Технология разработки туристских маршрутов и формирования. Технологии разработки маршрутов и формирование туров Современные технологии применяемые при разработке туристских маршрутов
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Основная методика разработки маршрута, критерии выбора района и протяженность рекреационно-оздоровительного похода. Понятие термина "нитка маршрута". Сущность методики разработки маршрута спортивного похода. Основные способы составление плана похода.
методичка , добавлен 26.11.2008
Понятие и виды туристских маршрутов, их классификации. Общий анализ развития и современное состояние гастрономического туризма в Республике Дагестан. Разработка и формирование туристского гастрономического маршрута "Классика национального блюда".
курсовая работа , добавлен 06.01.2013
Понятие учебно-туристских походов и их цели. Критерии и особенности выбора района и разработки маршрута учебно-туристского спортивного похода. Понятие маркированного маршрута. Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися.
лекция , добавлен 25.11.2008
Автобусные туры по Европе как сравнительно молодой вид туризма. Главное преимущество автобусных туров, положительная сторона автобусного туризма. Негативные моменты автобусного тура. Описание некоторых маршрутов с оптимальным сочетанием цены и качества.
лекция , добавлен 26.03.2010
Природные, культурно-исторические и социально-экономические факторы развития туризма в Литве. Характеристика крупнейших туристских регионов стран Балтии. Маркетинговый анализ положения Литвы на российском рынке, составление программы туристского маршрута.
курсовая работа , добавлен 20.04.2017
Определение понятий обоснования туристских экскурсионных маршрутов. Выделение основных проблем организации индустрии отдыха и туризма Москвы и Санкт-Петербурга. Разработка оригинального туристического маршрута на примере одного из районов г. Москвы.
дипломная работа , добавлен 24.04.2015
Справочные сведения о районе экологического туристического маршрута, проходящего по акватории Телецкого озера. Технологическая карта экскурсии. Расчет потребности в снаряжении, необходимого количества продуктов питания, стоимости разработанного маршрута.
дипломная работа , добавлен 06.11.2013
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, представление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Основные определения:
Маршрут- это заранее спланированная траса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.
Тур – это туристическая поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг.
Туристская путёвка- это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг. В настоящие время используется форма ТУР - 1
Ваучер – документ, который является гарантией для получения туристом оплаченной услуги или комплекса услуг от субъекта туристической деятельности.
6.2 Классификация туристических маршрутов
Классификацию туристских маршрутов можно построить по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
походные – маршруты с активными способами передвижения;
физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяются:
круглогодичные (внесезонные);
сезонные - функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.).
По построению трассы маршруты подразделяются на:
линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
радиальные – (стационарные) с посещением пунктов из одного стационарного пункта на маршруте;
кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.
По продолжительности маршруты бывают:
Многодневными (14-30 дней);
Несколько дней (1-3 дня)-маршруты выходного дня;
Несколько часов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
Собственный транспорт туристской фирмы;
Арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
Личный транспорт туристов.
По способам передвижения на маршруте:
Автобусные;
Теплоходные (морские, речные);
Авиационные;
Железнодорожные;
Комбинированные.
Отдых на природе;
Отдых на морском побережье;
Отдых в горах и др.[
Все эти виды маршрутов предусматривают менеджеры турфирмы при составлении туров.
Составляется график движения по маршруту в табличной форме с указанием даты и времени прибытия и отправления по каждому пункту маршрута.
6.3 Разработка туристического маршрута
Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута Процесс проектирования должен соответствовать требованиям закона Украины «О туризме» и ГОСТу 28681. 1-95 « Проектирование туристических услуг»
Процесс проектирования: поиск идеи – отбор идеи – разработка продукта и его проверка – разработка стратегии маркетинга – испытание продукта в рыночных условиях
Этапы разработки туристского маршрута:
Исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;
Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;
Определение типа маршрута;
Построение трассы маршрута;
Разработка схемы безопасности на маршруте;
Разработка карты и паспорта маршрута;
Пробная обкатка маршрута;
Утверждение паспорта маршрута.
После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.
