков деления множеств объектов с ал­горитмами обработки экономической информации;

Взаимную однозначность наименовании объектов и их кодо­вых обозначений;

Простоту кодирования и возможность автоматизации класси­фикации и кодирования;

Возможность увязки с другими классификаторами и система­ми обозначений;

Эффективность использования классификатора при обработ­ке информации.

Критерий отнесения того или иного объекта к конкретному классифицируемому множеству;

Степень охвата кодируемого множества объектов.

Принципы построения классификатора определяются струк­турой классификатора, т.е. количеством ветвей, выходящих из каждой классификационной группировки, количеством ступеней и числом уровней классификации. Классификатор считается од­нородным, если на каждой ступени из каждой классификацион­ной группировки выходит одинаковое количество ветвей.

Кроме того, на этом этапе разрабатывается система взаимо­действия классификаторов разных уровней, предназначенных обес­печивать взаимодействие ЭИС с внешней средой. Эта работа пред­ставляет собой разработку некоторого транслятора перехода от одного классификатора к другому. Но чтобы его создать, необхо­димо провести выбор некоторой системы взаимодействия различ­ных классификаторов, ориентированных на некоторую номенкла­туру объектов. Существуют следующие системы взаимодействия:

а) система равноправных классификаторов , характеризуется тем, что на каждом уровне управления для целей обработки ин­формации используется свой локальный классификатор, а для получения или передачи информации из внешней среды исполь­зуется соответствующий транслятор. Недостаток данной системы заключается в том, что та система, которая имеет на входе наибольшее количество потоков информации от различных орга­низаций, должна иметь наибольшее количество трансляторов;

б) система приоритетных классификаторов , применяется для предприятий одной отрасли. При этой системе на каждом пред­приятии этой отрасли и на каждом уровне управления имеются локальные классификаторы. Обмен информацией осуществляет­ся в терминах классификатора вышестоящего уровня. Эта систе­ма дает уменьшение количества трансляторов независимо от чис­ла входных и выходных потоков. Однако трудности возникают при передаче потоков информации между предприятиями, отно­сящимися к разным отраслям;

в) система классификаторов-посредников , применяется при межотраслевом управлении. На каждом объекте любого уровня управления обработка ведется в терминах своего локального клас­сификатора, а обмен - в терминах одного классификатора-посред­ника. Преимущества такой системы заключаются в необходимо­сти создания только одного транслятора для каждого предприя­тия и в обеспечении возможности централизованного ведения классификатора-посредника, что дает минимальное количество ошибок при кодировании информации и обеспечивает информа­ционную совместимость ЭИС разных уровней;

г) система единого классификатора , для обработки информа­ции на всех предприятиях, входящих в состав экономической макросистемы, и для передачи этой информации между ними возможна только гипотетически, но реально ее нельзя осуще­ствить из-за необходимости кодирования всей информации, су­ществующей в стране, используя очень громоздкие классифика­торы.

К факторам , влияющим на выбор способа увязки классифи­катора, относятся следующие:

Объем и характер обрабатываемой информации;

Объем и характер потоков получаемой и передаваемой инфор­мации;

Минимум трудовых и стоимостных затрат на разработку и эк­сплуатацию системы ведения классификаторов.

На этом же этапе осуществляется разработка методик пост­роения классификаторов , отражающих методы и последователь­ность выполнения отдельных операций по созданию классифи­каторов, содержание которых зависит от выбранных критериев и принципов их построения.

Третий этап связан с работами по организации сбора и обработки исходных данных , необходимых для составления клас­сификаторов. К их числу относится разработка инструктивных материалов по сбору и обработке исходных данных:

Определение перечня решаемых задач, использующих класси­фикаторы;

Выделение классифицируемых объектов;

Определение состава признаков классификации и значений признаков;

Осуществление лингвистической обработки этих данных (уда­ление синонимов, омонимов, полисемии, антонимов и др.);

Согласование используемой терминологии в исходных данных

с ГОСТами.

Другой работой, которую выполняют на этом этапе, являются сбор и обработка данных согласно разработанным инструкциям.

