Планирование Мотивация Управление

Правовое регулирование рынка товаров и услуг. Правовые основы товарного рынка в российской федерации. Виды товарных рынков

В отношении рынка товаров и услуг ст. 74 Конституции РФ установлено, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, окружающей природы и культурных ценностей. Данной нормой жестко ограничивается возможный масштаб стороннего воздействия на рынок товаров.

Иными словами, за рамки рыночного саморегулирования в случае необходимости выводятся те свойства продукции и услуг, которые могут негативно повлиять на жизнь и здоровье людей, на окружающую среду и культурные ценности. Остальные же свойства должны устанавливаться непосредственно под воздействием рынка путем саморегулирования (рис. 15.3).

Рис. 15.3.

Из трех дефектов рынка несовершенной конкуренциимонопольной власти, внешних эффектов и несовершенства информации – применительно к рынку товаров факторами, способными непосредственно оказать неблагоприятное влияние на людей и окружающую среду, являются два: внешние эффекты и несовершенство информации.

Отрицательные последствия внешних эффектов от использования продукции проявляются, например, в виде:

  • – выхлопных газов автомобилей, содержащих углекислый газ и другие вредные для здоровья людей и окружающей среды вещества;
  • – электромагнитных излучений при эксплуатации электробытовой техники, которые вызывают помехи в работе радиоэлектронных приборов самолетов гражданской авиации, обеспечивающих безопасность пассажиров, и т.д.

Несовершенство информации в равной степени касается всех групп свойств продукции – назначения, безопасности, эргономических, эстетических, экологических и др. Из факта несовершенства информации, циркулирующей на рынке товаров, следует, что отсутствуют в необходимом объеме сведения, позволяющие объективно судить о продукции в целях ее идентификации, а также о ее свойствах.

Некоторые из этих свойств, характеризуемые показателями назначения (эргономическими, эстетическими и др.), являются основными при принятии покупателем решения о приобретении товара. Проявления этих свойств не вызывают вредных или опасных для жизни, здоровья и окружающей среды последствий. Поэтому требования к информации о них сводятся к тому, чтобы она была объективной, достоверной, полной. Однако наличие или отсутствие такой информации не является основанием для ограничения свободного обращения продукции на рынке. Иными словами, она носит описательный (дескриптивный) характер.

Совершенно иная ситуация складывается вокруг информации, касающейся таких свойств продукции, как экологичность и безопасность. Если назначение продукции, ее эстетические и эргономические свойства касаются только пользователей этой продукции и направлены на удовлетворение их потребностей, то экологические характеристики за счет внешних эффектов могут нанести ущерб неограниченному кругу лиц. То же относится и к свойствам, характеризующим безопасность, эффекты которых могут распространяться как на непосредственных пользователей продукции, так и на неопределенный круг посторонних лиц.

Поэтому информация об этих свойствах имеет принципиально иной – нормативный характер, означающий, что она несет некие предписания, ограничения, обязательные для исполнения. Например, свобода обращения на рынке продукции, использование которой сопровождается появлением негативных внешних эффектов с превышением допустимого уровня, должна ограничиваться.

Из характера информации вытекают и способы регулирования. Выделяют прямой (директивный) и косвенный (индикативный) способы регулирования (рис. 15.4).

Рис. 15.4.

Нормативный характер информации предполагает применение прямого способа, т.е. непосредственного воздействия на негативные факторы. Прямой способ связан с наличием у субъекта регулирования определенных властных полномочий, которыми располагают государственные органы. Эти полномочия находят отражение в виде таких регулирующих мер, как законодательные акты, лицензии, регламенты, правила, право на проведение контроля и надзора, а также на применение других форм оценки соответствия установленным нормативам.

Описательный характер информации предполагает преимущественное применение косвенного способа регулирования. Этот способ, используемый субъектами хозяйственной деятельности по собственной инициативе или по рекомендации таких субъектов регулирования рынка, как ассоциации предпринимателей и общества защиты прав потребителей, можно рассматривать в качестве специфического аспекта саморегулирования рынка товаров. Типичным примером этого регулирования является применение регулирующих мер – системы менеджмента качества и экологического менеджмента на основе международных стандартов и др. Косвенный способ не исключает воздействия и на свойства продукции.

Потребность в разработке и применении добровольных стандартов на продукцию и услуги вызвана необходимостью компенсации органического дефекта рынка товаров – несовершенства информации.

Добровольности решения о применении стандартов субъектами хозяйственной деятельности противостоит обязательный характер их применения после принятия данного решения. То же относится и к решению о проведении добровольной сертификации для подтверждения соответствия требованиям добровольных стандартов.

Государство, организуя деятельность по регулированию товарного рынка, дифференцирует применяемые способы регулирования и, соответственно, регулирующие меры: от прямых – установление обязательных требований, обязательного подтверждения соответствия и контроля (надзора); до косвенных – применение национальных добровольных стандартов, развитие добровольной сертификации, страхование ответственности за ущерб, внедрение систем менеджмента, обучение и информирование потребителей, создание саморегулирующихся организаций, вручение национальных премий по качеству и др. (рис. 15.5).

Прямой способ наиболее полно соответствует целям устранения негативных последствий дефектов рынка товаров, проявляющихся в виде как внешних эффектов, так и несовершенной информации. Косвенный же способ направлен на компенсацию последствий проявления только одного из дефектов рынка – несовершенства информации.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что для каждого сегмента рынка – финансового, фондового, труда и товаров – существуют свои формы, методы, способы регулирования и регулирующие меры, которые оказывают влияние как друг на друга, так и на смежные сегменты рынка. Для рынка товаров формой его регулирования является техническое регулирование.

