Планирование Мотивация Управление

Коммуникативная профессиограмма социального работника. Курсовая работа: Профессиональные требования к социальному работнику. Личностные черты социального работника Практическое занятие составить профессиограмму социального работника

2.3 Профессиограмма социальной работы

Профессиограмма - описательно - технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

Профессиограмма специальности "Социальная работа"

1. Общая характеристика специальности. Социальная работа - это современная, чрезвычайно востребованная в обществе область деятельности. Специалист в области социальной работы ведет профессиональную практическую деятельность с отдельными лицами, семьями, группами населения и общностями, нуждающимися в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании.

В круг обязанностей специалиста входит организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями.

Специалист в области социальной работы участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений, а так же содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.

В обязанности специалиста по социальной работе входит ведение воспитательной деятельности в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).

3. Необходимые знания и умения. Специалист по социальной работе должен быть достаточно широко образован в различных областях.

Кроме знания общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (истории, философии, культурологии, политологии и др.), он должен знать основные этапы и тенденции становления социальной работы как социального института в России и за рубежом, знать понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику познания, прогнозирования и проектирования социальной работы.

Специалист по социальной работе должен знать сущность, содержание, инструментарий, методы и виды технологий социальной работы в различных сферах жизнедеятельности и с различными лицами и группами населения.

В круг его обязанностей входит знание основ психологии, педагогики, социальной медицины, правового обеспечения социальной работы.

Специалист по социальной работе должен иметь представление об организации и управлении в социальных учреждениях и службах, уметь получать и обрабатывать информацию, необходимую в профессиональной деятельности, проводить анализ и мониторинг состояния и развития объектов социальной работы.

В обязанности специалиста входит организация и проведение психосоциальной, социально-педагогической и социально-медицинской работы.

4. Требования к личности специалиста. Деятельность специалиста по социальной работе отличается прежде всего общением с особым контингентом населения. Как правило, люди, обращающиеся за помощью, по ряду причин эмоционально неуравновешенные, легкоранимые и нуждаются в особом подходе.

Для того чтобы успешно работать в организациях системы социальной защиты населения, необходимо обладать терпением и коммуникабельностью. Профессионально важными качествами специалиста являются доброжелательность, порядочность, бескорыстность, честность, развитое чувство интуиции, наблюдательность и трудолюбие, эмоционально-волевая устойчивость.

Специалисту в области социальной работы необходимо иметь развитые интеллектуальные качества: аналитический склад ума, умение работать с большим объемом информации.

5. Трудоустройство. Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

Гендерный подход к социальной работе

Анализ социальной политики и социальной работы, который содержится в этом пособии, основан на идеях феминистской и радикальной критики социального неравенства. Именно с этих теоретических позиций становится очевидным тот факт...

Метод групповой работы в технологии социальной работы

Общие вопросы организации работы социального работника

Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям с целью улучшения их жизненного благополучия...

Объекты и субъекты в социальной работе

Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели - предполагаемого результата. Что касается субъекта социальной работы, то он также не является однородным, а распадается на три уровня. Действительно...

Основные направления социальной работы. Дети-инвалиды. Здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Валеология

Ознакомиться с проблемой формирования здорового образа жизни и показать роль физической культуры в формировании здорового образа жизни; - ознакомиться с проблемой здорового образа жизни детей и молодежи как клиентов социальной работы; -...

Особенности социальной адаптации как центральной проблемы социальной работы

Практическая социальная работа с бездомными в условиях центра адаптации на примере Владимирского центра социальной адаптации

Социальная работа с бездомными в нашей стране коренным образом отличается от социальной работы в высокоразвитых зарубежных странах. В России не только отсутствует нормативно-правовая база в отношении бездомных и статистический учет...

Проектирование программ социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатского учреждения

социальный адаптация дети попечение Социальная адаптация является одной из ведущих технологий социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная работа с детьми...

Профессионализм социального работника как условие эффективной деятельности социальных служб

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет

Современный доброволец: социально-демографический и психологический портрет (на примере добровольцев г. Ярославля)

Эффективное организационное поведение работников и управление персоналом в целом стало возможным благодаря всестороннему изучению структуры, особенностей и характеристик каждой определенной профессии и сферы деятельности...

Соотношение психосоциальной и социально работы в системе социальной помощи и поддержки населения

Современные подходы в социальной работе основаны на гуманистических началах работы с клиентами...

Социальная работа в учреждениях социальной защиты населения с беспризорными детьми

В работе были использованы следующие методы: анализ литературы, реферирование, цитирование. Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы. безнадзорность беспризорный социальный 1...

Социальная работа как профессиональная деятельность

Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.)...

Формирование и развитие профессионального мастерства работника социальной службы

Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний...