Технология разработки маршрутов и формирования туровОсновные понятия и определения . - Классификация туристских мар шрутов. - Разработка маршрутов. - Паспорт маршрута. - Форми рование туров. - Оценка экономической эффективности тура.
Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию турист ского обслуживания, то есть производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.
1. Основные понятия и определения
Маршрут - это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.
Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Есть более общее определение, которое гласит, что тур - это индивидуальная или групповая поездка по определенному маршруту в конкретно определенный срок. Тур является товарной формой туристского продукта, его натуральным воплощением.
Документом, дающим право на тур, является туристская путевка или ваучер .
Туристская путевка - это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг. В настоящее
время используется туристская путевка формы ТУР-1, разработанная ГКФТ России совместно с Российской ассоциацией туристских агентств (РАТА) и Лигой защиты прав путешествующих. Форма путевки утверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 1996 г., представляет собой бланк строгой отчетности и содержит оптимальный набор реквизитов, дающих клиенту наиболее полную информацию о предстоящем туре. Эта форма путевки является типовой, что позволяет турпредприятиям при тиражировании путевок дополнять их другими необходимыми данными. Данная форма путевки используется при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых аппаратов. Дата выписки путевки и дата ее реализации отражаются на счетах бухгалтерского учета. При передаче путевки отрывной талон остается в качестве документа, подтверждающего факт и дату реализации туристского продукта, и служит основанием для льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). При расчетах наличными денежными средствами корешки путевок хранятся вместе с другими кассовыми документами. При безналичных расчетах предприятию необходимо обеспечить учет и хранение корешков выданных путевок.
Ваучер - это документ, на основании которого производится обслуживание иностранных туристов и взаиморасчет с фирмой.
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам: типу, сезонности действия, построению трассы, продолжительности, способам передвижения и содержанию.
Так, по типам
маршруты бывают:
тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;
походные маршруты с активными способами передвижения;
физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.
линейные - с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
радиальные - с посещением одного пункта на трассе;
кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.
автобусные ;
теплоходные (морские, речные);
авиационные ;
железнодорожные ;
комбинированные .
отдых на природе;
отдых на морском побережье;
отдых в горах;
охота и рыбная ловля и т.д.
В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:
установление нормируемых характеристик услуги;
установление технологии процесса обслуживания туристов;
разработка технологической документации;
определение методов контроля качества;
анализ проекта;
представление проекта на утверждение.
В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.
Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.
Разработка конкретного туристского маршрута - сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.
Разработка маршрута
включает в себя следующие основные этапы:
исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
маркетинг рынка на туристские услуги по данной
трассе маршрута;
определение типа маршрута;
построение эскизной модели маршрута;
привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
разработка схемы безопасности на маршруте;
разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;
пробная обкатка маршрута и внесение необходимых
изменений;
утверждение паспорта маршрута.
В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной , оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.
Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма - перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.
Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договоры с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, так как требует много денежных и временных затрат.
Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.
Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:
1. Предмет договора.
Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.
2. Обязанности сторон.
В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны, указываются минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.
3 . Документы обслуживания и порядок их использо вания.
Данный пункт содержит перечень основных документов обслуживания туристов и кратко раскрывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательств той или иной стороной.
Медицинское обслуживание и условия его предо ставления.
Порядок аннулирования заказов.
Условия расчетов.
Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг - чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, так как деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, не очень значительна, использование аккредитива невыгодно и иностранные компании предпочитают оплату наличными или банковский перевод.
7. Ответственность за причинение ущерба.
В данном пункте оговаривается ответственность за причинение ущерба здоровью и имуществу туриста, а также ответственность за причинение ущерба по вине туриста.
8. Порядок разрешения споров.
При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.
9. Особые условия.
Порядок вступления в силу, изменения и прекра щения договора.
Юридические адреса сторон.
3. Формирование тура.
После разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.
Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», проектирование тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. Основой для проектирования услуги является ее вербальная модель (краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя услуг.
Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристского путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги (продукта) является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регламенты и т.д.).
