Планирование Мотивация Управление

Финансовый анализ. Понятие финансово-хозяйственной деятельности предприятия Что такое финансовая деятельность

Финансовый анализ: Что это такое?

Финансовый анализ - это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ . В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, ), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации"
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций"
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"

Важно отметить, что финансовый анализ - это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример ). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы " Ваш финансовый аналитик ", которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа - это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности - Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках - дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана)

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) - это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Анализ предприятия

Под выражением "анализ предприятия " обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

Анализ хозяйственной деятельности (АХД)

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство (Анализ банкротства)

Банкротство , или неплатежеспособность - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вертикальный анализ отчетности

Вертикальный анализ отчетности - техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности

Горизонтальный анализ отчетности - это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием "трендовый анализ".

Необходимость использования финансов обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Фин. деятельность муниципальных образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию, распределению и использованию муниц. ден. фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Осуществление эффективной финансовой деятельности государства является фактором, необходимым для проведения справедливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон последней.

Посредством фин. деят-ти создается материальная основа, необходимая для функционир-я органов гос. власти и управления, правоохр. органов, обеспеч-я обороноспособности и безопасности страны.

Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на определенные планы, программы и т.п., но и косвенно - путем предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И, напротив, могут применяться меры ограничительного характера.

Фин. деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления. Важной ее стороной является распределение фин. ресурсов между фед. органами и субъектами Федерации, а также муниц. образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в РФ должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов финансовая деятельность содержит широкие возможности воздействия на развитие рыночных отношений.

При характеристике финансовой деятельности РФ на современном этапе важно отметить, что она осуществляется в условиях экономического сотрудничества со странами СНГ. Россия исходит при этом из задач укрепления и развития равноправных и взаимовыгодных ее экономических отношений с этими государствами, развития интеграционных отношений с ними. Для регулирования и развития такого сотрудничества создан специальный орган - Министерство по делам Содружества Независимых Государств. В рамках СНГ имеется Межгосударственный экономический комитет, состоящий из заместителей глав правительств и являющийся постоянно действующим органом Экономического союза. Заключаются соглашения и по отдельным вопросам финансовой деятельности (например, об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов).

Внешнеэкономические связи осуществляют также субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией РФ и федеральным законодательством, а также договорами между федеральными органами власти и субъектами РФ. Общий порядок координации этих связей установлен специальным федеральным законом. Результаты международных и внешнеэкономических связей находят отражение в доходах и расходах государственных денежных фондов Федерации и ее субъектов.

Вопрос 5. Основные принципы публичной фин. деятельности, их конституционное закрепление.

Фин. деятельность гос-ва и органов местного самоупр. основана на определенных принципах , т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и функционир-я российского гос-ва, так и специально относящихся к его фин. деят-ти, и конкретизируется в нормах фин. права. В силу своего содержания (направл-ть на рег-е отношений в области фин. деят-ти гос-ва и муниц. образований) и закрепления в нормах фин. права они, в сущности, являются принципами фин. права. Среди них можно выделить следующие.

Пр. приоритета публичных интересов в пр. рег-и отношений в области фин. деят-ти гос-ва и муниц. образований. Этот принцип предполаг. использ-е фин.-правовых институтов в целях гос. рег-я экономики, исходя из общезначимых задач общ-ва. В конечном итоге реализация этого принципа отраж-ся на частных интересах личности. Особо важное значе-ние его действие приобр. в кризисных экономич. условиях.

Принцип федерализма , согласно которому в фин. деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми фин. ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом.

Единство фин. политики и денежной системы . Самост-ть субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ Фед. фин. политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в фед. бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране устанавливаются фед. законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый поряи финансирования бюджетных расходов и т.д. Единство финансовой политики и денежной системы является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств.

