Планирование Мотивация Управление

Правовое регулирование деятельности казачьих обществ на территории рф. Особенности регистрации казачьих обществ и иных некоммерческих организаций, оказывающих содействие развитию казачества Открытие дополнительного вида деятельности казачьему обществу

Статья 2 Федерального закона от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» определяет казачье общество как добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Статья 2 Федерального закона от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества» определяет виды казачьих обществ в зависимости от территориальной сферы деятельности данных организаций, которые могут быть хуторскими, станичными, городскими, окружными (отдельскими), войсковыми.

Хуторские казачьи общества - создаются в пределах территории муниципального образования и входят в станичные казачьи общества.

Хуторское казачье общество, расположенное на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов вносится в реестр, если в его состав входит не менее 10 способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов казачьего общества.

Станичные казачьи общества и городские казачьи общества , расположенное на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов - вносятся в государственный реестр, если общая численность их членов составляет не менее 30 таких членов казачьих обществ.

Окружные (отдельские) казачьи общества - создаются в пределах территории субъекта Российской Федерации путем объединения хуторских, станичных, городских казачьих обществ.

Хуторские, станичные и городские казачьи общества объединяются в окружные (отдельские) казачьи общества, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов составляет не менее 2000.

В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2000. Для окружных (отдельских) казачьих обществ, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Численность членов казачьих обществ должна составлять не менее 500 человек.

Войсковое казачье общество создается в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации, определяемых Президентом Российской Федерации, и является самостоятельным объединением хуторских, станичных, городских и окружных (отдельских) казачьих обществ.

Казачье общество подлежит государственной регистрации в качестве некоммерческой организации. При этом оно является самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации казачьих обществ принимается территориальным органом Министерства юстиции РФ по месту нахождения организации.

Членами казачьего общества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, относящие себя к казакам, и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие в казачье общество в соответствии с их уставом и взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Члены окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Для государственной регистрации казачьих обществ в территориальный орган Министерства юстиции РФ представляются документы, перечень которых определен п.5 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Документы для государственной регистрации казачьего общества, представляются в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такого общества.

Устав казачьего общества принимается на круге (собрании) соответствующего казачьего общества.

Устав окружного (отдельского) казачьего общества и уставы, входящих в его состав хуторских, станичных, городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части обязательств членов казачьего общества по несению службы, отнесенной федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации к ведению этих органов.

Устав войскового казачьего общества и уставы входящих в его состав окружных (отдельских), хуторских, станичных и городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части обязательств членов казачьих обществ по несению службы, отнесенной федеральным законодательством к ведению этих органов.

Устав войскового казачьего общества утверждается президентом Российской Федерации.

Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются Президентом Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

К органам управления казачьего общества относятся:

Круг (собрание) членов казачьего общества либо выборных от определенного уставом количества членов казачьего общества - высший представительный орган управления.

В войсковом казачьем обществе круг (собрание) - это съезд выборных от каждого хуторского, станичного, городского казачьего общества. Выборные на круг войскового казачьего общества избираются кругами хуторских, станичных, городских казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества.

Совет атаманов казачьего общества - представительный орган управления.

Правлениеказачьего общества - коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества.

Атаман казачьего общества (руководитель) - единоличный исполнительный орган управления казачьего общества.

Атаман войскового казачьего общества утверждается президентом Российской Федерации после внесения этого казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации действуют два и более войсковых казачьих общества, не внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, атаман избирается представительным органом управления этого казачьего общества.

Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президентом Российской Федерации.

Атаманы казачьих обществ станиц (хуторов) избираются на станичном (хуторском) казачьем круге.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью казачьего общества осуществляет контрольно-ревизионная комиссия. В ее состав не могут входить казаки, избранные в органы управления казачьего общества.

После государственной регистрации казачьего общества в качестве юридического лица оно подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

При отсутствии установленных статьей 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оснований для отказа в государственной регистрации казачьего общества документы рассматриваются в том же порядке и в те же сроки, что и иные некоммерческие организации.

В качестве общественного объединения могут быть зарегистрированы объединения, состоящие из казаков и созданные для защиты их прав и интересов.

Государственная регистрация общественных организация осуществляется в соответствии с требованиями ст. 21. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Государственная регистрация общественных объединений, содержащих в своем наименовании словосочетание «казачье общество» недопустима.