В сфере исследования коммерческого права находится непосредственно товарный рынок. Товарный рынок можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле это система субъектов экономики и их отношений, цель которых - обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственного назначения. В узком - рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Товарный рынок России имеет соответствующую структуру, пока ещё не полностью сформированную и организованную. В эту структуру включается совокупность определенных звеньев, задачей которых является продвижение товара от производителя к потребителю.

Все эти звенья имеют определенную организационно-правовую форму (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия), являются коммерческими организациями, то есть имеют основной целью извлечение прибыли.

Особую группу участников оптовой торговли составляют организаторы оптовой торговли, которые сами не занимаются торговой деятельностью, а создают условия для торговых операций других участников товарооборота.

Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которого - проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Товарная биржа выступает наиболее развитой формой оптового рынка товаров, определяемых родовыми признаками (металла, леса, угля, зерна).

Правовое положение товарных бирж в Российской Федерации определено Законом от 20 февраля 1992 года «О товарных биржах и биржевой торговле».

Под товарной биржей Закон понимает организацию с правами юридического лица, формирующую оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Биржа может учреждаться юридическими и физическими лицами, число которых не может быть менее 10, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, постоянные и разовые посетители.

Биржевая торговля осуществляется посредством совершения биржевых сделок, под которыми понимается зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар - это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Статья 8 Закона предусматривает следующие виды биржевых сделок:

1) простые сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

2) форвардные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;

3) фьючерсные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

4) опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара;

5) другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

Основные понятия

Аукцион — способ продажи товара с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену.
Бартерная сделка — сделка, при которой взаимный обмен продукцией осуществляется без денежной оплаты. Пропорции обмена при этом определяются, как правило, с учетом соотношения цен на обмениваемые товары на внутреннем или мировом рынке, качества продукции и условий поставки.
Биржевая сделка — зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар — не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
Брокер — биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента (ст.9 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).
Брокерская деятельность — совершение биржевых сделок брокером от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.
Брэнд (брэндинг) — клеймо; марочный (от — «марка товара») принцип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брэндов (товарных знаков, товарных марок, знаков обслуживания) в самостоятельные объекты маркетинга.
Дилер — биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже для получения выручки (прибыли).
Дилерская деятельность — совершение биржевых сделок дилером от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже.
Информация — совокупность сведений о каких-либо событиях и фактах.
Коммерческая тайна — используемая в предпринимательской деятельности информация, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
Маркетинг — система коммерческих мер предпринимательской деятельности в условиях рыночной концепции управления. Необходимая составная часть рыночной системы, эффективное средство конкурентной борьбы.
Паблик рилейшнз (Public Relations — ПР) — некоммерческие престижные мероприятия, направленные на создание благоприятного облика фирмы.
Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Закона РФ о рекламе).
Рынок — совокупность социально-экономических отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Рыночная экономика — система экономических свобод, действующая в жестких рамках закона, поскольку свобода без закона может привести к хаосу и насилию, а закон без свободы чреват тиранией государства.
Товар — продукт труда, произведенный для продажи или обмена.
Товарная биржа — организация, наделенная правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (ч.4 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).
Ярмарка — ежегодный рынок. Периодически, как правило, ежегодно организуемые в установленном месте торги.

Основные нормативные акты

Гражданский кодекс РФ — п.1 ст.10, ст.139, ст.401, 1033, 1222.
Налоговый кодекс РФ — ст.40, 188, 214.1.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Закон РФ 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., включая от 25 июля 2002 г.) // Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст.300; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.169; N 24. Ст.2256; N 30. Ст. 2870; 1996. N 1. Ст.4; 1998. N 10. Ст.1143; 2000. N 26. Ст.2737; N 32. Ст.3333; 2001. N 32. Ст.3315; 2002. N 12. Ст.1093; N 30. Ст.3029; 3033.
Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле» (с изм. и доп., включая от 21 марта 2002 г.) // Ведомости РФ. 1992. N 18. Ст.961; N 34. Ст.1966; 1993. N 22. Ст.790; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст.2397; 2002. N 12. Ст.1093.
Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе».
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст.609; 2003. N 2. Ст.167.
Федеральный закон от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. 1996. N 28. Ст.3347.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ).
Положение о комиссии по товарным биржам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 (с изм. от 26 марта 1996 г.) // САПП РФ. 1994. N 10. Ст.787; СЗ РФ. 1996. N 13. Ст.1345.
Положение о государственном комиссаре на товарной бирже, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 // СЗ РФ. 1994. N 10. Ст.787.
Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. N 152 // САПП РФ. 1994. N 10. Ст.787.
Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные, фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 // СЗ РФ. 1995. N 42. Ст.3982. Текст приложения см.: Ведомственное приложение к РГ. 1995. 21 окт.
Письмо ГКАП РФ от 30 июля 1996 г. N 16-15/АК «О форвардных, фьючерсных и опционных биржевых сделках» // Экспресс-Закон. 1996. N 38.
Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы, одобренная постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст.2910.

УДК 346.62 + 346.542

С.С. Татаринова* ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ТОВАРНОГО РЫНКА**

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования определения границ товарного рынка. Подчеркивается значение правильного и точного определения границ для целей анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. Анализируются изменения в нормативном регулировании механизма оценки конкуренции на товарном рынке. Проводится сравнение механизмов оценки, принятых в России и за рубежом, в том числе на уровне Европейского союза. Делается вывод о возможности использования опыта зарубежных государств для совершенствования механизма определения границ товарного рынка в Российской Федерации.

Ключевые слова: правовое регулирование, товарный рынок, определение границ товарного рынка, оценка конкуренции, механизм оценки конкурентной среды.