3. Профессиональный портрет руководителя социального учреждения

4. Профессиональный отбор в социальную работу

Профессионально значимые личностные качества социального работника

Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости России отнесена к профессиям лишь в 1991 году, поэтому на сегодня российская система социального управления впервые сталкивается с теми аспектами развития профессии, которые проявлялись в западных странах и подвергались там научной рефлексии на протяжении длительного времени.

На данном этапе развития стоит вопрос профессионализма в социальной работе, который в свою очередь выражен огромным дефицитом соответствующих знаний у практических работников.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из их основных функций:

  • диагностической – заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;
  • прогностической – прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
  • правозащитной – использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
  • организационной – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
  • предупредительно-профилактической – приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
  • социально-медицинской – организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
  • социально-педагогической – выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
  • психологической – оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
  • социально-бытовой – способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
  • коммуникативной – устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Специфика функций социального работника предполагает органическое сочетание личностных и профессиональных качеств, что отражено в этическом и профессиональном кодексе.

Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:

  • эмпатийность;
  • психологическая компетентность;
  • деликатность и тактичность;
  • человечность и гуманность, милосердие;
  • организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
  • высокая духовная культура и нравственность;
  • социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
  • умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
  • направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
  • учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
  • стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
  • честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.

Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, то есть представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Для выполнения предписанных функций социальным работникам необходимо нe только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.

Профессионально-этические нормы и принципы можно определить как «профессиональную», «трудовую этику» социального работника, которая, в сою очередь, закреплена в профессионально-этическом кодексе.

Профессионально-этический кодекс является эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника. Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе, показывает, что их условно можно свести к двум группам нормативов: первая rруппа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; вторая rруппа – требования к личности профессионала.

Как мы уже говорили, профессионализм в социальной работе базируется и формируется на основе личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентации и интересов социального работника.

Социальный работник – это посредник между конкретным человеком, имеющим те или иные социальные нужды, и конкретной социальной организацией, способной удовлетворить эти нужды. Причем подобное посредничество специфическое: социальный работник всегда стоит на страже интересов нуждающегося. Если схематично описывать порядок действий социального работника, то мы обнаружим следующее – социальный работник должен:

1) суметь выявить нуждающегося в нем человека;

2) расположить его к себе, чтобы он доверил последнему защиту своих интересов;

3) проявить активность по поиску способов решения конкретной социальной проблемы;

4) найти соответствующую социальную инстанцию;

5) суметь организовать участие этой социальной инстанции в данной проблеме;

6) свести обе стороны воедино для решения вопроса;

7) проконтролировать качество решения вопроса с учетом интересов клиента.

Какими же качествами должен обладать человек, чтобы выполнить все эти действия? Как уже говорилось, он должен хорошо ориентироваться в социальной сфере, как на формальном, официальном уровне, так и неформальном, психологическом. То есть, обладать знаниями в социологии и психологии, вести активный образ жизни, быть достаточно коммуникабельным, уметь убеждать и агитировать. Он должен искренне и честно желать помочь людям, уметь быть сдержанным и терпеливым с нуждающимися, верить в свои возможности разрешить ситуацию, быть способным выйти достойным образом из конфликта.

Исследователи выделяют следующие группы профессионально важных качеств социального работника.

1. Высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу социально значимых проблем. Необходимы знания в области педагогики, психологии, юриспруденции, социологии и т.п. В целом, перечисленные качества являются составляющими профессиональной осведомленности.

2. Доброта, любовь к людям, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатия к другим и альтруизм. Все перечисленные качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, к их проблемам и ситуациям.

3. Высокая коммуникабельность, общительность, социальная смелость. Умение управлять людьми, влиять на их позицию и убеждения. Умение вызвать к себе доверие и поддержать в трудную минуту – все эти качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности.

4. Бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень социального работника.

5. Работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт - все эти качества присущи людям, умеющим выдерживать значительные нервно-психические нагрузки.

В последнее время для характеристики той или иной профессиональной деятельности получил распространение термин «профессиограмма».

Одним из наиболее эффективных направлений в решении данных проблем, по-нашему мнению, является совершенствование всех уровней профессиональной подготовки и в первую очередь высшей школы. И рамках этого направления – В числе теоретических разработок, касающихся профессиограммы специалиста по социальной работе, можно назвать работы таких исследователей, как Зимняя И.А., Холостова Е.И., Павленок П.Д., Фирсов и др.

Холостова Е.И. и Павленок П.Д. основное внимание уделяют должностным обязанностям, выполнению профессиональных функций, этическим нормам, а также личностным качествам специалиста. Фирсов в своих работах ограничивается коммуникативными характеристиками труда. Зимняя И.А. считает, что при построении профессиограммы необходимо учитывать три основных требования: профессиональная компетентность, гуманистическая направленность и межличностные отношения.

Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач. Это документ, определяющий функциональное содержание профессиональной деятельности, систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее эффективность и дающих обоснование дисциплин, формирующих соответствующие качества специалиста.

