Планирование Мотивация Управление

Японские компании по производству электроники. Японский бог: Почему Sony, Toshiba и Sharp разучились делать электронику. Чисто японские товары

МОСКВА, 26 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. На днях японская корпорация Toshiba предупредила: текущий финансовый год она завершит с убытком в миллиард долларов, ей предстоит крупная налоговая выплата на проданное подразделение микропроцессоров. В последнее время производитель сосредоточился на атомной энергетике, и не сказать, что преуспевает: в прошлом году, например, лишился пяти миллиардов долларов рыночной стоимости. Неважно дела идут и у его ближайшего конкурента Sharp — сказалось падение спроса на жидкокристаллические экраны, в которые компания инвестировала ранее. Позиции неуклонно сдают и другие японцы: Sony и Panasonic, заслуженные игроки глобального рынка потребительской электроники, распродают теперь уже неприбыльные активы. Кто и почему отправил пионеров рынка на пенсию — в материале РИА Новости.

Абсолютное лидерство

Еще каких-то 10-15 лет назад продукция японских компаний считалась премиальной и высококачественной — иметь ее стремились покупатели по всему миру. Японцы практически захватили рынок бытовой электроники — делали и телевизоры, и микроволновки, и цифровые музыкальные плееры. Toshiba, например, в середине 1950-х первой в Японии начала производство цифровых вычислительных машин, транзисторных телевизоров и микроволновых печей. В 1980-е стала первой делать ноутбуки, удерживая лидерство в этой нише в течение нескольких лет. А в 1990-х именно она придумала формат DVD и выпустила первые DVD-плееры.

В активе другого пионера рынка — Sony — знаменитые кассетные плееры Walkman, ставшие символом корпорации на долгие годы, и ее более поздний хит — игровая приставка Sony PlayStation.

© Flickr / edvvc

© Flickr / edvvc

Одним из самых прибыльных для компании стало производство телевизоров. "Люди жили в домах, где висели телевизоры Sony, этот феномен получил название Sony homes", — отметили аналитики Forrester Research.

Несмотря на то что японская продукция стоила дорого, высокий ценник, казалось, говорил потребителям: вы платите за качество и инновационность. И они были готовы платить, а японцы действительно были новаторами. По этой причине уважение потребителей завоевали и японские игроки второго эшелона, такие как JVC, которая разработала стандарт видео VHS.

© Marteau Films Production, 2016 Кадр из фильма "Дом видеокассеты"


© Marteau Films Production, 2016

Качество не на высоте

Сокрушительный удар по японским компаниям нанес финансовый кризис 1997 года. Toshiba, в частности, провела масштабную реорганизацию, сократила несколько тысяч сотрудников и закрыла ряд подразделений, а ее ключевой бизнес — персональные компьютеры — за год потерял почти 90% чистой прибыли.

Ситуацию осложнило то, что компания начала допускать ошибки в производстве. В 1999 году из-за неисправного дисковода в ноутбуках Toshiba завалили исками более чем на миллиард долларов.

По неверному пути пошла и Sony — она продавала свои телевизоры по всему миру, но c приходом южнокорейских компаний поклонники японского бренда начали отворачиваться от него: оказалось, что корейские телевизоры дешевле и больше, а разница в качестве невелика.

Корейцы атакуют

Наблюдатели отмечают: первой дорогу японцам перешла южнокорейская Samsung Electronics. Этот в прошлом десятилетии низкобюджетный производитель оказался в итоге куда более эффективным, чем неповоротливые японские конкуренты.

В чем именно проиграли японские производители? Во-первых, практически все они оказались не готовы к переходу на плоские панели. И если на раннем этапе усиления конкуренции и снижения маржинальности бизнеса крупные японские компании еще держались на плаву, то игроки послабее — JVC, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC и Pioneer — дружно вышли из бизнеса.

Тон на рынке начали задавать Samsung и LG. Они наладили выпуск плоскопанельных телевизоров с большим набором функций при конкурентоспособной цене и начали агрессивно наращивать долю рынка. В результате именно они стали новыми лидерами в этом сегменте, а их японские соперники остались далеко позади.

Консервативные японцы уперлись и в другую проблему: большое количество некогда инновационных продуктов, которые были востребованы в прежние годы, сегодня уже никому не нужны. В век стриминговых сервисов немногим понадобятся DVD или Blu-ray-плееры. Падают продажи и цифровых музыкальных плееров — их легко заменяют смартфоны.

© AP Photo / Reed Saxon


© AP Photo / Reed Saxon

Проспали мобильный рынок

Японские компании проворонили и развитие мобильного рынка. Например, Sharp пробовала делать смартфоны для США, о которых мало кто слышал, а Panasonic попыталась было развивать линейку смартфонов Eluga, но безуспешно: у обоих не хватило ни влияния, ни ресурсов.

Sony была привязана к совместному бизнесу с Ericsson, который одно время был достаточно успешным. Второе дыхание ей подарил выпуск линейки Xperia, но с появлением iPhone стало ясно: Sony на мобильном рынке — довольно слабый конкурент.

Позже на рынок прибыла Google c мобильной платформой Android, и пока японцы думали, каковы же перспективы растущей и далекой от совершенства платформы, в ситуации быстро сориентировались Samsung и молодой тайваньский производитель HTC, перехватив инициативу.

Война за рынок смартфонов была еще более ожесточенной, чем за сегмент телевизоров, Apple и Samsung фактически поделили рынок, оставшись теми немногими, кому мобильное подразделение приносит серьезные прибыли.

