Планирование Мотивация Управление

Что такое грузооборот, виды и особенности морских перевозок. Что такое грузооборот и его виды Грузооборот товарооборот что такое

Грузооборот -- экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.

структурные расхождения часто возникают и между консолидированными бюджетами одного и того же уровня.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как издержки на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

· дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

· коносамент и манифест - на морском транспорте;

· путевой лист и товарно-денежная накладная на товар - на автомобильном транспорте;

· сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

1. объемные (суммарные);

2. качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся: отправлено (отправление) грузов; прибыло (прибытие) грузов; перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении; объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

· среднее расстояние перевозки в 1т груза;

· средняя густота перевозок 1т груза;

· средняя продолжительность перевозки 1т груза;

· средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например, железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния; автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов; морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам; магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы; воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

В таблице 4 представлен грузооборот по видам транспорта в Тюменской области (миллиардов тонно-километров).

Таблица 4.

Грузооборот по видам транспорта за 2009-2013 год.

На рисунке 5 представлен график динамики грузооборота по видам транспорта за 2009-2013 года.

Рис 5.

Из рисунка 5 видно, что наибольший удельный вес в грузообороте имеет железнодорожный и трубопроводный транспорт.

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Грузооборот

Грузооборот - показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке 1 т груза на расстояние 1 км).

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

При обращении к информационным источникам относительно транспортных систем нередко можно встретить такой термин как “ грузооборот” . Будет нелишним узнать, что собой представляет это понятие и какова его единица измерения.

Под грузооборотом подразумевается количество (общий объём) перевезённых грузов согласно рассматриваемому объекту: будь то предприятие, тип транспорта, отрасль либо государство в целом.

Измеряется показатель грузооборота такой единицей как тонно-километр, однако больше распространено использование показателя суммарного тоннажа выполненных перевозок.

Для измерения объёма перевозок в рамках государства или выделенного региона задействуются сразу две единицы измерения. Процесс оценки функционирования объекта транспорта либо отдельного узла предполагает использование лишь суммарного веса груза, перевезённого в тоннах.

В масштабном значении показатель грузооборота даёт оценку взаимоотношениям государств или регионов, а в транспортной сфере определяет пропускную способность определённых объектов. Рост межгосударственного грузооборота указывает на развитие торговли и экономики. В момент кризиса происходит падение грузооборота. Нестабильность грузообмена между регионами позволяет говорить о сложностях в основной транспортной системе, в функционировании компаний, а также слабых междоусобных экономических связях.

Виды транспорта и грузооборот

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой, чтобы дать оценку определённому типу грузообмена.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный. В России сеть железнодорожного полотна обслуживает 4/5 от всего грузообмена страны. Прокладка и развитие линий сообщений беспрерывно наращивает число перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет утверждать, что чем развите е сеть железных дорог, тем ниже затраты на перевозку тоннажа.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный грузоперевозчик

Водный транспорт – также один из выгодных вариантов транспортировки груза, вот только возможен он далеко не в каждом регионе, а только между территориями, прилегающими к морю или широкой реке. Ко всему прочему речная навигация возможна лишь летом – в холода реки замерзают. В жаркий сезон речной транспорт берёт на себя 10–15% всего грузообмена России . Судоходство по морю – это обычно межгосударственные поставки. На их долю приходится 4–7%.

Водный транспорт - выгодный вариант, но доступный не всем

Трубопроводный транспорт задействуется только для передачи жидких и летучих смесей. Передаётся по трубопроводам газ, аммиак, нефть и прочие химические связующие. В РФ большинство экспортных поставок «нефтегазовой продукции» производится посредством трубопроводов. В данной отрасли повышение грузооборота определяется прокладкой новых трубопроводных трасс.

Автомобильный транспорт полностью зависим от наличия и качества дорог. Большинство автопоставок имеет локальное значение, т. е. выполняется между предприятиями, портом и предприятием и т. д. Такие поставки выполняются быстрее. Автотранспорт не требует выполнения дополнительных загрузок/выгрузок, уничижающих экономическую выгоду от транспортировки, и потому более выгоден. С его помощью можно без дополнительных трат и задержек доставить вверенный груз по месту назначения.

Мобильность и разнообразие автотранспорта гарантирует ему востребованность для дальних поставок любого по объёму груза.

