Планирование Мотивация Управление

Стандартизация и техническое регулирование в аспекте качества продукции: Учебное пособие. Объекты, аспекты и уровни стандартизации Что является аспектами стандартизации

При проведении экспертизы стандартов проводят оценку их технического уровня для обеспечения интересов национальной экономики и безопасности.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного и многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, работ и услуг.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. К нормативным документам в области стандартизации относят: стандарты, технические условия, своды правил, регламенты (технические регламенты), положения.

Стандарт - документ, в котором для добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила проведения процессов (производство, эксплуатация, хранение, перевозка, реализация и утилизация), а так же правила выполнения работ и оказания услуг.

Стандарты бывают международными, межгосударственными, региональными, национальными. Они принимаются соответственно международными, межгосударственными, региональными, национальными органами по стандартизации.

Международные стандарты - это стандарты, которые разрабатываются и утверждаются какой-либо организацией по стандартизации и которые действуют в любой стране мира.

Межгосударственные стандарты - стандарты бывшего СНГ, которые применяются на территории стран СНГ.

Региональные стандарты - это стандарты, которые разрабатываются и утверждаются какой-либо международной организацией по стандартизации, и которые применяются в определенном регионе мира (например, Европейские Стандарты).

Национальные стандарты - стандарты, которые разрабатываются на территории данной страны.

В соответствии с Законом РФ «О стандартизации», в зависимости от области применения стандарта российские стандарты делятся на следующие категории:

  • 1. Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) - разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории применяет Госстандарт России. В госстандартах содержатся как обязательные требования к объекту по стандартизации (безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки), так и рекомендательные.
  • 2. Отраслевые стандарты - разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям госстандартов, а так же правилам и нормам безопасности, установлены для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства). Объектами отраслевой стандартизации могут быть: продукция, процессы и услуги, применяемы в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, детали и др.); правила метрологического обеспечения в отрасли. Степень обязательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между производителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее данный стандарт.
  • 3. Стандарты предприятий - разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых - главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процесса производства этой продукции.

Технические условия - устанавливает технические требования к продукции, услуге, процессу и утверждается предприятием по согласованию с предприятием-заказчиком. Обычно в технических условиях должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо.

Для того, чтобы продукция, выпущенная по техническому условию, была достаточно качественной, создан специальный ГОСТ Р в 2001 г., который называется «Технические условия на пищевую продукцию».

Свод правил может быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а так же частью стандарта. Свод правил обычно разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов, конструкций, изделий.

Стандарты, технические условия и своды правил являются рекомендательными и не обязательными к применению.

Регламент - это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Он имеет силу Закона. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации. Разновидность регламентов - технический регламент - содержит технические требования к объекту стандартизации. Технические регламенты обычно дополняются методическими документами, как правило, указаниями по методам контроля или проверок соответствии продукта, услуги, процесса требованиям регламента.

В Российской Федерации действует Государственная система стандартизации (ГСС). Все организационные и практические вопросы стандартизации решаются с помощью Основополагающих стандартов Государственной системы стандартизации РФ. Комплекс Государственных основополагающих стандартов включает в себя:

  • 1) ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения». Данный стандарт регламентирует основные цели и задачи стандартизации, нормы и правила работ по стандартизации, виды и требования к оформлению нормативных документов, разновидности стандартов, условия сотрудничества с другими странами в сфере стандартизации, использование нормативных документов и технических условий, а также методы контроля над соблюдением обязательных требований Государственных стандартов;
  • 2) ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов». Данный стандарт регламентирует основные нормы и правила разработки, утверждения, принятия, регистрации, публикации, применения, изменения, пересмотра и отмены стандартов РФ;
  • 3) ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно--технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

Данный стандарт регламентирует основные требования к разработке, утверждению, регистрации, публикации, применению, надзору за соблюдением обязательных требований, обновлению, пересмотру и отмене стандартов отраслей Устанавливаются также объекты стандартизации и основные принципы разработки и использования стандартов предприятий, научно--технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений;