Понятие «товарный рынок» является одной из ключевых категорий в конкурентных правоотношениях. Точная дефиниция данного понятия является необходимой для целей антимонопольного законодательства. Именно через категорию «товарный рынок» раскрываются многие основополагающие определения конкурентного права.

Как верно отмечает К.Ю. Тотьев, «товарный рынок» в качестве правового понятия используется в четырнадцати статьях Федерального закона «О защите конкуренции», что составляет более четверти от общего количества его статей. В силу этого данное понятие является одной из самых используемых юридически значимых категорий отечественного антимонопольного законодательства .

С проблемой определения понятия «товарный рынок» тесна связана и проблема определения границ товарного рынка. Именно выявление границ помогает определить тот или иной товарный рынок как обособленный, отделить его от других товарных рынков. Механизм определения границ товарного рынка является тем инструментом, который позволяет антимонопольным органам оценить состояние конкуренции на конкретном товарном рынке.

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке являются необходимой частью реализации функций государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, например, при создании и реорганизации коммерческих и некоммерческих организаций, пресечении нарушений статей Федерального закона «О защите конкуренции» и т. д. Каждый из возникающих товарных рынков отличается своими характеристиками, в первую очередь критериями взаимозаменяемости и набором взаимозаменяемых товаров, географическими границами, составом продавцов и покупателей. В целом на территории страны функционирует сложная изменчивая система многочисленных локальных, региональных, национальных участков мировых товарных рынков. С одной стороны, каждый товарный рынок в связи с определенным составом участников (продавцов и покупателей) относительно обособлен, с другой - между товарными рынками существуют разнообразные связи. Например, покупатели могут переключаться с одного рынка на другой, на рынок могут приходить продавцы с других рынков и т. д. При этом на каждом товарном рынке могут складываться различные взаимоотношения между хозяйствующими

* © Татаринова С.С., 2014

Татаринова Светлана Сергеевна ([email protected]), кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

** Исследование выполнено в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодыхученьхза счет средств федерального бюджета (МК-5828.2012.6).

субъектами. Соответственно, ситуация на каждом товарном рынке должна оцениваться и контролироваться отдельно. Эффективность антимонопольного регулирования во многом зависит от достоверности результатов анализа характеристик товарного рынка, в первую очередь от корректного определения его продуктовых и географических границ (т. е. в составе каких групп взаимозаменяемой продукции и на каких территориях обращается товар) .

Понятие «границ» неизменно использовалось во всех определениях товарного рынка в разных формах. В связи с этим обратимся сначала к дефинициям понятия «товарный рынок», существовавшим в российском законодательстве с 90-х годов до сегодняшнего дня.

Первые дефиниции термина «товарный рынок» были сформулированы в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» . В данном нормативном акте было использовано два определения, разделяющие товарный рынок на два уровня - республиканский и местный. Под республиканским товарным рынком понималась сфера обращения товаров в пределах границ РСФСР, в то время как под местным товарным рынком - сфера обращения товаров в пределах границ республики, входящей в состав РСФСР, автономной области, автономного округа, края, области.

Основной проблемой обоих приведенных выше определений являлось то, что товарное обращение фактически могло выходить за рамки обрисованных в законе границ товарного рынка. На практике вполне возможна ситуация, когда вдоль границы какого-либо населенного пункта с обеих ее сторон расположены магазины, в которых продаются абсолютно одинаковые или взаимозаменяемые товары. Однако, исходя из легального определения товарного рынка, такие товары должны были считаться обращающимися на различных товарных рынках, а следовательно, исключалась и конкуренция между ними. Стало очевидно, что такой механизм разграничения рынков необъективен и способствует искажению конкуренции на обоих соседствующих рынках.

Попытка исправить сложившуюся ситуацию была предпринята с принятием Государственной программы по демонополизации экономики, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 г. № 1991 . Новелла заключалась в том, чтобы свести понятие товарного рынка не к конкретным границам области, округи и т. п., а ввести понятие «географические границы товарного рынка», следующие за товаром, а не привязывающие товар к определенной законом территории.

При внесении изменений в Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в 1995 г. определение товарного рыш-ка бышо изменено и зафиксировано в следующей редакции: «товарный рышок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами». Однако данное определение также не является совершенным, так как в нем говорится лишь о «территории Российской Федерации». Ограничение товарного рышка его «географическими» границами снова не получило законодательного закрепления.

Существенно ситуация меняется лишь с принятием нового Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» , в котором бышо сформулировано новое понятие товарного рынка. В п. 4 ст. 4 данного ФЗ товарный рынок определяется как сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Комментируя новеллы Закона о защите конкуренции 2006 г., А.Н. Варламова указывает на то, что из дефиниции исключен такой признак, как географическое расположение товарного рышка на территории Российской Федерации или ее части. Иныши словами, произошла глобализация данного понятия .

Несмотря на все изменения законодательства, произошедшие в последние года, вопрос о территориальных границах товарного рышка остается на сегодняшний день весьма сложным и недостаточно проработанным. При этом нельзя забытать, что установление продуктовыж и географических границ рынка имеет существенное значение. В случае слишком широкого определения его границ уровень конкуренции на рынке может быть завышен, а доля доминирующего предприятия занижена. Напротив, чрезмерно узкое определение границ рынка приводит к завышению доли доминирующего предприятия и занижению характеристик конкуренции .

