Планирование Мотивация Управление

Онлайн кассы: кому можно не ставить и не применять новый ККТ. Кто может работать без кассы, а кто обязан ее иметь? Кто может работать без ккт

После двух этапов кассовой реформы осталось не так много организаций и ИП, кто еще работает без ККТ. Причем многие из них должны будут внедрить аппараты к 1 июля 2019 года. Но есть ситуации, которые вовсе не требуют применения кассовой техники.

Существует две причины, по которой операция не требует применения ККТ :

  1. Она не считается расчетом с точки зрения 54-ФЗ.
  2. Она прямо освобождена от применения кассовой техники.

Что не считается расчетом

Современная редакция 54-ФЗ серьезно расширила границы . Это прием и выплата денежных средств наличными и в безличном порядке, в том числе аванса или предоплаты, за товары, работы и услуги (ТРУ). Также к расчету относится прием ставок и выплата выигрышей, выдача займов для оплаты ТРУ и их погашение, предоставление или получения иного встречного предоставления за ТРУ.

ФНС и Минфин дали немало разъяснений по поводу того, что считать расчетом, а что нет. Основная мысль в следующем: если передача денежных средств между продавцом (юрлицом или ИП) и покупателем связана с оплатой ТРУ, то скорее всего, это расчет. Направление передачи денежных средств не имеет значения - они могут быть как получены от покупателя, так выданы ему. Момент передачи товара также не особо важен - выдача аванса или предоплаты, возврат и зачет этих сумм вписываются в расчет. Главное, чтобы этот было связано с расчетом за ТРУ .

Операции, которые не признаются расчетом в целях применения 54-ФЗ, использования кассовой техники не требуют. В частности, не попадают под необходимость применять ККТ:

  1. Расчеты по договорам займа, если такие займы не связаны с оплатой товаров, работ либо услуг. Другими словами, подразумеваются операции по нецелевым займам .
  2. Расчеты по взносам. Например, прием взносов, связанных со вступлением или членством в СНТ, взносов членов ТСЖ. В эту же группу относятся взносы, уплачиваемые членами различных некоммерческих организаций - ассоциаций, общественных объединений и так далее.
  3. Расчеты адвокатов с клиентами . Адвокатская деятельность не является предпринимательской, поэтому прием вознаграждения от клиента не считается расчетом.

Выше перечислены лишь примеры того, что 54-ФЗ не относит к расчету. В отношении этих случаев чиновники давали пояснения в своих письмах.

Что освобождено от применения кассовой техники

Теперь обратимся к части 2 статьи 2 закона 54-ФЗ , которая описывает особенности применения ККТ. Здесь перечислена деятельность и указаны конкретные операции, при осуществлении которых кассовая техника не применяется в принципе:

  1. Продажа бумажных газет и журналов , а также продажа сопутствующих товаров в газетных киосках при определенных условиях. А именно если газет и журналов в киоске продается больше половины, а сопутствующих товаров меньше. И если эти сопутствующие товары входят в ассортимент, утвержденный региональными властями. При этом в своих разъяснениях чиновники рекомендуют отталкиваться от определения «киоск», данного в статье 346.27 НК РФ (строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца).
  2. Продажа ценных бумаг . ККТ не применяется в том числе брокерами, если они осуществляют расчеты по купле-продаже ценных бумаг.
  3. Продажа билетов в салоне транспортного средства. Обратите внимание, что освобождение действует только до 1 июля 2019 года.
  4. Деятельность по обеспечению питанием учащихся и сотрудников образовательных организаций . Подразумеваются учреждения, обучающие по основным общеобразовательным программам. Кассовая техника не применяется при обеспечении питанием во время занятий.
  5. Торговля на розничных рынках, ярмарках, выставках и на других аналогичных территориях . Исключение не распространяется на находящиеся на таких территориях магазины, киоски, палатки, фургоны и иные помещения, в которых можно разложить и хранить товары. Также можно торговать без кассы непродовольственными товарами (кроме товаров из перечня, утвержденного Правительством) на открытых прилавках внутри крытых рынков.
  6. Разносная торговля вне стационарной сети , которая производится с рук, из корзин, тележек и прочих приспособлений. Сюда же относится продажа товаров в вагонах поездов и в самолетах. Правило не действует на реализацию товаров, которые являются техническими сложными, подлежат маркировке, а также продовольствия, требующего определенных условий хранения.
  7. Продажа в киосках мороженого , а также на розлив безалкогольных напитков, молока и питьевой воды . Опять же, понятие киоск нужно брать из статьи 346.27 НК РФ.
  8. Торговля из автоцистерн квасом и молоком. Кроме того, живой рыбой, растительным маслом и керосином.
  9. Сезонная продажа вразвал овощей, фруктов, бахчевых культур.
  10. Прием стеклотары и прочего улилсырья. Исключение составляет металлолом, драгоценные металлы и камни.
  11. Деятельность по ремонту и окраске обуви, изготовлению ключей и металлической галантереи.
  12. Услуги нянь и сиделок по присмотру за детьми, пожилыми, больными людьми.
  13. Продажа изделий народных промыслов, если ее осуществляет сам изготовитель.
  14. Распил дров и вспашка огородов.
  15. Услуги носильщиков багажа в аэропортах и на различных типах вокзалов.
  16. Сдача предпринимателем в наем собственного жилья.
  17. Любые расчеты, которые осуществляют организации или ИП из отдаленных или труднодоступных мест. Перечень таких населенных пунктов утвержден властями субъектов. Есть условие - по требованию покупателя ему необходимо выдать документ, подтверждающий факт расчета. Этот документ должен быть подписан выдавшим его лицо и содержать определенные реквизиты. Порядок выдачи и учета такого документа Правительство утвердило постановление № 296 от 15.03.2017.
  18. Аптеки в фельдшерских пунктах , а также подразделения медицинских организаций, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность, расположенные в сельских местностях. При условии, что в таких населенных пунктах нет аптечных организаций.
  19. Расчеты, связанные с проведением религиозных церемоний и обрядов . А также реализация предметов и литературы, связанных с религиозным культом, в культовых зданиях, на предоставленных для этого территориях и на предприятиях зарегистрированных религиозных организаций.
  20. Расчеты между юридическими лицами и предпринимателями с использованием электронных средств платежа, которые не предъявляются. Сюда попадают любые безналичные расчеты между организациями и ИП, исключая оплату корпоративной картой с ее предъявлением.
  21. Торговля через механические аппараты (не подключенные к сети электропитания, не использующие аккумуляторы), расчет в которых совершается монетами.
  22. Платные услуги библиотек - государственных, муниципальных, библиотек Российской академии наук, других академий, НИИ, образовательных организаций. Перечень таких услуг утверждается правительством.
  23. Расчеты предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения , кроме видов деятельности, установленных в подпунктах 3, 6, 9–11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45–48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ. Есть условие - выдача либо направление покупателю документа, который подтверждает факт расчета. Он должен содержать наименование, порядковый номер и реквизиты из абзацев 4–12 пункта 1 статьи 4.7 закона № 54-ФЗ.

Обратите внимание! При осуществлении торговли в упомянутых выше случаях действует дополнительное правило. Освобождение от необходимости применять ККТ не будет работать, если расчет ведется с применением автоматических устройств или реализуются подакцизные товары. Это требование не распространяется на торговлю питьевой водой в розлив (пункт 7), отдаленные и труднодоступные местности (пункт 17) и сельские аптечные пункты (пункт 18).

О новом порядке применения ККТ. А кто может работать без онлайн-кассы? Расскажем в нашем материале о том, кому можно не применять онлайн-кассы.

Кто полностью освобожден от онлайн-касс

Федеральным законом «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ определен перечень лиц, кто освобождается от онлайн-касс на постоянной основе, а Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ установлено, для кого освобождение от онлайн-касс носит временный характер.

Представим перечень лиц, кто вправе не применять онлайн-кассы и для кого это право временными рамками не ограничено.