Равноправие субъектов Федерации в области фин. деят-ти определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется фед. фин. законодательство. Вне пределов ведения РФ и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осущ-т собственное правовое рег-е фин. отношений и самостоятельную фин. деят-ть, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность фин. деят-ти органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деят-ти законодательством РФ и соотв. субъекта Федерации. Они самост. утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные фонды, уст-т местные налоги и сборы в соотв. с фед. законод-м и зак-ом субъекта Федерации.

Социальная направленности фин. деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей РФ как социальное гос-во, политика которого направлена на создание уровня, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда и т.д.

Распределение функций в области фин. деят-ти на основе разделения законод. и исполнит. властей. Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия законод. и исполнит. органов власти. Так, Гос. Дума принимает ФЗ (ч. 1 ст. 105), в частности, законы по вопросам фед. бюджета, фед. налогов и сборов, фин-го, валютного, кредитного рег-я, денежной эмиссии. К полномочиям Правительства относятся разработка и представление Гос. Думе проекта фед. бюджета и обеспечение его исполнения, обеспечение проведения единой фин., кредитной и денежной политики (п. «б» ч. 1 ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Принцип гласности . Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими офиц. опубликования законов, что непоср-но относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.

Принцип плановости выражается в том, что деят-ть гос-ва и муниц. образований по формир-ю, распределению и использованию фин. ресурсов осущ-ся на основе фин. планов, разрабатываемых в соответствии с гос. и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности означает необх-ть строгого соблюдения требований фин.-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе фин. деят-ти, включая гос. органы власти, органы местного самоупр., предприятия, организации, учр. и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей РФ в качестве правового гос-ва. Он закреплен и в других статьях Конституции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм фин. права применяются соответствующие меры ответственности.

Вопрос 6. Формы и методы публичной финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов и органов местного самоуправления по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправовые формы - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п.

Юридического значения они не имеют, но создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм.

Вопрос 7. Понятие и виды финансовых актов.

Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия решения гос. органов и органов местного самоуправления по вопросам фин. деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Например, принятие фед. бюджета оформляется ФЗ. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения ден. средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов гос. управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юр. свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных фин. отношений и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные . Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды фин. обязательств предприятий и граждан перед государством, или муниципальным образованием, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования гос. ден. средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

По юр. природе фин.-правовые акты подразделяются на: а) законодательные, к которым относятся ФЗ и законы субъектов Федерации по вопросам фин. деят-ти гос-ва; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других гос. органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием. Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе фин. деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ре-сурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального развития.

К финансово-плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства - федеральный бюджет, а также государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и местного самоуправления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы бюджетных учреждений.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

Вопрос 8,9. Система и правовое положение гос. и муниципальных органов, осуществляющих фин. деятельность. Деятельность органов законодательной и исполнительной власти в области финансов.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществ­ляют все органы государственной власти в зависимости от установлен­ной им компетенции.

В ведении федеральных представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти находятся установление правовых основ единого рын­ка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; де­нежная эмиссия; основы ценовой политики; налоги; страхование (статьи 71, 75 Конституции РФ). Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы. Представительные органы в лице Федерального Собрания и представи­тельных органов субъектов федерации рассматривают, обсуждают и ут­верждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в со­став РФ (ст. 106 Конституции РФ). Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рас­смотрение в представительных органах, осуществляет общее руко­водство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой фи­нансовой кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Конституции РФ, Фе­деральный конституционный закон "О правительстве РФ" от 17.12.97 №2-ФКЗ в ред. от 31.12.97). Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции. Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает вы­полнение ими своих основных задач и функций.

Наряду с органами государственного управления , осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности: Минфин России; Федеральное казначейство РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Центральный банк РФ (Банк России).

