Планирование Мотивация Управление

Делегирование полномочий. Пример из практики: организация взыскала со своего директора убытки в виде денежной суммы, которую он получил из кассы под отчет

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять .

Полномочия представляются должности, а не лицу, её занимающему.

Полномочия проявляются в виде двух общих типов:

  • линейные;
  • аппаратные (штабные).

Линейные полномочия

Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, например, в тех пределах, которые установлены законом или уставом организации.

Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией.

Существует два понятия, которые должны всегда учитываться: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

Штабные полномочия

Данные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера.

Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узко-профессиональный вопрос.

Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами в соответствующие органы.

Принцип делегирования полномочий

В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название "делегирование организационных полномочий и ответственности".

Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Обычно делегируются следующие виды работы:

Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.

И не подлежат делегирование такие вопросы, как:
  • установление ;
  • выработка политики организации;
  • руководство сотрудниками и их мотивация;
  • задачи высокой степени риска;
  • необычные и исключительные дела;
  • задачи строго доверительного характера.

При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.

Преимущества делегирования полномочий:

  • возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
  • сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
  • это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
  • это лучший способ обучения;
  • это способ профессиональной карьеры.

Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:

  • сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже;
  • боязнь потерять власть и занимаемую должность;
  • недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
  • амбициозность и завышенная самооценка;
  • боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.

Рассмотрим более подробно важность практического применения делегирования в управлении предприятием.

Практическое применение делегирования в управлении предприятием

Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа. Она состоит в том, чтобы определить: для чего, кому, каким образом делегировать полномочия? Какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены? Какие препятствия могут возникнуть?

Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

Главная задача руководителя — не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами , взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.

Особо деликатный аспект принципа делегирования — организация контроля за действиями подчиненных . Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя.

Часто возникает проблема психологического выбора: выполнение какой задачи поручить исполнителю знакомой или принципиально новой . Чаще всего делегируется выполнение новой задачи, особенно если она кажется руководителю малопривлекательной, рутинной. Такое решение далеко не всегда верно. Проблема в том, что, передав решение задачи кому-либо, руководитель все равно несет ответственность за ее выполнение и контролировать, а тем более просто наблюдать (т.н. мониторингом) за ходом реализации знакомой проблемы значительно легче.

Опытные администраторы часто поручают способному исполнителю немного более сложные задачи , чем он привык выполнять. В этом случае желательно подготовить задание в форме письменного распоряжения. Получив сложную задачу, исполнитель раскрывается более полно и получает искреннее удовлетворение от выполнения задания и оказанного ему доверия.

Следует отметить, что принцип делегирования полномочий мало применяют лица, недавно получившие повышение в должности , т.к. им трудно отказаться от привычного стереотипа прошлой деятельности. Однако руководитель, сам сортирующий корреспонденцию и печатающий на машинке при скучающем секретаре, вызывает сожаление, но не сочувствие.

Иногда принцип делегирования полномочий не дает ожидаемого эффекта : исполнитель не в полном объеме выполняет возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение взысканий за нарушение трудовой дисциплины; лишение премий; разбирательство аморальных поступков работающих и т.д. Под различными предлогами исполнитель старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще всего называют неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения, недостаточный опыт, принципиальное несогласие с мнением руководителя.

При распределение управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств:
  • Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей. Поэтому следует помнить, что цели всегда являются первичными и определяющими объем предоставленных полномочий.
  • Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодействие и в конечном счете сбалансированность всей системы управления.
  • Полномочия в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник знал: от кого он их получает, кому передает, перед кем несет ответственность и кто должен отвечать перед ним.
  • Исполнители должны самостоятельно решать все проблемы в рамках своей компетенции и нести полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.

Полномочия управляющего совета

Может ли совет рассматривать актуальные вопросы, если решения совета по ним не предусмотрены уставом?

На заседании совета может рассматриваться любой вопрос, отнесенный к его компетенции. По вопросам, для которых уставом общеобразовательного учреждения совету не отведены полномочия на принятие решений, выводы совета носят рекомендательный характер. Если данные вопросы продемонстрировали стратегическое значение для учреждения, то целесообразно инициировать принятие изменений и дополнений в устав, закрепляющих за советом полномочия по принятию решений по соответствующим вопросам.

У совета много полномочий по согласованию разработанных директором управленческих решений . Что это значит?

