Планирование Мотивация Управление

Особенности государственной регистрации коммерческих организаций. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций. Учредительные документы коммерческих организаций. Г. За водоснабжение, водоотвод и природопользование

Этапы создания коммерческой организации:

1. Определение состава учредителей, участников коммерческой организации. Законодательством РФ предусмотрены специальные правила, касающиеся состава и числа учредителей коммерческой организации;

2. Происходит выбор участниками организационно-правовой формы, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность;

3. Учредительные документы. На начальном этапе создания коммерческой организации необходимы выработка и утверждение учредительных документов в зависимости от организационно-правовой формы;

4. Выбор наименования коммерческой организации. Согласно ст.54 ГК РФ юридические лица имеют свое наименование, содержание которого указывает организационно правовую форму;

5. Определение места нахождения организации. Согласно ст.52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения. По общему правилу местом нахождения Юридического лица является место его регистрации;

6. Формирование уставного (складочного) капитала и уставного (паевого) фонда. В хозяйственных обществах формируется уставный капитал, который представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов, долей, акций по номинальной стоимости, учредителей, участников организаций. В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал, который не выступает минимальной гарантией прав кредиторов, следовательно его размер определяется в учредительных документах. В Производственных кооперативах формируется паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов. При создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд, размер которого определяется собственником предприятия;

7. Государственная регистрация – процедура государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в единый государственный реестр сведений о создании реорганизации ликвидации юридических лиц, приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, прекращения его деятельности и иных сведений о физических и юридических лицах;

8. Наличие печати;

9. Регистрация в органах статистики;

10. Постановка на учет в налоговом органе;

11. Открытие расчетного счета в банке;

12. Постановка на учет в государственных социальных фондах.

Государственная регистрация хозяйствующих субъектов, понятие, содержание, порядок осуществления

Государственная регистрация юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с ФЗ №129 ФЗ от 08.08.?? «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Государственную регистрацию осуществляет министерство по налогам и сборам. Регистрация осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа. А в случае его отсутствия, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Законом установлен срок регистрации – не более 5-ти рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган. Документы могут быть отправлены по почте. Датой истечения срока бузет являться дата поступления документов в регистрирующий орган.


При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

1. Руководитель постоянно действующего исполнительного органа, регистрируемого юридического лица или иное лицо, которое имеет право действовать в интересах юридического лица без доверенности;

2. Учредитель, учредители юридического лица при его создании;

3. Руководитель юридического лица, выступающий учредителем регистрируемого юридического лица;

4. Иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренное ФЗ либо специальным нормативным актом.

Ст.13 закона ФЗ №129 указывает перечень документов, предоставляемых в регистрируемый орган при регистрации:

1. Заявление;

2. Решение о создании юридического лица;

3. Учредительные документы;

4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц, соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

5. Документ об оплате государственной пошлины.

Для физических лиц:

1. Заявление;

2. Копия основного документа физического лица, если он является гражданином РФ;

3. Копия документа, установленного ФЗ или признаваемого международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве Индивидуального предпринимателя;

4. Для лиц без гражданства предоставляется копия документа, подтверждающего происхождение и по возможности принадлежность к определенной стране лица без гражданства.

Регистрирующий орган не вправе требовать иных документов помимо указанных в законе о регистрации .

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях:

1. непредставлении определенных «Законом о государственной регистрации» документов, необходимых для государственной регистрации;

2. представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

3. если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого лица.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом о регистрации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве Индивидуального Предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия решения судом о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в индивидуальном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который предприниматель по приговору суда лишен права заниматься предпринимательской деятельности.

Образование (учреждение) юридических лиц осуществляется в соответствии с нормами ГК (ст. 50.1–52), Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также специальных законов, определяющих правовое положение отдельных видов юридических лиц. При этом образование юридического лица допустимо только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для коммерческих (п. 2 ст. 50 ГК) и для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 50 ГК).

Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).Таким образом, в процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы: 1) принятие решения об учреждении юридического лица, 2) государственная регистрация юридического лица.

В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а так же иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).