Таким образом, как и многие другие гиганты прошлых лет, компании Страны восходящего солнца вовремя не отреагировали на изменения и сдались под натиском агрессивных внешних конкурентов. Наблюдатели не исключают: шанс возвратить былую славу у японских игроков есть, но лишь в том случае, если они опять предложат что-то революционное. Пока, впрочем, это у них явно не получается, да и не все стремятся отвоевать былые позиции. В Panasonic, например, рассказали, что переориентируются с сектора потребительской электроники на b2b-сегмент.

65 нанометров - следующая цель зеленоградского завода «Ангстрем-Т», которая будет стоить 300-350 миллионов евро. Заявку на получение льготного кредита под модернизацию технологий производства предприятие уже подало во Внешэкономбанк (ВЭБ), сообщили на этой неделе «Ведомости» со ссылкой на председателя совета директоров завода Леонида Реймана. Сейчас «Ангстрем-Т» готовится запустить линию производства микросхем с топологией 90нм. Выплаты по прошлому кредиту ВЭБа, на который она приобреталась, начнутся в середине 2017 года.

Пекин обвалил Уолл-стрит

Ключевые американские индексы отметили первые дни Нового года рекордным падением, миллиардер Джордж Сорос уже предупредил о том, что мир ждет повторение кризиса 2008 года.

Первый российский потребительский процесор Baikal-T1 ценой $60 запускают в массовое производство

Компания «Байкал Электроникс» в начале 2016 года обещает запустить в промышленное производство российский процессор Baikal-T1 стоимостью около $60. Устройства будут пользоваться спросом, если этот спрос создаст государство, говорят участники рынка.

МТС и Ericsson будут вместе разрабатывать и внедрять 5G в России

ПАО "Мобильные ТелеСистемы" и компания Ericsson заключили соглашения о сотрудничестве в области разработки и внедрения технологии 5G в России. В пилотных проектах, в том числе во время ЧМ-2018, МТС намерен протестировать разработки шведского вендора. В начале следующего года оператор начнет диалог с Минкомсвязи по вопросам сформирования технических требований к пятому поколению мобильной связи.

Сергей Чемезов: Ростех уже входит в десятку крупнейших машиностроительных корпораций мира

Глава Ростеха Сергей Чемезов в интервью РБК ответил на острые вопросы: о системе «Платон», проблемах и перспективах АВТОВАЗа, интересах Госкорпорации в фармбизнесе, рассказал о международном сотрудничестве в условиях санкционного давления, импортозамещении, реорганизации, стратегии развития и новых возможностях в сложное время.

Ростех "огражданивается" и покушается на лавры Samsung и General Electric

Набсовет Ростеха утвердил "Стратегию развития до 2025 года". Основные задачи – увеличить долю высокотехнологичной гражданской продукции и догнать General Electric и Samsung по ключевым финансовым показателям.

Совсем недавно такие японские компании, как Sony, Panasonic и Sharp вполне заслуженно считались лидерами рынка потребительской электроники. Они производили все — от телевизоров премиум-класса до микроволновок и недорогих MP3-плееров, и казалось, что первенство будет вечным.

Техника известных брендов из Страны восходящего солнца в магазинах всегда стояла дороже, чем неяпонские аналоги, но пользовалась стабильным спросом, поскольку покупатель был готов платить за японское качество. Sony и Panasonic даже сегодня есть в каждом доме, хотя ситуация на рынке меняется не в пользу японцев.

За последние несколько японские производители электроники — гигантские транснациональные корпорации из хозяев превращаются в аутсайдеров рынка, изо дня в день буквально сражаясь за возможность не работать в убыток. На днях агентство Moody’s второй раз за несколько месяцев объявило о понижении рейтинга долгосрочного долга Sony с Baa2 до Baa3, что стало еще одним следствием катастрофического для компании сокращения спроса на ее продукцию. Корпорация Sharp, чистый убыток которой по результатам 2012 финансового года прогнозируется на уровне $5.6 млрд., скорее всего будет вынуждена обращаться за помощью к правительству Японии, чтобы избежать банкротства. Руководство Panasonic уже объявило о новой распродаже активов компании общей стоимостью порядка $1.4 млрд и намерении до конца I кв. 2013 года уволить еще 10 тыс. своих сотрудников.

Финансовый коллапс не только знаменует собой весьма и весьма драматические перемены в судьбе ряда японских корпораций, некогда находившихся на вершине мирового рынка потребительской электроники, но также означает, что время, когда японские компании демонстрировали поразительные успехи сразу в нескольких различных сферах бизнеса, уже ушло.

В этой связи нельзя не упомянуть Южно-Корейский , который, создавая свою лоскутную бизнес-империю и на протяжении последних 10 лет придерживаясь аналогичной стратегии, сегодня тоже «делает все», но тем не менее добивается существенно больших успехов, чем его японские конкуренты. По крайней мере пока.

Большой значит медленный
Так что же случилось? Почему компании Sony и Sharp испытывают такие трудности? Простого ответа на эти вопросы быть не может. Однако, как и во многих других историях падений, одна из основных причин проблемы в данном случае кроется в пренебрежении или неправильном понимании изменений, которые происходили на рынке. Зарубежные конкуренты оказались более расчетливыми и дальновидными. Когда рынок потребительской электроники начал переходить на цифровые носители, мобильные электронные устройства, стали стремительно развиваться Интернет и специальные программные продукты, в том числе игровые приложения, японские производители всячески старались что называется «быть в тренде», не смотря на количество этих «трендов». Но начала расти , из-за чего товары, экспортируемые из Японии, тоже стали дорожать на внешних рынках. В следствие этого японские компании вынуждены были идти на сокращение рентабельности производства, что и стало началом тех финансовых осложнений, которые имеют место быть сегодня.