В структуру профессиограммы входит психограмма.

Психограмма – выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

Профессиограмма – подробное описание какой-либо профессии через систему требований, предъявляемых к человеку, включая социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические, специально-профессиональные особенности, т.е. по-нашему мнению. Очевидно, что это не просто обособленная группа критериев, а наоборот: разносторонняя, многоплановая, полифункциональная характеристика профессионального стандарта деятельности.

Профессиограмма социального работника определяется спецификой его профессии и его профессиональных обязанностей.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи социальный работник сможет только обладая знаниями и опытом, определенными полномочиями (должностью) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными данными, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет социальному работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность:

– быть информированным о различных группах населения и их особенностях;

– предвидеть последствия своих действий;

– быть профессионально тактичными (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента);

– обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы;

– добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Все это действительно требует действительно неординарных личностных качеств. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, необходимые социальному работнику, как

Гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинтсва и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность в самооценке.

Личностные качества социальных работников можноподразделить на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность,импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

Честь и достоинство социального работника требуют в пер­вую очередь объективности в оценке самого себя - своих ка­честв, способностей и возможностей. Большое самомнение, завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодоволь­ство и самолюбование, отсутствие самокритичности, являют­ся качествами, отрицательно сказывающимися как на перс­пективах личностного роста, так и на качестве профессиональ­ной деятельности, поскольку специалист, считающий процесс своего развития законченным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития. Это, в свою очередь, приводит к объективному снижению авторитета со­циального работника, к оценке его деятельности как недо­стойной профессионала.

К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); навыки красноречия (умение внушать и убеждать словам) и другие.

Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника. Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления его деятельности:

1) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

2) социальный работник прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

3) социальный работник проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические и пр.) с тем, чтобы клиенты могли избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

4) социальный работник оказывает различного рода консультирования, способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

5) социальный работник, выявляя интересы клиентов в различных видах деятельности, оказывает им психолого-педагогическую и организационную помощь в реализации их интересов;

6) социальный работник способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

7) социальный работник участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации.

В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии. Они находят выражение, в так называемой профессиограмме социального работника.

Под профессиограммой социального работника понимают совокупность психологических, социокультурных, нравственных качеств, профессиональных знаний и умений, характеризующих его как специалиста своего дела.



Е. Ярская-Смирнова включает в неё следующие требования к социальному работнику:

Быть профессионально подготовленным;

Быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

Уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности своей профессии;

Иметь навыки коммуникативного общения, например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми;

Иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

Уметь принимать решение в трудных ситуациях;

Обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

Перечисленные выше требования, предъявляемые к социальному работнику, указывают на значимость в профессиональной деятельности его личностных качеств. Личность обладает разноплановыми психологическими, социально-психологическими, религиозными, эстетическими, нравственными и другими духовными качествами, и каждая из перечисленных групп качеств может рассматриваться как основание для построения относительно самостоятельной типологии личности.

В этом смысле можно говорить о моральном типе личности и попытаться выявить профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника.

На основе моральных оценок личностей подразделяют на добрых и злых, милосердных и жестоких, честных и лживых, ответственных и безответственных, совестливых и бессовестных, принципиальных и беспринципных и т. д.

Безусловно, эти противопоставления бывают полезными не только в повседневном общении, но имеют значение для первоначального и самого поверхностного подхода к определению необходимых нравственных качеств социальных работников. В виду особенностей этой "помогающей" профессии, её гуманистической сущности, только качества, имеющие положительную значимость (добрый, милосердный, честный, ответственный и пр.) могут не противоречить системе ценностей социальной работы.

Всё это позволяет утверждать, что не каждый человек пригоден для социальной работы. Это необходимо учитывать при выборе профессии социального работника. Изучение профессиональной ориентации молодёжи свидетельствует о том, что выбор профессии социального работника диктуется часто соображениями, не связанными с моральными критериями. На профессиональный выбор могут оказывать влияние и случайные факторы, обусловленные, например, делением профессий на "важные" и "не важные", "перспективные" и "не перспективные" в массовом сознании. Это, безусловно, имеет негативное значение, так как в профессию могут приходить люди, не имеющие соответствующих для данного вида деятельности нравственных качеств.

Несмотря на их важность, не все нравственные качества равноценны для того, чтобы считать их личностно-образующими для социального работника. Поэтому моральная типология личности, построенная на противопоставлении "положительные-отрицательные" качества с точки зрения моральной оценки является недостаточной. Как определить специфические нравственные качества, необходимые для социальной работы? Е.И. Холостова среди важных личностных качеств социальных работников выделяет следующие моральные качества:

Гуманистическая направленность личности;

Личная и социальная ответственность;

Доброта и справедливость;

Чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

Готовность понять других и прийти к ним на помощь.

