Планирование Мотивация Управление

Что такое развитие персонала определение. Московский государственный университет печати. Традиционные и современные методы развития персонала

Что такое развитие персонала компании ? Фраза знакомая и часто употребляемая, а в чем конкретно заключается этот процесс, насколько он актуален и как его эффективно организовать? Об этом и пойдет речь в статье.

Развитие персонала в организации

Сегодня любой компетентный руководитель понимает, что подготовленный и мотивированный персонал обеспечит не только четко налаженную работу и экономическую эффективность компании, но и конкурентное преимущество на рынке.

А значит, персоналу постоянно требуется обучение и повышение квалификации.

В ведущих мировых корпорациях (Apple, IBM, Chevron, Google, General Motors, Microsoft) на развитие персонала тратят внушительные средства, в том числе, на организацию собственных корпоративных университетов.

Но сотрудники HR-службы, в обязанности которых входит развитие персонала, должны понимать важную вещь: профессионализм сотрудников, их опыт - это еще не все. Важно само отношение к работе, мотивация персонала , лояльность, чувство принадлежности к единой сплоченной команде.

В общем, уважаемые эйчары, задача у вас не из легких - так организовать работу, чтобы система развития персонала давала ощутимый результат.

Система развития персонала

Чтобы понимать, как выстроить систему развития персонала, действительно дающую ощутимую отдачу, давайте четко обозначим, какие именно задачи предстоит решать.

Комплекс мероприятий, направленных на профессиональный и личностный рост сотрудников, включает в себя действия по:

  1. выработке стратегии развития - каких целей будем достигать в перспективе;
  2. планированию потребности компании в персонале;
  3. объективной всесторонней оценке кадров;
  4. адаптации новых сотрудников;
  5. обучению и повышению квалификации персонала;
  6. переквалификации - то есть, по сути, получению второго образования и освоению новой специальности;
  7. изучению потенциала сотрудников;
  8. ротации и делегированию полномочий;
  9. планированию карьеры сотрудников, созданию четкой системы карьерного роста;
  10. снижению текучести кадров .

Цель развития персонала также следует четко обозначить, и в соответствии с этим разрабатывать мероприятия, которые будут проводиться в компании.

Чего вы хотите добиться? Для успеха любому предприятию или организации нужно повысить эффективность труда, обойти конкурентов, подготовить кадровый резерв из молодых перспективных сотрудников, создать здоровый психологический климат в коллективе.

Вот это и есть ориентир, на основе которого будет строиться ваша стратегия развития персонала .

Обучение и развитие персонала

В работе HR-службы нельзя недооценивать значение оценки персонала. Это дает вам возможность понять, скажем так, фронт работ: вы получаете представление о реальном профессиональном уровне сотрудников, их отношении к работе.

Кроме того, выясняете их личностные качества: какие проблемы предстоит устранять, а какие плюсы и преимущества каждого работника дадут возможность использовать их на благо компании.

Поговорим об обучении сотрудников - важнейшем звене системы, осуществляющей развитие персонала. Обучение возможно в двух форматах - индивидуальном и групповом.

Групповое обучение

В групповом формате есть такие варианты: тренинги, где развивают управленческие и профессиональные навыки; семинары, мастер-классы; курсы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации; бизнес-симуляции - моделирование бизнес-процессов, близких к условиям компании, что позволяет приобретать опыт решения различных задач.

Сегодня популярны бизнес-симуляции, которые моделируют кризисные ситуации в компании. Это позволяет менеджерам отрабатывать навыки антикризисного управления и принимать правильные решения, когда существуют повышенные риски для компании.

Например, популярный вариант - «Алмазная лихорадка», развивает управленческие навыки. Команды из 4-6 человек участвуют в экспедиции за алмазами. Им нужно как можно быстрее заработать побольше денег на продаже драгоценных камней.

На 1-ом этапе участники самостоятельно анализируют информацию о стоимости алмазов (сырье), технологии их огранки, транспортировке, выбирают каналы сбыта (оптом или в розницу) и т. п. Ресурсы времени и денег при этом ограничены, да еще и появляются разные препятствия.

На 2-ом этапе команды понимают, какую стратегию выбрали их соперники - нужно оценить риски и подстроиться под действия конкурентов, от этого зависит победа.

В процессе бизнес-симуляции тренируются управленческие навыки: сбор данных, их анализ, поиск альтернативных решений, планирование.

В чем преимущества группового обучения - работает командообразующий эффект и обратная связь с коллегами. К тому же, экономически гораздо выгоднее провести тренинг для группы сотрудников, чем индивидуально обучать каждого.

Но групповое обучение не дает возможности учета индивидуальных особенностей участников, их уровня подготовки.

Индивидуальное обучение

Индивидуальное обучение и развитие персонала проводится путем наставничества, коучинга, развивающих заданий, стажировок, временных замещений (делегирования полномочий), составления и реализации индивидуальных планов развития.

В чем его преимущества: учитываются индивидуальные особенности сотрудника, уровень его знаний и навыков. Используется персональный подход к каждому сотруднику. Обучение вполне возможно без отрыва от основной работы.

Но стоит такое обучение достаточно дорого и сложно в реализации. Поэтому групповой формат используют для обучения рядового персонала и среднего звена менеджмента, а индивидуальный - с целью развития ключевых сотрудников и руководителей высшего уровня.

А есть еще дистанционное обучение, у которого целый ряд преимуществ: доступная цена, индивидуальный график обучения, возможность совмещения учебы и работы. Это могут быть дистанционные тренинги, практикумы, мастер-классы, электронные рассылки, обучающие курсы.

Методы развития персонала

Профессиональное развитие персонала можно разделить на две группы: обучение на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте более естественно, оно происходит в привычной обстановке, менее затратно. Иногда предполагает приглашение преподавателей или бизнес-тренеров со стороны.

Развитие персонала осуществляется такими методами:

  1. Наставничество — происходит в процессе ежедневной работы, на собственном примере. Чаще применяют, когда сотруднику предстоит освоить новый вид деятельности. Сотрудник сначала учится, наблюдая за работой наставника, а затем выполняет действия самостоятельно. Ошибки подчиненного (а они будут обязательно) исправлять нужно корректно и терпеливо.
  2. Делегирование — в этом случае профессиональное развитие сотрудника происходит за счет передачи ему более важных задач, которые не относятся к его основной деятельности. Ему четко очерчивают круг полномочий. Сотруднику приходится изучать новую информацию, использовать непривычные методы работы, применять новые навыки.
  3. Ротация - сотрудника переводят на другую должность с целью получить дополнительную профессиональную квалификацию, приобрести новый опыт. Такой перевод может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев.

Обучение вне рабочего места происходит на тренингах, семинарах и курсах за счет таких методов:

  1. лекций — традиционного метода профессионального обучения, когда лектор излагает большие объемы материала в сжатые сроки;
  2. кейсов — описания вполне реальных или вымышленных ситуаций, требующих исследования, анализа и предложения оптимальных решений;
  3. деловых и ролевых игр — коллективных занятий, когда участники получают роли, разыгрывают какую-то ситуацию и действуют в рамках роли, принимая решения.
    Например, деловая игра «Зона комфорта», обучающая управлению стрессом в связи с сокращением штата. Три человека выполняют роли работников реабилитационного центра для безработных: администратора, консультанта и психолога, остальные - посетители центра. Тренирует навыки общения в кризисных ситуациях, умение справляться со стрессом, создавать зону комфорта.

Социальное развитие персонала предполагает его адаптацию в коллективе, принятие им ценностей компании, корпоративной культуры и желание трудиться ради общей цели. Здесь основным методом является командообразование или тимбилдинг .

Развитие персонала — это процесс непрерывный, требующий комплексного подхода. Нельзя действовать отрывочно - сегодня провели тренинг, завтра отправили сотрудников на курсы, и поставили галочку о проведенных мероприятиях.

Проверенная годами истина «Век живи - век учись» в этом случае очень актуальна. Персонал нужно мотивировать на постоянное обучение новым знаниям и навыкам, активное участие в жизни компании.