Под финансовой деятельностью организации понимается привлечение и воз-врат заемных источников финансирования (кредиты, займы), выпуск обыкно-венных и привилегированных акций, выплата дивидендов, штрафов, пеней, прочие внереализационные операции (рис. 7.5).
"Притоки" "Оттоки"


Денежные потоки, связанные с изменением уставного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов определяются по данным баланса. При этом используется следующая формула:
АПассива = Пассив (і) - Пассив (г - 1). Г"6)
Величина прочих Енереализационных доходов (расходов) периода напрямую переносится из отчета о прибылях и убытках в отчет о движении денежных средств. Оттоки денежных средств, связанные с выплатой процентов по привлекаемым кредитам, отражаются в составе прочих операционных расходов, об учете которых говорилось при описании инвестиционной деятельности.
Сумма притоков и оттоков денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности образует чистый денежный поток. Величину чистого денежного потока можно рассматривать как потенциальный приток денежных средств, которым должна располагать компания по результатам своей деятельности.
Фактическое изменение (фактический приток) денежных средств определяется по данным баланса и носит название фактический денежный поток. Фактический денежный поток определяется как разница денежных средств баланса на текущую и предыдущую отчетную дату. Его величина показывает, на сколько в данном периоде анализа возросла или уменьшилась сумма денежных средств, находящаяся в распоряжении компании.
Разница между фактическим и чистым денежными потоками представляет собой прочие потоки, движение которых не прослеживается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Отрицательные значения прочих ПОТОКОЕ говорят о том, что предприятие несло такие затраты, как содержание объектов социально!. сферы, выплата дивидендов и различного рода пособий. Положительные значения по строке ""Прочие потоки" могут быть связаны, например, с безвоз-мездными передачами предприятию имущества.
Информация отчета о движении денежных средств поможет ответить на вопросы:
достаточно ли поступлений от основної: деятельности для финансирования оборотного капитала;
достаточно ли средств предприятия для финансирования выбранной ин-вестиционной программы;
возникает ли необходимость (и в каком объеме) в привлечении заемных источников финансирования.

Еще по теме 7.2.3. Финансовая деятельность:

  1. 2. Алгоритмы моделирования финансовой деятельности фирмы
  2. 2.1. Содержание и сущность финансовой деятельности коммерческого предприятия
  3. Раздел ЗАНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  4. Глава 4. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  5. § 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  6. § 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Фин. деятельность является основной отраслью управления, специальной задачей которой является мобилизация средств для всех отраслей управления. С помощью фин. деятельности обеспечивается финансирование государства.

4. Методы финансовой деятельности гос-ва.

Для мобилизации ден. средств гос-во применяет:

· Метод установления обязательных платежей и налогов. С помощью этого метода изыскивается все прямые и непрямые налоги, обязательные платежи, взносы в целевые фонды.

· Метод добровольного привлечения средств. Состоит в том, что государство привлекает в свое распоряжение временно свободные средства населения и предприятий путем выпуска гос. займов, денежно-вещевых лотерей, вклады населения.

· Сочетание обязательного и добровольного страхования (институт страхования).

При расходовании средств:

· Метод бюджет. финансирования, т.е. безвозвратный безвозмездный целевой отпуск средств на определенные нужды.

· Банковское кредитование, т.е. возвратный, возмездный, целевой, срочный отпуск средств под залог.

5. Принципы финансовой деят-ти Украины.

· Плановость. Каждая сфера фин. деятельности обязательно планируется фин. планы бюджета, предприятия (баланс доходов и расходов), министерства (сводный баланс расходов и доходов), в учреждениях и организациях - смета доходов и расходов, в банках - кредитный план и кассовый план.

· Учета и контроля. Для учета - установка одинаковой методики бух.учета (постановление КМУ № 25 93 года «Об организации бух.учета в Украине», т.е. для юр. и физ. лиц установлены единые правила учета.

· Контроль - он осуществляется от имени гос-ва (ВРУ, ГНА, казначейства, органы местн. самоупр-ния, контрольно-ревиз. служба У-ны.)

· Равноправие национальностей и нац. меньшинств, т.е. учитывается требования, специфика малых народов.

· Участие нас-ния в управлении делами гос-ва, т.е. через тех, кого мы избрали (депутатский корпус).

· Законности, т.е. соблюдение финанс. дисциплины (сфера планирования, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение его, админ. и угол. отв-ть.).

6. Состав финансовой системы Украины.