Вспомните телевизоры с меткой Made in Japan — это, пожалуй, один из самых иллюстративных примеров неудачной стратегии японцев. Компании Sony, Sharp и еще целый ряд не менее известных японских брендов выпускали лучшие в мире телевизоры и всецело доминировали в этом сегменте рынка, пока все телевизоры были кинескопными. Знаменитые Trinitron четверть века имели безупречную репутацию и считались эталоном высочайшего качества, а Sony несколько лет подряд являлась крупнейшим в мире поставщиком цветных телевизоров. Но появились , которые были не лучше, а просто тоньше, чем ЭЛТ-телевизоры. Плоские и более удобные по габаритам LCD сразу же понравились потребителю, хотя и проигрывали ЭЛТ-моделям и в цветопередаче, и в четкости, и в яркости, и в насыщенности картинки. И вот переход на производство новых плоскопанельных телевизоров удался не всем японским производителям. , имея большой опыт в этом бизнесе, на этапе формирования рынка ТВ с LCD-экранами получали существенную прибыль, но конкуренция возрастала чрезвычайно быстрыми темпами, появлялись новые игроки, и вскоре японцев начали вытеснять.

Более слабые в конкурентном отношении бренды — JVC , Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC и Pioneer хоть и не сразу, но все же вынуждены были свернуть производство потребительских телевизоров в Японии, т.е. фактически вышли из этого бизнеса. Их место заняли южно-корейские LG и Samsung. Samsung, в частности, сфокусировавшись на повышении качества своих LCD-телевизоров, увеличении количества дополнительных функций и оптимизации стоимости, со временем начал расширять свою долю рынка. В итоге сегодня телевизоры производства Samsung Electronics в большинстве своем превосходят аналоги японских брендов и по функционалу, и по дизайну.

В целом же, плоские экраны и HD-формат привели к тому, что рынок ТВ стал во многом напоминать рынок компьютеров: сегодня телевизор — это уже не просто говорящий ящик в комнате, и даже не элемент , это фактически и есть большой комп с выходом в Сеть, модулями беспроводной связи, целым комплексом совместимого периферийного оборудования, интерфейсами, и т.п. Но многие японские компании оказались не готовы к такому изменению казалось бы давно сложившейся бизнес-модели.

Как вы уже наверное поняли, дело не только в телевизорах. Проблема — в стратегии. Многие известные японские производители, испытывая финансовые проблемы, продолжают выпускать новые модели музыкальных, DVD- и BluRay-плееров в то время, как потребители в состоятельных странах Америки и Европы (самые доходные рынки) уже переходят на потоковое аудио и видео.

Мобильный провал

На зарождающемся рынке мобильных телефонов деятельность японских компаний также была весьма прибыльной. На первых порах. Panasonic и Sharp основные усилия направили на завоевание внутреннего потребителя, хотя потенциал обеих компаний позволял успешно продвигать продукцию и в других странах мира. Sony же, уже имея опыт в данной области, создала в 2002 году совместное предприятие с Ericsson — известным шведским производителем телекоммуникационного оборудования, специализировавшимся в частности на выпуске как обычных, так и мобильных телефонов. Благодаря разработке и внедрению целого ряда передовых и дизайнерских решений Sony Ericsson сравнительно быстро удалось отвоевать свою долю рынка у тогдашних лидеров — финской Nokia и американской (только в 2004-м доля Sony Ericsson выросла с 5.6% в первом квартале до 7% во втором).

Глобальный рынок внезапно изменился в самом начале 2007 года, точнее его изменили, при том не главные соперники японцев — компании Nokia и Motorola. 9 января Стив Джобс представил миру первый iPhone, которому не только у Panasonic и Sharp, но и у Sony Ericsson не нашлось чего противопоставить. Телефоны стали прошлым — потребителю понравились смартфоны. А еще через полтора года — в сентябре 2009-го Google анонсирует новую мобильную операционную систему Android, которую многие ведущие производители, в том числе и японские, не спешили воспринимать всерьез. Зато на Android быстро перешли более инициативные Samsung и , и японцы снова оказались в роли догоняющих.

Но самое главное, что конкуренция на новом рынке смартфонов оказалась еще более ожесточенной, чем на рынке телевизоров, потому успешным этот бизнес стал лишь для нескольких компаний, и японские в их число не попали. Из всех крупных игроков пока только Apple и Samsung способны генерировать значительные прибыли от продажи своих мобильных девайсов.

Что же касается японских производителей, то сколь-либо заметные шансы остаться на этом рынке есть только у Sony, в основном благодаря подающему надежды флагманскому Android-смартфону Xperia TL — тому самому, с которым в 23 части Бондианы агент 007 гоняет негодяев, в очередной раз спасая мир и честь британской разведки. К слову, фильм «Skyfall» — это тоже продукт Sony.

Компания выпустила несколько смартфонов для американского рынка, но даже там эти модели известны мало. Panasonic попытался выйти на европейский рынок с новой серией смартфонов , но для успешного продвижения этой линейки ресурсов и авторитета на рынке у компании сегодня явно не достаточно. Более того, как сообщает Wall Street Journal, вскоре Panasonic полностью свернет продажи смартфонов в Европе. Причина — в крайне тяжелом финансовом положении: по результатам 2012 года убытки компании составят порядка $9.6 млрд.

Новые вызовы
В ближайшие несколько лет большинство японских производителей потребительской электроники ожидают еще более радикальные потрясения. Потому может так случиться, что выживут не все.