На четвертом этапе «Составление классификаторов и системы их ведения » осуществляется построение эталонной и ра­бочей формы классификатора и системы ведения классифика­тора.

Эталонный классификатор должен быть согласован, отпеча­тан типографским способом и распространен всем пользовате­лям для кодирования информации первичных документов.

Рабочие классификаторы наносятся на машинные носители в необходимых разрезах, передаются пользователям и заносятся в файлы справочников баз данных для выполнения процедуры автоматического заполнения машинных форм первичных доку­ментов и для декодирования результатной информации, получа­емой после ее обработки.

К задачам, решаемым системой ведения классификатора , от­носятся:

Актуализация классификатора, т.е. постоянное пополнение и изменение объектов классификации и кодирования;

Своевременное оповещение всех пользователей о всех проис­ходящих изменениях;

Реструктуризация, или пересмотр структуры классификато­ра, при котором осуществляются контроль за дублировани­ем объектов классификации, контроль и выявление тупико­вых ветвей, не ведущих к объекту, оптимизация резервных ветвей по всем уровням иерархии или по всем аспектам клас­сификации;

К проблемам, связанным с проектированием системы веде­ния классификаторов, относятся:

Разработка организационной структуры системы ведения, т.е. службы, которая отвечает за пополнение классифика­торов;

Разработка юридических основ внесения изменений в класси­фикатор;

Разработка информационного и программного обеспечения системы.

Все работы по проектированию классификаторов заканчи­ваются экспериментальной проверкой и внесением коррективов, утверждением, изданием и рассылкой классификаторов всем пользователям в функциональные подсистемы.

4.4 Понятие Единой системы

классификации и кодирования (ЕСКК)

Для обеспечения информационной совместимости ЭИС раз­ных уровней разработана Единая система классификации и коди­рования (ЕСКК) . ЕСКК предназначена для выполнения следую­щих функций:

Централизованной разработки общесистемных (общегосудар­ственных) классификаторов;

Пополнения и обновления, своевременного и систематического оповещения организаций обо всех изменениях, внесенных в классификаторы;

Ответов на разовые запросы;

Оптимизации структуры классификаторов;

Проведения работы по созданию информационно-поисковых языков.

Схема структуры ЕСКК приведена на рис. 4.6. В состав ЕСКК входят три составные части. Первая ее часть «Комплекс нормативно-технических и методологических материалов» включает в себя документы, которые регламенти­руют:

Состав системы, цели системы, задачи и всю используемую тер­минологию системы;

Принципы и методы классификации и кодирования;

Рис. 4.6. Схема структуры ЕСКК

Принципы сопряжения и взаимодействия классификаторов;

Структуру работ по созданию и внедрению системы.

Второй частью является «Комплекс общесистемных клас­сификаторов (ОК)» , в который входят следующие группы класси­фикаторов:

1. Классификаторы о природных и трудовых ресурсах :

Профессии рабочих;

Должности служащих;

Специальностей;

Полезных ископаемых и т.д.

2. Классификаторы о продуктах труда и производственной деятельности :

Промышленной и сельскохозяйственной продукции;

Строительной продукции;

Деталей;

Услуг: в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте, материально-техническом снабжении;

Услуг населению.

3. Классификаторы структуры народного хозяйства и объек­тов административно-территориального деления :

Предприятий и организации;

Отраслей народного хозяйства;

Органов государственного управления;

Объектов административно-территориального деления;

Пунктов погрузки и разгрузки.

4. Классификаторы управленческой информации и докумен­тации :

Единиц измерения;

Технико-экономических показателей;

Управленческой документации;

Технической документации, обозначений стандартных и тех­нических условий;

Технологической документации;

Операций и деталей.

Все общесистемные классификаторы в зависимости от исполь­зуемой системы классификации в процессе их проектирования построены по двум принципам.