  • 4) ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Требования данного стандарта распространяются только на стандарты федерального уровня. Для стандартов более низкого уровня устанавливаются только требования к обозначению стандартов. Положения данного стандарта могут быть применены к стандартам более низкого уровня на добровольной основе. То есть данный стандарт может применяться при разработке стандартов для объектов стандартизации разного уровня;
  • 5) ГОСТ Р 1.8-2002 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты Межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации». Данный стандарт регламентирует этапы разработки Межгосударственных стандартов; принципы, которыми должны руководствоваться соответствующие секретариаты при рассмотрении проектов Межгосударственных стандартов; условия принятия этих стандартов; порядок обновления существующих Межгосударственных стандартов и их отмену в РФ;
  • 6) ГОСТ Р 1.9-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия Государственным стандартам». Данный стандарт устанавливает основные правила и нормы маркирования продукции и услуг и условия получения лицензий, дающих право на маркировку продукции и услуг знаком соответствия Государственным стандартам;
  • 7) ГОСТ Р 1.10-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них». Данный стандарт регламентирует порядок разработки, согласования, использования, утверждения, регистрации, публикации, обновления, изменения и отмены правил, норм и рекомендаций в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации. В нем также устанавливаются требования к информации о правилах и рекомендациях и к формам их изложения;
  • 8) ГОСТ Р 1.11-99 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов Государственных стандартов». Данный стандарт утверждает порядок осуществления метрологических исследований проектов Государственных стандартов;
  • 9) ГОСТ Р 1.12-99 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения»;
  • 10) ГОСТ 1.13-2001 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок подготовки уведомлений о проектах нормативных документов»;
  • 11) ПР 50.1.002-94 Правила по стандартизации. «Порядок представления в Госстандарт Российской Федерации информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно--технических, инженерных обществ и других общественных объединений»;
  • 12) ПР 50.1.008-95 Правила по стандартизации. «Организация и проведение работ по Международной стандартизации в Российской Федерации»;
  • 13) ПР 50.74-94 Правила по стандартизации. «Подготовка проектов Государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, Государственной регистрации и издания»;
  • 14) ПР 50-688-92 Правила по стандартизации. «Временные типовые положения о техническом комитете по стандартизации»;
  • 15) ПР 50-718-99 Правила по стандартизации. «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции»;
  • 16) ПР 50-734-93 Правила по стандартизации. «Порядок разработки общероссийских классификаторов технико--экономической и социальной информации».

Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт - это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.

Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

2.2 Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов Российской Федерации

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании применении стандартов.

Цель стандартизации - достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Аспект стандартизации - направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее определенное свойство (или группу свойств) данного объекта.

Так, аспектами стандартизации конкретной продукции являются:

· Термины и определения;

· Условные обозначения и сокращения;

· Классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);

· Требования к основным показателям уровня качества (полезности);

· Требования к основным показателям уровня экономичности;

· Требования к комплектности продукции;

· Требования к методам и средствам хранения и транспортировки;

· Требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

· Требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);

· Требования к правилам и средствам приемки продукции;

· Требования к маркировке продукции;

· Требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях:

· международная стандартизация;

· региональная стандартизация;

· национальная стандартизация - в одном конкретном государстве;

· административно-территориальная стандартизация.

Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Виды стандартов:

· государственные стандарты;

· международные стандарты;

· отраслевой стандарт;

· стандарты предприятий;

· стандарты общественных объединений (научно-технические общества)

· (стандарты на новые продукции и услуги);

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

Показателями стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью условных единиц, обозначений или понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.

В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

Нормативные документы по стандартизации делятся на следующие разновидности:

Государственные стандарты России (ГОСТ);

Отраслевые стандарты (ОСТ);

Стандарты научно-технических и инженерных объединений;

Технические условия (ТУ);

Стандарты предприятий.

Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К обязательным относятся:

Требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;

Требования техники безопасности и гигиены труда со ссылками на соответствующие санитарные нормы и правила;

Метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность и точность измерений;

Положения, которые обеспечивают техническую совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

Это предусмотрено соответствующими законодательными актами;

Эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;

Изготовителем (поставщиком) продукции сделано заявление о соответствие продукции этим стандартам.

Обязательные требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

Отраслевые стандарты разрабатываются на продукцию при отсутствии государственных стандартов России или в случае необходимости установления требований, которые превышают или дополняют требования государственных стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который их утвердил.

Стандарты научно-технических и инженерных объединений разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

181 Приложение 5 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1-й уровень сложности (выбирается 1 ответ) 1. Деятельность по установлению правил и характерис тик в целях их доброволь- ного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособ- ности продукции, работ или услуг, – это: a. унификация; b. сертификация; c. стандартизация. 2. Продукция, процесс или услуга, для которых вырабатываются те или иные тре- бования, параметры, правила, – это: a. объект стандартизации; b. область стандартизации; c. цель стандартизации. 3. Триаду методов и видов деятельности по обеспечению качества составляют: a. продукция, процесс, услуга; b. стандартизация, сертификация, метрология; c. измерение, испытание, анализ. 4. Метод стандартизации, направленный на разработку типовых технологических решений, – это: a. симплификация; b. типизация; c. унификация. 5. Стандартизация заключающаяся в установление повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требовании к объектам стандарти- зации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в будущем, – это: a. основополагающая стандартизация; b. комплексная стандартизация; c. опережающая стандартизация. 6. Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетво- рять определенные потребнос ти в соответствии с ее назначением: a. система качества; b. характеристика качества; c. качество продукции. 7. Стандартизация, участие в которой открыто для соответс твующих органов лю- бой страны, – это: a. международная стандартизация; b. национальная стандартизация; c. региональная стандартизация. 182 Продолжение прил. 5 8. Какой метод стандартизации заключается в приведении объектов к единообра- зию на основе установления рационального числа их разновидностей? a. симплификация; b. типизация; c. унификация. 9. Элементы системы качества: a. структура, методика, ресурса; b. объекты, потребнос ти, характерис тики; c. методы, виды, процессы. 10. Совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации – это: a. объект стандартизации; b. область стандартизации; c. технический регламент. 11. Применительно к продукции определенной отрасли разрабатывается стандарт: a. ГОСТ; b. СТП; c. ОСТ. 12. Количественная характерис тика одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, является: a. показатель качества; b. характеристика надежности; c. характеристика технологичности. 13. Требования к группам однородной продукции устанавливают стандарты: a. на продукцию; b. основополагающие; c. на методы контроля. 14. Основополагающие стандарты: a. устанавливают требования к конкретным видам работ, которые осуще- ствляются на различных стадиях жизненного цикла продукции; b. разрабатываются с целью содействия взаимопониманию, техническому единс тву и взаимосвязи деятельнос ти в различных областях науки, техники, ее производства; c. устанавливают требования к группам однородной продукции. 15. Экспериментальное определение количес твенных или качес твенных характери- стик объекта – это: a. анализ; b. измерение; c. испытание. 16. К объектам стандартизации относятся: a. процесс; b. уровень; c. стадия. 183 Продолжение прил. 5 17. Стандарт – это a. акт; b. закон; c. документ. 18. Требование согласованности конс трукции изделия с особенностями человече- ского организма – это требования: a. эстетичности; b. надежнос ти; c. эргономики. 19. Стандарт категорий ГОСТ разработан в: a. СССР; b. РФ; c. ЮАР. 20. При нецелесообразности стандарта предприятия или деятельности субъекты хо- зяйственной деятельности разрабатывают: a. СТП; b. ТУ; c. СТО. 21. Совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов – это: a. требования к качеству продукции; b. система качества продукции; c. жизненный цикл продукции. 