Большинство автопоставок имеет локальное значение

Воздушный транспорт – дорогостоящий подход к перевозке грузов. Его преимуществом является срочность доставки или поставка груза в места, где трассы не обустроены. К примеру, надо быстро доставить товары в таёжное поселение. В России подобных мест особенно много. По причине этого и грузооборот авиатранспорта достаточно высок.

Сводная оценка грузопоставок по каждой отрасли транспорта позволяет определить уровень развития сферы и её потребность в модернизации и сопутствующем оборудовании плюс постройке новых путей. Также общее оценивание позволяет выявить значимость конкретной отрасли в грузообмене всего народного хозяйства.

Понятие грузооборота

Методы расчёта грузооборотов

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот - это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест – на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.


Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.


Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.




Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.


Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

10. Грузооборот в %

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru – Экономический словарь

academic.ru – Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru – Статьи

bank24.ru – Словарь экономических терминов

kgau.ru – Учебно-методический комплекс

Грузооборот - это количество (общий объём) перевезённых грузов согласно рассматриваемому объекту за определенный период времени: будь то предприятие, тип транспорта, отрасль либо государство в целом.

Грузооборот как экономический показатель работы транспорта — это произведение веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 х 150=750 млн. тонно-километров.

Измеряется показатель грузооборота такой единицей как тонна-километр, однако больше распространено использование показателя суммарного тоннажа выполненных перевозок.

Для измерения объёма перевозок в рамках государства или выделенного региона задействуются сразу две единицы измерения. Процесс оценки функционирования объекта транспорта либо отдельного узла предполагает использование лишь суммарного веса груза, перевезённого в тоннах.

В масштабном значении показатель грузооборота даёт оценку взаимоотношениям государств или регионов, а в транспортной сфере определяет пропускную способность определённых объектов. Рост межгосударственного грузооборота указывает на развитие торговли и экономики. В момент кризиса происходит падение грузооборота. Нестабильность грузооборота между регионами позволяет говорить о сложностях в основной транспортной системе, в функционировании компаний, а также слабых междоусобных экономических связях.

Виды грузооборота

Обычно весь грузооборот транспорта соотносят с конкретной транспортной сферой, чтобы дать оценку определённому типу грузооборота.

Железнодорожный транспорт – наиболее масштабный и бюджетный. В России сеть железнодорожного полотна обслуживает 4/5 от всего грузооборота страны. Прокладка и развитие линий сообщений беспрерывно наращивает число перевозимых грузов. Общая оценка грузооборота страны позволяет утверждать, что чем развитие сеть железных дорог, тем ниже затраты на перевозку тоннажа.

Водный транспорт – также один из выгодных вариантов транспортировки груза, вот только возможен он далеко не в каждом регионе, а только между территориями, прилегающими к морю или широкой реке. Ко всему прочему речная навигация возможна лишь летом – в холода реки замерзают. В жаркий сезон речной транспорт берёт на себя 10–15% всего грузооборота России. Судоходство по морю – это обычно межгосударственные поставки. На их долю приходится 4–7%.

Трубопроводный транспорт используется только для передачи жидких и летучих смесей. Передаётся по трубопроводам газ, аммиак, нефть и прочие химические связующие. В РФ большинство экспортных поставок «нефтегазовой продукции» производится посредством трубопроводов. В данной отрасли повышение грузооборота определяется прокладкой новых трубопроводных трасс.

Автомобильный транспорт полностью зависим от наличия и качества дорог. Большинство автомобильных грузоперевозок имеет локальное значение, т.е. выполняется между предприятиями, портом и предприятием и т.д. Такие поставки выполняются быстрее. Автотранспорт не требует выполнения дополнительных загрузок/выгрузок, уменьшающих экономическую выгоду от транспортировки, и потому более выгоден. С его помощью можно без дополнительных трат и задержек доставить вверенный груз по месту назначения.

Мобильность и разнообразие автотранспорта гарантирует ему востребованность для дальних поставок любого по объёму груза.

Воздушный транспорт – дорогостоящий подход к перевозке грузов. Его преимуществом является срочность доставки или поставка груза в места, где трассы не обустроены. К примеру, надо быстро доставить товары в таёжное поселение. В России подобных мест особенно много. По причине этого и грузооборот авиатранспорта достаточно высок.

Сводная оценка грузопоставок по каждой отрасли транспорта позволяет определить уровень развития сферы и её потребность в модернизации и сопутствующем оборудовании плюс постройке новых путей. Также общее оценивание позволяет выявить значимость конкретной отрасли в грузообмене всего народного хозяйства.