Среди трех рушащихся империй на данный момент Sharp находится в самом тяжелом состоянии. Согласно последним данным, которые были опубликованы буквально несколько дней назад, за первые шесть месяцев 2012-1013 финансового года компания потеряла 387.6 млрд иен (порядка 4.87 млрд долларов США), что почти в 10 раз больше в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. Сегодня Sharp проводит реструктуризацию: уже сокращено более чем 10 000 рабочих мест и руководство компании рассматривает возможность продажи производственных мощностей тайваньской Foxconn. В Sharp надеются, что таким образом удастся сгенерировать дополнительные денежные потоки.

Неся потери на рынке потребительской электроники компании Sony и Sharp пытаются компенсировать часть потерь за счет переориентации некоторых своих заводов на производство комплектующих для других, более популярных брендов. К примеру, Sony выпускает камеры для , а Sharp является одним из нескольких производителей дисплеев для этих же устройств. Однако даже эти решения не являются спасительными, поскольку рынок комплектующих тоже предельно насыщен и свою долю приходится отвоевывать у конкурентов, постоянно предлагающих более низкие цены.

Недавно Президент Panasonic Казухиро Цуга (Kazuhiro Tsuga), занявший этот пост в июне текущего года, откровенно заявил о своем желании полностью отойти от рынка потребительской электроники. Как сообщает New York Times, г-н Цуга также выразил мнение, что менеджеру, который не может обеспечить хотя бы 5% прибыль, в компании места нет. Однако даже не смотря на такую чрезвычайно жесткую позицию руководства в отношении своих сотрудников Panasonic вскоре действительно может покинуть потребительский рынок. Как сообщает Reuters, в первом полугодии 2012-2013 финансового года, чистый убыток компании ожидается на уровне 765 млрд иен (около 9.6 млрд долларов США) и может стать вторым крупнейшим в истории Panasonic после рекордной потери 772 млрд иен за 2011 год. В этом году компания также вынуждена отказаться от выплаты дивидендов — первый раз с 1950 года.

На фоне Sharp и Panasonic Sony — производитель консолей PlayStation и владелец Голливудской видео- и звукозаписывающий студий — казалось бы имеет больше шансов на выживание как раз благодаря диверсификации. Однако с Sony Entertainment тоже все не так радужно. Инсайдеры постоянно говорят о «зависании» сделок и потере проектов. Выпуск новых «Охотников за привидениями» по некоторым данным серьезно задерживается по той простой причине, что сценарист фильма Этан Коэн в прошлом году затребовал и получил такой гонорар за «Люди в черном-3», что компании пришлось брать тайм-аут перед тем как приступить к съемкам «Охотников».

Сегодня в Sony планируют сосредоточится на сфере развлечений, развивая направления кино и гейминга, а также упрочить свое положение на рынке мобильной электроники. В соответствии с опубликованным отчетом Sony, чистый убыток компании за 6 месяцев 2012-2013 финансового года сократился на 5% до 40.1 млрд иен (514 млн долларов США). Тем не менее Sony снизила прогноз по продаже мобильных консолей PSP и Vita, телевизоров и цифровых фотокамер. Не изменились только прогнозы по продажам , так что у Sony пока есть на что опереться.

Новые соперники
Японцы реструктуризируются, стремясь повысить рентабельность своей продукции, однако их конкуренты тоже не сидят, сложа руки. На японские компании постоянно давят не только американские и корейские производители, но также стремительно развивающиеся китайцы. Примеров предостаточно.

Lenovo в очередной раз подтвердила прочность своих позиций в сегменте , опубликовав на днях отчет о новом рекорде продаж на рынке США (общий объем порядка $8.7 млрд) и существенном расширении своей доли рынка. Разумеется, китайские успехи — это чьи-то потери, потому Sony и Toshiba медленно, но неуклонно превращаются в аутсайдеров американского (самого высокорентабельного!) рынка ПК.

На мировом «смартфонном» фронте не менее поразительные успехи демонстрируют китайские Huawei и ZTE, с каждым годом отвоевывая новые проценты и доли, активно укрепляясь и в низшем, и в высоком ценовых сегментах. В США обеим компаниям еще только предстоит преодолеть сопротивление основных игроков рынка, однако низкая стоимость китайских смартфонов и планшетов вполне позволяют ZTE и Huawei добиться хороших результатов даже в условиях чрезвычайно высокой конкуренции, при том в короткие сроки.

Китайская угроза потенциально высока и на рынке телевизоров. Ведущие китайские производители ТВ — компании TCL и Hisense пока только предпринимают первые шаги по продвижению своей продукции в США. Основное конкурентное преимущество в данном случае уже традиционное — низкая цена. Однако это не означает, что обе компании предлагают в США дешевые «дрова». Hisense, к примеру, недавно представила сравнительно недорогую 4K-модель HightEnd-класса, выпущенную специально для американской розницы. По мнению экспертов, свою долю американского рынка телевизоров TCL и Hisense получат в ближайшие два-три года. С учетом темпов, с которыми сдают свои позиции японские Sharp, Panasonic и Sony, не трудно догадаться, чье место займут китайцы.

Что же в итоге?
Японцы работают. Работаю напряженно и сосредоточенно. Sony упорно расширяет свое присутствие на рынке игровых консолей и приложений. По мнению специалистов, в данной области успех компании сегодня зависит от эффективной интеграции в единое целое устройств из разных продуктовых групп по примеру Samsung, который создает высокотехнологичные экосистемы на основе взаимодействия телевизоров, планшетов, смартфонов и даже бытовой техники.

Panasonic, как известно, пока остается в списке основных докладчиков будущей выставки Consumer Electronics Show, которая состоится в январе 2013-го, что является косвенным подтверждением желания компании остаться в отрасли, по крайней мере еще на год.