22. Этапы жизненного цикла продукции – это: a. проектирование, производство, обращение; b. объекты, процессы, характеристики; c. методы, процессы, ресурсы. 23. Чтобы получить право маркировать свою продукцию знаком соответствия, не- обходимо: a. получить лицензию; b. сертификат соответствия; c. сертификат на систему качества. 24. Работы по государственной стандартизации финансируются в соответствии с положением закона: a. «О лицензировании»; b. «О стандартизации»; c. «О техническом регулировании». 25. Документ, на основании которого госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания, – это: a. акт проверки; b. контроль; c. планирование. 184 Приложение 6 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 2-й уровень сложности (выбирается 1 или несколько ответов) Вопрос № 1. Сущность стандартизации – это: 1. Деятельнос ть по разработке нормативных документов 2. Правовое регулирование отношений в области установления, примене- ния и использования обязательных требований 3. Деятельнос ть по обеспечению качества продукции 4. деятельность по ус тановлению правил и характерис тик для доброволь- ного многократного применения 5. Подтверждение соответствия характеристик объектов требованиям. Вопрос № 2. Цели стандартизации: 1. Обеспечение научно-технического прогресса 2. Разработка и внедрение бизнес-процессов 3. Обеспечение взаимозаменяемости и технической совместимости 4. Повышение конкурентоспособности продукции 5. Аудит системы качества. Вопрос № 3. Принципы стандартизации: 1. Принуждение к осуществлению добровольного подтверждения соот- ветствия характерис тик продукции требованиям 2. Рациональное использование международного стандарта как основы разработки национального 3. Несогласованность требований стандартов и технических регламентов 4. Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных сторон 5. Внебюджетное финансирование государственного контроля за соблю- дением обязательных требований. Вопрос № 4. К документам в области стандартизации относятся: 1. Национальные стандарты 185 Продолжение прил. 6 2. Технические регламенты 3. Стандарты организаций 4. Бизнес-планы 5. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социаль- ной информации. Вопрос №5. Основным документом по стандартизации в России являет- ся: 1. Закон РФ «О стандартизации» 2. Закон РФ «О защите прав потребителей» 3. Закон РФ «О сертификации» 4. Закон РФ «О техническом регулировании» 5. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Вопрос № 6. Оценка уровня стандартизации осуществляется: 1. По результатам работ в отрасли 2. По коэффициентам применяемости и повторяемости 3. По количеству сертифицированной продукции 4. По результатам расчета экономической эффективности 5. По количеству нормативной документации. Вопрос №7. Что определяет информационное обеспечение стандартиза- ции? 1. Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации 2. Информационный указатель технических регламентов и стандартов 3. Федеральный информационный фонд технических регламентов и с тан- дартов 4. Общероссийский классификатор единиц измерения 5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг. Вопрос №8. В каких случаях обязательно штриховое кодирование? 1. При идентификации товаров внутренней торговли 186 Продолжение прил. 6 2. При испытаниях 3. При маркировке товаров внешней торговли 4. В медицинских учреждениях и библиотеках 5. В делопроизводстве. Вопрос №9. Зачем нужны конструкторские и технологические коды? 1. Для улучшения качества продукции 2. Для идентификации и прослеживаемости объектов 3. Для составления технологии изготовления 4. Для повышения качес тва конструкторских разработок 5. Для сокращения и упрощения конструкторской и технологической до- кументации. Вопрос №10. Каково назначение оптимизации в стандартизации? 1. Выбор из нескольких возможных вариантов наилучшего на научного анализа моделей 2. Анализ объекта в целом и его составных частей по отдельности 3. Определение повышенных требований к объекту стандартизации 4. Сокращение наименее употребляемых элементов 5. Установление типовых объектов. Вопрос №11. В чем заключается общее назначение методов стандартиза- ции: унификации, типизации и агрегатирования? 1. Расчет и обоснование перспективных требований к объектам стандар- тизации 2. Проведение теоретического анализа 3. Классификация объектов 4. Сокращение трудоемкости и сроков разработки, изготовления и обслу- живания техники 5. Создание оригинальных объектов. Вопрос №12. Что положено в основу параметрических и размерных ря- дов? 1. Классификация объектов стандартизации 187 Продолжение прил. 6 2. Современный уровень развития науки и техники 3. Требования технических регламентов 4. Кодирование объектов стандартизации 5. Система предпочтительных чисел. Вопрос №13. Ведущей организацией в области международной стандар- тизации является: 1. Международная электротехническая комиссия (МЭК) 2. Госстандарт РФ 3. Международная организация по стандартизации (ИСО); 4. Европейский комитет по стандартизации (СЕН) 5. Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА). Вопрос №14. Главной целью деятельнос ти ИСО является: 1. Содействие развитию ста и смежных видов деятельности для обеспече- ния международного обмена товарами и услугами 2. Оказание помощи развивающимся странам 3. Подготовка ведущих специалистов в области стандартизации и под- тверждения соответствия 4. Содействие международному сотрудничеству в области электротехники 5. Обмен опытом. Вопрос №15. Какие из перечисленных товаров являются объектами с тан- дартизации МЭК? 1. Электроинс трументы 2. Канцелярские товары 3. Изделия медицинской техники 4. Паровые и гидравлические турбины 5. Продукты общественно питания. Вопрос №16. Назначение гармонизации стандартов: 1. Устранение барьеров в международной торговле 2. Повышение уровня стандартов 3. Развитие международной стандартизации 188 Продолжение прил. 6 4. Глобализация мирового рынка 5. Приведение в соответствие требований, регламентирующих один и тот же объект, но содержащихся в различных документах. Вопрос № 17. В чем заключается суть экономической эффективности стандартизации? 1. Повышение качества 2. Снижение затрат на всех стадиях жизненного цикла объекта стандарти- зации 3. Выпуск продукции на экспорт 4. Многократное использование стандартов 5. Централизованное планирование ресурсов. Вопрос №18. Что является конечным результатом работ по стандартиза- ции? 1. Обновление действующих и разработка новых стандартов 2. Гармонизация национальных стандартов всех стран 3. Повышение степени соответствия объектов стандартизации к целевому назначению 4. Всеобщее применение международных стандартов 5. Получение сертификата соответствия. Вопрос №19. Техническое регулирование- правовое регулирование в области: 1. Аккредитации 2. Применения и исполнения обязательных требований 3. Установления и применения добровольных требований 4. Оценки соответс твия 5. Безопасности продукции и процессов для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей среды. Вопрос №20. К обязательным требованиям технических регламентов от- носятся: 1. Обеспечение качества продукции, работ и услуг в соответствии с уров- нем развития науки, техники и технологии 2. Экономия всех видов ресурсов 3. Безопасность продукции и процессов для жизни, здоровья ‚ имущества граждан и окружающей среды 4. Обеспечение единства измерений 189 Окончание прил. 6 5. Обеспечение взаимозаменяемости продукции. Правильные ответы №1 4 №6 2 №11 4 №16 5 №2 1 №7 3 №12 5 №17 2 3 4 №3 2 №8 3 №13 3 №18 3 4 №4 1 №9 2 №14 1 №19 2 3 5 3 5 4 №5 4 №10 1 №15 1 №20 3 4 4 190 Приложение 7 Вопросы итогового контроля по дисциплине СМС 2. Качество как результат синтеза понятий стандартизации, метрологии и сертификации на основе системного подхода. Качество продукции 3. Показатели и уровень качества, методы оценки. 4. Система качества. 5. Метрология – наука об измерениях. Основные понятия метрологии и функции измерений в народном хозяйстве. 6. Физические величины как объект измерений. 7. Международная система единиц физических величин. 8. Виды и методы измерений. 9. Виды средств измерений. 10. Эталоны. Первичные эталоны. Вторичные эталоны. Перспективы разви- тия эталонов. 11. Чувствительнос ть, порог чувствительности, диапазон измерений. 12. Класс точности, вариация показаний прибора. 13. Погрешнос ть средств измерений. 14. Абсолютная погрешность, относительная действительная и относитель- ная приведенная погрешности. 15. Статическая и динамическая погрешности. 16. Погрешнос ть измерений. 17. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Со- став системы. Метрологические службы. 18. Международные и региональные организации по метрологии. 19. Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН). Цель, объекты и сферы распространения ГМКиН. 20. Характеристика видов государственного метрологического контроля. 21. Характеристика государственного метрологического надзора. 22. Калибровка средств измерений 23. Сущность и содержание стандартизации. 24. Цели и задачи стандартизации. 25. Принципы стандартизации. 26. Методы стандартизации. 27. Методы систематизации. Классификация и кодирование технико- экономической информации. 28. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ). 29. Штриховое кодирование. 30. Методы унификации продукции. 31. Методы типизации, агрегатирования и модулирования. 32. Понятие о взаимозаменяемости. Виды взаимозаменяемости.