Наличие у управляющего совета полномочия по согласованию решения по тому или иному вопросу означает, что директор школы не может самостоятельно принять решение по этому вопросу без согласия управляющего совета. Следует заметить, что при этом и сам управляющий совет не может самостоятельно принять по нему решение. Таким образом, в вопросах, подлежащих согласованию между администрацией школы и ее управляющим советом, необходимо выработать согласованную, взаимно приемлемую точку зрения.

Формально это означает, что на титуле документа обозначены два источника его легитимности. Должно быть указано: «Утверждено приказом №___от_____201__г. руководителя» и «Согласовано решением управляющего совета протокол №__от «__»____201__г.». Первая запись заверяется подписью руководителя, вторая - подписью председателя управляющего совета. Понятно, что согласование по времени должно предшествовать утверждению.

Прецеденты, когда прокуратура признала утверждение директором протокола распределения стимулирующей части фонда оплаты труда без согласования с управляющим советом, как того требовал устав школы, уже имеются.

Более того, в связи с этим ставятся вопросы о законности расходования целевых бюджетных средств, направленных на стимулирующую часть оплаты труда.

В вопросах, подлежащих согласованию между администрацией школы и управляющим советом, желательно приходить именно к согласованию, взаимно приемлемой точке зрения. А если не удается, что тогда?

В случае возникновения такого конфликта между управляющим советом и директором общеобразовательного учреждения (несогласия директора с решением совета и/или несогласия совета с решением (приказом) директора), который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает учредитель . К учредителю может обратиться как директор, так и управляющий совет (председатель управляющего совета).

Каковы полномочия и функции управляющего совета в вопросе оказания образовательным учреждением платных услуг?

Полномочия и соответственно функции управляющего совета в вопросах регулирования деятельности, приносящей доход, в частности деятельности по оказанию услуг, определяются уставом образовательного учреждения.

Уставом образовательного учреждения могут быть предусмотрены следующие полномочия управляющего совета:

· По утверждению (согласованию) перечня и порядка реализации дополнительных платных услуг в общеобразовательном учреждении;

· По утверждению (согласованию) существенных условий и текстов договоров образовательного учреждения с потребителем дополнительных платных услуг.

В этом случае управляющий совет вправе и обязан:

· Устанавливать реализацию дополнительных платных образовательных услуг, которые предоставляет руководитель образовательного учреждения и педагогический коллектив ;

· Опрделять расценки на такие услуги (ноне выше расценок, установленных учредителем);

· Разрабатывать систему и процедуры оценки качества таких услуги удовлетворенности ими основных потребителей – обучающихся и их родителей.

Для решения этих вопросов управляющему совету необходимо организовать взаимодействие с педагогическим советом образовательного учреждения. Именно экспертные заключения и рекомендации данного органа позволят управляющему совету правильно ориентироваться в организации платной образовательной деятельности учреждения, исходя из имеющихся ресурсов учреждения (прежде всего, кадровых) и возможностей привлечения ресурсов извне.

Возможна ситуация, когда про роль и функции управляющего совета в вопросах реализации дополнительных платных образовательных услуг ничего не сказано, но при этом за ним закреплено право согласовывать или утверждать программу развития образовательного учреждения.

В программе развития учреждения может быть предусмотрен специальный раздел о развитии приносящей доход деятельности и, в частности, деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг.

В этом разделе на планируемый промежуток времени управляющий совет может установить перечень дополнительных платных образовательных услуг, реализацию которых учреждение должно организовывать в установленные программой развития сроки.

Рамками и ориентирами для принятия такого рода решений управляющего совета должны служить Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000 в редакции Постановления Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 000), нормативные правовые акты соответствующих органов местного самоуправления , устанавливающие условия реализации дополнительных платных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями и предельные допустимые расценки на них.

Именно в этом правовом поле управляющий совет вправе определять задачи развития дополнительной платной образовательной деятельности в соответствующем разделе программы развития образовательного учреждения. Утвержденная или согласованная управляющим советом программа развития, таким образом, становится локальным правовым актом образовательного учреждения, обязательным для исполнения его руководителем.

Моно указать на следующие преимущества, которые имеет управляющий совет в решении вопросов организации учреждением приносящей доход деятельности, для руководителя учреждения.

Во-первых, общественное участие в разработке маркетинговой стратегии платных образовательных услуг повышает шансы сделать ее ориентированной на потребителя.