Совок-ть фин. институтов, объединяющих опред. фин. отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных ср-в представляет собой фин. систему У-ны.

Вся фин. система состоит из централизованных и децентр. фондов.

Централиз.-гос-во собирает ден. ср-ва для выполнения внутр. и внешн. ф-ций. Через этот фонд гос-во обеспечивает содержание соц. сферы, соц. защиты нас-ния, развитие нар. хоз-ва, отрасли, к-рые способствуют развитию всей экономики производственной и непроизв. сфер. Сюда входят: гос. бюджет У-ны, местные бюджеты, фонд соц. страхования и соц. защиты Пенсионный фонд, Чернобыльский фонд, Фонд занятости.

Децентрализов. фонды-это институт финансов гос. предприятий и отраслей нар. хоз-ва. Они формируются от доходов предприятий.

Институт кредитования: банковские кредиты.

Институт гос. кредита.

Институт гос. и коммерческого имущественного и личного страхования, для потерь от различных страховых случаев.

Институт расчетов. Обязательно присутствует в каждом из названных ин-тов, носит хар-р устанавливаемого порядка по ср-вам расчета между субъектами в строго установленных формах, применение к-рых обязательно для каждого клиента.

Ин-т денежного обращения-это установленная форма деят-ти по выдаче наличных денег на опред. нужды. Порядок исп-ния наличных денег регулируется спец. актами о кассовых операциях.

Ин-т валютных расчетов обеспечивает вал. операции, к-рые связаны с обеспечением внешне-экон. связей.

7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва.

Экономические нормативы это обоснованные расходы денежных средств на единицу, с применением тех. норм выраженных в натуральном и денежном выражении, эти нормы определяются в зависимости от конкретной сферы и для конкретных целей.

Контингент сеть и штат.

Контингент, на примере нашего ВУЗа, это количество или численность студентов. Сеть – кол-во структурных подразделений в составе бюджетного учреждения. Штаты расчитываются исходя из контингента и из структуры подразделения.

Эти нормативы всегда минимальны и определены с режимом экономии.

8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.

Фин. право-это совок-ть правовых норм, регулирующих процесс мобилизации, распределения и исп-ния централиз. и децентрализ. ден. ресурсов с целью обеспечения задач и ф-ций гос-ва. Фин. право регулирует большую группу отношений, связанную с опред. полномочиями управленческой сферы, регулирует бюджетный процесс, кредитование и ден. систему, ин-т страхования и налог. систему.

Предмет фин. права-это общ-ные отношения, возникающие в процессе фин. деят-ти, формирования, распределения и использования гос. централизованных фондов и децентрализован. Фондов всех форм соб-ти.

Отрасль фин. права регулирует определ. Круг общ-ных отношений, отличающихся от др. общ-ных отношений своими особ-тями. В отрасль фин. права входит теоретическая часть, к-рая изучает понятия в фин. праве, содержание действий фин.-правовых норм и фин. правоотношений, способы защиты интересов гос-ва, юр. и физ. лиц, остальные положения науки фин. права, полномочия органов, осуществляющих фин. деят-ть и фин. контроль. Теоретическая часть делится на общую и особенную.

Фин.-правовая наука исходит из основных предпосылок фин. деят-ти, изучения прошлого опыта, теоретических исследований и действия эконом. з-нов в настоящем времени. В фин. науке разработаны эконом. з-ны, направленные на развитие общ-ва.

Отличие науки фин. права и фин. правом:

· фин. право действует на основе действ. зак-ва;

· наука фин. права-это теоретические обоснования;

· наука фин. права изучает все ин-ты фин. права, опирается на ин-ты фин. права и базируется на нормах фин права.

Источники фин. права:

· нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления). Все эти акты не ограничены в пространстве и во времени.

· все фин. правовые акты, к-рые ограничены во времени и в пространстве (бюджет, кредитные планы банков и т.д.)

9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности.