Основные аспекты деятельности по стандартизации

Стандартизация на современном этапе определяет суть технической политики в народном хозяйстве всех стран мира и по существу является техническим законодательством. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку, технику и другие сферы важнейшим видом информационных ресурсов - ТИПА, которые позволяют поддерживать в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; размерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства, систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ и многое другое .

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет важнейшие функции.

Во-первых , наличие и функционирование системы технического нормирования и стандартизации позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать соответствие им; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет получить и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае - технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов способствует, с одной стороны, совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством .

Основным видом деятельности по стандартизации является разработка и введение в действие ТИПА. К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия .

Главным результатом деятельности по стандартизации является некоторая совокупность требований к объекту стандартизации (продукции, процессу, услуге, документу и др.), установленных в ТИПА. При этом области деятельности, в которых осуществляется стандартизация на всех уровнях, весьма разнообразны, следовательно, существует необходимость выделить приоритетные направления, деятельность в отношении которых наиболее актуальна. Адекватное решение этой задачи обеспечивает своевременную разработку именно тех ТИПА, в которых в настоящее время существует наибольшая необходимость, что обусловливает повышение уровня результативности и эффективности деятельности по стандартизации.

Естественным ограничением при принятии решений является достигнутый уровень технических возможностей применительно к продукции, который является результатом обобщенных достижений в различных отраслях производства.

Очевидно, что стандартизация появляется там, где есть повторяющаяся задача, имеющая варианты исполнения. Важнейшими конечными результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия объектов стандартизации их целевому или функциональному назначению, устранение технических барьеров в торговле, содействие научно-техническому, экономическому и социальному прогрессу и сотрудничеству .

Для этих целей в Республике Беларусь применяется плановый подход , который реализуется на основе ежегодных планов государственной стандартизации, охватывающих все отрасли промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг .

Для комплексного решения задач по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции методами стандартизации в приоритетных отраслях экономики утвержден ряд целевых программ по стандартизации . В выполнении данных программ участвуют органы государственного управления, научно-исследовательские институты и предприятия республики.

Ежегодно в Республике Беларусь принимается более 300 государственных стандартов, что обеспечивает необходимое пополнение и поддержание в актуализированном состоянии действующего фонда государственных стандартов, насчитывающего более 22 тысяч документов. Уровень гармонизации принимаемых государственных стандартов с международными составляет 50 % .

Основными и стратегически важными для республики направлениями развития стандартизации в настоящий момент являются машиностроение, строительство и архитектура, пищевая промышленность, энергосбережение и лесная отрасль хозяйства. Кроме того, в рамках системы технического нормирования и стандартизации также реализуется комплекс мер по содействию экспорту .