Компания Sharp объявила о пересмотре прогноза в отношении собственных убытков в текущем финансовом году, а также предупредила инвесторов о «серьезных сомнениях» касательно возможности остаться в бизнесе. Заявление стало поводом для предположений о скором банкротстве Sharp. И не безосновательно: в феврале после аналогичных «сомнений» банкротом объявила себя японская компания Elpida Memory — некогда один из крупнейших производителей чипов памяти для компьютеров.

Пока же большинство экспертов сходятся в одном: японские производители потребительской электроники сегодня переживают крайне тяжелые времена и столкнулись с проблемами, решить которые очень не просто, потому на хорошие заголовки в прессе им рассчитывать пока не приходится.

Тошиба, Мицубиши и прочие "шибы": что в имени тебе моем, японском, слышится?

Так уж получилось, что японская культура слов ворвалась в наш язык без нашего на то разрешения, так сказать, по праву лидера. Пока мы продвигали свой гордый, но одинокий отечественный бренд "SPUTNIK", японцы, ничтоже сумняшеся, после без Второй Мировой, запрятали обиды подальше и поднимали отечественного производителя. Перипетии становления наиболее известных в наше время японских брендов - тема отдельного материала. Про то, как, например, был выдуман и продвинут бренд Sony можно написать отдельный материал.

Однако, сегодня разговор не о том. Да, конечно, в период становления каждая компания пытается вывести на международный рынок бренд, одинаково хорошо звучащий на большинстве языков. В итоге получаются "Сони", "Панасоники", хотя, порой не обходится и без проколов: чего стоит тот же "Дурон", в свое время изрядно повеселивший российских поклонников продукции AMD... Или DuraMax?

Тем не менее, сегодня мы пообщаемся на тему этимологии "нативных" наименований японских компаний. Понятно, что бренд Sony - исключительно искусственное маркетинговое образование, а Matsushita - и вовсе фамилия основателя компании. А как обстоят дела с другими известными японскими торговыми марками? Попробуем покопаться с пристрастием, обращая внимание на написание иероглифов...

Сегодня в наших исследованиях нам поможет сайт TechJapan, который задался целью рассмотреть словообразование таких неологизмов как FujiFilm, Fujitsu, Hitachi, Panasonic, Mitsubishi, Sanyo и Toshiba. При проведении исследования преследовались две основных цели: выяснить, что же на деле означают иероглифы, составляющие имя бренда, плюс историческая подоплека, вызвавшая к жизни эти имена.

Смысл исследования? Надеюсь, вы понимаете, что дяденьки с именем Mr. Sanyo в природе не существовало. ;-) Тем интереснее покопаться в корнях этого явления.

Еще раз напишем и внимательно рассмотрим список вышеназванных компаний:

  • FujiFilm
  • Fujitsu
  • Hitachi
  • Panasonic
  • Mitsubishi
  • Sanyo
  • Toshiba

Возможно, вы будете удивлены, но только одна компания из семи выше упомянутых была названа фамилией ее создателя. Так получилось, что достаточно быстро послевоенная Япония, имеющая площадь, сравнимую с 1/8 США, умудрилась вырастить и вывести в краткие сроки на второе место объем валового национального продукта [Шпилька: военный бюджет Японии также имеет второй в мире объем, однако, сегодня мы на этом "зацикливаться" не будем ].

Итого, в довольно сжатые сроки страна, страдавшая в XIX веке тотальной изоляцией, умудрилась стать к XXI веку одним из лидеров мировой экономики, кстати, без особых на то предпосылок в виде сырья или отечественных минеральных богатств, исключительно "своими ручками". Впрочем, в заслугу японцам нынче ставят не столько их трудолюбие и усидчивость (как выяснилось, те же китайцы и корейцы обладают этим "даром" в не меньшей степени"), сколько умение управлять коллективом. Именно на этой волне поднялась автомобильная промышленность Японии, именно благодаря этому стала известна японская электроника. Ко времени выхода японских компаний на мировой рынок возникла нужда в не-японских именах или хотя бы в понятных не-японцам брендах.

Так рождались японские легенды...

Имя компании: Fuji Photo Film Corporation
Имя на слуху: FujiFilm
Как это выглядит на письме:


Как это выглядит в традиционном написании:

Думаю, даже самый тёмный неуч "в курсе", что именно так называется национальная святыня Японии, гора Фудзияма. Обратите внимание: Fuji - Firumu. При написании второй части названия используются не иероглифы кандзи, но катакана.

Полагаю, что желание увековечить Фудзи в названии своей компании в свое время возникало не у одного десятка успешных японских бизнесменов. Возникло оно и у мистера Асано (Asano), владельца FujiFilm. Легенда гласит, что такое желание возникло у него во время отдыха в окрестностях Фудзи, однако, выяснилось, что к тому времени звучное имя кто-то уже "ухватил". После длительных переговоров мистер Асано все же перекупил имечко у конкурентов, выложив за это кошмарную сумму в... ?8000. Уж не знаю, сколько по тем временам "весила" эта сумма, нынче на такие деньги можно прикупить разве что DVD-RW привод. Впрочем, история сплошь и поперек изобилует такими примерами, достаточно вспомнить, например, цену, заплаченную голландскими поселенцами индейцам за остров Манхэттэн...

Fujitsu Corporation - опять Фудзи? Да, опять. По-японски это выглядит так:

Или в традиционном написании:

Слияние Fuji и Tsuu (что-то вроде "пересекать", "достигать") привело к появлению бренда Fujitsu, а целиком имя компании выглядит так - Fuji Tsuushinki Seizou Kabushikigaisha, или Fuji Communication Equipment Manufacturing Corporation. Окончательно оформленное в Fujitsu сокращение стало актуально в 1967 году.