Кто может не ставить онлайн-кассы При каком условии
Организации и ИП с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения при осуществлении отдельных видов деятельности и при оказании некоторых услуг (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). К примеру, продажа газет и журналов при определенных условиях, торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, торговля из автоцистерн квасом, молоком, сезонная торговля вразвал овощами, прием от населения стеклопосуды и утильсырья, ремонт и окраска обуви, изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей, сдача ИП в аренду жилых помещений, принадлежащих этому ИП на праве собственности Если такие организации и ИП:
Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ)
Организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) Если такие организации и ИП:
— выдают покупателю по его требованию документ, подтверждающий факт осуществления расчета и содержащий наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ , и подписанный лицом, выдавшим такой документ;
— не используют автоматические устройства для расчетов;
— не торгуют подакцизными товарами
Организации и ИП, оказывающие услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также реализующие предметы религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) Дополнительные условия не предусмотрены
Организации или ИП, осуществляющие расчеты между собой с использованием электронного средства платежа без его предъявления (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ)
Организации и ИП, расположенные в отдельных населенных пунктах, численность населения которых составляет не более 10 тыс. человек. Перечень таких населенных пунктов утверждается органом государственной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) Применение ККТ в автономном режиме без передачи онлайн-данных в налоговую инспекцию

Онлайн-кассы: кто может не применять до 01.07.2018

Выше в таблице мы привели перечень лиц, кто освобожден от применения онлайн-касс полностью, а также условия, при которых такое освобождение предоставляется.

Но существуют и иные организации и ИП с точки зрения перехода к онлайн-кассам, кому не надо использовать новые ККТ до определенного времени.

Приведем перечень лиц, кому не надо применять онлайн-кассы до 01.07.2018. Хотя правильнее здесь говорить о праве не использовать новые кассовые аппараты. Ведь если организация или ИП захотят перейти на онлайн-кассы ранее указанной даты, они могут сделать это в любое время.

Грамотная организация расчетов с клиентами — один из ключевых моментов деятельности компании. Законодательство требует, чтобы при приеме денежной наличности применялись контрольно-кассовые машины. Это общее правило, из которого существует ряд исключений. Особенно актуальна эта тема сегодня. Ведь буквально недавно правила применения ККТ претерпели существенные изменения.

Закон о кассе и его реформа

Основным нормативным актом, регламентирующим применение ККТ, является закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». С начала июля 2017 года он был полностью реформирован. Для обязательного применения введена техника нового образца. Также разрешено использовать и старые аппараты, которые могут быть модернизированы.

Новые аппараты (онлайн-кассы) оснащены вместо ЭКЛЗ фискальными накопителями (ФН). А «онлайн» их называют потому, что они не только записывают данные обо всех пробитых чеках, но и отсылают их через интернет в налоговую службу. ФНС оперативно получает информацию о работе компании с кассой, что должно упростить процесс проверки. Именно для этого государственными органами и затевалась кассовая реформа.

Есть плюс и для бизнесменов — это снижение отчетной нагрузки и количества визитов инспекторов. Точнее, их и вовсе можно избежать, если все делать по правилам. А проверять специалисты ФНС обещают лишь те компании, которые допускают нарушения в работе с кассой.

Применение ККМ нового образца дает преимущество и для покупателя. По новым правилам он может попросить продавца направить электронный чек ему на e-mail. Такой фискальный документ вряд ли потеряется или придет в негодность. Кроме того, можно прямо в магазине отсканировать бумажный чек мобильным устройством при помощи специального приложения и проверить его подлинность. Если же в чеке будут найдены нарушения, покупатель сможет сообщить об этом в ФНС.

От чего зависит необходимость применения кассы?

Изменения в законе о ККТ расширили круг субъектов, которые в своей деятельности обязаны применять кассы. Однако возможность работать без них сохраняется и сегодня. Виды деятельности, освобожденные от применения ККТ, перечислены в пункте 2 статьи 2 упомянутого выше закона. Вот наиболее популярные из них:

  • продажа газет и журналов;
  • торговля на ярмарках, выставках, рынках;
  • обеспечение питанием школьников;
  • реализация в киосках мороженого, безалкогольных напитков;
  • продажа из автоцистерн разливного кваса, молока;
  • сезонная торговля вразвал овощами и фруктами;
  • ремонт обуви, изготовление ключей;
  • продажа изделий народных промыслов.

Таким образом, если организация, например, занимается сезонной продажей кваса или арбузов, то для этих операций касса ей не понадобится. Но это не означает, что занятие прочими видами деятельности в обязательном порядке подразумевает применение ККТ. Итак, когда для ООО кассовый аппарат необходим? Это зависит от следующих обстоятельств:

  • кто является клиентами компании — физические или юридические лица;
  • что она реализует — товары или услуги;
  • какой режим налогообложения применяет.

А теперь обо всем по порядку.