Первый принцип основывается на идентификации объектов внутри классификационных группировок . Для примера рассмотрим структуру Общесистемного классификатора промыш­ленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП) , который осно­вывается на использовании иерархической системы классифика­ции и состоит из двух блоков: блока наименования и блока иденти­фикации . Блок идентификации состоит из классификационной, регистрационной и контрольной части кода (рис. 4.7). Классифи­кационная часть включает группировки по следующим призна­кам:

Подкласс;

Подгруппа;

Рис. 4.7. Схема структуры ОКП

Второй принцип основан на применении раздельной идентификации и классификации и фасетной системе классифика­ции, что отражается в структурной формуле классификатора, ко­торая включает три блока: идентификации, классификации и наи­менования. Для примера рассмотрим структуру Общесистемно­го классификатора предприятий и организаций (ОКПО) . Этот классификатор основан на использовании фасетной системы клас­сификации. Он состоит из трех блоков (рис. 4.8):

1) блока идентификации , включающего в себя код отрасли, регистрационный номер предприятия и контрольную часть кода;

2) блока наименования ;

3) блока классификации , состоящего из следующих фасетов:

Фасета подчиненности - Ф1, в котором можно выделить при­знаки: код министерства, код управления, код треста;

Фасета административно-территориальной принадлежности -Ф2;

Фасета отраслевой принадлежности - ФЗ.

В составе автоматизированной системы ведения общесистем­ных классификаторов (АСВОК) можно выделить три типа под­систем: объектные, функциональные и обеспечивающие.

Рис. 4.8. Схема структуры ОКПО

Объектные подсистемы объединяют предприятия, отрасли, отраслевые институты, которые отвечают за передачу информа­ции об изменениях, происходящих в заданной номенклатуре, чис­ло которых может быть равно числу общесистемных классифи­каторов.

Функциональные подсистемы объединяют однотипные техно­логические процессы по ведению общесистемных классификато­ров и включают в свои состав подсистемы сбора, хранения, вне­сение коррективов; регулярного обслуживания абонентов; обслу­живания по разовым запросам; развития АСВОК, включая оптимизацию структуры классификаторов, устранение недействи­тельных ветвей классификаторов, стандартизацию терминологии.

Обеспечивающие подсистемы состоят из типового набора под­систем, к которым относят программное, техническое, информа­ционное и лингвистическое обеспечение.

В состав информационного обеспечения АСВОК входят: тезаурус; сводные эталонные файлы классификаторов; дополни­тельные эталонные файлы дополнений и исключаемых позиций; файлы поисковых образов позиций классификаторов; файлы не­занятых позиций; таблицы сопряжения классификаторов; вспо­могательный файл организаций, ответственных за ведение клас­сификаторов; таблицы периодичности оповещения организаций и вспомогательные файлы интересов абонентов.

4.5 Технология использования штрихового кодирования экономической информации

Развитие международных торговых и производственных свя­зей приводит к росту товарных /информационных потоков, ко­торые необходимо обрабатывать в условиях территориальной разбросанности производителей и потребителей продукции. Трудности учета информации о свойствах товара на его упаков­ке, наличие неточностей в сопровождающей его документации, отсутствие достоверной и своевременной информации у постав­щиков продукции о поступлении товара к покупателю вызывают необходимость автоматизации маркировки товаров, считывания информации и осуществления идентификации о них. Целью штри­хового кодирования является отражение основных информаци­онных характеристик товара в штрих-кодах, которые обеспечи­вают реальную возможность проследить за их движением к по­требителю, что дает повышение эффективности управления про­изводством.

Технология штрихового кодирования предназначена для осу­ществления автоматизированной записи, считывания и иденти­фикации информации об объектах или деловых процессах . Эта технология основана на использовании двоичного кода для записи и запоминания, предварительно разработанных смысло­вых кодов в виде последовательностей, состоящих из нулей и еди­ниц, отраженных кодированными штрихами. Поэтому штрихо­вой код - это последовательность чередования широких и узких, темных и светлых полос, которым присвоены логические значе­ния 1 и 0 (широким линиям и широким промежуткам присваива­ется логическое значение 1, узким - 0).