В настоящее время теоретическим и практическим наработкам в этой области уделяется в мире особое внимание. Проблемы стандартизации находят свое решение в теоретических и практических разработках следующих известных ученых: Wang Ping, С. Clarke, Y. Belin, Carl F. Cargill, K.G. Bauer, J. Henk; M.C. Libicki, C.D. Glick- man; H.V. Milner и др. . Различными аспектами данной проблемы на постсоветском пространстве достаточно успешно занимаются такие ученые, как Г.Г. Азгальдов, А.Н. Веремеевич, О.П. Яблонский, В.В. Бойцов, В.В. Алексеев, М.В. Тюрин, В.Г. Ели- феров, О.Н. Дегтярева, Д.А. Гаврилов, А.В. Аверин, А.Д. Никифоров, И.М. Лифиц, В.В. Репин, В.Л. Соломахо, И.И. Чайка, В.Е. Швец, А.И. Якушев и др. .

Экономический, социальный и технический аспекты стандартизации. Приоритетность разработки стандартов

Стандартизация и разработанные на ее базе стандарты являются результатом достижения согласия разработчиков, изготовителœей и потребителœей продукции.

Необходимость и целœесообразность стандартизации имеет три базовых аспекта:

– экономический;

– социальный;

– технический.

Экономический аспект позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтвердить их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой – повышению эффективности управления производством.

При этом есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальный аспект стандартизации состоит по сути в том, что крайне важно включить в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Технический аспект стандартизации связан с выполнением принципов унификации, технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции.

Приоритет разработки стандартов направлен на обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, а также на соответствие требованиям международных стандартов, национальных законов и правовых норм.

1.2 Математические основы параметрической стандартизации. Ряды предпочтительных чисел

Одним из наиболее важных направлений стандартизации является выработка параметрических стандартов, в которых устанавливаются ряды параметров, характеризующих мощность, производительность, грузоподъемность и т.д. различных изделий. Создание и использование изделий будет наиболее успешным только в том случае, в случае если параметры их будут согласованы между собой. Для этого при выборе параметров крайне важно придерживаться определœенных, строго обоснованных рядов чисел, которые подчиняются определœенной математической закономерности.

Такими рядами являются ряды предпочтительных чисел , ᴛ.ᴇ. таких чисел, которым предписывается отдавать предпочтение по сравнению со всœеми другими. Примеры использования предпочтительных чисел встречаются повсюду: размеры одежды и обуви, длина гвоздей, диаметры болтов и внутренних отверстий гаек, номинальные значения массы гирь и т.д. Результатом использования именно предпочтительных чисел как раз и является такое согласование параметров и размеров, в т.ч. и в межотраслевом отношении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает взаимозаменяемость деталей и создание гибких производственных систем. Предпочтительным числам свойственны определœенные математические закономерности. Так, наипростейшие ряды предпочтительных чисел строятся на базе арифметической прогрессии , ᴛ.ᴇ. такой последовательности чисел, в которой разность между последующим и предыдущими членами (разность прогрессии) остается постоянной.

Ряды предпочтительных чисел, основанные на арифметической прогрессии, используются в параметрических стандартах сравнительно редко, однако такие стандарты есть. Это, к примеру, стандарты на диаметры подшипников качения, стандарты на размеры обуви (как по штрихмассовой, так и по метрической системе). Достоинством рядов предпочтительных чисел, базирующихся на арифметической прогрессии, является их простота͵ недостатком – относительная неравномерность. Так, в примере возрастающей арифметической прогрессии с разностью 1: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6 – 7 – …второй член превышает первый на 100 %, десятый больше девятого на 11 %, а сотый больше девяносто девятого всœего на 1 %. Для преодоления этого недостатка используют отрезки рядов, построенных на базе арифметической прогрессии, с большими номерами, где неравномерность выражена менее, или используют ступенчато-арифметические прогрессии. Такую прогрессию образовывали ходившие ранее в обращении достоинства монет: 1 – 2 – 3 – 5 – 10 – 15 – 20 – 50 коп.,

где разность прогрессии принимала значения 1 и 5.