Для кого компания ведет деятельность?

Клиентами ООО могут быть лица двух категорий:

  1. Обычные граждане, они же физические лица (в трактовке законодателей — население).
  2. Компании и предприниматели. Хотя ИП по закону являются физическими лицами, но для целей осуществления расчетов они приравниваются к организациям.

С контрагентами из второй группы расчеты «наличкой» проводятся крайне редко. Во-первых, в наш цифровой век это просто неудобно. Во-вторых, эти операции ограничены суммой 100 тыс. рублей — такой лимит установлен Центральным банком РФ. Более крупные денежные средства между двумя организациями, равно как между компанией и ИП, должны двигаться строго через банковские счета. А это безналичный расчет, и кассовый аппарат при нем не применяется. Следовательно, если ООО не работает с населением, то и ККМ ему не нужна.

И совсем другое дело, если покупателями товаров или услуг компании являются граждане. Либо же она работает и с физическими, и с юридическими лицами. В большинстве случаев при этом для ООО кассовый аппарат необходим, поскольку расчеты осуществляются в том числе наличными деньгами. Но это правило пока распространяется не на всех.

За что компания получает деньги?

ООО может продавать товары населению, то есть заниматься торговлей, а может оказывать услуги. В последнем случае разрешено работать без кассы, но при исполнении следующих условий:

Такие бланки производятся типографским способом — распечатать их на принтере нельзя. Обычно их покупают в специализированных магазинах или заказывают в типографиях.

Однако закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» в его новой редакции изменил и это правило. С 1 июля 2018 года бланки должны изготавливаться с применением специальных аппаратов, называемых БСО ККТ. Так что ООО, которое занимается оказанием услуг населению, с указанной даты должно будет обзавестись либо специальной ККМ для печати БСО, либо приобрести обычный кассовый аппарат и выдавать покупателям чеки. Но до 1 июля следующего года компании, реализующие услуги населению, могут применять старые БСО и работать без кассы.

Если же организация продает товары, то выдавать БСО она права не имеет. Выходит, в этом случае для ООО кассовый аппарат нужен в обязательном порядке? В основном да, но и здесь есть исключения.

Влияние режима налогообложения

Для ООО сегодня доступны на выбор несколько систем налогообложения: основная (ОСНО), упрощенная (УСН) и «вмененка» (ЕНВД). Есть еще уплата сельскохозяйственного налога (ЕСХН), но она является довольно специфической и встречается редко. Суть этих систем и проблемы выбора оставим за рамками статьи. Сейчас нас интересует лишь их отношение к кассам при реализации товаров.

При соблюдении ряда условий розничная торговля попадает под «вмененку». А если ООО на ЕНВД, нужен ли кассовый аппарат в этом случае? Хорошая новость в том, что указанный спецрежим позволяет принимать наличные денежные средства без ККМ. Вместо этого продавец должен выдать покупателю документ, который содержит необходимые реквизиты, например, товарный чек. А значит, во многих случаях даже магазины могут работать без кассы.

Плохая новость в том, что возможность торговать на ЕНВД без ККМ сохранится лишь до 1 июля 2018 года. После этого плательщики «вмененки» будут обязаны использовать кассовые аппараты — таково требование закона 54-ФЗ. Что касается ООО на УСН или ОСНО, которые реализуют товары, то для них никаких преференций не предусмотрено. А значит, они обязаны применять контрольно-кассовую технику.

О работе интернет-магазинов

Изменения в законе о ККТ стали большим сюрпризом для многих интернет-магазинов. До их вступления в силу касса была не нужна, если магазин не принимал от покупателей наличность. Для приема оплаты и выдачи товара такие магазины часто сотрудничают со службами доставки и пунктами самовывоза. Если же покупатель оплачивает свой заказ онлайн, такая операция не считалась наличным расчетом.

Однако теперь все иначе. По новым правилам оплата банковской картой, а также электронными платежными средствами (WebMoney, "Яндекс. Деньги" и прочими), приравнена к наличному расчету. И теперь интернет-магазин должен сформировать кассовый чек всякий раз, когда покупатель оплачивает свой заказ через Интернет.