Нормативное закрепление порядка оценки состояния конкуренции на товарном рышке применяется во многих зарубежный: государствах. Так, например, в США действуют «Рекомендации по горизонтальному слиянию компаний», а также для

вертикальных слияний применяется неотменен-ный четвертыш раздел предыдущей редакции «Рекомендаций» 1984 года. В странах Европейского союза существует Уведомление Комиссии Европейского сообщества об определении соответствующего рышка для целей законодательства Сообщества о конкуренции. Аналогичные нормативные акты существуют в Великобритании, Японии, Канаде, Австралии, Бразилии и других странах .

Российская практика также уже достаточно давно пришла к пониманию необходимости нормативного закрепления механизмов оценки конкуренции на товарном рышке. Приказ ГКАП РФ от 26 октября 1993 года № 112, утвердивший «Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рышков» , стал первыш нормативным документом в данной сфере. С 1997 года действовал «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рышках», утвержденный Приказом МАП России от 20 декабря 1996 года № 169 . В августе 2006 года вступил в силу Приказ ФАС России от

25 апреля 2006 года №108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рышке» , представляющий собой новую редакцию существовавшего ранее документа.

На сегодняшний день для проведения анализа состояния конкуренции на товарных рышках Российской Федерации применяется Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рышке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (ред. от 12.03.2013) . В соответствии с п. 1.3 данного Порядка проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовыж границ товарного рышка; определение географических границ товарного рышка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рышке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рышке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рышок; оценка состояния конкурентной среды на товарном рышке; составление аналитического отчета. Таким образом, определение границ товарного рышка российским законодателем признается одним из основных механизмов оценки состояния конкурентной среды.

Правильная оценка конкретныж фактических обстоятельств с учетом выше изложенных критериев позволит правильно определить сферу обращения товара .

Стоит заметить, что в последнее время российская практика определения границ товарного рышка

тяготеет к сближению с практикой зарубежных государств. Опыт зарубежного законодателыства успешно применяется и в российских механизмах определения рышка. Так, например, во Франции при определении соответствующего рынка учи-тытаются такие составляющие, как продуктовые границы рынка, его географические границы, а также характерные особенности спроса на данный товар .

Как и в Российской Федерации, во Франции выделяются разноуровневые товарные рышки. Географический рышок может быты националыным, регионалыным или местным. Достаточно того, чтобы он охватытал значителыную часты территории государства. Одним из наиболее важныж критериев разграничения географического рышка являются транспортные издержки. Чем дороже транспортировка, тем уже рынок .

При этом выгавление границ товарныж рынков, как правило, является первыш шагом при рассмотрении практически любого дела. По этой причине правилыное проведение этой процедуры - залог обоснованного антимонополыного расследования. Границы товарных рышков устанавливаются не «по желанию» или «усмотрению» антимонополыного органа, а на основании взвешенного экономического анализа. Причем стандарты доказателыств должны быты достаточно высоки. В противном случае возникает существенный риск того, что антимонополыная политика потеряет свою объективносты .

Аналогичные националыным нормы и правила анализа конкурентной среды применяются и на уровне Европейского союза (далее - ЕС). Процедура определения границ товарного рынка является основой применения правил конкуренции в ЕС. В европейской практике для целей анализа конкурентной ситуации на рышке широко применяется тест гипотетического монополиста, также известный как SSNIP (small but significant non-transistory increase in prise - малое, но продолжи-телыное увеличение цены).

Следует заметиты, что весыма существенную ролы в правилыном определении товарного рышка в ЕС играет судебная система. При этом суды Евросоюза, рассматривая конкретные дела о нарушении конкуренции, принимают во внимание не толыко формалыные или юридические основания, но также исследуют и экономические аргументы, положенные антимонополыныши органами в основу того или иного своего решения.

Суд ЕС в своих решениях не определяет понятия товарного рышка, однако при его изучении также исполызует категорию взаимозаменяемости товаров .

При этом рассматривая вопрос о взаимозаменяемости товаров, суды ЕС руководствуются как правовытми и экономическими критериями, пре-

дусмотренными нормативными актами, так и анализом конкретной сложившейся на рынке ситуации, в том числе с применением таких критериев, как цена, физические свойства товара и его применение.

Примером может быть дело United Brands, когда Суд ЕС сделал вывод о том, что особый внешний вид, вкус и физические свойства бананов позволяют выделить отдельный рынок бананов, таким образом отделив его от общего рынка свежих фруктов. В другом деле ICI and Commercial Solvents v Commission суд признал отсутствие заменителей нитропропана, который поставлялся другой компании - Zoja - в качестве сырья для производства медикаментов, сославшись на то, что использование компанией Zoja других видов сырья потребовало бы от нее дополнительных затрат .

Схожие примеры судебных решений можно найти и в российской судебной практике. Так, например, по делу ОАО «Шатурторф» решением Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, было признано недействительным включение общества в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 % с мотивацией вывода тем, что торф может быть заменен любым из видов топлива, входящих в товарную шруппу «Топливо». Однако суд кассационной инстанции отменил решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции на основании того, что существующая котельная МП «Жилэп» не может использовать другие виды топлива, помимо фрезерного торфа. В дело также представлено письмо Института микроэкономики от 15 июня 2000 года, в котором указано, что при переходе на другие виды топлива для потребления заменителей торфа фрезерного потребуется проведение технического переоборудования производственных мощностей .