С принятием в мае 2010 года Федерального закона №83-ФЗ заработанные учреждением от реализации дополнительных услуг платных образовательных услуг денежные средства исключены из составов соответствующих бюджетов – муниципального или государственного (в зависимости от того, кто является учредителем). Таким образом, эти средства снова стали внебюджетными, которыми образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно по решению того органа управления образовательного учреждения, за которым право такого решения закреплено. Иначе говоря, эти средства не могут быть включены в финансовое обеспечение муниципального (государственного) задания образовательному учреждению из соответствующего бюджета.

Практика федерального эксперимента гг. по апробации модели управляющих советов общеобразовательных учреждений и реализации направления комплектных проектов модернизации образования (HGVJ) «Расширение общественного участия в управлении образованием» в гг. позволила апробировать такие роли и полномочия управляющего совета, как утверждение или согласование сметы расходования средств из внебюджетных источников, утверждение отчетов руководителя об исполнении такой сметы.

Новая законодательная ситуация позволяет закрепить и расширить роль и полномочия управляющего совета в решении такого рода вопросов. В этом случае повышается роль и ответственность управляющего совета в общем ресурсном планировании развития образовательного учреждения. Соответственно, решая вопросы организации дополнительных платных образовательных услуг, управляющий совет должен основываться не только на учете мнений и интересов потребителя этих услуг, но также исходить из задач ресурсообеспечения образовательного учреждения, эффективного использования дополнительных ресурсов в целях обеспечения необходимого качества условий образовательного процесса и, в конечном итоге, качеств образования.

Управление образования хочет уволить директора школы. Педагоги и родители не согласны. Есть ли у управляющего совета возможность повлиять на решение управления?

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.4 ст.35) назначение и соответственно увольнение руководителя образовательного учреждения может осуществляться по-разному.

Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

1) Избран коллективом образовательного учреждения;

2) Избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) Избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) Назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) Назначен учредителем;

6) Нанят учредителем.

Если уставом учреждения предусмотрен порядок назначения руководителя в соответствии с пп.4 указанной статьи закона, то учредитель не вправе без согласия с советом уволить руководителя. Если устав учреждения устанавливает порядок назначения руководителя согласно пп.5 или 6, то у управляющего совета нет формальных рычагов влияния на решения учредителя в этом вопросе.

У управляющего совета всегда остается право рассмотреть любой вопрос в отношении своего образовательного учреждения, даже и не отнесенный уставом к его компетенции, и вынести по результатам рассмотрения свое мнение в виде рекомендации, заключения (оценочного суждения), ходатайства в уполномоченный принимать окончательное решение орган или в вышестоящий орган власти и управления.

Таким образом, если управляющий совет проведет заседание по данному вопросу и вынесет решение (например, в форме обоснованного ходатайства к учредителю) не увольнять директора школы, то есть шанс, что учредитель прислушается к этому мнению управляющего совета. В противном случае управляющий совет может обратиться с ходатайством в муниципальный общественный совет по образованию с тем, чтобы последний внес рекомендацию учредителю не увольнять директора. Также управляющий совет может обратиться с ходатайством к главе местного самоуправления и в местный совет.

Создание управляющего совета

В некоторых школах есть положение о совете, а в других все, что касается его создания и работы, включено в устав. Как правильно?

В тексте устава возможно максимально плотно и подробно описать порядок формирования и деятельности управляющего совета. Но это приведет, скорее всего к тому, что текст устава по большей части будет посвящен только управляющему совету. Возможен и иной подход. В уставе можно описать количественный и качественный состав управляющего совета, общий порядок его формирования, срок полномочий, периодичность его собраний (заседаний) и выборов.

Все остальные подробности формирования и деятельности управляющего совета можно вынести в специальное школьное Положение «Об управляющем совете». Также можно разработать и отдельное специальное школьное Положение «О порядке формирования управляющего совета». Эти положения необходимо признать уставом в качестве школьных локальных актов и определить в уставе, кто в праве утверждать такие положения своим решением: учредитель, школьная конференция, управляющий совет или иной школьный орган.

Для этого в разделе устава, посвященном управляющему совету, полезно указать, что порядок его формирования и деятельности в части, не урегулированной уставом, определяется иными локальными актами: Положением «Об управляющем совете», Положением «О порядке формирования управляющего совета».

Какие конкретно изменения внести в устав школы при создании управляющего совета?

Конкретные изменения, которые целесообразно внести в устав определяются образовательным учреждением. Рабочая группа по созданию управляющего совета готовит проект новой редакции школьного устава, согласовывает его внутри школьного сообщества, а затем предоставляет на утверждение учредителю. Вместе с тем можно определить примерные изменения, которые целесообразно внести в устав.