Казачьи общественные объединения не вправе использовать в своих названиях словосочетания: «хуторское общество», «станичное общество», «городское общество», «отдельское общество», «окружное общество» или «войсковое общество», а также дублировать названия, используемые для обозначения реестровых обществ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность казачьих обществ

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Федеральный закон от 05.12.2005г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества»;
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

5. Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

  1. Указ Президента Российской Федерации от 16.04.1996 № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»;
  2. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 562 "Вопросы Главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
  3. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" (с изменениями от 11 декабря 1996 г., 21 марта 2005 г., 30 апреля 2009 г.);
  4. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 882 "Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ" (ред. от 21.03.2005);
  5. Указ Президента РФ от 11 декабря 1996 г. N 1673 "Об утверждении Положения о Главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации" (с изменениями от 9 июля 1997 г., 12 февраля 1998 г., 30 апреля 2009 г.);
  6. Указ Президента РФ от 09.02.2010 N 171 "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации";
  7. Постановление Правительства РФ от 22.04.1994 N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству";
  8. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2009 г. N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договором (соглашений) с казачьими обществами» и др.

Первые казаки появились в России в 16-ом веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.

В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.

Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу. Все это обусловило необходимость правового регулирования казачьих общественных объединений и, соответственно, выделения их как особой разновидности юридических лиц.

В федеральный закон от 12 января 1996 г. N 275-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась такая организационно-правовая форма некоммерческих организаций как казачьи общества.

Помимо ГК казачьи общества также регулируются Федеральным законом

Кроме того, как следует из п. 4 указа президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества", должно быть принято специальное постановление правительства РФ регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченное вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09 августа 1995 г. N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.

Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.

Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей, которые указаны в упомянутом выше определении в самом общем виде.

Кроме того, обычными направлениями их деятельности являются:

1) охрана общественного порядка;

2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрану;

3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;

4) патриотическое воспитание детей и молодежи;

5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;

6) профилактика и борьба с наркоманией;

7) создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.

Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Нельзя не обратить внимания на то, что в ГК говорится только о зарегистрированных казачьих обществах. Это обусловлено тем, что настоящее время появилось большое количество псевдо казачьих организаций, которые используют казачью атрибутику, однако по сути таковыми не являются.

Единственными видами юридических лиц, в которые могут быть преобразованы казачьи общества являются ассоциации и автономные некоммерческие организации.

Комментарий к статье 123.15

  1. Комментируемая статья, посвященная особому виду юридического лица — казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, принятие которого явилось нормативным закреплением правового статуса казачьих обществ, отнесенных законодателем к закрытому перечню некоммерческих корпоративных организаций.

Законодателем определено понятие казачьих обществ, согласно которому казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» <1> (далее — Закон N 154-ФЗ), объединения граждан, добровольно принявших на себя в порядке, установленном Законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 50. Ст. 5245.

Согласно законодательному определению казачьего общества в нем содержатся признаки данной организационно-правовой формы, а именно:

— это объединение исключительно граждан Российской Федерации;

— цели объединения — сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также возрождение российского казачества, защита его прав;

— члены казачьих обществ добровольно принимают на себя в порядке, установленном Законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Что касается первого признака казачьего общества, то следует отметить, что членом казачьего общества РФ может быть только гражданин РФ. Российское казачество олицетворяет исторически сформировавшуюся культурно-этническую народность. Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, приобретаемая в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» <1>. В казачьи общества объединяются причисляющие себя к прямым потомкам казаков граждане РФ, которые изъявили желание совместно воссоздавать и совершенствовать традиционные образ жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, участвовать в несении государственной или иной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки. Основным документом, подтверждающим членство в казачьем обществе, казачий чин и занимаемую должность в нем, является удостоверение казака <2>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

<2> Указ Президента РФ от 9 февраля 2010 г. N 170 «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 7. Ст. 727.

Ключевой признак организационно-правового статуса казачьего общества связан с добровольным принятием им на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Первоначально определение «казачье общество» было введено ч. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ (в первоначальной редакции), согласно которой «казачье общество — добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы».

Со временем данное определение претерпело изменение. Так, 3 июня 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и статью 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» <1>, в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» была введена ст. 6.2, в которой дано следующее определение: «Казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 23. Ст. 2762.

Аналогичное определение казачьего общества с некоторыми дополнениями содержится ныне и в ч. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 мая 2011 г. N 101-ФЗ): «Казачье общество — форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Полное наименование казачьего общества определяется в зависимости от его вида.