При подготовке тура туроператор обязан подготовить и представить на утверждение руководства:
описание маршрута, программу тура, характеристи
ку объектов размещения (адреса, названия, условия размещения), условий питания;
калькуляцию тура;
данные о стране туристской поездки, об обычаях ме
стного населения, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; о состоянии окружающей природной среды, условиях обмена валюты;
условия безопасности туристов на маршруте;
сведения о необходимых адресах и телефонах (имена,фамилии официальных лиц, посольства/консульстваРоссии);
сведения о принимающей туристской фирме (телефоны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций);
образец ваучера и листок отметок к ваучеру (или заменяющие их документы, согласованные с принимающей стороной);
информацию о правилах въезда в страну (место), временного пребывания там, о таможенных требованиях.
Все эти требования находят свое отражение в следующих документах, которые утверждаются генеральным органом сертификации:
1.Технологическая карта маршрута (Приложение 2).
При разработке технологической карты маршрута определяются основные показатели маршрута, места пребывания, даты заездов, примерное (ожидаемое) количество туристов, программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту, описание.
2.Паспорт маршрута (Приложение 3).
Паспорт маршрута представляет собой более подробное описание маршрута, включает организационные и правовые моменты, регулирует взаимоотношения между туристским предприятием, туристом и фирмой, заключившей с туроператором партнерское соглашение. Также здесь отражаются условия страхования туристов.
3.Информационный листок
(Приложение 4).
Согласно Законам «О защите прав потребителей» и «Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристу должна быть предоставлена достоверная и полная информация о предстоящем путешествии. Поэтому информационный листок обязательно должен прилагаться в комплект обязательных документов, выдавае-мых клиенту на руки. В нем отражены основные сведения о стране пребывания, принимающей фирме, условия безопасности туристов на маршруте, необходимые контактные телефоны для связи с Посольством России, с принимающей фирмой. В нем могут содержаться и другие документы: памятка-программа тура (Приложение 5), карты, проспекты и т.д.
4.Каталог маршрута .
Каждый менеджер по направлению составляет информационный каталог, в котором отражается вся информация по маршруту, о стране пребывания, городах, описание отелей (номера, питание, услуги) и экскурсий. Обычно это красочно оформленный альбом, в котором клиент, придя в фирму, может и должен найти все, что его может заинтересовать, а менеджер, получив страноведческую подготовку, должен давать всю информацию на возникающие вопросы.
5.Калькуляция тура .
После того, как получены цены на авиабилеты, а зарубежные партнеры выставили цену на свой пакет услуг, туроператор рассчитывает стоимость туристской путевки. Кроме стоимости билета и пакета услуг принимающей фирмы, в стоимость туристской путевки включаются накладные расходы (арендная плата, телефонные переговоры, факсовая переписка, использование информационных сетей и т.д.), закладывается прибыль фирмы-оператора и комиссия фирмам, работающим по агентскому соглашению, а также налоги, относимые на себестоимость. В итоге получается цена, по которой будут реализовываться путевки на данный маршрут (более подробно процесс определения цены туристского продукта приведен в п. 4.4 данной главы).
6.Образец ваучера (Приложение 6).
Туристский ваучер должен быть приложен к туристской путевке. Согласно ст. 10 Закона «Об основах турист-
ской деятельности в Российской Федерации», на основании туристского ваучера осуществляется урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставившими конкретные услуги.
Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам-индивидуалам или руководителю группы на руки как подтверждение их права получить от принимающей фирмы перечисленные в нем услуги. По прибытии туристов в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.
В настоящее время в туризме находят широкое применение международные туристские ваучеры.
Международный туристский ваучер - это документ, объединяющий обычный ваучер с официальным платежным документом в качестве его неотъемлемой части. Он позволяет значительно сэкономить время и денежные средства. Международный туристский ваучер принимается предприятиями обслуживания во всем мире и практически исключает необходимость заключать соглашения с каждым из этих предприятий в отдельности.
Все документы носят официальный характер, должны быть подписаны руководителем предприятия и иметь фирменную печать.
Перечень возможных туристских услуг, оказываемых в ходе туристского путешествия, определяется и конкретизируется в проекте программы обслуживания турис тов . При ее разработке определяются:
маршрут путешествия;
перечень туристских предприятий - исполнителей (поставщиков) услуг;
период предоставления услуг каждым предприятием - исполнителем услуг;
состав экскурсий и достопримечательных объектов;
перечень туристских походов, прогулок;
комплекс досуговых мероприятий;
продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;
количество туристов, участвующих в путешествии;
виды транспорта для внутренних перевозок;
потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;
необходимое количество транспортных средств;
порядок подготовки рекламных и информационных материалов;
форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.