Многие с этой целью обращаются в специализированные центры, где предоставляют услуги по развитию персонала на профессиональном уровне.

О наставничестве, как методе развития персонала, смотрите в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

управление персонал кадровый менеджмент

Термин «развитие» часто применяют к персоналу или человеческим ресурсам. А.П. Егоршин определяет «развитие человеческих ресурсов» как комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы Егоршин А.П. Управление персоналом. Изд. 3-е. Н. Новгород: НИМБ, 2001. - 716 с.. По мнению В.М. Масловой, развитие персонала - это совокупность мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала предприятий Маслова В.М. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 159 с.. В трактовке П.Э. Шлендера развитие человеческих ресурсов - это система мероприятий, направленных на поддержку способных к обучению работников, распространение знаний и передового опыта, обучение молодых квалифицированных сотрудников, осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников и снижения текучести кадров Управление персоналом / П.Э. Шлендер [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 320 с.. Согласно определению Р. Харрисона, стратегическое развитие персонала, трудовых ресурсов представляет собой «развитие, происходящее от четкого представления о способностях и потенциале, которое работает в стратегической структуре бизнеса в целом» Цит. по: Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. Изд. 8-е. СПб.: Питер, 2004. - 831 с.. В данном исследовании под развитием персонала мы будем понимать систему управляемых действий в области подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, решению новых задач, с целью преодоления расхождения между требованиями к работнику и качествам реального человека, в рамках достижения определенного уровня социального и экономического развития организации, удовлетворения коллективных и индивидуальных потребностей персонала.

Развитие персонала должно быть направлено на оптимизацию результативности его деятельности, для чего должны быть созданы необходимые условия. Именно управленческий аспект развития персонала интересует нас в первую очередь. В этом смысле можно говорить о создании системы развития персонала на предприятии и управлению этой системой. Исходя из этого развитие персонала понимается нами как проект деятельности, включающий систему управленческих технологий, методов и мероприятий, направленных на совершенствование профессионального потенциала персонала с целью повышения эффективности работы.

Далее логика научного поиска требует обращения к проектированию системы развития персонала на предприятии и управлению этой системой. Социальное управление характеризуется способностью человека вырабатывать идеальные проекты деятельности и осуществлять их своими силами или силами других людей. Роль субъекта управления характеризуется выработкой проекта деятельности и созданием условий для его реализации Костин В.А. Теория управления: учеб. пособие для вузов.- М.: Гардарика, 2004. - 222 с.. Таким образом, проектирование занимает особое место в системе управления и выполняет функцию организации деятельности как самого субъекта управления, так и управляемых субъектов.

Основываясь на методологии системного подхода и принципах управления проектами управление развитием персонала трактуется нами как взаимодействие управляющего и управляемого субъектов по поводу разработки и реализации проекта развития персонала, включающего систему управленческих технологий, методов и мероприятий, направленных на рост профессионализма, компетентности персонала с целью повышения эффективности его работы. Реализации данного проекта предполагает создание условий в рамках организации для развития профессионального потенциала персонала, что способствовало бы устойчивости и развитию самой организации, а также согласованию общих, групповых и индивидуальных интересов. Практической деятельности должна предшествовать разработка теоретической концепции управления развитием персонала.

Новой тенденцией в управлении персоналом после повышения его роли до уровня стратегической функции является более интегральная концепция - развитие человеческих ресурсов.

В работе П. Юнга развитие персонала определено следующим образом: «Развитие персонала является систематическим процессом, ориентированным на формирование сотрудников, отвечающих потребностям предприятия, и, в то же время, на изучение и развитие производительного и образовательного потенциала сотрудников предприятия Юнг П. Концепция развития персонала в альянсе VAG. - 1998. - С. 43..

В трудах других исследователей содержатся следующие определения.

Развитие персонала - комплекс мер, включающий профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также планирование карьеры персонала в организации». Соответственно обучение «связано с развитием общего интеллекта, а подготовка соотносится непосредственно с навыками будущей работы Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. - М., 1997. - С. 455..

Обучение персонала - совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. При этом, данные действия оказывают позитивное влияние на изменение уровня квалификации и производительности работников всех иерархических уровней, удовлетворяя индивидуальную потребность в обучении и потребность организации в обученных сотрудниках Дж. Бертель. Основы концепции работы персонала в организации. - 1989. - С. 202..

Профессиональное развитие представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. - М., 1996. - С. 125..

Пяткина Н.Е. считает, что основная цель профессионального развития - создание таких условий в рамках организации, когда работник мог бы гармонично развиваться, повышать свой профессиональный, творческий и материальный статус, что способствовало бы стабильности и процветанию самой организации. Для решения данной задачи организации необходимо разработать модель развития , которая представляет собой теоретическую конструкцию, объединяющую в себе разнообразные методы, средства и технологии, способствующие переходу персонала из одного качественного состояния в другое.

Успех достижения цели напрямую зависит от того, насколько сотрудники организации готовы стать субъектами развития. Термин «субъект развития» означает, что человек осознает необходимость социального роста и всестороннего развития, имеет к этому интерес, и что он является саморефлексирующей и ответственной личностью. Таким образом, чтобы стать субъектом развития, персонал организации должен обладать тремя непременными качествами:

Иметь собственный интерес к развитию организации и глубокую внутреннюю мотивацию для участия в принимаемых руководством действиях;

Быть достаточно квалифицированным и обладать соответствующими личными качествами для того, что заниматься новой деятельностью;

Нести ответственность за результат (если цель развития не достигнута, то субъект понесет явный ущерб) Пяткина Н.Е. Понятие развитие персонала и проблемы моделирования его развития / Ломоносовские чтения. 2002. Аспиранты. Том 1. [сайт] // Электронная библиотека социологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. Режим доступа: URL: http://www.lib.socio.msu.ru (проверено 01.11.2009).

В данном исследовании используется методология прикладного системного анализа, разработанная одним из авторитетных специалистов по прикладному системному анализу Р. Акоффом, которая включает пять этапов: 1) анализ состояния организации и ее проблем; 2) разработка вариантов «идеализированного» будущего корпорации; 3) разработка средств достижения целей; 4) распределение имеющихся ресурсов (материалов, оборудования, персонала, финансов); 5) планирование внедрения Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс. 1985. 327 с..

На первом этапе в целях анализа состояния организации и ее проблем в части развития персонала проводится комплексное исследование ее эффективности.

На втором этапе анализа, согласно избранной методологии, осуществляется разработка вариантов «идеализированного» будущего, в результате которой разрабатывается концепция проекта. «Концепция проекта - это его основные положения, представленные в определенной системе. Назначение концепции - определить конечные цели проекта и выявить возможные пути их достижения. Иначе говоря, в систематической форме представить, чего мы хотим и как мы это сделаем. Обычно в концепции получают отражение: актуальность проекта; его цель и задачи; содержание предполагаемой деятельности; правовое, экономическое, организационное обоснование проекта; ожидаемые последствия его осуществления Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. Изд. 4-е. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с..

Третий этап - разработка средств достижения целей. К методам развития персонала обычно относят: методы адаптации новых работников, методы оценки и аттестации накопленного потенциала и фактических компетенций, обучение (в различных организационных формах, включая самообразование), управление карьерой и управление кадровым резервом, методы стимулирования и мотивации труда.

В общем виде систему развития персонала предприятия и его профессионального потенциала можно представить следующим образом:

Рисунок 1.1 - Модель системы развития профессионального потенциала персонала

Четвертый этап - распределение имеющихся ресурсов (материалов, оборудования, персонала, финансов) является необходимым для обеспечения проекта, однако, это не входит в компетенцию социологов, а осуществляется соответствующими подразделениями (дирекцией по персоналу, финансовым отделом и т.д.). К сожалению, в условиях экономического кризиса ресурсов для развитие персонала недостаточно. Тем важнее распорядиться ими с наибольшим эффектом.