Примерно такого подхода служит документ «Методические рекомендации по внесению изменений в уставы общеобразовательных учреждений в связи с созданием управляющих советов и организацией их деятельности в процессе реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области », с которым вы можете ознакомится на сайте «Общественное участие в управлении образованием» (http://gouo/inform/metod1).

Как учредителем нормативно оформляется создание управляющего совета образовательного учреждения?

Создание управляющего совета школы оформляется двумя приказами учредителя.

Первый приказ учредителя оформляет решение, которое он принимает по получении от руководителя образовательного учреждения протокола избирательной комиссии и списка избранных членов управляющего совета. Это решение касается следующих позиций:

· Утверждения избранного нового состава управляющего совета;

· Назначения в новый состав управляющего совета представителя учредителя и руководителя образовательного учреждения по должности;

· Утверждения даты истечения полномочий действующего состава и даты вступления в полномочия нового состава управляющего совета образовательного учреждения.

Вторым приказом оформляется решение учредителя об утверждении полного состава избранных, назначенных и кооптированных членов управляющего совета образовательного учреждения. Данное решение учредитель принимает по получении протокола управляющего совета о кооптации в него новых членов.

Если сроки формирования управляющих советов в нескольких школах совпали, например проходят в течении одного месяца, управление образования может издать один приказ (один документ), но содержащий все необходимые положения по каждой школе по результатам выборов, и один приказ по результатам кооптации.

По усмотрению руководителя управления образования оно может несколько упростить свое делопроизводство в отношении школьных управляющих советов: издавать один готовый приказ о формировании управляющего совета уже после кооптации. Но в этом случае придется направлять на первое заседание представителя, выдавая ему письменное поручение-доверенность на представительство интересов учредителя в совете, а на постоянной основе назначить одним общим итоговым приказом.

В случае довыборов (выборов членов взамен бывших) реализуется тот жеполный или немного упрощенный, как указано выше, порядок, но только в отношении регистрации вновь избранных членов. Подтверждать регистрацию всех остальных и назначить внось представителя учредителя не требуется.

Может ли учредитель не утвердить устав, предложенный школой, если ему «не понравится» перечень полномочий управляющего совета, который предложила школа?

В соответствии с Законом у учредителя действительно есть право не утвердить вариант редакции устава, предложенный образовательным учреждением. Конечно, формулировка «не понравилась» не вполне подходит для определения позиции учредителя, который должен четко и определенно сформулировать свои замечания и возражения. Новая редакция школьного устава – это предмет договора школьного сообщества с учредителем.

При этом следует учитывать, что учредитель, определяя свою позицию, руководствуется существующими нормативными и инструктивно-методическими актами федерального, регионального, муниципального уровня, определяющими порядок создания и деятельности органов государственно-общественного управления , в том числе примерный состав полномочий управляющего совета. Чаще всего это утвержденные правительством субъекта РФ «Примерные положения об управляющем совете общеобразовательного учреждения», в некоторых субъектах РФ – законы о государственно-общественном управлении. Собственно и школа в своей работе над редакцией устава должна опираться на данные документы.

Состав управляющего совета

Обязательно ли обучающихся в управляющем совете должны представлять только старшеклассники?

Действительно, в Методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования России от 01.01.2001 №) и известных нам модельных Положениях об управляющем совете общеобразовательного учреждения, принятых в субъектах РФ) зафиксировано, что в составе совета обучающихся представляют учащиеся ступени среднего (полного) общего образования.

Аргументом в пользу такого подхода является наличие именно у учащихся данного возраста большего школьного и жизненного опыта. В силу этого они могут формулировать свое мнение и отстаивать не только свои интересы, но и интересы большинства учащихся.

При этом вполне возможно, что в школе найдутся ребята из 8-9-х классов, которые смогут достойно представлять интересы всех учащихся в управляющем совете. Поэтому каждая школа сама вправе в уставе и положении об управляющем совете закрепить возрастные ограничения для учащихся – общественных управляющих. Здесь можно ориентироваться на два законодательно применяемых возрастных допуска детей к управлению некоммерческим юридическим лицом
– 12 и 14 лет.

Что такое кооптация в управляющий совет и как правильно ее провести?

Кооптация – это введение в состав управляющего совета школы новых общественных управляющих путем принятия решения действующим советом школы без проведения выборов. Кооптация новых членов совета может осуществляться в течении двух месяцев деятельности вновь избранного совета. Ответственность за проведение кооптации возлагается на председателя совета. В качестве кандидатур можно предложить:

· Членов управляющего совета,

· Родителей,

· Работников и учащихся школы,

· Представителя органа управления образованием, местного самоуправления.