инклюзив-тур - комплексная услуга, включающая в себя весь пакет туристских услуг: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, перевозка, а также дополнительные услуги: бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и т.д.;
заказной тур - набор отдельных туристских услуг: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт и т.д.
Инклюзив-тур - это тур с жестким, заранее спланированным (еще до контакта с клиентом) набором услуг, ориентированных на определенный вид отдыха или туризма. Его особенностью является то, что туристом заранее оплачивается весь перечень таких услуг, хотя какой-то из них турист может и не воспользоваться. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист должен купить такой тур целиком или вообще отказаться от него.
Инклюзив-тур может быть разработан и практически опробован еще до встречи с потребителями такого тура. Они организуются и предлагаются, как правило, на популярных маршрутах, например «Классическая Италия», «Имперский Петербург и его пригороды» и т.д.
Инклюзив-туры разрабатываются чаще всего для массового группового туризма, в связи с чем пользуются существенными скидками на групповое обслуживание, предлагаемые транспортными и гостиничными предприятиями, а также предприятиями питания и развлечений.
После формирования инклюзив-тур, как правило, должен пройти экспериментальное внедрение, так называемую «прогонку». Оно может быть совмещено с рекламным бесплатным (или льготным) путешествием, круизом и т.д. По результатам рекламного тура проводится уточнение затрат, определяется норма прибыли, рассчитывается цена и формируется система скидок.
Основными преимуществами инклюзив-туров являются:
более низкая стоимость по сравнению с туром, где
услуги покупаются отдельно;
программа и стоимость тура известны заранее;
возможность ведения статистики тура;
расширенные возможности по ведению рекламной
кампании такого тура.
Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении турпродукта.
Заказной тур расширяет возможности туриста по планированию собственного времени, позволяет подобрать туристские и другие услуги в соответствии со своими возможностями («по деньгам») и интересами.
Формирование тура, как инклюзивного, так и заказного, по своей сущности представляет собой «сборку» ряда услуг и товаров в одну «оболочку», называемую туром. Кроме механического составления такого набора, формирование тура предусматривает выполнение технико-экономического обоснования с целью определения его рентабельности.
В последнее время становится все более популярным формирование тура с помощью компьютера как в самой фирме, так и домашнего. На основе соответствующего программного обеспечения в реальном масштабе времени формируется такой тур, который бы в максимальной степени удовлетворял потребности клиента. При наличии соответствующих договоров с транспортными компаниями и наличии билетопечатающей машины турфирма может прямо в своем офисе оформить билет на тур, заказать места в гостиницах и весь спектр сопутствующих туристских услуг.
4. Оценка экономической эффективности тура
При разработке нового туристского продукта (экскурсий, маршрутов, туров) важно определить, насколько экономически эффективными они окажутся. Любая туристская фирма, занимающаяся операторской деятельностью, имеет в своем распоряжении буклеты, альбомы, проспекты и справочники, в которых имеются все необхо-димые сведения по условиям и стоимости проживания в различных гостиницах и отелях, стоимости различных систем питания, трансфера, экскурсий и т.д. Приводимая здесь методика позволяет произвести быстрый («прики-дочный») расчет стоимости разрабатываемого тура (маршрута) и оценить его экономическую эффективность.
Определение экономической эффективности туристского продукта предполагает расчет следующих экономи
ческих показателей
:
суммы реализации турпродукта;
прямые и переменные затраты на производство тур продукта;
маржинальный доход от реализации турпродукта;
постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию турпродукта;
валовую прибыль;
налоги в бюджет и внебюджетные фонды;
чистую прибыль фирмы от реализации турпродукта.
расчет себестоимости турпродукта;
расчет цены турпродукта и дохода от его реализации;
оценку экономической эффективности турпродукта.
Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210 (Приложение 10).