В ч. ч. 4 — 7 п. 1 ст. 2 Закона N 154-ФЗ приводится перечень видов казачьих обществ: хуторское, станичное, городское, районное (юртовое), окружное (отдельское), войсковое и всероссийское и дается их определение.

Хуторское, станичное, городское казачьи общества — это первичные объединения граждан Российской Федерации и членов их семей — жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Районное (юртовое) казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Окружное (отдельское) казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ.

Войсковое казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Федерации.

Всероссийское казачье общество — это казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения войсковых казачьих обществ. Устав всероссийского казачьего общества утверждается Президентом РФ.

Из вышесказанного следует, что казачьи общества, являясь самоуправляемыми организациями, обладают вертикально зафиксированной структурой.

Казачье общество, как и иные некоммерческие корпоративные организации, создается в целях, направленных на достижение общественных благ. Так, общественно полезной целью, как следует из законодательного определения, является сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Следует отметить, что на практике деятельность казачьих обществ существенно обширнее.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 <1> установлено, что члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ привлекаются федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами к несению федеральной государственной гражданской службы, военной службы и правоохранительной службы в следующих сферах деятельности:

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1081.

а) организация и ведение воинского учета членов казачьих обществ, организация военно-патриотического воспитания призывников, их подготовки к военной службе и вневойсковой подготовки членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

б) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, ликвидация последствий стихийных бедствий, гражданская и территориальная оборона, осуществление природоохранных мероприятий;

в) охрана общественного порядка, обеспечение экологической и пожарной безопасности, защита Государственной границы Российской Федерации, борьба с терроризмом.

К иным видам службы члены казачьих обществ могут быть привлечены в следующих сферах деятельности:

а) охрана объектов животного мира;

б) охрана лесов;

в) охрана объектов обеспечения жизнедеятельности населения;

г) охрана объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

д) охрана объектов культурного наследия.

  1. Согласно законодательной дефиниции казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2003 г. N 1096 <1>, согласно которому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции РФ. Требования к ведению и содержанию государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации определены Приказом Минюста России от 13 октября 2011 г. N 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации» <2>.

———————————

<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 1. N 50.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) по внесению в государственный реестр хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства юстиции РФ, его должностными лицами, взаимодействия центрального аппарата, территориальных органов Минюста России с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги устанавливает Административный регламент Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минюста России от 2 июля 2012 г. N 129 <1> (далее — Административный регламент).

———————————

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. 2. N 43.

Согласно Приказу Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 <1> внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат казачьи общества, в которых фиксированная численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее:

———————————

<1> Приказ Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 «О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» // Российская газета. 07.09.2012. N 206.

— 20 членов для хуторских казачьих обществ;

— 100 членов для станичных и городских казачьих обществ;

— 300 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;

— 1000 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;

— 5000 членов для войсковых казачьих обществ.

Значительно меньшая численность требуется для подлежащих внесению в государственный реестр казачьих обществ, расположенных на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Согласно вышеуказанному Приказу она составляет не менее:

— 10 членов для хуторских казачьих обществ;

— 30 членов для станичных и городских казачьих обществ;

— 150 членов для районных (юртовых) казачьих обществ;

— 500 членов для окружных (отдельских) казачьих обществ;

— 1000 членов для войсковых казачьих обществ.

Предметные обязательства членов казачьих обществ по несению государственной и иной службы воспроизводятся в уставах казачьих обществ, принимаемых на общих собраниях.

Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в Министерство юстиции РФ определенный перечень документов. Заявителями являются атаманы соответствующих казачьих обществ.

Согласно п. п. 23, 24 Административного регламента для предоставления государственной услуги — внесения казачьего общества в государственный реестр заявитель представляет непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, следующие документы:

— заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме N ГРКО01;

— устав казачьего общества, принятый высшим органом управления казачьего общества, с приложением документов либо заверенных заявителем их копий;

— заверенную заявителем копию решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр;

— заверенную заявителем копию решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы;

— список членов хуторского, станичного, городского казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

— заверенные заявителем копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества.