В решении об учреждении юридического лица указываются следующие сведения: 1) об учреждении юридического лица, 2) об утверждении его устава, который определяет его правовое положение, 3) о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества, 4) об избрании (назначении) его органов, 5) о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица и о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица (только для юридических лиц корпоративного типа) (ст. 50.1 ГК).

Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц. В условиях рыночной организации оборота основным становится явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным) способ их создания. Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создается большинство юридических лиц. В качестве предусмотренного законом исключения используется также, разрешительный порядок создания некоторых юридических лиц, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних.



Например, решение о государственной регистрации банков и других кредитных организаций принимает Центральный банк, который затем сам пересылает в регистрирующий орган необходимые документы, а после их государственной регистрации в качестве юридических лиц выдает им лицензии на осуществление банковской деятельности.

Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, что могут занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями).

Например, предварительное согласие антимонопольного органа (в настоящее время – Федеральная антимонопольная служба при Правительстве РФ) необходимо при первоначальном создании коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации и стоимость активов последней превышает 6 млрд. руб .

Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления. Так возникают государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, другие некоммерческие организации, учредителем которых могут выступать публично-правовые образования.



Так, в соответствии со ст. 114 ГК унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Субъекты, правомочные принимать решение об учреждении унитарного предприятия и федерального казенного предприятия, определены в ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Частным случаем распорядительного порядка являются специальные правила о создании государственных корпораций.

Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственным органом, уполномоченным в области регистрации юридических лиц, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы – в отношении коммерческих организаций. В отношении кредитных организаций таким уполномоченным органом выступает - Банк России.

Г осударственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации протекает в определенной административно-правовой форме, другими словами, процедурной форме, которая устанавливает стадии регистрации и их последовательность, а также условия, характеризующие производство в конкретной стадии.

И. М. Лазарев выделяет в административно-процедурном производстве следующие стадии: 1) возбуждение административного дела и предварительное рассмотрение материалов, 2) рассмотрение дела по существу компетентным органом (должностным лицом) и принятие по этому делу индивидуального правового акта, 3) обжалование решения по делу (факультативная стадия), 4) исполнение принятого по делу решения (факультативная стадия).

Закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает единый порядок регистрации вне зависимости от вида и организационно-правовой формы юридического лица. Однако федеральными законами устанавливаются особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политических партий, религиозных организаций, банков, страховых организаций и т.д.). Для регистрации юридического лица в уполномоченный орган подаются документы, исчерпывающим образом определенные законом:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам и соблюден порядок учреждения юридического лица данной организационно-правовой формы. А сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, достоверны. В том числе оплата уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, в двух экземплярах, один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности на бумажном носителе или в электронной форме и подписанные электронной подписью регистрирующего органа.

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Требования государственного органа о предоставлении иных документов признается незаконным. Документы могут быть поданы как непосредственно в территориальный регистрирующий орган (в том числе посредством электронного документооборота через единый портал государственных и муниципальных услуг), так и через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК до государственной регистрации юридического лица регистрирующий орган обязан проверять сведения, содержащиеся в документах, представленных для регистрации, на предмет их достоверности.

Во-первых, проверяется форма поданного заявления, представленного на государственную регистрацию. Формы заявлений, которые представляются в регистрирующий орган, и требования, предъявляемые к их оформлению, утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Во-вторых, осуществляются соответствующие межведомственные запросы в иные органы, в том числе в Федеральную миграционную службу. В случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.

Одним из оснований отказа в государственной регистрации является несоответствие наименования юридического лица закону. Таким образом, можно предположить, что регистрирующий орган проводит проверку сведений о наименовании юридического лица. Однако регистрирующий орган не проводит проверку фирменного наименования на нарушение прав интеллектуальной собственности, так как фирменное наименование может быть зарегистрировано как товарный знак.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В качестве конкретизации принципа достоверности, содержащемся в Едином государственном реестре сведений, необходимо обеспечивать их актуальность. С этой целью представляется целесообразным закрепить для юридических лиц обязанность регулярно предоставлять в регистрирующий орган сведений о себе. Компании обязаны ежегодно предоставлять отчет который может в себя включать баланс, список акционеров, финансовую статистику, отчет управляющих, аудиторов, протоколы собраний акционеров.

Заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права, в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать, что его право нарушено. Кто может являться заинтересованным лицом закон не определяет. Жалоба подается в вышестоящий регистрирующий орган, либо в федеральный орган исполнительной власти. Может быть обжаловано решение о государственной регистрации, решение об отказе в государственной регистрации, а также решение УФНС по жалобе на решение ИФНС. Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

После обжалования решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации в вышестоящий регистрирующий орган заявитель имеет право обратиться с жалобой в суд. Следует отметить, что в отношении решений о регистрации заявитель вправе самостоятельно выбрать способ их оспаривания: посредством обращения в вышестоящий регистрирующий орган, либо в суд.

Рассматривая факультативную стадию исполнения, необходимо отметить, что отношения по исполнению решения по жалобе, поданной в административном порядке, либо по исполнению решения суда регулируются нормами административного права и, как правило, состоят в осуществлении регистрирующим органом действий, направленным на принятие решения о государственной регистрации и внесения соответствующий сведений в реестр, либо исключения соответствующих сведений из реестра в случае признания решения о государственной регистрации недействительным.

Таким образом, в процедуре образования юридического лица можно выделить следующие этапы: 1) принятие решения об учреждении юридического лица, 2) государственная регистрация юридического лица- акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, посредством внесения в государственные реестры сведений о создании юридических лицах..

Известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц: нормативно-явочный, распорядительный, разрешительный. В первом случае учредители «являются» в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. Во втором, необходимо получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица. Третий порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления

Глава 2. Правовое регулирование коммерческих организаций как субъектов административного права Российской Федерации

2.1 Правоспособность и дееспособность коммерческих организаций

Административная правоспособность и административная дееспособность являются главными составляющими административно-правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно-устанавливающего понятия гражданской правоспособности и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

Понятия «правоспособность» и «дееспособность» неразрывно связаны с понятием «субъекта права».

Коммерческая организация, являясь субьектом административного права, обладает правосубъектностью со всеми ее структурными элементами: правоспособностью и дееспособностью.

Административная правоспособность - вид обшей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Правоспособность коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций (п. 1 ст. 49, п. 2 ст. 52 ГК РФ), признается общей.

И такие коммерческие организации могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Общей правоспособностью обладает большинство коммерческих организаций. При этом для данных организаций не является обязательным перечисление всех видов деятельности, которые организация может осуществлять – достаточно перечислить основные и оставить указанный перечень открытым.

Если в уставе юридического лица содержится исчерпывающий список видов деятельности (закрытый), то такое юридическое лицо будет иметь специальную правоспособность. Кроме того, специальная правоспособность может быть установлена законом.

Специальная правоспособность означает, что субъект может иметь не любые права, а только те, которые соответствуют предмету его деятельности. Считается, специальной правоспособностью обладают, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Способом ограничения общей правоспособности является практика лицензирования отдельных видов деятельности.

Лицензия – это специальное разрешение (в форме бумажного или электронного документа), выданное юридическому лицу уполномоченным государственным органом (лицензирующим органом), на право осуществления данным юридическим лицом определенного вида предпринимательской деятельности.

Выданная лицензия означает, что юридическое лицо соответствует установленным лицензионным требованиям для данного вида деятельности.

К таким требованиям, например, относятся: 1) наличие у юридического лица помещений, зданий, технических средств, оборудования, 2) наличие квалифицированных работников, 3) наличие системы производственного контроля и т.д.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также иными федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Конечно, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или, что важно в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

В юридической литературе наряду с общей (универсальной) и специальной правоспособностью юридических лиц выделяют и иные виды правоспособности.

Особым видом специальной правоспособности является так называемая исключительная правоспособность. Исключительная правоспособность означает, что субъект вправе осуществлять строго определенный вид деятельности; другими видами деятельности он заниматься не вправе. Исключительными следует считать, например, правоспособность банков, которые в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности» не могут заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Исключительная правоспособность присуща также страховым организациям, акционерным инвестиционным фондам, центральным компаниям финансово-промышленных групп и некоторым другим субъектам предпринимательского права

Так, например, Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" устанавливает для Акционерного инвестиционного фонда исключительный вид деятельности - инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом. Иные виды предпринимательской деятельности данная организация осуществлять не вправе.

Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью не имеют права совершать сделки, которые выходят за рамки установленной для них правоспособности.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении N 6, а также Пленум ВАС РФ в постановлении N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дали разъяснение, что сделки, совершенные юридическим лицом, которому в соответствии с законом установлена ограниченная правоспособность, признаются ничтожными.

Субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Коммерческая организация обладает дееспособностью, элементами которой являются сделкоспособность и деликтоспособность.

Сделкоспособность коммерческой организации – это способность своими действиями совершать сделки и иные юридически значимые действия.

Особенностью сделкоспособности коммерческой организации является осуществление сделок органами коммерческой организации, участниками коммерческой организации и иными лицами, которые согласно закона или учредительных документов, доверенности, вправе действовать от имени коммерческой организации в гражданском обороте.

Органы могут быть в зависимости от:

порядка формирования (образования) - созываемыми (общее собрание участников), избираемыми (совет директоров и его председатель), назначаемыми (директор унитарного предприятия), формируемыми на договорной основе (управляющий или управляющая компания как единоличный исполнительный орган в хозяйственных обществах);

обязательности - обязательными (общее собрание участников, директор) и факультативными (наблюдательный совет в производственных кооперативах, советы директоров в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью, а иногда - и в акционерных обществах, правление или дирекция в хозяйственных обществах);

характера деятельности - действующими периодически (общее собрание участников, совет директоров) и постоянно (директор);
коллегиальности - коллегиальными (общее собрание участников, совет директоров, правление, попечительский совет) и единоличными (директор, управляющий);

осуществляемой функции - волеобразующими (общее собрание участников, совет директоров), исполнительными (правление или дирекция, директор), контрольными (ревизионная комиссия, ревизор).

Особым ("чрезвычайным") органом юридического лица с широкими полномочиями является ликвидационная комиссия (ликвидатор) (п. 3 ст. 62 и ст. 63 ГК).

Виды органов, их структура, иерархия, порядок формирования, компетенция (полномочия), а также другие связанные с ними вопросы предопределяет форма юридического лица, а также его принадлежность к коммерческим или некоммерческим организациям.

В отношении коммерческих организаций (учитывая их роль и значение в экономике) закон детально регулирует вопросы органов и процесса управления в целом, при этом многие из них решает непосредственно и по существу и только некоторые отдает на откуп учредительным документам. Если нормы закона императивны, учредители (участники) коммерческой организации обязаны соблюдать их предписания, если же они являются диспозитивными, учредители (участники) вправе их изменить или отменить (абз. 2 п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК).

Так, в обществах с ограниченной ответственностью высшим органом управления является общее собрание участников, при этом устав может предусматривать наличие совета директоров (наблюдательного совета). Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Другой орган - совет директоров (наблюдательный совет) - в небольших обществах (с числом владельцев голосующих акций менее 50 лиц) создавать не обязательно.

Именно данными органами коммерческих организаций, юридическое лицо реализует свою дееспособность.

Таким образом, коммерческая организация, являясь субьектом административного права, обладает правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью юридического лица понимается его способность быть наделенным конкретными правами и обязанностями гражданского характера, которые нужны ему для развития любой деятельности, не противоречащей закону, дееспособность возможность своими действиями приобретать и реализовать права и обязанности

В юридической литературе выделяют общую (универсальную) и специальную, исключительную правоспособность юридических лиц.

Общей правоспособностью обладает большинство коммерческих организаций. При этом для данных организаций не является обязательным перечисление всех видов деятельности, которые организация может осуществлять.

Специальная правоспособность означает, что субъект может иметь не любые права, а только те, которые соответствуют предмету его деятельности. В данном случае необходимо получения лицензии- специального разрешение, выданное лицензирующим органом, на право осуществления данным юридическим лицом определенного вида предпринимательской деятельности.

Исключительная правоспособность означает, что субъект вправе осуществлять строго определенный вид деятельности; другими видами деятельности он заниматься не вправе.