К переменным
(прямым и косвенным) затратам относятся К переменным
(прямым и косвенным) затратам относятся:
стоимость размещения туристов в гостинице,
стоимость заказного питания, стоимость перевозки, стоимость экскурсий,
стоимости трансфера и организации встречи/проводов, а также комиссионные турагентам и расходы на руководителя группы.
При формировании тура разрабатывается программа обслуживания туристов, в которой четко определяется количество ночевок в гостиницах. Большое влияние на цену, предлагаемую гостиницей за проживание, оказывает ее классность и месторасположение. Для массовых туров наиболее предпочтительны, конечно, гостиницы в 2-3 звезды. Для индивидуальных туров обычно заказываются гостиницы 4-5-звездочные.
Как правило, за основной вариант при расчетах стоимости проживания берется размещение 2 человек в 2-местном номере. В этом случае полная стоимость проживания одного туриста при 2 -местном проживании определяется по формуле:
R пр.= R + Дт. + Дмб.,
где R - стоимость проживания в 2-местном номере без дополнительных удобств; Дт. - доплата за телевизор; Дмб. - доплата за мини-бар.
В составе тургруппы могут быть туристы, которые выберут вариант размещения с ребенком или с третьим взрослым в номере. В этом случае, при наличии скидок (сезонных, на ребенка, при размещении третьего взрослого в номере и т.д.) полная стоимость проживания с учетом скидки будет определяться по формуле:
Rпр.ск. = Rпр. х 100% - С ск.
где R пр. - полная стоимость проживания; С ск. –величина скидки в процентах .
Стоимость проживания за весь тур находится путем умножения стоимости проживания за одни сутки на количество ночевок:
Rпр.т. = Rпр.с. х Nноч.
где R пр.с. - стоимость проживания в сутки; N ноч. - количество ночевок в гостинице.
В большинстве зарубежных гостиниц стоимость питания входит в стоимость проживания. В российских гостиницах, особенно соответствующих категории 2-3 звезды, как правило, этого нет. Расчет стоимости питания туриста в этом случае является довольно затруднительным делом.
При организации питания туристов могут применяться системы питания: полный пансион (завтрак, обед, ужин), полупансион (завтрак и обед или обед и ужин), только завтрак, а также следующие формы обслуживания:
«а ля карт » - свободный выбор клиентом блюд по предлагаемым рестораном меню;
«табльдот » - по единому для всех клиентов меню;
«шведский стол » - свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.
Rпит. = Rпит.с. х Ттур.
где R пит.с. - стоимость питания одного туриста (взрослого или ребенка) в сутки; Т тур. - продолжительность тура в сутках.
Стоимость питания всей тургруппы находится по формуле:
Rпит.гр = Rпит.взр. х Nвзр. + Rпит.дет. х Nдет.
где R пит.взр., R пит.дет. - стоимость питания взрослых и детей соответственно; N взр., N дет. - количество взрослых и детей соответственно.
Если тур связан с переездами из одного населенного пункта в другой или с питанием на различных предприятиях питания, то все стоимости питания суммируются за весь тур. Стоимость перевозки зависит от вида используемого транспорта и условий его предоставления.
При поездках внутри России или в сопредельные с ее территорией государства на расстояния до 300-400 км чаще всего используется автобусный транспорт, который может принадлежать турфирме или арендоваться у автотранспортного предприятия. Арендная плата может быть 2-х видов: почасовая или покилометровая.
Если данный туристский маршрут выполняется нерегулярно, то транспорт целесообразнее использовать по разовым заказам, если же тур совершается регулярно в течение какого-то периода времени, то транспорт целесообразнее использовать на основании долгосрочных договоров между турфирмой и автотранспортным предприятием.
Автобус может арендоваться на весь тур или только на перевозку туристов из одного населенного пункта в другой. Если туристский маршрут связан с посещением нескольких населенных пунктов, то удобнее заказывать ав тобус на весь тур, хотя это может быть и дороже.
Стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды можно определить по следующей формуле:
Rпер. = R ар.
где R ар. - стоимость аренды автобуса (полная); N тур .