Заместитель министра юстиции РФ, курирующий соответствующее направление, начальник территориального органа (его заместитель, курирующий соответствующее направление) при отсутствии оснований для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации или отказа во внесении казачьего общества в указанный реестр не позднее чем через 30 дней со дня получения вышеперечисленных документов принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, подписывает соответствующее распоряжение и заверяет своей подписью свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, которое не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения выдается заявителю (п. 7 ст. 6 Закона N 154-ФЗ, п. п. 57 — 71 Административного регламента).

Выдачу свидетельств о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации осуществляет Департамент по делам некоммерческих организаций и территориальные органы Минюста России по месту нахождения казачьих обществ (п. 2 Приказа Минюста России от 13.10.2011 N 355. В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрированы и действуют следующие войсковые казачьи общества: Всевеликое войско Донское, Центральное казачье войско, Волжское войсковое казачье общество, Енисейское войсковое казачье общество, Забайкальское войсковое казачье общество, Иркутское войсковое казачье общество, Кубанское войсковое казачье общество, Оренбургское войсковое казачье общество, Сибирское войсковое казачье общество, Терское войсковое казачье общество, Уссурийское войсковое казачье общество.

  1. Казачьи общества по сравнению с прочими некоммерческими корпоративными организациями наравне с общей наделены также и специальной правосубъектностью, которая связана с осуществлением участниками казачьих обществ государственно-служебных обязанностей в соответствии с требованиями Закона N 154-ФЗ. Наделение казачьих обществ специальной правосубъектностью и создание тем самым его участникам возможности принять обязанности по несению государственной и иной службы будут иметь место только при внесении соответствующего казачьего общества в Единый государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Возникновение правового статуса казачьих обществ напрямую связано с датой включения в реестр; сохраняется правовой статус до тех пор, пока казачье общество значится в реестре. Значение реестра казачьих обществ в Российской Федерации состоит в том, что в нем должны быть указаны казачьи сообщества, взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы. В реестр не вносится российское казачество, не связанное с государственной службой.

  1. Учредительным документом казачьего общества является устав, принятый на общем собрании (конференции), съезде (круге) казачьего общества.

В соответствии со ст. 123.1 ГК РФ казачье общество как некоммерческая корпоративная организация создается по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде (круге) и т.п. Указанные органы утверждают устав и образуют исполнительные органы казачьего общества (атаман и правление соответствующего общества).

Работу по взятию на себя обязательств по несению государственной и иной службы членами хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) казачьих обществ, объединенных в войсковое казачье общество, организует атаман войскового казачьего общества.

Войсковое казачье общество создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Федерации.

Атаман войскового казачьего общества — единоличный исполнительный орган управления казачьего общества — избирается высшим органом управления войскового казачьего общества сроком на пять лет и утверждается Президентом РФ по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами. Атаманом войскового казачьего общества может быть гражданин РФ — член хуторского, станичного или городского казачьего общества (п. п. 10, 11 ст. 5 Закона N 154-ФЗ).

Правление казачьего общества — коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества, состоящий из атамана, его заместителя (заместителей), других членов правления, представителя ревизионной комиссии, старейшины совета стариков.

Каждое казачье общество имеет свое наименование, устав и органы управления, печать и расчетный счет в банке.

Казачье общество как некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Финансирование государственной службы российского казачества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основанием для финансирования государственной службы российского казачества являются договоры (соглашения) между органами власти и казачьими обществами.

Так как в договорах (соглашениях), заключаемых федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований с казачьими обществами, определяются условия и порядок финансирования, то в зависимости от сторон договорных отношений с казачьими обществами определяется как источник финансирования соответствующий бюджет. В договоре (соглашении) должны быть отражены способы выполнения указанных услуг, порядок финансовых расчетов между сторонами.

Кроме того, источниками формирования имущества казачьего общества как некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— другие не запрещенные законом поступления (ст. 26 Закона о некоммерческих организациях).

Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, являются собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов (п. 3 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях).

Это правило соответствует общему положению п. 2 ст. 56 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ), согласно которому учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

В соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» <1> в качестве дополнительных источников финансирования народных дружин из числа членов казачьих обществ, их материально-технического обеспечения могут использоваться средства казачьих обществ.

———————————

Как и любая другая некоммерческая корпоративная организация, казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Следует отметить, что традиционным видом деятельности для казаков всегда было земледелие, и в связи с этим на повестку дня встал вопрос о наделении казачьих обществ землей, для того чтобы они могли осуществлять такую деятельность.

В соответствии со ст. 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования устанавливаются п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.