Создание предприятия основывается на принципах и проходит несколько этапов:

1) возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

2) изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда; 3) изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

4) подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);

5) подбор соучредителей предприятия;

6) определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала

7) разработка учредительных документов и бизнес-плана;

9) осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;10) изготовление печатей, штампов;

11) постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;

Порядок создания коммерческих организаций регулируется специальными законами и подзаконными актами.

Создать коммерческое организацию может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями.

Учредители - участники. Состав учредителей определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками.

Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, становятся участниками. первоначальный состав участников может полностью измениться.

В качестве учредителей и участников могут выступать любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом право- и дееспособности: физические и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, учредителем унитарного предприятия - только государственное муниципальное образование).

Разработка учредительных документов: учредительный договор и устав.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах своё наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

1) заявление по форме, установленной Мин.Юст. РФ, о государственной регистрации юридического лица. 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;3) учредительные документы (учредительный договор, устав);

4) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации; 5) документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах;

6) если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус; 7) справку налогового органа по месту жительства физического лица - собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе; 8) гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;

Регистрация - это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизуемые) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признаётся незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

С позиций целей правового регулирования регистрационный режим предпринимательской деятельности должен включать в себя следующие компоненты:

  • а) определение форм этой деятельности, подлежащих регистрации;
  • б) создание и установление правового статуса органов государства, осуществляющих государственную регистрацию указанной деятельности;
  • в) разработку процедуры и правил регистрации предпринимательства, образцов документов, установление прав и обязанностей в этой сфере;
  • г) установление ответственности и правил ее реализации в сфере регистрации предпринимательства.

Государственная регистрация преследует следующие цели:

  • - осуществление государственного контроля за ведением предпринимательской деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;
  • - проведение налогообложения;
  • - получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
  • - предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация должна основываться на принципах публичности, общеизвестности и достоверности, внесенных в соответствии с ней в реестр сведений. Принцип публичности проявляется в том, что реестр доступен каждому лицу, желающему познакомиться с ним. Принцип общеизвестности означает, что любое лицо считается осведомленным о внесении коммерческой организации в реестр (на основании публикации данных реестра в официальных изданиях), что лишает его возможности ссылаться на незнание содержащихся в нем сведений. И, наконец, в силу принципа достоверности действует презумпция правильности содержащихся в реестре записей, которая может быть опровергнута только в судебном порядке.

Сама процедура государственной регистрации коммерческих организаций урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне -- это Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», который утверждает Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Регистрация коммерческих организаций производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации, её техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение ЕГРЮЛ.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

  • 1) заявление по форме, установленной Министерством юстиции РФ, о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  • 2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  • 3) учредительные документы (учредительный договор, устав);
  • 4) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации;
  • 5) документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах;
  • 6) если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус;
  • 7) справку налогового органа по месту жительства физического лица - собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;
  • 8) гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;

Статья 50 ГК РФ Коммерческие и некоммерческие организации:

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения
(в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.


6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке (регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента, совершения которого возникает юридическое лицо и приобретает соответствующий статус ИП).

Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельностиопределяется ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридического лица при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физического лица в качестве ИП и государственной регистрацией при прекращении физического лица деятельности в качестве ИП, в связи с ведением государственных реестров - Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра ИП).

В зависимости от того, по чьей воле и каким образом, создаются субъекты предпринимательской деятельности принято выделять:

· учредительно-распорядительный способ - используется для создания государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые создаются на основании решения об их учреждении, принятого Правительством РФ, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ или органом МСУ в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

· учредительный, договорно-учредительный способ - применяется при создании коммерческих организаций одним участником, а также при приобретении статуса ИП;

· договорно-учредительный способ - используется при создании коммерческих организаций с несколькими участниками.

· дозволительно-учредительный способ - предполагает согласование создания субъекта предпринимательского права с государственным органом (Центральным Банком РФ, Федеральной антимонопольной службой и другими).

Создание юридического лица начинается с выбора учредителями его организационно-правовой формы, разработки учредительных документов, являющихся правовой основой деятельности организации наряду с нормами действующего законодательства. Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен: общества с ограниченной или дополнительной ответственностью действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ является учредительный договор. Для остальных коммерческих организаций в качестве единственного учредительного документа предусмотрен устав. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании утвержденного им устава.