Под соответствующим географическим рынком Суд ЕС понимает такую область, в пределах которой определенные хозяйствующие субъекты вовлечены в снабжение и потребление соответствующих товаров и услуг, условия конкуренции в рамках которой однородны и которая может быть отделена от соседней географической области, поскольку, в частности, условия конкуренции в этих областях существенно различаются. Однако, как отмечает А.Н. Голомолзин, страны Северной Европы не согласны с используемым Еврокомиссией порядком определения рынка, поскольку, по их мнению, данный порядок способен привести к дискриминации малых стран . Так называемая дискриминации заключается в том, что при определении национального рынка в малом государстве, слияние компаний в данном государстве может быть затруднено. Связано это прежде всего с тем, что из-за небольшого охвата товарного

рынка, компании, реорганизуемые путем слияния, рискуют сразу же стать доминирующими на национальном рынке. При этом уровень их конкурентоспособности на мировом рынке может быть крайне малым. Для крупных же государств подобная проблема не столь актуальна в связи с многократно большим охватом национального рынка.

В заключение заметим, что представители судебной системы могут играть важную роль в повышении стандартов доказательств, используемых антимонопольными органами. Нередка практика, когда судебный орган отменяет решение Еврокомиссии не по формальным или юридическим основаниям, а вследствие недостаточной убедительности экономической аргументации. Представляется, что использование такого подхода было бы своевременно и со стороны российского судебного сообщества. Российская правоприменительная практика знает немало примеров, когда суды отменяли решения антимонопольных органов. Однако далеко не всегда это происходило благодаря пробелам в экономической логике последних. Более пристальное внимание к обоснованности экономических аргументов в ходе производства по делу позволит вывести на качественно новый уровень не только работу судебной системы, но и самих антимонопольных органов. Такое развитие событий положительно приветствовалось бы среди практиков антимонопольного регулирования в РФ .

Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день одним из ключевых моментов в регулировании товарного рынка является вопрос об определении границ товарного рынка в каждом конкретном случае. На сегодняшний день данный вопрос является достаточно сложным и юридически недостаточно проработанным. На наш взгляд, единые четкие критерии определения границ товарного рынка необходимы для единообразия правоприменительной практики, в целях ясности прозрачности применения антимонопольного законодательства для всех участников рыночных правоотношений.

Исследуя правоприменительную практику Евросоюза, нельзя не отметить ту значительную роль, которую играет суд ЕС в процессе оценки состояния конкуренции на товарном рынке, а также формировании стандартов применения критериев оценки конкурентной среды антимонопольными органами. Учитывая все возрастающую роль российской судебной системы в применении антимонопольного законодательства, изучение и анализ подобной практики зарубежных государств может быть полезным для совершенствования практики анализа конкуренции на товарном рынке в Российской Федерации, в частности регулирования такого непростого вопроса, как определение границ товарного рынка.

Библиографический список

1. О защите конкуренции: федеральный закон от

2. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон РСФСР от 22 марта 1991 года // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499.

3. О внесении изменений в закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: федеральный закон от 25.05.1995 № 83-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.

4. Об утверждении Государственной программы по демонополизации экономики: постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 года № 1991 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 14. Ст. 1052.

6. Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках: приказ МАП России от 20 декабря 1996 года № 169 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 3.

7. Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке: приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года № 108 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 32.

8. Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке: приказ ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 34.

9. Case 27/76 (1978) ECR 207, (1978) l CMLR 429.

10. Case 6, 7/73 (1974) ECR 223, (1974) l CMLR 309.

11. Алешин Д.А., Положихина M.A. Современный подходы ФАС России к анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках // Современная конкуренция. 2007. № 5.

12. Бурякова Л.Е. Законодательство Европейского союза о злоупотреблении доминирующим положением // Журнал российского права. 2000. № 9.

13. Варламова А.Н. Новый закон о конкуренции // Законодательство. 2006. № 11.

14. Галицкий А.Е. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке по законодательству России и Франции: сравнительно-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. M., 2007.

15. Голомолзин А.Н. Зарубежный опыт методологии и практики определения рынка // Вестник Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2002. № 1.

16. Пружанский В. Роль судов в определении границ товарных рынков: европейский опыт // Конкуренция и право. 2012. № 6.

17. Степанова М.Н. Правовое регулирование конкуренции на современном товарном рынке: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

18. Тотьев К.Ю. Конкурентное право: учебник. М.: Издательство РДЛ, 2003.

19. Тотьев К.Ю. Товарный рынок и его границы в практике применения антимонопольного законодательства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 6.

20. Conseil de la concurrence, Rapport annuel pour 1996.

21. Malaurie-Vignal M. Droit de la concurrence, L.G.D.J. 2003.

S.S. Tatarinova*

LEGAL REGULATION OF DELIMITATION OF COMMODITY MARKET

The problems of legal regulation of delimitation of boundaries of commodity market are regarded in the article. The importance of correct and precise delimitation for the analysis of state of competitive environment in the commodity market is emphasized. Analyses alteration of normative regulation of mechanism of evaluation of competition in the commodity market. The comparison of mechanisms of evaluation admitted in Russia and abroad, including the European Union, is carried out. The conclusion about possibility of applying foreign experience for the improvement of mechanism of delimitation of commodity market in the Russian Federation is made.

Key words: legal regulation, commodity market, delimitation of commodity market, evaluation of competition, mechanism of evaluation of competitive environment.

* Tatarinova Svetlana Sergeevna ([email protected]), the Dept. of Civil Procedural and Enterpreneurial Law, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

4.1. Определение и понятие товарных рынков

Экономика, равно как и экономическая деятельность, составляет постоянное движение массовых потоков товаров, которые производятся и доставляются потребителям в самые отдаленные точки, где в них нуждаются люди. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, информации, знаний и новейших технологий. Л.В. Андреева указывает, что «товарный рынок состоит из рынков разнообразных товаров, отличающихся по своим характеристикам, свойствам, степени опасности для жизни и здоровья населения, влияющих на их оборотоспособность. Изучение правового режима различных товаров является одной из основных задач коммерческого права» <1>.