Все отношения, к-рые возникают в гос-ве при перераспределении доходов и образовании централизованных и децентрализ. фондов регулируются соответствующими группами норм фин. права, явл. фин. правоотношениями. С ними связано возникновение, изменение и прекращение фин. правоотношений. К фин.-правов. отношениям относятся:

· отношения между ПУ, ВРУ и КМУ по поводу принятия законов налог. системы, конкретных налогов, бюджетной системы, ежегодное принятие ВРУ бюджетной резолюции, составления, рассмотрения, утверждения контроля об исполнении и утверждении отчета об исполнении гос. бюджета У-ны.

· отн-ния между ВРУ и органами местного и регионального самоуправления по поводу ежегодных отчислений, общего-ных налогов и платежей в пользу местного бюджета (сбалансирование всех бюджетов У-ны путем процентных отчислений из гос. бюджета, дотаций).

Целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то есть получение положительного финансового результата деятельности предприятия. При этом расчет должен производиться не только для внутреннего учета и анализа, но и для соблюдения требований законодательства, так как является обязательным и входит в состав отчетности.

Анализ финансового результата

Показатель финансовых результатов свидетельствует об эффективности деятельности предприятия, рентабельности, на основании этих данных собственники и руководство предприятия определяют перспективы и тенденции развития.

При этом в зависимости от задач финансовый результат может определяться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам деятельности или по видам выпускаемой продукции, или по структурным подразделениям. Внутренний учет деятельности предприятия не регламентируется, и собственники самостоятельно решают, каким образом аккумулировать данные о доходах и расходах, что учитывать при определении финансового результата и за какой период.

При этом анализ деятельности может проводиться на основании статистических данных по отрасли, сопоставления с аналогичными компаниями. Но в первую очередь проводится сравнение данных о доходах и расходах за аналогичный предыдущий период. При этом оцениваются данные доходов и расходов, анализируются причины роста и спада, может оцениваться эффективность работы персонала, использования оборудования. С учетом внешних и внутренних факторов, например, ситуации на рынке, необходимости долгосрочных вложений, делается прогноз дальнейшего развития, может быть скорректирована деятельность компании вплоть до прекращения нерентабельных видов деятельности.

Отчет о финансовых результатах

Законодательство обязывает организацию вести учет финансовых результатов и отражать данные в Отчете о финансовых результатах , утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Отчет о финансовых результатах входит в состав годовой бухгалтерской отчетности.

В состав Отчета входят показатели:

  • выручки,
  • себестоимости,
  • валовой прибыли, которая определяется как разница между выручкой и себестоимостью,
  • коммерческих расходов,
  • управленческих расходов,
  • прибыли или убытка от продаж,
  • доходов от участия в других организациях,
  • процентов к получению,
  • процентов к уплате,
  • прочих доходов и расходов.

По результатам этих показателей выводится прибыль до налогообложения и с учетом налога на прибыль и налоговых обязательств определяется чистая прибыль предприятия.

Первые и самые показательные данные — выручка и себестоимость, то есть доходы и расходы по обычным видам деятельности, которые формируются по правилам ПБУ 9/99 и 10/99 . Например, если организация занимается сдачей имущества в аренду, то будут указаны суммы полученной арендной платы, если же организация занимается торговлей, но заключила разовый краткосрочный договор аренды, то арендная плата не будет учитываться в составе этого показателя, а будет учитываться в составе прочих доходов

И также учитываются расходы, которые произведены для обычного вида деятельности. Например, это затраты, которые необходимы для содержания имущества, сдаваемого в аренду, где учитываются и заработная плата персонала, и расходы на текущий ремонт имущества, и иные затраты.

Отчет о финансовых результатах сдается в налоговый орган и в орган статистики. Но кроме того, эту форму часто запрашивают банки при выдаче кредита, контрагенты при заключении договоров, также они могут запрашивать расшифровку отдельных показателей. На основании этих данных проводится первичный анализ платежеспособности, от этого может зависеть не только ставка по кредиту или условие об отсрочке платежа, но и возможность заключить договор с контрагентом, в котором заинтересована организация.