На первом этапе помимо разработки проектов учредительных документов происходит комплектование состава учредителей организации, определение размера уставного (складочного) капитала (фонда) организации, в необходимых случаях - денежная оценка вкладов учредителей в виде материальных ценностей, передачи имущественных прав и права пользования интеллектуальной собственностью. Принятие решения о создании организации, утверждение или подписание учредительных документов, избрание руководящего состава и принятие решений по другим необходимым вопросам происходит, как правило, на учредительном собрании. Протокол учредительного собрания является документом, закрепляющим эти действия. В случае, когда учредителем организации является одно лицо, соответствующие вопросы оформляются решением учредителя.

На данном этапе также должно начаться формирование уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, паевого фонда производственного кооператива, может быть сформирован складочный капитал товарищества. Так, учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны оплатить не менее 50% уставного капитала на момент государственной регистрации общества. Оплата уставного капитала акционерного общества и уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий производится после их государственной регистрации.

Основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности:

1) Учредители коммерческой организации (хозяйственное общество может быть создано 1 лицом; учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из 1 лица; полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть ИП и коммерческие организации, участниками хозяйственных товариществ и вкладчиками в товариществах на вере - граждане и юридические лица).

2) Организационно-правовая форма (учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах).

3) Учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы учредительными документами могут быть - устав ((унитарные предприятия, кооперативы, АО); учредительный договор и устав; учредительный договор (товарищества)).

Учредительный договор (обязательство создания юридического лица, определение порядка совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества, порядок распределения прибыли и убытков, порядок управления деятельностью, выход участников из его состава).

Устав - устанавливает правовой статус организации - определяются организационно-правовая форма коммерческой организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, ответственность участников за нарушение обязанностей по оплате уставного капитала, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений; определяются цели и предмет деятельности).

4) Наименование коммерческой организации (должно содержать указание на его организационно-правовую форму; указание на характер деятельности должно присутствовать только в наименованиях унитарных предприятий, а также в иных случаях, предусмотренных законом; особый порядок для включения слов «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний) (право на фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности).

5) Место нахождения организации (место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа).

6) Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда:

а) хозяйственные общества - уставный капитал (зарегистрированная в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации; представляет собой денежную оценку совокупности вкладов, внесенных участниками);

б) хозяйственные товарищества - складочный капитал (не является минимальной гарантией прав кредиторов; размер устанавливается в учредительном договоре при создании товарищества);

в) производственные кооперативы - паевой фонд (образуется за счет паевых взносов, оцениваемых при образовании кооператива по взаимной договоренности его членов на основании сложившихся на рынке цен, при вступлении новых членов - комиссией);

г) государственные и муниципальные предприятия на праве хозяйственного ведения - уставный фонд (размер определяется собственником предприятия; должен быть полностью сформирован в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации; является неделимым,
не может быть распределен по вкладам (паям, долям)).

Уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд могут формироваться за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных
и иных прав, имеющих денежную оценку (в некоторых случаях оценка должна проводиться независимым оценщиком).

7) Государственная регистрация (осуществляется ИФНС РФ; срок - не более 5 рабочих дней; представляются документы (заявление, решение о создании, учредительные документы, выписка из реестра иностранных юридических лиц, документ об оплате государственной пошлины) (решение о государственной регистрации - основание внесения записи в соответствующий государственный реестр (момент записи в реестр - момент государственной регистрации).

Постановка на учет в налоговом органе осуществляется одновременно с государственной регистрацией.

Постановка на учет в государственных социальных фондах
(в 5-дневный срок с момента регистрации регистрирующий орган предоставляет сведения о регистрации в государственные органы по перечню, определенному Правительством РФ; фонды осуществляют регистрация; контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН (единый социальный налог) осуществляется налоговыми органами).

Отказ в государственной регистрации допускается в случаях (непредставления необходимых документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; если учредителем юридического лица выступает ликвидируемое юридическое лицо или если юридическое лицо возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица).