В различных странах мира применяют три системы штрихо­вого кодирования:

UPC - универсальный товарный код, разработанный в США и применяемый в странах Америки;

EAN - товарный код, созданный в ЕС на базе UPC, соответ­ствующий названию Европейской ассоциации товарной нумера­ции, получившей в настоящее время статус Международной орга­низации (EAN International);

UCC/EAN - единый стандартизированный штриховой код, созданный организациями США и Канады (Uniform Code Council) и EAN International.

Коды типа EAN и UCC/EAN широко применяются во всех странах мира, включая Российскую Федерацию.

В каждой системе существуют свои виды кодов: UPC-12, EAN-8, EAN-13, EAN-14, UCC/EAN-128 (Code 39).

UPC-12 - это двенадцатиразрядный код, имеющий следую­щую структуру:

Ф = [X]: [ХХХХХ]: [ХХХХХ]: [К]

EAN-8 - восьмиразрядный код, который используется для " кодирования малогабаритных упаковок, имеющий структуру:

EAN-13 - тринадцатиразрядный код, используемый для ко­дирования продукции, имеющий следующую структуру:

EAN-14 - четырнадцатиразрядный код с прямоугольным кон­туром, используемый для идентификации транспортной упаков­ки и имеющий такую же структуру, что и код EAN-13, но включа­ющий дополнительный первый разряд, предназначенный для кодирования от 1-й до 8-й специфики упаковки (например, 1 отра­жает групповую упаковку, 2 - упаковку партий в контейнер и т.д.).

Code 39 может варьироваться до 40 разрядов и не имеет фик­сированной длины. Этот код получил свое название по сочетае­мости трех широких элементов и шести узких в каждом знаке кода. Для отображения кода используются 43 символа, включая про­писные буквы, цифры от 0 до 9 и семь особых знаков (-.$/+% пробел).

UCC/EAN-128 является современной версией кода Code 39, используемого для описания полной характеристики предмета поставки, не имеющего фиксированной длины и позволяющего комбинировать использование различных систем кодирования. В структуре кода можно выделить пробелы между компонента­ми кода, стартовый знак, обеспечивающий использование наи­более полного набора знаков, знак функции, позволяющий авто­матически контролировать отличие символики кода от других символик, данные и контрольное число.

Применение штриховых кодов UPC-12, EAN-8, EAN-13, EAN-14 регулируется международными и национальными орга­низациями. В Российской Федерации такой организацией явля­ется Ассоциация автоматической идентификации, в состав кото­рой входит более 2000 членов. Эта организация устанавливает номера предприятий в кодах EAN-13 и EAN-14 и коды продуктов в коде EAN-8. Код страны присваивается EAN International. Использование кодов UCC/EAN-128 (Code 39) регулируется со­ответствующими международными и национальными стандар­тами.

Использование штриховых кодов обеспечивает совместную деятельность производителей и потребителей товаров на едином товарном рынке по всей цепочке взаимосвязанных партнеров. Эта технология предоставляет защиту продукции путем ее оператив­ного учета, управление потоками информации о передвижении и использовании продукции, поиск сведений об этих процессах по запросу или в реальном масштабе времени на основе идентифи­кации любого объекта, принимающего участие в этом процессе. Кроме того, эта технология ускоряет обмен информацией как внутри организации, так и между организациями с помощью ме­тодов и средств электронного обмена данными (ЭОД).

Вопросы для самопроверки

1. С какой целью разрабатываются классификаторы?

2. Какие бывают классификаторы?

3. Чем отличается иерархическая система классификации от фа-сетной?

4. Что такое информационный язык? Что такое дескриптор и тезаурус? Перечислите типы отношений между терминами.

5. В каких случаях используются регистрационные системы ко­дирования и какие системы относятся к этому классу?

6. Для чего используются классификационные системы кодиро­вания, какие системы входят в эту группу?

7. Что включается в систему ведения классификаторов?

8. Что такое ЕСКК и какова его структура?

9. Каков состав ОК? Каковы принципы организации ОК?

10. Каково назначение АСВОК и какова ее структура?

11.Какое назначение штрихового кодирования?

12. Перечислите типы и виды штрих-кодов?