———————————

<1> Коммерческое право России: Учебник / Л.В. Андреева. 2-е изд., перераб. и доп. С. 35 — 36.

Товарный рынок — это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами <1>.

———————————

<1> Приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» // БНА ФОИС. 2006. N 32.

Близкое к этому определение товарного рынка дается НК РФ <1>, согласно которому рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Таким образом, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров за денежный эквивалент или другое имущество . Рынок подразумевает под собой реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов на ближайшей к его месту нахождения территории Российской Федерации или за ее пределами.

———————————

Основными элементами, определяющими самостоятельность товарного рынка <1> и позволяющими производить анализ и оценку его конкурентной среды, являются:

———————————

<1> Пункт 3 Приказа ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

1. Продуктовые границы товарного рынка, выявление которых представляет собой процедуру определения потребительских свойств товара или товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей (а в некоторых случаях и продавцов) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате опроса покупателей (продавцов). Опрос проводится по группам покупателей (продавцов), различающимся по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

2. Географические границы товарного рынка, установление которых определяет спрос на товары. Географическая граница рынка расширяется с увеличением степени уникальности товара и его сложности и сужается при неразвитых и дорогостоящих коммуникациях, ограниченном сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара. По сути, это экономически интегрированная зона вокруг центрального или крупного города. Регулярное передвижение людей — наиболее весомое средство измерения интеграции. Однако основным критерием для определения региональных границ рынка должен являться спрос населения. Таким образом, под границами товарного рынка следует понимать границы территории, за пределами которой спрос на товар и его востребованность являются экономически нецелесообразными с позиции ее потенциальных потребителей. При определении географических границ товарного рынка учитываются многие факторы, в частности, возможность перемещения товара между территориями, доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в число которых включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие или производящие в его границах определенный вид товара в пределах определенного временного интервала. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, могут быть включены:

а) потенциальные продавцы — физические и юридические лица, которые в течение не более года могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и без дополнительных издержек войти на данный товарный рынок;

б) продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.

4. Доля хозяйствующих субъектов на рынке, которая определяется как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Поскольку п. 8 ч. 1 ст. 23 ЗоЗК предписывает ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, Правительство РФ утвердило Правила <1> формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

5. Объем товарного рынка, основным показателем расчета которого является объем продаж или поставок на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

6. Уровень концентрации товарного рынка выявляется на основе анализа процессов концентрации, определяемых с помощью специальных статистических коэффициентов и индексов. Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.

7. Барьеры входа на товарный рынок — это обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. Как правило, к барьерам входа на товарный рынок относятся некоторые виды экономических и административных ограничений, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе инвестирование в избыточные производственные мощности и увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.

Основополагающими функциями товарных рынков являются:

1) ценообразование, так как механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации и других важных сведений, необходимых для человека в экономической сфере;

2) конкуренция . Известный государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард писал, что «государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы» <1>.

———————————

<1> Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991. С. 161.

4.1.1. Виды товарных рынков

Товарные рынки классифицируются по различным основаниям :

по структуре хозяйства государства : торговые рынки стран с экономикой натурального хозяйства, стран — экспортеров сырья, промышленно развивающихся стран и промышленно развитых стран;

по уровню доходов и характеру их распределения в государстве : страны и регионы с низким уровнем доходов, страны и регионы с высоким уровнем доходов, страны с низким, средним и высоким уровнями доходов, страны с преимущественно средним уровнем доходов;

по территориальному охвату : внутренние, национальные, региональные, мировые;

по товарно-отраслевому признаку : машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

по сфере общественного производства : товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования), товаров нематериального производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.);

по характеру конечного использования товаров : рынки товаров производственного назначения и товаров потребительского назначения;

по сроку использования товаров : товаров долговременного пользования, краткосрочного пользования и одноразового пользования;

по организационной структуре товарных рынков : мировой рынок (открытый и закрытый), внутренний рынок (оптовый и розничный).

В целях коммерческого права исследуется организационная структура именно торговых рынков, так как она, с одной стороны, лежит в основе правового регулирования отношений в сфере торговли и, с другой стороны, служит квалифицирующим признаком обособления предмета правового регулирования коммерческой деятельности.

Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора: оптовый и розничный . Оптовый рынок представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть. Это передаточное звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Характерными особенностями оптовых торговцев с товаропроизводителями являются наличие кредитных отношений и отсутствие отношений с конечными потребителями. Розничный рынок представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности конечных потребителей товаров на основе розничных цен.

Приведенная классификация товарных рынков позволяет углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого товара, характера его производства и конечного использования, организационной структуры сбыта и территориальной принадлежности предприятия и исследуемого рынка. Однако необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними размыты и имеют весьма условный характер. Достаточно типичным примером является существование на рынках крупных оптово-розничных субъектов торговли, которые одновременно выступают и в роли оптовиков, и в роли розничных продавцов (например, торговые дома).

4.1.2. Структура и инфраструктура товарных рынков

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям <1>.

———————————

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 110.