Все предложения по кооптации вносятся в письменно виде в совет вместе с заявлением кандидата на согласие о включении в школьный управляющий совет. Члены совета, введенные в его состав путем кооптации, называются «кооптированные». Число кооптируемых общественных управляющих не должно быть большим, например, оно не должно превышать одной четверти от списочного состава совета.

Важное обстоятельство для рассмотрения кандидатур – отсутствие ограничений на общественную, педагогическую деятельность кандидата в данном образовательном учреждении. Подобрать кандидата в школьные управляющие путем кооптации дело ответственное.

Как правило, это должны быть заинтересованные, имеющие профессиональные значения и интерес в развитии школы люди – юристы, экономисты, представители СМИ, общественных организаций, бизнесмены, специалисты, та есть все, кто может как-то повлиять своими знаниями, ресурсами, действиями на улучшение жизни в школе.

Порядок кооптации таков. Списки предложенных для кооптации лиц рассматриваются на заседании совета. Прошедшие согласование утверждаются кандидатами в школьные управляющие открытым или тайным голосованием на заседании совета простым большинством голосов, поданных за кандидата. Протокол об итогах голосования вместе с протоколом заседания совета направляется в соответствующие органы управления образованием для издания приказа о введении в состав управляющего совета кооптированных школьных управляющих.

Можно ли привлечь в качестве секретаря управляющего совета секретаря школы? Для этого его нужно кооптировать?

Секретарь управляющего совета не является в обязательном порядке членом совета, поэтому вы вполне можете привлечь к работе секретаря школы без кооптации.

Каков порядок формирования нового состава управляющего совета после истечения срока полномочий его предыдущего состава?

Алгоритм действий в данной ситуации следующий.

1. Решение управляющего совета (общего собрания или конференции) об истечении полномочий и о назначении сроков и порядка формирования нового состава управляющего совета, персональное назначение избирательной комиссии.

2. Проведение выборов, назначенных избирательной комиссией в установленном уставом, положением об управляющем совете (о формировании совета, выборах и кооптации), решением совета (или общего собрания, конференции см. п.1) порядке.

3. Решение избирательной комиссии (оформленное протоколом ее заседания) о результатах выборов и установлении списка избранных представителей работников, обучающихся и родителей (законных представителей).

4. Рассмотрение учредителем протокола избирательной комиссии, проверка соблюдения предусмотренного порядка выборов – по усмотрению учредителя.

5. Приказ (распоряжение) учредителя о признании результатов состоявшихся выборов в совет, о регистрации избранных членов совета в едином муниципальном реестре общественных школьных управляющих, о назначении в совет своего представителя, о включении директора школы по должности.

6. Решение первого заседания совета (открывает представитель учредителя) о кооптации представителей внешкольной общественности, о выборах председателя совета, секретаря, при необходимости – заместителя председателя.

7. Приказ (распоряжение) учредителя (на основании протокола первого заседания совета нового состава) о сформировании в школе нового совета в полном составе, о регистрации кооптированных членов в едином муниципальном реестре общественных школьных управляющих.

В каких случаях член управляющего совета может быть исключен из состава?

Член совета может быть выведен из его состава по решению совета в случае пропуска более двух заседаний подряд без уважительной причины.

Также член совета выводится из его состава в следующих случаях:

· По его желанию, выраженному в письменной форме;

· При отзыве представителя учредителя;

· При увольнении с работы руководителя общеобразовательного учреждения или увольнении работника общеобразовательного учреждения, избранного членом совета;

· В связи с окончанием общеобразовательного учреждения или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в совете обучающихся ступени среднего (полного) общего образования;

· В случае совершения аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическими и (или) психическим насилием над личностью обучающихся;

· В случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в совете общеобразовательного учреждения;

· При выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию в работе совета: лишение родительских прав, судебный запрет заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости.

Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

6. Собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.

Ключевой фигурой в работе любой точки розничной или оптовой торговли является управляющий магазином. Обязанности, функции, полномочия и права человека, занимающего эту должность, тщательным образом прописаны в его должностной инструкции, а также в некоторых нормативно-правовых актах действующего законодательства.