Как вы думаете, что означает имечко Hitachi, которое взяла себе компания Hitachi Corporation? Вот так это выглядит в обычном...

и традиционном...

Написании.

Как выяснилось, Hi - это ни что иное как "Солнце" или "День", хотя, написание кандзи подразумевает также значение "Япония", разумеется, в зависимости от контекста. Вторая часть имени компании - Tachi, означает что-то вроде "становление", "появление". Словом, прям мотоцикл "Восход", и только. %)

Однако, не все так просто. Оказывается, в японской провинции (префектуре) Ибараки (Ibaraki) есть такой городок - Hitachi, и на деле компания получила свое имя в честь древней шахты в этом городе.

Возможно, одна из наиболее популярных в России компаний - Matsushita Electric Industrial Corporation, более известная как Panasonic (телевизоры), хотя, в определенных кругах ее так же вспоминают по другим брендам - Technics (аудиооборудование) и National (бытовуха). Написание бренда выглядит так:

или в традиционном виде так:

Можно, конечно, поковыряться в этимологии слова Matsushita, выяснится, например, что Matsu означает "сосна", а Shita - "под". Нет, не обольщайтесь догадками, на деле бренд Matsushita получил свое название в честь основателя компании, мистера Мацушита, и исследовать, кто же там "сидел под елкой" равносильно расшифровке российской фамилии "Чекушкин". Не стоит оно того. %) Звучная торговая марка Panasonic появилась значительно позже, когда возникла нужда в выходе на внешние рынки.

Не стоит полагать, что японская промышленность развилась вдруг и сразу на протяжении XX столетия. История страны изобилует брендами, не менее древними и почетными чем, скажем, IBM, Krupp или Siemens. Одно из таких имен - Mitsubishi Corporation. Вот так выглядит имя компании по-современному

Так - в традиционном виде:

Mitsubishi - очень и очень древняя японская компания, достаточно упомянуть, что заявку на регистрацию компании под названием Tsukumo Shokaiin подал ее владелец мистер Ивасаки Ятаро (Iwasaki Yataro) еще в 1870 году. Буквально через три года - в 1873, компания получила имя Mitsubishi Shokai, а с 1934 года корпорация Mitsubishi реорганизовалась в целый ряд разно-профильных компаний вроде Mitsubishi Shipbuilding, Mitsubishi Electric и Mitsubishi Heavy Industries, сыграв, кстати, не последнюю роль в развитии милитаристской Японии тех времен.

Ладно, "кто старое помянет, тому глаз вон". Название компании складывается из двух частей: Mitsu это числительное - 3 и Bishi (или hishi, если правильно читать кандзи), что означает "граненый алмаз", или просто "бриллиант". Что, собственно, четко отражено в логотипе компании - три бриллианта.

Очень поучительна этимология названия компании Sanyo Electric Corporation. Оказывается, в отличие от искусственного образования Sony, бренд Sanyo все же кое-что означает. Вот так выглядит написание имени компании в современном стиле,

Так - в традиционном:

Как уже знаем - первый символ это "Тройка". А вот вторая часть имени компании - You, означает "океан", хотя, порой, в зависимости от контекста, может означать и "запад" (не в смысле "запад Азии", просто "запад").

Кстати, первый символ и на китайском означает цифру "3". Да-да.. у востока есть собственное начертание числительных, хотя используются и традиционное арабское начертание. Особо весело, когда и то и другое идёт вперемежку.

Вы не поверите такому интересному совпадению, но Тошио Иу (Toshio Iue), основатель компании с красивым романтическим именем Sanyo, не только любил море, но также приходится шурином товарищу Коносуке Мацушита (Konosuke Matsushita) - тому самому, который придумал Panasonic. Воистину, неисповедимы пути Господни!

Трудно переоценить вклад компании Toshiba в дело "ноутбукостроения", "плееростроения" и в массу других полезных начинаний. Возможно, для вас будет открытием, что Toshiba - не кто иной как пионер японского "мобилостроения" и основатель одного из крупнейших мобильных операторов страны, компании au KDDI. Так выглядит написание названия компании в общепринятых стилях:

Название Toshiba также является результатом синтеза двух составляющих: Tou, что значит "восток", и Shiba, то есть, "батист" (или "трава", в зависимости от смысла текста).

Не совсем понятно? Мне тоже было не понятно, пока не узнал предысторию возникновения бренда. На деле, название Toshiba возникло после объединения в 1984 году двух промышленных гигантов - Tokyo Electric и Shibaura Manufacturing. Вот в результате и получилось Tokyo Shibaura Denki, которое вкратце замечательно звучит как Toshiba.

Как это ни удивительно, но первый иероглиф по-китайски то же означает "восток", но произносится как Doong. А вот второго иероглифа у них нет. Взамопроникновение культур?

Компания, надо отметить, также одна из старейших в Японии, поскольку отец-основатель Shibaura Manufacturing - Хисае Наката (Hisae Nakata) зарегистрировал свое детище Nakata Manufacturing еще в 1875 году.

Подводя итог нашему краткому экскурсу, хотелось бы с сожалением отметить, что за рамками исследования осталась масса других интересных имен с исключительно японскими именами - скажем, Onkyo или Casio. Думаю, что на перспективу у нас есть много любопытных тем для разговора. Интересно ли вам происхождение таких брендов как, скажем, Canon, Nikon, Kawasaki? А представляете, как глубоко можно копнуть, разбираясь с истории возникновения корейских-китайских-тайваньских компаний? Словом, пишите, ваш feedback поможет нам сориентироваться в темах дальнейших публикаций...