  1. Основания исключения казачьего общества из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации, предусмотренные п. 8 ст. 6.1 Закона N 154-ФЗ, следующие:

1) нарушение казачьим обществом Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, муниципальных правовых актов;

2) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;

3) несоответствие фиксированной численности членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, численности таких членов казачьего общества, установленной органом, уполномоченным в области ведения реестра, по согласованию с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами;

4) прекращение деятельности казачьего общества (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

  1. Правовой основой государственной службы российского казачества прежде всего является Конституция РФ, которой подтверждается право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, участвовать в управлении делами государства. Вопросы формирования системы государственной службы российского казачества Конституция РФ относит в целом к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Вместе с тем основные вопросы организации материальной основы службы, ее структуры являются компетенцией Российской Федерации.

Правовую основу государственной службы российского казачества также составляют Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) <1>; Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <2>; Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» <3>; Федеральные законы от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» <4>; от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» <5>; от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» <6>; от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» <7>; от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»; от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» <8>; Закон Санкт-Петербурга от 21 февраля 2012 г. N 37-6 «О казачестве в Санкт-Петербурге» <9>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

<3> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 572.

<4> Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

<5> Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.

<6> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

<7> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

<9> Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2012. N 7.

Многие вопросы правовой основы государственной службы российского казачества урегулированы подзаконными актами. Среди Указов Президента РФ следует отметить следующие: от 15 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» <1>; от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» <2>; от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» <3>; от 7 октября 2009 г. N 1124 «Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы» <4>; от 21 сентября 2003 г. N 1096 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <5>; от 9 февраля 2010 г. N 168 «Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <6>; от 9 февраля 2010 г. N 169 «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <7>; от 9 февраля 2010 г. N 170 «Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <8>; от 9 февраля 2010 г. N 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <9>; от 14 октября 2010 г. N 1241 «Об учреждении флагов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» <10>. Большая часть из названных Указов имеет отношение к организации несения российским казачеством государственной и иной службы.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 851.

<2> Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3359.

<3> Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1955.

<4> Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4734.

<5> Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3739.

<6> Собрание законодательства РФ. 2010. N 7. Ст. 725.

<7> Там же. Ст. 726.

<8> Там же. Ст. 727.

<9> Там же. Ст. 728.

<10> Там же. N 42. Ст. 5353.

Определенная роль в организации государственной и иной службы российского казачества принадлежит постановлениям Правительства РФ, среди которых следует назвать Постановления от 8 июня 1996 г. N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования» <1>; от 3 сентября 2001 г. N 648 «О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой» <2>; от 8 октября 2009 г. N 806 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы и порядке заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами договоров (соглашений) с казачьими обществами» <3>; от 26 февраля 2010 г. N 93 «О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ» <4>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.

<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3690.

<3> Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4791.

<4> Собрание законодательства РФ. 2010. N 11. Ст. 1081.

В соответствии с распоряжением Президента РФ от 12 января 2009 г. N 15-рп «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества» <1> был создан Совет при Президенте РФ по делам казачества, а также утверждены Положение о Совете при Президенте РФ по делам казачества и персональный состав Совета. Совет при Президенте РФ по делам казачества является совещательным и консультативным органом, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 2012. N 32. Ст. 4545.

Концепция государственной политики по отношению к казачеству была утверждена Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. N 355 <1>.

———————————

<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 3. Ст. 210.

  1. В соответствии с комментируемой статьей казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ преобразование является способом прекращения деятельности юридического лица и представляет собой изменение его организационно-правовой формы. Отметим, что именно признаком изменения организационно-правовой формы юридического лица преобразование заметно отличается от иных видов реорганизации.

Досье на проект

Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 5.14. Положения о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2015 г. N 368, и пунктом 28 Плана мероприятий по реализации в 2014 - 2016 гг. Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1417-р, в целях содействия становлению и развитию казачьих обществ приказываю:

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей А.В. Меженько.

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях содействия созданию казачьих обществ различного уровня, их государственной регистрации и включению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также определения основных требований и видов отчетности казачьих обществ.

2. В настоящих рекомендациях рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).

2.1. Объединения казаков, деятельность которых основана на Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ), не вправе брать на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и они не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - государственный реестр).

3. Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

4. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

5. Казачье общество в соответствии с Федеральным законом N 154-ФЗ подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

6. До принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории должны быть созданы окружные (отдельские) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

7. Основными этапами работы по созданию первичного казачьего общества являются:

Подготовка гражданами, желающими объединиться в казачье общество, проекта учредительных документов (устава) казачьего общества;

Проведение общего собрания (круга) учредителей для принятия решения о создании казачьего общества, утверждении устава и избрания органов управления;

Утверждение устава главой муниципального образования;

Государственная регистрация казачьего общества в качестве некоммерческой организации.

II. Создание казачьего общества

8. Решение о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества, как первичного объединения граждан Российской Федерации, принимается на общем собрании (круге) граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного муниципального образования, которые относят себя к потомкам казаков и (или) желают стать членами казачьего общества (далее - общее собрание (круг).

8.2. При принятии решения о создании первичного казачьего общества следует учесть, что для его последующего включения в государственный реестр следует соблюдать требования к численности членов казачьих обществ, установленные приказом Минюста России от 24 августа 2012 г. N 166 "О численности членов казачьих обществ, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимой для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" (далее - приказ Минюста России N 166), в соответствии с которым численность членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 20 членов для хуторских казачьих обществ и 100 членов для станичных и городских казачьих обществ (10 и 30 - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

9. Для создания казачьего общества общим собранием (кругом) должны быть приняты следующие решения:

О создании некоммерческой организации в форме казачьего общества;

Об утверждении учредительных документов (устава) казачьего общества;

О формировании (избрании) органов казачьего общества (в том числе органов управления, ревизионного органа, суда чести и совета стариков).

10. Решение общего собрания о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества оформляется протоколом.

10.3. Согласно пункту 42 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455 (далее - Регламент), протокол общего собрания, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен включать:

Дату и место проведения общего собрания;

Список учредителей - участников общего собрания;

Сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

Существо принятых решений и результаты голосования по ним;

Сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

Фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря общего собрания, ответственных за составление протокола.

11. Районное (юртовое) казачье общество создается путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ, действующих на данной территории, после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании районного (юртового) казачьего общества принимается съездом выборных казаков (кругом) от входящих в него хуторских, станичных и городских казачьих обществ по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого районного (юртового) казачьего общества и численности входящих в его состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов районного (юртового) казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 300 человек (150 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

12. Окружное (отдельское) казачье общество создается путем объединения действующих на данной территории районных (юртовых) казачьих обществ, а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ, после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании окружного (отдельского) казачьего общества принимается съездом выборных казаков (кругом) от входящих в него районных (юртовых) казачьих обществ, а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ, по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого окружного (отдельского) казачьего общества и численности входящих в его состав районных (юртовых), а также хуторских, станичных и городских казачьих обществ при гарантированном представительстве каждого первичного казачьего общества. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов окружного (отдельского) казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 1000 человек (500 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

13. Войсковое казачье общество создается путем объединения действующих на данной территории окружных (отдельских) казачьих обществ после принятия соответствующего решения кругами указанных обществ. Решение о создании войскового казачьего общества принимается съездом выборных казаков от входящих в него окружных казачьих обществ по средней норме представительства, определяемой, исходя из общей численности членов создаваемого войскового казачьего общества и численности входящих в его состав окружных казачьих обществ при гарантированном представительстве каждого первичного казачьего общества. В соответствии с приказом Минюста России N 166 фиксированная численность членов войскового казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, составляет не менее 5000 человек (1000 человек - для казачьих обществ, действующих на территории Сибирского и Дальневосточного федерального округов).

III. Учредительные документы казачьих обществ

14. В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 7-ФЗ в учредительных документах казачьего общества (далее - устав) должны содержаться следующие сведения:

Наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовую форму;

Местонахождение казачьего общества;

Порядок управления деятельностью;

Предмет и цели деятельности;

Сведения о филиалах и представительствах;

Права и обязанности членов казачьего общества;

Условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

Источники формирования имущества казачьего общества;

Порядок внесения изменений в устав;

Порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

Иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

14.4. Изменения в устав казачьего общества вносятся по решению его высшего представительного органа управления (казачьим кругом). Вступление таких изменений в силу осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и утверждение устава казачьего общества.

15. Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отражаются обязательства по несению государственной или иной службы, которые в установленном порядке приняли на себя члены казачьего общества.

16. Согласно пункту 3.2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" (далее - Указ N 632) уставы хуторских, станичных, городских, районных (юртовых) казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, на территориях которых создаются и действуют соответствующие казачьи общества.