Представляется интересной позиция и Г.П. Медведевой связывать нравственное поведение социального работника с "нравственными и душевными" качествами его личности. Это такие качества, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление.

Безусловно, некоторые из этих качеств не являются моральными. Они в своей совокупности характеризуют требования к духовному развитию личности, вытекающие из особенностей профессии социального работника. Однако необходимо учитывать, что нравственное развитие человека сопряжено с некоторыми психофизиологическими процессами, происходящими в нём.

Биологические и нравственные факторы развития личности взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи. Так, внимание, как психический процесс, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость и др.), психические состояния (апатия, стресс, депрессия и др.) могут либо облегчать, либо затруднять реализацию нравственной программы поведения.

Широко известны случаи, когда моральные поступки осуществлялись только усилиями воли. Моральное сознание, в свою очередь, определяет направленность воли, являясь мощным фактором саморегуляции (самовоспитания) человека. Наличие прямой и обратной связи характерно не только для психофизического и нравственного развития личности. Аналогичная связь существует между интеллектуальным и нравственным развитием человека.

Интеллектуальное развитие человека не тождественно нравственному, однако моральные качества личности формируются, благодаря усвоению ею моральных ценностей.

Введение

Социальный работник - милосердная, добрая профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике труднее всех было справиться незащищенным слоям населения: одиноким немощным старикам, одиноким мамам и папам, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии - социальные работники.

Социальный работник - квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Оказать им эмоциональную поддержку - это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, в лекарствах, но порой в элементарном уходе и решении бытовых вопросов. Трудно найти более благородную профессию, в ней работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения - помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии. Например, в одном из городов России действует автобусная служба «Милосердие», в зимнее время они эвакуируют с улиц замерзающих бездомных людей. Ежегодно сотрудники этой службы спасают от переохлаждения и голодной смерти сотни людей.

В этой профессии выделяют разные специальности: социальная работа, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью.

Преимущества профессии: доступность получения профессии; возможность каждый день совершать добрые поступки; высокая социальная значимость.

Ограничения профессии: невысокий уровень заработной платы; не подходит для людей брезгливых, не имеющих терпения и не умеющих сострадать.

В качестве контрольной работы составить профессиограмму специалиста по социальной работе.

1. Профессиограмма

Основная часть жизни человека, как известно, связана с определенной профессиональной деятельностью. В решении проблемы «человек и профессия» психология играет значительную роль. В лице человека, не занятого профессиональной деятельностью, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. Огромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности этим положением, ибо человек зачастую становится неудачником лишь потому, что он в свое время не смог или ему не помогли найти то место, на котором он испытал бы удовлетворенность от труда по призванию. В наше время выбор профессии, профессиональное самоопределение рассматривается как основа жизненного самоутверждения личности в обществе.

Профессиография - это общий метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда, это технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека.

Цель профессиографии - выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.

В результате профессиографирования составляются профессиограммы.

Профессиограмма представляет собой описание профессии по определенным критериям.

В следующей главе будет составлена профессиограмма специалиста по социальной работе отделения социально-правовой помощи КРКУ СО СРЦИ «Зеленогорский». Структура профессиограммы формируется в результате ответов на вопросы.

2. Структура профессиограммы профессии: специалист по социальной работе

1. Как называется работа и в чем она состоит? Название работы, специальности, профессии, должности, возможного рабочего места - описание существенных характеристик и видовых особенностей труда.

Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи и поддержки людям, цель которой содействие людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Современная социальная работа осуществляется преимущественно разветвленной сетью государственных социальных служб. Она включает в себя множество направлений и областей, например таких как: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная профилактика, социальная реабилитация, адаптация, терапия, консультирование.

Специалист по социальной работе - работник, оказывающий услуги различным социальным, половозрастным, этническим группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной помощи, защите и психологической поддержке.

Профессия «специалист по социальной работе», имеет следующие специализации: социальный работник; социальный работник службы занятости; профконсультант. Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

Профессия относится к типу: «Человек - Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью.

Дополнительный тип профессии: «Человек - Природа», поскольку она связана с заботой и уходом за живыми людьми, с профилактикой и лечением заболеваний. Для этого требуется высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, физической выносливости, склонности и интерес к работе с людьми, которые нуждаются в помощи и заботе.

2. Каковы эффективность и цель работы (что производится и для какой цели)? Цель работы: продукция, услуги; значение работы: ценность и важность продукций или оказываемых услуг для предприятия и для всей страны.

Деятельность специалиста по социальной работе включает оказание материально-бытовой помощи и морально-правовой поддержки инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких.

Сферами профессиональной деятельности специалиста по социальной работе являются система социальной защиты, службы занятости на уровнях федеральном, республиканском, региональном, а также местные предприятия, учреждения и организации социальной помощи населению, государственные и негосударственные учреждения, территориальные центры и фонды социальной помощи.