Инфраструктура товарного рынка — это комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, задача которых сводится к оптимизации каналов товародвижения и рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Инфраструктура товарного рынка создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной продукции, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка заключаются в : 1) содействии субъектам рынка в реализации их экономических интересов; 2) организационном оформлении коммерческих отношений сторон заключаемых договоров; 3) обеспечении юридического, финансового, страхового и контрольного обслуживания; 4) оперативном реагировании на любые изменения конъюнктуры рынка, товаров, а также состава конкурентов, посредников и потребителей; 5) осуществлении торговой и иной коммерческой деятельности, непосредственно связанной с торговлей; 6) оказании посредничества в реализации товаров и налаживании коммерческих связей; 7) оказании различных услуг, непосредственно связанных с обслуживанием торговой деятельности; 8) использовании возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем :

1) подсистема торговых посредников — организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара;

2) подсистема информационного обеспечения — организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;

3) подсистема тароупаковочной индустрии — нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;

4) подсистема транспортного обеспечения — все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

5) финансово-кредитная подсистема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

6) подсистема организационного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

7) подсистема нормативно-правового обеспечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2008. С. 102 — 103; Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 — 2005 годы» // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2910.

4.1.3. Оптовый товарный рынок

Оптовый товарный рынок — это сфера обращения товаров, связанная с их продвижением от производителей в розничную торговую сеть или для профессионального использования путем совершения возмездных сделок по перепродаже товара оптовым розничным потребителям .

Основной функцией оптовой торговли, представляющей собой область правового регулирования коммерческого права, является продвижение товара от изготовителя к потребителю, что достигается благодаря наличию у оптовых торговцев профессиональных знаний и навыков в сбыте товара. Правовой основой движения товаров от производителя к покупателю являются отчуждательные договоры . Благодаря правовому механизму, при помощи которого возможна законная передача имущества от одного субъекта права другому, решаются все задачи, стоящие перед торговлей. Таким механизмом являются договоры о передаче имущества продавца в собственность покупателя (купля-продажа, поставка, мена и др.).

Основная функция оптовой торговли — это продвижение товаров от производителя к потребителю и бесперебойное обеспечение розничной торговой сети и массового питания товарами, осуществление которого во многом зависит от договорных отношений по поставкам товаров <1>.

———————————

<1> См.: Фролова Н.К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. N 39.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (ФЗ о ГРТД) определяет оптовую торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение построено на противопоставлении оптовой торговли торговле розничной. Основным критериальным признаком данного отличия является цель приобретения товаров. При оптовой торговле товары продаются с целью извлечения прибыли, а не для дальнейшего их использования. В любом случае основным отличием оптовой торговли от противопоставляемой ей розничной торговли является цель приобретения и продажи товаров хозяйствующими субъектами товарных рынков.

———————————

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Оптовая торговля, согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 8 ФЗ о ГРТД, может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами, т.е. хозяйствующими субъектами торговой деятельности . Это означает, что обеими сторонами в сделках, совершаемых в оптовой торговле, являются профессиональные предприниматели, что должно формировать специальный режим правового регулирования данной группы общественных отношений. Соответственно, граждане-потребители, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, не являются субъектами оптовой торговли.

Оптовая торговля также не предполагает продажу товаров единичными экземплярами. Товары в этом случае продаются партиями, что является одним из существенных признаков оптовой торговли. В сфере оптовой торговли выделяется мелкооптовая торговля, под которой понимается разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Оптовый торговец фактически является посредником между производителями товаров и их конечными потребителями, оперируя, как правило, крупными партиями товаров. Оптовые торговцы обычно не контактируют непосредственно с потребителями.

Сделки в сфере оптовой торговли обладают рядом специфических особенностей : 1) оптовики работают преимущественно с перепродавцами, а не с конечными потребителями, поэтому они значительно меньше внимания уделяют психологии продаж; 2) оптовые сделки по объему, как правило, крупнее розничных, торговая зона оптовика значительно шире, чем у розничного торговца; 3) на оптовые сделки не распространяется правовой режим защиты прав потребителей, что коренным образом отличает сферу оптовой торговли от розничной; 4) режим налогообложения оптовой торговли отличается от розничной.

На сегодняшний день отношения в области оптовой торговли в основном регулируются ФЗ о ГРТД. Отношения субъектов оптовой торговли, как правило, основываются на договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Легальное определение договора поставки практически дословно воспроизводится в определении оптовой торговли, содержащейся в п. 2 ст. 2 ФЗ о ГРТД, что указывает на желание законодателя сделать акцент на том, что основой отношений в сфере оптовой торговли является договор поставки .

В отношениях с сельскохозяйственными производителями основой является договор контрактации (§ 5 гл. 30 ГК РФ). Отдельные подзаконные и ведомственные правовые акты устанавливают частные правила, касающиеся регулирования оптовых рынков отдельных видов товаров <1>, деятельности отдельных субъектов оптовой торговли <2>, а также регулирования цен <3>.

———————————

<1> Постановление ФЭК России от 29 декабря 2003 г. N 111-э/9 «Об утверждении технических параметров, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка» // БНА. 2004. N 5; Постановление Госкомстата России от 18 августа 1999 г. N 78 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000 год» // СПС «КонсультантПлюс».

<2> Приказ Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке»; Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)» // СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3654 (с послед. изм.); Приказ Минздрава России от 15 марта 2002 г. N 80 «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения» // БНА. 2002. N 13.

<3> Приказы ФТС России от 4 декабря 2009 г. N 344-э/1 «Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для покупателей — субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности)» // Российская газета. 2009. 21 декабря; от 25 ноября 2008 г. N 265-э/1 «Об утверждении оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд» // Российская газета. 2008. 31 декабря.

Учитывая перечисленные особенности оптовой торговли, правильно было бы определять оптовую торговлю как вид торговой деятельности хозяйствующих субъектов товарных рынков, связанный с приобретением партий товаров для их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности и их продажей, с целью извлечения прибыли (в том числе и путем перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием .

4.1.4. Розничный товарный рынок

1. Особенности розничных торговых сетей . Деятельность розничных торговых предприятий связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям . Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем: 1) удовлетворение потребностей населения в товарах; 2) доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи; 3) поддержание баланса между предложением и спросом; 4) воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж; 5) совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей <1>.