Приносим огромную благодарность сайту TechJapan за материал, послуживший базой при подготовке этой публикации.

Земля в своем непрерывном движении неумолимо влечет время вперед. Оно бежит, словно вода в полноводной реке, тащит за собой события разной значимости. Некоторые из них подобны мелкой гальке, а некоторые напоминают громадные валуны. Внезапно вода выбрасывает их на берег и продолжает без них свое движение. Они выпадают из эпицентра ее бурлящего потока, становятся неодушевленными телами вне времени и вне действия. Трудно предугадать поднимет или их когда-нибудь вода снова и вовлечет ли в свое течение.

Часто мы, наблюдая подобные явления, не задумываемся о причинах и только лишь констатируем факт того, что тот или иной гигант исчезает из нашего поля зрения и уходит в забвение. Так буквально недавно легендарные японские производители премиум-марок потребительской электроники, сегодня уступают свои позиции на рынке южно-корейским, американским, китайским компаниям и терпят крах. Sony, Panasonic, Sharp не выдержали конкуренции, не смогли адаптироваться к быстро меняющемуся спросу. Одним из звонков заката эры японской электроники стал проекционный телевизор Sony Wega, найденный среди мусора в Нью-Йорке.

Совсем недавно в Японии производили практически все востребованные товары данной категории, их высокие ценники отражали представления об их высоком качестве, аналитик Forrester Тони Коста говорил о том, что люди «привыкли иметь Sony дома и не видят ничего больше», но сегодня люди отвернулись от них. Телевизоры, микроволновые печи, цифровые музыкальные плееры японских брендов переместились в нижние строки рейтингов, а сами компании терпят убытки, копят долги и вынуждены вести борьбу за существование, чтобы получить хоть какую-нибудь прибыль.

Сегодня из-за долга Sony второй раз за месяц поднялась на одну ступень в неблагоприятном рейтинге Moody’s Investors Service. Sharp показал себя на фондовом рынке в этом году как большой неудачник, он вынужден искать спасения у японского правительства при своем нынешнем незавидном состоянии. Весь мир ждет, что в один момент телевизоры Panasonic навсегда исчезнут с прилавков, так как компания уже обозначила свое намерение избавиться от убыточных предприятий.

Японские производители спустились сегодня с вершин Олимпа потребительской электроники практически к самому его подножию. Желая объять необъятное, пытаясь распространить свое влияние на огромное количество различных сфер, они не смогли удержать завоеванные высоты и вынуждены были сойти с пьедестала. Сейчас мало вериться, что былой успех к ним сможет вернуться снова. Аналитик NPD Group Стивен Бейкер отметил, что этот уже сегодня общепризнан, равно как и возрастающая популярность южнокорейской компании Samsung Electronics, ее выход в фавориты из недорогих и малозначимых игроков рынка.

Что же стало причиной столь стремительного падения японских гигантов, что позволило им сбиться с пути при движении к вершине мира потребительской электроники?
Среди главных причин ухода с рынка знаменитых Sony, Panasonic, Sharp, как и в случае большинства падений, можно назвать отсутствие своевременной реакции на динамично меняющиеся тенденции рынка. Гиганты оказались слишком громоздки и тяжелы для быстрых маневров, именно поэтому их легко смогли обойти активно развивающиеся компании из Южной Корее, Китая и США. Такой экономический фактор, как рост японской иены, способствовал их скорейшему краху, так как привел к подорожанию японского экспорта и ограничил продажи в пределах страны.

Телевизионный бизнес представляет наиболее наглядную картину смены лидеров на рынке потребительской электроники. В период перехода рынка на цифровые носители информации, экспансии медиа-пространства Интернетом и роста спроса на программные приложения японцы прикладывали максимальные усилия, чтобы держать руку на пульсе жизни. Они также живо откликнулись на появление на рынке мобильных устройств. Японские производители лидировали на рынке в эру громоздких телевизоров с электронно-лучевыми трубками. Sony Trinitron был символом безупречного качества и высшей степени надежности. В этот период Sony, Panasonic, Sharp смогли вытеснить с рынка целый ряд более слабых игроков, среди которых были такие имена как JVC, Hitachi, Fujitsu, Toshiba, NEC, Pioneer. Однако, мало кому из лидеров того периода удался переход к плоским телевизионным экранам с сохранением своих прежних позиций.

В это время южнокорейские производители LG и Samsung бросили все свои силы и резервы на создание плоских телевизоров, соответствующих новым требованиям, расширенными функциями, современным дизайном и конкурентоспособной ценой. Постепенно увеличивая свою долю рынка, они заняли лидирующие позиции, потеснив японских производителей. Именно их бренды являются золотым стандартом в данный момент. Как сказал Бейкер, по мере приближения современных телевизоров к ПК, распространению плоских панелей и HD, прежние лидеры не были готовы к этому переходу. Кроме того, они дольше, чем этого хотели видеть потребители, продолжали выпускать продукты, которые устаревали при переходе на потоковые устройства, например, музыкальные CD плееры, DVD или Blu-Ray проигрыватели.

Отсутствие на мобильном рынке
Отсутствие на мобильном рынке стало еще одной причиной краха японских компаний. Они упустили свой шанс, ограничившись внутренним рынком. Производство не было достаточно эффективным и не позволило компаниям конкурировать на мировом рынке. Лишь Sony, связав себя со шведской компанией Ericsson, первоначально имела некоторый успех, но затем союз стал обременительным для дальнейшего развития и распался. В этот момент Apple, появившись на мобильном рынке со своим iPhone практически не оставила им шанса. Другие компании, например, Samsung и HTC, своевременно оценили молодую растущую платформу Google Android и в полной мере, в отличие от японских производителей, использовали предоставленную им возможность и заняли оставшуюся долю рынка.