Таким образом, если у ООО есть интернет-магазин, то оно должно работать через кассу. Это также касается компаний, которые принимают оплату за свои услуги онлайн. Единственное исключение — если покупка оплачивается непосредственно с банковского счета покупателя на банковский счет компании (интернет-магазина). Например, через онлайн-банк или мобильное приложение. Интересно, что оплата по платежному поручению, когда клиент приходит с квитанцией в банк, считается наличным расчетом.

Когда ООО точно может работать без ККМ?

Итак, получается, что в большинстве случаев кассовый аппарат для ООО с 2017 года стал необходимостью. Или же станет таковой с середины следующего года. Ситуаций, когда компания может не применять ККТ, не так уж и много:

  • осуществление видов деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 2 закона 54-ФЗ;
  • работа строго с организациями и ИП;
  • реализация гражданам при условии оплаты с их банковского счета на счет компании;
  • до 1 июля 2018 года:

Как выбрать кассу?

В прочих случаях ООО обязаны иметь кассовый аппарат. Таким образом, большинству бизнесменов рано или поздно придется озаботиться установкой ККМ.

На сайте ФНС есть реестр ККТ, которая соответствует обновленному законодательству и допущена к применению. В нем довольно много техники, к тому же он постоянно актуализируется. Какой кассовый аппарат нужен для ООО из представленного многообразия? При выборе есть некоторые нюансы.

Первый из них касается срока, в течение которого будет работать фискальный накопитель. После его окончания ФН нужно заменить. Таких срока два — 13 и 36 месяцев, и выбор зависит не от желания, а от требований закона. Для ООО на УСН, ЕНВД и ЕСХН, а также тех, кто занимается реализацией услуг, предназначены накопители сроком 36 месяцев. В актуальной версии реестра ККТ в графе о наименовании модели ФН у таких аппаратов значится «ФН-1 исполнение 2».

Еще есть специальные кассы для интернет-торговли — они не поддерживают функцию печати. Дело в том, что при удаленной оплате покупателю направляется чек в электронном виде, а печатать его магазин не обязан. За счет более простой конструкции стоимость таких ККМ несколько ниже.

Подключение аппарата

Установка кассового аппарата для ООО осуществляется в несколько этапов.


И немного о затратах на кассовый аппарат для ООО с 2017 года. Самые простые модели ККТ стоят от 20 тыс. рублей, хотя есть и более дорогие. Также понадобится заплатить регистрационный сбор в ФНС — это 3 тыс. рублей. Еще на столько же «потянет» договор с ОФД сроком на год. Порядка 2 тыс. рублей придется отдать за оформление ЭЦП. Итого: минимальные затраты на внедрение ККТ составляют 28 тыс. рублей. И это без учета стоимости интернета.

Но это лишь в теории, на деле затрат обычно больше. Ведь нужно еще решить технические вопросы подключения кассы, связать ее программное обеспечение с учетной системой. А для этого может понадобиться помощь специалистов. К тому же не стоит забывать, что фискальный накопитель придется периодически менять. Это делается один раз в год или в 3 года в зависимости от его типа. А этот еще 7-8 тыс. рублей.

Как зарегистрировать кассовый аппарат для ООО?

По новым правилам регистрировать ККМ можно удаленно, то есть, посещать инспекцию не придется. Процесс самостоятельной регистрации заключается в следующем:

  • войти в личный кабинет на сайте налоговой службы или оператора ОФД, если он предоставляет такую возможность;
  • заполнить заявление на регистрацию, указав в нем:
    • адрес, где будет установлен кассовый аппарат;
    • наименование места, например, магазин «Радуга»;
    • модель и заводской номер ККМ и фискального накопителя;
    • режим, в котором будет работать касса (будет предложено несколько на выбор);
    • данные ОФД — наименование и ИНН;
  • подписать заявление ЭЦП и отправить в ФНС;
  • дождаться ответа, в котором будет содержаться регистрационный номер аппарата;
  • распечатать отчет о регистрации на кассовом аппарате, как указано в инструкции производителя (понадобится присвоенный ФНС номер);
  • передать параметры отчета на сайт налоговой службы через кабинет налогоплательщика;
  • дождаться от ФНС карточки регистрации кассы, которая должна быть подписана ЭЦП налогового органа.

После прохождения этих шагов касса ООО будет считаться зарегистрированной.

Что будет, если работать без кассы?