Пятый этап - планирование внедрения. Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Основными можно считать следующие этапы: разработка концепции проекта, оценка жизнеспособности проекта, планирование проекта, составление бюджета, защита проекта, предварительный контроль, этап реализации проекта, коррекция проекта по итогам мониторинга, завершение работ и ликвидация проекта Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. Изд. 4-е. - М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. - 240 с..

Развитие персонала - система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процесса адаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры.

Анализируя понятия «развитие персонала» и «обучение персонала» следует четко разграничить их значения. Обучение персонала реализуется в рамках программ развития персонала, а развитие персонала включает, в свою очередь, следующие компоненты:

Профессиональное обучение;

Повышение квалификации и переподготовка;

Ротация;

Делегирование полномочий;

Планирование карьеры.

Цель развития персонала - повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации.

Основные принципы развития персонала:

Целостность системы развития, преемственность различных видов и форм развития персонала;

Опережающий характер обучения и развития на основе прогноза научно-технического развития и условий развития организации;

Гибкость различных форм развития, возможность их использования на отдельных этапах развития;

Профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов;

Построение системы развития персонала с учетом конкретных возможностей организации, социально-экономических условий его функционирования.

Факторы, влияющие на необходимость развития персонала в современных условиях:

Серьезная конкуренция на различных рынках в условиях глобализации экономики;

Бурное развитие новых информационных технологий;

Системное, комплексное решение вопросов управления человеческими ресурсами и всех стратегических задач на основе единой программы деятельности организации;

Необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации;

Участие всех линейных руководителей в реализации единой кадровой политики и решения стратегических задач организации;

Наличие широкой специализированной сети консультационных фирм по различным направлениям развития человеческих ресурсов.

Система стратегического управления человеческими ресурсами, разработанная с позиций системного подхода к управлению персоналом, имеет следующие функциональные уровни, связанные между собой прямой и каскадной обратной связью Беседин А.Л. Системный подход к управлению персоналом в рамках концепции современного менеджмента. - Тула: Изд-во «Гриф и К», 2001. - 328 с.:

1. Формирование и уяснение общей стратегии предприятия. Стратегия предприятия в целом формируется имеющимся (фактическим) кадровым потенциалом и должна быть ориентирована на реально существующий на данный момент времени человеческий ресурс.

2. Трансформация стратегии предприятия по линии организационно-технических задач подразделений и служб. Устанавливается соответствие стратегических задач и имеющихся опорных кадров в конкретных подразделениях и службах предприятия.

3. Определение дисбаланса фактических и требуемых компетенций для реализации выработанной стратегии предприятия. При этом учитывается имеющийся (ранее выявленный) профессиональный потенциал, который в ходе соответствующей подготовки и переподготовки может быть выведен на уровень компетенций, требуемых для реализации разработанной стратегии предприятия.

4. Разграничение требуемых компетенций на ключевые и вспомогательные. Ключевыми компетенциями являются определяющие, решающие для реализации стратегии предприятия; вспомогательные компетенции позволяют достигнуть поставленных целей с минимальными затратами времени и материальных ресурсов.

5. Определение путей формирования требуемых компетенций для эффективной реализации стратегии предприятия. В этих путях и отображаются основные установки, закладываемые в стратегию управления персоналом.

6. Определение связей, действующих в системе управления персоналом. Отсутствие конфликтных ситуаций на этом этапе свидетельствует о том, что построенная система стратегического управления человеческими ресурсами предприятия реально обеспечивает гармоничное встраивание стратегии управления и развития персонала в обновленный стратегический контекст предприятия.

7. Коррекция (пересчет) общей численности персонала, требуемого для эффективной реализации стратегии предприятия. При этом учитываются не только требуемые новые ключевые и вспомогательные компетенции, но и возможные структурные изменения предприятия и оптимальная наполняемость ее новых или реконструированных подразделений и служб.

8. Определение набора функций управления персоналом предприятия. Для комплексного взаимодействия функций управления персоналом используется одноконтурная обратная связь. Самым простым примером такого использования заданных функций является найм с последующим обучением в рамках системы корпоративного обучения.

9. Каскадная обратная связь на этом уровне используется для корректировки управленческих воздействий пери отклонении результатов деятельности служб управления персоналом по выполнению основных ее функций от заданных показателей (количественных и качественных). Например, может быть проведена коррекция путем формирования требуемых компетенций в сторону усиления роли корпоративного обучения из-за отсутствия на рынке требуемых компетенций или из-за невозможности предоставления специалистам, нанимаемым «со стороны», запрашиваемого вознаграждения за труд.

10. Комплексная оценка деятельности персонала по реализации стратегии предприятия. Эта оценка производится периодически с целью определения результативности системы стратегического управления персоналом.

11. Фиксация фактического состояния реализации стратегических целей предприятия. Определяется соответствие достигнутых результатов и запланированных показателей деятельности.

По результатам проводимых оценок на уровнях 9 и 10 вводится соответствующая коррекция в систему стратегического управления и развития персонала предприятия вплоть до первого уровня.

Подводя итоги осуществленному анализу, можно сделать основные выводы: эффективность мероприятий по развитию профессионального потенциала персонала зависит от готовности персонала к развитию; управление развитием персонала предприятия предполагает разработку и реализацию социальной технологии, которая в итоге должна привести к повышению эффективности производственной деятельности.

Нестеров А.К. Развитие персонала // Энциклопедия Нестеровых

Представляя собой комплексное и многогранное понятие, развитие персонала сопряжено с разработкой стратегии, управлением карьерой, профессиональным ростом и обучением персонала. Развитие персонала изначально направлено на обеспечение организации компетентными сотрудниками. Стратегия развития персонала и цели организации должны быть взаимно согласованы.

Развитие персонала в организации

Развитие персонала, как конкретная специфическая часть системы управления персоналом предприятия, сфокусировано на использовании этого процесса с целью достижения экономической и социальной эффективности предприятия.

Развитие персонала – комплекс взаимосвязанных действий, включающих разработку стратегии, управление карьерой, профессиональным ростом и обучением персонала. Это систематический процесс, направленный на формирование потенциала сотрудников предприятия. Системность процесса подразумевает необходимость регулярного проведения мер, связанных с профессиональным обучением, повышением квалификации, ротацией и планированием карьеры персонала в организации.
  • обучение;
  • переподготовка и повышение квалификации;
  • адаптация;
  • перспективная и текущая оценка персонала;
  • планирование карьеры работников;
  • формирование кадрового резерва.

Такой подход ориентирован на элементную составляющую процесса развития персонала. Вместе с тем, современные условия диктуют необходимость повышения темпов развития персонала, что обусловлено ускорением научно-технического прогресса, в результате которого убыстряется процесс устаревания профессиональных знаний и навыков. В рамках данного подхода, основным аспектом является недопущение несоответствия квалификации персонала потребностям компании, чтобы предотвратить отрицательное влияние на результаты ее основной экономической деятельности.

Развитие персонала должно опираться на комплекс мер, включающих профессиональное обучение, повышение квалификации и планирование карьеры персонала внутри организации, для повышения уровня компетентности административных кадров. Обеспечение организации компетентными сотрудниками должно быть согласовано со стратегией развития персонала и целями, которые ставит перед собой организация.

Значение развития персонала для организации и значительное расширение потребностей в нем в современных условиях привело к тому, что компании напрямую заинтересованы в повышении квалификации и уровня компетентности своих сотрудников. Основные аспекты системы развития персонала в организации:

  1. Профессиональное развитие персонала представляет собой процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению управленческих задач и т.п.
  2. Базовыми формами профессионального развития персонала можно считать семинары для сотрудников маркетингового отдела компании, бизнес-курсы для коммерческих агентов, изучение английского языка инженерами и конструкторами, работа руководителей подразделений по профилю их отдела в должности рядового сотрудника.
  3. Профессиональное развитие персонала в современных организациях включается и в показатели для оценки эффективности работы отдельных сотрудников.
  4. От уровня компетентности и профессиональных навыков может зависеть и размер оплаты труда административного персонала.

Развитие персонала для предприятия выражается как процесс подготовки сотрудников для выполнения новых производственных, коммерческих или управленческих функций. В соответствии с этим целями развития персонала может выступать повышение трудового потенциала персонала в целом, повышение эффективности труда, снижение текучести кадров, подготовка управленческих работников и др.