17. Уставы окружных (отдельских) казачьих обществ, в соответствии с пунктом 3.3. Указа N 632, утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность соответствующее окружное (отдельское) казачье общество, за исключением уставов окружных (отдельских) казачьих обществ, осуществляющих деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

18. Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территориях нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, в соответствии с пунктами 3.4. и 3.5. Указа N 632, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

IV. Органы управления

19. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества имеют специфические особенности и устанавливаются уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Федерального закона N 154-ФЗ управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

20.5. Высшим представительным органом управления казачьего общества является общее собрание казачьего общества (далее - круг), основной функцией которого является обеспечение соблюдения казачьим обществом целей, в интересах которых оно было создано (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ).

20.6. К компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ относится решение следующих вопросов:

Определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества;

Изменение устава казачьего общества;

Определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) казачьего общества и исключения из состава его учредителей (участников, членов);

Образование органов управления казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности казачьего общества;

Принятие решений о создании казачьим обществом других юридических лиц, об участии казачьего общества в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств казачьего общества;

Принятие решений о реорганизации и ликвидации казачьего общества, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

Утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

20.7. Изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества, образование исполнительных органов казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий, а также вопросы реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции круга.

20.8. Круг правомочен, если на нем присутствует более половины его членов. Решение круга принимается большинством голосов членов, присутствующих на нем. Решение круга по вопросам исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.

20.9. Решения круга по вопросам его исключительной компетенции, принятые с нарушением установленного порядка принятия таких решений, не могут считаться правомерными.

21. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 7-ФЗ атаман казачьего общества - единоличный исполнительный орган управления, осуществляющий текущее руководство казачьим обществом, избираемый кругом и подотчетный ему.

21.10. В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона N 7-ФЗ к компетенции атамана относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления казачьего общества, определенную уставом.

21.11. Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президенте Российской Федерации в федеральном округе", полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.

21.12. В соответствии с пунктом 10 статьи 5 Федерального закона N 154-ФЗ кандидатура атамана войскового казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

V. Регистрация казачьего общества

22. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации, и, согласно статье 6 Федерального закона N 154-ФЗ, они подлежат внесению в государственной реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

22.13. Казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В отличие от общественных объединений законодательством Российской Федерации о российском казачестве не предусмотрена возможность осуществления деятельности казачьих обществ без государственной регистрации.

23. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

23.14. Документы, необходимые для государственной регистрации хуторского, станичного, городского, а также районного (юртового) казачьего общества, как некоммерческой организации, представляются в территориальный орган Минюста России, окружного (отдельского) и войскового казачьего общества - непосредственно в Минюст России не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

23.15. Согласно пункту 41 Регламента все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации (устав казачьего общества) представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра устава, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

23.16. Согласно пункту 5 статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пункту 28 Регламента для государственной регистрации казачьего общества представляются следующие документы:

1) Заявление о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме N Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

Заявление подписывается уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов. Согласно статье 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) при государственной регистрации создания юридического лица (в том числе некоммерческой организации) заявителем может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа (атаман), либо один из учредителей юридического лица.

Подлинность подписи заявителя заверяется в нотариальном порядке. За совершением такого нотариального действия может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица.

2) Устав казачьего общества, подготовленный с учетом установленных законом требований и типовой формы устава, рекомендованной Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

3) Решение круга о создании некоммерческой организации в форме казачьего общества и об утверждении ее учредительных документов (устава) с указанием состава избранных (назначенных) органов.

4) Сведения об учредителях. Сведения об учредителях (физических и юридических лицах) заполняются с указанием ФИО и паспортных данных в приложении к заявлению формы N Р11001 на каждого учредителя (участника общего собрания) на отдельном бланке.

5) Документ об уплате государственной пошлины. Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица уплачивается в размерах, предусмотренных ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. На регистрацию представляется документ банка, подтверждающий уплату в федеральный бюджет Российской Федерации государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации в подлиннике.

6) Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией. Данные сведения указываются в соответствующей графе заявления формы N Р11001. Согласно п.45 Регламента подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.

7) При использовании казачьим обществом в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование. В качестве таких документов могут выступать нотариально заверенные заявления с согласием на их использование от правообладателей.