Специалист по социальной работе выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.

К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие:

увеличение степени самостоятельности индивидов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, в которых индивиды могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

адаптация или реадаптация людей в обществе;

создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

3. Что является предметом труда (из чего производят, над чем, с чем и с кем работают)? Материал, сырье, полуфабрикаты, нематериальные источники - информация, письменные данные и документы; финансы, обслуживание, оказание услуг - вспомогательная деятельность.

Специалист по социальной работе оказывает помощь и поддержку незащищенным социально уязвимые категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке, помощи, обслуживании и защите. Клиентами социальных работников являются:

дети и молодые люди: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с особыми потребностями; дети, живущие с ВИЧ; дети и молодые люди правового риска или вступившие в конфликт с законом; воспитанники и выпускники детских институциональных учреждений; учащиеся и выпускники специализированных учебных и учебно-воспитательных учреждений; безнадзорные дети; дети, испытавшие жестокое или небрежное обращение, свидетели насилия; дети, вовлеченные в трафик, наихудшие формы труда и эксплуатацию всех видов; дети, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов и другие;

семьи и женщины: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, семьи с одним родителем, семьи с членом семьи с ВИЧ, семьи с членом семьи с особыми потребностями, семьи в кризисной ситуации (пережившие смерть одного из членов, развод, конфликты, домашнее насилие, миграцию и т.д.); семьи, пострадавшие от стихийного бедствия, вооруженных конфликтов; приемные семьи и семьи-усыновители и другие;

люди с инвалидностью и их семьи;

одинокие пожилые люди, нуждающиеся в социальной поддержке;

люди, находящиеся в сложной жизненной ситуации: пережившие смерть или тяжелые заболевания близких, имеющие хронические заболевания, потерявшие работу, жилье и другие;

люди, живущие с ВИЧ;

люди с алкогольной и/или наркотической зависимостью;

люди, вышедшие из пенитенциарных учреждений и/или отбывающие сроки наказаний в закрытых учреждениях;

Беженцам и др.

4. Каким способом выполняется работа (как это делается)? Технологический процесс, трудовой процесс, операции, задание.

Специфика деятельности социальной работы определяется конкретными условиями рабочего места.

В обязанности специалиста по социальной работе в основном входят:

осуществление приема и предоставление информации по запросам граждан (социальная помощь, защита, трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, повышение квалификации, психологическая поддержка);

проведение консультаций по правовым вопросам (оформление опеки, усыновление, лишение родительских прав, пенсионного обеспечения, вопросы трудоустройства, занятости) и оформление соответствующих документов;

участие в разрешении спорных вопросов (трудовые, жилищные, нарушение прав матерей, пенсионеров и т.д.), разработке и реализации программ по медико-социальной адаптации и реабилитации нетрудоспособных граждан;

выявление и оформление социальных выплат, госпитализации в лечебные учреждения, принятие на обслуживание нуждающихся категорий граждан.

Социальный работник обслуживает закрепленных за ним лиц, нуждающихся в помощи, от 8 до 16 человек.

По указанию специалиста по социальной работе выполняет технические функции: навещает подопечных по месту жительства, оказывает им моральную поддержку, обеспечивает каждого продуктами и лекарствами по его просьбе по заранее составленному и согласованному списку, оплачивает коммунальные услуги, производит доставку вещей в прачечную, химчистку получает пенсии и пособия, начисленные на имя подопечного.

Оказывает помощь по дому: производит уборку и косметический ремонт квартиры, при необходимости готовит еду, кормит подопечного, обработке приусадебного участка и т.п.

В случае болезни подопечного оказывает ему экстренную доврачебную медицинскую помощь (измерение температуры, накладывание горчичников и т.п.). Вызывает врача на дом, сопровождает на прием в поликлинику. В случае госпитализации подопечного посещает его в больнице.

По просьбе подопечного пишет письма, делает телефонные звонки родственникам, а также решает других вопросы, с которыми сталкиваются одинокие, пожилые и больные люди.

5. На основании чего производится работа (на каком основании это делается)? Основания для выполнения работы: производственная документация, указания, подробные технологические инструкции, планы, расчеты; опосредованная информация, инструкции, описания, приказы.

Работа социального работника имеет четко определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:

должностными обязанностями;

законодательными и нормативными правовыми актами;

постановлениями, распоряжениями, приказами;

нормами профессиональной этики,

Профессия относится к классу исполнительских, она связана с исполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям. Согласно заданным стандартам, правилам и алгоритмам специалист по социальной работе выполняет задачи поставленные другими людьми. Работа требует организованности, исполнительности, умения заниматься конкретными делами.

6. Каковы критерии оценки результатов труда (на основании чего оцениваются качество и эффективность труда)? Критерии оценки, нормы, лимит затрат времени, квалификационные разряды.