Основными направлениями развития персонала выступают:

  • сохранение или повышение работоспособности и трудовых навыков сотрудников;
  • адаптация персонала к изменяющимся условиям;
  • подготовка ключевых сотрудников для выполнения более важных функций на более высоком уровне управления;
  • организация методологического повышения квалификации персонала.

Таким образом, можно сделать вывод:

Система развития персонала – это целенаправленный комплекс информационно-организационных и образовательных элементов, непосредственно связанных с выполнением сотрудниками своих трудовых обязанностей, используемых для повышения квалификации работников организации.

В этой связи для системы развития персонала важна информация о профессиональной пригодности и склонности работников, а также о требованиях к функциональным обязанностям сотрудника на конкретной должности и наиболее типичных ситуациях в процессе их выполнения.

Принципы развития персонала

Фундаментальными принципами системы развития персонала в организации выступают:

  • целостный характер системы развития персонала, обеспечивающий системность использования и преемственность конкретных видов и форм развития персонала;
  • проективный характер развития персонала на основе прогноза будущих условий развития организации и ее потребностей в навыках персонала;
  • гибкость применяемых форм и методов развития персонала, возможность их поэлементного применения, разделения на этапы;
  • профессиональное, социальное и материальное развитие человеческих ресурсов;
  • конкретизация возможностей и потребностей организации в развитии персонала исходя из социально-экономических особенностей ее деятельности.

Система развития персонала

Создание системы развития персонала связано с концепциями и .

Взаимосвязь между системой развития персонала, управлением человеческим капиталом и человеческими ресурсами

Человеческий капитал – это результат образования, воспитания и получения трудовых навыков в форме интеллектуальных способностей и практических навыков. Развитие персонала и направлено на и способностей персонала, т.е. повышение уровня трудовых ресурсов предприятия.

Следовательно, система развития персонала, представляет собой в конечном итоге одно из проявлений стремления организации . Концепция развития персонала, как и теория человеческого капитала, делает акцент на добавленной стоимости, которую люди могут создать для организации. Она рассматривает людей, как ценный актив и подчеркивает, что инвестиции организации в людей генерируют доходы, которые стоят затраченных средств. Каких-либо результатов организация может достичь в том случае, если у нее есть запас человеческих ресурсов, который она сможет использовать для повышения эффективности своей деятельности. Это выражается через развитие профессионально значимых качеств, навыков и способностей у работников предприятия, которые могут принести в будущем конкретную пользу.

Развитие персонала как основа роста и условие повышения эффективности деятельности предприятия

Система развития персонала выступает в качестве интегративной основы роста или повышения эффективности деятельности предприятий.

Влияние развития персонала на экономическую и социальную эффективность предприятия

Система развития персонала в организации способствует формированию рабочей силы, имеющий более развитые профессиональные качества, способности и навыки, которые делают конкретных сотрудников способными выполнять более сложные задачи экономического, производственного, организационного и управленческого характера. В результате, профессиональное развитие персонала позволяет увеличить эффективность деятельности предприятия, повышает ценность квалифицированных кадров и способствует росту потенциала персонала. В результате, развитие персонала становиться объектом стратегического планирования, т.е. процесса, посредством которого обеспечивается потребность организации в нужном числе людей нужной квалификации.

Система развития персонала, основанная на дифференциации сотрудников и диверсификации их опыта работы, позволяет разнообразить влияние используемых комплексных и индивидуально ориентированных программ, направленных на формирование корпоративного интереса в дальнейшем развитии, карьерном росте и кадровом продвижении именно в этой компании.

Ключевые направления развития персонала связаны с повышением профессионально значимых навыков и способностей сотрудников предприятия, адаптацией к изменяющимся условиям и подготовкой сотрудников к выполнению более важных функций на более высоком уровне управления. В соответствии с этим можно судить о том, что развитие персонала ориентировано, в первую очередь, на повышение профессиональных, функциональных, управленческих и корпоративных компетенций персонала компании. В зависимости от моделей формирования системы компетенций в компаниях они могут развиваться распределенным порядком или комбинироваться в рамках специальных комплексов компетенций, ориентированных на конкретные потребности компании и требования, которые она предъявляется к определенным сотрудникам.

Оценка и развитие персонала

Для определения целей развития персонала оценка компетенций сотрудников, их профессиональных навыков и умений производится на основе нескольких методов.

  1. Интервью с экспертом, который собирает данные о знаниях и опыте сотрудника.
  2. Психологические, профессиональные и общие тесты.
  3. Методы экспертных наблюдений, по результатам которых эксперт составляет рекомендации по каждому сотруднику.
  4. Самопрезентация работника перед экспертами и другими сотрудниками организации.
  5. Деловые игры.
  6. Разбор бизнес-ситуаций.
  7. Индивидуальный разбор конкретных ситуаций в рамках основной деятельности организации с целью выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.

Управление развитием персонала в организации опирается на действующий регламент и нормативные документы.

Развитие персонала входит в регламент трудовых отношений, который упорядочивает труд работников. В рамках этой системы выделяются различные формы регламентации труда, то есть конкретное представление регламентов труда в виде совокупности документов, схем, графиков, таблиц и т.п., которые можно разделить на документированные и недокументированные.

В соответствии с концепцией комплексного развития персонала необходима документальная формализация организации процедур профессиональной подготовки, повышения навыков и квалификации работников. Данный документ должен регулировать процесс развития персонала.

В соответствии с этим особое внимание должно уделяться ряду аспектов. Подчеркнем, что основой эффективного функционирования системы развития персонала является планирование обучения персонала. В связи с этим необходимо отметить, что формирование списка конкретных работников, составление, согласование и утверждение их индивидуальных планов развития осуществляет руководство отдела по работе с кадровым резервом.

Процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала регулируется следующими нормативными документами:

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный Закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании"
  3. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  4. Коллективный договор компании предприятия.
  5. Положение о системе обучения персонала, положение о развития персонала или аналогичные документы.

Цель управления развитием персонала в организации: формирование лояльного, стабильного и эффективного штата сотрудников.

Данная цель реализуется в форме организации системы профессионального развития и повышения уровня компетентности сотрудников, необходимого для качественного исполнения бизнес-процессов и достижения плановых результатов.

Задачи управления развитием персонала в организации:

  • Организация обучения персонала.
  • Оценка персонала.
  • Организация профессионального развития персонала.
  • Обеспечение требуемого уровня профессиональной квалификации.
  • Повышение уровня компетентности сотрудников.
  • Обеспечение постоянного профессионального роста сотрудников в соответствии с требованиями и стандартами работы.
  • Содействие адаптации персонала для создания стабильного коллектива.
  • Подготовка кадрового резерва.

Организации опирается на принципы непрерывности, функциональности и доступности системы обучения персонала. В соответствии с ними определяются форматы и варианты обучения.

Форматы обучения в системе управления развитием персонала

Обучение в системе управления развитием персонала может быть реализовано в трех вариантах проведения курсов развития компетенций:

  1. Полевое обучение и наставничество;
  2. Аудиторное обучение;
  3. Дистанционное обучение.

Развитие персонала в организации организуется в соответствии со схемой:

Управление развитием персонала в организации

Модель развития персонала в организации основывается на задачах должности и требованиях, предъявляемых к сотрудникам.

Модель развития персонала в организации

В целом, данная модель достаточно успешно используется в качестве основы развития персонала во всех основных случаях:

  • подбор новых сотрудников со стороны с прицелом на дальнейшее продвижение в организации;
  • предварительное планирование продвижения конкретных сотрудников вверх по должности;
  • проведение базовых оценочно-аттестационных мероприятий в рамках сформированной системы обучения;
  • структурная перестройка действующих обособленных подразделений.

Модель развития персонала предполагает разный подход к персоналу в зависимости от двух критериев. В качестве первого критерия выдвигается желание конкретного сотрудника профессионально развиваться и повышать свой уровень знаний. Вторым критерием является сама возможность и перспективность развития такого сотрудника. Данный подход отражен на схеме.