Важные моменты

В первую очередь стоит отметить, что должность «директор магазина» относится к разряду руководящих. Как правило, он находится в подчинении непосредственно собственников или высшего менеджмента, например управляющих сетью. С точки зрения законодательства, ответственность за выполнение требований нормативно-правовых актов, норм и стандартов несет именно управляющий магазином. Обязанности такого работника включают взаимодействие с представителями органов власти, различных инстанций, служб и ведомств с целью обеспечения функционирования точки торговли без нарушений и отклонений. Именно это должностное лицо ставит свои подписи и визирует документы отчетности, в том числе и строгой, а также отвечает за соблюдения мер пожарной, санитарной безопасности и так далее. Из этого следует, что и ответственность за качество выполнения своей работы такой руководитель несет не только перед собственником или высшим менеджментом, но и перед законом.

Основные положения должностной инструкции

Что собой представляет главный документ, по которому работает магазином? Должностная инструкция обычно состоит из нескольких пунктов: функции или обязанности, Ниже приведены основные общие тезисы этих разделов. Утверждается этот документ владельцем-предпринимателем единолично или собранием учредителей, собственников или акционеров в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. После принятия на работу директор торговой точки своей подписью подтверждает ознакомление с должностной инструкцией и берет на себя обязательства выполнять ее в полной мере.

Должностные обязанности

Поскольку главным работником торговой точки является управляющий магазином, обязанности этого лица достаточно широки. Как правило, они сводятся к следующему:

  • Организация работы точки торговли, в том числе установление графика, составление и нормирование рабочего распорядка, определение выходных и праздничных дней.
  • Соблюдение законодательных требований к функционированию магазина в зависимости от специфики его деятельности.
  • Подача документов, оформление и получение всей необходимой разрешительной документации согласно действующему законодательству с учетом профиля деятельности магазина (лицензии, заключения, сертификаты и т. д.).
  • Обеспечение наличия и функционирования всего необходимого торгового оборудования, средств измерения, кассовых аппаратов, терминалов и т. д., а также контроль их своевременного технического обслуживания, метрологической проверки, а также при необходимости регистрации в государственных органах и инстанциях.
  • Составление планов работы, донесение их до сведения сотрудников и контроль их выполнения.
  • среди работников, выдача и оформление отдельных поручений, указаний, приказов.
  • Обеспечение сотрудников всем необходимым для выполнения ими своих должностных инструкций, а также контроль рационального использования расходных материалов, финансовых и материальных ресурсов.
  • Ведение переговоров с поставщиками и клиентами, организация и проведение деловых встреч, презентаций.
  • Заключение договоров купли-продажи, комиссии, аренды в пределах сумм, установленных вышестоящим руководством или собственником магазина.
  • Составление и подача отчетов в государственные или учредителям торговой точки.

В этот перечень могут быть добавлены и другие функции управляющего магазином на усмотрение собственников или высшего менеджмента сети.

Права

Директор магазина имеет не только обязанности, но и целый ряд возможностей, которые также обозначаются в должностной инструкции. Итак, управляющий точкой торговли имеет право:

  • Предоставлять на рассмотрение вышестоящего менеджмента или собственника магазина предложения по улучшению работы, изменению рабочего графика, расширению или уменьшению ассортимента продукции, проведению акций или рекламных кампаний и т. д.
  • На свое усмотрение принимать на работу и увольнять сотрудников магазина.
  • Принимать дисциплинарные меры по отношению к работникам, нарушившим распорядок работы или недобросовестно выполняющим свои должностные обязанности, в том числе в виде выговоров, с занесением (или без него) в личные дела и трудовые книжки, а также привлечением к материальной ответственности (наложение штрафов).
  • Премировать сотрудников, отличившихся при выполнении работы, в пределах размеров, установленных вышестоящим руководством/собственником магазина или бюджетом.
  • Требовать от работодателя обеспечения всеми необходимыми условиями для выполнения своих непосредственных обязанностей, в том числе предоставление рабочего места, соответствующего требованиям трудового законодательства, средств и возможностей для реализации норм и требований нормативно-правовых актов или устранения имеющихся нарушений.
  • Передать часть своих функций или обязанностей, а также право подписи на отдельных документах другому должностному лицу с предварительным (или без него) согласованием с вышестоящим руководством или собственником. Таким лицом, к примеру, может быть заместитель управляющего магазином или главный бухгалтер.

Это также не полный список, а лишь основные положения. Так же как и в случае с обязанностями, права управляющего могут быть значительно шире в зависимости от специфики деятельности и уровня доверия работодателя.