В результате деятельности специалиста по социальной работе и существования института профессиональной социальной работы достижимы следующие результаты:

решение или снижение социальных проблем, существующих в обществе (проблемы, связанные с семьями, детьми, молодыми людьми, пожилыми, людьми с инвалидностью, с ВИЧ, с алкогольной и наркотической зависимостью и проблемы других, нуждающихся в помощи, защите и поддержке);

профилактика возникновения различного рода социальных проблем;

экономическая целесообразность и выгода вложения средств в деятельность социальных работников, способствующую предотвращению появления социальных проблем и их усугубления;

прогнозирование появления социальных проблем на уровне общества, семьи, различных групп населения, человека.

Оплата труда работников социального работника производится на основе окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, с применением выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Наименование должностей работников, профессий рабочих и квалификационные требования к ним определяются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждаемых в порядке, установленном действующим Федеральным законодательством.

Специалист по социальной работе может быть назначен (выбран) на руководящую должность директора или замдиректора дома-интерната для престарелых и инвалидов с тарификацией по 15-18 разряду. Труд указанных работников может быть специализирован по возрастным, социальным, медицинским критериям (обслуживание детей и подростков, пожилых людей, безработных, бездомных, слепых, глухих и т.д.).

Минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), утвержденным Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2008 № 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг»

7. Какая квалификация требуется для работы (что нужно уметь, знать)? Необходимое образование, требуемый практический опыт, мастерство, специализация.

Данная профессия в первую очередь требует высокого уровня гуманности, наличия развитой интуиции, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи.

Для успешного освоения профессии специалисту по социальной работе необходима общая осведомленность в социально-гуманитарных и нравственных вопросах, полезны базовые знания по истории, русскому языку, обществознанию.

должен знать : основы этики, психологии, основы медицины, основы экономики, правовые нормы.

Квалифицированный специалист по социальной работе должен уметь :

устанавливать душевный контакт с подопечными,

проявлять заботу, оказывать им моральную поддержку,

выполнять бытовые работы по дому (совершать покупки, готовить, стирать),

при необходимости оказывать доврачебную медицинскую помощь.

8. При помощи, каких средств выполняется работа (чем работают)? Инструмент, машины, вспомогательные средства, аппаратура, средства управления.

Основной предмет труда - человек (социальное обслуживание), сопутствующий - знаковая система (тексты, документы).

В своей работе социальный работник использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (ручка, карандаш), электрифицированные (калькулятор, компьютер), а также средства связи (телефон, факс).

Но основными являются его невещественные (функциональные) средства - аналитическое, словесно-логическое мышление, долговременная и оперативная память, хорошее распределение внимания; хорошая общая координация движений тела, эмоционально-выразительные устная речь и поведение, деловая письменная речь, а также органы чувств - зрение, слух, «золотые руки» и «доброе сердце».

9. В каких условиях выполняется работа? Производственная среда: условия труда и параметры рабочего места (пространственные, санитарно-гигиенические, эстетические и т.д.).

У специалиста по социальной работе активная, мобильная работа, многочисленные контакты, посещение подопечных на дому и разных инстанций и магазинов.

Несмотря на то, что социальный работник работает в комфортных условиях - в помещении (письменный стол, персональный компьютер, средства связи), его деятельность часто проходит за пределами кабинета в передвижении (выезд в различные организации, в семьи подопечных, к клиентам).

Из особых условий труда следует отметить моральную ответственность за подопечных и высокую психоэмоциональную нагрузку при интенсивном контакте с представителями неблагополучных слоев общества.

10. Какова организация труда (когда и какими способами выполняется работа)? Организация производственного процесса, график работы, режим труда и отдыха, баланс рабочего времени.

У специалиста по социальной работе ненормированный рабочий день с разъездами.

Труд социального работника имеет такую организацию, при которой он может выполнять свои трудовые задания как самостоятельно, так и совместно с другими контактными организациями.

Функционально социальный работник является организатором работы других людей (клиенты, специалисты других контактных подразделений), но ход своего трудового процесса организует самостоятельно.

11. Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)? Распределение полупрофессиональных заданий, правомочий и ответственности в трудовом коллективе, установленная субординация - начальники, подчиненные; система руководства и управления первичными коллективами; характеристика социальной среды и микроклимата.