Управленческий подход к развитию персонала

При этом, предполагается, что в любом случае сотрудник должен удовлетворять обоим критериям. Принципиальная разница сводится к тому, что если сотрудник самостоятельно проявляет инициативу и стремится развиваться в профессиональном и карьерном плане, то первичной является оценка его мотивации. Если она достаточно высока, то проводится оценка по второму критерию.

Возможность и перспективы развития определяются также по двум критериям:

  • функциональные навыки, умения и результативность труда – определяется по итогам оценки результатов труда;
  • управленческие способности и административный потенциал сотрудника – в этом случае оценка производится на основе оценки его управленческих навыков.

Если инициативу сотрудник самостоятельно не проявляет, то процесс имеет иной порядок:

  • вначале определяется его перспективность с точки зрения выдвижения на руководящую должность по установленным критериям;
  • затем производится оценка его мотивации к карьерному росту и устанавливается, имеется ли у данного конкретного сотрудника желание к профессиональному развитию в рамках замещения управленческой должности.

Следующим аспектом является конкретная реализация модели развития персонала, т.е. определение каких именно сотрудников учить и чему именно их учить. Для решения данного вопроса необходима разработка стратегии развития персонала.

Стратегия развития персонала

Суть стратегии развития персонала заключается в обеспечении непрерывного циклического процесса, который направлен на удовлетворение потребностей компании в лояльном, стабильном и эффективном штате сотрудников. Ожидаемый результат реализации стратегии заключается в трех основных составляющих:

  • предупреждение негативных тенденций, связанных с неэффективной системой развития персонала;
  • повышение лояльности сотрудников, планируемых к замещению ключевых управленческих должностей;
  • сохранение стабильного функционирования системы развития персонала, ориентированных на профессиональный рост с последующим продвижением по управленческой иерархии.

Реализация стратегии развития персонала должна охватывать два аспекта:

  1. Стратегический подход к развитию персонала – необходимо обеспечить гарантии профессионального роста и развития персонала на долгосрочную перспективу, а также защиту интересов компании в создании лояльного, стабильного и эффективного штата сотрудников.
  2. Системный подход к развитию персонала – формирование обобщающей модели действий, которые ориентированы на конкретные требования, предъявляемые к персоналу, и уровню эффективности его работы, что должно отвечать потребностям предприятия в комплексной совокупности компетенций сотрудников.

Направления реализации стратегии:

  • адаптационное развитие, направленное на повышение заинтересованности персонала в профессиональном росте, совершенствовании управленческих навыков и способностей, квалификационного уровня и возможностей для их реализации в организации с учетом карьерного роста;
  • процессуальное развитие персонала, включая определение базовых и функциональных потребностей в замещении ключевых управленческих должностей, а также наращивание потенциала и эффективное использование ;
  • профилирующее развитие сотрудников, планируемых к замещению на руководящих должностях, по профессиональным, функциональным и управленческим компетенциям.

Концептуальная схема стратегии развития персонала

С точки зрения повышения мотивации персонала к профессиональному развитию и стимулирования интереса к карьерному росту необходимо, чтобы взаимоотношения между руководством и персоналом строились на принципах создания на работе климата взаимного отношения, установление четких целей и задач, а также справедливых норм выработки и т.д. В свою очередь, это будет способствовать поддержанию интереса к работе и дальнейшему развитию сотрудника в компании. В целом, для эффективного развития мотивации персонала к использованию существующих возможностей развития и продвижения в компании, необходимо установить соответствие между достигнутым результатом и вознаграждением, и желательно добиться того, чтобы вознаграждение было наиболее приемлемо для работников. Это позволит избежать негативного влияния чрезмерного усиления материального вознаграждения и нивелирует негативные последствия такого подхода, что отрицательно сказывается на заинтересованности сотрудников в профессиональном развитии, карьерном росте и готовности принимать на себя ответственность в соответствии с развитием компетенций.

Для усиления мотивации и решения основных связанных проблем, необходимо направить усилия на снижение уровня неудовлетворенности и увеличение уровня удовлетворенности персонала. В контексте улучшения условий работы и организации рабочего процесса, а также для улучшения положения сотрудников необходимо обеспечить персоналу удобное рабочее место, низкий уровень шума, соответствие рабочего места эргономическим требованиям, чистоту, хорошие условия труда. Комплексное применение факторов корпоративной и материальной мотивации позволит наиболее эффективно сформировать условия для непосредственно стимулирования интереса к профессиональному развитию и карьерному росту у сотрудников, которые должны быть подкреплены элементами системы компенсаций. В совокупности, реализация такого подхода в рамках стратегии развития персонала обеспечит более эффективное функционирование системы развития и обучения персонала. Вместе с тем, значимым фактором является и организационное обеспечение процесса обучения, что подразумевает необходимость детальной проработки обучающих модулей, информационных материалов и комплексных курсов, которые могут использоваться работниками для собственного профессионального развития. Это позволит повысить качество работы и степень соответствия результатов работы запланированным показателям, что соответствует критерию ориентации на результат.

Конкретизация цели стратегии развития персонала может быть следующей:

  • усовершенствовать профессиональные и управленческие компетенции сотрудников;
  • создать у персонала стремление к развитию управленческих, профессиональных и функциональных компетенций на основе признания руководством его заслуг с точки зрения результативности деятельности.

В целом, достижение целей стратегии развития персонала будет способствовать следующему:

  • более высокий уровень профессионализма в управлении;
  • рост эффективности управленческой деятельности;
  • сокращение возможных, перспективных и предполагаемых просадок выручки;
  • повышение адаптируемости персонала к новым функциональным и управленческим задачам;
  • снижение необходимости жесткого контроля и устранение связанных с этим проблем распределенного характера;
  • снижение вероятности неожиданного или незапланированного возникновения ситуации, когда для замещения ключевых должностей будут рассматриваться кандидаты со стороны;
  • повышение результативности управленческой деятельности и удовлетворенности сотрудников своим трудом.

Ключевые направления реализации стратегии развития персонала:

  • поддержание требуемого профессионального уровня персонала;
  • детерминированная работа по обучению персонала;
  • подготовка кадрового резерва для оперативного замещения ключевых должностей;
  • реализация программы развития персонала.

Принципы стратегии развития персонала:

  • подготовка собственных кадровых административных работников с высоким уровнем квалификации в рамках необходимых направлений замещения ключевых управленческих должностей;
  • создание условий, способствующих профессиональному развитию и закреплению в организации наиболее квалифицированных, опытных административных работников, обладающих также необходимыми нравственными характеристиками и навыками эффективной работы в команде;
  • совершенствование работы с кадровым резервом компании в целом.

Формализация дополнительных задач, связанных с развитием именно кадрового резерва:

  • Оперативное замещение вакантных управленческих должностей.
  • Повышение качества подбора и расстановки руководящих кадров.
  • Снижение оперативно-управленческих рисков при назначениях сотрудников на управленческие должности.
  • Планирование карьерного развития перспективных сотрудников.
  • Стимулирование карьерного роста и обучения.

Реализация предложенной стратегии осуществляется на основе комбинирования пассивного, реактивного, превентивного и активного направлений ее практического воплощения. При наличии каких-либо проблем превалирующее значение для компании имеет реактивная составляющая стратегии развития персонала, направленная на устранение проблем, связанных с развитием персонала.

Направления реализации стратегии развития персонала

Направление

Значение

Основные особенности

Пассивное

Незначительное

Ликвидация пассивной кадровой работы по развитию персонала.

Устранение каких-либо дисбалансов в развитии персонала.

Реактивное

Превалирующее

Контроль любых негативных тенденций в формировании кадрового резерва, недопущение конфликтов между реализацией отдельных задач стратегии.

Мониторинг квалифицированных сотрудников, демонстрирующих потенциал к развитию профессиональных и управленческих навыков.

Включение перспективных сотрудников в кадровый резерв для последующего развития их профессиональных, функциональных и управленческих компетенций.

Ликвидация подбора на ключевые управленческие должности кандидатов со стороны.