Требования

Поскольку такая должность предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков, которые должен иметь управляющий магазином, обязанности являются не единственным важным пунктом в должностной инструкции. Зачастую работодатель прописывает и требования к директору магазина. Например:

  • Постоянно повышать уровень своей квалификации путем прохождения специальных обучающих курсов, тренингов, посещения конференций и круглых столов для менеджеров.
  • Не быть постоянным клиентом конкурирующей торговой сети или магазина.
  • Иметь всегда ухоженный и аккуратный внешний вид, соответствующий корпоративной политике сети.

Иногда работодатель прописывает также требование отвечать на звонки вышестоящего руководства в любое время, даже ночью или в выходной день, а также другие специфические пункты, связанные со спецификой деятельности.

Ответственность

Как уже отмечалось выше, управляющий магазином несет ответственность не только перед собственниками или высшим менеджментом сети, но и перед законом. В основном это сводится к нескольким пунктам должностной инструкции:

  • За нанесение ущерба в результате невыполнения или выполнения ненадлежащим образом своих должностных обязанностей руководитель несет ответственность в размерах, установленных внутренними документами магазина (или сети), а также действующим законодательством.
  • За использование финансовых, материальных и технических ресурсов торговой точки в собственных интересах или интересах третьих лиц управляющий несет ответственность в зависимости от размера нанесенного ущерба.
  • За несоблюдение требований нормативно-правовых актов, а также за подачу недостоверной отчетности в органы государственного управления и контроля директор магазина несет ответственность в размерах, установленных законом.

Рабочее время

Непростым вопросом является и то, как нормируется эта работа. Управляющий магазином, как и любой другой работник, может работать не более такого количества часов в неделю, которое установлено действующим законодательством. Но, как правило, это только в теории. На практике же директор магазина имеет ненормированный рабочий день и зачастую работает без выходных и праздничных дней. Это обусловлено большой ответственностью и объемом работы. Но при правильном подборе персонала и грамотном распределении может организовать свое рабочее время продуктивно и иметь вполне нормальный график. Главное требование всех собственников обычно сводиться к следующему: бизнес должен работать и приносить доход не ниже определенного уровня, а остальное - задача руководителя торговой точки, и будет он выполнять ее самостоятельно, работая по ночам, или будет укладываться в сроки, не перерабатывая, учредителей в основном интересует в последнюю очередь.

Оплата труда

Зарплата управляющего магазином зависит от многих факторов: региона, в котором расположена торговая точка, направленности и специфики работы, необходимости или отсутствия таковой в командировках и деловых поездках, объемов товарооборота, необходимости наличия специфических знаний. На уровень заработка директора практически всегда влияет доходность предприятия, а также выполнение работниками точки торговых планов и графиков. Иными словами, заработная плата директора небольшого продуктового магазина в спальном районе города наверняка будет существенно ниже, чем доход управляющего салоном дорогих авто. Причем эта разница может составлять не несколько тысяч, а варьироваться в диапазоне нескольких порядков.

Особенности торговли продуктами питания

Продуктовый магазин имеет свою специфику деятельности, связанную с очень строгими требованиями нормативно-правовых документов к его деятельности. Поскольку такой товар может оказывать влияние на здоровье или даже жизнь человека, то закон очень жестко относится к санитарным и гигиеническим нормам реализации, а также к качеству продукции. Именно поэтому руководитель торговой точки по реализации продуктов питания (будь то оптовый склад или обычный продуктовый магазин) несет большую ответственность и обязан, помимо всего прочего, очень внимательно следить за наличием всех необходимых сертификатов на продукты, за условиями их транспортировки и хранения, а также за здоровьем и физическим состоянием своих работников.

Резюме и кандидаты

Резюме управляющего магазином должно содержать информацию об образовании и опыте работы. Такую должность, как правило, невозможно занять, не имея определенных навыков и знаний в сфере торговли. Указывать стоит все предыдущие места работы. Скорее всего, работодателя заинтересует тот кандидат, который прошел весь карьерный путь от обычного продавца до высшего менеджмента. В таком случае у претендента на должность, скорее всего, будет наиболее полное представление о процессе работы, возможных трудностях и особенностях.

Более высокий ранг

Управляющий сетью магазинов - должность, которая, по сути своей, очень схожа с должностью директора магазина, но отличительной чертой является руководство не одной торговой точкой, а несколькими. Как правило, менеджер такого уровня не взаимодействует непосредственно со всеми сотрудниками магазинов сети, а чаще всего лишь с директорами или их заместителями. Обязанности и права такого должностного лица практически такие же, как и у управляющего магазином. Ответственность директор сети несет, как правило, перед собственниками или учредителями.