Бизнес смартфонов оказался также беспощаден к японским компаниям, как и телевизионный. Фактически Apple и Samsung разделили между собой основную долю прибыли, оставив другим игрокам лишь маленькую толику его. Оторвать хоть маленький кусочек этого пирога на сегодняшний способна среди всех японских компаний, пожалуй, только Sony Xperia, которой в некотором роде помог знаменитый Джеймс Бонд, подержавший телефон этой марки в фильме «Skyfall».

Несколько моделей Sharp, представленных на американском рынке, практически не пользуются популярностью. А Panasonic в своем стремление экспортировать смартфоны Eluga терпит провал из-за нехватки влияния и ресурсов. Согласно сообщению The Wall Street Journal, компания уже отказалась от намерений вывести свой продукт на европейский рынок.

Падение гигантов
В результате случившихся событий хуже всего себя чувствует Sharp. Компания сообщила об убытках за первое полугодие 2012 года в размере 387 600 000 000 иен, что соответствует 4,87 млрд. долларов. Эта сумма увеличилась в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. За это время было сокращено более 10 тысяч рабочих мест и рассматривался вопрос о продаже заводов в Foxconn ради привлечения каких-либо денежных средств.

Panasonic и вовсе, по предположению экспертов, может исчезнуть с рынка потребительской электроники, так имеет более прибыльные для компании производства. Это намерение подтвердил Президент компании Kazuhiro Tsuga, и, даже, согласно сообщению New York Times, пригрозил увольнением всем менеджерам, которые не принесут компании хотя бы 5% дохода в любой из сфер бизнеса компании. По итогам прошлого года убыток компании составил 67,8 млрд. иен или 853 млн. долларов.
Компания Sony наиболее благоприятно выглядит на этом фоне, благодаря уверенному присутствию в сфере игровой индустрии со своей знаменитой приставкой PlayStation, а также в сфере развлечений, так как является владельцем голливудских киностудий и студий звукозаписи. Перспективы своего развития и удержания на рынке компания связывает именно с данной сферой, а также в продвижении своих мобильных устройств. Телевизоры останутся, скорее всего, лишь хобби для Sony. Компания имеет наибольшие перспективы среди других японских производителей электроники.

Кто займет место японских производителей на рынке
Все большее влияние на рынке потребительской электроники наряду с компаниями из США и Южной Кореи приобретают китайские производители. Их успех очевиден. Недавно компания Lenovo установила рекорд продаж ПК, составивший 8,7 млрд. долларов, подтвердив, таким образом, свое усиливающееся господство в этом сегменте. ПК и ноутбуки этого производителя заместили снизившуюся долю компьютерной техники Sony и Toshiba.

На рынке сотовых телефонов и смартфонов существенно возросло влияние Huawei и ZTE компаниям удалось расширить свое влияние и наряду с бюджетными устройствами и предложить миру достойные аппараты премиум-класса. Пока еще этим компаниям не удалось пробиться на рынок США, но, скорее всего, через время на их доступные смартфоны и планшеты будет будет обращено внимание.

На телевизионном рынке также все острее чувствует возрастающая конкурентоспособность китайских компаний, среди которых на сегодняшний день лидируют TCL, Hisense. Хотя на сегодняшний день они пока мало представлены на рынке США, но уже делают активные шаги в этом направлении. Они постепенно отходят от производства дешевых телевизоров, и уже в этом году Hisense представила для американского рынка 4К модели высокого класса. Скорее всего, у обеих компаний есть шанс получить долю рынка в ближайшие годы.

Таким образом, именно китайские компании сегодня занимают освобождающиеся ниши после ухода с рынка японских брендов потребительской электроники.

Смогут ли остаться на рынке японские бренды?
Безусловно, японские производители не сидят, сложа руки, и делают отчаянные попытки для реанимации бизнеса. Но в данный момент все эти усилия более напоминают борьбу за выживание, нежели на продвижение собственных брендов. Сегодня ради спасения предприятий компании перешли на производство комплектующих для своих более успешных конкурентов. Например, Sony стала поставлять камеры, а Sharp – дисплеи для знаменитых «яблочных» смартфонов. Однако и этот способ заработать хоть какие-то средства на существование находится под угрозой, так как последний кусок пирога в любой момент могут отобрать производители, предлагающие более низкую стоимость деталей.

По мнению аналитиков, более всего рисков покинуть рынок имеет Sharp. Причиной этому — неудачное расположение и слишком ограниченное количество вариантов производства.

Panasonic все же, как думают эксперты, будет стараться переключиться, чтобы получить прибыль, на другие сферы производства. Компания намерена представить свое основное направление на выставке Consumer Electronics Show в январе, но пока еще нет никаких сведений относительно характера экспозиции.

Более всего шансов на успех у Sony, думают аналитики. Фактически она оказалась единственной среди японских компаний, сумевшей сохранить некоторую долю рынка в сегментах телевизоров, планшетов, смартфонов и бытовой техники. У компании, несомненно, существует перспектива по удержанию доли рынка и усилению своего влияния на рынке путем интеграции всех своих продуктов, следуя по пути компании Samsung.

Однако никто из экспертов на данный момент не берется определить, что ждет японские компании в будущем, и насколько удачными будут их попытки выбраться из кризиса. Тем не менее, совершенно ясно, что им придется преодолеть нелегкий путь, полный преград и препятствий.