Превентивное

Значительное

Прогнозирование потребности в замещении ключевых управленческих должностей.

Подготовка возможности целевых групп сотрудников для развития.

Разработка целевых кадровых программ с учетом потенциала отдельных сотрудников и возможных замещений ключевых должностей.

Активное

Незначительное

Коррекция целевых программ развития персонала с учетом меняющихся потребностей в замещении ключевых управленческих должностей.

Стратегия развития персонала включает формализованные методы развития персонала и комплексную оценку развития персонала, включающую количественный подход, основанный на .

Стратегия развития персонала

Факторы оценки развития персонала и результаты такой оценки показаны на схеме:

Факторы и результаты реализации стратегии развития персонала


В современной ситуации компании все в большей степени занимаются не только подбором персонала и кадровым делопроизводством, но и содействуют в развитии сотрудников. Развитие персонала в организации рассматривается как особый вид инвестиции в собственный персонал, в компанию в целом.

Что же такое развитие персонала?

Часто возникают вопросы: в чем разница между развитием и обучением персонала? идентичные ли это понятия или все же различные? Давайте попробуем разобраться что включает в себя само понятие.

Развитие персонала - это целая система, действие которое направлено на развитие сотрудников, и которая объединяет в себе из несколько разных подсистем:

  • обучение персонала в ходе адаптации,
  • обучение как повышение квалификации в рамках заданной должности,
  • обучение кадрового резерва,
  • ротация кадров (secondments), командирование на определенные должности,
  • коучинг сотрудников,
  • делегирование полномочий.

Основные задачи и цели

Мероприятия по развитию персонала позволят сотрудникам-новичкам быстрее адаптироваться на новом месте, активнее приступить к выполнению новых задач и оперативнее разобраться в работе с новыми технологиями и с изменившимися условиями. Правильно спланированные этапы повышения квалификации помогут сотруднику на любой должности, в независимости от того был ли он только устроен или перевелся из другого отдела/департамента.

Также польза данных мероприятий состоит в повышении уровня эффективности и результативности труда в уже занимаемой должности, что является большим преимуществом для каждой компании.

Работа с кадровым резервом, серьезную заинтересованность в которой декларируют все большее и большее количество организаций в наши дни, попросту невозможна без действий как служб по управлению персоналом, так и руководства по развитию участников групп кадрового резерва - так готовится руководящий персонал, необходимый для целей компании.

В целом, реализация мероприятий по развитию кадров результируется в повышении удовлетворенности сотрудников и их лояльности к компании-работодателю, к профессии и своей деятельности, что, в свою очередь, приводит к уменьшению текучести персонала, достижению существенной независимости от рынка труда, повышению личностного и социального потенциала сотрудников.

Важные моменты и возможные ошибки

При построении системы развития персонала в организации необходимо следовать нескольким очень важным требованиям:

  • Во-первых , все подсистемы (перечисленные выше) должны быть выстроены логично во взаимосвязи друг с другом - так, например, выстраивание подсистемы обучения как повышения квалификации в заданной должности не будет эффективным без ранее созданной и примененной подсистемы обучения новичков в ходе адаптационного этапа; или обучение кадрового резерва логично очень тесно связана с коучингом и ротацими-прикомандированиями.
  • Во-вторых , важна тесная связка системы развития персонала со стратегическими целями самой организации в целом и стратегическими целями бизнес-подразделений и, более того, здесь важен опережающий стиль развития сотрудников - как только становятся понятны стратегические цели, тут же соответствующая ответственная служба совместно с руководством приступают к формированию планов развития - на перспективу, а не после того, как бизнес-процессы уже будут выстроены, но без необходимой подготовки персонала.
  • В-третьих , целесообразно учитывать стратегию непосредственно в области HR - управлении персоналом. В частности, стратегическим решением может стать нацеленность на работу с внешними провайдерами в сфере HR или, напротив, принципиальная готовность работать силами внутренних ресурсов над задачами управления персоналом. Та или иная стратегия повлияет прямым образом на построение системы развития и всех ее подсистем, привлечение внешних или собственных профессионалов к задачам обучения и развития, на построение самой HR-службы.

Если рассматривать не только элементы системы развития персонала, но саму ее как часть всего цикла управления персоналом, то необходимо учитывать взаимосвязи развития сотрудников со всеми частями HR-цикла. А именно, эффективно выстроенная система развития тесно взаимосвязана с системой кадрового планирования и отбора персонала - так, при грамотном кадровом планировании мы обязаны учитывать возможности развития уже существующих работников для заполнения тех или иных кадровых позиций, для кадровых перемещений; при планировании отбора персонала мы с помощью имеющейся системы развития понимаем, внешний или внутренний персонал (при условии соответствующей подготовки) мы будем подбирать на те или иные должности.

Система адаптации персонала и система развития также тесно переплетены - эффективная адаптация невозможна без соответствующего обучения как на рабочем месте, так и вне его. Система мотивации и система развития взаимно влияют друг на друга - организация может мотивировать тех сотрудников, которые добиваются значимых результатов в собственном профессиональном развитии и, с другой стороны, сами развивающие мероприятия могут сопровождаться мотивирующим эффектом при их реализации. Корпоративная культура и система развития тесно взаимосвязаны - например, стратегия самообучающейся организации может стать основным элементом и лейтмотивом, вокруг которого будет выстраиваться вся организационная культура в компании.

Важным моментом при выстраивании системы развития персоналом является участие всех руководителей и части сотрудников в ее формировании и ее реализации соответствующих мероприятий.

Основные инструменты - формы и этапы

Отдельно стоит рассмотреть подсистемы развития персонала, связанные с обучением. К мероприятиям по обучение персонала относится следующий ряд:

  1. инструктаж непосредственно на рабочем месте,
  2. shadowing, или наблюдение новичка в данной должности за тем, как работает, какие действия совершает более опытный работник
  3. закрепление за новым сотрудников наставника, которые дает различные рабочие задания и контролирует ход и результат их выполнения, дает конструктивную обратную связь,
  4. лекции, преимущественно созданные для усвоения теоретической информации,
  5. семинары, в ходе которых группа участников получает как необходимую информацию, так и имеет возможность в ходе дискуссий и вопросов-ответом закрепить материал,
  6. тренинги, как корпоративные (закрытые - с участием только сотрудников данной организации и проводимые преимущественно внутренними тренерами, хотя не только; и открытые - с участием сотрудников из разных компаний и проводимые внешними провайдерами),
  7. деловые игры,
  8. конференции, мастер-классы,
  9. фасилитационные сессии,
  10. коучинг вышестоящего руководителем (специально обученным) или сторонним специалистом-коучером,
  11. другие мероприятия.

Одного единственного верного инструменты обучения не существует, важно сочетать разные методы при реализации систем обучения и развития.

Обучение и развитие персонала в организации должно быть направлено на все кластеры компетенций. Так, в соответствии с наполнением кластера общекорпоративных компетенций (компетенций, которые важны и применимы абсолютно ко всем должностям в организации от рядового сотрудника до Генерального директора - например, ориентация на результат, готовность к работе в команде, другие) - в организации необходимо разработать мероприятия, которые бы работали на развитие данных компетенций (проведение Центров Развития, соответствующих тренингов, фасилитационных сессий и коучинговых сессий). В соответствии с содержанием кластера управленческих компетенций с целью развития проводятся необходимые семинары, тренинги и деловые игры. Согласно наполнению кластера профессиональных компетенций реализуются различные профессиональные инструктажи, тренинги, мероприятия по переквалификации.

Помимо разработки и создания моделей компетенций для формирования эффективной системы развития персонала, целесообразно в организации регулярно проводить Центры Оценки и Центры Развития - данные Центры помогают в выявлении пробелов и «белых пятен» в уровне всех видов компетенций, необходимых организации для успешного достижения ее целей. По результатам такой оценки принимаются не только административные решения по каждому конкретному сотруднику-участнику такой оценки, но и формируются планы развития. Индивидуальный план развития (ИПР) должен быть у каждого руководителя, каждого ключевого сотрудника, каждого участника группы Талантов/Кадрового резерва. Такой план предусматривает описание актуального уровня развития компетенций у сотрудника, план развивающих мероприятий для повышения уровня компетенции, ответственных за реализацию этих мероприятий и сроки такой реализации.