Нестандартный подход

Сегодня все большей популярностью пользуется нестандартный подход к такой должности, как управляющий магазином. Обязанности директора торговой точки в последнее время дополняются новыми пунктами, включающими принятие нестандартных решений и внедрение креативных идей по развитию бизнеса. Все зависит от корпоративной политики сети и взглядов собственников на ведение торговли.

Полномочия коллегиального исполнительного органа

Полномочия генерального директора

В соответствии с законодательством полномочиями генерального директора.

1. Руководит текущей деятельностью общества

2. Без доверенности действует от имени компании, в том числе представляет интересы компании в РФ и за рубежом

3. Утверждает штатное расписание

4. Представляет годовой отчет и финансовую отчетность в соответствующие органы

5. Заключает сделки от имени общества с учетом ограничений установленных законодательством и уставом компании, издает приказы и дает указания работникам компании

В случае создания обществом коллегиального исполнительного органа устав должен определять раздельно полномочия генерального директора и коллегиального исполнительного органа, поскольку они не определены в Законе об АО, а устанавливаются по усмотрению общества.

В соответствии с Кодексом корпоративного поведения устав общества должен определять полномочия коллегиального исполнительного органа по:

· разработке документов, касающихся приоритетных направлений де­ятельности общества;

· разработке финансово-хозяйственного плана;

· утверждению внутренних документов общества;

· одобрению сделок на сумму 5 и более процентов стоимости активов общества, что сопровождается требованием о незамедлительном уве­домлении о таких сделках совета директоров;

· одобрению сделок с недвижимостью и получения кредитов, которые не относятся к обычной хозяйственной деятельности общества;

· назначению руководителей филиалов и представительств общества;

· одобрению вопросов повестки дня общих собраний акционеров дочер­них обществ, единственным участником которых является общество, если эти вопросы не отнесены к компетенции совета директоров об­щества;

· назначению лиц, представляющих общество на общих собраниях дочерних обществ, единственным участником которых является общество, и выдаче им инструкций для голосования на общих со­браниях;

· выдвижению кандидатур генерального директора, членов правления, управляющего, членов совета директоров, а также кандидатур в иные органы управления организаций, участником которых является общество;

· утверждению правил внутреннего трудового распорядка;

· утверждению должностных инструкций для всех категорий работников общества;

· утверждению условий трудовых договоров с руководителями средне­го звена;

· утверждению решений о заключении коллективных трудовых дого­воров.

Общее собрание может передать полномочия генерального директора управ­ляющему на основании письменного договора.

Общее собрание может принять решение о передаче полномочий еди­ноличного исполнительного органа управляющему только по предложению совета директоров.



Управляющий выполняет функции генерального директора и отчитыва­ется перед советом директоров и общим собранием. Закон об АО не уста­навливает требований в отношении договора с управляющим, помимо того что председатель совета директоров или другое уполномоченное лицо под­писывает договор с управляющим от имени общества.

В соответствии с Кодексом корпоративного поведения:

1.Совет директоров должен представить общему собранию четкое обоснование необходимости передачи полномочий управ­ляющему и предоставить информацию о:

· причинах такого решения;

· связанных с этим рисках;

· лицах, которые будут отчитываться от имени управляющей организации;

· других обществах, управление которыми осуществляет управляющая организация;

· членах совета директоров, исполнительных органов и крупнейших акционерах управляющей организации, а также иную информацию, которая может быть необходима для выяснения вероятности конфлик­та интересов.

2.Управляющий должен предоставить Совету директоров и общему собранию следующую информацию:

· документ, подтверждающий, что управляющий обладает достаточными активами или заключил договоры страхования на случай неисполнения им обязательств по договору с обществом, а также финансовая отчет­ность управляющей организации;

· устав управляющей организации;

· договор с управляющим, предусматривающий:

a) цели, достижение которых надлежит обеспечить управляющему;

b) размер вознаграждения управляющего;

c) принципы ответственности, применимые к управляющему;

d) порядок прекращения полномочий управляющего (содержащееся
в договоре положение о прекращении полномочий);

e) отчеты, которые управляющий обязан представлять совету дирек­торов и общему собранию, в том числе информация о том, кто и когда должен представлять такие отчеты.

f) Кроме того, управляющий не должен выполнять аналогичные функции в конкурирующем обществе или находиться в имущественных отношениях с конкурирующим обществом.