Специалист по социальной работе:

работает в открытом сотрудничестве с коллегами и относится к ним с уважением;

устанавливает контакты с представителями различных организаций и учреждений, в помощи которых нуждается клиент, работая с ними в тесном сотрудничестве и взаимодействии (психологи, юристы, педагоги, медицинские работники, работники органов социальной защиты, работники правоохранительных органов и т.д.);

способствует включению различных институтов общества в деятельность социальных служб и созданию сети социальных служб, оказывающих помощь и поддержку клиентам;

помогает правильному восприятию и пониманию другого человека, находящегося в сложной жизненной ситуации у представителей других профессий и населения;

обменивается информацией со специалистами, вовлеченными в работу с клиентом, при условии соблюдения правил конфиденциальности и его наилучших интересов;

заявляет о спорных вопросах, которые могут создать конфликт интересов;

информирует руководство или соответствующие ответственные структуры о возможностях или оперативных трудностях, возникающих в процессе осуществления социальной помощи и поддержки различных категорий населения;

обращается за консультацией и помощью к руководству, если не чувствует себя способным или достаточно подготовленным к выполнению деятельности по социальной защите;

информирует руководство или другие ответственные организации о случаях применения коллегами небезопасной практики, злоупотребляющей стандартами оказания услуг.

12. Какова интенсивность труда (как много, насколько быстро или медленно, как часто выполняется работа)? Количество работы, ее трудность, скорость, темпы, нормы времени, продолжительность нагрузки, вариабельность труда (монотонность, систематичность, равномерность, цикличность, ритмичность).

Интенсивность труда - это способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы. Поскольку заработная плата социального работника невелика, социальный работник берет больше клиентов. В результате этого увеличивается как психологическая нагрузка, так и больше эмоциональное напряжение. Перегрузка - одна из главных проблем социального работника.

13. Какие моменты опасности и ответственности встречаются в профессиональной деятельности (что может случиться на работе)? Непорядки, материальные потери, финансовые потери, штрафы за низкое качество или срыв сроков выполнения работы, аварии, травмы, профессиональные заболевания, гибель.

В системе такой профессиональной деятельности, как социальная работа, ситуация осложняется особым состоянием клиента, который обращается за помощью к специалисту в трудной жизненной ситуации, когда могут быть ослаблены механизмы критического отношения к действительности, а специалисту делегируется роль человека, неспособного на ошибку.

Специфика профессиональной социальной работы, обусловленная повседневной вероятностью экстремальных ситуаций, требует сформированности у специалиста по социальной работе глубоких эмоционально-личностных регуляторов поведения и деятельности, таких как ценностные ориентации.

Психофизиологическую напряженность в работу социального работника могут вносить следующие факторы:

повышенная моральная ответственность и связанное с этим эмоциональное напряжение;

постоянное общение с людьми, преимущественно дезадаптивного, асоциального поведения, с дефектами психики, с физическими недостатками;

вынужденность постоянного нахождения в зоне чужого конфликта или проблемы.

Специалист по социальной работе, в силу особенностей своей профессиональной деятельности, сталкивается с рядом трудностей и проблем, о которых он должен быть проинформирован и с которыми он должен уметь справляться:

синдром профессионального «выгорания», проявляющийся в психоэмоциональном и физическом истощении, снижении порога эмоциональной восприимчивости, уменьшении профессиональной мотивации;

частое столкновение с этическими дилеммами в работе и необходимость принятия решения в каждой конкретной ситуации;

столкновение с ситуациями, несущими угрозу его здоровью и жизни;

дефицит времени и средств для решения реальных ситуаций клиентов и их проблем;

информационная перегрузка или дефицит информации в условиях необходимости принятия быстрых решений по конкретной проблеме.

. Какое воздействие оказывает труд на работающих (чем полезен и чем вреден человеку)? Положительное и отрицательное влияние материальных, организационных и социальных факторов на личность (в комплексе).

Контакты у специалиста по социальной работе многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц - клиенты, коллеги. В работе встречаются ситуации и проблемы, требующие нестандартных интеллектуальных вариантов решения. У социального работника повышенная моральная ответственность.

Люди, которые работают в социальных учреждениях, на своих плечах выносят многие тяготы сегодняшних дней, сглаживая трудности для тех, кто беззащитен, беспомощен, у кого недостает своих собственных сил и средств справиться с навалившимися не него житейскими, психологическими, социальными проблемами.

Работа социального работника строится на принципах самоотверженности, полной самоотдачи, жертвенности. Это приносит результаты, положительное значение которых и для отдельных лиц, и для семей, получивших помощь, и в целом для государства Российского трудно переоценить.

Несмотря на сдвиги в реформировании социальной защиты, престиж социальной работы как профессии находится на невысоком уровне в общественном мнении. Это связано с ограниченными возможностями материального вознаграждения.

15. Какую пользу приносит труд работнику (сколько он зарабатывает)? Заработок, зарплата, премия, натуральные выдачи, различные льготы, моральное удовлетворение от труда, общественное признание его.

В современной России социальное образование, кроме непосредственной, дает возможность занимать должности специалистов и руководителей в органах местного самоуправления (префектуры, районные управы и муниципалитеты, органы опеки и попечительства), Федеральной миграционной службе, Департаментах, Пенсионных фондах, Благотворительных фондах и других общественных некоммерческих организациях. Кроме того, есть возможна организация негосударственных структур социально-реабилитационной и трудовой направленности, функционирующих на хозрасчетной и спонсорской основе.