Развитие персонала от Diamond Personnel R&C

Специалисты Diamond Personnel R&C готовы разработать и помочь в создании системы развития персонала Вашей организации.

Стоимость услуги по формированию системы развития персонала «под ключ» составляет 500000 рублей и занимает от 3-х до 6-ти месяцев, в зависимости от размера организации и готовности Клиента двигаться оперативно.

Мы будем рады сотрудничать с Вами!

В человеке одной из ключевых движущих сил в развитии является когнитивная потребность или потребность в получении новых умений, знаний. Стремление к познанию дает возможность человеку толчок к постановке целей и достижению резульатов, реализация которых приводит к источникам новых, высших переживаний. Потребность в развитии заложена в нас самой природой и является актуальной как в личностном плане, так и в профессиональном развитии.

На протяжении многих веков люди задавались вопросами о понимании этой потребности к познанию, этот феномен активно изучался и изучается психологами.

В период становления и развития крупных корпораций вопрос изучения тяги к знаниям, а также вопрос того, как ее развить и закреплять стал особенно актуальным. Что в свою очередь повлекло за собой создание структур, которые этим активно занимаются. Отдел или департамент по управлению персоналом как раз и взял на себя функцию по взращиванию и развитию персонала.

Развитие и рост сотрудников одна из ключевых задач после подбора на начальном этапе и удержании и мотивации на последующих этапах работы с персоналом.

Существует множество примеров компаний с хорошо развитыми структурами, отвечающими за обучение и рост персонала и компаний, в которых этих структуры вообще отсутствуют.

В нашем случае не стоит рассматривать компании, где принципиально интересны сотрудники одной функции без возможности какого-либо повышения и перспектив профессионального развития. Все-таки стоит ориентироваться на опыт прогрессивных компаний, для которых важной стратегической задачей является интенсивность и стремительность роста сотрудников, а за счет этого улучшение качества работы, общей позиции компании на рынке, как игрока, который отличается еще и хорошей школой для любого думающего и желающего развиваться профессионально.

Конечно самым ярким и мощным инструментом, который позволяет реализовать задачи роста и развития сотрудников является корпоративный университет, структура которого как раз ориентирована на решение вопросов, связанных с ростом и развитием персонала.

Корпоративный университет представляет собой уникальную платформу для реализации процессов корпоративного обучения и развития сотрудников. Задачи, которые решает университет связаны не только с процессами обучения и развития, но также с процессом адаптации и наставничества, процессом передачи знаний. Также университетом решаются важные задачи в сфере оценки персонала и в формировании планов для развития сотрудников. Если у компании существует возможность создания подобного института, то, как правило, вопросы, связанные с ростом и развитием персонала достаточно хорошо решаются этой структурой.

Яркие примеры хорошего корпоративного университета есть в западных или прозападных компаниях, в которых вопросами обучения и развития сотрудников занимаются вплотную. Например, P&G, Microsoft, Uniliver итп компании. Есть примеры и среди российских компаний, Билайн или Сбербанк, правда первый сейчас в стадии увядания, а второй на стадии активного становления и развития.

А вот если у компании нет возможности создания подобной структуры, то приходится справляться собственными силами, ну или максимум с привлечением подрядных организаций.

Вариант, когда в компании корпоративный университет отсутствует скорее все-таки больше распространен в нашей действительности, поэтому стоит рассмотреть варианты того, как оптимально, а главное эффективно позаботиться о возможностях для развития персонала в коллективе.

Способы развития сотрудников в компании:

3. Мозговые штурмы

4. Конференции, круглые столы, выставки

5. Написание статей, релизов, а также комментариев

6. Наставничество

7. Создание единой интеллектуальной базы

От постановки целей и реализации в каждом из этих блоков зависит то, насколько эффективно они будут влиять на каждого конкретного сотрудника компании. Попробуем остановиться подробнее на каждом из них, чтобы яснее себе представить все плюсы и минусы этих способов развития.

Поговорим о тренингах

Важно понимать, что рынок тренинговых услуг достаточно широк и существует большой диапазон того, на что они направлены, например, тренинг по публичным выступлениям, ориетирован на формирование навыка того, как правильно и эффективно выступать, а тренинг командообразования решает задачи сплоченности коллектива и ориентирован на повышение уровня доверия между сотрудниками, косвенным результатом чего является повышение эффективности в случае командного взаимодействия, тренинг самоопределения помогает раскрыть внутренний потенциал каждого отдельного сотрудника, определить свою роль и место в компании, а, следовательно, повысить свою личную эффективность. Поэтому в зависимости от целей компании необходимо выбирать то или иное направление развития.

Итак, выделяют четыре основных направления: навыковые, идеологические, развлекательные, психологические. Причем в двух видах, навыковых и психологических также актуальна и индивидуальная работа, что конечно является более результативным.

Навыковый тренинг решает важную, но узкую задачу, например, тренинг публичных выступлений. На подобном тренинге задаётся структура того, как правильно и системно построить структуру своего выступления, на что стоит обратить внимание при взаимодействии с аудиторией. При многократно повторении структуры, психологами доказано, что в среднем только после двадцать первого построения презентации и выступления вырабатывается автоматический навык того, как правильно выступать. Такие тренинги помогают обрести те необходимые навыки, которые в дальнейшем помогут в работе. Единственное ограничение, если у человека существует психологический барьер и боязнь публичных выступлений. В таком случае ни один навыковый тренинг не поможет решить эту проблему, он скорее даст «скелет» презентации или выступления, которым можно пользоваться, но не решит внутреннее сопротивление, которое сформировалось по тем или иным причинам.

Идеологический тренинг, ориентирован скорее на ключевых сотрудников, которые в дальнейшем смогут донести ту или иную идеологию до остальных сотрудников. Подобный вид тренинга интересен скорее для самой компании в целом, чем для каждого сотрудника по отдельности. Хотя, если в тренинг заложена, например, идеология лидерства, то подобное мероприятие может существенным образом влиять на поведение и возможности сотрудника, который обретает возможности и понимание того, что для компании он ценность и его мнение имеет колоссальное значение.

Развлекательные тренинги судя по названию носят характер отдыха и выступают как дополнительный бонус нематериальной мотивации сотрудник, что тоже очень важно. Один из ярких примеров развлекательного тренинга – выездной командообразующий тренинг. Такие мероприятия также решают еще и одну из основополагающих задач в работе коллектива – это сплоченность, что в дальнейшем как раз может сильно повлиять на усвоение материала, например, при обучении на навыковом тренинге, помочь более глубокому раскрытию и на психологическом тренинге, впитать и усвоить важные ценности, транслируемые компанией на идеологическом тренинге.

Психологические тренинги, в отличие от навыковых, как раз решают задачи, связанные со снятием психологических барьеров и внутренних сопротивлений. Например, тот же тренинг по публичным выступлениям, но уже психологический, в котором используются различные психотехники, ориентирован на работу с внутренним состоянием и помогает снять страх перед выступлением.

Навыковые тренинги и психологические особенно эффективны при проведении их вместе, т.к. в таком случае комплексно решается проблема, а не только один из ее аспектов.

Что такое сессии стратегического планирования?

Сессия стратегического планирования представляет собой рабочую сессию, а котрой рабочая группа, как правило, ключевые сотрудники компании, формулируют стратегические цели и обсуждают возможные пути ихх достижения. По результатам сессии рождается план с подробным описанием того, на каком этапе сейчас находится компания, какие краткосрочные и долгосрочные цели должны быть достигнуты в заданный период времени и что для этого необходимо сделать.Что они собой представляют? Сессии стратегического планирования как один из вариантов развития сотрудника в компании также достаточно эффективны. Также как и на идеологических тренингах на подобных мероприятиях осуществляется не только процесс развития сотрудника, но и решаются важные задачи самой компании. Таким образом, компания выигрывает вдвойне, рост сотрудника за счет активного участия в процессе сессии, которая подразумевает серьезное и активное участие, а также результаты, получаемые в момент проведения сессии, используются на благо самой компании. В случае сессии как эффективного способа развития сотрудников компании важно обратить внимание на модератора, который ее проводит, т.к. это может существенно отразиться на результате сессии и на возможности дальнейшего использования этих результатов для достижения конечной цели.