8) Печати (общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения; возможно указание наименования на иностранном языке или языке народов РФ; особый порядок установлен для воспроизведения Государственного герба РФ).

9) Регистрация в органах статистики (при идентификации юридического лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики (ОКВЭД, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКФС, ОКОПФ)).

10) Открытие расчетного счета в банке (счет открывается по представлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиска печати; в течение 10 дней с момента открытия расчетного счета организация обязана сообщить об этом в налоговый орган).

Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является её легитимность, то есть государственное подтверждение законности прав и полномочий субъектов предпринимательской деятельности, их вхождения в хозяйственный оборот. Слово «легитимный» происходит от латинского legitimus, означающего «законный, соответствующий закону или конституции». Легитимация, соответственно, может быть определена как процесс приобретения субъектом права законного статуса, заключающегося в совокупности его прав и обязанностей.

Так же как граждане - физические лица индивидуализируются по месту жительства и своему имени, индивидуализация юридического лица,
т.е. выделение его из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования.

Точное место нахождения юридического лица важно для правильного применения к нему актов местных органов власти, предъявления исков, исполнения обязательств и др. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При определении места нахождения юридического лица необходимо руководствоваться нормами Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что место государственной регистрации - это не конкретный адрес или наименование регистрирующего органа; местом государственной регистрации считается территория соответствующего субъекта РФ. В то же время при государственной регистрации указывается конкретный адрес, под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, по которому с юридическим лицом осуществляется связь. При изменении места нахождения исполнительного органа юридического лица допускается его перерегистрация.

Не разрешается регистрация юридических лиц по адресам жилых квартир, поскольку согласно п. 3 ст. 288, п. 2 ст. 671 ГК РФ жилое помещение может использоваться только для проживания граждан.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Порядок его государственной регистрации и использования определяется законом и иными правовыми актами (ст. 54 ГК РФ). Однако специального закона о порядке регистрации фирменных наименований в нашей стране еще нет, поэтому фирменные наименования регистрируются в составе учредительных документов юридического лица. Фирменное наименование юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его организационно-правовую форму. Фирменное наименование относится к объектам исключительных прав, следовательно, оно не может быть повторяемым. В то же время не является нарушением исключительных прав использование одинакового наименования юридическими лицами, имеющими разную организационно-правовую форму.

В настоящее время создан Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), являющийся федеральным информационным ресурсом. Этот Реестр ведется Федеральной налоговой службой РФ одновременно на бумажных и электронных носителях. Казалось бы, в таком Реестре регистрация одинаковых фирменных наименований в разных субъектах РФ исключена. Однако на сегодняшний день налоговые органы не требуют от заявителей предоставления справок о проверке новизны фирменного наименования, поэтому появление большого количества организаций-двойников вполне возможно.

Действующее законодательство не допускает отказа в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Такой подход применяется в большинстве случаев. Он именуется нормативно-явочным порядком регистрации, т.е. для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц, в том числе и государственных органов. При регистрации учредительные документы юридического лица должны лишь проверяться на соответствие требованиям действующего законодательства РФ. Но, к сожалению, сейчас регистрирующие органы фактически самоустранились от проверки документов на соответствие нормативным актам.

В ряде случаев государственная регистрация юридического лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем, что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его государственным или муниципальным имуществом, требуется соответствующее распоряжение органа государственной власти или МСУ. Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке.

Для создания некоторых юридических лиц необходимо
(в противоположность нормативно-явочной регистрации) согласие государственных органов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций.

Срок государственной регистрации составляет 5 рабочих дней, полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам. Для государственной регистрации юридического лица представляется заявление по унифицированной форме. В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством, достоверны, а также что соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.).

Заявителем при государственной регистрации является физическое лицо, подпись которого на заявлении должна быть нотариально удостоверена. Например, заявителем может быть один из учредителей, руководитель исполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создается хозяйственное товарищество.

К заявлению прилагаются решение о создании юридического лица в виде протокола или договора, учредительные документы, выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения, если одним из учредителей является иностранная организация.
Правовая основа деятельности юридического лица - его учредительные документы, состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительного документа - устава, являются АО, производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора, являются хозяйственные товарищества - полное товарищество и товарищество на вере (договорные организации).