23.17. Решение о государственной регистрации некоммерческой организации, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации, принимается не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов (пункт 8 статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ) и направляет в регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба или ее территориальный орган) сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). ФНС или ее территориальный орган на основании представленных документов в срок не более пяти рабочих дней со дня их получения вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст России или его территориальный орган.

23.18. После проведения регистрационных процедур Минюст России или его территориальный орган выдает заявителю (либо уполномоченному по доверенности лицу) следующие документы:

Свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;

Свидетельство о внесении записи в Единый государственной реестр юридических лиц;

Свидетельство о постановке на налоговый учет;

Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

Копию устава некоммерческой организации с отметкой о регистрации.

23.19. Основаниями для приостановления процедуры регистрации казачьего общества как некоммерческой организации является представление для государственной регистрации документов, оформленных в ненадлежащем порядке. При этом, в соответствии с пунктом 1.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пунктом 48 Регламента, государственная регистрация некоммерческой организации может быть приостановлена однократно на срок, не превышающий трех месяцев.

23.20. Согласно пункту 1 статьи 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ и пункту 50 Регламента в регистрации казачьего общества как некоммерческой организации может быть отказано в следующих случаях:

Если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

Если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

Если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

Если необходимые для государственной регистрации документы, представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

Если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона N 7-ФЗ;

Если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

Если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

Если в установленный решением о приостановлении государственной регистрации срок заявителем не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации.

23.21. О приостановлении процедуры регистрации казачьего общества как некоммерческой организации, об отказе в регистрации заявителю сообщается в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием оснований, повлекших принятие такого решения.

23.22. Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

24. Регистрация юридических лиц в территориальных органах ПФР и в территориальных органах ФСС России осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в них регистрирующим органом (ФНС России) сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статья 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

24.23. Регистрация юридических лиц осуществляется не в заявительном порядке, а на основании сведений из ЕГРЮЛ, поступивших от регистрирующего (налогового) органа (п. 3.1 письма ФСС России от 23 августа 2011 года N 14-03-11/08-9440).

24.24. Территориальный орган ПФР и Региональное отделение ФСС России извещают организацию о ее регистрации в качестве страхователя путем направления через федеральные органы почтовой связи соответствующего уведомления.

25. Постановка казачьего общества на учет в территориальном органе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) происходит Аналогичным пункту 24 образом.

VI. Внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

26. Согласно части 5 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ решение о внесении в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации хуторского, станичного, городского или районного (юртового) казачьего общества принимается территориальным органом Минюста России по месту нахождения соответствующего казачьего общества.

27. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

28. Для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации атаманом казачьего общества в соответствии с частью 6 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ представляются в Минюст России или его территориальные органы следующие документы:

1) заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме, утвержденной органом, уполномоченным в области ведения реестра;

2) устав казачьего общества, принятый высшим органом управления казачьего общества и утвержденный в установленном порядке;

3) заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении данного казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

4) заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с копией указанного решения представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;

5) заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества. Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

29. В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ Минюст России или его территориальный орган при отсутствии оснований для приостановления процедуры внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации или отказа во внесении казачьего общества в указанный реестр не позднее чем через тридцать дней со дня получения необходимых документов принимает решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного решения выдает атаману казачьего общества свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации по форме, утвержденной органом, уполномоченным в области ведения реестра.

VII. Требования и виды отчетности казачьих обществ

30. В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона N 154-ФЗ казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, ежегодно представляет в Минюст России или в его территориальный орган сведения об общей численности членов казачьего общества, о фиксированной численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, по форме и в сроки, которые определяются органом, уполномоченным в области ведения реестра. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с указанными сведениями представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

31. В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" казачье общество обязано представлять в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212.

32. В соответствии с пунктом 3.8. Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632"О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" войсковое казачье общество ежегодно, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами:

отчет о выполнении взятых на себя членами входящих в его состав казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы и других обязательств, предусмотренных уставом и иными актами войскового казачьего общества;

сведения об общей численности членов каждого из казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества, а также о численности их членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы;

сведения об общей численности членов войскового казачьего общества, а также о численности его членов, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы;

сведения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении) войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ;

сведения об изменении структуры войскового казачьего общества, в том числе о включении в состав войскового казачьего общества новых казачьих обществ с указанием общей численности членов каждого из этих казачьих обществ, а также о численности их членов, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Обзор документа

В них рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ различного уровня, их госрегистрации и включения в госреестр. Также приводятся требования к отчетности казачьих обществ.