Работа творческая, осознание важности общественной миссии. Уровень заработной платы специалиста по социальной работе в Красноярском крае колеблется от 5 до 8 тысяч рублей. В Москве специалист получает от 16 до 50 тыс. руб.

16. Какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не должен выполнять ее)? Административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты.

Для социального работника существуют медицинские ограничения:

нарушение функций опорно-двигательного аппарата,

нарушения речи, зрения и слуха,

нарушение координации движений,

серьезные хронические заболевания, вызывающие быструю утомляемость,

заболевания сердечнососудистой системы,

нервно-психические заболевания.

хроническими инфекционными заболеваниями.

Кроме того, к «противопоказаниям» к социальной работе относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

17. Требования к профессионально важным качествам. В данной позиции перечисляются (в порядке убывания значимости) те требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к качествам работника.

Понятие «качество» в данном случае имеет обобщенный характер и относится не только к качествам личности, таким, как ответственность или развитые организаторские способности, но и к специальным способностям человека, к общим способностям и к психофизиологическим характеристикам человека и характеристикам его нервной системы. Для успешной деятельности в качестве соцработника необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

практическое логическое мышление предметно-действенного склада,

сострадательность, выраженное чувство ответственности,

выраженная склонность к работе в сфере общения,

лексические способности, выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата,

хорошая долговременная и оперативная память;

активность и физическая подвижность,

высокая эмоциональная, нервно-психическая устойчивость,

внешняя привлекательность (желательно) и обоятельность.

Кроме того, должен обладать следующими качествами:

безусловное принятие ценности каждого человека, уважение его прав;

безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей, толерантность;

развитое самопознание и самооценка, критическое мышление;

эмпатия (способность сопереживать и сочувствовать);

рефлексия (способность к размышлению, обдумыванию);

умение устанавливать контакт с людьми и формировать доверительные отношения;

чуткость и чувствительность к эмоциональному состоянию людей, эмоциональная сдержанность и терпимость;

настойчивость и последовательность в решении сложных ситуаций;

оптимальный уровень тревожности, отсутствие склонности к депрессивным состояниям;

умение увидеть и развивать сильные стороны людей и семей, которым оказывается помощь;

навыки работы в стрессовых и эмоционально сложных ситуациях: самоконтроль, умение переключаться и управлять своими эмоциями и поведением.

Требования к поведению, деятельности, профессионально значимым качествам личности специалиста по социальной работе зафиксированы в ряде кодексов этики социальных работников: Кодекс этики социальных работников Национальной ассоциации социальной работы, «Этика социальной работы: принципы и стандарты» (Международная федерация социальных работников), Российский кодекс этики социальных работников и др.

Документы, определяющие этические требования, выполняют функцию формализации профессиональных ценностей, т.е. возведения их в ранг требований профессии к личности специалиста.

профессиограмма специалист социальный труд

Профессиограмма - это описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Отражает : требования к должностным обязанностям работника; требования к рабочему месту; возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника; варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др., то есть все о конкретной должности применительно к специфике данной фирмы. Личные качества можно разделить на 3 группы. Качества первой группы , которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление). Психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия). Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Ко второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие. Качества, проявляемые социальным работником по отношению к клиентам. Основными обязанностями социального работника являются его обязанности по отношению к клиенту: а) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах; б) социальный работник не должен практиковать, способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках; в) социальный работник должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам; г) социальный работник не должен вступать в сексуальные отношения с клиентами ни при каких обстоятельствах; д) социальный работник должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможностях, обязанностях, связанных для них с социальной службой; е) социальный работник должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, по его мнению, служат интересам дела; социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или всей семьи и т.д.

Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы.

Практика социальной работы – конечное звено в организации и предоставлении социальных услуг населению. Практика является собирательной категорией, она включает в себя деятельность многих компонентов института социальной работы: отдельных специалистов, учреждений, центров, органов управления. Будучи тем звеном, на котором фокусируются все усилия различных составляющих – нормативной базы, научно-методических разработок, административно-управленческих решений, практика социальной работы ставит дополнительные задачи объединить результаты деятельности всех названных компонентов в едином реальном практическом действии. Практика является приложением теоретических идей, способом их опредмечивания. Со своей стороны она предоставляет теории эмпирический материал для анализа и обобщений. Практика социальной работы является способом воплощения различных теорий социальной работы и, в то же время, обращается к теории с требованием анализа наиболее проблемных точек и противоречий социальной жизни и поиска способов их разрешения. Взаимодействие теории и практики, их и единство обусловливает эффективность всей социальной работы. Важно обеспечить единство теории и практики на деле, найти оптимальные формы их взаимодействия.