———————————

<1> См.: Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 186.

Основными задачами коммерческой деятельности розничных предприятий являются: 1) изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; 2) определение ассортиментной политики; 3) создание хозяйственных связей; 4) формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия; 5) обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Отношения в сфере розничной торговли в Российской Федерации регулируются нормами гражданского законодательства . Прежде всего это Гражданский кодекс РФ, в котором договор розничной купли-продажи определяется как публичный договор и достаточно детально регламентируются его существенные условия, договор же поставки (как договор оптовой торговли) не является публичным, поэтому его существенные условия практически ничем не ограничены. Другим важным законом, определяющим правовой режим розничной торговой сети, является Закон РФ «О защите прав потребителей» <1>, который регулирует отношения между продавцом и гражданином-потребителем, компенсируя юридическое, экономическое и профессиональное неравенство сторон договора установлением льготного правового режима для потребителей.

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Государственный надзор и контроль за розничной торговлей осуществляются на основании:

1) Федерального закона «О защите конкуренции» , определяющего условия, при которых коммерческие субъекты попадают под правовой режим антимонопольного регулирования, и устанавливает его основные правила;

2) Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» <1>, устанавливающего порядок проведения надзорных мероприятий и ограничивающего их частоту, в том числе в сфере розничной торговли;

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436.

3) Федерального закона «О техническом регулировании» <1> и принятых в соответствии с ним технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к товарам, предлагаемым поставщиком или продавцом к продаже, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья покупателей и недопущение введения их в заблуждение относительно существенных потребительских характеристик товара, и определяющих порядок подтверждения соответствия товаров этим требованиям;

———————————

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

4) Федеральных законов «О качестве и безопасности пищевых продуктов» <1>, «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» <2>, «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» <3>, «Об ограничении курения табака» <4>, устанавливающих ограничения прав поставщика и продавца относительно прав на продажу и покупку товаров, ограниченных в обороте, в том числе связанных с размещением торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной и табачной продукции, и наделяющих органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по регулированию их торгового оборота;

———————————

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<3> Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 759.

<4> Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.

5) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» , в соответствии с п. 1 ст. 14 которого в качестве одного из полномочий органов местного самоуправления является создание условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли.

Требования действующего законодательства, касающиеся розничной торговли, содержатся также в подзаконных актах, важнейшими из которых являются Правила продажи отдельных видов товаров <1>, Правила продажи товаров по образцам <2>, Правила комиссионной торговли <3> и иные правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ <4>. Перечисленные Правила также устанавливают ответственность продавцов за нарушение обязательных требований действующего законодательства, содержащихся в перечисленных выше федеральных законах, а также в подзаконных актах.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

<2> Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.

<3> Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

<4> См., например: Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания» // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6307; от 6 июня 1998 г. N 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

Действующее законодательство не содержит каких-либо норм, способствующих разрешению проблем в отношениях между продавцами и изготовителями, а также другими поставщиками товаров продавцам. В связи с недостаточным законодательным обеспечением розничного рынка правовое регулирование коммерческой деятельности его субъектов имеет ряд существенных недостатков :

1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий по регулированию в сфере розничной торговли, за исключением регулирования розничной продажи алкогольной продукции, что снимает с них ответственность за решение общих для торговых организаций региона инфраструктурных проблем;

2) регулирование исключительно с федерального уровня не способствует смягчению неизбежных конфликтов между интересами крупного торгового бизнеса (сетевого) и малого или среднего, не выдерживающего конкуренции торговых сетей;

3) законодательно не урегулированы проблемы возмещения убытков в порядке регресса в связи с исполнением продавцом законных требований покупателя, приобретшего у него товар ненадлежащего качества от оптового продавца, с которым он связан договором поставки данного товара;

4) отсутствие правового регулирования «платы за вход», устанавливаемой ритейлерами в розничных торговых сетях. Их доминирующее положение на рынке может приводить к дискриминации некоторых оптовых продавцов, что нуждается в специальном правовом регулировании законодательством о конкуренции;

5) многие подзаконные правовые акты (например, Правила продажи) содержат ряд ограничений прав граждан, которые в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ должны устанавливаться только федеральными законами <1>.

———————————

<1> Пояснительная записка к досье на проект Федерального закона N 494404-4 «О розничной торговле» // СПС «Гарант».

Для устранения существующих пробелов и противоречий в нормативном правовом регулировании в сфере розничной торговли в Государственную Думу был внесен законопроект Федерального закона N 494404-4 «О розничной торговле», который предусматривает:

1) расширение полномочий субъектов Российской Федерации и наделение органов местного самоуправления полномочиями по регулированию розничной торговли;

2) определение функции контроля в качестве частичной по отношению к надзору, не предусматривающей самостоятельного применения санкций за нарушения;

3) определение порядка муниципального контроля и порядка общественного контроля в сфере розничной торговли;

4) установление специальных, существенно более низких, чем общие, порогов доминирования хозяйствующих субъектов и специальных мер антимонопольного регулирования в сфере розничной торговли;

5) наделение продавца правом на возмещение ущерба изготовителем или иным поставщиком при его вине без наличия договора поставки данного товара между ними;

6) определение правового статуса услуги по размещению продавцом товара в соответствии с заявкой его поставщика;

7) поднятие на уровень федерального закона обязательных требований к торговым объектам, персоналу, торговому процессу, организации отдельных форм торговли (самообслуживанию, комиссионной торговле, дистанционной торговле и т.д.).

__________________
Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
4.1. Определение и понятие товарных рынков