Аналогично рассчитывается стоимость перевозки туристов при использовании на правах аренды любого транспорта (авиационного, железнодорожного, водного). Если же турфирма для организации тура закупает часть мест в транспорте, совершающем регулярные пассажирские перевозки по данному маршруту, то персональная стоимость перевозки для каждого туриста определяется ценой билета по данному маршруту с учетом предоставляемой групповой скидки в соответствии с выбранным туристом уровнем комфортности поездки.
В стоимость тура, как правило, входит стоимость проведения запланированных экскурсий. Последняя, в основном, не зависит от количества туристов в группе. Экскурсоводом может быть и руководитель тургруппы, но чаще всего им является штатный работник объекта показа (музея, дворца, собора, парка и т.д.).
Стоимость экскурсии в расчете на одного туриста определяется по формуле:
Rэкс. = R экс.
где R экс. - стоимость экскурсии (полная); N тур . - количество туристов в группе.
Если в туре имеется трансфер, его стоимость также бу
дет входить в стоимость турпродукта , как и стоимость ор
ганизации принимающей стороной встречи и проводов
группы. В этом случае стоимость трансфера (организации
встреч/проводов) в расчете на одного туриста находится
по общей формуле:
Rтр(в/п). = R тр(в/п).
где R тр(в/п). – полная стоимость трансфера (организации встреч/проводов), N тур . – количество туристов в группе.
В полную стоимость тура входят комиссионные тур-агентам в виде процента к общей стоимости тура, а также затраты на руководителя тургруппы. В разных странах приняты различные подходы к оплате гостиничных расходов и питания руководителя тургруппы: размещается и питается бесплатно, по льготным тарифам или по тем же тарифам, что и туристы. Для выполнения экономической оценки турпродукта обычно берутся наиболее жесткие условия, т.е. когда руководитель группы никакими льготами не пользуется. В этом случае затраты на руководителя группы будут состоять из стоимости размещения, стоимости питания, стоимости командировочных, стоимости страховки. Расходы на руководителя группы в расчете на одного туриста определяются по формуле:
Rр.гр. = R пр. р.г. + R пит. р.г. + R ком. р.г. + R ст р. р.г.
где R пр. р.г. - затраты на проживание руководителя группы; R пит. р.г. - затраты на питание руководителя группы; R ком. р.г. - затраты на оплату командировочных руководителя группы; R стр. р.г. - затраты на оплату его страховки; N тур . - количество туристов в группе.
Себестоимость тура (рассчитывается без учета накладных расходов) в расчете на одного туриста определяется как сумма всех стоимостей, отнесенных на одного туриста:
Sт. = Rпр.+Rпит.+Rпер.+Rэкс.+Rтр.(в./п.)+Rр.г.
ОПРЕД ЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ТУРПРОДУКТА
И ДОХОДОВ ОТ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
В условиях рыночных отношений сильным регулятором цен является сам рынок, где цена определяется в результате сочетания спроса и предложения. Для упрощения расчета цены разрабатываемого туристского маршрута пользуются методом «затраты плюс прибыль». Окончательное решение по установлению цены на конкретный тур принимает руководство фирмы. В этом случае цена туристской путевки для конкретного покупателя данного тура будет определяться по формуле:
Ц = Sогр. х Крент.
где Ц - цена турпутевки для конкретного покупателя; S огр. - себестоимость (ограниченная) данной турпутевки для фирмы; К рент. - установленный коэффициент рентабельности.
По данной формуле рассчитывается цена турпутевок для различных условий размещения с учетом сезонной скидки. Зная цену тура и его себестоимость, можно рассчитать маржинальный доход туристской фирмы. (Слово «маржинальный» произошло от слова «маржа» (англ. - margin), т.е. величина, выражающая разницу между двумя определенными показателями.)
Маржинальный доход от продажи одной путевки находится по формуле:
M = Цпр. – Sогр.
Для расчета совокупного маржинального дохода, получаемого фирмой за весь тур, необходимо определиться с расчетной численностью группы. Обычно при планировании (разработке тура) турфирма устанавливает для себя минимальную численность группы, которую принимает за основу во всех плановых экономических расчетах, а также при обосновании эффективности разрабатываемого тура. Обычно эта численность составляет 20-30 человек.