Если компания должна установить кассовый аппарат, но пренебрегла этим, на нее могут быть наложены санкции по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Штраф за отсутствие кассового аппарата ООО составит 75-100% сумм расчетов, которые были осуществлены «мимо кассы», при этом его минимальный размер — 30 тыс. рублей. Если компания будет поймана за тем же нарушением еще раз, и сумма расчетов превысит 1 млн рублей, то ее деятельность может быть приостановлена на 90 суток.

Кроме того, вместе с введением новой техники появился штраф за использование старых ККТ. Компания поплатится за свою неосмотрительность суммой 5-10 тыс. рублей. Хотя теоретически может отделаться и предупреждением. То же самое грозит за нарушение порядка и срока регистрации (перерегистрации) аппарата или правил его применения. Если же покупателю не будет выдан чек, это может стать поводом для штрафа в размере 10 тыс. рублей.

Так что лучше не пренебрегать требованиями закона, ведь в конечном счете это может обойтись гораздо дороже. И даже если ваша организация пока не обязана применять ККТ, не стоит тянуть до последнего дня. Подготовьтесь к изменениям заранее и работайте спокойно!

Согласно действующему российскому законодательству, все субъекты торговой деятельности обязаны иметь кассовый аппарат и проводить расчетные операции исключительно с его использованием. Однако недавно были введены серьезные изменения в данной сфере. Согласно поправкам в Федеральном законе «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 или ФЗ №54, с 1 февраля 2017 года правительство обязало предпринимателей перейти на использование контрольно-кассовой техники с передачей данных напрямую в ФНС. Но законодательством определен ряд лиц, кто может работать без онлайн кассы до 1 июля 2019 года или вообще не применять этот аппарат.

Где купить онлайн-кассу

Кто получил отсрочку

Законодательством предусмотрен поэтапный переход к новому режиму работы. Некоторые бизнесмены обязаны применять ККТ с прямой передачей данных с 2017 года, другие – с 1 июля 2018 года, а отдельным категориям разрешено работать без применения онлайн кассы до июля 2019 года:

  1. Работать пока по старому режиму имеют право юридические лица и ИП, которые осуществляют деятельность в рамках системы налогообложения в виде единого налога (ЕНВД). При работе ИП без онлайн кассы он обязан выдавать покупателям кассовый чек или квитанцию.
  2. Важно! Исключения позволены лишь тем бизнесменам, которые не работают в общепите.

  3. Также онлайн кассу можно не ставить индивидуальным предпринимателям, которые работают на патентной системе налогообложения. Ограничения, как и в указанном выше случае, касаются торговли розницей или общепита.
  4. Новыми поправками предусмотрены и другие категории тех, кто может не использовать онлайн кассы. Если организации и ИП, оказывающие услуги населению наличным расчётом и в общепите не привлекают наёмных работников, им можно не устанавливать ККТ нового поколения. В случае заключения трудового договора, кассовый аппарат должен быть заменён на новый прибор в течение 30 дней.
  5. Разрешено ИП работать без онлайн кассы при использовании вендинговых машин. Такие машины всё чаще применяются в бизнесе и представляют собой обычные торговые автоматы по выдаче чая, кофе, напитков и сопутствующих товаров. В данном случае труд наёмных работников не используется.
  6. Можно не использовать онлайн кассу до июля 2019 года при принятии таких текущих платежей, как приём платы за коммунальные услуги, взносы за капитальный ремонт, возврат авансов, оплата займов за товары, работы или услуги.

Торговля без онлайн кассы ИП и другим хозяйствующим субъектам разрешена, если они работают на упрощённой или общей системе налогообложения и оказывают услуги только физическим лицам. Законом ФЗ-43 установлен прямой запрет для них по осуществлению предпринимательской деятельности с юридическими лицами. Для данной категории закреплено обязательное правило выдачи клиентам бланков строгой отчётности, форма которых утверждена законодательством Российской Федерации.

Кто может не применять онлайн ККТ

Законом ФЗ-54 и другими подзаконными нормативными актами установлены категории лиц, кто может не использовать онлайн кассу.