Мозговой штурм

Мозговой штурм тоже своего рода сессия, но уровнем ниже. Во время проведения штурма конечно не решаются глобальные стратегические задачи, но происходит вовлечение сотрудников в процесс работы и, как следствие, при высокой активности происходит получение новых знаний и видения, которые в дальнейшем могут с успехом быть использованы в работе.

Конференции, круглые столы, выставки и статьи

Участие в конференциях, круглых столах, на выставках, а также написание статей и заметок опять таки решают две ключевые задачи: сотрудник получает новый стимул, возможности и знания в процессе участия в мероприятиях; компания в свою очередь получает высокую активность и пиар. При этом важно понимать, что вне зависимости от должности, а скорее даже для линейного персонала и руководителей среднего звена участие в конференциях, круглых столах, выставках, а также написание статей может послужить существенным толчком к развитию. Активно привлекать и давать возможности для участия необходимо сотрудникам, которые обладают компетенциями и знаниями в важных для компании областях, например, производство, логистика, продажи, маркетинг и пиар, персонал, только таким образом можно достичь высокой эффективности. А в случае пассивности того или иного сотрудника можно будет делать определенные выводы.

Значение наставничества

Наставничество в компании стоит отдельным пунктом. Многие компании говорят о том, что подобная практика у них существует, но, как правило, дело сводится к передаче нескольких папок с общего сервера и рассказа о том, кто и чем в компании живет. Хотя этот пункт имеет существенное значение, которое влияет на скорость процесса развития. Поэтому важно, чтобы как минимум он был. Есть ряд компаний, в которых опыт наставничества реализован и внедрен в полном объеме, это скорее относится к западным компаниям, в которых наставничество, это не только хорошо прописанный документ с набором пунктов, но и целая система, которая служит не только быстрой адаптации для новичка, но и хорошей мотивацией для самого сотрудника, особенно, если у него нет прямых подчиненных и путем введения в курс дела новичка он может попрактиковать еще и свои навыки в управлении.

Создание единой интеллектуальной базы

Создание единой интеллектуальной базы (ЕИБ) заключается в формировании единой системы общепринятых правил работы, стандартов ведения тех или иных проектов и системы их реализации. Что в свою очередь существенно сокращает период «изобретения велосипеда», особенно, если в компании реализуются похожие по структуре проекты или их специфика не сильно меняется. База это шаблон, которым при правильном заполнении и формировании очень удобно пользоваться.…. Под базой подразумевается все те необходимые данные, знания и умения, которые компания приобретала и продолжает приобретать в период своей жизни. Также как и к процессу наставничества к созданию ЕИБ весьма холодное отношение, в основном со стороны сотрудников компании, связано это с тем, что это работа на перспективу, а многие ориентированы на получение результата здесь и сейчас и не готовы тратить свои силы на ресурс, который решает задачи в перспективе. Со стороны руководства тоже не всегда есть понимание и желание развивать это направление, так как создание ЕИБ подразумевает вложение человеческих ресурсов, а, следовательно времени и денег. . Многие из нас знают и помнят, есть в любой компании общая сводная папка, где очень часто не просто сложно что-то найти, а вообще непонятно как ей пользоваться, такой там творится хаос. Очень часто многие сознательные, да и несознательные сотрудники заводят свои личные папки, только отличие сознательных в том, что их папка как раз и является своего рода его личной интеллектуальной базой, в которой хранится вся полезная информация. Так вот при хорошей систематизации всей этой информации не лично у каждого на столе, а в общем формате, можно получить два существенных преимущества. Первое, компания получает бесценный продукт, который остается в компании и используется всеми сотрудниками. Второе, при создании такого хранилища и систематизации знаний, происходит колоссальный скачок в развитии того, кто ее создает. Автоматизированные программы решают вопрос с систематизацией знаний, но требуют гораздо больших вложений, ресурсов, как материальных, так и человеческих, а позволить себе автоматизировать все процессы может не каждая компания, в этом плане ЕИБ существенно экономит ресурсы.

Конечно, в процессе развития сотрудника компании есть еще масса разных вариантов и возможностей, которые могут использоваться, все зависит от креативности отдела управления персоналом или того, кто этими вопросами занимается в данной компании. Нами было выделено 7 ключевых направлений развития сотрудников компании, которые при активном использовании, при правильной постановке целей и контроле результатов, влияют не только на активный профессиональный рост, но и на развитие компании в целом.

Важно помнить также, что от понимания самим сотрудником своих собственных целей и задач зависит очень многое и даже при активном использовании самой компанией всех вариантов для развития персонала, все это может оказаться совершенно пустым и неэффективным для отдельно взятого сотрудника.

Вопросы самоопределения, понимания собственных целей и приоритетов играют существенную роль в целенаправленном развитии личности как профессионала своей области. Но, к сожалению, не каждый сотрудник четко видит, чего он хочет и куда движется. Если это так, то ему нужно помочь. В этом случае может быть использована индивидуальная работа, а если численность компании очень большая, то приоритет отдается, как правило, ключевым сотрудникам. Для снижения финансовых издержек со всеми остальными сотрудниками можно использовать тестирование для диагностики их целей и приоритетов, а также тренинги по самоопределению и постановке целей. Тренинговая работа в вопросах самоопределения и постановки целей несколько ниже, чем индивидуальная, но в любом случае эффективна.

В процессе индивидуальных консультаций коуч или психолог может помочь разобраться в себе. Важно конечно, чтобы это был профессионал высокого уровня, так как человек, который участвует в процессе постановки целей, должен обладать соответствующими компетенциями. Важно понимать, что компетенция коуча в большей степени касается профессиональных вопросов и целей, а у психолога – это жизненные аспекты, куда входят как личные, так и профессиональные вопросы/сложности/проблемы, но рассматриваться они должны все-таки через призму личностных особенностей

В случае понимания собственных целей и при наличии всех возможностей для развития в самой компании, сотрудник сможет реализовать и развиваться на максимуме своих возможностей, что принесет ему персональную удовлетворенность, а компании высокие результаты его работы.

Пример из практики

Моя коллега работает в крупной западной консалтинговой компании. У нее есть все возможности для развития в компании, которыми она активно пользуется. Постоянные тренинги различной направленности, начиная от навыковых и заканчивая развлекательными. Она активно участвует в профильных конференциях и пишет статьи на профессиональные темы. С учетом того, что специфика консалтинга подразумевает постоянные сессии и мозговые штурмы, она охотно и часто в них участвует. В целом процесс ее роста за период работы в этой компании ощутим невооруженным взглядом. По прошествии двух лет работы она достигла значительных высот:. Например, ей стали доверять самостоятельное ведение крупных проектов, хотя изначально она отвечала только за часть технических вопросов, а не ключевых. Но сейчас она снова в поисках новой работы. На вопрос почему, она сказала, что в целом все устраивает, за период работы она прошла много ступеней развития, но минус только один, в компании нет возможностей для роста как карьерного, так и материального. Эти вопросы она обсуждала со своим руководством, но политика компании подразумевает развитие и рост, но почему-то не подразумевает удержания и карьерных возможностей для «выросших» сотрудников.

Побочные эффект процесса роста и развития - повышение ожиданий по отношению к себе от компании. Такие моменты возникают достаточно часто, особенно это касается роста и развития амбициозных сотрудников. Поэтому не стоит забывать и о подкрепляющих моментах со стороны компании, таких как: карьерный рост, материальное стимулирование и различные бонусы, дополнительные привилегии и возможности. При сбалансированности всей этой системы и ее составляющих в итоги не менее 80% сотрудников компании останутся довольны и будут работать на благо компании в течение многих лет.