Маржинальный доход рассчитывается для каждого вида размещения, при этом, если тур является новым и по нему нет статистики, то считается, что тот или иной вид размещения выберут одинаковое количество туристов.
Маржинальный доход фирмы от продажи всего тура определяется как сумма маржинальных доходов проданных турпутевок по данному туру.
Для расчета годового маржинального дохода фирмы от данного тура необходимо спрогнозировать общее количество туров, которое может организовать турфирма в течение года. Такими прогнозами занимается маркетинговая служба туристской фирмы.
Годовой маржинальный доход определяется по формуле:
М год. = М тур. х Nтур.
где М тур. – маржинальный доход одного тура; N тур .- общее количество туров за год.
В случае если маржинальный доход тура различается по сезонам, то рассчитывается доход по сезонам, а затем определяется общий доход за год:
М год. = М сез. + Мвнесез.
Кроме учтенных в себестоимости тура прямых и переменных косвенных затрат, фирма несет также и постоянные издержки по организации и реализации данного и других туров. Эти издержки формируются в целом по фирме , а затем распределяются на отдельные виды туров. Распределение постоянных расходов может производиться разными способами:
при наличии у фирмы нескольких видов туров накладные расходы могут быть разделены между ними равными долями;
пропорционально доле себестоимости данного тура вобщей себестоимости всех видов туров данной фирмы;
пропорционально годовой стоимости туров данного вида;
как заданный процент от себестоимости тура;
пропорционально доле годового маржинального дохода данного вида тура в общем маржинальном доходе фирмы (наиболее правильный).
Rп.тур. = Мтур. х 30%
где R п.тур. - постоянные издержки, приходящиеся на данный тур; М тур .- маржинальный доход тура.
Пв.тур. = Мтур. – R п.тур.
где П в.тур. – валовая прибыль данного тура, М тур. – маржинальный доход данного тура, R п.тур. – постоянные издержки фирмы, приходящиеся на данный тур.
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРПРОДУКТА
Оценить экономическую эффективность разработанного турпродукта можно с помощью показателей прибыльности и рентабельности продукции. Показатель рентабельности турпродукта определяется как отношение валовой прибыли к полным затратам фирмы по данному турпродукту. Т.о. для определения рентабельности нужно валовую прибыль разделить на полные затраты.
Затраты туристской фирмы имеют свою специфику. Она заключается в том, что все переменные затраты являются «чужими» и возмещаются при покупке турпродукта, а за счет фирмы возмещаются только постоянные издержки. Исходя из этого правильнее вышеперечисленные показатели относить не к сумме продаж, а к маржинальному доходу фирмы.
Все основные данные, полученные в ходе расчетов, сводятся в единую таблицу. Анализируется величина показателей прибыльности и рентабельности и делается вывод об экономической эффективности разрабатываемого тур-продукта.
Выполненные по данной методике расчеты позволят на стадии разработки нового турпродукта оценить возможную его экономическую эффективность, определить слабые в экономическом отношении места турпродукта, выработать меры по повышению экономической эффективности турпродукта или отказаться от его разработки.
Разработка маршрутов, и различных экскурсионных программ, формирование туров предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, т. е. производство конкретного продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Разработка туристского маршрута
В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:
определение методов контроля качества;
установление технологии процесса обслуживания туристов;
представление проекта на утверждение.
разработка технологической документации;
установление нормируемых характеристик услуги;
анализ проекта;
В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за процессом обслуживания туристов. С целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.
Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы.
Анализ проекта представителя соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и устранение несоответствий в проекте. Результат анализа - уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
Разработка конкретного туристского маршрута - это сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Т.К. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием или утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.
Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.
Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:
разработка схемы безопасности на маршруте маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута;
определение типа маршрута;
привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
разработка паспорта маршрута;
пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;
построение эскизной модели маршрута;
согласование паспорта с соответствующими службами;
утверждение паспорта маршрута.
После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями и железной дорогой и автотранспортными предприятиями и судоходством.
В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной. Оговариваются условия приема, обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия и утверждение гидов.
Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма - перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.
Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договоры с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т. д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, т. к. требует много денежных и временных затрат.
Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.
Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:
Предмет договора.
Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.
Обязанности сторон.
В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны, указываются минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.
Документы обслуживания и порядок их использования.
Данный пункт содержит перечень основных документов обслуживания туристов. А также кратко раскрывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательств той или иной стороны.
Порядок аннулирования заказов.
Медицинское обслуживание и условия его предоставления Условия расчетов.
Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг - чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, т. к. деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, не очень значительна, использование аккредитива невыгодно и иностранные компании предпочитают оплату наличными или банковский перевод.
Ответственность за причинение ущерба.
При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.
Порядок разрешения споров.
Особые условия.
Порядок вступления в силу, изменения и прекращения договора.
Юридические адреса сторон.
В нашей стране разработаны и действуют тысячи внутрироссийских и международных туристских маршрутов с различными способами передвижения (автобусные, водные, железнодорожные, пешие и т. д.). Информацию по ним можно получить в местных органах управления туризмом, туристских агентствах и бюро.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена методу облегчения и улучшению процесса по разработке туристических маршрутов.
Актуальность темы состоит в том что в данное время в Кыргызстане бурно развивается туризм, связи с этим появляется необходимость в создании новых интересных туристических маршрутов способные удовлетворить потребности туристов. Для создания нового маршрута необходимо изучение новых территорий и для того чтобы этот процесс был точным и легким, используется компьютерная программа Q GIS. С помощью данной программы можно создать и редактировать карты и исследовать пространственные данные.
Задачей моей повышение туристического спроса на турфирму
Целью моей курсовой работы является разработка туристического маршрута и создание туристического информационного листа с маршрутом.
Предмет моего исследования - программа Q GIS
Объект исследования. Маршрут как фактор влияющий на туристический спрос.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ МАРШРУТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТУРОВ
маршрут тур спрос
Разработка туристического маршрута
Туристский маршрут -- путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.
Маршрут может разрабатываться туристской фирмой или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например.
По направлению маршруты разделяют на линейные, кольцевые, радиальные. На маршрутах туристы могут передвигаться -- пешим или конным порядком, на велосипеде, автомобиле, водными средствами передвижения. По времени проведения маршруты делятся на круглогодичные, сезонные и разовые. На маршрут может выходить группа туристов, либо один участник.
Путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам и они имеют определенную продолжительность и цель. туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия».
Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты - один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т. д.).
Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте
Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута - место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.
Линейный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.
Возможен также и вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.
Кольцевой маршрут - путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Америка» (Нью-Йорк - Вашингтон - Атлантик-Сити - Филадельфия - Нью-Йорк) или тур «Золотое кольцо России» (Москва - Сергиев Посад - Ростов-Великий - Ярославль - Кострома - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва).
Комбинированный маршрут - путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно посетить тур «Золотое кольцо России» в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России - Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.
По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на: круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.
Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: на собственном транспорте - туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте - туры, на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования - туры на пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; туры на личном транспорте туристов - специальные туры для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.
По видам используемого транспорта на туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные маршруты:
- Ш теплоходные маршруты - на теплоходах речных и морских пароходств. Морские: круизные - более 1 суток, экскурсионно-прогулочные - не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы - более 1 суток; экскурсионно-прогулочные - не более 24 часов;
- Ш автобусные рейсы: туристско-экскурсионные - с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные - без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
- Ш железнодорожные туры: групповые путешествия - с использованием части мест в графиковых поездах; специальные - арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;
- Ш комбинированные туры- путешествия с использованием двух и более видов транспорта.
Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.
В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:
- · Установление нормируемых характеристик услуги;
- · Установление технологии процесса обслуживания туристов;
- · Разработка технологической документации;
- · Определение методов контроля качества;
анализ проекта;
· Представление проекта на утверждение.
Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).
В документации по контролю качества должны быть установлены, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.
Разработка конкретного туристского маршрута -- сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.
Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:
- · Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
- · Маркетинг рынка на туристские услуги по данной
- · трассе маршрута;
- · Определение типа маршрута;
- · Построение эскизной модели маршрута;
- · Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
- · Разработка схемы безопасности на маршруте;
- · Разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;
- · Пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;
После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.
В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.