Геометрические ряды в большинстве случаев более пригодны для стандартизации параметров, чем арифметические. Любой член геометрической прогрессии можно вычислить по формуле аk = а 1 qk–1 ,

где а 1 – первый член; q – знаменатель прогрессии; k – номер взятого

Геометрическая прогрессия имеет ряд полезных свойств, используемых в стандартизации.

1. Относительная разность между любыми членами ряда постоянна. Это свойство вытекает из самой природы геометрической прогрессии. Возьмем в качестве примера простейшую прогрессию со знаменателœем, равным двум:

1 – 2 – 4 – 8 – 16 – 32 – 64 – …,

здесь любой член прогрессии больше предыдущего на 100 %.

2. Произведение или частное любых членов прогрессии является членом той же прогрессии. Это свойство используется для увязки между собой стандартизуемых параметров в пределах одного ряда предпочтительных чисел. Согласованность параметров является важным критерием качественной разработки стандартов. Геометрические прогрессии позволяют согласовывать между собой параметры, связанные между собой не только линœейной, но также квадратичной, кубичной и другими зависимостями.

Ряды предпочтительных чисел должны удовлетворять следующим требованиями:

1) представлять рациональную систему градаций;

2) быть бесконечными как в сторону малых, так и в сторону больших значений, ᴛ.ᴇ. допускать неограниченное развитие параметров или размеров в направлении их увеличения или уменьшения;

3) включать всœе десятикратные значения любого члена и единицу.

1.3 Международная и региональная стандартизация

Международная организация по стандартизации (ИСО)

(ISO Internanional Standard Organization ) создана в 1946 ᴦ. 25 национальными организациями по стандартизации. Фактически ее работа началась с 1947 ᴦ. Дважды представитель Госстандарта избирался председателœем ИСО.

При этом за последние 15 лет Россия потеряла завоеванные ранее позиции как в руководящих, так и в технических органах ИСО.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всœех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК).

Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций.

ИСО определяет свои ЗАДАЧИ следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. В последние годы ИСО уделяет много внимания стандартизации систем качества. Практическим результатом усилий деятельности этой организации являются выработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всœех заинтересованных сторон – производителя продукции (услуг), потребителœей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

На сегодня в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Комитет по техническому регулированию и метрологии – Ростехрегулирование (бывший Госстандарт РФ).

Непосредственно работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

Официальные языки ИСО – английский , французский и русский . На русский язык переведено около 70 % всœего массива международных стандартов ИСО.

Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета направляет в ИСО заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при большинстве голосов ʼʼзаʼʼ и в случае, в случае если Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на базе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК. После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всœем комитетам-членам на голосование. В случае если проект одобряет 75 % голосовавших, он публикуется в качестве международного стандарта. В технической работе ИСО участвуют свыше 30 тыс. экспертов из разных стран мира. Стандарты ИСО – наиболее используемые во всœем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500–600 стандартов. Стандарты ИСОпредставляют из себятщательно обдуманный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всœеми странами мира.

Весьма широки деловые контакты ИСО: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в т.ч. всœе специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и европейским комитетом по стандартизации (СЕН). Крупнейший партнер ИСО – Международная электротехническая комиссия. В российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО. По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20 % из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытания продукции, а также других общих и методических вопросов. Использование большинства международных стандартов ИСО предполагает, что конкретные технические требования устанавливаются в договорных отношениях.

Экономический, социальный и технический аспекты стандартизации. Приоритетность разработки стандартов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономический, социальный и технический аспекты стандартизации. Приоритетность разработки стандартов" 2017, 2018.