Несмотря на кажущуюся императивность, новые требования достаточно демократичны. Депутатами Государственной думы сохранено значительное количество видов деятельности предпринимателей, в которых не изменены правила применения кассовых аппаратов прежнего образца. Такие уступки касаются общественной деятельности или видов работ, в которых затруднены возможности практического применения ККТ. В таком случае расчёты между участниками правоотношений осуществляются посредством выпуска БСО или к наличным расчётам:

Лучшие предложения по цене и качеству

  1. Учитывая большой приток пассажиров в общественном транспорте и особенно в метрополитене крупных городов, установлено, что старый порядок расчётов применяется при оплате помощи носильщиков в общественных местах.
  2. Приём стеклопосуды и вторсырья осуществляется без использования ККТ, что обусловлено нецелесообразностью его применения при мелких расчётах.
  3. Важно! Если производится покупка драгоценных металлов или сдача их в ломбард, то проведение операций посредством онлайн кассы обязательно.

  4. Достаточное количество вакансий для домашнего персонала размещено на сайтах по поиску работы. Поэтому российские власти установили внести исключение для данного вида услуг. Присмотр за детьми, уход за больными и пожилыми людьми не проходит через контрольно-кассовую технику.
  5. Не нужно изучать механизмы действия нового законодательства в сфере налогообложения продавцам на рынках. Овощи, фрукты и живая рыба не подпадают под правила интернет-касс.
  6. Торговцы мороженым и напитками в киосках могут не беспокоиться за свои рабочие места.
  7. Большая конкуренция сейчас на рынке труда у продавцов газет и журналов. Высокие требования к данным вакансиям (на эти должности не принимают иностранцев и лиц с иногородней регистрацией) компенсируются применением налогового законодательства. Как и раньше, покупка глянцевых журналов и бумажных газет осуществляется наличным расчётом.
  8. Если вы решили купить молоко или масло не в супермаркете, то также можете приобрести эти товары, просто оплатив их стоимость. Указанная преференция к этим категориям лиц позволяет на государственном уровне поддержать развитие сельского хозяйства в стране. Бабушки, торгующие на улицах, по-прежнему смогут зарабатывать себе на хлеб. Подобные «скидки» в применении закона 54 направлены на лояльное отношение к пожилым людям, которым непросто понять механизм действия новой техники, интернет-расчётов. За редким исключением, они не смогут заключить договор с оператором фискальных данных. Применение ККТ к людям преклонного возраста исключит их участие в торговой деятельности и поставит их на грань выживания.
  9. Однако использовать данные нормы в свою пользу могут также и молодые предприниматели. Кроме указанной деятельности, законодательство не навязывает установку ККТ при ремонте обуви и изготовлению ключей.
  10. Без применения онлайн кассы можно подрабатывать помощником на огородах и частных домах. К примеру, оплатить счет за распил дров можно наличным способом.
  11. С целью организации работы на розничных рынках, ярмарках и выставочных комплексах, правительством Российской Федерации установлен перечень непродовольственных товаров, которые продаются без учёта ККР. К таким товарам относятся:
  • нательное бельё;
  • носовые платки (кроме вязанных или трикотажных);
  • трикотажные и вязаные носки и чулки;
  • гетры, гамаши и стельки;
  • столовые и кухонные принадлежности, а также посуда с одним исключением – товары должны быть изготовлены из дерева;
  • плетённые корзины;
  • рыболовные снасти и удилища;
  • искусственные приманки.

Принятие ФЗ 54 имеет большое социальное значение. Это значение распространяется как на случаи использования онлайн-касс, так и на льготы по их применению. Установление новых правил способствует выходу российской экономики из тени, повышает конкуренцию на рынке. Данный закон подтверждает тенденцию систематизации и цифронизации всех сфер общественных отношений. После 1 августа 2019 года будет чётко видно, какие отрасли экономики развиваются лучше, а в каких существуют проблемы. Прозрачной станет система поступления налоговых платежей.

Закон устанавливает льготы для отдельных категорий хозяйственной деятельности. Ряду субъектов можно не ставить онлайн кассу до 2019 года. Также определённые группы участников предпринимательской деятельности могут вообще не применять ее. Такие льготы и преференции предусмотрены для мелкого и среднего бизнеса — для тех, кто окажется неспособным конкурировать с другими в случае навязывания установки контрольно-кассовых регистраторов. С принятием данного закона и соответствующих подзаконных нормативных актов, которые регулируют правоотношения в сфере налогообложения, российская экономика имеет возможность сделать качественный скачок, вывести из тени существенную часть капитала и поддержать отечественного производителя.


С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;